ВЕСТН. МОСК УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2005. № 3
Е.А. Джанджугазова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА
Вопросы развития туризма и санаторно-курортного комплекса России в настоящее время рассматриваются на разных уровнях, в том числе и на самом высоком государственном уровне. В советское время в нашей стране была создана мощная система санаторно-курортного лечения, не имеющая аналогов в мире, и было бы непозволительным расточительством, если бы мы позволили этой системе развалиться, отметил В.В. Путин в своем выступлении на заседании Президиума Государственного совета в Геленджике, проходившем 23 июля 2004 г. Российское Правительство считает задачу восстановления и укрепления здоровья людей главной, требующей качественно новых подходов к правовому и административному регулированию туризма и рекреации. Решение этой задачи требует формирования методологии эффективного регулирования туристско-рекреационной деятельности в регионах России, включающей прежде всего определение целей и разработку основных стратегических принципов.
Большинство целей регулирования развития территориальных туристско-рекреационных комплексов направлено на повышение эффективности результатов туристской деятельности на основе рационального распределения ресурсов по стадиям, проектам и программам, предусматривающим создание сбалансированной антропоэкосистемы при оптимальном взаимодействии между курортными территориями.
Выделяемые стратегические цели должны быть взаимоувязаны, и в то же время каждая из них может иметь самостоятельное значение для экономики региона в целом. С учетом взаимосвязи стратегических целей можно сформулировать главную проблему оптимального регулирования территориальной туристско-рекреа-ционной деятельности, основной идеей которой является максимизация эффекта от использования результатов туристской деятельности в пределах рассматриваемого периода для создания эффективных методов интенсивного развития экономики регионов при всесторонне обоснованных ограничениях потребляемых ресурсов. Основным требованием к созданию и использованию механизма регулирования туристской деятельности в регионах является обеспечение необходимых условий для создания высокодо-
ходного многопрофильного курорта, полностью отвечающего критериям мировых стандартов. В настоящее время система правового и административного регулирования курортной и туристской сферы не отвечает современным требованиям, более того, она фактически препятствует развитию отрасли, и, несмотря на колоссальный туристский потенциал, туристско-рекреационная деятельность пока еще остается малоэффективной.
Для успешного решения этой проблемы необходимо сформировать действенную Программу развития туризма и курортного дела в масштабах всего государства, выделяя в ней отраслевые и региональные подпрограммы, четко разграничив основные уровни: общегосударственный (национальный), отраслевой и региональный.
Государственный уровень:
— создание единой системы управления туристской и курортной инфраструктурой;
— формирование генеральных планов развития курортных городов и туристских центров;
— формирование механизмов инвестирования туристской и курортной сферы;
— создание системы льготного кредитования строительства новых санаторно-курортных и туристских объектов;
— решение проблемы транспортной доступности курортов;
— решение вопросов землепользования;
— формирование консолидированной государственной политики в области рекламы;
— создание механизма финансирования отдыха для малоимущих граждан, детей и инвалидов;
— создание высокоэффективной системы научных исследований в области курортного дела и туризма.
Отраслевой уровень:
— формирование эффективной системы стандартизации и сертификации в туристско-рекреационной деятельности;
— реализация многопрофильного подхода в организации туристской деятельности, развитие различныгх видов туризма (экстремального, экологического, спортивного, делового и др.);
— создание национальной гостиничной цепи на базе историко-архитектурного наследия;
— формирование эффективной системы подготовки кадров для туристско-рекреакционной сферы на основе современных образовательных стандартов, хорошо согласованных со стандартами отрасли;
— разработка программ оздоровления и санаторно-курортного лечения особых категорий граждан (детей, пенсионеров, инвалидов, жертв террористических актов и катастроф);
— разработка мер по продлению активного курортного сезона на основе гибкого регулирования времени отпусков и каникул, особенно для жителей отдаленных районов Крайнего Севера.
Региональный уровень:
— формирование цивилизованного регионального рынка туристских и курортных услуг;
— разработка региональных программ льготного кредитования строительства и эксплуатации предприятий туристско-рекреаци-онной сферы;
— формирование региональных программ развития и поддержки предприятий малого и среднего бизнеса;
— совершенствование региональной налоговой политики;
— создание местных туристских систем, объединяющих различные территориальные туристские зоны региона;
— разработка организационно-экономических механизмов для формирования объединенных туристских продуктов региона;
— формирование единых информационных систем, способствующих эффективному продвижению территориальный туристских продуктов на внешние и внутренние рышки;
— создание региональных маркетинговых центров с целью проведения системных маркетинговых исследований в регионах.
При формировании основы правового и организационно-экономического регулирования регионального развития необходимо использование системного и комплексного подхода, который позволяет рассматривать хозяйство страны, региона, отрасли как совокупность управляемой и управляющей систем, которые объединены регулярным взаимодействием, основанным на прямых и обратных связях. В частности, применение программно-целевых методов управления и планирования территориально-рекреационных комплексов предполагает рассмотрение курортного хозяйства как единого и целостного курортного комплекса. Однако практика функционирования подобных территорий показывает, что в настоящее время курортные территории не являются в действительности комплексами, а только называются таковыми и практически не имеют основных признаков, присущих подобным объединениям (целостность, взаимообусловленность, иерархичность, адаптивность и др.).
Так, существующее на территории Краснодарского края курортное хозяйство пока еще нельзя рассматривать как уже сложившийся целостный территориально-курортный комплекс.
Компактно расположенные на Черноморском побережье и в предгорьях Кавказа курорты (города Сочи, Геленджик, Анапа, Горячий Ключ, Ейск, Туапсе, Новороссийск) и курортные районы, к которым можно отнести Приморско-Ахтарский, Ейский, Тем-рюкский, Отрадненский и другие районы, в настоящее время развиваются независимо и в значительной степени обособленно друг от друга.
Единый хозяйственный комплекс может быть сформирован только лишь тогда, когда сложатся устойчивые связи между отдельными городами, районами и расположенными на их территориях предприятиями, занятыми производством и реализацией рекреационно-туристских продуктов и услуг. Такие связи на сегодняшний момент еще не сложились, и наоборот, каждый район и каждый город пытаются решить свои проблемы самостоятельно, и вместо объединения усилий наблюдается разобщение.
Проявлением обособленности в определенной степени можно считать существование разных программных документов, регламентирующих региональное развитие, которые по сути имеют единые цели и задачи. К ним можно отнести две целевые программы: краевую целевую программу «Развитие туристского и санаторно-курортного комплекса Краснодарского края» (1 этап — с 2003 по 2005 г.) и Федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие города-курорта Сочи на период до 2010 года». На наш взгляд, подобные документы не должны разрабатываться и применяться параллельно, так как подобный подход не дает возможности аккумулировать как материальные, так и интеллектуальные ресурсы, кроме того, он способствует разобщению и углублению противоречий между властными структурами региона.
Отсутствие единой концепции развития территориального курортного комплекса Краснодарского края препятствует решению сложных информационно-технологических проблем, а также реализации эффективного маркетинга на уровне всей курортно-рек-реационной территории. Вместе с тем данная концепция не должна представлять собой единый хозяйственный план развития территориального курортного комплекса, поскольку все входящие в него курортные города и районы имеют традиционно сложившуюся туристско-рекреационную специализацию, свой собственный потенциал развития, природно-климатические и иные особенности, что, безусловно, необходимо учитывать. Создание единого комплекса подразумевает объединение усилий в области совместной деятельности с четким разделением функций, при отсутствии которого каждый отдельный район или город не может в полной мере решить свои проблемы.
Следует учесть, что территориальный комплекс — это не комплекс городов и районов, находящихся на определенной территории, и не совокупность административных единиц края. Он практически не имеет отношения к существующему административному делению территории, поскольку отдельные элементы такой системы, как территориальный комплекс, объединены по принципу общности целей. Так, на территории Краснодарского края сложился мощный аграрно-промышленныш комплекс, элементы которого также объединены по принципу общности целей. В этой связи можно заключить, что на территории одного и того же субъекта РФ, в данном случае Краснодарского края, могут существовать несколько территориальный хозяйственных комплексов, имеющих разную хозяйственную специализацию, и это требует от администрации края выработки разных подходов к управлению подобными комплексами.
Хозяйственный курортный комплекс может быть образован только совокупностью взаимосвязанных предприятий, расположенных на данной территории, имеющих разную отраслевую и ведомственную принадлежность, но ориентированных на удовлетворение туристских и рекреационных потребностей. В настоящее время нельзя считать, что такой комплекс уже сложился, но вполне справедливо ставить вопрос о насущной потребности его создания, так как есть все необходимые предпосылки его успешного формирования.
Города-курорты уже сегодня можно рассматривать как некие комплексы разного рода предприятий, объединенных единой производственной и социальной инфраструктурой, совместной деятельностью по ряду направлений, хотя движение к целостности еще далеко до своего логического завершения. Что касается краевого уровня, то здесь процесс движения к целостности еще только начинается, и именно поэтому управление курортным хозяйством нельзя считать достаточно эффективным.
В этой связи применение целевого программирования позволило решить ряд общих проблем, сосредоточив усилия всего курортного комплекса на ряде направлений.
Первое направление. Создание единой технологической цепи курортов, которое предполагает:
— углубление туристско-рекреационной специализации курортных городов и районов;
— создание интегрированных систем сбыта туристских и рекреационных продуктов;
— разработку и реализацию совместный маршрутов отдыха, в том числе с использованием возможностей клубного отдыха;
— разработку совместного событийного календаря курортов;
— создание, внедрение и развитие единой системы информационного обеспечения курортно-туристского комплекса;
— осуществление совместной комплексной программы автоматизации процессов сбора, обработки и систематизации информации;
— создание единой статистической базы курортов.
Второе направление. Создание единой системы территориального маркетинга, которое включает:
— разработку и внедрение единой территориальной маркетинговой стратегии и туристской политики;
— создание региональной маркетинговой сети территориального курортного комплекса, предполагающей совместную разработку и использование Интернет-рекламы и широкого спектра современных информационных технологий;
— создание консолидированного информационно-аналитического центра сетевого типа;
— проведение совместной деятельности по созданию благоприятного имиджа курортного комплекса с учетом интересов и особенностей всех входящих в него городов и районов.
Третье направление. Решение общих экологических проблем территориального курортного комплекса, предполагающее:
— создание единой системы экологического мониторинга;
— проведение совместных работ по экологической сертификации и паспортизации курортов с учетом требований международных стандартов экологической безопасности;
— разработку единого подхода к ограничению хозяйственной деятельности на курортных территориях;
— проведение совместных научно-исследовательских работ по определению предельных норм антропогенной нагрузки на рекреационные территории;
— разработку и внедрение совместных природоохранных проектов, способствующих сохранению ресурсного потенциала и проведению мероприятий по обустройству пляжно-морской полосы курортов.
Организующее и координирующее начало в этом процессе, по нашему мнению, должно принадлежать не региональным органам власти, а общественным организациям как свободным вневедомственным объединениям края (союзу курортных городов и районов), со штаб-квартирой в одном из наиболее развитых и авторитетных с точки зрения туристско-рекреационной деятельности городов. В условиях территориально-курортного комплекса Краснодарского края таким городом, несомненно, является город-курорт Сочи, обладающий уникальным ресурсным потенциалом, развитой рек-реационно-туристской инфраструктурой, серьезным научным по-
тенциалом в области курортного дела и туризма. Такое объединение должно создаваться на добровольной основе при равной заинтересованности всех участников, причем объединение городов и районов, в свою очередь, должно инициировать ассоциативное объединение предприятий этих территорий. Все это позволит создать необходимые условия для эффективного функционирования всего курортного хозяйства.
Краевые органы представительной и исполнительной власти в большей степени должны исполнять роль координационного органа, способного решать проблемы планирования и финансирования нового строительства, внедрения крупных информационно-технологических проектов, природоохранных программ, создания благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Применение программно-целевых методов на уровне региональных, территориальных хозяйственных систем призвано прежде всего обеспечить интеграцию деятельности хозяйствующих субъектов с обеспечением эффективных внутрирегиональных связей и взаимодействий, базирующихся на общности хозяйственных интересов. Совмещение финансово-экономического анализа, прогнозирования, индикативного планирования и целевого программирования позволяет построить управление региональным хозяйством на основе рационального и гармоничного сочетания государственного управления и рыночного саморегулирования.
К сожалению, приходится констатировать, что развитие программно-целевых методов территориального управления и планирования в России тормозится в связи с сохраняющейся неопределенностью и отсутствием четкого разделения прав и полномочий органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, не отрегулированы и федеративные отношения, в том числе в области межбюджетных финансовых потоков. Все более становится очевидным, что региональные и муниципальные программы должны опираться на финансирование из собственных бюджетов, активно привлекая инвестиции, создавая благоприятные условия, в том числе повышая инвестиционную активность предприятий и населения региона. В этой связи актуальным является формирование многоуровневой системы территориальных программ (рис. 1).
Благодаря такой многоуровневой системе территориальных программ можно будет в определенной мере компенсировать ослабление вертикали государственного управления экономикой, характерной для рыночной модели хозяйствования. Однако при этом важно сохранить цепную соподчиненность программ, целей
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Программы:
Федеральные целевые и президентские программы
Федерально-региональные программы
Цели:
Разработка концепции социо-эколого-экономического развития регионов, отраслей, направлений деятельности
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Программы:
Целевые программы развития регионов, субъектов Федерации
Программы социально-экономического развития территориальных комплексов
Цели:
Комплексное развитие региона, территории
Поддержка крупных инвестиционных проектов, финансирование региональных программ
Координация деятельности субъектов хозяйственной деятельности региона
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Программы:
Программы развития муниципальных образований Программа развития социально-экономической сферы городов Программы развития административно-территориальных образований Цели:
Реализация информационных, маркетинговых, экологических проектов на уровне союзов и ассоциаций, объединений предприятий
Рис. 1. Многоуровневая система территориальных программ туристско-рекреационных регионов
и механизмов, что, безусловно, позволяет проводить единую государственную социально-экономическую политику на всех уровнях, осуществляя связи не на директивно-распорядительной основе, а на базе бюджетно-финансовых отношений, характерных для рыночной экономики. Исследуя особенности отечественного регионального планирования применительно к туристско-рекреационным территориям, целесообразно изучать и обобщать богатый опыт регионального планирования развитых стран.
В этой связи очень интересен опыт Италии, которая в 2001 г. приняла закон под названием «Реформа национального законода-
тельства о туризме». Его реализация позволила в значительной степени преодолеть разобщенность туристских регионов и создать условия для развития депрессивныж районов страны. Уже в 90-е гг. прошлого века в туристской отрасли Италии быши предприняты попытки стратегического планирования на региональном и национальном уровнях с целью ускорения экономического развития и защиты территориальных ресурсов, представляющих туристскую ценность. В этот период появились местные системы туристского предложения, представляющие региональный туристский продукт на рынке как комплекс всех имеющихся туристских ресурсов региона. Но, несмотря на все предпринятые попытки, эти шаги не привели к укреплению конкурентоспособности Италии на международных туристских рынках. Следовательно, необходимо было пересматривать концепцию развития туризма и разрабатывать новую туристскую политику. Для этих целей был разработан вышеупомянутый закон, основной целью которого являлось определение роли администраций разного уровня в управлении туристской отраслью и прежде всего в разработке и осуществлении политики, которая позволит усилить конкурентоспособность страны на туристских рынках. Главной инновационной идеей этого закона стало нормативное положение о местных туристских системах. Именно оно свидетельствовало о появлении новой концепции развития туризма в стране. Подобная законодательная норма была направлена на стимулирование эффективных процессов на всей территории Италии, способствующих обновлению и развитию всей туристской отрасли, что, в свою очередь, позволило в полной мере применить комплексный и системный подход к управлению туристскими территориями страны, а также преодолеть длительное время существовавшую разобщенность. Создаваемые местные туристские системы, по замыслу разработчиков, представляют собой общность однородных или интегрированных условий туризма, объединяющих даже территориальные зоны, расположенные в разных областях страны, но которые вместе с тем характеризуются комплексным предложением культурных и природных благ, включая типичные сельскохозяйственные продукты и изделия местных ремесленников. Создание местных туристских систем позволило сместить акценты регионального развития. Так, если ранее основной упор делался на «значимые для туризма территориальные округа», где в основном концентрировалась деятельность по привлечению туристов, то новая туристская политика позволила успешно развиваться менее известным в туристском отношении зонам.
Формирование местных туристских систем позволяет достичь максимальной интеграции между политикой территориальных властей в области туризма и политикой в области экономического развития. Фактически местные туристские системы создаются внутри систем развития соответствующих территорий.
Вариантов организации местных туристических систем может быть достаточно много, и все они предполагают учет специфики отдельных туристских территорий, что особенно важно для Италии, так как ее отдельные округа ревностно охраняют свою самобытность, и, следовательно, каждый регион может разработать собственную модель формирования местной туристской системы. Существенное влияние на этот процесс оказывают программы государственного финансирования, осуществляемые совместно Европейским Союзом, Италией и ее отдельными областями. Так, в программе, разработанной на период с 2000 по 2006 г., участвуют шесть областей: Сицилия, Сардиния, Калабрия, Апу-лия, Кампания и Базиликата. В общие программы развития включаются и стратегические комплексные проекты по туризму. Так, например, осуществление в Сицилии одного из таких проектов под названием «От традиционного туризма к объединенной туристской системе» позволило создать местную туристскую систему «Санунтинские термы», которая объединила усилия 15 коммун острова. Все это позволяет начать сближение систем продвижения туристского продукта и сетей сбыта, инициировать процессы кооперации среди предприятий туризма и гостеприимства.
Вместе с тем самым важным новшеством этих процессов является то, что все вопросы решаются непосредственно в регионах, на месте оказания туристских и рекреационных услуг, что в значительной степени способствует региональному развитию. Подобный положительный опыт следует глубоко анализировать и широко использовать в российской практике управления страте -гическим развитием территориальных туристско-рекреационных комплексов.