Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
382
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТ / ЭКСПОРТ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алешкина Е.С.

В условиях глобализации мирового хозяйства резко повышается роль и значение внешнеторговой деятельности. Внешняя торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражает их взаимную экономическую зависимость. В настоящее время меняются и цели внешнеторговой деятельности. Эта деятельность становится одним из приоритетов национальной политики и стратегии деятельности предприятия. Статья посвящена экономическим и теоретическим основам внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

In the context of the globalization of the world economy, the role and importance of foreign trade activity is sharply increasing. Foreign trade is a form of communication between commodity producers of different countries, arising on the basis of the international division of labor and expresses their mutual economic dependence. Currently, the goals of foreign trade activity are also changing. This activity becomes one of the priorities of the national policy and strategy of the enterprise. The article is devoted to the economic and theoretical foundations of foreign economic activity of business entities.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 338.45

Алешкина Е.С., PhD доцент

Костанайский социально-технический университет

имени З. Алдамжара Казахстан, г.Костанай

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В условиях глобализации мирового хозяйства резко повышается роль и значение внешнеторговой деятельности. Внешняя торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражает их взаимную экономическую зависимость. В настоящее время меняются и цели внешнеторговой деятельности. Эта деятельность становится одним из приоритетов национальной политики и стратегии деятельности предприятия. Статья посвящена экономическим и теоретическим основам внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

Ключевые слова: импорт, экспорт, внешняя торговля, внешнеэкономические связи, внешнеторговый оборот.

Alyoshkina E.S., PhD associate professor

Kostanay Socio-Technical University named after Z. Aldamzhar

Kazakhstan, Kostanay

ECONOMIC AND THEORETICAL FOUNDATIONS OF FOREIGN

ECONOMIC ACTIVITY

Abstract. In the context of the globalization of the world economy, the role and importance of foreign trade activity is sharply increasing. Foreign trade is a form of communication between commodity producers of different countries, arising on the basis of the international division of labor and expresses their mutual economic dependence. Currently, the goals of foreign trade activity are also changing. This activity becomes one of the priorities of the national policy and strategy of the enterprise. The article is devoted to the economic and theoretical foundations offoreign economic activity of business entities.

Keywords: import, export, foreign trade, foreign economic relations, foreign trade turnover.

В условиях глобализации мирового хозяйства резко повышается роль и значение внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для экономики страны в целом, отдельных регионов и предпринимательских структур. Актуальность выбранной темы для исследования обусловлена повышением её в социально-экономическом развитии Казахстана и возрастанием влияния внешнеэкономической компоненты на этот процесс. Внешнеэкономическая деятельность не является краткосрочным приоритетом экономики и имеет стратегическое значение. При формировании и соблюдении стратегии развития внешнеэкономической деятельности предпринимательских структур ряд форм внешнеэкономической деятельности могут стать определяющим фактором для ускорения экономического роста региона.

Понятие внешнеэкономической деятельности предприятий появилось с переходом на новую систему управления и началом осуществления экономических реформ. Суть их сводилась к децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность, последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер внешнеэкономических связей. Внешнеэкономическая деятельность представляет совокупность производственнохозяйственных, организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортированных предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов работы на рынке иностранного партнера.

Внешнеэкономическая деятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций. Обязательными сопутствующими условиями внешнеэкономической деятельности являются выполнение определенных операций по обеспечению продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению различного рода внешнеторговых услуг -транспортных, страховых, экспедиторских, банковских; по осуществлению платежно-расчетных операций, а также наличие коммерческой и валютно -финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и денежных

рынков.

Внешнеэкономическая деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности, структурной структурой связи с производством и отличается правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от отраслевой ведомственной опеки.

Согласно Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи, международной (или внешнеторговой) считается сделка, заключаемая между контрагентами, то есть торговыми партнерами, коммерческие предприятия которых находятся в разных странах, или, иными словами, в юридическом адресе которых указаны разные государства.

Проанализируем ВЭД Республики Казахстан за прошлый год.

Так как основным экспортным товаром Казахстана являются минеральные продукты, большей частью продукция добычи минеральных ресурсов, то конъюнктура цен на мировых рынках влияет на объемы экспорта этих товаров. Так, в связи с колебаниями цен экспорт Казахстана в стоимостном выражении снизился на 7%. В физических же объемах экспорт вырос на 1 783 530,10 тонн. Потребителями Казахстанской продукции являются Китай, Россия, Италия, Нидерланды, Испания, Турция.

Также крупным экспортером продукции из Казахстана является Узбекистан, Корейская Республика. Активизировались Японские компании. Если в марте 2020 года экспорт в Японию отсутствовал, то в марте 2021 года он составил 54926,0 тыс. долларов США.

Объемы импорта товаров за март 2021 года в сравнении с тем же периодом 2020 года увеличились на 1 008 674,5 тыс. долларов США. Основные поставщики товаров на рынки Казахстана традиционно Российская Федерация, Китай, Германия, Турция.

Исходным принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции.

Основные задачи внешнеэкономической деятельности государства, такие как:

■ таможенный контроль товаров, перемещаемых через государственную границу;

■ нетарифное регулирование экспорта и импорта отдельных товаров

■ общегосударственного значения (лицензирование и квотирование);

■ меры оперативного регулирования внешних экономических связей, включая тарифное регулирование (налоги, пошлины и сборы). Существенно влияют на определение стратегии внешнеэкономической деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных предприятий и объединений.

Внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество.

Внешняя торговля начала быстро развиваться при капиталистическом способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда крупнейших стран мира: США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и других в мировую рыночную экономическую систему.

Интенсивное развитие различных видов машинного производства делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд, металлов тем выше, чем интенсивнее развивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых природных ресурсов, и ее промышленность может развиваться исключительно за счет внешней торговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению внешнеэкономических связей и усилению внешнеэкономической деятельности.

Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше уровня национальной стоимости в развитых странах.

Важным фактором развития внешней торговли является вывоз капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного экспорта.

К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической деятельности относятся:

1. Неравномерность экономического развития различных стран мира. Каждая страна имеет собственную структуру отраслей, свой уровень развития промышленности сельского хозяйства, транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.

Специализация промышленного или сельскохозяйственного производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень актуально для небольших по территории и численности населения развитых капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и других. Эти страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50 % и примерно такая же доля импортируется.

2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах. Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн. человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай, Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть регионы: Западная Европа, США, Ближний Восток, Южная Америка, которые нуждаются в притоке рабочих рук. Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию внешнеэкономической деятельности.

Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установлению торговых отношений между странами мира.

Установлению внешнеэкономических - связей между государствами способствует возможность некоторых стран мира: Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и других - выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в различных странах.

3. Характер политических отношений. Укреплению внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружественных политических отношений между странами. И, наоборот, политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до разрыва экономических связей.

4. Различный уровень научно-технического развития. Формированию внешнеэкономической деятельности способствует обмен между странами студентами, стажерами, научными сотрудниками, преподавателями; проведение совместных исследований, экспериментов; участие в геологических и археологических экспедициях; выполнение контрактов по проведению проектных, научно-исследовательских и конструкторских работ.

5. Особенности географического положения, природных и климатических условий.

К результатам развития внешнеэкономической деятельности в мировой экономике можно отнести:

■ дальнейшее углубление международного разделения труда;

■ экономию общественного труда в странах, активно осуществляющих

■ внешнюю торговлю, совместное предпринимательство и участие в других формах внешнеэкономических связей;

■ интенсивный и рациональный обмен результатами труда;

■ дальнейшее укрепление политических, научных, технических, культурных и

■ других связей;

■ увеличение числа стран мира, создающих рыночную экономику;

■ успешное функционирование транснациональных корпораций и концернов;

■ расширение круга стран, достигших полной конвертируемости их валют.

Виды внешнеэкономической деятельности:

■ экспорт и импорт товаров (продукции, услуг, работ, прав интеллектуальной собственности, капиталов, рабочей силы);

■ оказание субъектами внешнеэкономической деятельности услуг иностранным субъектам хозяйственной деятельности, в том числе производственных, транспортно-экспедиционных, страховых, консультационных, маркетинговых, экспортных, посреднических, брокерских, аудиторских, юридических и других не запрещенных законами государства;

■ научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности, обучение и подготовка специалистов на коммерческой основе;

■ международные финансовые операции и операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами государства;

■ кредитные и расчетные операции между субъектами внешнеэкономической деятельности и иностранными субъектами хозяйственной деятельности, создание субъектами внешнеэкономической деятельности банковских, кредитных и страховых учреждений за пределами государства;

■ совместная предпринимательская деятельность между субъектами хозяйственной деятельности, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом на территории государства и за ее пределами;

■ предпринимательская деятельность на территории государства, связанная с предоставлением лицензий, патентов, ноу-хау, торговых марок

и других нематериальных объектов собственности со стороны иностранных субъектов хозяйственной деятельности, аналогичная деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности за пределами государства;

■ организация и осуществление деятельности в области проведения выставок, симпозиумов, аукционов, торгов, конференций, семинаров и других подобных мероприятий с участием субъектов внешнеэкономической деятельности;

■ организация и осуществление оптовой, консигнационной и розничной торговли на территории государства за иностранную валюту;

■ товарообменные (бартерные) операции и иная деятельность, построенная на формах встречной торговли;

■ арендные, в том числе лизинговые операции;

■ операции по приобретению, продаже и обмену валюты на валютных аукционах, биржах и на межбанковском валютном рынке;

■ работы на контрактной основе физических лиц государства с иностранными субъектами хозяйственной деятельности;

■ другие виды внешнеэкономической деятельности не запрещенные законами государства.

Приведенный перечень видов и форм внешнеэкономической деятельности является весьма полным и охватывает практически все известные в мировой практике виды. Однако следует отметить, что ведущую роль среди них играет такая форма внешнеэкономических связей как международная торговля, с помощью которой страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов, увеличивать общий объем производства, а также обеспечивать удовлетворение потребности в тех продуктах, производство которых внутри страны крайне неэффективно или невозможно.

Принципиальный переход к открытой экономике, стимулируя конкуренцию, состязательность в производстве и обращении, может стать серьезным фактором научно-технического прогресса и повышения эффективности казахстанской экономики. Тем не менее, нельзя не видеть и тех отрицательных последствий, которые могут быть вызваны переходом к открытой экономике вообще и тем более в наших нынешних условиях экономической несбалансированности и финансового кризиса.

Приток иностранных товаров может разорить целые недостаточно конкурентоспособные отрасли национального производства, привести к увеличению безработицы. Определенные проблемы могут возникнуть и в случае нерегулируемого притока иностранно капитала. Захват иностранными компаниями целых сфер национальной экономики может влиять отрицательно не только в чисто экономическом плане, препятствуя развитию здесь национального производства, но и в социальном и политическом аспектах.

С учетом мирового опыта открывать наш внутренний рынок, на котором абсолютное большинство наших производителей не выдержат конкуренции с иностранными компаниями можно только постепенно, подталкивая их на участие в конкурентной борьбе на мировом рынке.

Учитывая важность включения Казахстана в систему международного разделения труда необходима, комплексная стратегия формирования гибкого национального экономического организма, эффективно встроенного в систему мирохозяйственных связей.

Таким образом, учитывая положительные и отрицательные стороны этого процесса, нельзя отрицать прогрессивности расширения внешнеэкономических связей казахстанских предприятий с иностранными фирмами. В настоящее время, при интеграции Казахстана в мировой рынок, вопрос о налаживании внешних связей является актуальным и малоизученным. Поэтому выбор темы исследования является своевременной, считаем целесообразно исследовать наиболее важные аспекты организации внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан.

Использованные источники:

1. Abdullaev A.M., Kurpayanidi K. I., Khudaykulov A. S. (2021). Institutional transformation of the business sector. Monograph. Fergana AL-FERGANUS.

2. Abdullaev, A. M. & ets. (2018). Activation of foreign economic relations on the basis of innovative development. Practice of Uzbekistan. LAP LAMBERT Academic Publishing, Germany.

3. Abdullaev, A. M. Actual issues of activization of financial factors development of entrepreneurship in Uzbekistan / A. M. Abdullaev, K. I. Kurpayanidi, I. Sh. U. Tolibov // Kazakhstan Science Journal. - 2019. - Vol. 2. - No 3(4). - P. 49-58.

4. Abdullayev, A.M. and ets. (2020). Analysis of industrial enterprise management systems: essence, methodology and problems. Journal of critical reviews JCR. 7(14): 1254-1260. Doi: https://dx.doi.org/10.17605/0SF.I0/E6JFS

5. Ashurov, M. S. (2019). «Doing Business 2019: training for reform» tadbirkorlik muhiti samaradorligini baholash vositasi sifatida. Iqtisod va moliya. Jekonomika i finansy (Uzbekistan), (9). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7doing-business-2019-training-for-reform-tadbirkorlik-mu-iti-samaradorligini-ba-olash-vositasi-sifatida

6. Ashurov, M.S., and ets. (2020). Entrepreneurship and directions of its development in the context of the COVID-19 pandemic: theory and practice. GlobeEdit Academic Publishing. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.4046090

7. Ashurov,M.S., Kurpayanidi,K.(2020).Entrepreneurship and directions of Itsdevelopment in the contextof the COVID-19 pandemic:theory and practice.Globe Edit Academic Publishing .https://doi.org/10.5281/zenodo.4046090

8. Covid-19 pandemic in central Asia: policy and environmental implications and responses for SMES support in Uzbekistan Konstantin Kurpayanidi and Alisher Abdullaev Published online: 20 May 2021 Doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125805027

9. Davlyatova, G.M., and ets. (2020). Marketing as the main factor in introducing innovative products to the market. ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. Volume: 10, Issue: 5. P.430-437. Doi: https://dx.doi.org/10.5958/2249-7137.2020.00229.3

10. Ivanovich, K. K. (2020). About some questions of classification of institutional conditions determining the structure of doing business in Uzbekistan. South Asian Journal of Marketing & Management Research, 10(5), 17-28. Doi: https://doi.org/10.5958/2249-877X.2020.00029.6

11. Kurpayanidi, K. (2021). National innovation system as a key factor in the sustainable development of the economy of Uzbekistan. Published online: 20 May 2021. Doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125805026

12. Kurpayanidi, K. I. (2021). The institutional environment of small business: opportunities and limitations. ISJ Theoretical & Applied Science, 09 (101), 1-9.

13. Kurpayanidi, K. (2021). Актуальные вопросы цифровизации в индустриальном секторе экономики Узбекистана. Общество и инновации, 2(4/S), 201-212. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss4/S-pp201-212

14. Kurpayanidi, K. I. (2017). "Doing Business 2017: Equal Opportunities for All" as a Driver of Entrepreneurial Environment Regulation. Economic Analysis: Theory and Practice, 16(3 (462)).

15. Kurpayanidi, K. I. (2018). Questions of classification of institutional conditions, determining the structure of business management in Uzbekistan. ISJ Theoretical & Applied Science, 9(65), 1.

16. Kurpayanidi, K. I. (2018). World bank DB2018 rating and its place in the development of the roadmap for entrepreneurship development in Uzbekistan. In International scientific review of the problems of economics and management (pp. 21-28).

17. Kurpayanidi, K. I. (2019). Theoretical basis of management of innovative activity of industrial corporation. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (69), 714. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2019.01.69.3

18. Kurpayanidi, K. I. (2020). Actual problems of implementation of investment industrial entrepreneurial potential. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (81), 301-307. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.01.81.54

19. Kurpayanidi, K. I. (2020). Corporate industry analysis of the effectiveness of entrepreneurship subjects in the conditions of innovative activity. Экономика и бизнес: теория и практика, (2-1).

20. Kurpayanidi, K. I. (2020). On the problem of macroeconomic analysis and forecasting of the economy. ISJ Theoretical & Applied Science, 03 (83), 1-6. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.03.83.1

21. Kurpayanidi, K. I. (2020). To issues of development of entrepreneurship in the regions: theory and practice of Uzbekistan (on the materials of Andizhan region). ISJ Theoretical & Applied Science, 06 (86), 1-10. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.06.86.!

22. Kurpayanidi, K. I. (2020). To the problem of doing business in the conditions of the digital economy. ISJ Theoretical & Applied Science, 09 (89), 1-7. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.09.89.1

23. Kurpayanidi, K. I. (2021). Financial and economic mechanism and its role in the development of entrepreneurship. Theoretical & Applied Science, (1), 1-7. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.01.93.1

24. Kurpayanidi, K. I. (2021). Financial and economic mechanism and its role in the development of entrepreneurship. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (93), 1-7. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.01.93.1 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Kurpayanidi, K. I. (2021). The evolution of scientific and theoretical ideas about entrepreneurship. Logistics and economics. Scientific electronic journal.3. 178-185 pp.

26. Kurpayanidi, K. I. (2021). The institutional environment of small business: opportunities and limitations. ISJ Theoretical & Applied Science, 09 (101), 1-9.

27. Kurpayanidi, K. I., & Ashurov, M. S. (2020). COVID-19 pandemic sharoitida tadbirkorlik va uni rivozhlantirish masalalari: nazaria va amaliyot. Monograph. GlobeEdit Academic Publishing. https://doi.org/10.5281/zenodo.4046090

28. Kurpayanidi, K. I., & Ashurov, M. S. (2020). Entrepreneurship and directions of Its development in the context of the COVID-19 pandemic: theory and practice.

29. Kurpayanidi, K. I., & Mukhsinova, S. O. (2021). The problem of optimal distribution of economic resources. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (93), 14-22. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.01.93.3

30. Kurpayanidi, K. I., Mamatova, Z. M., Tolibov, I. S., & Nishonov, F. M. (2019). To the question of science approach to the construction of outsourcing business model of modern enterprise structure. Достижения науки и образования, 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7to-the-question-of-science-approach-to-the-construction-of-outsourcing-business-model-of-modern-enterprise-structure

31. Kurpayanidi, K., & Abdullaev, A. (2021). Covid-19 pandemic in central Asia: policy and environmental implications and responses for SMES support in Uzbekistan. In E3S Web of Conferences (Vol. 258, p. 05027). EDP Sciences.

32. Kurpayanidi, K.I. (2018). Questions of classification of institutional conditions, determining the structure of business management in Uzbekistan. ISJ Theoretical & Applied Science, 09 (65): 1-8. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2018.09.65.1

33. Kurpayanidi, K.I. (2018). The typology of factors of increasing the innovative activity of enterprise entrepreneurs in the industry. ISJ Theoretical &

Applied Science, 10 (66), 1-11. Doi:

https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2018.10.66.!

34. Kurpayanidi, K.I. (2020). Some issues of macroeconomic analysis and forecasting of the economy of Uzbekistan. Iqtisodiyot va innovatsion texnologiyalar. Ilmiy elektron jurnali. 2, mart-aprel. p.100-108.

35. Kurpayanidi, K.I., (2020). Corporate industry analysis of the effectiveness of entrepreneurship subjects in the conditions of innovative activity. Journal of Economy and Business. 2-1. P.164-166. Doi: https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10111

36. Mamatova, Z. M., Nishonov, F.M. end ets. (2019). To the question of science approach to the construction of outsourcing business model of modern enterprise structure. Dostijeniya nauki I obrazovaniya. 7 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7to-the-question-of-science-approach-to-the-construction-of-outsourcing-business-model-of-modern-enterprise-structure

37. Mamurov, D. (2019). Osobennosti podderzhki innovacionnoj dejatel'nosti: zarubezhnyj opyt i praktika dlja Uzbekistana. Bjulleten' nauki i praktiki, 5 (11), 255-261. Doi: https://doi.org/10.33619/2414-2948/48/29

38. Margianti, E. S., Ikramov, M. A., Abdullaev, A. M., & Kurpayanidi, K. I. (2020). Role of goal orientation as a predictor of social capital: Practical suggestions for the development of team cohesiveness in SME's. Monograph. Gunadarma Pulisher, Indonesia. Doi: http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.28953.44641

39. Mukhsinova, S. O. end ets. (2021). The problem of optimal distribution of economic resources. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (93), 14-22.

40. Nabieva, N. M. (2021). Digital marketing: current trends in development. Theoretical & Applied Science, (2), 333-340. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.02.94.65

41. Tkach, D. V. and ets. (2020). Some questions about the impact of the COVID-19 pandemic on the development of business entities. ISJ Theoretical & Applied Science, 11 (91), 1-4. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.11.91.1

42. Tsoy, D., Tirasawasdichai, T., & ets. (2021). Role of Social Media in Shaping Public Risk Perception during COVID-19 Pandemic: A Theoretical Review. International Journal of Management Science and Business Administration, 7(2), 35-41.

43. Абдуллаев, А. М. Экономическая теория: Учебное пособие для проведения практических занятий. Для неэкономических направлений бакалавриата высших образовательных учреждении / А. М. Абдуллаев, К. И. Курпаяниди, И. Н. Родионова. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2019. - 145 с. - ISBN 9785907205512.

44. Ашуров, М.С. и др. (2019). «Doing business 2019: Training for Reform» тадбиркорлик мухдти самарадорлигини бахрлаш воситаси сифатида. Экономика и финансы (Узбекистан). 9.

45. Ашуров, М.С. и др. (2020). COVID-19 пандемия шароитида тадбиркорлик ва ривожлантириш масалалари: назария ва амалиёт -Предпринимательство и направления его развития в условиях пандемии COVID-19: теория и практика. GlobeEdit, С. 212. Doi: http://doi.org/10.5281/zenodo.4025593

46. Курпаяниди К. Актуальные вопросы цифровизации в индустриальном секторе экономики Узбекистана // ОИИ. 2021. №4/S. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-voprosy-tsifrovizatsii-v-industrialnom-sektore-ekonomiki-uzbekistana (дата обращения: 12.09.2021).

47. Курпаяниди, К. И. (2018). К вопросам оценки эффективности предпринимательства в рейтинге Forbes «Лучшие страны для бизнеса» (на материалах Республики Узбекистан). Бюллетень науки и практики. Т. 4. №3. С. 193-202. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.1198710

48. Курпаяниди, К. И. (2021). Современные концепции и модели развития предпринимательства. Бюллетень науки и практики,7(9).

49. Курпаяниди, К. И. Актуальные вопросы инновационной стратегии развития территорий Узбекистана / К. И. Курпаяниди, А. М. Абдуллаев // Финансово-правовые и инновационные аспекты инвестирования экономики региона: Сборник материалов международной научно-практической конференции, Москва-Фергана, 27 мая 2020 года. - Москва-Фергана: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2020. -С. 166-171.

50. Курпаяниди, К. И. Вопросы ведения бизнеса в условиях цифровизации экономики / К. И. Курпаяниди // Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики: Сборник научных трудов по итогам III международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27-28 октября 2020 года / Под редакцией Г.А. Краюхина, Г.Л. Багиева. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. - С. 126-133.

51. Курпаяниди, К. И. Вопросы оценки предпринимательской среды для успешного ведения бизнеса / К. И. Курпаяниди, Э. А. Муминова // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования : монография. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2019. - С. 28-41.

52. Курпаяниди, К., & Ашуров, М. (2021). Проблемы формирования конкурентоспособной национальной инновационной системы Республики Узбекистан. Общество и инновации, 2(4/S), 213-223. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss4/S-pp213-223

53. Курпаяниди, К., Абдуллаев, А., & Мухсинова, Ш. (2021). Analysis of the macroeconomic policy of the Republic of Uzbekistan. Общество и инновации, 2(6/S), 248-252.

54. Курпаяниди, К.И. (2020). Corporate industry analysis of the effectiveness of entrepreneurship subjects in the conditions of innovative activity. Экономика и бизнес: теория и практика - Journal of Economy and Business. 2-1. С.164-166. Doi: https://doi.org/10.24411/2411-0450-2020-10111

55. Курпаяниди, К.И. (2021). Создание малых предприятий: саморазвитие или интеграционное развитие, какой путь выбирают страны мира. Проблемы современной экономики, 3.

56. Мамуров, Д. (2021). Инновационная система предприятия как основа модернизации современной промышленной корпорации. Общество и инновации, 2(4/S), 322-328. https://doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss4/S-pp322-328

57. Толибов, И. Ш. (2019). К вопросу оценки состояния и эффективности инфраструктуры предпринимательства в регионах Узбекистана. Экономика и бизнес: теория и практика, (1).

58. Курпаяниди, К.И. (2021). Современные концепции и модели развития предпринимательства. Бюллетень науки и практики. 7(9).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.