Научная статья на тему 'Экономические и правовые механизмы по противодействию террористическим угрозам'

Экономические и правовые механизмы по противодействию террористическим угрозам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
682
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА / КЛАНОВАЯ КОРРУПЦИЯ / FINANCING / ECONOMIC AND FINANCIAL SAFETY / COUNTERACTION TO FINANCING OF TERRORISM / CLAN CORRUPTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Старцев Геннадий Викторович

Рассматриваются проблемы, возникающие при реализации экономических и правовых механизмов по противодействию террористическим угрозам на территории Российской Федерации. Анализируется комплекс ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях, выделяется проблема экономической и финансовой безопасности во взаимосвязи с общими проблемами противодействия организованной и экономической преступности, коррупции и терроризму.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Старцев Геннадий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ssues related to problems arising while using economic and legal facilities of counteraction to terroristic threats in Russian Federation A complex of. key national safety maintenance matters vital in modern conditions is analyzed. Particular attention is paid to economic and financial safety in interrelation with issues common to counteraction to organized and economic criminality, corruption and terrorism.

Текст научной работы на тему «Экономические и правовые механизмы по противодействию террористическим угрозам»

■■ # 1 ш ш ш

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМ УГРОЗАМ

Г. В. Старцев,

кандидат экономических наук

Рассматриваются проблемы, возникающие при реализации экономическихи правовых механизмов по противодействию террористическим угрозам на территории Российской Федерации. Анализируется комплекс ключевыхвопросов обеспечения национальной безопасности в современныхус-ловиях, выделяется проблема экономической и финансовой безопасности во взаимосвязи с общими проблемами противодействия организованной и экономической преступности, коррупции и терроризму.

Issues related to problems arising while using economic and legal facilities of counteraction to terroristic threats in Russian Federation A complex of. key national safety maintenance matters vital in modern conditions is analyzed. Particular attention is paid to economic and financial safety in interrelation with issues common to counteraction to organized and economic criminality, corruption and terrorism.

Ключевые слова: финансирование, экономическая и финансовая безопасность, противодействие финансированию терроризма, клановая коррупция.

Key words: financing, economic and financial safety, counteraction to financing of terrorism, clan corruption.

В Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации однозначно отражено, что общегосударственная система противодействия терроризму представляет собой совокупность субъектов противодействия терроризму и нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность по выявлению, предупреждению (профилактике), пресечению, раскрытию и расследованию террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма \

Основной характерной чертой терроризма продолжает оставаться усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов; к основным внешним факторам, способствующим возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, относится, в частности, финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории Российской Федерации, со стороны международных террористических и экстремистских организаций.

Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает, в частности: решение задач по совершенствованию нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, и лиц, пострадавших в результате террористического акта; принятие мер, направленных на снижение уровня угрозы террористических актов; урегулирование экономических, политических, социальных, национальных и конфессиональных противоречий, которые могут привести к возникновению вооруженных конфликтов и, как следствие, способствовать террористическим проявлениям.

На наш взгляд, среди основных причин сохраняющейся активности проявлений экстремизма и терроризма на территории Российской Федерации (в частности в Северокавказском регионе) находятся нестабильность в социально-экономической и общественно-политической сферах и сложность в межнациональных отношениях. Источником этих и ряда других системных проблем являются коррупция, безработица, бедность населения, слабость власти на местах и как следствие, недоверие к ней населения. На аналогичные системные проблемы неоднократно обращал внимание Президент Российской Федерации 2. На наш взгляд, данную проблему следует рассматривать в комплексе ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности в современных условиях; здесь целесообразно особо выделить проблему экономической и финансовой безопасности во взаимосвязи с общими проблемами противодействия организованной и экономической преступности и терроризму.

Безусловно, коррупция является не только одним из наиболее опасных факторов общественной жизни, деструктивно влияющих на состояние национальной безопасности государства в целом, однако основная

1 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.

2 Маркедонов С. Мессия с особыми полномочиями. Газета^ // Интернет публикация, сайт: http://www.rsuh.ru/announcements. html2id=144622

■■ # 1 ш ш ш

а

РАЗВИТИЕ

опасность коррупции как антигосударственного и общественно опасного явления заключается в ее разрушительном воздействии на основы государственного устройства и конституционные основы правового регулирования жизни общества и всех его составных частей. Борьба с коррупцией обозначена главой государства в качестве приоритетной задачи. Одним из первых шагов Д.А. Медведева на посту Президента Российской Федерации было создание Совета при Президенте по противодействию коррупции и принятие Национального плана противодействия коррупции.

Если рассматривать разрушительную деятельность коррумпированных государственных чиновников с экономической точки зрения, то очевидно, что названная деятельность направлена на получение различного рода личных или узко корпоративных благ (в основном материальных), что в особенности явно проявляется республиках Северокавказского региона, где, по сравнению с крупными городами и мегаполисами, между гражданами существует повышенный социальный контроль, (всё, в том числе и родственные связи, на виду, все про всех известно); отсюда - недоверие к власти, и, как результат, нарушение устойчивого и эффективного развития социально-экономического, а значит, и государственного устройства. В этой связи, в июле 2010 г. своевременным шагом по противодействию коррупции стало установление новых правил работы комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликтов интересов, а также порядка замещения бывшими госслужащими должностей в коммерческих организациях.

Отмеченное выше состояние дел ведет к снижению эффективности экономического и правового функционирования государства, напрямую или косвенно противодействует его интересам в различных сферах административно-правового регулирования и в сферах межотраслевого управления, а в ряде случаев создает непосредственную угрозу безопасности граждан, общества и государства. Нет сомнения в том, что коррупционные процессы представляют собой серьезную опасность для политической, правовой, социальной и экономической сфер жизни страны. В данной ситуации и обстоятельствах, как в питательной среде, возникают благоприятные условия для возникновения внутренних источников финансирования террористической и экстремистской деятельности. На территории всей России, и в особенности в ее южных регионах, масштабы коррупции, возраста-

ющая степень ее негативного влияния на развитие национальных экономик требуют новой оценки данного феномена в современных условиях.

В своих выступлениях на данную тему Президент Российской Федерации Д.А. Медведев особо подчеркивает, что «коррупция является тем злом, которое поразило все государство, но на Северном Кавказе и масштабы клановой коррупции, и самое главное, ее интегрированность во все властные институты превосходит другие регионы весьма существенно» 1

Особенностью, на наш взгляд, здесь является то, что своими противоправными действиями представители криминала создают возможность не просто воздействовать на чиновников, но и предпринимать попытки проведения в органы государственной власти и управления и в иные финансово-экономические группы представителей членов своих кланов, тейпов, этносообществ.

Среди коррупционеров происходит дележ денежных потоков и борьба за госзаказы, имеют место попытки различными способами воздействовать на принятие управленческих решений государственными и муниципальными структурами различного уровня. Эти действия постепенно начинают приобретать скоординированный характер, что особенно тревожно в условиях непрекращающихся террористических проявлений и не ослабевающего внимания из-за рубежа со стороны международных транснациональных организаций и корпораций (включая организованные преступные сообщества, в том числе международные), террористических организаций, банковских структур, некоммерческих и неправительственных организаций, субъектов криминальной и теневой экономики и т.д.

В борьбе с клановой коррупцией, наряду с усилением правоприменительной практики и ее силовой составляющей, необходимо постоянное совершенствование законодательства в сфере регулирования финансово-хозяйственных отношений как основы экономического роста Российской Федерации и обеспечения экономической безопасности ее регионов.

Не вызывает сомнений мненние таких ученых как Степаной Е., Вахания В., Лукашук И., Иванова Э. и многих других о том, что как вид преступности, коррупция не может не переплетаться с другими антиобщественными проявлениями и, прежде всего, с организованной преступностью, теневой экономикой и терроризмом; она на определенных этапах, с одной

1 Латухина К. «Акцент на Кавказ». // Российская газета «Центральный выпуск». - 20 мая 2010 г. - № 5186 (107).

■■ # 1 ш ш ш

Г. В. Старцев

Экономические и правовые механизмы по противодействию террористическим угрозам

стороны, является источником их финансирования, с другой - сама финансируется от них '.

Это обуславливает необходимость рассматривать данное явление не просто как способ влияния на принятие управленческого решения посредством подкупа чиновников, а в большей степени, как совокупность элементов формирующейся и развивающейся системы, которая является серьезной реальной угрозой национальной и экономической безопасности страны. Поэтому огромную роль в деле борьбы с коррупцией, наряду с правовым просвещением общества, будет играть ужесточение антикоррупционного законодательства, в частности введение нового вида уголовного наказания за коррупционные преступления - кратного штрафа.

Коррупция не только начинает всерьез влиять на снижение темпов экономического роста, на снижение потенциала институтов гражданского общества и на нарушение прав человека, но и оказывает другие негативные воздействия, прежде всего, на систему управления социально-экономической и политической деятельностью, в частности, на безопасность и внутренние дела.

Следует отметить, что коррупция тесно связана с другими формами общеуголовной преступности, в частности, с организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств. С Коррупционные доходы, так же как и доходы от других видов преступной деятельности, как правило, подлежат отмыванию, и для этого используются, в основном, одни и те же способы и механизмы. Коррупционное финансирование терроризма разрушающе действует на государственные основы, подрывает потенциал правоохранительной системы по борьбе с преступностью, как общеуголовной, так и экономической.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что субъекты криминальной и теневой экономики (специальные службы, организованные преступные

сообщества, в том числе международные, и террористические организации) для достижения своих преступных целей, используют и будут использовать все имеющиеся в их распоряжении средства (включая заказную оценку и критику) с целью воздействия через систему отраслей социально-политической сферы управления на решения высшего руководства страны. Только в прошлом году милиция выявила 83 тысячи преступлений в кредитно-финансовой сфере. Согласно информации Департамента экономической безопасности МВД России, только за указанный год удалось возместить материальный ущерб более чем на 20 миллиардов рублей 2.

В связи с этим и с большой долей вероятности, можно констатировать, что в нашей стране практически ни один вид бизнеса без взяток не развивается, и что коррупция как система отношений, основанных на противоправной деятельности представителей органов государственной власти, является не только серьезным препятствием на пути социально-экономического развития страны и успешного выполнения стратегических национальных программ, но и благоприятной почвой для финансирования терроризма.

Учитывая существенные совпадение методов, структур и каналов, используемых в данных видах преступной деятельности, вполне логичным представляется вывод о целесообразности единого системного подхода к организации противодействия этим преступлениям.

Однако до последнего времени институциональные и правовые основы противодействия коррупции и финансированию терроризма развивались (и продолжают развиваться) параллельно, как самостоятельные организационно-правовые механизмы 3.

Более того, в рамках формирования механизма противодействия коррупции и финансированию терроризма еще не укрепилось понимание тесной взаимосвязи превентивно-финансовых и уголов-

1 Степаной Е. Противодействие финансированию терроризма // Международные процессы. - Том № 7. - 2009. - № 1 (19); Ваха-ния В. Некоммерческие организации и их связи с финансированием терроризма. // Уголовное право. - 2004. - № 1; Лукашук И.И. Международное право Общая часть: учебник. М.: БЕК, 1997. - С. 165; Иванов Э.А. Система международно-правового регулирования борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем: дис. на соискание ученой степени д.ю.н. М., 2001. - С. 141-149; FATF Annual Report 2008-2009. - Р. 30 / www.fatf-gafi.org; Подразделения финансовой разведки. Обзор Вашингтон. Международный Валютный Фонд. 2004. - С. 38; FATF, Second Mutual Evaluation Report (Russian Federation), http://www fatf-gafi.org.

2 Филалеев М. «Взятка бизнес-класса». Российская газета «Федеральный выпуск» № 5103 (24) от 5 февраля 2010 г. // Copyright © 1999-2010 «Агентство Политических Новостей». Сайт: http://www.rg.ru/2010/02/05/vziatka.html

3 Доктор экономических наук, профессор Кричевский Н. 10 июня 2008 г. при представлении Концепции формирования правовых и институциональных основ антикоррупционной политики в Российской Федерации, отметил, что только за период 2006-2008 гг. масштабы российской коррупции, по меньшей мере, удвоились. В 2006 г. коррупционный оборот оценивался в $240 млрд., что было сопоставимо с параметрами федерального бюджета того года, а в 2008 г. коррупционный оборот достиг $480 млрд., превысив доходную часть федерального бюджета на 2008 г. почти в полтора раза. /Институт национально стратегии. Экспертный семинар. «Российская коррупция: причины, масштабы, пути противодействия» Сайт: http://www.apn.ru/publications/article20095.htm

■■

Научно-практический журнал

ноябрь-декабрь 2010

но-правовых мер, что, в свою очередь, проявляется в неготовности соответствующих правоохранительных структур выработать четкую программу формирования единого комплексного подхода к решению этой проблемы.

Финансирование терроризма является одним из важных условий осуществления и продолжения террористической деятельности. Соответственно, усилия государственных структур и законопослушных членов общества в предупреждении и пресечении финансирования терроризма следует рассматривать в контексте общей борьбы с терроризмом, как одного из ее важнейших направлений.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что ввиду отсутствия общепринятого всеобъемлющего определения терроризма и различных форм его проявления, формирование правовых основ государства и общества в борьбе с ним будет концентрироваться на тех направлениях, где его проявления представляют наибольшую опасность.

Для этого необходимо не только осмыслить сущность и масштабы террористических угроз, но и отдельно обозначить структуру этого сложного преступного явления в его взаимосвязи с основными социально- экономическими, общественно-политическими и иными процессами жизнедеятельности, как в отдельных отраслях, так и в масштабах всей страны.

На текущий момент, по утверждению профессора Хабибулина А.Г., в условиях существенного экономического отставания и слабого развития законодательной основы российского государства, к объективным отрицательным факторам можно отнести:

• глобализацию мировой экономики;

• включенность России в глобальные мировые экономические отношения;

• форсированная капитализация экономических отношений общества;

• резко ускоренное развитие рыночных отношений;

• глобализация и транснационализация преступности в основных жизненно важных сферах общественных отношений;

• возникновение и развитие международного терроризма.

Однако второй фактор, на наш взгляд, не является стратегическим условием формирования активов

террористических организаций, когда могут быть задействованы крупные благотворительные фонды и перемещаться значительные суммы денежных средств.

Вместе с тем, коррупция и финансирование терроризма негативно отражаются на международной репутации страны и ее инвестиционном рейтинге, что требует серьезного осмысления и выработки новых экономических и правовых механизмов организации противодействия этим явлениям.

Кроме практики запугивания, терроризм в различных своих проявлениях также преследует экономические и политические цели; он во все большей степени стал являться средством борьбы за экономический приоритет и политическую власть (что можно наблюдать на территории субъектов Северокавказского региона), действуя, в первую очередь, против экономических, социальных и политических институтов общества.

За последнее годы сфера угроз, исходящих от терроризма (международного в том числе), заметно расширилась. В нее стали включаться угрозы социального и политического характера, в том числе угрозы территориальной целостности страны.

Результаты самых резонансных террористических актов свидетельствуют о том, что одним из негативных последствий таких действий, кроме гибели лиц, не причастных к той политике, которая спровоцировала действие террористов, является ослабление национальной валюты, снижение инвестиционной привлекательности государства, а также общее снижение уровня развития национальной экономики. Экономика государства в условиях постиндустриального общества с превалирующим финансовым сектором становится весьма чувствительной к любым негативным воздействиям, в том числе, вызванным террористической деятельностью.

Можно сделать вывод, что применение только карательных мер борьбы не позволяет обеспечить действенный контроль над перекрытием каналов финансирования терроризма и его негативных проявлений, а значит, и эффективно противодействовать террористическим угрозам.

Все это требует серьезного осмысления и выработки новых механизмов организации противодействия террористическим угрозам в современных условиях.

Старцев Геннадий Викторович - кандидат экономических наук, специалист-эксперт Департамента аппарата Совета Безопасности РФ

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.