Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУММАРНОГО КОЭФФИЦИЕНТА РОЖДАЕМОСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУММАРНОГО КОЭФФИЦИЕНТА РОЖДАЕМОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ПРОГНОЗ РОЖДАЕМОСТИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РОЖДАЕМОСТИ / POPULATION / DEMOGRAPHIC FORECAST / FERTILITY FORECAST / DEMOGRAPHIC AND ECONOMIC FACTORS OF FERTILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петров В.А.

Демографическая ситуация, воспроизводство населения. рождаемость. Прогнозирование рождаемости. Выявление влияния ВВП и других экономических показателей на основные показатели рождаемости. Согласно расчетам коэффициентам парной корреляции основные показатели рождаемости зависят не только от прохождения «демографических волн», но также и от ВВП и других социально-экономических показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC DETERMINANTS OF THE TOTAL FERTILITY RATE

Demographic situation, population reproduction. fertility. Prediction of fertility. Identification of the impact of GDP and other economic indicators on the main indicators of fertility. According to the calculations of the pair correlation coefficients, the main indicators of fertility depend not only on the passage of "demographic waves", but also on GDP and other socio-economic indicators.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУММАРНОГО КОЭФФИЦИЕНТА РОЖДАЕМОСТИ»

УДК 314.172

Петров В. А. стажер - исследователь ФГБОУ ВО Российская академия народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при Президенте РФ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СУММАРНОГО КОЭФФИЦИЕНТА РОЖДАЕМОСТИ

Аннотация.

Демографическая ситуация, воспроизводство населения. рождаемость. Прогнозирование рождаемости. Выявление влияния ВВП и других экономических показателей на основные показатели рождаемости. Согласно расчетам коэффициентам парной корреляции основные показатели рождаемости зависят не только от прохождения «демографических волн», но также и от ВВП и других социально -экономических показателей.

Ключевые слова: Население; демографический прогноз; прогноз рождаемости, демографические и экономические факторы рождаемости

Petrov V.A.

Research Intern

Russian Presidential Academy of National economy and Public

administration (Ranepa) ECONOMIC DETERMINANTS OF THE TOTAL FERTILITY

RATE

Annotation.

Demographic situation, population reproduction. fertility. Prediction of fertility. Identification of the impact of GDP and other economic indicators on the main indicators of fertility. According to the calculations of the pair correlation coefficients, the main indicators of fertility depend not only on the passage of "demographic waves", but also on GDP and other socio-economic indicators.

Key words: Population; demographic forecast; fertility forecast, demographic and economic factors offertility

Среди научных школ, которые оказывают влияние как на разработку прогнозов воспроизводства населения, так и на демографическую политику, доминируют школы «демографического перехода», восходящие к работам А.Ландри и Ф.Ноутштейна, лидером этого направления в России является А.Г.Вишневский178 Краткое резюме этой теории относительно факторов рождаемости: «Демографическая политика бесполезна, экономика не имеет значения». Основная альтернативная научная школа, возглавляемая Л.Л.Рыбаковским, считает, что «Демографическая политика полезна,

178 Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982. 287 с.

социальная поддержка семей имеет значение»179. А.В.Кашепов считает, что каждое социально-экономическое, в том числе, каждое экономическое явление, подчиняется множеству факторов, набор которых только отчасти коррелирует в разных странах, но в целом в большинстве ситуаций является уникальным180 В работах этого автора также утверждается, что «Все

экономические явления имеют значение и воздействуют на воспроизводство

1 £1

населения и рождаемость»181

Понятно, что рождаемость начинает снижаться не тогда, когда проходит очередная «демографическая волна», а тогда, когда понижается СКР. Демографическая ситуация в стране тем менее благоприятна, чем СКР ниже расчетного уровня, необходимого для простого воспроизводства населения, который оценивается в 2,11-2,13 ребенка на 1 женщину. В РФ СКР начал снижаться с 2015 года, когда он составлял 1,78 и в 2017 году уменьшился до 1,62 (см. рис. 1). Проведенное нами исследование факторов и прогнозов рождаемости в России включает несколько разделов: классификацию факторов, анализ «демографических волн», анализ социальных факторов рождаемости, выявляемых выборочными опросами населения Росстатом и социологическими организациями, составление базы статистических данных, которые, предположительно, могут влиять на рождаемость, за 1991-2017 годы, сопоставление всех рядов из указанной базы через расчет и интерпретацию коэффициентов парной корреляции (матрица 19*19 показателей), формирование на основе некоторых показателей уравнений регрессии (регрессионных моделей), и на основе этих последних прогнозы суммарного коэффициента рождаемости на период до 2024 года.

179 Стратегия демографического развития России. Под редакцией В.Н.Кузнецова и Л.Л.Рыбаковского. М.: ЦСП., 2005, 208 с.

180 Кашепов А. Социально-экономические детерминанты демографической ситуации в России. / Общество и экономика. 2001. №9. С.138-160

181 Кашепов А.В. Многое зависит от ВВП: о взаимосвязи численности населения с экономическим развитием. / Социальная и демографическая политика. - 2006. - №6. - С.40-52; Кашепов А.В. Методология анализа, прогнозирования и регулирования конъюнктуры рынка труда. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва. 1999

ООООСЛСЛСПСПСПСПСПСПСПСПООООООООООтНтНтНтНтНтНтНтН

слслслспспспспспспспспспоооооооооооооооооо

Рисунок 1 - Суммарный коэффициент рождаемости в РФ в 1988-2017 гг. На основе данных Росстата182

Однако формат статьи не позволяет нам полностью предъявить здесь все результаты исследования. Поэтому мы сразу переходим к вопросам актуальности прогноза коэффициента СКР в данный период, краткому изложению выводов из классификации факторов и парной корреляции между ними и затем к расчетам перспективного СКР на основе регрессионных моделей.

Несколько слов об актуальности прогнозирования суммарного коэффициента рождаемости (СКР). Перспективные требования общества к демографической политике сформулированы Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в котором содержится формулировка п.1а «Правительству Российской Федерации обеспечить достижение следующих национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года: а) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации»183 Основные положения Указа №204 конкретизированы в «Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2024 года» (ОНДП-24), где сказано: «Для обеспечения естественного роста численности населения Российской Федерации и повышения ожидаемой продолжительности жизни необходимо добиться: повышения рождаемости и

182 Демографический ежегодник России. 2017. / Статистический сборник. - Москва. - Федеральная служба государственной статистики. М.: 2017., С.37-42; Общие итоги естественного движения РФ. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/free_doc/2018/demo/edn04-18.htm

183 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

увеличения суммарного коэффициента рождаемости до уровня не ниже 1,7184.

Задача поставлена на государственном уровне, мы пока воздержимся от суждений о том, способно ли правительство ее решить (о чем уже ведется дискуссия в экспертном сообществе). Рассмотрим данный вопрос только со стороны наших исследований - насколько смогут ускорить или затормозить рост рождаемости выделенные нами макроэкономические и социально -экономические факторы.

В Паспорте Национального проекта «Демография» содержатся нормы финансирования Федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" на 2019-2024 гг.185, но нет ретроспективных данных по этому направлению расходов, которые мы могли бы использовать для выявления статистических взаимосвязей указанных расходов с основными показателями рождаемости.

Поэтому из всех влиявших в ретроспективе на рождаемость социально-экономических показателей при прогнозировании суммарного коэффициента рождаемости мы можем опираться только на прогноз ВВП до 2024 года [Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2024 года. 2018., 14] и проект бюджетных расходов (в том числе на социально-культурные мероприятия) до 2021 года [Проект основных направлений бюджетной... Реально пригодными для прогнозирования рождаемости являются только статистические показатели, в том числе макроэкономические, которые имеют полностью сопоставимые ретроспективные ряды и одновременно - перспективные ряды, включенные в официальные прогнозы Министерства экономического развития, Министерства финансов или Росстата, причем эти показатели не должны быть коллинеарными (методически и статистически связанными между собой). Поэтому далее уравнения регрессии в целях прогнозирования рождаемости в основном строятся на показателе физического объема ВВП, с учетом прогнозов его динамики по годам на перспективу.

Немного подробнее остановимся на обосновании подбора показателей для вывода регрессионных зависимостей. Как было выявлено, суммарный коэффициент рождаемости (СКР) напрямую демонстрирует репродуктивное поведение женщин в возрасте 15-49 лет и при этом, согласно теоретическим представлениям, не должен быть тесно связан с прохождением демографических волн. В ходе наших расчетов удалось подтвердить высокий уровень корреляции СКР с общим коэффициентом рождаемости (ОКР), а также его значимую корреляцию с такими демографическими показателями, как повозрастные показатели рождаемости для поколений

184 «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» Утверждено Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.

185 Паспорт Национального проекта «Демография». Утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10)

женщин в возрастах 25-29 лет и 30-34 года. Относительно неожиданным для нас оказалось наличие корреляционной связи СКР с индикатором демографических волн - показателем доли женщин в возрасте модальной рождаемости 25-29 лет в общей численности женщин 15-49 лет. Вероятно, эта связь предопределяется тем обстоятельством, что именно возрастная группа 25-29 лет «управляет» динамикой показателя СКР для всего контингента женщин фертильного возраста. А также тем, что сконструированный нами индекс демографических волн оказался недостаточно эффективным. Далее отметим положительные взаимосвязи СКР с макроэкономическими показателями ВВП на душу населения, расходов бюджета на душу населения, расходов бюджета на социально-культурные мероприятия на душу населения, денежных доходов на душу населения, обеспеченностью жильем в квадратных метрах на душу населения. И отметим отрицательную связь с таким негативным макроэкономическим показателем, как уровень безработицы.

Рассмотрим далее разработанные нами уравнения регрессионных зависимостей между перечисленными показателями и основные результаты расчетов по этим уравнениям. Приведем пример разработки уравнения множественной линейной регрессии для целей анализа и прогноза СКР (суммарного коэффициента рождаемости). Как уже было показано, СКР, который мы будем рассматривать как зависимую переменную, связан с целым рядом независимых переменных. Это ВВП на душу населения (ВВПдн), расходы бюджета на душу населения (РБдн), обеспеченность жильем в квадратных метрах на душу населения (ОЖдн).

Результаты подбора с помощью математико-статистической программы коэффициентов линейного уравнения, произведенных на основе временных рядов за 1991-2017, следующие:

СКР=1,235+0,00015* ВВПдн +0,00011* РБдн +0,00299* ОЖдн (1) где:

ВВПдн - ВВП в ценах 1990 г., тыс. рублей на душу населения РБдн - расходы консолидированного бюджета в ценах 1990 г., тыс. рублей на душу населения

ОЖдн - обеспеченность жильем, квадратных метров на душу населения

Статистические критерии: Коэффициент детерминации R2=0,854; Гипотеза статистической программы: «Регрессионная модель адекватна экспериментальным данным»

Уравнение 1 охватывает только часть факторов, формирующих СКР, однако его проверка на отчетных данных за 2017 г. дает СКР 1,625, против отчетного 1,621, что означает достаточно приемлемую точность. Далее расчет производился исходя из гипотезы сохранения темпа прироста ВВП на 1,5% и индекса-дефлятора ВВП на уровне 2017 г. Показатели расходов консолидированного бюджета на душу населения и обеспеченности жильем на 2018-2024 гг. были экстраполированы исходя из отчетных показателей

2013-2017 гг. Результат - возможность выхода к 2024 году на уровень СКР равный 1,671, что достаточно близко к нормативу 0НДП-2024, который составляет 1,7. При изменении сценарных условий - повышения годового прироста ВВП с 1,5% до 3,0-3,3% (в соответствии с утвержденным официальным прогнозом до 2024 года) и снижения траектории слишком оптимистической экстраполяции показателя бюджетных расходов на душу населения , с учетом неопределенности перспектив воздействия на ВВП и СКР повышения пенсионного возраста, а также с учетом ожидаемого положительного воздействия мер Национального проекта «Демография» -нормативный коэффициент 1,7 может быть достигнут раньше или позже, по сравнению с гипотезой нашей модели (уравнения) 1.

Таблица 1.

Вариант расчета СКР по уравнению (1)_

Годы Отчетные данные

Суммарный Расходы Обеспеченность Расчет

коэффициент ВВП на бюджета жильем в кв. СКР по

рождаемости душу на душу метрах на душу уравнению

СКР населения населения населения (1)

2013 г 1,707 4915 3913,6 23,4

2014 г 1,750 4941 3967,5 23,7

2015 г 1,777 4731 3883,3 24,4

2016 г 1,762 4701 3944,2 24,9

2017 г 1,621 4781 3821,4 24,9 1,625

Экстраполяция

2018 г 4853 3989,1 25,3 1,640

2019 г 4926 4026,1 25,7 1,644

2020 г. 4999 4063,1 26,0 1,649

2021 г 5074 4100,1 26,4 1,654

2022 г. 5150 4137,1 26,7 1,660

2023 г. 5228 4174,1 27,0 1,665

2024 г. 5306 4211,0 27,4 1,671

Неопределенным (и не учтенным) остается влияние основного социально-психологического фактора «Уверенность в завтрашнем дне», который не поддается оцифровке и является внешним по отношению к регрессионной модели (1). Но тем не менее модель (1) позволяет предполагать, что рост социально -экономических показателей способен затормозить падение или вернуть на траекторию роста суммарный коэффициент рождаемости.

Проблема использования подобной модели для прогнозирования состоит в том, что часть показателей, необходимых для расчета, на перспективу не разрабатывается. В частности, ВВП рассчитывается на долгосрочную перспективу (в настоящее время утвержден прогноз до 2024 года, ранее утвержденные прогнозы до 2030 года устарели и их использование нецелесообразно), расходы бюджета на обычно доступны в

пределах 3 лет бюджетного плана, численность населения, необходимая для расчета душевых показателей, рассчитана Росстатом в 3 вариантах до 2036 года. Некоторые другие показатели на долгосрочную перспективу рассчитываются ведомствами и не сводятся в единую систему, доступную для использования, они отсутствуют в прогнозе Минэкономразвития до 2024 года. Например, показатель обеспеченности населения жильем, который сильно влияет на рождаемость, как по нашим корреляционным расчетам, так и по данным выборочных опросов, отсутствует в утвержденном прогнозе Минэкономразвития до 2024 года. По некоторым показателям, важным для прогноза рождаемости, напротив, есть утвержденные нормативы на перспективу, но нет опубликованных Росстатом рядов данных за ретроспективный период, на основе которых можно было бы построить модель (речь идет о расходах по национальному проекту «Демография»).

В итоге методические ограничения для применения модели (1) следующие: 1) обеспеченность жильем в квадратных метрах на душу населения на период до 2024 года в утвержденном прогнозе отсутствует (приходится заменять официальные данные экстрапояцией); другие показатели, имеющие высокую положительную корреляцию с СКР, также на перспективу могут быть определены только путем экстраполяции, что не желательно; 2) Бюджетные расходы на душу населения в [Проекте бюджета до 2021 года, 15] представлены только по федеральному бюджету, а наши расчеты ретроспективы базируются на полных отчетных данных консолидированного бюджета. Однако нашей целью в настоящем исследовании и в статье является поиск соответствия между перспективами рождаемости и официально утвержденными сценариями Министерства экономического развития. Поэтому нами было принято решение о выполнении перспективных расчетов на основе показателей согласно утвержденному прогнозу до 2024 года.

При построении модели (2) в качестве зависимой переменной мы использовали СКР, в качестве независимых переменных (предикторов) -ВВП на душу населения, денежные доходы на душу населения и уровень безработицы в % от численности рабочей силы. Денежные доходы населения, помимо уровня ВВП, определяются институциональной и отраслевой структурой экономики, фискальной политикой, социальной политикой и другими факторами. Поэтому мы считаем возможным одновременное использование этих показателей в качестве независимых переменных регрессионной модели. Безработица также определяется множеством экономических, социальных, демографических факторов, помимо уровня или динамики ВВП. Но главное, из чего мы исходили при построении уравнения (2) - что все показатели, использованные в качестве независимых переменных, имеют не только ретроспективные ряды с 19911992 гг. по 2017 год, но и входят в комплекс показателей прогноза Минэкономразвития на период до 2024 года.

СКР=0,3629+0,000314* ВВПдн + 0,00091* ДДдн - 0,02119* УБ% (2)

где:

ВВПдн - ВВП в ценах 1990 г., тыс. рублей на душу населения ДДдн - среднемесячные денежные доходы населения в ценах 1990 г., рублей на душу населения

УБ% - уровень безработицы, в процентах от численности рабочей

силы

Статистические критерии: Коэффициент детерминации R2=0,84; Гипотеза статистической программы: «Регрессионная модель адекватна экспериментальным данным»

Таблица 2.

Вариант расчета СКР по уравнению (2) Консервативный вариант _прогноза Минэкономразвития до 2024 года._

Годы Отчетные данные

Суммарный коэффициент ВВП на Денежные доходы на Уровень безработицы в % от Расчет СКР

рождаемости душу душу численности по уравнению

СКР населения населения рабочей силы (2)

2013 г 1,707 4915 365 5,5

2014 г 1,750 4941 351 5,2

2015 г 1,777 4731 341 5,6

2016 г 1,762 4701 326 5,5

2017 г 1,621 4781 326 5,1 1,589

Расчет на основе консервативного варианта прогноза до 2024 года

2018 г 4866 337 4,8 1,605

2019 г 4911 339 4,9 1,617

2020 г. 5004 345 4,8 1,642

2021 г 5130 351 4,8 1,676

2022 г. 5279 358 4,7 1,716

2023 г. 5440 365 4,7 1,760

2024 г. 5608 374 4,7 1,805

Таблица 3.

Вариант расчета СКР по уравнению (2) Базовый вариант прогноза _Минэкономразвития до 2024 года._

Годы Отчетные данные

Уровень Расчет

Суммарный Денежные безработицы в СКР по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

коэффициент ВВП на доходы на % от уравне-

рождаемости душу душу численности нию

СКР населения населения рабочей силы (2)

2013 г 1,707 4915 365 5,5

2014 г 1,750 4941 351 5,2

2015 г 1,777 4731 341 5,6

2016 г 1,762 4701 326 5,5

2017 г 1,621 4781 326 5,1 1,589

Расчет на основе базового варианта прогноза до 2024

года

2018 г 4866 337 4,8 1,605

2019 г 4925 340 4,8 1,621

2020 г. 5024 346 4,7 1,647

2021 г 5181 354 4,7 1,689

2022 г. 5349 362 4,6 1,734

2023 г. 5528 371 4,6 1,783

2024 г. 5715 380 4,6 1,833

Таким образом, согласно модели (2) на основе консервативного варианта прогнозов ВВП, денежных доходов населения и безработицы, при исключении негативного влияния внешних по отношению к модели (2) факторов, суммарный коэффициент рождаемости может достигнуть к 2024 году уровня 1,805, а на основе базового варианта Минэкономразвития -уровня 1,833. Перелом нынешней тенденции сокращения СКР в рамках консервативного варианта происходит в 2020 году, в рамках базового варианта - в 2019 году. Подчеркнем еще раз, что главным драйвером роста СКР в рамках данной модели является динамика ВВП, многие другие показатели, в том числе меры демографической политики, остаются за ее пределами. Поэтому полученные результаты, превышающие величину СКР 1,8 с точки зрения качественной экспертной оценки представляются маловероятными. Но для нас наиболее важными результатами расчетов являются выводы о том, что экономические процессы позитивно влияют на динамику рождаемости и позволяют частично компенсировать как негативное влияние демографических волн, так и социально -психологических процессов (недостаточная мотивация с точки зрения «уверенности в завтрашнем дне») и создают макроэкономическую базу для осуществления государственных бюджетных расходов на мероприятия демографической политики.

Самый простой вариант линейной регрессионной модели построен нами на основе сопоставления СКР и основного макроэкономического показателя - ВВП. Использование показателя ВВП в качестве независимой переменной решает вопросы о коллинеарности показателей и упрощает процедуру прогнозирования СКР, потому что прогнозы основного макроэкономического показателя всегда доступны и регулярно уточняются, безотносительно к степени детализации и срокам разработки других показателей прогнозов Минэкономразвития.

СКР = 0,0002* ВВПдн + 0,7913 (3)

где:

ВВПдн - ВВП в ценах 1990 г., тыс. рублей на душу населения

R2 = 0,8059, Гипотеза статистической программы: «Регрессионная модель адекватна экспериментальным данным»

Результаты расчетов по модели 3, соответствующие базовому и консервативному вариантам макроэкономических прогнозов Минэкономразвития, показаны в общем сборнике полученных результатов в таблице 4.

Из расчетов по модели 3 можно сделать вывод, что несмотря на достаточно высокий коэффициент детерминации, модель (3), наряду с достоинствами (простота использования) имеет определенные недостатки. Ретроспективная проверка на отчетных данных дает существенное завышение результата за 2017 год: 1,748 против отчетного 1,621. Тем не менее модель показывает, что при условии, что прогнозы ВВП будут реализованы, СКР поднимется примерно на 0,2 пункта, что является вполне удовлетворительным результатом, соответствующим утвержденному плану 0НДП-2024. Кстати, отклонение ретроспективных расчетов за 2017 год по моделям 2 и 3, можно интерпретировать следующим образом: таким мог бы быть суммарный коэффициент рождаемости в РФ, если бы он формировался только под влиянием экономических факторов, если бы другие факторы («уверенность в завтрашнем дне», изменения возрастной структуры населения в той части, в какой они оказывают влияние на повозрастные показатели рождаемости) не действовали в обратном направлении, на понижение названного коэффициента.

В таблице 4 показано, что пять вариантов прогноза суммарного коэффициента рождаемости на основе различных комбинаций экономических факторов и прогнозов Минэкономразвития свидетельствуют о том, что в период до 2024 года понижающий тренд данного показателя должен смениться на повышающий. Разумеется, для этого должно произойти радикальное улучшение экономической ситуации, которое заложено в консервативный и базовый варианты утвержденного Министерством экономического развития прогноза. При этом внешние по отношению к нашим моделям социально-психологические и демографические факторы, понижающие СКР, должны быть компенсированы мерами социальной и демографической политики, которые зафиксированы в 0НДП-2024.

В таблице 4 приведены для сравнения с нашими прогнозами приведены все три варианта прогноза Росстата на указанный период. В таблице 4, помимо наших расчетов, демонстрируется последняя версия официального демографического прогноза, скорректированная Росстатом в октябре 2018 года, после подписания Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"186 [Указ..., 10] и «Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период

186 Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"; «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» Утверждено Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.

до 2024 года» (Утверждено Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.) [0НПд-2024., 11]. Как явствует из этого сравнения, несмотря на существенные различия в методологии прогнозирования, наши расчеты на 2024 год по крайней мере по модели 1 находятся в пределах между средним и высоким прогноза Росстата187.

Таблица 4.

Варианты прогноза суммарного коэффициента рождаемости на период до 2024 года по моделям 1 -3 на основе консервативного и базового

вариантов прогноза Минэкономразвития и 3 варианта прогноза Росстата

Модель (1) Модель (2) Модель (3)

Консервативный вариант Базовый вариант Консервативный вариант Базовый вариант

2018 г 1,640 1,605 1,605 1,765 1,765

2019 г 1,644 1,617 1,621 1,774 1,776

2020 г 1,649 1,642 1,647 1,792 1,796

2021 г 1,654 1,676 1,689 1,817 1,827

2022 г 1,660 1,716 1,734 1,847 1,861

2023 г 1,665 1,760 1,783 1,879 1,897

2024 г 1,671 1,805 1,833 1,913 1,934

Росстат, 2018

Низкий вариант Средний вариант Высокий вариант

2018 г 1,587 1,600 1,628

2019 г 1,587 1,610 1,633

2020 г 1,540 1,599 1,658

2021 г 1,490 1,583 1,675

2022 г 1,495 1,598 1,700

2023 г 1,514 1,616 1,717

2024 г 1,535 1,639 1,742

Таким образом, нам представляется доказанным влияние экономической ситуации на воспроизводство населения вообще и особенно на рождаемость в перспективном периоде и мы считаем полезным использованного «экономического подхода» как в сфере анализа, так и прогноза ключевых демографических показателей. Практические выводы из проведенного нами исследования состоят в том, что активный экономический рост в перспективе до 2024 года может компенсировать негативное влияние на рождаемость демографической волны. И напротив, продолжение экономической стагнации могут углубить демографическую волну (спад), как это уже произошло в 1990-е годы.

187 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Министерство экономического развития РФ. URL:

http://economy.gov.m/mmec/activity/sections/macro/201801101; Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. URL: https ://www. minfin.ru/ru/document/?id_4= 123006

Использованные источники:

1. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М.: Финансы и статистика, 1982. 287 с.

2. Стратегия демографического развития России. Под редакцией В.Н.Кузнецова и Л.Л.Рыбаковского. М.: ЦСП., 2005, 208 с.

3. Кашепов А. Социально-экономические детерминанты демографической ситуации в России. / Общество и экономика. 2001. №9. С.138-160

4. Кашепов А.В. Многое зависит от ВВП: о взаимосвязи численности населения с экономическим развитием. / Социальная и демографическая политика. - 2006. - №6. - С.40-52

5. Кашепов А.В. Методология анализа, прогнозирования и регулирования конъюнктуры рынка труда. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. Москва. 1999

6. Кашепов А.В. Социальная политика: рынок труда и политика занятости. Социальная политика и социальное партнерство. 2006. №6-9. С .18-54

7. Российский статистический ежегодник. 2017. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики. 2017., С. 95 -97.

8. Социальная политика в постсоциалистическом обществе: задачи, противоречия, механизмы. Матвиенко В., Пахомов Ю., Шаронов А., Лайкам К. и др. Москва. 2001.

9. Демографический ежегодник России. 2017. / Статистический сборник. -Москва. - Федеральная служба государственной статистики. М.: 2017., С.37 -42

10. Общие итоги естественного движения РФ. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http ://www. gks.ru/free_doc/2018/demo/edn04 - 18.htm

11. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

12. «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года» Утверждено Председателем Правительства Российской Федерации 29 сентября 2018 г.

13. Паспорт Национального проекта «Демография». Утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 г. №10)

14. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Министерство экономического развития РФ. URL: http ://economy. gov.ru/minec/activity/sections/macro/201801101

15. Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=123006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.