Научная статья на тему 'Экономические аспекты административно-территориального реформирования современной Российской Федера-ции'

Экономические аспекты административно-территориального реформирования современной Российской Федера-ции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
111
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИ-ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА / ADMINISTRATIVE-ECONOMIC STRUCTURING / SPATIAL ORGANIZATION / ADMINISTRATIVE DIVISION / ECONOMIC-SPATIAL DISTRIBUTION OF REGIONAL PRODUCTION / TERRITORIAL DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Божаренко Дмитрий Юрьевич

Рассмотрены основные тенденции развития процесса экономической реорганизации России и экономические функции административно-территориального деления, а также проанализирована роль пространственного фактора оптимального размещения и функционирования современной экономики, приобретающей пространственное выражение как сосуществование различных уровней экономического развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Aspects of the Administrative-Territorial Reform of the Modern Russian Federation

The article considers the main trends of the development of economic restructuring process in Russia and the economic functions of the administrative-territorial division. The author analyzes the role of the space factor of the optimal placement and operation of modern economy, acquiring spatial expression as the coexistence of different levels of economic development of regions.

Текст научной работы на тему «Экономические аспекты административно-территориального реформирования современной Российской Федера-ции»

УДК 338.1

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2012 г. Д.Ю. Божаренко

Рассмотрены основные тенденции развития процесса экономической реорганизации России и экономические функции административно-территориального деления, а также проанализирована роль пространственного фактора оптимального размещения и функционирования современной экономики, приобретающей пространственное выражение как сосуществование различных уровней экономического развития регионов.

Ключевые слова: административно-экономическое структурирование, пространственная организация, административно-территориальное деление, экономически-пространственное размещение регионального производства, территориальное развитие экономики региона.

The article considers the main trends of the development of economic restructuring process in Russia and the economic functions of the administrative-territorial division. The author analyzes the role of the space factor of the optimal placement and operation of modern economy, acquiring spatial expression as the coexistence of different levels of economic development of regions.

Keywords: administrative-economic structuring, spatial organization, administrative division, economic-spatial distribution of regional production, territorial development of the regional economy.

Экономические проблемы регионализации боль- ское, культурное и экологическое развитие России. шого государства всегда включают пространственный Среди общих проблем (таких как экономические контекст, при этом затрагивая в том числе политиче- предпосылки регионализации страны, циклическая

Божаренко Дмитрий Юрьевич —

аспирант, кафедра экономической теории,

Ростовский государственный экономический университет,

ул. Б. Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, 344002.

E-mail: Finik.79@mail.ru.

Bozharenko Dmitry Yuryevich — Post-Graduate, Department of Economic Theory, Rostov State Economic University, B. SadovayaSt., 69, Rostov-on-Don, 344002. E-mail: Finik.79@mail.ru.

специфика этого процесса, региональное экономическое развитие России и регионализация внешней торговли) находится и экономико-историческая эволюция административно-территориального и политического деления нашей страны.

В настоящее время, когда продолжает оставаться острым вопрос совершенствования системы управления, признанной обеспечить экономическое единство и территориальную целостность России, нельзя игнорировать ее административно-территориальную состав-ляюшую. А для этого необходима характеристика основных тенденций развития процесса экономической регионализации России, т.е. того, как административно-экономически структурируется ее территория.

Между тем экономическое содержание категории «административно-территориальное деление (устройство)» (далее - АТД) до сих пор не имеет общепризнанного определения, тем более что логический объем данной категории постоянно расширяется и охватывает пространственную организацию не только профильных отраслей системы регионального производства, но и отрасли социальной (поселенческой) инфраструктуры.

Экономическую сущность института АТД правомерно раскрывают через описание его функций, что и обусловило широкое распространение функционального подхода в регионально-экономических исследованиях.

В настоящее время соответствующий подход включает изучение сущности, принципов, параметров и тенденций АТД с целью выявления его влияния как особого фактора на территориальное (экономически-пространственное) размещение регионального производства.

Влияние АТД на развитие регионального производства можно было бы определить как его «экономические функции». В этом случае отсутствие ощутимой корреляции между АТД и развитием регионального производства можно характеризовать как состояние «экономической дисфункции» АТД страны.

Экономическими функциями АТД следует считать сокращение трансакционных издержек в процессе воспроизводства основных фондов; ускорение хозяйственного оборота (за счет рационализации транспортировки и активизации снабженческо-распредели-тельной функции); влияние на формирование и удовлетворение потребительского спроса населения.

Роль АТД в социально-экономическом развитии регионов состоит в создании условий для обеспечения эффективной деятельности людей и экономики, поддержания экологического равновесия, воспроизводства условий комплексного социально-экономического развития. С этих позиций о рациональном АТД данного региона можно говорить как о его конкурентоспособном преимуществе по сравнению с другими регионами.

Важно осознать, что административно-территориальное деление в пространственном развитии региональной экономики выступает в роли «институционального организатора» социально-экономичес-кого пространства, способствует ускоренной динамике основных секторов территориальной организации региональной экономики.

Рыночные противоречия, заменив административные, усилили социально-экономическое неравенство между регионами в сфере осуществления единых социально-потребительских стандартов в предоставлении индивидуальных благ. Еще большие различия стали наблюдаться и в уровне безработицы категорий лиц трудоспособного возраста (что привело к отставанию в экономической динамике регионов трудоизбыточных от трудонедостаточ-ных). Также различия обнаруживаются между регионами, реализовавшими потенциал новых аграрно-эконо-мических законов, и теми из них, кто сохранил правовую неурегулированность земельных отношений.

Федеративное устройство государства, включающего разные политически-организованные этнические единицы, требует в качестве его основы разработку и осуществление целенаправленной долгосрочной экономической региональной политики, одним из составных элементов которой выступает совершенствование АТД страны.

Оптимальное АТД изменяет условия размещения и локализации производства, усиливает или уменьшает территориально-экономические различия, меняет базовые пространственные параметры экономических связей (степень периферийности экономики данного региона), уровень транзитивности, интенсивность пространственных межрегиональных связей, многообразие и значимость территориально-производственных комплексов и структур, динамику пространственной конфигурации отраслевой системы региона.

Территориальная организация регионального производства представляет вторичный (по сравнению с макроэкономическим) уровень его функционирования, реализуя на практике закон оптимального территориального разделения труда, закон экономии затрат труда на преодоление пространственного разрыва между элементами производства, закон агломерации производства.

В этих логических координатах и находится система АТД страны как элемент ее пространственного неэкономического устройства.

Экономические функции АТД образуют целостную пространственную систему, включающую раз-мещенческие, поселенческие, коммуникационные и управленческие элементы. Это значит, что каждый действующий элемент системы АТД одновременно выполняет и экономические, и пространственные функции, вызывая изменения в территориальном развитии экономики региона.

В условиях России пространственный фактор относится к числу базовых параметров оптимального размещения и функционирования экономики, приобретающей вследствие этого региональное состояние. Отсюда и значимость административного устройства страны как фундаментального элемента системы региональной экономики. «Фрагментарность экономики основное препятствие для экономического роста. По сути дела, в российских условиях адекватной мерой экономического роста должен быть не столько темп роста ВВП, сколько степень внутренней консолидации экономики» [1].

В понимании экономических законов пространства, равно как и пространственных законов экономики,

неотъемлемым компонентом включается изучение экономического контекста административно-территориального устройства национального хозяйства. Производство и его инфраструктурные отрасли экономически структурируют географическое пространство, формируют экономический потенциал территории, придают ей определенность созидательной конфигурации. Административно-территориальное устройство актуально в экономическом аспекте еще и потому, что современная экономика все более приобретает пространственное выражение как сосуществование различных уровней экономического развития регионов.

Важно отметить, что для региональной экономики характерно догоняющее скачкообразное развитие экономических районов, требующее краткосрочной мобилизации не только финансовых, но и пространственных ресурсов. Сегодня складывается парадоксальная ситуация, когда ограниченное число элитных центров страны ближе мировым зарубежным центрам, чем к собственным регионам. Отсюда следует, что устоявшаяся модель «развитый центр - слаборазвитый регион» должна быть ускорено заменена переориентацией на модель «развитый центр - развитые регионы».

Можно сказать, что пространство сопротивляется экономике, а экономика преодолевает «трение», создаваемое большим пространством. Это значит, что административно-территориальное устройство страны выступает реальным инструментом экономической организации географического пространства, выделяя в его пределах основные центры основных экономических районов. Внутрирегиональные связи этих центров превращают регион в единую целостную экономическую систему с замкнутой схемой воспроизводственных процессов. Чем мощнее административно-территориальный центр, тем «экономичнее» пространство, тем оно структурированнее и организованнее.

Для расширения экономической структуры пространства, создания крупных меж- и внутрирегиональных центров необходимы огромные демографические, производственные и финансовые ресурсы. Поэтому с точки зрения рационального экономического подхода основной вопрос состоит в том, как использовать далее уже сложившуюся систему административного деления. Мировая наука активно занимается поиском эффективных методов территориальной организации пространства. Особенно активно эти задачи решает международная ассоциация пространственных планировщиков городов и районов. В последнее время эта организация исследует рассматриваемую проблематику с учетом процессов глобализации [2].

Анализ тенденций и факторов динамики региональной экономики выступает теоретической основой для решения такой прикладной задачи в (рамках региональной экономической политики государства), как совершенствование административно-территориальной организации государства. Это тем более актуально, что регионализация в широком смысле есть укрепление связей между областями, их интеграция в обширный макрорегион, т.е. в масштабное экономическое районирование страны как метод ее про-

странственной организации (посредством структурирования развития в пространстве, выделения в нем сообществ, различий и границ).

В узком же смысле регионализация национальной макроэкономики означает резкое повышение роли регионального фактора в жизни России, формирование реального механизма экономического самоуправления провинций, преодоление жесткого централизма и мелочной опеки центра, а также учет интересов и нужд регионов в федеральной политике планирования и управления. Как отмечают отечественные исследователи, «в России к началу XXI в. сложилась уникальная ситуация, когда, с точки зрения внутренних потребностей, и включения в процессы глобализации на передний план выдвигается регион в качестве полноценного субъекта федерации и в то же время суверенно ограниченного субъекта глобализации [3].

Современная ситуация такова, что избыточность регионализма для одних территорий (например для Москвы, которая стремится выдать свои региональные интересы за общенациональные) оборачивается недостаточностью регионализации для других. Изучение этого вопроса позволит выяснить - усилит ли процесс регионализации административно-территориальное укрупнение субъектов РФ, или возобладает альтернативный процесс - разукрупнение субъектов в ходе будущей реформы административно-территориального устройства страны?

Регионализация есть пространственное выражение неравномерности социально-экономического развития различных единиц АТД страны. Вопрос в другом, -способствует ли это устройство такой неравномерности, консервирует ли его, или, напротив, - оптимальная административно-территориальная реформа способна преодолеть это неравенство экономического районирования? В настоящее время «потребности адаптации к реальности постсоветского, постимперского существования, к новой конфигурации власти и собственности, к новому геополитическому климату способствовали стремительному размыванию доминировавшей прежде советской национально-цивили-зационной идентичности» [4].

Экономические векторы совершенствования административно-территориального устройства страны заданы объективно существующими «социальными координатами» российского экономико-географического пространства, в пределах экономического районирования которого обнаруживаются следующие крупные противостояния: «промышленный Север -аграрный Юг», «европейский Запад - азиатский Восток», «богатый Центр - бедная периферия», «русское ядро - инородные окраины». В этой связи принципиальное значение приобретает экономическая специализация географических районов страны.

Региональные процессы, фрагментируя экономическое пространство страны на экономические районы, предопределяют и степень его открытости для внешнего мира. Особое место здесь занимают регионы анклавного статуса, приграничные (с потенциалом «свободной экономической зоны»), а также с богаты-

ми природными ресурсами. Именно они усиливают свое конкурентное преимущество, присваивая «ресурсную ренту» и «ренту положения».

Таким образом, административно-территориальная политика непосредственно связана практически со всеми сторонами пространственного размещения производительных сил - государственного строительства в сфере становления и развития федеративных отношений, взаимоотношения основных уровней власти (включая местное самоуправление), выбора экономических инструментов роста эффективности использования местных ресурсов. Более того, «администрации субъектов Федерации, решая вопросы по развитию производительных сил, должны знать, что делается в этом же плане на соседних территориях. Создавая ту или иную магистраль, необходимо иметь информацию о ее возможном прохождении через соседние субъекты Федерации» [2, с. 64].

В федеративном государстве необходимо учитывать большие возможности и самостоятельность регионального уровня, хотя политическая федерализация существенно усложняет экономическую реализацию регионального пространства в целях повышения конкурентоспособности экономики в целом (и помогая тем самым преуспевающим регионам), стимулирования использования собственных природных ресурсов.

В экономическом содержании современного АТД существует реальная альтернатива - помощь депрессивным регионам может оказываться лишь после значительного улучшения положения в экономике, тогда как максимальный объем ресурсов следует направлять на развитие «регионов-локомотивов», которые и обеспечивают подъем экономики.

Однако на практике реализация такого подхода будет усиливать региональные диспропорции. Нам представляется, что потери отказа от «выравнивающей» региональной политики будут больше, чем выигрыш. В то же время «выравнивающая» региональная политика, хотя и направлена на достижение

Поступила в редакцию

равенства, но достигает это за счет снижения экономической эффективности.

Административно-территориальное деление страны - существенный момент ее территориально-экономической организации. Степень рациональности и долгосрочности такого устройства непосредственно влияет на направления ресурсных, товарных и финансовых потоков, всю систему производственных связей.

Проблема АТД экономических районов - в значительной степени комплексная, имеющая разные аспекты: производственно-экономический, социально-политический, экономико-географический. Основные элементы системы АТД, представляющие особый интерес для экономистов-регионологов, - степень совпадения административных и хозяйственных границ; уровень инфраструктурного обеспечения единицы АТД; рациональность совмещения функций географического, экономического, политического и культурного центра данного административно-территориального образования.

Совершенствование АТД экономических районов приобрело состояние постоянного процесса, отражая влияние многих надстроечных и базисных факторов. Таким образом, динамика этого процесса в конечном счете отражает экономическую динамику каждого региона.

Литература

1. Клейнер Г. Мезоэкономические проблемы российской экономики // Экономический вестн. РГУ. 2003. № 2. С. 14.

2. Семенов П. Актуальные проблемы регионального развития // Экономист. 2004. № 6. С. 70.

3. Евстигнеева Л., Евстигнеев Р. Глобализация и регионализм: уроки для России // Общественные науки и современность. 2004. № 1. С. 118.

4. Пантин В., Лапкин В. Трансформация национально-цивилизационной идентичности современного российского общества: проблемы и перспективы // Там же. С. 52.

19 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.