Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
138
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТУРИЗМА / ВНУТРЕННИЙ ВАЛОВОЙ ПРОДУКТ / ИМПОРТ УСЛУГ / ЭКСПОРТ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Власова М.Г., Столяренко А.В.

В статье рассматриваются основные функции, которые выполняет туризм в экономике страны и указываются преимущества туризма для экономик разных стран, которые он приносит при условии успешного развития. Выявлены особенности и тенденции современного этапа развития туризма в Российской Федерации и отмечено значение туризма для экономики страны.The article examines the main functions of tourism in the economy of a particular country and indicates the advantages of tourism for the economies of different countries, which it brings with the condition of successful development. The peculiarities and tendencies of the current stage of development of tourism in the Russian Federation are revealed and the importance of tourism for the country's economy is noted.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

УДК 338.48"312"(045)

Власова М.Г. студент 31-зМНгруппы направление подготовки: менеджмент научный руководитель: Столяренко А. В., к.э.н.

доцент

кафедра менеджмента и туристского бизнеса ФГАОУВО «КФУ им. В.И. Вернадского» Гуманитарно-

педагогическая Академия Россия, г. Ялта

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ

Аннотация. В статье рассматриваются основные функции, которые выполняет туризм в экономике страны и указываются преимущества туризма для экономик разных стран, которые он приносит при условии успешного развития. Выявлены особенности и тенденции современного этапа развития туризма в Российской Федерации и отмечено значение туризма для экономики страны.

Ключевые слова: туризм, экономическая значимость туризма, внутренний валовой продукт, импорт услуг, экспорт услуг.

Annotation. The article examines the main functions of tourism in the economy of a particular country and indicates the advantages of tourism for the economies of different countries, which it brings with the condition of successful development. The peculiarities and tendencies of the current stage of development of tourism in the Russian Federation are revealed and the importance of tourism for the country's economy is noted.

Key words: tourism, economic importance of tourism, advantages for the economy, the gross domestic product, the import of services, the export of services.

Туризм рассматривается как важный источник финансовых поступлений в бюджет любой страны и региона. В общем объеме ВВП большинства стран доля туризма составляет пятую часть. К работе в туристической индустрии на международном уровне привлечено 60% от общего числа рабочей силы. Туризм способствует увеличению объема вложений в платёжный баланс страны, влияет на развитие различных сфер мирового хозяйства, которые сопутствуют туризму, а именно: производство товаров народного потребления, торговля, строительство, транспорт, страхование и другие. При этом число сфер, вовлекаемых в туристическую индустрию, ежегодно увеличивается.

Цель данной статьи состоит в определении экономической значимости туризма, которая формируется под влиянием современных тенденций развития мирового хозяйства. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть основные функции, выполняемые туризмом в экономике отдельной страны; указать преимущества туризма для

экономик разных стран; выявить особенности и тенденции современного этапа развития туризма в Российской Федерации; обосновать значение туризма для экономики страны.

Сегодня туризм принято рассматривать как социально-экономическое явление, воздействующее на развитие всей связанной с ним инфраструктуры прямым и косвенным образом. Согласно данным Международной туристической организации в мировом ВВП туризм занимает долю приблизительно 9% и почти 30% в международном экспорте услуг. В туристической сфере работает более 235 млн. чел. или каждый 12 работник. В 2013 г. к услугам туристической индустрии обратилось около 983 млн. туристов, в 2014 году международный туристический поток был больше 1 млрд. человек. В 2015 году данный показатель составил 1,18 млрд. туристов и был выше на 4,4% показателя 2014 года [4, 14, 15]. В 2016 году туристы совершили 1 млрд 235 млн международных поездок, то есть в сравнении с 2015 годом количество туристов, путешествующих с ночевкой, увеличилось на 3,9% или 46 млн. чел. [8]. Размер общего товарооборота мирового туризма в 2015 году составил 1200 млрд. долл. США [15].

В современных условиях экономическая значимость туризма постоянно возрастает. Это обусловлено тенденцией к росту степени влияния туризма на экономику отдельной страны. При этом основные функции, которые выполняет туризм в экономике определенной страны, можно представить с помощью таблицы 1 [7, 10, 12, 14].

_Таблица 1 - Основные функции туризма в экономике страны

Функция Содержание

Производственная функция В туристической сфере формируются полезные услуги, которые обеспечивают весомую составляющую данной сферы в формировании валового внутреннего продукта.

Доходная функция Туризм обеспечивает поступление дохода в государственный бюджет, формирует доходы туристических центров и туристических предприятий, а также создает личные доходы работников, которые трудятся в сфере туризма.

Выравнивающая функция Туризм воздействует на уровень экономического развития отстающих регионов. Так, для туризма по причине природно-экологических и других факторов являются привлекательными регионы, характеризующиеся относительно низким в экономическом плане уровнем развития

Функция по обеспечению занятости Реализуется в том, что в сфере туризма в настоящее время осуществляют деятельность примерно 130 млн. чел., каждое пятнадцатое рабочее место в мире относится к туристической индустрии. В США туризм выступает вторым крупнейшим работодателем после сферы здравоохранения. Туризм приносит как прямой, так и косвенный эффект занятости. Косвенный эффект оценивается в 1,4 рабочих места в смежных отраслях, т.е. создание одного рабочего места в туризме влечет за собой формирование 1,4 места в других сферах, которые зависят от туризма.

Функция международного обмена деятельностью Характеризуется значительным влиянием на большинство ключевых сфер экономики: транспортную и коммуникационную, строительную, сельскохозяйственную, торговую, сферу производства товаров народного потребления

Рассмотрим содержание указанных в таблице функций более подробно. Туризм способствует поступлению иностранной валюты за счет осуществления перевозок и обслуживания туристов, продажи им сувениров и других товаров. Поступления от туристических услуг рассматриваются в качестве особого способа получения иностранной валюты, при отсутствии вывоза продуктов и труда, то есть выступают «невидимым экспортом».

Выручка от туристической сферы для ряда стран мира является ведущим источником притока иностранной валюты. В то же время туризм интенсивно воздействует на многие хозяйственные сферы, в частности: на строительную (обновление путей сообщения), на развитие транспорта и связи, предприятий общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, на продвижение торговых сетей и ряда служб. [6].

Из этого следует, что фактически туризм представляет собой специфическую сферу отдыха, которая охватывает целый комплекс сфер, связанных с обслуживанием туристов.

Экономическая значимость туризма заключается также в разрешении проблемы полного и рационального использования трудовых ресурсов, поскольку способствует привлечению в общественное производство новых групп незанятого населения, что несет благоприятный эффект для тех районов, которые не в полной мере развиты на промышленном уровне. Большое значение туризм имеет для развития отдаленно расположенных регионов, которым свойственен относительно невысокий экономический потенциал. Это обусловлено тем, что туризм влияет на рост деловой активности этих регионов, в том числе привлекает незанятые трудовые ресурсы в общественное производство или увеличивает активность населения, которое частично занято в общественном производстве. [2, 5].

Повышая интенсивность развития экономики, туризм позволяет эффективнее использовать рекреационные ресурсы, способствует

повышению уровня квалификации персонала, работающего в сфере обслуживания, оказывает стимулирующее влияние на развитие или восстановление народных промыслов и некоторых народных обычаев.

Туризм положительно отражается на повышении уровня занятости населения, особенно для тех стран, которым характерна безработица. В странах с развитой туристической индустрией непосредственно в сфере обслуживания туристов задействовано 3-8 % населения (во Франции - 10%, в Италии и Швейцарии - 15 %). В США на различных предприятиях туристической сферы работает примерно 4 млн. человек [1].

При этом туризм обеспечивает рабочими местами значительное количество людей не только в тех странах Европы и Северной Америки, характеризующихся как развитые в туристическом плане, но и в развивающихся странах Латинской Америки, Азии, Африки. В будущем во многих странах удельный вес работников, занятых обслуживанием туристов будет иметь тенденцию к возрастанию по причине расширения туристической сферы обслуживания.

Финансовые поступления, от иностранных туристов, преобразуются в доход и продолжают обращаться в разных секторах национальной экономики. По мнению ряда западных ученых и экономистов, финансовые поступления от иностранных туристов находятся в цикле обращения в среднем от 3 до 5 раз в год, возможно и более раз.

Сегодня на долю туризма приходится 7% оборота мировой торговли. Для многих стран мира туризм выступает основной статьей дохода во внешнеторговом обороте. Туризм приносит Мексике 44% ее валютных доходов, Португалии - 28%, Австрии - 23%, Испании - 41%., доход от туризма для Канады является больше дохода от экспорта пшеницы [2, 3].

Стремительное развитие туристической индустрии, рост ее экономической значимости, способность к получению высокого размера прибыли способствовали привлечению большого притока капиталов в данную сферу. Туризму свойственна значительная капиталоемкость. Однако, вложения капиталов в туристическое хозяйство расматриваются как весьма выгодные, так как данные вложения имеют относительно небольшой окупаемости, причем преимущественно в иностранной валюте.

Туризм по уровню капитальных вложений может сравниться с многими сферами экономики. Размер валовой выручки туристических предприятий значителен. В соответствии с исследованиями экономистов, 100 тыс. туристов, которые проводят в городе в среднем 2 часа, расходуют не менее 350 тыс. долл., или по 1,75 долларов на человека за каждый час пребывания в городе. При этом здесь рассматривалась активность туристов, пребывающих в городах с развитым уровнем сервиса [1].

Финансовые поступления от туризма увеличиваются высокими темпами. В связи с этим туризм находится на первых позициях по темпам прироста валютных поступлений среди различных сфер внешней торговли.

Таким образом, в современных условиях туризм в качестве одной из

форм экономических отношений определяется крупными масштабами и имеет существенное воздействие на политические, экономические и культурные связи между различными государствами. Отмеченное позволяет утверждать, что туризм на сегодняшний день играет одну из ведущих ролей в мировой экономике и является в настоящее время одной из самых прибыльных видов деятельности в мире.

Экономическая значимость туризма для разных стран обусловлена, прежде всего, теми преимуществами, которые он приносит при условии эффективного развития. В первую очередь это отмечается ростом числа рабочих мест на гостиничных предприятиях и на подобных средствах размещения, в ресторанах и на других предприятиях индустрии питания, в транспортной сфере и в смежных обслуживающих отраслях. Второе важное преимущество заключается в мультипликативном эффекте от туризма, который представляет собой его воздействие на развитие смежных отраслей экономики. Третье преимущество заключается в увеличении размера налоговых поступлений в бюджеты всех уровней [6, 11]. Кроме этого, туризм осуществляет экономическое влияние на местную экономику через стимулирование экспорта местных продуктов.

Важная особенность развития туризма на современном этапе и трансформация его организационных форм заключается во внедрении в туристическую сферу транспортных, торговых, промышленных, банковских, страховых и других предприятий. Активный темп развития международных туристических связей привел к формированию многочисленных международных организаций, способствовал надлежащей организации данной сферы экономических отношений [2].

Туризм содействует ускоренному развитию многих стран, экономика которых находится в зависимости от него, а также положительно отражается на показателях деятельности большинства недостаточно освоенных, но привлекательных для целей отдыха территорий. Туризм является важным стимулом для регионального развития, поскольку побуждает к освоение пустынных территорий, брошенных местностей, отсталых и депрессивных районов, экстремальных земель [7, 9].

В Российской Федерации сфера туризма рассматривается как важнейшее направление в экономике. Развитие туризма оказывает содействие интенсивному формированию рабочих мест, повышению предпринимательской и инвестиционной активности, развитию гостиничной и сервисной инфраструктуры, внимательному отношению к использованию природных ресурсов, повышению уровня качества жизни населения, расширению международного сотрудничества. Более чем в 60 регионах России разработаны и действуют программы развития туризма, от эффективности реализации которых зависит решение приоритетных задач социально-экономического развития этих субъектов [1].

Стоимость оказанных туристических услуг учитывается в ВВП страны по статьям «Импорт услуг» и «Экспорт услуг»: денежный эквивалент

туристических услуг, оказанных иностранным гражданам в России, относится к экспорту Россией услуг, а стоимость услуг, оказанных россиянам за границей, - к импорту. В России стоимость импорта туристических услуг стабильно значительно превышает стоимость экспорта (жители страны тратят на зарубежные поездки больше, чем иностранцы - на поездки в Россию). В 2015 году стоимость импорта Россией туристических услуг, выраженная в долларах США, снизилась на 31% по сравнению с 2014 годом [13] (хотя в рублевом выражении даже несколько выросла в результате девальвации национальной валюты). Наибольший вклад в это снижение внесли Таиланд и Греция. Лидерами по импорту туристических услуг в 2015 году остались Египет и Турция, несмотря на ограничения, введенные в конце года. Экспорт Россией туристических услуг в 2015 году упал на 21% [13], что в большей степени также связано с девальвацией рубля.

Выводы. Ведущие по уровню экономического развития страны мира давно осознали экономическую значимость, которой обладает туризм и принимают продуманные меры для того, чтобы их страны были постоянно привлекали значительный туристический поток. В современных условиях туризм для большинства государств и регионов мира выступает как один из главных векторов социально-экономического развития. Это обусловлено тем, что туристическая сфера экономики является не только одной из основных составляющих экономического роста и процветания, но и важным фактором решения социальных проблем, в частности: обеспечивает рост занятости населения, расширяет видовой перечень предлагаемых услуг, способствует формированию среднего класса в стране, который обеспечивает устойчивость политической и экономической обстановки, а также является одним из показателей, отражающих качественный уровень жизни населения.

Использованные источники:

1. Еременко И. А. Современные тенденции развития международного туризма и место России на мировом рынке туристических услуг/ И. А. Еременко, М. Н. Безуглова, А. Д. Ганзина // Молодой ученый. - 2016. - №2. - С. 490-493.

2. Мирсаякова В.А. Значение туризма в мировой экономике/ В.А. Мирсаякова // Молодой ученый. - 2016. - №5.5. - С. 17-19.

3. Основы туризма: учебник / коллектив авторов; под ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.

4. Столяренко, А. В. Структура организационно-экономического механизма функционирования санаторно-курортного предприятия / А. В. Столяренко // Бизнес-Информ. - 2013. - № 1. - С. 235-242.

5. Столяренко, А. В. Формирование и внедрение и внедрение системы мотивации персонала в санаторно-курортном предприятии Республики Крым / А. В. Столяренко, М. В. Матюнина // Управленрие персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2016. - Т.5. - №5. - С. 12-17. -

DOI: 10.12737/22521

6. Экономика отрасли: туризм: учебное пособие / Е.А. Замедлина, О.Н. Козырева. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2013. - 204 с.

7. Экономика туризма: учебник / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 320 с.

8. Мировой туризм в 2016 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/38014.html

9. Мухин, А. Д. Информационно-коммуникационная среда туристско-рекреационного предприятия Крыма / А. Д. Мухин, А. В. Столяренко // Таврический научный обозреватель, 2017. - № 1 (18). - С. 54-57. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/elibrary 28784370 30309274.pdf

10.Першина, А. В. Возможности развития туристского рынка в России и Крыму / А. В. Першина, А. В. Столяренко // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2015. - № 12 (51). - С. 188-191. - Режим доступа : http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10588

11. Столяренко, А. В. Применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности предприятий туристской сферы / А. В. Столяренко, А. А. Данильченко // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 1 (69). - С. 500-506. - Режим доступа : http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77660

12. Тимиргалеева, Р. Р. Методология и организация научных исследований : магистерская диссертация (направление подготовки 38.04.02 «Менеджмент») : учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / Р. Р. Тимиргалеева, М. А. Шостак, А. В. Столяренко, М. В. Матюнина. - Майкоп, 2016. - 217 с. - Режим доступа : http://elibrary.ru/download/elibrary 28377938 31317269.pdf

13. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/ main/ 14.Чебаненко, А. С. Воздействие факторов макросреды на эффективное функционирование предприятий туристско-рекреационной сферы / А. С. Чебаненко, А. В. Столяренко // Экономика и менеджмент инновационных технологий, 2016. - № 4 (55). - С. 49-54. - Режим доступа : http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11258

15. Число международных туристических прибытий в 2015 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://media.unwto.org/ru/press-release/2016-01 -19/chislo-mezhdunarodnykh-turistskikh-pribytii-v-2015-godu-vozroslo-na-4-i-dos

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.