Научная статья на тему 'Экономическая целесообразность использования транзитных провозных возможностей транспорта'

Экономическая целесообразность использования транзитных провозных возможностей транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНЗИТНЫЕ ПРОВОЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК / TRANSIT FREIGHT TRANSPORT CAPACITY / EFFICIENCY OF USE / ORGANIZATION OF TRANSPORTATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горяев Николай Константинович

Рассматривается проблема использования транзитных провозных возможностей. Проведенные исследования выявили общее положительное влияние использования транзитных провозных возможностей на эффективность перевозок. Показана необходимость индивидуального подхода к определению целесообразности использования транзитных порожних пробегов. Представлена методика определения экономической целесообразности использования транзитных провозных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic efficiency of the use of transit freight transport capacity

problem of use transit freight transport capacity is analyzed in the article. The conducted research revealed the general positive influence of use transit freight transport capacity on the efficiency of transportations. The necessity of the individual approach to definition of feasibility of use of transit nonload run is shown. The technique of definition of economic efficiency of use of transit freight transport capacity is given.

Текст научной работы на тему «Экономическая целесообразность использования транзитных провозных возможностей транспорта»

Логистика

УДК 656.13

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНЗИТНЫХ ПРОВОЗНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТРАНСПОРТА*

Н.К. Горяев

Рассматривается проблема использования транзитных провозных возможностей. Проведенные исследования выявили общее положительное влияние использования транзитных провозных возможностей на эффективность перевозок. Показана необходимость индивидуального подхода к определению целесообразности использования транзитных порожних пробегов. Представлена методика определения экономической целесообразности использования транзитных провозных возможностей.

Ключевые слова: транзитные провозные возможности, целесообразность использования, организация перевозок.

В работе любого автотранспортного предприятия неизбежно возникают порожние пробеги. Это связано с тем, что основными клиентами транспортных предприятий являются местные грузовладельцы, на них приходится около 80 % объёмов перевозок по завозу и вывозу грузов. Поэтому объективно существуют порожние пробеги от места высвобождения подвижного состава при вывозе до места погрузки при завозе и появляется потенциальная возможность попутно доставить груз клиентам других регионов. Такую возможность целесообразно назвать «транзитными провозными возможностями»] так как транспорт из других регионов принято называть -транзитным»]

Принято считать [1-В], что универсальным показателем эффективности кольцевых маршрутов является коэффициент использования пробега.

Проведённые в ООО «Трактороторг-Авто-1П □ крупнейшем перевозчике скоропортящихся пищевых продуктов исследования показали, что эффективность междугородных перевозок, определяемая коэффициентом использования пробега, напрямую зависит от использования транзитных провозных возможностей (см. таблицу).

Однако с точки зрения работы перевозчика не все доступные для использования транзитные провозные возможности целесообразно использовать. Экономическую целесообразность рассмотрим на примере кругорейса Челябинск-Самара-Москва □ Челябинск с транзитной составляющей Самара-Москва. Тариф на этом направлении составляет около 12 000 рублей (в транспортно-экспедиционных компаниях), для осуществления данной перевозки неизбежно появится дополнительный пробег по Самаре и Москве (около 100 км), на погрузку-загрузку понадобится 2 дополнительных дня и будет дополнительный расход топлива около 280 л на транспортную работу по перевозке 20 т

груза. Если всё это оценить в денежном эквиваленте, то получатся переменные расходы около 7000 руб., соответственно, маржинальная прибыль составит 5000 руб.. С учетом постоянной составляющей расходов за 2 дня около 6000 руб. данная перевозка становится бессмысленной при условии наличия грузов в Москве, при их отсутствии постоянная составляющая расходов не влияет на эффективность использования подвижного состава и можно получить относительный эффект в размере маржинальной прибыли.

Таким образом, общий подход к определению экономической целесообразности заключается в определении дополнительных затрат на рассматриваемом участке маршрута и расчёту маржинальной прибыли при загрузке подвижного состава. Если размер маржинальной прибыли больше постоянных затрат, приходящихся на дополнительное время, связанное с осуществлением перевозки - принимается положительное решение об использовании транзитных провозных возможностей (загрузке порожнего пробега).

Распределение доли кругорейсов с использованными транзитными провозными возможностями по коэффициенту использования пробега

Коэффициент использования пробега Процентная доля кругорейсов с использованными транзитными провозными возможностями

0,5-0,6 0,8%

0,6 -0,7 3,5%

0,7-0,8 6,9%

0,8-0,9 24,5%

0,9-1 64,3%

В практике работы автотранспортного предприятия очень часто рассматривается не загрузка

* Статья подготовлена по результатам проведения НИР в рамках реализации ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной РоссииП на 2009-2013 годы (государственный контракт №14.740.11.0283).

Горяев Н.К.

Экономическая целесообразность использования транзитных провозных возможностей транспорта

отдельной части рейса, а кругорейс целиком.

В этом случае также для повышения эффективности работы транспортного предприятия предлагается оценивать маршруты и работу всей диспетчерской службы по маржинальной прибыли. Для её фактического определения необходимо отойти от общепринятого определения переменных расходов в расчёте на 1 км пробега, так как часть затрат приходится на каждую ездку с грузом (экспедирование) и время оборота (суточные, проживание), которое тоже зависит от количества ездок, мест и условий погрузки-разгрузки.

Для практического решения данной задачи был разработан «Маржинальный автокалькулятор С] При его работе предусмотрены два справочника - по нормам (рис. 1) и подвижному составу (рис. 2).

Предлагается методика оценки маршрутов с увязкой в кругорейс, так как именно по кругорей-сам общепринято считать доходы и расходы в автотранспортном предприятии, что связано со значительным отличием рыночных тарифов ОудаП и «обратно □ по многим направлениям. То есть, предполагаемые загрузки рассматриваются в увязке до возвращения подвижного состава к месту приписки. Исходя из этого для ввода данных в маржиналь-

ном автокалькуляторе была разработана специальная форма, которая представлена на рис. 3.

Для оценки эффективности использования подвижного состава загружаются из справочников необходимые данные по нормам и подвижному составу и вводятся данные по кругорейсу, после чего производится расчёт маржинальной прибыли за кругорейс, представленный на рис. 4. Предполагается, что расходы на подвижной состав (приобретение, лизинг) носят постоянный характер, так как не зависят от выполняемой транспортной работы.

Исходя из этого, переменные расходы за кругорейс складываются из трёх составляющих.

1. Пробег (топливо, зарплата водителей, техническое обслуживание и ремонт, амортизация шин).

2. Время в движении (рассчитывается через транспортную скорость с учётом времени отдыха водителей).

3. Количество мест погрузки-разгрузки (затраты времени на погрузку-разгрузку и экспедирование).

4. Использование маржинального калькулятора позволяет диспетчерским службам автотранспортных предприятий быстрее и объективнее оценивать предлагаемые варианты загрузки подвижного состава с учётом использования

-ів]х]

Данные по кругорейу Справочник по нормам | Справочник по ПС | Расчет |

Транспортная скорость. 1 водитель (км\сут): 500

Транспортная скорость. 2 водителя (км\сут): 800

Зарплата водителя (за км): 2

Зарплата 2 водителей (за км): 1.5

Суточные водителя (руб): 200

Проживание водителя (руб):

Среднее время погрузки в 1 месте (сут): 0.25

Зарплата водителя за зкспедиторство (руб). 300

Загрузить справочник Сохранить справочник

Рис. 1. Справочник по нормам

Данные по кругорейу | Справочник по нормам Справочник по ПС | Расчет | Подвижной состав: Машина! Добавить машину |

Линейный расход топлива: 15

Масса прицепа (тонн): 1

Расход топлива на трансп. работу: 1.3

Средние затраты на ремонт за км (руб):

Количество шин: 12

Стоимость шины (руб): 4000

Номинальный пробег шин (км): 90000

Цена 1 л. топлива (руб): 20

Загрузить справочник I Сохранить справочник

Рис. 2. Справочник по подвижному составу

¡¿Г' Маржинальный автокалькулятор

¿¡Г Маржинальный автокалькулятор

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 20

179

Логистика

Маржинальный автокалькулятор

Данные по кругорейу | Справ

Количество клиентов: Подвижной состав: Количество водителей: Дополнительный простой:

ник по нормам ] Справочник по ПС | Расчет | |Машина1

Клиент Порожний пробег Гружёный пробег Мест ПОГРЧЗКИ Мест разгрузи Кол-во тонн Тариф

1 10 1000 1 1 10 20000

До базы 100

Рис. 3. Данные по кругорейсу

^jnjxj

1 : Маржинальный автокалькулятор

Данные по кругор ейу 1 Справочник по нормам | Справоч іникпоПС Расчет I

h

Доходы: 20000

Расходы: 15724.6

Топливо: 6218.6

Зарплата водителя: 2220

ТО и ремонт: 5550

Шины: 592

Суточные и проживание: 544

Экспедиторство: 600

Прибыль: 4275А

Печать 1 Сохранить 1

Рис. 4. Расчёт маржинальной прибыли за кругорейс

транзитных провозных возможностей.

На данное программное обеспечение получено государственное свидетельство № 2009616393 об официальной регистрации программы для ЭВМ «Расчёт эффективности междугородного рейса (Маржинальный автокалькулятор)»]

Литература

1. Воркут, А. И. Грузовые автомобильные перевозки /А.И Воркут. —Киев: Вища школа, 1986. □447 с.

2. Геронимус, Б. Л. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном

транспорте / Б.Л. Геронимус. □ М.: Транспорт, 1977. □ 147 с.

3. Бедняк, М.Н. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях / М.Н. Бедняк. □ Киев: Вища школа, 1980. □303 с.

4. Расчёт эффективности междугородного рейса (Маржинальный автокалькулятор): программа для ЭВМ // Программы для ЭВМ. Базы данных. Топологии интегральных микросхем: офиц. бюл. / Фед. служба по интеллект. собств., патентам и товарным знакам. □ М.: ФИПС, 2010. □ № 1(70) (ч. 1). □ С. 229.

Поступила в редакцию 21 июня 2011 г.

Горяев Николай Константинович. Кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта«] Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов □ использование транзитных провозных возможностей, информационные технологии на транспорте, организация перевозок. Тел./факс: (351) 267-98-74. Эл. почта: [email protected]

Goryaev Nikolay Konstantinovich is Candidate of Science (Engineering), Assistant Professor of the Operation of Motor Transport Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: the use of transit freight transport capacity, information technology of transport, the organization of transportations. Tel./fax: (351) 267-98-74. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.