ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ МИГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ПОТЕНЦИАЛА РЫНКА ТРУДА
СИТАРЧУК Е.А.,
ассистент,
Ростовский государственный университет путей сообщения,
e-mail: [email protected]
Статья посвящена развитию теории экономических функций миграции как концептуальной основы совершенствования миграционной политики в обеспечении эффективности внешних источников развития трудового потенциала национальной экономики.
Ключевые слова: трудовой потенциал; функции; дисфункции; миграция; селективность.
The article is devoted to the development of the theory of economic functions of migration as conceptual basis of perfection of a migratory policy to ensure the efficiency of external sources of the development of labor potential of the national economy.
Keywords: labour potential; functions; dysfunctions; selectivity; migration.
Коды классификатора JEL: J61, O15.
В настоящее время не утихают споры о позитивном и негативном эффекте внешнего потенциала труда — миграции — на страну-реципиент. Действительно, часть мигрантов способна стать фактором производства и обеспечить экономику импульсом развития. В то же время нельзя отрицать и негативный эффект иммиграции в его воздействии на положение принимающей страны.
Оптимизацию внешнего фактора для национального рынка видим в мобилизации и реализации функций миграции. Исходя из теории Т.И. Заславской [11, с. 35] и взяв за основу ее разработку функций миграции, внесем свои дополнения. Во-первых, заменим ускорительную функцию на воспроизводственную (ускорительная функция предполагает лишь позитивный эффект, а воспроизводственная может быть расширенной, простой и суженной) и все функции будем считать специфическими (зависимыми от социально-экономических условий конкретных стран). Во-вторых, на наш взгляд, миграция населения — явление, всегда предполагающее экономические отношения, которые влекут за собой экономическое воздействие на все стороны жизнедеятельности общества. Поэтому воспроизводственную, перераспределительную и селективную функции мы отнесем к экономической. Социальная функция также находится во взаимодействии с экономической, но в меньшей степени, чем остальные, поэтому мы ее позиционируем автономно.
Авторская позиция на функции миграции представлена на рисунке 1.
Подчеркнем, что рассматриваемые функции имеют дифференцированные проявления, разнящиеся во времени и пространстве по социопрофессиональным и этническим группам и зависящие от структурных параметров экономики принимающей стороны. Учитывая проявление отрицательного эффекта миграции, следует рассматривать и ее дисфункции.
© Е.А. Ситарчук, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
Рис. 1. Функции миграции населения
Экономическая функция миграции в первую очередь реализуется в ее воздействии на экономики стран-участников миграционных процессов.
Экономические последствия для страны-реципиента не могут быть однозначны. Оценивая их общий баланс в рамках национальных экономик, преобладающая часть зарубежных исследователей сходятся в том, что в макроэкономическом плане иммиграция приносит принимающей стране выгоду [22, с. 34]. Так, по оценкам Национальной академии наук США, иммиграция дает стране чистую прибыль в 10 млрд долл. в год [21, с. 143].
Воспроизводственная функция представляет собой воздействие миграции на ресурсный потенциал возобновления экономических процессов.
Иммиграция высококвалифицированных специалистов способствует развитию научнотехнического потенциала. Новейшие отрасли развитых стран во многом обязаны своим прогрессом активному привлечению высококвалифицированного иностранного труда. Например, в США иностранное происхождение имеет 60% авторов наиболее цитируемых трудов по физике и 30% — по другим естественным наукам [22, с. 34].
Дефицит квалифицированных кадров может стать препятствием экономического роста. Согласно исследованию 2000 г., с 1998 г. Западная Европа потеряла 110 млрд евро ВВП из-за дефицита высококвалифицированной услуги труда [6, с. 69].
В России доля иммигрантов с высшим образованием относительно невысока — 13% (2006 г.), [14], и можно проследить ее сокращение: в 2003 г. она составляла 19,8% [10].
Иммигранты способствуют росту ВВП страны-реципиента. По подсчетам экономистов, вклад иммигрантов в рост ВВП Германии в начале 70-х гг. составил более 40% [1, с. 12], а по данным МВД Великобритании, в 2002 г. этот вклад составил 2,5 млрд фунтов стерлингов [7]. По мнению экспертов, в России мигранты производят не менее 8-10% ВВП [20].
Воспроизводственная функция реализуется и через инвестиции мигрантов. Иммигранты с инвестиционными возможностями, как правило, предпочитают стабильные экономически развитые страны. Так, например, Австралия в 2000-2001 гг. приняла на постоянное местожительство 7,3 тыс. инвесторов с капиталом свыше 250 тыс. местных долл. у каждого [22, с. 34].
Увеличение потребителей в лице иммигрантов приводит к мультипликации развития производства и дополнительной занятости. Так, большую долю своих заработков мигранты тратят в принимающей стране на удовлетворение личных потребностей. Например, мигранты из республики Таджикистан в среднем в месяц посылают домой только % часть дохода [9]. По данным ФМС России, из заработанных 6-7 долл. мигрант вывозит за пределы РФ 1 долл. [4].
Наряду с позитивным воздействием иммиграции на воспроизводство страны-реципиента, иммиграция может вызывать и дисфункции: отток доходов и капитала, снижение равновесной цены труда, рост уровня безработицы среди местного населения и расширение теневого производства.
Отток доходов и капитала препятствует потенциальной возможности расширенного воспроизводства. По оценке Всемирного банка, за 1990-2005 гг. общая сумма денежных переводов иммигрантов во всем мире выросла в 3,4 раза при ее увеличении в адрес развивающихся стран в 5,3 раза [23, с. 115].
Российский рынок денежных переводов продолжает ежегодно увеличиваться на 60-70%
Следующая воспроизводственная дисфункция основывается на теории Хекшера— Олина— Самуэльсона о выравнивании цен на факторы производства, в соответствии с которой спрос на труд, являющийся дефицитным в данной стране, в результате иммиграции относительно сокращается, что приводит к снижению его цены. В то же время, в целом ряде исследований, проведенных в США, содержится вывод о том, что воздействие иммигрантов на уровень заработной платы весьма незначительное: увеличение на 10% доли иммигрантов снижает уровень заработной платы местных работников менее чем на 1% [12]. Понижающее воздействие на цену труда оказывают, в первую очередь, нелегальные работники из-за неформального статуса и возможности влиять на цену труда.
Воздействие иммигрантов на рост безработицы местного населения, как показывает практика, малозначительно. Наиболее весомое отрицательное влияние миграции на безработицу в странах ЕС показало исследование в Австрии в 1999 г. — увеличение иммигрантов на 1% повысило индивидуальные риски вытеснения коренного населения на 0,8 % [12].
В соответствии с теорией сегментированного рынка труда у иностранных и местных работников сферы занятости различаются. Так, если в первичном секторе (высококвалифицированная работа с высоким доходом) заняты в основном коренные граждане, то во вторичном (малоквалифицированная и низкооплачиваемая работа) в большой степени заняты иммигранты.
Нелегальную иммиграцию можно отнести к форме проявления воспроизводственной функции и в то же время к дисфункции для экономики страны-реципиента, так как расширяются нелегальные и криминальные экономические отношения. Так, по мнению экспертов МВД, только создаваемый незаконными мигрантами неконтролируемый рынок товаров и услуг наносит ущерб России в виде неуплачиваемых налогов на сумму в 200 млрд руб. ежегодно [3].
Перераспределительная функция миграции населения выражается в более эффективном переливе ресурсов, и тем самым лежит в основе реализации воспроизводственной функции в стране-реципиенте._
В докризисный период в России прогрессировал дефицит труда, который усугублялся депопуляцией населения. По данным Минздравсоцразвития России, в 2007 г. от 30 до 50% предприятий испытывали нехватку кадров [17]. Иммиграция иностранных работников была практически единственной возможностью решить трудонедостающую проблему. Сегодня, в период постепенной стабилизации экономической ситуации в стране, возрождается вопрос замещения вакантных рабочих мест иммигрантами.
Перераспределительная функция наиболее важна в период стабилизации и подъема экономики. Так, рост иммиграции в Западной Европе в 60-70-е гг. был обусловлен возросшим спросом на труд — прежде всего, в промышленности Германии и Франции. Миграция была одним из важнейших факторов, которые позволили осуществить индустриальный подъем в Европе [16].
К проявлению перераспределительной дисфункции следует отнести государственные трансферты и другие бюджетные платежи для не интегрированных на рынке труда мигрантов: помощь беженцам; выплаты социальных пособий и пр. Следует отметить, что в долгосрочном периоде, как правило, налогообложение мигрантов опережает выплату социальных трансфертов. В среднем, пособия семьям иммигрантов, которые проживали в Канаде 5-9 лет, были в 1990 г. на 6% больше, чем семьям коренных жителей, но они были уже на 17% меньше для лиц с иммигрантским стажем более 24 лет [22, с. 34].
Селективная функция миграции заключается в сглаживании социально-экономического и половозрастного дисбаланса, улучшении качества субъектов рынка труда страны-реципиента.
Миграция играет важную роль в насыщении рынка труда дефицитными ресурсами в профессиональной, квалификационной и половозрастной структуре. Национальный рынок труда саморегулирует масштабы и профиль трудовых ресурсов, в которых испытывает потребность. Иммигрант, владея информацией о переизбытке работников его профессии в стране предполагаемого въезда, откажется от решения о миграции. Также существуют институты, ведущие учет потребностей рынка труда и соответствующее им регулирование миграции: отказ в предоставлении трудовой визы на ряд профессий; квотирование и т.п., что способствует профессиональной селекции людских ресурсов страны-реципиента.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2
Западноевропейским странам и России присуще старение населения. Положение могут частично сгладить иммигранты, являющиеся в большей степени людьми молодого возраста (в России более 75% мигрантов моложе 40 лет, их средний возраст составляет 32-33 года) [19, с. 56]. Реализация селективной функции миграции, таким образом, способна сдерживать рост социального налога при омоложении работающего населения.
Миграция способствует сбалансированию половозрастного состава населения региона. В России на 100 мальчиков приходится 113 девочек [8], и диспропорция полов будет усиливаться — по прогнозам, к 2025 г. на 100 женщин будет приходиться 80-85 мужчин [2]. При этом половозрастной дисбаланс в КНР имеет обратную тенденцию — уже сегодня дефицит «невест» в Китае составляет 7-10 миллионов [8]. Брачная миграция выгодна обеим сторонам, поскольку половой дисбаланс приводит к увеличению коэффициента безбрачия, а соответственно, и к снижению коэффициента рождаемости, социальной напряженности и пр.
Селективная дисфункция миграции может проявляться в условиях стихийной, неорганизованной иммиграции, не соответствующей социально-экономическим и половозрастным потребностям страны-реципиента.
Помимо экономического функционирования, миграционные потоки влияют на социальные процессы в странах миграции, оказывая воздействие на реализацию их экономической функции.
Чтобы миграционные процессы в России активно функционировали, их динамические и структурные параметры должны быть адекватны иммиграционным потребностям страны.
Российская миграционная политика должна опираться на селективность приема иммигрантов, в первую очередь ориентированную на привлечение квалифицированных переселенцев и мигрантов-инвесторов. Для неквалифицированных иммигрантов следует применять выборочность по профессиональным и возрастным параметрам, а также ограничения в территориальной направленности. Необходимо активизировать борьбу с нелегальными мигрантами как основным источником дисфункционирования, с их частичной селективной легализацией (по степени социально-экономической интеграции), а также направить силы на развитие толерантности местных и иностранных граждан в первую очередь через интеграционные институты.
Эффективная миграционная политика — это максимизация положительного и минимизация отрицательного эффекта функционирования миграции. Формирование такой политики может осуществляться только на основе научной институционализации подходов и принципов миграционного механизма и его инструментов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреюк В.Ю. Экономическая стратегия иммиграционной политики ФРГ в 60-90-е годы ХХ века. М., 1997. С. 12.
2. Берендеева А. Качественный потенциал населения России и социальная реформа // Сб. межд. науч.-практ. конф. Иваново: ИвГУ, 2001.
3. Васильев В. Незаконная миграция в Россию за пять лет выросла в десять раз // Грани.ru.
(04.12.2006) // http://grani.ru/Society/rn.115274.html.
4. В России за год осело более десяти миллионов мигрантов // Мигрант сервис. (20.10.2009) // http://www.migrator.ru/news/?id=265.
5. Галушко Е. Кому здесь жить? // Дальневосточный капитал. 2003. № 5. С. 15.
6. Глущенко Г.И. Миграция и развитие: мировые тенденции // Вопросы статистики. 2008. № 2. С. 69.
7. Гранвилль Б. Либеральная иммиграционная политика // Компаньон. (27.02.2003) // http:// www.companion.ua/Articles/Content/Forprint/?Id=2310&Callback=0.
8. Ершов Д. Китайский вопрос // Кремль^д. (19.01. 2009) // http://www.kreml.org/opinions/ 202880460.
9. Заурбеков С. Роль трудовой миграции в экономике современного Таджикистана // Информационно-аналитический центр. (31.01.2007) // http://www.ia-centr.ru/archive/public_details7513. html?id=289.
10. Каменский А.Н. Утечка умов и национальная безопасность России // Мировое и национальное хозяйство. 2007. № 3.
11. Миграция сельского населения / Под ред. Т.И. Заславской. М.: Мысль, 1970.
12. Мукомель В. Конкурируют ли мигранты с местной рабочей силой? // Демоскоп Weekly. 2005. № 207-208 // http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0207/tema03.php.
13. Нобелевские лауреаты о будущем мировой экономики и международной роли евро (10.01.2003) // http://bankir.ru/analytics/refer/84/4439.
14. Онищенко Г. Иностранные нелегалы — распространители ВИЧ // Новости ФМС. (28.10.2009) // http://www.immigrate-service.ru/novosti-fms/.
15. Романов И. Как избежать потери Дальнего Востока // Ноополис.ру. (11.04.07) // http://www.noopolis. ru/articles/580.shtml.
16. Семенов В. Взаимовыгодные сети // Независимая газета. (27.02. 2007) // http://www.per-ekrestok.de/?mn=5&info=700017.
17. Трудовая миграция // НИИ труда и социального страхования — 2007 // http://www.niitruda.ru/ attentionplease/block7.html.
18. Трудовые мигранты ежегодно вывозят из России около 6 млрд. долларов // Новые Известия.
(23.08.2006) // http://nnov.zarplata.ru/n-id-10993.html#.
19. ТюрюкановаЕ. О влиянии миграции на рынок труда // Отечественные записки. 2007. № 4. С. 56-70.
20. ТюрюкановаЕ. Россия будет все сильнее зависеть от труда мигрантов // Демоскоп Weekly. № 315316. (21.01.2008) // http://www.demoscope.ru/weekly/2008/0315/tema01.php.
21. Цапенко И. Как противостоять нелегальной миграции // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 143.
22. Цапенко И. Роль иммиграции в экономике развитых стран // Мировая экономика и международные отношения. 2004. № 5. С. 34.
23. Эльянов А.Я. Международная миграция и развивающиеся экономики // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. 2008. № 2. C. 115.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2