Научная статья на тему 'Экономические инструменты управления предприятием общественного питания'

Экономические инструменты управления предприятием общественного питания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1035
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕПИТ / КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ PLANNING / COMMERCIAL CALCULATION / FINANCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусейнова У. Г.

Рассматриваются основные экономические инструменты управления предприятием общепита и даются рекомендации по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC INSTRUMENTS OF MANAGEMENT ENTERPRISE PUBLIC FEEDING

They Are Considered main economic instruments of management enterprise общепита and are given recommendations upon their realization.

Текст научной работы на тему «Экономические инструменты управления предприятием общественного питания»

Таблица 6. Скорректированная матрица парных коэффициентов корреляции

У X! X2 X3 X4

У 1 -0,960 -0,882 0,903 -0,471

X, -0,960 1 0,928 -0,789 0,638

X2 -0,882 0,928 1 -0,704 0,611

X3 0,903 -0,789 -0,704 1 -0,126

X4 -0,471 0,638 0,611 -0,126 1

Фишера-Снедекора при а=0.05; v1=3 и v2=17. Коэффициент детерминации R2 = 0,978 для уравнения (3.2) показывает, что дисперсия значений численности постоянного населения у на 97,8 % объясняется влиянием факторов х1 - уровня безработицы и х3 - валового регионального продукта на душу постоянного населения республики в год.

Из уравнения регрессии (3.2) следует, что увеличение х3 - валового регионального продукта на душу постоянного населения в Республике Дагестан на 1000 рублей в год приведет к повышению численности постоянного населения в республике в среднем на 14 человек, а увеличение на 1 % уровня безработицы в Дагестане приводит к понижению роста постоянного населения в среднем на 17 человек в год.

Проведенный анализ показывает зависимость численности постоянного населения в республике (тыс.чел) от социально-эко-

номических факторов. Прямая зависимость численности постоянного населения от х3 - валового регионального продукта на душу постоянного населения республики в год - это достаточно убедительная зависимость. В то же время можно сделать вывод, что при существующих объемах валового регионального продукта невозможно достичь такого реального роста численности постоянного населения в республике, которая уже достигла отметки в 3 миллиона человек. Это говорит о том, что еще существуют какие-то существенные факторы, влияющие на рост постоянного населения, кроме тех 10 факторов, рассматриваемых в настоящей работе.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 875 «О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда».

2. Занятость и безработица в Российской Федерации в сентябре 2009 года. (Итоги обследования населения по проблемам занятости). - Росстат, -2009.

3. Абдулгалимов А.М. Статистическое прогнозирование социально-экономических процессов. - Махачкала: Даг. книжн. изд-во, 1998.- 142 с.

4. Абдулгалимов А.А., Абдулгалимов А.М. Экономико-статистический анализ преступлений в Республике Дагестан // Экономические науки , - №2 (27) , 2007.- С. 67-72.

5.Социально-экономическое положение республики Дагестан за январь-декабрь 2008 года. /Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан.

- Махачкала, 2009, -272 с.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Гусейнова У.Г., ассистент Дагестанского государственного технического университета Рассматриваются основные экономические инструменты управления предприятием общепита и даются рекомендации по их реализации. Ключевые слова: общепит, коммерческий расчет, внутрифирменное планирование, финансовая деятельность.

ECONOMIC INSTRUMENTS OF MANAGEMENT ENTERPRISE PUBLIC FEEDING

Guseynova U.G., assistent Dagestanskogo state technical university They Are Considered main economic instruments of management enterprise общепита and are given recommendations upon their realization. Keywords: общепит, commercial calculation, внутрифирменное planning, financial activity.

В условиях рынка важную роль в повышении эффективности управления предприятиями общественного питания играют различные экономические инструменты. К основным элементам хозяйственного механизма экономического управления предприятием общепита можно отнести: коммерческий расчет, внутрифирменное планирование, ценообразование и финансы, кредит, маркетинг и стимулирование эффективной хозяйственной деятельности.

Наиболее важную роль при этом играет коммерческий расчет, как важнейший метод хозяйствования, синтезирующий в себе, как функции управления, так и экономические рычаги направленные на соизмерение затрат и результатов, а также обеспечение прибыльности предприятия[1].

Организация коммерческого расчета в общепите может быть основана на следующих общих принципах хозяйствования:

- окупаемость затрат на производство и реализацию продуктов питания;

- рентабельность процесса обслуживания посетителей;

- оперативно-хозяйственная самостоятельность в распоряжении производственными ресурсами с ориентацией производства продуктов питания на удовлетворение рыночного спроса на выбранном сегменте потребителей полуфабрикатов и готовых продуктов питания;

- материальная заинтересованность в эффективном ведении хозяйства всех работников предприятия общепита;

- финансовый контроль со стороны руководства над ходом и результатами хозяйственной деятельности.

В этом случае коммерческий расчет становится динамичной, регулярно развивающейся системой хозяйствования. При незыб-

лемости основных принципов внутрифирменного коммерческого расчета по мере изменения качества оказываемых услуг, по мере развития рыночных отношений меняются его формы и методы, а также раздвигаются границы договорных и хозяйственных отношений.

При этом, предприятие общепита определяет какую продукцию ему производить на основе анализа спроса и расчета экономической выгоды, т.е. оно формирует свою производственную программу строго согласно своим коммерческим выгодам.

Еще одной важнейшей функцией экономического механизма управления предприятия общепита является совершенствование внутрифирменного планирования. Никакая хозяйственная организация не может эффективно функционировать, не разработав планов развития своих производственных мощностей, с учетом спрогнозированных перспектив развития спроса на оказываемые ее услуги. Система прогнозов, долгосрочных и краткосрочных, перспективных и текущих планов должна предусматривать меры по достижению всех основных целей развития предприятия общепита.

Основной задачей внутрифирменного планирования является разработка оперативного, среднесрочного и стратегического бизнес-планов развития предприятия общепита. При этом решаются подзадачи связанные с выявлением закономерностей развития внешнего окружения предприятия в целом и отдельных его факторов, определяющих изменения потока посетителей, формулирование целей и вероятных стратегий, выявление первостепенных проблем, а также действий для их достижения. После утверждения планов, их представляют в цифрах, формируя бюджет предприятия общественного питания.

Важным элементом хозяйственного механизма управления является цена и финансы, определяющие взаимодействие предприятия общепита с внешней средой. Цена создает экономические условия для функционирования финансов, кредита и заработной платы. Финансовое воздействие на процесс производства продуктов питания и обслуживания клиентов проявляется, прежде всего, в распределении и перераспределении стоимости. Однако финансы не только задают процесс распределения, но и оказывают активное воздействие на изменение стоимостных пропорций [2].

Цены на различные блюда питания должны последовательно отражать общественно необходимые затраты на их изготовление и реализацию, учитывать потребительские свойства, соотношение спроса и предложения. Важным требованием при обосновании общественно-необходимых затрат является учет расходов на воспроизводство трудовых ресурсов и сырьевых продуктов. Цены должны активно стимулировать развитие предприятия общепита, применение ресурсосберегающих технологий, снижающих энергоемкость кулинарного производства. Механизм ценообразования следует организовать таким образом, чтобы он способствовал сокращению необоснованных перераспределительных процессов, сбалансированности материальных и стоимостных пропорций воспроизводства.

Финансовый механизм должен способствовать переходу предприятия общепита на путь интенсивного развития и экономии факторов производства, используемых в процессе изготовления блюд и обслуживания клиентов. Финансовая система призвана ускорить социально-экономическое развитие предприятия общепита, неуклонный рост получаемой прибыли и других финансовых ресурсов, улучшить взаимоотношение предприятия с бюджетом на основе налогов, призванных укрепить механизм коммерческого расчета, обеспечить действенный финансовый контроль над процессами воспроизводства.

Важную роль в развитии вышеуказанного механизма может сыграть переход предприятия общепита на проведение эффективной политики направленной на получение максимально возможной прибыли, поставив уровень доходов коллектива предприятия в прямую зависимость от эффективности его работы.

В условиях интенсификации производства и перехода к коммерческим принципам хозяйствования на основе самоокупаемости и самофинансирования существенно повышается роль финансов и кредита. Это обусловлено тем, что финансы и кредит являются составными частями единого хозяйственного механизма. Без их активизации невозможно создание целостной, эффективной и гибкой системы управления, обеспечивающей полную реализацию возможностей предприятия на рынке и ускорения его социальноэкономического развития. И что принципиально важно, эти стоимостные категории неразрывно связаны с внутрифирменным коммерческим расчетом и служат активным проводником экономических отношений. Особенно это относится к кредиту. Кредит вообще, а банковский, в частности, целиком и полностью базируется на коммерческом расчете, оказывая, в свою очередь, стимулирующее влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности.

Важным элементом экономического управления в условиях рынка является маркетинг предприятия общепита. Маркетинг представляет собой анализ складывающейся на рынке ситуации и повышение эффективности управления предприятием на основе полученной информации с помощью экономических рычагов воздействия. Маркетинговые исследования включают:

а) сбор информации на потребительских рынках или на рынке полуфабрикатов и готовых продуктов питания;

б) оценку рыночных возможностей предприятия общепита;

в) отбор целевых сегментов рынков для реализации продукции (выбор категории клиентов);

г) разработку комплекса мер по периодическому изменению ассортимента блюд, системы цен и методов стимулирования сбыта.

Претворение в жизнь разработанных маркетинговых мероприятий требует включения их в общую систему стратегического планирования, учета и контроля деятельности предприятия общепита.

Важную роль при проведении маркетинговых исследований играет правильная сегментация рынка. Она представляет собой разбивку рынка на четкие группы потребителей, для каждой из которых могут потребоваться свои блюда или свой маркетинг предлагаемых блюд. Позиционирование полуфабрикатов и готовой продукции позволяет определить ее место на рынке и сегментах

рынка по отношению к конкурирующим фирмам и разработать для того или иного потребителя собственный маркетинг.

Опыт показывает, что практическую реализацию обоснованных, напряженных и поддающихся отчетности, производственных планов необходимо направлять и поддерживать определенной системой моральных и экономических стимулов. Совершенно очевидно, что производство более востребованных блюд, требующих более сложного труда и профессионализма, дополнительных затрат рабочего времени и более качественных продуктов должно стимулироваться и оплачиваться выше, чем производство продукции с относительно низкими потребительскими свойствами.

В настоящее время в общепите может быть использована такая система рычагов и стимулов, как заработная плата, премии, прибыль, цена, кредит и др.

По мере становления цивилизованных рыночных отношений просматривается усиление влияния таких факторов, как жесткая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед менеджерами предприятия встает множество вопросов, например:

1. Какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия в условиях перехода к рынку?

2. Как рационально организовать финансовую деятельность предприятия для его дальнейшего развития ?

3. Как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами?

4. Каким образом определить показатели хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия?

На эти и другие жизненно важные вопросы может дать ответ только объективный финансовый анализ, который позволяет наиболее рационально распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Известно, что любые ресурсы ограничены и добиться максимального эффекта от их использования можно не только за счет сбалансирования их объемов вводимых в производство, но и путем оптимального соотношения разных ресурсов. Из всех видов ресурсов финансовые имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временем в любой другой вид ресурсов.

Финансовое состояние предприятия общественного питания является комплексным понятием, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов сопровождается образованием и расходованием денежных средств, а это означает, что финансовое состояние хозяйственного субъекта отражает все стороны его деятельности. Основными задачами анализа финансового состояния предприятия явля-ются[3]:

- оценка финансов и структура финансовых результатов;

- анализ имущественного положения;

- оценка эффективности привлечения заемных средств;

- анализ деловой активности и эффективности производства.

Цель финансового анализа сводится к оценке финансового

состояние предприятия на основании выявленных данных и формированию рекомендаций по его улучшению.

Поскольку финансовое состояние оценивается, прежде всего, по статьям бухгалтерского баланса и приложения к нему, то такой анализ можно назвать внешним. Задачи внешнего анализа определяются интересами пользователей аналитическим материалом. Таких пользователей можно разделить на две группы:

1. Непосредственно заинтересованные в деятельности организации.

2. Опосредованно заинтересованные в эффективности ее функционирования.

К первой группе относятся следующие пользователи:

- существующие и потенциальные собственники средств организации, которым потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продле-

ния кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту;

- поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

- государство, прежде всего в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;

служащие предприятия, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы в данной организации.

Вторая группа пользователей - это те, кто непосредственно не связаны с деятельностью предприятия. Однако изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей. К этой группе относятся:

- аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности соответствующим правилам с целью защиты интересов инвесторов;

- консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;

- законодательные органы;

- юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;

- торгово-производственные ассоциации, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.

Информационной базой финансового анализа является бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение предприятия общепита на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

При этом бухгалтерский баланс является наиболее информативной формой для анализа и оценки финансового состояния предприятия. Значение бухгалтерского баланса так велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Основными направлениями анализа для реальной оценки финансового состояния предприятия общепита являются:

1. Анализ финансового состояния на краткосрочную перспективу, который заключается в расчете показателей оценки удовлетворенности структуры баланса (коэффициент ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановления (утраты) платежеспособности).

При характеристике платежеспособности следует обратить внимание на такие показатели, как наличие денежных средств на расчетных счетах в банках, в кассе предприятия, убытки, просроченная дебиторская и кредиторская задолженность, не погашенные в срок кредиты и займы, на оценку положения организации на бланке ценных бумаг.

2. Анализ финансового состояния на долгосрочную перспективу исследует структуру источников средств, степень зависимости организации от внешних инвесторов и кредиторов.

3. Анализ деловой активности организации, критериями которой являются:

- широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;

- репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся услугами организации;

- степень выполнения плана, обеспечение задач и темпов их роста;

- уровень эффективности использования ресурсов организации.

Баланс отражает финансовое состояние предприятия на момент

его составления. Чтобы установить, какое влияние на сложившееся положение оказали внешние и внутренние условия деятельности предприятия, необходим анализ не только статей баланса, но и другой финансовой отчетности: «Отчета о прибылях и убытках» и “Приложения к бухгалтерскому балансу”.

В настоящее время идет процесс совершенствования методов раскрытия информации и происходит это как в российской учетной практике, так и за рубежом, что связано с процессами сближения финансовой отчетности различных стран.

Одним из этапов данного процесса явилось вступление в силу

Закона о бухгалтерском учете и Положения о бухгалтерской отчетности организации (ПБУ 4/96). В связи с этим изменяются подходы к целям составления отчетности. Эти нормативные документы, определяющие направления развития учета и отчетности на ближайшие годы, закрепили тот факт, что составление бухгалтерской отчетности преследует не столько фискальные цели, сколько цели ликвидации информационного вакуума.

В условиях рыночных отношений информация, представленная в отчетности, определяет кредитный рейтинг предприятия: ставку, по которой оно получает кредитные ресурсы; условия расчетов с кредиторами и др.

При этом в широком смысле бухгалтерская отчетность должна содержать данные, необходимые для оптимизации рынка капитала, включать достаточное количество информации, по которой можно было бы сделать прогноз будущих денежных потоков предприятия, оценить его доходность, ожидаемые дивиденды и т.д.

Отметим, что с вступлением в силу ПБУ 4/96 приказами Минфина РФ по составлению бухгалтерской отчетности за соответствующий период определяется минимально необходимый, а не достаточный набор показателей отчетности. Объем достаточной информации с точки зрения ее существенности опять-таки определяется бухгалтером самостоятельно.

Известно, что в мировой практике набор показателей отчетности не регламентируется так жестко, как у нас. В то же время требования по раскрытию информации отчетности в международных стандартах охватывают значительно больший круг показателей.

В международной практике среди наиболее распространенных типов примечаний к отчетности можно выделить:

- раскрытие принципов учета (учетной политики), причин и следствий их изменений;

- раскрытие приоритетности прав кредиторов на активы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- раскрытие ограничений на выплату дивидендов;

- раскрытие состава и структуры акционерного капитала и прав акционеров.

Проблема раскрытия учетной политики в пояснениях к отчетности становится особенно актуальной в современной рыночной экономике, когда предприятие имеет возможность использовать различные методы оценки статей.

Таким образом, обязательным условием использования бухгалтерской отчетности внешними пользователями является раскрытие учетной политики и всех факторов ее изменения.

В международной практике раскрытию информации об изменениях того или иного пункта учетной политики уделяют особое внимание.

Несмотря на подробный перечень дополнительной информации, которая должна быть раскрыта в соответствии с ПБУ 4/96, ее, как правило, оказывается недостаточно для анализа финансового положения предприятия и оценки существующих перспектив. Международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ) предлагают использовать более подробный перечень необходимой информации. Это связано с накопленным опытом стран с развитыми рыночными отношениями в части использования финансовой отчетности в целях анализа имущественного и финансового положения предприятия.

Так, для анализа текущей платежеспособности и ликвидности необходимо указать те критерии, которыми руководствовались составители пояснительной записки при определении величины оборотных (текущих) активов.

Литература:

1. Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат. - М. : Филинъ, 1996.

2. Бородина Е.И. Финансы предприятий. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

3.Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. -М.: ИНФРА-М, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.