экономическая целесообразность путешествий с использованием
домов на колесах
_Аннотация
Публикация посвящена анализу затрат, возникающих при путешествиях с использованием домов на колесах относительно других видов путешествий (с использованием воздушного транспорта и арендованных автомобилей) на примере США. Автор доказывает, что туризм в автодомах и караванах является более экономичным и не уступает по комфорту.
Ключевые слова: караванинг, дома на колесах, затраты, кемпинг-ин-_дустрия, исследование, США
Чахова ДарьяАлександровна
аспирантка, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, г. Москва [email protected]
Караванинг имеет большую популярность среди всего населения США. Жители этой страны используют дома на колесах не только как средство передвижения, но и как место постоянного жительства, а кемпинги зачастую представляют целые города с развитой инфраструктурой и районами для развлечений. Культура восприятия отдыха в домах на колесах у жителей Северной Америки отличается от европейской. В связи с этим, кемпинг-индустрия США имеет устойчивый рост от года к году, показывая пример развития другим странам.
Развитие кемпинг-индустрии в США
Огромная популярность владения домом на колесах у граждан США находит свое отражение в желании перспективных и настоящих владельцев техники для караванинга приобрести дом на колесах. В результате опроса, проведенного университетом Мичигана, выяснилось, что семь из десяти нынешних владельцев намерены приобрести еще один дом на колесах, среди бывших владельцев RV техники (так в США называют дома на колесах) одна четвертая часть имеют планы на приобре-
оссийское предпринимательство, № 11(257)/июнь 2014
тение автодома, и, наконец, среди домохозяйств, никогда не владевших КУ техникой, 15% выразили интерес к ее покупке.
Потенциальные покупатели в качестве основных причин приобретения домов на колесах выделяют привлекательность образа путешествий. В первую очередь, это проведение свободного времени на свежем воздухе с семьей, а также проживание в кемпингах, возможность организации рыбалки, охоты и других видов активности на природе. Свобода выбора направления путешествий с максимальным комфортом - главное достоинство путешествий в доме на колесах. Постепенное развитие кемпинг-индустрии в США показывает, что за последние тридцать лет количество семей, которые приобрели новый дом на колесах, выросло на 78%. С конца 1990-х гг. темп роста приобретения таких домов ускорился и за период 2001-2011 гг. он составил 29%, а в течение последних лет - 13%. Доля техники для карванин-га в общем объеме транспортных средств, находящихся в собственности граждан США, также увеличилась в последние годы, достигнув самого высокого уровня в 2011 г., более чем за четверть века [2].
Залог устойчивого роста кемпинг-индустрии заключается, помимо прочего, в том, что на практике отдых с использованием домов на колесах является более экономным, чем путешествие на воздушном транспорте или арендованном автомобиле. Этот факт является движущей силой развития кемпинг-индустрии в США и Западной Европе.
Преимущества и недостатки различных _
типов путешествий _
Исследование, проведенное американской ассоци- _
ацией индустрии караванинга «Recreation Vehicle _
Industry Association», показало, что при сравнении _
двух типов путешествия на территории США - с _
использованием техники для караванинга и без _
ее использования - экономичность второго не _
вызывает сомнений. Исследование проводилось в _
течение июня 2012 г., расчет производился на одну _
семью, состоящую из двух взрослых и двух детей _
в возрасте до и свыше 12 лет. В исследовании рас- _
сматривались путешествия на расстояние не менее _
I s^H
услуги
600 км в день, учитывая преодоление около 80 км в день для знакомства с достопримечательностями [2].
К затратам относили использование кредитных и наличных денежных средств на протяжении всего отпуска. Они включали: расходы на топливо, на авиабилеты в оба конца, питание в точках общественного питания, покупку продуктов, аренду автомобиля и кондоминиума, расходы на проживание в отеле (мотеле) и в кемпинге. Непредвиденные расходы на развлечения, шопинг, сувениры не рассматривались, т.к. они не зависят от вида транспорта и типа проживания. «Recreation Vehicle Industry Association» использовала самые последние данные о стоимости топлива для проведения исследования. Предполагалось, что любое повышение цен на топливо будет влиять на все виды транспорта пропорционально. В исследовании была учтена стоимость владения домом на колесах, которая была основана на опубликованных данных о средних сроках владения этой собственностью, размерах налогов на эту технику, страхование и другие расходы, связанные с их эксплуатацией.
В США существует несколько типов техники для караванинга, объединяющихся одним названием «Recreation Vehicle». Для целей анализа были выбраны пять типов домов на колесах, которые наиболее часто _ используются туристами: прицеп-палатка, жилой при-_ цеп, компактный автодом, автодома класса «С» и «А». _ Прицеп-палатка - это небольшой прицеп компактных размеров, который во время стоянки транс-_ формируется в большую палатку с жесткой осно-_ вой. Такая палатка может иметь несколько секций _ (кухню, столовую, спальную зону), вмещающих до _ 9 человек.
_ Жилой прицеп предназначен для буксировки транспортным средством. Он оснащен кухней, _ санузлом, спальной зоной, всеми удобствами для комфортного отдыха без использования других средств размещений. _ Компактный автодом - это автодом, построен-_ ный на базе цельнометаллического фургона. Чаще _ всего он вмещает до пяти спальных мест и оборудован поднимающейся крышей для увеличения
высоты автодома. _
российское предпринимательство, № 11(257)/июнь 2014
_культура восприятия
_отдыха в домах
_на колесах у жителей
_Северной Америки
_отличается
_от европейской
вна
Автодома класса «С» и «А» - самые комфортные для путешествий транспортные средства. Они, как и жилые прицепы, оснащены всеми удобствами, но построены на большем по размерам специально спроектированном автомобильном шасси. Класс «А» автодома имеет более современный дизайн и улучшенные системы жизнеобеспечения. В США эти автодома являются самыми дорогими и сравниваются с пятизвездочными гостиницами.
Отдых на автодоме класса «А» происходил в кемпингах уровня «5 звезд», при этом приготовление пищи осуществлялось в автодоме или в открытой кухне кемпинга. Этот тип отдыха сравнивался с путешествиями на самолете в бизнес классе, используя аренду автомобилей премиум класса, гостиницы (мотели) уровня не ниже «4 звезды», питаясь в ресторанах. Очень важно, что этот анализ основан на издержках, связанных с владением дома на колесах. Во всех случаях каникулы с использованием RV оказались более экономичным видом путешествий, чем другие проанализированные выше, независимо от продолжительности поездки, пройденного пути или региона страны, где проходит отдых.
Оказалось, что, используя прицеп-палатку или жилой прицеп, возможно сэкономить до 45%, по сравнению с отдыхом в отеле с перелетом на самолете, арендой машин и питанием в ресторане. Анализ также показал, что роскошный отдых в автодоме на 45% дешевле, чем путешествие без техники для караванинга, используя отель и арендованные автомобиль и самолет.
Затраты, возникающие
при различных типах путешествий
Сравнение стоимости путешествий - с использованием техники для караванинга и без ее использования - представлено в таблице 1 [1]. Исследование показало, что путешествие при помощи техники для караванинга имеет и другие преимущества. Во многих случаях фактор экономии денежных средств при выборе типа путешествия не является решающим. Караванинг дает ощущение единения с компанией, в которой вы путешествуете, а чаще всего этой компанией явля-
потенциальные_
покупатели_
в качестве_
основных причин приобретения домов на колесах выделяют привлекательность образа путешествий
_-Щ- услуги
Таблица 1
Сравнение стоимости различных типов путешествий
Тип путешествий (расчет на 4 человек) 3 дня 7 дней 14 дней
Путешествие: с прицепом-палаткой Проживание: в кемпинге Питание: покупка продуктов, приготовление в палатке или кемпинге $721 22300 руб. $1,634 50654 руб. $3,158 97898 руб.
Путешествие: с жилым прицепом Проживание: в кемпинге Питание: покупка продуктов, приготовление в палатке или кемпинге $880 27280 руб. $1,997 61907 руб. $3,854 119474 руб.
Путешествие: в компактном автодоме Проживание: в кемпинге Питание: покупка продуктов, приготовление в палатке или кемпинге $880 27280 руб. $2,035 63085 руб. $4,033 125023 руб.
Путешествие: в автодоме класса «С» Проживание: в кемпинге Питание: покупка продуктов, приготовление в автодоме или кемпинге $930 28830 руб. $2,149 66619 руб. $4,232 131192 руб.
Путешествие: на собственном автомобиле Проживание: в отеле/мотеле Питание: в ресторане $1,128 34968 руб. $2,906 90086 руб. $5,456 169136 руб.
Путешествие: на самолете с арендой автомобиля Проживание: в отеле/мотеле Питание: в ресторане $2,598 80538 руб. $4,045 125395 руб. $6,792 210552 руб.
Путешествие: на самолете Проживание: в арендованном доме/кондоминимуме Питание: в арендованном месте $2,329 72199 руб. $3,133 97123 руб. $5,162 160022 руб.
Путешествие: в автодоме класса «А» Проживание: в кемпинге класса не ниже «4 звезды» Питание: покупка продуктов, приготовление в автодоме или кемпинге $1,680 52080 руб. $4,483 138973 руб. $7,737 239847 руб.
Путешествие: на самолете в бизнес классе с арендой автомобиля класса премиум. Проживание: в отеле уровня не ниже «4 звезды» Питание: в ресторане $5,619 174189 руб. $7,631 236561 руб. $12,170 377270 руб.
Источник: PKF Consulting USA.
ется семья. Во время поездок в доме на колесах у туристов есть возможность получить уникальные ощущения свободы передвижения, неограниченности какими-либо условиями средств размещений и т.д. К тому же, данную технику можно использоваться для перевозки спортивного инвентаря, что очень удобно при участии в различных соревнованиях или реализации собственного увлечения.
Л_
российское предпринимательство, № 11(257)/июнь 2014
Источники информации, содержание и расчет затрат на путешествия
Как было сказано ранее, к основным категориям расходов были отнесены затраты на топливо, авиабилеты, еду, прокат автомобилей, проживание в кемпинге (кондоминиуме, отеле, мотеле). Источником информации о стоимости билетов стали интернет сайты глобального бронирования. Следует отметить, что цены на авиабилеты меняются достаточно часто, и, следовательно, результаты исследования из-за этого факта могу быть неточными. В связи с этим были выбраны все гипотетические даты путешествия в течение июня 2011 г. и выведено среднее значение цен за период. При этом предполагалось, что покупка билетов на самолет осуществляется за 2 месяца до даты вылета.
К затратам на транспорт было отнесено следующее: стоимость топлива и масла для передвижения домов на колесах; стоимость авиабилетов и топливные сборы при перелете; затраты на аренду машин; налоги на передвижение домов на колесах на том или ином промежутке пути. В ходе исследования было выявлено, что колебание такого важного показателя для путешествий на автодоме, как стоимость топлива, не привносит существенных изменений в результаты анализа. Информация о стоимости аренды автомобиля среднего класса была получена из интернет-источников. Траты на сборы и страхование не учитывались, т.к. эти значения различны и устанавливаются каждой компанией самостоятельно. Затраты на питание в исследовании рассчитывались двумя способами, в зависимости от того,
Таблица 2
Затраты на приобретение продуктов
постепенное_
развитие кемпинг-_
индустрии в США показывает, что...
количество семей,_
которые приобрели новый дом на колесах, выросло на 78%
Состав туристов Затраты в день
$ руб.
Женщина 19-50 лет 9.79 303,5
Мужчина 19-50 лет 10.96 339,76
Ребенок до 12 лет 9.23 286,13
Ребенок после 12 лет 9.23 286,13
Всего 39.20 1215,2
Источник: PKF Consulting USA. _
_-Ш- услуги
_непредвиденные
_расходы на
_развлечения, шопинг,
_сувениры... не зависят
_от вида транспорта
_и типа проживания
вШт
являетесь ли вы гостем кемпинга или гостиницы. Туристы, живущие в кемпинге, осуществляли приготовление пищи в автодоме или на общей кухне кемпинга. Туристы, останавливающиеся в гостинице, питались в ресторане. Все значения по итогам путешествий были усреднены. Стоимость продуктов для самостоятельного приготовления составила $39,2, что эквивалентно 1230 рублям в день на семью из четырех человек. Этот показатель в несколько раз ниже, чем затраты на питание в ресторане.
Для оценки стоимости питания туристов, передвигающихся в путешествии при помощи стороннего транспорта, была учтена средняя цена блюд в ресторанах на основе данных статистики «General Services Administration». При этом в стоимости были учтены затраты на питание в ресторане и покупку некоторых продуктов в пути, общее среднее значение составило $186, что эквивалентно 5800 руб. (см. табл. 2).
Размещение туристов в целях получения более точных значений исследования происходило в гостиницах уровня до и от «4 звезд». Затраты на это размещение сравнивались с размещением в кемпингах автодомов ниже класса «С» и класса «А» соответственно. Совокупная средняя цена за сутки в гостиницах «среднего» класса составила $118,23, в то время как совокупная средняя цена за сутки для высококлассного жилья составила $188,64. Для сравнения, цена за сутки в «стандартных» кемпингах эквивалентна $39,67, в то время как цена за ночь в «премиум» кемпинге равна $42,25.
__Выводы
__Проведенное исследование показало, что среди
__анализируемых типов отдыха, путешествия с
__использованием домов на колесах являются более
__экономичными, чем путешествия на самолетах и
__арендованных автомобилях. Было выявлено, что
__туризм на типичном доме на колесах в среднем
__от 23 до 59% экономичнее, чем с использованием
__самолетов, гостиниц и ресторанов. Опыт кемпинг__индустрии в США показывает, что развитие этого
__сектора имеет перспективу и основания для увели__чения спроса со стороны российских туристов.
'Ъ- 2 'У
российское предпринимательство, № 11(257)/июнь 2014
Литература
1. PFK Consulting USA, Family vacation cost comparison. International Travel and Tourism Group, Alexandria, VA.
2. University of Michigan, RV consumer demographic profile. Recreation vehicle industry association.
Daria A. Chakhova
Postgraduate, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow Economic expediency of motorhome trips
_Abstract
The article is dedicated to the analysis of expenses related to mototrhome trips in comparison with other kinds of trips (by using air transportation or rented vehicles) - evidence from the USA. The author proves that caravan and motorhome tourism is budget-friendly and as comfortable as other ways of travelling. Keywords: caravaning, motorhomes, expenses, camping industry, study, the USA
Ya-
услуги