Научная статья на тему 'Экономические эффекты развития транспортной инфраструктуры'

Экономические эффекты развития транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
745
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФУЗИЯ ИННОВАЦИЙ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Набиев Б. Р.

В данной статье рассмотрены основные экономические эффекты развития транспортной инфраструктуры и выявлены основные направления, ускоряющие распространение инноваций на внутреннем рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Набиев Б. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические эффекты развития транспортной инфраструктуры»

1. Eventbrite - система управления событийной индустрией различного масштаба действия. Действует по принципу информационной афиши для предоставляющей информацию организации. Предоставляет сервисы менеджмента посещаемости, управления клиентским обслуживанием, списками посещений, менеджмент регистра-ций, билетное оформление, систему клиентского и пользовательского продвижения (реклама).

2. Etouches - лидер в области облачного программного обеспечения управления событиями, охватывающими все основные функции в цикле подготовки и планирования event Многоязычной, мультивалютный интерфейс предлагает 15 модулей для регистрации, создания веб-сайта, составления опросника, электронного маркетинга, абстрактного управления, управления проектами, бюджетирования, управления социальными сетями, мобильными приложениями.

Таким образом, можно утверждать, что грамотная интеграция программного обеспечения, специализирующегося на управлении и контроле над планированием и организацией событийных мероприятий, можно рассматривать как логичный и необходимый шаг на пути к оптимизации и модернизации процесса и результата инновационного развития индустрии.

Список литературы:

1. Hassanien A. Product innovation in events venues: directions, process and evaluation // Journal of Facilities Management. - Edinburgh: [б.н.], 2012. - № 4, Т. 10. - С. 266-286.

2. Larson M. Innovation and Creativity in Festival Organization // Journal of Hospitality Marketing & Management. - London: Taylor & Francis Group, LLC, 2011. - № 12, Т. 20.

3. Milliband J. Events Management. - Glasgow: Event Scotland, 2006.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

© Набиев Б.Р.*

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

В данной статье рассмотрены основные экономические эффекты развития транспортной инфраструктуры и выявлены основные направления, ускоряющие распространение инноваций на внутреннем рынке.

Ключевые слова: диффузия инноваций, транспортная инфраструктура, конкурентоспособность.

* Аспирант кафедры Территориальной экономики.

На протяжении всей истории транспортное обеспечение было важным элементом экономического и социального развития населенных пунктов и составляло основу благосостояния целых стран. В наши дни, значимость транспорта в развитии социальных и экономических систем возросла.

Спрос на транспорт отражает экономическую активность фирм, домо-хозяйств и частных лиц. Однако, изменение транспортной инфраструктуры, в свою очередь, оказывает воздействие на экономическое развитие. Таким образом изменения в транспортной инфраструктуре, в рамках местных, региональных и национальных стратегий развития позволяют достичь, например, таких общественно важных задач, как повышение доходов населения, уровня занятости, деловой активности [1]. Мировой опыт свидетельствует, что наличие развитой транспортной инфраструктуры способствует более эффективному использованию существующего потенциала, а также способствует ускорению кругооборота в экономике [2].

В целом, развитие транспортной инфраструктуры имеет два основных экономических воздействия: прямое - связанное непосредственно с транспортной системой; косвенное - связанное с влиянием транспортной инфраструктуры на другие сектора экономики, оба этих эффекта могут быть как временными, так и постоянными.

Также существуют другие виды воздействия, влияние которых в некоторых случаях учитываются и имеет большое значение. Например, экологическое, которое подразделяется на прямое воздействие, связанное с вредом наносимым окружающей среде на территории строительства или во время эксплуатации инфраструктуры, и косвенные последствия, в этом случае вред, наносимый окружающей среде происходит вне территории инфраструктуры, однако связано с ее развитием и функционированием. Тем не менее, основной мотив для развития транспортной инфраструктуры сводится к экономическим целям и задачам.

Прямое экономическое воздействие от развития транспортной инфраструктуры, включают в себя стоимость: инвестиционных и эксплуатационных затрат - на поддержание функционирования инфраструктуры; расходы транспортных компаний - временные затраты на перевозку грузов и деловые поездки; затраты на восстановление экологической системы, а также связанные с дорожно-транспортными происшествиями. Основной положительный экономический эффект от развития транспортной инфраструктуры проявляется в экономии времени, которое тратиться на перевозки грузов или деловые поездки, часто этот показатель можно измерить валовой почасовой оплатой рабочей силы.

Экономия времени на деловые поездки напрямую влияет на производительность труда работника. Для грузовых компаний, экономия времени, означает выгоды от сокращения затрат на топливо или энергию, уменьшение износа основных средств, экономии рабочей силы, в совокупности, все это влияет на качество и эффективность транспортных услуг региона и страны [3].

Для производителей повышение надежности транспортной инфраструктуры и увеличение скорости доставок, позволяет, например, жестко планировать процесс производства и организовать бережливое производство за счет логистической концепции «just to time».

Экономический эффект от инвестиций в транспортную инфраструктуру, можно рассмотреть в следующих категориях [4]:

- Прямые эффекты - увеличение рабочих мест и благосостояния населения за счет строительства объектов транспортной инфраструктуры, сокращение транспортных расходов. Компании региона получают улучшенный доступ к рынкам и ресурсам, а также уменьшают затраты на транспортировку, таким образом, повышают свою эффективность;

- Косвенное стимулирующее воздействие на вторичные компании, например, местные компании предоставляющие средства производства. Однако необходимо иметь ввиду косвенный эффект предложения или эффект вытеснения, который заключается в сокращении объемов частных инвестиций в результате роста процентной ставки, вызванного экспансионистской фискальной политикой, в частном случае вызванного инвестициями в строительство;

- Побуждающее воздействие: увеличение доходов населения приводит к увеличению потребления и, следовательно, к увеличению спроса;

- Динамичное воздействие: результат долгосрочных изменений: в экономическом развитии; в росте заработной платы и ценах; изменении в землепользовании; структуре мест благоприятных для ведения бизнеса, что в свою очередь влияет на богатство региона.

Экономические последствия инвестиций в инфраструктуры также можно рассматривать с точки зрения времени действия и разделить на краткосрочные и долгосрочные, которые связаны с мультипликатором инвестиций и экономическим ростом региона, соответственно [5].

Краткосрочный эффект мультипликатора: изменения экономической активности связанное с инвестициями в течение инвестиционного периода. Как правило, мультипликативный эффект крупных инвестиций достаточно высок. Например, рузвельтовская программа строительства дорог, мостов, аэродромов, освоения долины реки Теннеси, эти и другие программы бюджетного стимулирования создали, для экономики США в целом, длительный мультиплицирующий эффект. Очевидно, что не только транспортные проекты, а любые крупные инфраструктурные проекты, обладающие долгосрочными социально-экономическими эффектами, создают «точки» роста.

Долгосрочный эффект, связаны с прямыми эффектами (время, изменения в транспортных расходах), а также долгосрочные изменения в структуре рынках, затронутых развитием инфраструктуры.

Если определить диффузию, как социальную коммуникацию, посредством которого участники этого процесса создают и обмениваются информа-

цией друг с другом в целях достижения взаимопонимания, в которой обмениваемая информация относится к новым идеям и инновациям, то в своей наиболее простой форме, диффузия инноваций включает: инновацию; раннего усыновителя инновации, то есть субъекта, принявшего инновацию и знающее или имеющее опыт его использования; позднего усыновитель или субъект не знающее об инновации; коммуникационный канал связи, с помощью которой информация передается от одного актора к другому. Характер обмена информацией между акторами определяется условиями среды, в соответствие с которым будет определяется скорость диффузии инновации. Например, средства массовой коммуникации, входящие в информационную инфраструктуру, часто являются наиболее быстрыми и эффективными средствами для информировании аудитории потенциальных усыновителей о существовании инновации [6].

С другой стороны, межличностные коммуникационные каналы, которые как правило связаны с идеальной моделью коммуникаций, более эффективны в убеждении индивидуума принять новую идею или инновацию, особенно если межличностное общение происходит между географически близкими акторами.

Результаты различных исследований показывают, что большинство людей принимают инновацию, не оценивая объективно-рациональные факторы, такие как результаты научных исследований, практичность и эффективность. Вместо этого, большинство людей зависят в основном от субъективной оценки инновации, которая передается им от ранних усыновителей инновации. В этом случае, главную роль играют социальные факторы.

Развитая «мягкая» социальная инфраструктура сплачивает население, формирует доверительные и честные отношения между акторами межличностных коммуникаций, следовательно, является базисом в развитии системы связей. Качественная транспортная инфраструктура, позволяют сгладить географические разрывы в межличностных контактах, играют большую роль в увеличении скорости и объемов передаваемой информации. Естественно, развитая транспортная и информационная инфраструктура полностью не исключают факторы географических разрывов между акторами. Связано это не только с физическим расстоянием, но и с исторически сложившимися различиями между регионами, странами такими как: конфессиональные, традиционные, языковые, культурные; различиями в диспозиции интеллектуальных ресурсов, а также в совокупности социальных капиталов акторов, обеспечивающих устойчивую сеть отношений в обществе. Согласно такому представляю, развитие транспортной инфраструктуры позволяет снизить влияние географических границ и уменьшить социальные и физические барьеры, оказывающие воздействие на диффузию инноваций.

Еще один важный вопрос, касающийся характера диффузии инноваций относится к институциональной инфраструктуре, она не выступает как са-

мостоятельная отрасль или подотрасль. Институциональная инфраструктура обслуживает другие отрасли в роли управляющей подсистемы. Она формируется из организаций, регулирующих и направляющих экономику, вычислительных центров, учреждений финансово-кредитной системы.

Основные направления для ускорения процесса диффузии инноваций, заключаются:

- в разработке и осуществлении крупных инфраструктурных проектов, которые создают точки роста;

- в улучшении нормативно-правовой среды, к которым относятся процедуры сертификации и стандартизации, системы страхования. Процедуры сертификации и стандартизации уменьшают неопределенность и создают сеть эффектов, которые увеличивают выгоды от принятия инноваций. Экономисты Пол Дэвид и Шейн Гринстейн внесли большой вклад в понимание сертификации и стандартизации и их последствия для отрасли и экономического благосостояния, они приходят выводу, что совместимость стандартов служит фактором, способствующим диффузии инноваций [7];

- в обеспечении эффективной защиты прав интеллектуальной собственности. Защита прав интеллектуальной собственности, является немаловажным направлением в управлении инновационными процессами. Защита инноваций препятствует получению недобросовестными конкурентами выгод от внедрения результатов инновационной деятельности без осуществления соответствующих затрат на разработку или покупку инноваций. Таким образом, эффективная система защиты интеллектуальной собственности позволяет комплексно защитить право интеллектуальной собственности и мотивировать субъекты на инновационную деятельность;

- в формировании новых и усилению старых факторов, влияющих на самоидентификацию и сплоченность населения.

Список литературы:

1. Littman T. Evaluating Transportation Economic Development Impacts. Victoria Transport Policy Institute [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vtpi.org/econ_ dev.pdf.

2. Transport Infrastructure Investment: Capturing the Wider Benefits of Investment in Transport Infrastructure. Royal Town Planning Institute [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rtpi.org.uk/media/816110/cap-turing_the_wider_benefits.pdf.

3. Duncan Kernohan and Lars Rognlien Steer Davies Gleave. Wider economic impacts of transport investments in New Zealand [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.nzta.govt.nz/resources/research/reports/448/ docs/448.pdf.

4. Jukka Lindfors. The wider economic impacts of transport investments [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.helsinki.fi/ruralia/asia-ntuntijapalvelut/ytp_fin/pdf/BGLC_WP_53_report_Final_12022014.pdf.

5. Berechman J. The evaluation of transportation investment projects (Rout-ledge Advances in Management and Business Studies). New York. 2014. P. 22.

6. Everett M. Rogers. Diffusion of Innovations. Rev. ed. of: Communication of innovations. - 2nd ed. - 1971. - Р. 453.

7. Paul A. David and Shane Greenstein. The Economics Of Compatibility Standards: An Introduction To Recent Research [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kellogg.northwestern.edu/faculty/greenstein/images/ articles.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.