Научная статья на тему 'Экономические аспекты интеграционных отношений Российской Федерации и Европейского союза на современном этапе'

Экономические аспекты интеграционных отношений Российской Федерации и Европейского союза на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
223
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты интеграционных отношений Российской Федерации и Европейского союза на современном этапе»

Экономические аспекты интеграционных отношений Российской Федерации и Европейского Союза на современном этапе

ИА. Щукин

(Всероссийская академия внешней торговли)

Россия проводит целенаправленную политику на укрепление многостороннего сотрудничества в решении глобальных проблем со всеми странами мира, международными политическими и экономическими организациями. В рамках этой политики отношения с Европой занимают одно из приоритетных мест.

Европейский союз является одним из самых влиятельных мировых центров, который достиг высокой степени интеграции в политической и экономической областях. В силу объективных исторических, географических, экономических, военнополитических и культурных аспектов Россия и ЕС являются двумя глобальными игроками в Европе, между которыми существуют, как особое стратегическое партнерство, так и неизбежная конкуренция. На встречах и в официальных документах обе стороны заявляют о своем стратегическом партнерстве, и оно действительно диктуется самой жизнью: "Европа, - подчеркивал в своей речи в германском Бундестаге Президент России В.В. Путин, -твердо и надолго укрепит свою репутацию мощного и действительно самостоятельного центра мировой политики, если она сможет объединить свои собственные возможности с возможностями Российскими - людскими, территориальными и природными ресурсами, а также с экономическим, культурным и оборонным потенциалом России”.

Страны ЕС важный внешнеторговый партнер России. В настоящее время наблюдается рост товарооборота, который составил за 2003 г. 78 млрд евро. По его объему Европейский Союз намного превосходит других торговых партнеров России. В 1994 - 2000 гг. на него приходилось 34%-37% экспортного и 30-40% импортного внешнеторгового оборота России. В импорте ЕС из России в основном преобладают энергоносители, сырье и материалы (80%). В импорте России из ЕС велика доля машин и оборудования (36-38%), продовольствия (13-22%) и химических товаров (17-18%).

В эпоху холодной войны отношения со странами Западной Европы поддерживались в основном в форме двусторонних связей с отдельными странами. После распада СССР по мере развития политических, экономических и культурных связей возникла необходимость в создании новой договорно-правовой базы между ЕС и Россией. Эта задача была решена путем заключения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое было подписано в 1994 г. и вступило в силу 1 декабря 1997 г. Это соглашение можно считать наиболее широким и содержательным экономическим договором из всех, которые когда-либо подписывались Советским Союзом или Россией, западно-европейскими государствами или международными организациями.

1 мая 2004 г. согласно договору, подписанному в Афинах 16 апреля 2003 г., Европейский Союз пополнился 10 -ю новыми членами. В Европейский Союз вошли пять стран Восточной Европы (Словения, Словакия, Польша, Венгрия, Чехия), бывшие прибалтийские республики СССР (Латвия, Литва, Эстония), а также Мальта и Кипр. К 2007 г. планируется вступление в ЕС Болгарии и Румынии. Это пятое и наиболее крупное расширение Европейского Союза. Отличительной чертой данного расширения является тот факт, что в ЕС вступили государства, которые входили в сферу интересов Советского Союза и России.

На долю расширенного ЕС будет приходиться не 36%, а свыше 50% Российского внешнеторгового оборота. Такие масштабные перемены требуют кропотливой работы всех участников в различных направлениях, как на правительственном уровне, по обновлению договорно-правовой базы и урегулированию условий торговли, так и частными компаниями по минимизации негативных последствий интеграции.

Переговоры между Россией и Европейским Союзом касательно его расширения проходили на разных уровнях и в сложной обстановке. Основным требованием Евросоюза к России было автоматическое распространение Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС на новые десять стран. Представители России хотели урегулировать взаимоотношения с Россией на новой двусторонней основе. Представители России добивались, чтобы Евросоюз поддержал присоединение Российской Федерации к ВТО. Поэтому существуют различные мнения касательно выгод и потерь в связи с расширением ЕС.

Вице-председатель Парламентской ассамблеи совета Европы М. Маргелов так прокомментировал данный аспект: "Распространение условий СПС на новых членов ЕС связано с потерями российских компаний в сумме до 300 млн долларов в год. Евросоюз должен учитывать, что убытки новых членов в этом случае будут в два раза больше наших потерь, и присоеди-

нившиеся страны лишатся режима наибольшего благоприятствования во внешней торговле с Россией”. По другим оценкам, суммарный выигрыш России составит 200-400 млн долларов в год.

Противоречиво сложилась ситуация на переговорах по вопросам импортных пошлин, нетарифных ограничений, транзита, иностранных инвестиций, аграрной политики и др.

Российский экспорт в страны ЕС-10 будет облагаться таможенными пошлинами по тарифным ставкам Евросоюза, которые ниже национальных. В российском экспорте в страны Европы доминируют сырьевые товары, а на них таможенные пошлины в странах ЦВЕ, как правило, ниже, чем в странах ЕС-15. Это, прежде всего, касается поставок природного газа (пошлины повысятся с 0% до 0,7%), и ряда химикатов. Например, сальдо торгового баланса России и Польши составляет 20-27 млн долларов, России и Венгрии -5,6 млн долларов, России и Чехии -1,6 млн долларов. Вследствие того, что Россия не входит в ВТО, ЕС отказывается обсуждать вопрос о возможных компенсациях. В ходе проведенного анализа, возможные потери России в ходе торговли с Венгрией и Чехией могут составить 100 млн долларов в год.

Нетарифные ограничения оказывают серьезное влияние на торговлю между ЕС и Россией. В феврале 2004 года ЕС согласился увеличить квоту поставок стали до 2,2 тыс. тонн, что соответствует объему российских поставок в страны ЕС-1 0.

К числу нетарифных барьеров относятся и нормативы ЕС в области энергетики, в силу которых, из одного источника не рекомендовано импортировать более 30% энергоресурсов. В отношении нефти и природного газа беспокойства в России не возникает, поскольку ЕС не имеет возможности диверсифицировать импорт углеводородов, а поставки ядерного топлива из России ограничивались на уровне 25% его потребления, тогда как ЕС-10 зависит от поставок ядерного топлива из России на 60-70%.

Применение правил ЕС сделает транзит более стабильным. С другой стороны, это приведет к неизбежному росту тарифов, особенно для Калининградского региона. По соглашению с Литвой общие затраты грузоотправителей увеличатся на 30%, в то время как товаропоток может сократиться в два раза.

Что касается единой аграрной политики, проводимой в ЕС, то в этой сфере возможны следующие трудности в процессе взаимодействия с Россией: во-первых, будут применяться более жесткие таможенные барьеры при экспорте российского продовольствия в страны Европы, во-вторых, странам ЕС-10 будет осуществлена поддержка аграрного сектора на сумму 5 млрд долларов, что позволит этим странам увеличить экспорт своей продукции в Россию и, следовательно, поддержать национальных производителей аграрной продукции.

В результате переговоров представителей Российской Федерации и Европейского союза были достигнуты следующие договоренности:

р Россия подписала Протокол о распространении СПС на 10 новых стран. Было принято совместное заявление Россия - ЕС о расширении ЕС, в котором перечислены Российские требования и намечены пути их урегулирования.

р Европейский союз подтвердил свое согласие на вступление Российской Федерации в ВТО, что облегчит России прием в эту организацию.

р Государственная Дума ратифицировала Киотский протокол в ноябре 2004 г. (вступил в силу 16 февраля 2005 г.), на чем настаивал ЕС.

р Согласованы вопросы касательно распространения антидемпинговых процедур на некоторые товары, поставляемые в страны ЕС-10, увеличены квоты на поставку стали до 2,2 тыс. тонн, снижены пошлины на поставку алюминия и его сплавов с 6% до 0%.

р Не полностью решена Калининградская проблема. Здесь необходимо решить вопросы визового режима, пере-

движения товаров, рыболовства, энергетики, нефтегазовой транспортировки и др.

р Евросоюз отказался от своего требования не импортировать из одного источника более 30% энергоресурсов и подтвердил практику долгосрочных контрактов на эти товары. Стороны согласовали, что повышение внутренних цен на газ будет проходить в соответствии с энергетической программой правительства РФ.

Достигнутые договоренности позволят минимизировать потери Российской стороны, если они будут практически реализованы.

Важным звеном в интеграционных отношениях между Россией и ЕС был саммит Россия-ЕС, состоявшийся в мае 2001 г., в документах которого было зарегистрировано намерение обеих сторон продвигаться в направлении формирования общего Европейского экономического пространства (ОЕЭП). На саммите было принято решение о создании Группы высокого уровня (ГВУ) для разработки концепции ОЕЭП.

В мае 2002 г. ГВУ направило доклад Российско-Европейскому саммиту, в котором были обозначены основные вопросы, к числу которых относятся стандартизация, таможенное регулирование, конкуренция, государственные закупки и др. В промышленной сфере предполагалось провести оценку влияния интеграции в рамках ОЕЭП на цветную и черную металлургию, авиационную промышленность, автомобилестроение, а также сельское хозяйство.

Начиная с 2001 г. появился целый ряд разногласий в понимании того, чем является или должно являться ОЕЭП. К этим разногласиям относятся: во-первых, ОЕЭП может пониматься и как конкретное состояние, и как процесс, в первом случае ОЕЭП является одной из форм интеграционного объединения, которое напрямую не соответствует общепринятой терминологии (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок и т.д.). Во втором случае под ОЕЭП понимаются меры по

сближению России и ЕС. Это понятие можно определить как с точки зрения нахождения его места в системе форм интеграционных объединений, так и через описание желаемого конечного состояния и обозначение его как ОЕЭП. В-третьих, во время переговорного процесса можно обсуждать меры, как в контексте "четырех свобод” (свобода движения, труда, капитала, товаров и услуг), так и по секторам.

Существуют и другие разногласия по вопросу определения ОЕЭП и его места в интеграционном процессе.

Следует отметить, что при обсуждении с Евросоюзом принципов формирования ОЕЭП представители России считают, что сотрудничество должно базироваться на принципе "Интеграции без членства”. Поскольку с учетом изменившейся экономической и политической обстановки расширения ЕС соглашение о партнерстве и сотрудничестве не действует в полной мере следует проработать вопрос касательно заключения развернутого международного договора на базе усовершенствованного СПС. Конкретно это может быть соглашение типа "ВТОплюс”, то есть утверждение между Россией и ЕС взаимоотношений по нормам ВТО с дополнительным сотрудничеством в отдельных секторах, где у сторон есть взаимный интерес, таких как энергетика, наука и техника, транспорт, экология, борьба с преступностью и др. При необходимости круг этих секторов может постепенно расширяться.

Одним из факторов роста экономики России должна стать диверсификация ее внешнеэкономических связей: увеличение экспорта продукции с более высокой степенью обработки и импорт большого количества инвестиционных товаров при снятии структурных ограничений, препятствующих мировой торговли.

Для того, чтобы добиться этого, потребуется увеличить национальную норму капиталовложений и привлекать прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Эти инвестиции носят основополагающий характер.

Переход к более прогрессивной модели интеграции с внешним рынком потребует от России модернизации ее хозяйственных институтов. Сюда входят как государственные учреждения, так и структуры частного сектора. Государству следует активнее принимать участие в институциональной реформе Российской экономики. Необходимо продолжить работу над таможенным и налоговым кодексами и др. Особое внимание следует уделить поддержке малого и среднего бизнеса.

Эксперты также считают, что может быть полезной ориентация на комплекс условий, применяемый в ЕС в отношении стран-кандидатов (Acquis communautaire). Это общая нормативно-правовая база стран-членов ЕС, представленная директивами, которые должны послужить основой для национального законодательства и регулирующими нормами, которые должны быть приняты без изменения. Acquis состоит из 31 главы, различающихся по статусу и значению. Автор полагает, что Россия может применять те нормативы, которые наиболее тесно связаны с концепцией ОЕЭП: свободное движение товаров, свободное передвижение людей, свободное передвижение услуг, свободное движение капитала, законодательство о компаниях, конкурентная политика и государственная помощь, таможенный союз. Это поможет дисциплинировать хозяйственную практику и лучше использовать эти ресурсы.

Принципиально важен вопрос об изменении российской практики оказания государственной помощи отечественным предприятиям. В целом, несмотря на постепенное сокращение объема государственных субсидий, их общий относительный уровень в России гораздо выше, чем в ЕС. По данным на 1999 г., в России он составляет 5,6% ВВП против 1,1% в ЕС. В этом вопросе целесообразно рассмотреть практику ЕС, в соответствии с которой государственная поддержка не запрещается при проведении региональной политики, направленной на создание новых рабочих мест, поддержку новых фирм и малого бизнеса. Государство также участвует в структурной перестройке таких отрас-

лей, как угольная, сталелитейная, автомобильная, судостроительная и др.

Важной задачей является реформа корпоративного управления, которое в России характеризуется непрозрачностью. При адаптации к рынку ЕС особенно интересно для России также разделы корпоративного права, слияния, контроль за крупными сделками, группы компаний, банкротство.

Следует ускорить проведение административной реформы: повысить ее эффективность, добиться снижения барьеров для выхода на рынок, общего сокращения технических преград, для производства и торговли, отмены излишней регламентации предпринимательской деятельности. Требуется также модернизация финансовой системы, которая будет способна мобилизовать национальные сбережения на цели долгосрочного инвестирования. В России нет полного доверия к финансовым институтам, свыше 40% банковской системы находится под контролем крупных корпораций и примерно такая же часть кредитных ресурсов идет экспортным секторам экономики. Подобная кредитная структура создает нехватку средств для малого и среднего бизнеса. Главным направлением банковской реформы должны быть: более широкое присутствие иностранных банков, проведение приватизаций и разумное увеличение степени контроля и регулирования.

Успешное создание ОЕЭП во многом зависит от использования Россией своих конкурентных возможностей в экономических отношениях с ЕС. По своей конкурентоспособности российская экономика согласно классификации Международного экономического форума в

2004 г. занимала 70 место. Для повышения конкурентоспособности необходимо провести широкую модернизацию и структурную перестройку экономики.

Условием успешной реализации идей ОЕЭП должно стать выравнивание чрезвычайно высоких региональных диспропорций в экономике России. Это можно решить тремя путями. Во-первых, снять административные барьеры, мешающие

мобильности рабочей силы. Во-вторых, сократить размеры государственного регулирования цен и субсидирования предприятий. В-третьих, необходим пересмотр действующей системы распределения бюджетных ресурсов, которые нуждаются в гармонизации путем создания компенсационного фонда.

Для реализации реформ Российской экономической и внешнеэкономической политике следует активно взаимодействовать с органами Европейского союза. Этому способствует расширение ЕС, поскольку Российские компании получили более емкий рынок, единое правовое и цивилизационное пространство и другие возможности.

Органы ЕС и стран-членов этой организации со своей стороны также должны содействовать интеграции России в Европейское пространство. Кроме переговорного процесса на правительственном уровне они могут оказывать поддержку участию российских компаний в европейской банковской и финансовых сферах, содействовать эффективным формам кооперации, участвовать в разработке и реализации общих проектов в области инфраструктуры. Это возможно при условии формирования единых принципов хозяйствования на Российском пространстве с учетом общего правила хозяйствования в ЕС.

Важным звеном ОЕЭП является реализация четырех общих сфер: экономика, правосудие, права человека, образование и наука, безопасность.

В ноябре 2004 г. на саммите Рос-сия-ЕС обсуждался ход подготовки "дорожных карт” по созданию этих пространств. По этому вопросу был достигнута договоренность на саммите в Санкт-Петербурге. На этом саммите особые сложности возникли при обсуждении вопроса внешней безопасности, так как Россия считает, что ЕС не должен заниматься проблемами СНГ, особенно на Украине и в Грузии. ЕС настаивал, чтобы все четыре документа были подписаны вместе, хотя министр иностранных дел Нидерландов Бернард Бог заявил, что Евросоюз наме-

рен проявить гибкость в отношении возможного предварительного применения принципов общих пространств (6). В результате на саммите не были подписаны документы по этому вопросу, хотя руководство России планирует завершить переговоры по данной проблеме к саммиту Россия-ЕС, который состоится 10 мая

2005 г.

По мнению господина Р. Проди, потребуется много лет для создания четырех общих пространств, однако каждый шаг делает нас ближе к нашему общему видению мирной, стабильной и процветающей Европы.

В перспективе экономические отношения РФ-ЕС видятся как равноправные, многоплановые и взаимовыгодные, но на определенной дистанции. В силу сложившейся обстановки в мире нам следует развивать отношения с различными региональными организациями, такими как Евросоюз, СНГ, АТЭС и другие.

Литература:

1 . И.Д. Иванов. "Современная Европа”, №3, 2003, с. 23.

2. "Коммерсант”. №22, 1 1.02.

2004.

3. В.А. Орешкин. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство, М.: ИМЭМО РАН, 2002.

4. В.А. Иноземцев. Внешнеэкономический бюллетень, №7, 2004, с. 26.

5. В. Новиков. Общее европейское экономическое пространство, пространство выбора или выбор пространства. М.; "Рабочая газета”, 2002.

6. http:/www.newsгu.com/woгld/ 25поу/2004^итт^.1"^т1

7. "Современная Европа” 2004, №7, с. 115.

8. К. Привалов. Одиночество Европы. "Итоги”. 02.03.2004, с. 26.

К.В. Холопов

Подготовка, оформление и защита

кандидатской диссертации. Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей ВАВТ.

- М.: ВАВТ, 2005. - 112 с.

Вышло в свет полезное издание, подготовленное профессором ВАВТ К.В. Холоповым. В нем изложены основные правила и условия подготовки научных кадров во Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития и торговли РФ.

В книге две главы. В первой дается характеристика аспирантуры Академии, порядка ее функционирования. Во второй детально рассматривается перечень вопросов, касающихся подготовки и защиты кандидатской диссертации. В приложении к пособию читатель найдет извлечения и образцы необходимых документов.

Книгу отличает адаптация изложения к специфическим требованиям Всероссийской академии внешней торговли, учтены последние изменения порядка защиты диссертаций, принятые Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки РФ.

Книга необходима для аспирантов и соискателей. Научным руководителям аспирантов также может пригодиться эта книга для уточнения некоторых важных установок и правил. С пособием можно ознакомиться в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.