Научная статья на тему 'Экономическая устойчивость предприятия и особенности ее обеспечения в торговой сфере'

Экономическая устойчивость предприятия и особенности ее обеспечения в торговой сфере Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КАТЕГОРИЙНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ENTERPRISE STABILITY / TRADE NETWORKS / EXTERNAL ENVIRONMENT OF ORGANIZATION / CLIENT-ORIENTED ORIENTATION / CATEGORY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Мамсирова Аминат Абубекировна

В статье рассмотрены различные подходы к понятию «устойчивость предприятия», а также критерии, с которыми связывается данное понятие; приведены инструменты обеспечения устойчивости торгового предприятия; отмечена клиентоориентированная направленность, особенно важная в условиях нестабильной внешней среды. Перспективным подходом в обеспечении устойчивости в торговой сфере представляется использование технологии категорийного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Елена Николаевна, Мамсирова Аминат Абубекировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic enterprise sustainability and peculiarities of its maintenance in the commercial sphere

The paper considers various approaches to the concept of «enterprise sustainability», as well as the criteria with which this concept is connected with. It presents tools that ensure the trading enterprise stability. The authors reveal client-oriented orientation, especially important in conditions of unstable external environment. A promising approach in ensuring sustainability in the trade sphere is the use of category management technology.

Текст научной работы на тему «Экономическая устойчивость предприятия и особенности ее обеспечения в торговой сфере»

УДК 658.5:339.1 ББК 65.291.5 3 38

Е.Н. Захарова

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (8772)59-39-86, e-mail: za-har-e@yandex.ru. А. А. Мамсирова

Аспирант кафедры экономики и управления Адыгейского государственного университета, г. Майкоп. Тел.: (918)924-60-95, e-mail: aminat.mamsirova@gmail.com.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ТОРГОВОЙ СФЕРЕ

( Рецензирована )

Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к понятию «устойчивость предприятия», а также критерии, с которыми связывается данное понятие; приведены инструменты обеспечения устойчивости торгового предприятия; отмечена клиенто-ориентированная направленность, особенно важная в условиях нестабильной внешней среды. Перспективным подходом в обеспечении устойчивости в торговой сфере представляется использование технологии категорийного менеджмента.

Ключевые слова: устойчивость предприятия, торговые сети, внешняя среда организации, клиентоориентированная направленность, категорийный менеджмент.

E.N. Zakharova

Doctor of Economics, Professor of Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Ph.: (8772)59-39-86, e-mail: zahar-e@yandex.ru. A. A. Mamsirova

Post-Graduate Student, Economics and Management Department, Adyghe State University, Maikop. Phone: (918) 924-60-95, e-mail: aminat.mamsirova@gmail.com.

ECONOMIC ENTERPRISE SUSTAIN ABILITY AND PECULIARITIES OF ITS MAINTENANCE IN THE COMMERCIAL SPHERE

Abstract. The paper considers various approaches to the concept of «enterprise sustainability», as well as the criteria with which this concept is connected with. It presents tools that ensure the trading enterprise stability. The authors reveal client-oriented orientation, especially important in conditions of unstable external environment. A promising approach in ensuring sustainability in the trade sphere is the use of category management technology.

Keywords: enterprise stability, trade networks, external environment of organization, client-oriented orientation, category management.

Одной из ключевых характеристик пределов данной структуры, изменение

процесса функционирования торговых важнейших свойств которых может обус-

организаций в современных условиях ловить трансформацию ее состояния [1]. является постоянное возрастание неста- В нестабильной внешней среде неоп-

бильности внешней среды их деятельное- ределенность является имманентно при-

ти, а также усложнение проявлений воз- сущей процессу торговой деятельности

действия ее факторов. При этом внешняя характеристикой, так как не представ-

среда организации определяется как со- ляется возможным с достаточно высоким

вокупность объектов, находящихся вне уровнем точности спрогнозировать на— 137 —

правленность тенденций развития ключевых рыночных факторов, оказывающих непосредственное влияние на функционирование торговой организации.

При этом факторы неопределенности, которые являются ее объективными источниками, по мнению Е.Л. Торопцева и О.Н. Семенской, можно подразделить на следующие группы: относящиеся к системной среде; относящиеся к свойствам мыслительной деятельности индивида; обусловленные внутренней информационной неопределенностью экономической системы [2]. Также необходимо отметить, что в условиях глобальной экономики и единого информационного пространства даже локальные события обусловливают взаимопроникновение рисков в масштабах мировой экономики.

При принятии решений в условиях неопределенности необходимо выбрать конкретный вариант из определенной совокупности возможностей, последствия которых не представляется возможным определить достаточно точно, т.е. можно говорить о проблеме неполного знания. В этой связи для принятия решений необходима как можно более точная информация о состоянии объекта управления и об окружающей его внешней среде, которая помогает снизить уровень имеющейся неопределенности .

Факторы, влияющие на деятельность организации, В.Г. Золотогоров определяет как возможности и опасности внешней и внутренней среды, которые могут помочь или затруднить реализацию поставленных организацией задач [3]. Как отмечает указанный автор, к основным внешним факторам относятся составляющие бизнес-среды предприятия: политика, экономика, рынок, конкуренция, технология, темпы инфляции и дефляции, международные и социальные условия, платежный баланс, уровень занятости, налоговые ставки, стабильность национальной валюты и др. При этом в случае исключения из анализа какого-либо фактора внешней среды оценка влияния других факторов и соответствующие выводы об успешности дальнейшей деятельности организации могут оказаться недостаточно объективными.

Организация учета воздействия этих факторов предполагает необходимость

управления устойчивостью торговой организации, обеспечение которой становится одной из ключевых целевых установок системы торгового менеджмента.

При этом следует отметить, что существуют различные подходы к определению сущности понятия «устойчивость предприятия». В соответствии с наиболее распространенной в экономической науке точкой зрения под устойчивостью понимается способность системы эффективно противостоять комплексу внутренних и внешних возмущающих воздействий [4]. Н.В. Вой-толовский определяет рассматриваемую категорию как интегральную характеристику потенциала системы поддерживать организационную целостность в условиях изменяемой внешней среды [5]. Другую интерпретацию данному понятию дает З.В. Коробкова, отмечая, что устойчивость представляет собой интегральную характеристику, предполагающую наличие траекторий развития организации (стратегии и целей); их ресурсное обеспечение (финансовое, кадровое, материальное); придание гибкости организационно-управленческой структуре; функционирование встроенных экономических механизмов.

В теории систем термин «устойчивость» обусловливается способностью системы возвращаться в допустимое (нормативами, программой, планом, регламентом) состояние при различных возможных влияниях на неё. В связи с этим, говоря об устойчивости торгового предприятия, необходимо учитывать комплекс разнонаправленных воздействий, вызывающих отклонение параметров деятельности предприятия от их целевых значений. Такие воздействия могут влиять на эффективность деятельности предприятия как положительно, так и отрицательно. Положительные воздействия — возможности — вызывают рост значений плановых показателей, а значит, и повышают устойчивость предприятия. Задача же по обеспечению устойчивости состоит в том, чтобы нейтрализовать отрицательные воздействия, ведущие к ухудшению состояния предприятия.

В литературных источниках также присутствует практически идентичная понятию «устойчивость» трактовка дефиниции «устойчивое развитие предприятия». Так, Н.В. Лясников определяет его как

положительное изменение существенных финансово-экономических показателей деятельности организации, которое приводит к повышению ее эффективности, основано на занятии установленной ниши рынка, позволяет выпускать либо реали-зовывать конкурентоспособные товары и продукцию, на которые в долгосрочной перспективе будет присутствовать платежеспособный спрос [6].

В.М. Баутин и A.A. Черникова отмечают, что устойчивое развитие предприятия позволяет обеспечить доходность (прибыльность) хозяйственной деятельности в размерах, достаточных для того, чтобы расплатиться с поставщиками, государством, а также модернизировать и развивать материально-техническую базу, улучшать социальную атмосферу в трудовом коллективе, адаптироваться к трансформации условий внешней среды [7].

При этом для предприятия может быть присуща устойчивость к воздействиям многообразных факторов, но в то же время у него может отсутствовать динамика развития. В этой связи устойчивое предприятие необходимо рассматривать как развивающуюся систему со своими свойствами и особенностями. Поскольку экономическая система находится в постоянном движении, происходит изменение (увеличение или уменьшение) некоторых параметров, то устойчивость обладает динамическими характеристиками.

Рассмотрим распространенные в экономической литературе другие критерии, с которыми связывается устойчивость развития предприятия.

Во-первых, в ряде работ устойчивость определяется как «благополучное финансовое состояние предприятия». Финансовая устойчивость предприятия обусловливается соотношением стоимости материальных оборотных средств и источников их формирования, то есть основой финансовой устойчивости выступает обеспеченность запасов источниками формирования, а платежеспособность воспроизводит её внешнее проявление. Формально понятие «финансовая устойчивость» коррелирует с оценкой платежеспособности и ликвидности предприятия.

Во-вторых, обеспечение устойчивости развития предприятия связывают с понятиями «мобильность» и «гибкость».

Способность системы адаптироваться к новым условиям деятельности и воспринимать нововведения при возникновении отклонений от имеющихся условий, сохраняя свою целостность, трактуется как ее гибкость. Под мобильностью понимается способность компонентов системы, составляющих её, сосредоточиваться в необходимых сочетаниях, перемещаться и рационально существовать в определенных условиях.

В-третьих, присутствует отождествление устойчивости с понятием «надежность». Надежность представляет собой свойство системы сохранять способность выполнять необходимые функции в определенном объеме при заданных условиях. Применительно к деятельности предприятия термин «надежность» является лишь одной из черт устойчивости.

В-четвертых, термин «устойчивость» некоторые авторы связывают с понятием «стабильность». Однако при рассмотрении устойчивости в качестве возможности системы поддерживать себя в изменяющихся условиях стабильность следует понимать как одну из характеристик устойчивости предприятия, находящую свое проявление в продолжительных интервалах времени.

При этом устойчивость организации, с одной стороны, выступает как регулируемый, а с другой — как саморегулируемый процесс. Подобная ситуация объясняется зависимостью экономического субъекта от воздействий внешней среды и в то же время способностью противостоять им.

В целом устойчивость развития предприятия торговли достигается в процессе стратегического и оперативного управления такими её составляющими, как финансовая устойчивость, конкурентоспособность, инновационная и инвестиционная активность, организационно-экономическая гибкость, конкурентоспособность товаров и услуг, способность к диверсификации при сохранении уровня конкурентоспособности товаров, целостность (комплексность).

Обеспечение устойчивости предприятия представляет собой процесс, который зависит от значительного количества факторов. Касаясь сущности данных факторов, отметим, что факторы, влияющие на деятельность организации, в частности, В.Г. Золотогоров определяет как возмож-

ности и опасности внешней и внутренней среды, которые могут помочь или затруднить реализацию поставленных организацией задач [8].

По мнению В.М. Родионовой и М.А. Федотовой, организация при исключении из анализа какого-либо фактора, взятого в расчет, оценка влияния других факторов и соответствующие выводы о дальнейшей деятельности организации могут быть неточными [9]. Различия в возможности менеджмента организации влиять на различные факторы обусловливают их разделение на внутренние и внешние. Внутренние факторы обусловлены и подчинены функционированию самой организации, внешние — практически или вовсе не подвластны руководству организации. Данное разделение следует учитывать, моделируя процесс управления устойчивостью, осуществляя комплексный поиск резервов для роста эффективности бизнеса.

При этом к основным внешним факторам относятся такие составляющие бизнес-среды предприятия, как политика, экономика, рынок, конкуренция, технология, темпы инфляции и дефляции, международные и социальные условия, платежный баланс, уровень занятости, налоговые ставки, стабильность национальной валюты и др. В свою очередь, внутренние факторы как потенциальные возможности самой организации в планировании и осуществлении своей деятельности включают такие позиции, как разнообразие и качество ассортимента, доля рынка, предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов, конкурентоспособность товаров, эффективность сбыта, рекламы и продвижения товара, финансовые результаты, трудовые ресурсы, культура работы, имидж и репутация фирмы.

В этой связи формируется проблема обеспечения адекватности методов управления развитием хозяйственной деятельности в конкурентной среде с учётом внутренней и внешней устойчивости предприятий. Уровень внутренней устойчивости предприятия зависит от объемов реализации продукции, стоимостной и материально-вещественной структуры торгового процесса, финансовых результатов, организации процесса управления, инновационной деятельности и такой их синергиии, которая обеспечивает дости-

жение стабильно высоких результатов деятельности.

В основе обеспечения внутренней устойчивости лежит быстрое реагирование на изменение внутренних факторов, определяющих деятельность предприятия. К таким внутренним факторам устойчивости торгового предприятия относятся:

— размер собственного капитала;

— структура реализуемой продукции, её доля в общем платежеспособном спросе;

— величина, структура и динамика издержек по сравнению с доходами;

— состояние финансовых ресурсов и имущества, включая резервы и запасы, их структуру и состав;

— уровень прогрессивности торгового процесса на предприятии.

Внешняя устойчивость обусловливается постоянством экономической среды, в рамках которой реализует свою деятельность предприятие, зависит от «унаследованной» устойчивости, которая определяется уровнем запаса прочности системы, защищающей предприятие от воздействующих на него возмущений, а также государственного регулирования рыночной среды, определяемой системой управления в масштабах страны.

При этом внешняя устойчивость торгового предприятия определяется его конкурентным потенциалом, занимаемой долей на рынках сбыта, уровнем деловой активности, налаженностью, ресурсным потенциалом, характеризуется способностью предприятия к оказанию новых видов услуг, внедрению новых способов и технологий организации труда, содействием росту уровня социальной обеспеченности своих работников и благосостояния общества.

Влияние многообразных параметров внешней среды на деятельность предприятия неодинаково. Именно поэтому учет значимости конкретных внешних факторов в условиях обострения параметров их волатильности имеет приоритетное значение в обеспечении устойчивости развития предприятий [10].

Управление устойчивостью хозяйствующих субъектов по своей природе является многоцелевым, потому как устойчивость системы обусловливается совокупностью компонентов, каждый из которых должен подвергаться определен-

ному воздействию для того, чтобы обеспечивать соответствие состояния системы требованиям поддержания устойчивости. Устойчивость предприятия как экономической системы заключается в организационной, финансовой и рыночной устойчивости, каждая из которых выражает результат комплексной взаимосвязи главных функциональных подсистем бизнеса [11].

В число инструментов обеспечения устойчивости торгового предприятия входит большое количество взаимосвязанных средств, при помощи которых обеспечивается достижение целевых ориентиров, отражающих устойчивость развития бизнеса. К основным из данных инструментов специалисты относят [12]:

— резервы, имеющиеся в распоряжении торгового предприятия;

— средства мониторинга и анализа важнейших параметров функционирования компании;

— инструменты диверсификации деятельности торгового предприятия;

— инструменты формирования позитивного имиджа компании.

Следует отметить, что определение используемых инструментов обеспечения устойчивости торговой компании базируется на оценке соответствия данных инструментов сложившейся ситуации, выявлении наиболее проблемных участков деятельности, учете специфики факторов торговой специализации и территориального развития и т.д.

В частности, одним из важнейших направлений обеспечения устойчивости развития торгового предприятия является умелое управление его ассортиментом, которому в современных условиях имманентно должна быть присуща клиенто-ориентированная направленность.

В этой связи отметим, что феномен, развивающийся на основе все более широкого внедрения клиентоориентированных технологий и получивший наименование «кастомизация», предполагает реализацию особого, индивидуализированного подхода к удовлетворению запросов клиентов и на данной основе обеспечивает для компании наличие конкурентных преимуществ, возникающих вследствие создания большей ценности для потребителя [13]. Данный подход получил свое воплощение

при разработке концепции маркетинга взаимоотношений, во многом определяющего функционирование современных организаций не только торгового бизнеса, но и в целом всей сервисной сферы.

Отличие данной концепции от подходов, присущих обычному трансакционно-му маркетингу, состоит в перманентной направленности на учет индивидуальных потребностей потребителей, осуществлении интерактивной политики в их отношении, в определенной степени вовлекающей покупателя в процессы создания добавленной стоимости. Данная ситуация обусловливает необходимость установления постоянных взаимоотношений с целевыми аудиториями, в рамках которых осуществляется обмен информацией между торговой организацией и покупателями, в том числе потенциальными. Потребителями предоставляется информация об их потребностях и запросах, которая, в свою очередь, трансформируется в важнейшие характеристики ассортимента предлагаемой продукции.

Перспективным подходом в данном направлении является использование приобретающей все большую популярность технологии категорийного менеджмента. Отметим, что управление товарными категориями подразумевает реализацию намного более широкого круга действий, чем ассортиментная политика. Его составными элементами выступают определение роли категории и стратегии ее развития, планирование торгового пространства и ассортимента, ценовая оптимизация, развитие брендов, продвижение категории и совместное бизнес-планирование с поставщиком данной товарной группы на основе учета мнения потребителей [14].

В рамках практической реализации данного подхода на основании сопоставления позиций отдельных торговых марок в структуре ассортимента и структуре продаж компании формируется ассортиментная матрица, позволяющая принять решение о вводе в ассортимент перспективных товарных позиций и выводе позиций, не пользующихся спросом.

Реализация подобного подхода должна быть одним из направлений клиен-тоориентированной политики торгового предприятия, в то же время являясь значимым фактором повышения его устойчи-

вости, позволяющим учитывать изменения, происходящие во внешней среде.

Необходимо отметить, что наиболее устойчивыми являются торговые компании, которые стандартизировали все бизнес-процессы, обладают собственным парком грузовых автомобилей, осуществили централизацию большинства управленческих функций, разработали успешную кадровую политику, построенную на мотивации персонала и подготовке руководителей внутри коллектива, сформировали детальные планы своего перспективного развития.

При этом одним из крайне актуальных в рамках текущего положения дел инструментов обеспечения устойчивости торговых предприятий выступает формирование таких характеристик процесса их

функционирования, которые могут обеспечить достижение выгодной конкурентной позиции как при ухудшении конъюнктуры вследствие продолжающегося негативного воздействия факторов внешней нестабильности, так и в перспективной ситуации экономического роста.

Подводя итоги проведенного анализа, следует констатировать, что управление устойчивостью торговой компании должно иметь форму многоцелевого процесса вследствие того, что устойчивость обусловливается совокупностью компонентов, каждый из которых должен подвергаться определенному воздействию для того, чтобы обеспечивать соответствие состояния системы требованиям поддержания ее устойчивости в настоящем и будущем.

Примечания:

1. Нагорянская Н. В. Основы формирования адаптивного управления промышленным предприятием // Экономика строительства и городского хозяйства. 2008. Т. 2, № 3. С. 180.

2. Торопцев Е. JL, Семенская О. Н. Факторы неопределенности моделирования макроэкономических систем // Финансы и кредит. 2011. № 37. С. 8.

3. Золотогоров В. Г. Организация производства и управление предприятием. Минск: Книжный Дом, 2005. С. 261.

4. Дружинин А. И., Дунаев О. Н. Управление финансовой устойчивостью. Екатеринбург: ИПК УГТУ, 1998. С. 35.

5. Войтоловский Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. СПб.: Питер, 2009. С. 227.

6. Лясников Н.В. Формирование инновационной среды как важнейшее условие обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. М.: ИД «Экономический журнал»; Элит, 2012. С. 115.

7. Баутин В.М., Черникова А.А. Экономическая устойчивость и доходность предприятий молочной промышленности (на примере Воронежской и Белгородской областей). М.: АГРОНИИТЭИПП, 2011. С. 13.

8. Золотогоров В.Г. Организация производства и управление предприятием. Минск: Книжный Дом, 2005. С. 261.

9. Федотова М.А., Родионова В.М. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции. М.: Перспектива, 1995. С. 13.

10. Антонова Е.А. Инструментальные аспекты устойчивости развития предприятия торговли // Образование, экономика, общество. 2014. № 3-4. С. 31.

11. Войтоловский Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия / под ред. Н.В. Войтоловского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой. СПб.: Питер, 2009. С. 270.

12. Семин А.А. Устойчивость развития сетевого бизнеса и его социальная ответственность в условиях внешней нестабильности // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2016. № 2. С. 65.

13. Чернышев Б. Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 1. С. 109.

14. Безрукова Е.Л., Шохирева Е.Г. Категорийный менеджмент как часть конкурентной стратегии компапнии // Вестник УрФУ. Сер. Экономика и управление. 2015. № 1. С. 36-49.

References:

1. Nagoryansky N.V. Bases of formation of adaptive management of industrial enterprise // Economies of construction and urban development. 2008. Vol. 2. № 3. P. 180.

2. Toroptsev Ye. L. Semensky O. N. Uncertainties of modeling macroeconomic systems // Finance and crédit. 2011. № 37. P.8.

3. Zolotogorov V.G. Organization of production and enterprise management. Mn.: Book House, 2005. P. 261

4. Druzhinin A.I., Dunaev O. N. Financial Stability Management. Ekaterinburg IPK the Ural State Technical University, 1998. P. 35.

5. Voitolovsky N.V. Complex economic analysis of the enterprise / Ed.by N.V. Voitolovsky, A.P. Kalinina, I.I. Mazurova. St. Petersburg: Peter, 2009. P. 227.

6. Lyasnikov N.V. Formation of the innovation environment as the most important condition for ensuring the competitiveness of business structures. M.: Publishing House «Economic Journal»; Elite, 2012. P. 115.

7. Bautin V.M., Chernikova A.A. Economic stability and profitability of dairy enterprises (on the example of Voronezh and Belgorod oblas). M.: AGRONIITEIPP, 2011. P. 13.

8. Zolotogorov V.G. Organization of production and enterprise management. Mn.: The Book House, 2005. P. 261.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Fedotova M.A., Rodionova V.M. Financial stability of the enterprise in the conditions of inflation. M.: Perspektiva, 1995. P. 13.

10. Antonova Ye.A. Instrumental aspects of the stability of the development of the enterprise of trade // Education, Economics, Society. 2014. № 3-4. P. 31.

11. Voitolovsky N.V. Complex economic analysis of the enterprise / ed. by N.V. Voitolovsky, A.P. Kalinina, I.I. Mazurova. St. Petersburg: Peter, 2009. P. 270.

12. Semin A.A. Sustainability of the development of the network business and its social responsibility in conditions of external instability // Bulletin of the Rostov State Economic University (RINH). 2016. № 2. P. 65.

13. Chernyshev B. Management in service economy: essence and content // Problems of theory and practice of management. 2004. № 1. P. 109.

14. Bezrukova E.L., Shokhireva E.G. Category management as a part of the company's competitive strategy // Vestnik UrFU. Series: Economics and Management. 2015. № 1. Pp. 36-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.