Научная статья на тему 'Экономические альтернативы стратегии развития малых предприятий сферы торговли Сахалинской области'

Экономические альтернативы стратегии развития малых предприятий сферы торговли Сахалинской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравьева Л. Г.

На основе исследования особенностей развития малого предпринимательства сферы торговли выявлены некоторые проблемы и предложены новые стратегические варианты развития малых фирм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические альтернативы стратегии развития малых предприятий сферы торговли Сахалинской области»

Вопросы отраслевой и региональной экономики

Л.Г. МУРАВЬЕВА

Экономические альтернативы стратегии развития малых предприятий сферы торговли Сахалинской области

На основе исследования особенностей развития малого предпринимательства сферы торговли выявлены некоторые проблемы и предложены новые стратегические варианты развития малых фирм.

Малые предприятия различных отраслей экономики Сахалинской области реализуют индивидуальные стратегии, направленные на создание прочной позиции в отрасли, успешное противодействие конкурентным силам и получение наиболее высокой прибыли.

Особенностями сферы торговли Сахалинской области являются:

- низкие барьеры вхождения;

- высокие транспортные расходы;

- высокая стоимость запасов и существенные колебания сбыта;

- разнообразие рыночного спроса;

- низкий уровень накладных расходов;

- расширение ассортимента с учетом индивидуальных запросов потребителей (как следствие: высокий уровень дифференциации продукции);

- отсутствие фирм-лидеров в отрасли, обладающих силой воздействия на происходящие в ней явления.

Перечисленные особенности отрасли требуют от малых предприятий соответствующих стратегий развития.

1. Продуктовая специализация. Такая стратегия позволяет достичь определенной рыночной власти в отношении с поставщиками за счет увеличения объемов поставок, а также повысить интерес потребителей к продукции за счет более высокой оценки ими квалификации и имиджа производителя-поставщика как специалиста в конкретной области производства.

2. Специализация на конкретной группе потребителей: реализация продукции потребителям, различающимся по полу, возрасту, уровню дохода, профессиональной принадлежности, уровню образования и другим признакам.

3. Специализация по типу заказов. Заказы могут дифференцироваться по объему, структуре, срокам выполнения.

4. Сосредоточение на отдельном географическом районе, что позволяет снизить издержки обращения и повысить эффективность рекламы.

5. Строгая приверженность к конкурентной позиции. Данной стратегии придерживаются многие малые предприятия Сахалинской области, она предполагает сохранение низких накладных расходов, низкой квалификации занятых, жесткий контроль над издержками. Такая стратегия предоставляет фирме наилучшие позиции для ведения ценовой конкуренции.

6. Предложение дополнительных а) предпродажных и б) послепродажных услуг. Для малых предприятий сферы торговли это: а) консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий, передача необходимой документации, демонстрация изделия; б) доставка изделия, приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации, гарантийное обслуживание и др.

Оценить существующие стратегии малых предприятий сферы торговли целесообразно, например, по следующим показателям результатов их деятельности:

- динамика оборота малых предприятий;

- изменение финансового результата деятельности;

- динамика рентабельности продаж;

- динамика производительности труда;

- изменение удельного веса малых предприятий в общем объеме производства товаров, работ, услуг.

Оборот малых предприятий сферы торговли Сахалинской области возрос на 61,6 % в 2006 г. [2-4] по сравнению с 2004 г., что свидетельствует об увеличении спроса на товары и услуги данных организаций.

Результат финансово-хозяйственной деятельности малых предприятий сферы торговли продолжает оставаться самым высоким по отраслям экономики Сахалинской области, но имеет тенденцию к снижению: в 2006 г. он уменьшился на 15,2 % по сравнению с 2004 г. [2-4].

Рентабельность продаж малых предприятий сферы торговли составила 4,8 % в 2006 г. Однако значение данного показателя постепенно снижается. Так, за анализируемый период оно упало на 1,7 процентных пункта [2-4].

Положительной динамикой отмечена производительность труда на малых предприятиях сферы торговли. В период с 2004 по 2006 г. она возросла на 137,5 %, что произошло прежде всего за счет совершенствования системы мотивации персонала, повышения организации труда, в том числе укрепления трудовой дисциплины.

Доля малых предприятий сферы торговли в общем объеме производства товаров и услуг незначительна - 8,7 %, при этом имеет тенденцию к снижению (на 0,6 процентных пункта за анализируемый период) [2-4].

Падение значений некоторых показателей (результата финансово-хозяйственной деятельности, рентабельности продаж, удельного веса) свидетельствует о существовании проблем, сдерживающих развитие малых предприятий сферы торговли Сахалинской области. К таковым относятся: недостаток ресурсов для осуществления необходимых инвестиций; недостаток навыков для создания и поддержания собственных каналов сбыта, систем обслуживания; привязанность к традиционной практике осуществления деятельности (неспособность воспринимать изменения); бессистемность процесса разработки и реализации стратегического плана; отсутствие опыта и навыков осуществления стратегии; неорганизованность и непоследовательность действий по ее реализации; слабость информационных систем; отсутствие психологической готовности персонала малых фирм к восприятию стратегии, что приводит к ее отторжению; низкий уровень контроля над определяющими показателями эффективности реализации стратегии.

В целях решения части проблем, а также повышения выживаемости малых фирм на рынке Сахалинской области необходимо определить стратегии их развития.

Поскольку для сферы торговли характерна потребность в высоком уровне профессионального обслуживания, управлении на местах, строгом контроле, наилучшая альтернатива ведения бизнеса состоит в тщательно управляемой децентрализации. Вместо расширения масштабов операций в одной хозяйственной единице эта стратегия направлена на сохранение отдельных небольших самостоятельных подразделений со строгим контролем и основанным на результатах вознаграждением менеджеров на местах.

В связи с этим для поддержания жизнеспособности малых фирм необходимо создавать региональные сети предприятий сферы торговли с сохранением их названий, автономности и покупательской группы. Важно, чтобы данная система подкреплялась централизованным контролем и политикой внутреннего должностного продвижения менеджеров. Реализация такой стратегии позволит избежать сглаживания особенностей отдельных единиц и, следовательно, потери чувствительности к местным условиям, что бывает характерно для некоторых сетей магазинов.

Другим способом развития бизнеса является электронная коммерция, суть которой заключается в возможности предоставить потенциальному клиенту информацию о товаре (услуге), получить от клиента реальный заказ и оплату (при использовании электронных платежных систем), а также отправить оплаченный товар (например, электронную продукцию).

Если виртуальную торговлю эффективно интегрировать в бизнес-стратегию малых фирм с учетом влияния внешних и внутренних факторов, это может стать залогом успеха в достижении конкурентного преимущества.

Основная проблема развития электронной коммерции в Сахалинской области заключается в том, что менеджеры малых фирм скептически относятся к виртуальной торговле, поскольку не знакомы с новой технологией и способами ее применения.

Автор предлагает две стратегии вхождения малых фирм Сахалинской области на Интернет-рынок.

1. Создание виртуального торгового сообщества. Эта стратегия позволяет сокращать издержки и привлекать пользователей через партнерства с другими компаниями посредством разделения издержек и обмена опытом.

Таким образом, участие в виртуальном торговом сообществе снижает потребность в больших вложениях в технологии и управление инфраструктурой. Вследствие этого потребителям предлагается доступ к широкому ассортименту товаров и услуг по более низким ценам.

Кроме того, следует отметить, что виртуальные сообщества преодолевают такой барьер, как обеспечение «видимости» для своих участников. Это крайне важно для малых фирм, поскольку большинство из них не имеют признанных торговых марок и средств на продвижение товара, чтобы привлечь потребителей.

2. Создание виртуального магазина. Такая форма виртуального бизнеса подразумевает интенсивную деятельность, включающую поиск ресурсов и услуг, взаимодействие с другими фирмами и управление клиентской базой данных. Обычно это требует значительных финансовых вложений и развития навыков управления электронной информацией, поэтому такую форму организации бизнеса могут себе позволить далеко не все малые торговые предприятия Сахалинской области.

Очевиден факт, что виртуальная торговля обеспечивает новые возможности любым компаниям, но ввиду ограниченности финансовых ресурсов перед малыми фирмами стоит более острая необходимость понимания ее особенностей с тем, чтобы правильно использовать стратегии.

На рынке Сахалинской области слабо развита система взаимодействия крупного и малого бизнеса. Для предприятий общественного питания оптимальной формой такого взаимодействия является франчайзинг (см. [1, 5]).

Преимущества франчайзинга для малых предприятий общественного питания Сахалинской области достаточно очевидны:

- возможность начать собственное дело в проверенной рыночной нише;

- быстрое обучение навыкам ведения бизнеса;

- экономия на поставках сырья, материалов, оборудования и др.;

- возможность продвижения товара под торговой маркой крупной фирмы;

- экономия на проведении мероприятий по стимулированию сбыта (в том числе на рекламе);

- возможность привлечения кредиторов по гарантии крупной фирмы.

Таким образом, малые предприятия, работающие в системе франчайзинга, могут получить существенную помощь со стороны крупных фирм, и это позволит им успешно развиваться.

Представляется целесообразным попытаться прогнозировать дальнейшее развитие малого предпринимательства в Сахалинской области.

Прогноз развития малого бизнеса на период до 2009 г. формируется с использованием регрессионного анализа, исходя из условий функционирования экономики Сахалинской области, внутренних стимулов саморазвития сферы малого предпринимательства, а также масштабов и результативности мер его поддержки, проводимых как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Основанием для оптимистичного варианта прогноза развития малого бизнеса служит реализация малыми предприятиями предложенных стратегий (см. таблицу, вариант 2).

В то же время в связи с недостаточно результативной реализацией областной программы развития малого предпринимательства и неиспользованием малыми предприятиями новых стратегических альтернатив функционирования основным может стать пессимистичный вариант (см. таблицу, вариант 1) развития малого бизнеса в Сахалинской области.

Возможный эффект от реализации предлагаемых стратегий развития малых предприятий сферы торговли

Показатель Отчет Прогноз

2006 г. 2008 г. 2009 г.

Вариант 1 Вариант 2 Вариант 1 Вариант 2

Количество малых предприятий, ед. 753 771 784 781 799

Оборот малых предприятий, млн руб. 10 252,7 13 677,1 14 324,3 15 591,9 16 759,4

Рентабельность продаж, % 4,8 5,07 5,7 5,17 6,44

Рассчитано по: [3].

На основе таблицы можно сделать вывод, что при оптимистичном варианте развития малого бизнеса в Сахалинской области количество малых предприятий сферы торговли увеличится на 6,1 % в 2009 г. по сравнению с 2006 г. Предполагается, что за прогнозируемый период оборот малых предприятий возрастет на 63,5 %, рентабельность продаж на 34,2 %.

Реализация предлагаемых стратегий позволит укрепить рыночные позиции существующих малых предприятий и будет способствовать появлению новых предпринимательских структур в сфере торговли Сахалинской области.

Литература

1. Мишурова И.В. Управление малой фирмой / И.В. Мишурова. - Ростов н/Д: РГЭА, 1999. - 471 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005: стат. сб. / Росстат. - М., 2006. - 982 с.

3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006: стат. сб. / Росстат. - М., 2007. - 991 с.

4. Сахалинская область в цифрах. 1995. 2000-2004 гг. - Южно-Сахалинск: Сахоблкомстат, 2005. - 312 с.

5. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде: учеб. пособие / А.Ю. Чепуренко. - М.: Изд. дом Международ. ун-та в Москве, 2006. - 324 с.

© Муравьева Л.Г., 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.