Научная статья на тему 'Экономические аспекты радиационной, химической и биологической защиты в обеспечении функционирования Вооруженных сил Российской Федерации'

Экономические аспекты радиационной, химической и биологической защиты в обеспечении функционирования Вооруженных сил Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРУЖИЕ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ / ХИМИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ / КОНВЕНЦИЯ / СИСТЕМА РАДИАЦИОННОЙ ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВООРУЖЕНИЯ / ВООРУЖЕНИЯ И СРЕДСТВА РАДИАЦИОННОЙ / ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ / WEAPONS OF MASS DESTRUCTION / ARMED FORCES / NATIONAL SECURITY STRATEGY / NUCLEAR WEAPONS / CHEMICAL WEAPONS / BIOLOGICAL WEAPONS / CONVENTION / THE SYSTEM OF NUCLEAR / CHEMICAL AND BIOLOGICAL PROTECTION / STATE ARMAMENTS PROGRAM / ARMS AND MEANS OF RADIATION / MILITARY-ECONOMIC JUSTIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубцов Константин Александрович

В статье рассматриваются мероприятия развития вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты. Под мероприятиями развития вооружения и средств РХБ защиты понимаются проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и серийное производство перспективных образцов. В условиях ограничения в ресурсах, связанными с применением западными странами экономических санкций, а также с учетом использования программ импортозамещения предполагается поиск вариантов их рационального использования по критерию «эффект-стоимость-реализуемость». Особое внимание автор уделяет рассмотрению военно-экономического обоснования количественных показателей образцов вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты. (стоимости, продолжительности и реализуемости). Для военноэкономического обоснования количественных показателей образцов вооружения и средств РХБ защиты (стоимости, продолжительности и реализуемости) по данному критерию необходима оценка планируемых мероприятий их развития, повышающая эффективность использования финансовых ресурсов. Также автор акцентирует внимание на том, что достижение наибольшей эффективности программно-плановых мероприятий, способствующих развитию системы радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации, возможно обеспечить широким применением военно-экономического анализа, предметом которого является специфические экономические отношения, возникающие по поводу наиболее эффективных путей использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голубцов Константин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic aspects of nuclear, chemical and biological protection in the operation of the Armed Forces

The article describes the activities of arms and means of radiation, chemical and biological protection. Under the arrangements of arms and means of RCB protection refers to conduct research, development work and mass production of advanced models. In the context of resource constraints associated with the use of economic sanctions by Western countries, as well as the use of import programs is supposed to search for options for their rational use the criterion "effect-cost-feasibility". Particular attention is paid to consideration of military and economic feasibility of quantitative models of weapons and means of radiation, chemical and biological protection. (Cost, duration, and feasibility). For military and economic feasibility of quantitative indicators of armament and protection NBC (cost, duration, and marketability) of this criterion requires an estimate of planned activities for their development, increasing the efficient use of financial resources. The author also draws attention to the fact that the achievement of maximum efficiency of program-planning activities that contribute to the development of the system of radiation, chemical and biological protection of the Armed Forces of the Russian Federation, it is possible to ensure the widespread use of the military-economic analysis, the subject of which is a specific economic relations arising on the most effective ways to use the material, labor and financial resources.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты радиационной, химической и биологической защиты в обеспечении функционирования Вооруженных сил Российской Федерации»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/vol8-6.php

URL статьи: http ://naukovedenie.ru/PDF/147EVN616.pdf

Статья опубликована 13.02.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Голубцов К.А. Экономические аспекты радиационной, химической и биологической защиты в обеспечении функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №6 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/147EVN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 351.76

Голубцов Константин Александрович

ФГК ВОУВО «Военный университет Министерства обороны Российской Федерации», Россия, Москва1

Адъюнкт

E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=894278

Экономические аспекты радиационной, химической и биологической защиты в обеспечении функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматриваются мероприятия развития вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты. Под мероприятиями развития вооружения и средств РХБ защиты понимаются проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и серийное производство перспективных образцов.

В условиях ограничения в ресурсах, связанными с применением западными странами экономических санкций, а также с учетом использования программ импортозамещения предполагается поиск вариантов их рационального использования по критерию «эффект-стоимость-реализуемость» .

Особое внимание автор уделяет рассмотрению военно-экономического обоснования количественных показателей образцов вооружения и средств радиационной, химической и биологической защиты. (стоимости, продолжительности и реализуемости). Для военно-экономического обоснования количественных показателей образцов вооружения и средств РХБ защиты (стоимости, продолжительности и реализуемости) по данному критерию необходима оценка планируемых мероприятий их развития, повышающая эффективность использования финансовых ресурсов.

Также автор акцентирует внимание на том, что достижение наибольшей эффективности программно-плановых мероприятий, способствующих развитию системы радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил Российской Федерации, возможно обеспечить широким применением военно-экономического анализа, предметом которого является специфические экономические отношения, возникающие по поводу наиболее эффективных путей использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

1 123001, г. Москва, Большая Садовая 14 1

Ключевые слова: оружие массового поражения; Вооруженные силы; Стратегия национальной безопасности; ядерное оружие; химическое оружие; биологическое оружие; Конвенция; система радиационной химической и биологической защиты; Государственная программа вооружения; вооружения и средства радиационной; химической и биологической защиты; военно-экономическое обоснование

В военных доктринах США и их союзников по блоку НАТО важная роль отводится оружию массового поражения (ОМП) - оружию, способному при ограниченном расходе сил и средств наносить массовые поражения живой силе, разрушать вооружение и военную технику и влиять на изменение окружающей среды. Анализ существующих тенденций в развитии вооруженных сил НАТО показывает, что работы по наращиванию их военной мощи осуществляются, прежде всего, за счет качественного развития средств вооруженной борьбы, в основу которых закладываются современные достижения в области высоких технологий, совершенствования традиционного ОМП и создания принципиально новых видов оружия [1, 2].

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации2, также одной из основных угроз государству указывается распространение ОМП, которое, по-прежнему, остается самым разрушительным средством ведения войны, достижения политических и военно-стратегических целей.

Так, несмотря на все усилия мирового сообщества, рост масштабов распространения ядерного оружия и средств его доставки в эпоху глобализации превзошёл все разработанные ранее прогнозы. В настоящее время на вооружении стран блока НАТО имеются современные системы стратегического и тактического ядерного оружия [4, 5].

Подписание в 1997 году Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении также не привело к ожидаемой полной остановке работ по созданию химического оружия нового поколения. Напротив, вопреки действию Конвенции, определение масштабов проведения работ в области создания химического оружия (ХО) и осуществления контроля над ним в последнее время стало весьма затруднительно. Отсутствие достоверной информации о проведении разработок новых химических боеприпасов не позволяет в полной мере провести прогнозную оценку дальнейшего развития системы химического оружия и средств его применения. В своем развитии химическое оружие переходит на качественно новую ступень, все теснее смыкаясь с биологическим оружием (БО).

Биологическое оружие и биотерроризм в современных условиях остаются актуальными угрозами. Производство биологических средств менее дорогостоящее и трудоемкое по сравнению с ядерным оружием. Кроме того, оно обладает более широким спектром воздействия и повышенной сложностью обнаружения. Доступность технологий, связанных с БО, с развитием возможностей информационно-телекоммуникационных сетей возросла и таит в себе потенциальные угрозы. Развитие генетики, генной инженерии и биотехнологии с одной стороны, военно-стратегических исследований - с другой и поиск возможностей обхода ограничений по Конвенции на разработки в области БО уже сейчас приводят к необходимости корректировки сложившихся представлений об этом виде ОМП и способов защиты от него. [3, 6].

2 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. (Утверждена Указом Президента РФ № 683 от 31 декабря 2015 г.

К тому же в войне с применением только обычных средств поражения существенным фактором, влияющим на ее ход и исход, организацию и порядок применения соединений и частей, могут стать последствия массовых преднамеренных и сопутствующих разрушений РХБ опасных объектов, которые в определенном смысле необходимо рассматривать как альтернативу применения ОМП всех разновидностей. При этом катастрофические последствия разрушений предприятий энергетики, прежде всего атомной, а также химических и других опасных производств рассматриваются в Военной доктрине РФ как одна из основных и общих черт современной войны.

Все вышеизложенное дает понять, что, несмотря на общую тенденцию к снижению вероятности массированного применения ОМП в ходе вооруженной борьбы угроза воздействия поражающих факторов ОМП на войска в локальных войнах и конфликтах по-прежнему существует. А значит, высокая подготовка войск РХБ защиты к действиям в условиях применения противником ОМП продолжает оставаться одной из важнейших задач в будущих войнах.

Развитие системы РХБ защиты ВС РФ осуществляется посредством только бюджетных ассигнований, выделяемых на выполнение мероприятий Государственной программы вооружения. Достижение наибольшей эффективности программно-плановых мероприятий, способствующих развитию системы РХБ защиты ВС РФ, возможно обеспечить широким применением военно-экономического анализа, предметом которого является специфические экономические отношения, возникающие по поводу наиболее эффективных путей использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов для выполнения стоящих перед ВС задач.

Очевидно, что в современных условиях для обоснования оптимального варианта развития системы вооружения и средств РХБ защиты, все многообразие сформулированных в настоящее время задач по защите войск и объектов от ОМП необходимо рассматривать в рамках единой структурно-функциональной схемы на основе фундаментальных принципов теории управления [8, 9].

Методология военно-экономического обоснования предложений по развитию системы В и С РХБ защиты, базирующаяся на принципах системного подхода и комплексного целевого планирования, в настоящее время претерпевает значительные изменения, обусловленные следующими факторами: резким снижением объемов ассигнований на проведение НИОКР и серийные закупки В и С РХБЗ; значительным сокращением располагаемого времени на обоснование основных направлений развития (ОНР) В и С РХБЗ и разработку тактико-технических требований к перспективным образцам; конверсией и диверсификацией оборонных предприятий; внедрением рыночных механизмов в систему военного заказа.

Анализ сложившейся ситуации и возможных путей ее развития позволил сформулировать следующие основные требования к организации военно-экономического обоснования развития В и С РХБЗ:

• инвариантность методологического и методического аппарата к экономической системе и организационной структуре, реализующей управление развитием сложных организационно-технических систем, к которым относятся технические средства В и С РХБЗ;

• комплексность - обеспечение управления на всех иерархических уровнях организационных структур от момента обоснования технической идеи до снятия образца В и С РХБЗ с эксплуатации и его утилизации;

• адаптивность - способность к совершенствованию критериальной базы, системы процедур принятия решений, экономико-математических моделей в соответствии с изменениями информационной среды, базы знаний и другое;

• чувствительность к корректировкам перспективных и текущих планов развития В и С РХБЗ в реальном масштабе времени;

• согласованность частных решений, формируемых на различных иерархических уровнях управления;

• учет факторов неопределенности и риска (научно-технического, технологического, экономического).

В основе реализации этих требований лежит использование программно-целевого метода планирования, при котором цели плана увязываются с ресурсами с помощью программы и реализуется на базе широкого использования автоматизации при формировании исходных данных, в процессах обоснования плановых решений и формировании плановых документов, оптимизации планов НИОКР и серийных поставок, расчета эффективности вариантов решений.

При небольших объемах ассигнований, направляемых на развитие системы В и С РХБЗ, требуется их максимально эффективное использование. Оценить эффективность использования средств федерального бюджета при формировании рациональных планов создания и внедрения перспективных В и С РХБЗ возможно в результате ресурсно-экономического обоснования- заключительного этапа процесса военно-экономического обоснования развития образцов В и С РХБЗ. Ресурсно-экономическое обоснование развития В и С РХБЗ заключается в оценке потребных ресурсов на формирование перспективного облика системы В и С РХБЗ с последующим определением степени соответствия ресурсных потребностей экономическим возможностям государства.

В условиях ограничения в ресурсах, связанными с применением западными странами экономических санкций, а также с учетом использования программ импортозамещения предполагается поиск вариантов их рационального использования по критерию «эффект-стоимость-реализуемость». Для военно-экономического обоснования количественных показателей образцов вооружения и средств РХБ защиты (стоимости, продолжительности и реализуемости) по данному критерию необходима оценка планируемых мероприятий их развития, повышающая эффективность использования финансовых ресурсов. Под мероприятиями развития вооружения и средств РХБ защиты понимаются проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и серийное производство перспективных образцов.

Проведение ресурсно-экономического обоснования развития В и С РХБЗ возможно в несколько этапов:

1. Анализ мероприятий развития В и С РХБЗ.

В ходе первого этапа на основе системного подхода уясняется характер подлежащих анализу мероприятий развития В и С РХБЗ. Полученные на данном этапе результаты будут использоваться во всех последующих этапах в качестве входных показателей.

2. Разработка методического аппарата оценки мероприятий развития В и С РХБЗ.

Целью второго этапа является разработка «инструмента», позволяющего решить задачу оценки и определить количественные значения показателей, характеризующих исследуемые мероприятия. Результатом этапа является методический аппарат, обеспечивающий расчет требуемых показателей по всем мероприятиям. Основу данного методического аппарата

составляют отдельные методы расчета стоимостных и временных показателей мероприятий, объединенные в определенном сочетании в комплексные модели и методики.

3. Оценка мероприятий развития В и С РХБЗ.

С использованием разработанного методического аппарата и численных значений ограничений производится расчет показателей по всем мероприятиям и альтернативным вариантам их реализации. Соответственно результатом данного этапа является оценка стоимостных и временных показателей мероприятий развития В и С РХБЗ и проверка этих мероприятий на реализуемость.

4. Разработка рекомендаций по выбору эффективного варианта решения.

Целью заключительного этапа является выбор наиболее эффективного варианта решения. Данная цель достигается в процессе решения оптимизационной задачи методом сравнения вариантов реализации мероприятий по рассчитанным показателям и назначенным критериям, и ограничениям. По итогам сравнения подготавливаются рекомендации по значениям показателей, которые бы отвечали военно-экономической целесообразности при принятии решения по формированию предложений в проекты программно-плановых документов.

Выполнение задач ресурсно-экономического обоснования развития В и С РХБЗ способствует более глубокому анализу эффективности использования ограниченных военно-экономических ресурсов, позволяя выявит альтернативные направления решения этой проблемы [7, 10].

Таким образом, незначительная доля ассигнований в общем объеме финансирования Вооруженных Сил Российской Федерации, приходящаяся на поддержание системы В и С РХБЗ в боеготовом состоянии, свидетельствует о крайней сложности развития этой составляющей системы вооружения ВС РФ. При этом не вызывает сомнений весомость вклада системы вооружения и средств РХБ защиты в обеспечение выполнения всеми родами войск своих боевых задач, особенно в условиях применения ОМП, высокоточного оружия, разрушения радиационно, химически и биологически опасных объектов. В этих условиях, в настоящее время и в обозримой перспективе, РХБ защита войск не только не потеряет своей актуальности, но и обязана динамично развиваться в строгом соответствии с процессом совершенствования средств, форм и способов современной вооруженной борьбы. При этом планирование развития В и С РХБЗ должно базироваться на принципе «экономии сил», так как только такой подход будет соответствовать критерию «эффект-стоимость-реализуемость».

В современных экономических условиях уровень готовности войск РХБ защиты к выполнению задач по предназначению напрямую зависит от эффективности использования финансовых ресурсов, выделяемых на развитие В и С РХБЗ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арбатов А.А. Ядерное распространение: новые технологии, вооружения и договоры. - М.: РОССПЭН, - 2009. - 272 с.

2. Барвиненко В.В. О системе форм и способов военных действий в новой структуре ВС РФ / В.В. Барвиненко // Военная мысль. - 2010. - №2 (64). - С. 3-11.

3. Буренок В.М. Базис следующего поколения войн / В.М. Буренок // Вестник Академии военных наук. - 2011. - №3 (36). - С. 32-37.

4. Буренок В.М. Теория и практика планирования управления развитием вооружения / В.М. Буренок, В.М. Ляпунов, В.И. Мудров - М.: Вооружение. Политика, Конверсия, 2004. - 419 с.

5. Григорьев Ю.Г. Сущность и задачи РХБЗ войск в современном бою (операции) // Сборник материалов по итогам учебно-методического сбора с руководящим составом центральных органов военного управления, начальниками кафедр оперативного искусства и тактики ВВУЗ МО РФ / ГУК МО РФ. - М.: 2006. - С. 102-114.

6. Кухоткин С.В. Применение методологии управляемых систем для повышения эффективности защиты от оружия массового поражения // Военная мысль. - 2008. - №6. - С. 11-16.

7. Полушкин С.А. Основы надпрограммного планирования развития системы вооружения войск РХБЗ // Вестник Военного финансово-экономического университета. 2005 г. - №2(3).

8. Полушкин С.А. Совершенствование методологии планирования развития системы вооружения войск радиационной, химической и бактериологической защиты с точки зрения процессов в оборонно-промышленном комплексе страны. Проблемы военной науки. - М.: ЦВНИ, 2005.

9. Федотов И.А., Степшин М.П. Приоритетные направления совершенствования защиты войск (критически важных объектов), систем управления и отдельных вопросов всестороннего обеспечения, в случае возможной реализации американским командованием концепции «Мгновенного глобального удара» // Вестник Академии военных наук. - 2013. - №4 (45). - С. 37-40.

10. H.M. Kristensen, R.S. Norris Nuclear Notebook: U.S. Nuclear Forces // Bulletin of the atomic scientists - 2011, vol. 67, no. 2 - Mar. / Apr., pp. 66-76.

Golubtsov Konstantin Aleksandrovich

Military university of the Russian defense ministry, Russia, Moscow

E-mail: [email protected]

Economic aspects of nuclear, chemical and biological protection in the operation of the Armed Forces

Abstract. The article describes the activities of arms and means of radiation, chemical and biological protection. Under the arrangements of arms and means of RCB protection refers to conduct research, development work and mass production of advanced models.

In the context of resource constraints associated with the use of economic sanctions by Western countries, as well as the use of import programs is supposed to search for options for their rational use the criterion "effect-cost-feasibility".

Particular attention is paid to consideration of military and economic feasibility of quantitative models of weapons and means of radiation, chemical and biological protection. (Cost, duration, and feasibility). For military and economic feasibility of quantitative indicators of armament and protection NBC (cost, duration, and marketability) of this criterion requires an estimate of planned activities for their development, increasing the efficient use of financial resources.

The author also draws attention to the fact that the achievement of maximum efficiency of program-planning activities that contribute to the development of the system of radiation, chemical and biological protection of the Armed Forces of the Russian Federation, it is possible to ensure the widespread use of the military-economic analysis, the subject of which is a specific economic relations arising on the most effective ways to use the material, labor and financial resources.

Keywords: weapons of mass destruction; the armed forces; the National Security Strategy; nuclear weapons; chemical weapons; biological weapons; the Convention; the system of Nuclear; Chemical and Biological Protection; the State Armaments Program; arms and means of radiation; chemical and biological protection; military-economic justification

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.