Научная статья на тему 'Экономические факторы инновационной активности предприятий отрасли'

Экономические факторы инновационной активности предприятий отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СТРУКТУРА РЫНКА / ХИМИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ / INNOVATIVE ACTIVITY / ECONOMICAL FACTORS / MARKET STRUCTURE / CHEMICAL BRANCH OF INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мисбахова Ч. А., Зиннатуллина А. Н., Стародубова А. А., Мисбахова Э. А., Мисбахова В. А.

Изучено влияние экономических факторов (оборот предприятий, финансовые результаты, рентабельность, число фирм в отрасли) на инновационную активность российских предприятий химической отрасли (представленную в виде: числа фирм осуществляющих инновации, объема инновационных товаров, затрат на инновации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research concerns the influence of economical factors (turnovers of enterprises, financial performance, profitability and the number of companies in a related branch of industry) on innovative activity of Russian chemical enterprises (which is represented by the number of innovatively operating companies, the amount of innovative products and the cost of innovations).

Текст научной работы на тему «Экономические факторы инновационной активности предприятий отрасли»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 338

Ч. А. Мисбахова, А. Н. Зиннатуллина, А. А. Стародубова,

Э. А. Мисбахова, В. А. Мисбахова

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ

Ключевые слова: инновационная активность, экономические факторы, структура рынка, химическая отрасль.

Изучено влияние экономических факторов (оборот предприятий, финансовые результаты, рентабельность, число фирм в отрасли) на инновационную активность российских предприятий химической отрасли (представленную в виде: числа фирм осуществляющих инновации, объема инновационных товаров, затрат на инновации).

Keywords: innovative activity, economical factors, market structure, chemical branch of industry.

The research concerns the influence of economical factors (turnovers of enterprises, financial performance, profitability and the number of companies in a related branch of industry) on innovative activity of Russian chemical enterprises (which is represented by the number of innovatively operating companies, the amount of innovative products and the cost of innovations).

В поле зрения российских экономистов в наибольшей степени оказались такие экономические факторы инновационной деятельности как: меры государственной поддержки инновационной деятельности, финансово-экономические механизмы активизации инновационной деятельности, в виде: налогового стимулирования, ускоренной амортизации, доступа к кредитам с низкой ценой капитала, акцизной политики. В тоже время интерес представляет изучение влияния других экономических факторов на инновационную активность предприятий, представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Взаимосвязь экономических факторов и инновационной активности предприятий химической отрасли

Признак Факторы

Факторные признаки -экономические Оборот предприятий

Финансовые результаты

Рентабельность

Число фирм в отрасли

Результативные признаки -инновационная активность Число фирм осуществляющих инновации

Объем инновационных товаров, работ, услуг

Затраты на инновации

Для подтверждения этой гипотезы, мы провели корреляционный анализ взаимосвязи экономических факторов и инновационной активности на примере химической отрасли Российской Федерации за 2005-2008гг.

Рассмотрим взаимосвязь таких экономических факторов как: оборот предприятий, финансовые результаты, рентабельность на инновационную активность предприятий отрасли (представленных в виде объема инновационных товаров, затраты на инновации) в таблице 2.

215

Экономические факторы Коэффициент корреляции результативного признака

Затраты на инновации Объем инновационных товаров

Обороты 0,85 0,99

Число фирм, осуществляющих инновации -0,17 -0,03

Финансовый результат 0,84 0,97

Рентабельность 0,64 0,83

Й.Шумпетер считал, что для предпринимателя, вводящего инновации, единственным путем получения постоянной прибыли являются непрерывные нововведения [1]. Действительно проведя корреляционный анализ взаимосвязи экономических факторов и инновационной активности химической отрасли Российской Федерации за 2005-2008гг. (таблица 2) можно сделать вывод, что рост объема инновационных товаров, затрат на инновации увеличивается за счет роста финансовых результатов, рентабельности, оборота предприятий. Поэтому нельзя не согласиться с высказыванием Й. Шумпетера: «Предприниматель - орудие прогресса, а прибыль - это награда за нововведения, что побуждает предпринимателя вводить инновации, и таким путем предприниматель-новатор ведет общество к непрерывному прогрессу» [1].

Инновации в химической отрасли можно разделить на два вида:

- активные инновации - это внедренные в компаниях технологии, в разработке которых они принимали непосредственное участие на начальной стадии, выполняя их собственными силами или путем финансирования сторонними организациями; это также внедренные готовые технологии, но являющиеся новыми в мире, которые ранее не были где-либо внедрены;

- пассивные инновации - это внедренные покупные (заимствованные) технологии, относящиеся к числу прогрессивных в отрасли, защищенные как объекты интеллектуальной собственности, но уже длительное время тиражируемые в мире [2], [3].

Путь технологического заимствования (пассивных инноваций) является доминирующим на данном этапе для химической отрасли Российской Федерации. Применение пассивных инноваций позволяет в относительно сжатые сроки резко повысить объемы производства и конкурентоспособность производителей, готовит базу для развертывания активных инноваций. Открывается дорога к «обратному инжинирингу», когда внедренные технологии исследуются, совершенствуются и впоследствии вновь предлагаются рынку. Но при этом пассивные инновации уменьшают размеры получаемой прибыли.

В начальный период жизненного цикла инноваций, когда средства вкладываются в разработку новой технологии, отдача повышается настолько медленно, что вызывает сплошные разочарования. Однако, по мере развития эффективность инноваций резко возрастает. В завершающей фазе рост отдачи снова замедляется, и на каждое успешное нововведение затрачивается все больше ресурсов. Безусловно, фирма должна постоянно следить за продвижением соперников: когда один из них приближается этапу эффективности

инноваций, другие участники рынка обычно начинают тщательно исследовать альтернативные технологии, способные обеспечить резкий взлет их собственных кривых. Возникающие в результате технологические разрывы могут застать врасплох замешкавшегося производителя.

Технологические разрывы будут возникать чаще, поэтому фирмы, постоянно готовые к атаке, получат существенное преимущество [4].

Таким образом, мы подходим к заключению, что на современном историческом этапе инновации являются эволюционным, перманентным процессом. Если в предыдущие периоды жизненный цикл инноваций проходил все этапы, то в настоящий период инновационные процессы в отраслях химической промышленности значительно ускоряются и происходит наложение кривых фаз жизненного цикла инноваций (рис. 1).

Рис. 1 - Эволюционная модель жизненного цикла инноваций. Составлено авторами

Но существует также другой экономический фактор, который, по нашему мнению, ограничивает инновационную активность предприятий - это число фирм в отрасли. Согласно проведенному корреляционному анализу взаимосвязи экономических факторов и инновационной активности химической отрасли Российской Федерации за 2005-2008гг. (табл. 2), рост числа фирм осуществляющих инновации отрицательно влияет на затраты на инновации, объем инновационных товаров.

В теории отраслевых рынков число фирм в отрасли является одним из главных показателей определяющих структуру рынка. Поэтому мы предлагаем экономический фактор -число фирм в отрасли считать также фактором структуры рынка. Таким образом, для стимулирования инновационной активности предприятий отрасли необходимо учитывать структуру рынка, то есть тип конкуренции в отрасли [5].

Наличие сильной взаимосвязи между структурой рынка и поведением предприятия было развито в теории отраслевых рынков. Согласно этой теории в работе Шерер Ф., Росс Д. отмечается: «Структура рынка может воздействовать на скорость инновации, но инновация, в свою очередь, также может изменять структуру рынка. Воздействие структуры рынка на инновации продолжается, более короткий период времени, чем воздействие инновации на структуру рынка» [6, С.310-313]. Мы видим, что контроль над взаимосвязью структуры рынка и инновациями приобретает важное значение.

Факторы Коэффициенты корреляции

Оборот -0,41

Число фирм в отрасли -0,68

Финансовый результат -0,47

Рентабельность -0,63

В нашем корреляционном исследовании (табл. 3), при увеличении числа фирм, занимающихся инновациями, сокращается общее число фирм в отрасли. Это связано с тем, что структура рынка является следствием конкурентной борьбы, в ходе которой фирмы -инноваторы разоряют своих соперников.

Эффект конкуренции всегда является предметом спора. При низком уровне конкуренции её усиление положительно влияет на инновационную активность. Однако, начиная с какого-то момента влияние конкуренции, становится отрицательным, это утверждение справедливо для большинства теоретических моделей изученных ранее другими экономистами и подтвержденное нашим корреляционным исследованием химической отрасли. Таким образом, факторы структуры рынка обусловливают необходимость рассмотрения характера воздействия ее факторов на инновационную активность предприятий отрасли.

Литература

1. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й. Шумпетер. - М.: Эксмо, 2008. - 862 с.

2. Губаев, Ш.Ш. Анализ и прогноз инвестиционной активности отраслей и региональных межотраслевых комплексов: монография / Ш.Ш. Губаев, Е.П. Ардашева. - Казань: Изд-во КГУ, 2008.

- 223 с.

3. Губаев, Ш.Ш. Особенности инновационной трансформации НГХК РТ / Ш.Ш. Губаев, Е.П. Ардашева // Труды XII Междун.научно-практич.конф. «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики «ИНКОН-Х11». - Скадовск, 2007. - С.60-66.

4. Фостер, Р. Созидательное разрушение / Р. Фостер, С. Каплан. - М.: Альпина Букс, 2005. - 378 с.

5. Султанова, Д.Ш. Конкурентоспособность и инновационная активность производителей синтетического каучука России / Д.Ш. Султанова, А.А. Стародубова // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - №3. - С. 181-185.

6. Шерер, Ф. Структура отраслевых рынков / Ф. Шерер, Д. Росс. - М.: Инфра-М, 1997. - 698 с.

© Ч. А. Мисбахова - канд. социол. наук, доц., нача. отд. аттестации науч.-пед. кадров КГТУ, 330-a@mail.ru; А. Н. Зиннатуллина - канд. экон. наук, доц. каф. экономики КГТУ; А. А. Стародубова -канд. экон. наук, ст. препод. каф. экономики и управления НХТИ КГТУ, upfr-nk@list.ru; Э. А. Мисбахова - ст. препод. той же кафедры; В. А. Мисбахова - ст. препод. той же кафедры, mis_v@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.