Научная статья на тему 'Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус'

Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1198
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМА / ТЕОРИЯ ФИРМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЕНЕЗИС / ТЕЗАУРУС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гибадулин Равиль Хамитович, Марданова Ирина Михайловна

Анализируется понятие экономической безопасности хозяйственной деятельности, являющейся одним из прикладных направлений теории фирмы. Генезис и тезаурус теории фирмы представлен с позиций экономики. При этом определяются принципы систематизации понятий, моделирующих экономику фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая теория фирмы предпринимательского типа: генезис и тезаурус»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147). Экономика. Вып. 20. С. 96-100.

экономика предприятия

Р. Х. Гибадулин, И. М. Марданова

экономическая ТЕОРИЯ фирмы предпринимательского ТИПА:

генезис и тезаурус

Анализируется понятие экономической безопасности хозяйственной деятельности, являющейся одним из прикладных направлений теории фирмы. Генезис и тезаурус теории фирмы представлен с позиций экономики. При этом определяются принципы систематизации понятий, моделирующих экономику фирмы.

Ключевые слова: фирма, теория фирмы, экономическая теория, предпринимательская деятельность, экономическая деятельность, генезис, тезаурус.

Рождение теории фирмы связывается с работами ученых-экономистов конца XIX столетия. За прошедшее с тех пор время она получила значительное развитие в виде многочисленных направлений и подходов, и сама ее методология до сих пор является предметом научных споров [5].

Фирма — система отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от ее создателя (предпринимателя) или менеджера. При этом под фирмой понимается «предприятие, компания, организация (в производственной, торговой, банковской и других сферах), обладающие правом юридического лица и преследующие коммерческие цели».

Авторы «Экономики фирмы» [8] под фирмой также понимают юридически самостоятельную предпринимательскую единицу: «Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности». Обратим внимание еще на одно определение: «Фирма — это юридически оформленный субъект экономической деятельности, возможно, включающий в свой состав несколько предприятий (например, концерны или фирмы холдингового типа). Следовательно, фирма и предприятие могут являться синонимами лишь в одном случае — при хозяйственном представлении фирмы в виде единственного предприятия». Авторы отмечают, что синонимами могут выступать фирма и организация «в случае явной хозяйственной деятельности» последней (то есть деятельность по преобразованию ресурсов в производственные продукты).

Известны теории, моделирующие экономику фирмы. Их подразделяют на прикладные и фундаментальные. Функциональная направленность первых подразделяется на такие направления развития фирмы:

- маркетинговая (анализ маркетинга, ценообразования, товаров; маркетинговые коммуникации, жизненный цикл товара, стратегический маркетинг);

- финансовая (бенчмаркинг, контроллинг, финансовый анализ);

- производственная (теория издержек производства, разработка товаров, логистика);

- организационная (стратегический менеджмент, 2-теория, теория «7-С», предпринимательский менеджмент).

Нами анализируется экономическая безопасность хозяйственной деятельности. По своему содержанию — это одно из прикладных направлений теорий фирмы.

Фундаментальные теории подразделяются на две группы:

- технологические (неоклассические, альтернативные);

- институциональные (агентные отношения, трансакционная экономика, когнитивная теория, теория прав собственности).

В первом случае в центре внимания находятся условия максимизации прибыли, а во втором — феномен возникновения фирм, закономерности их развития с учетом наличия трансакционных издержек, оппортунистического поведения, контрактных отношений, специфичности ресурсов, асимметричности информатики.

Одним из основоположников институциональной теории фирмы является Р. Коуз. По его мнению (которого придерживаются и авторы данной работы), возникновение фирмы является

наиболее важной формой приспособления хозяйствующих субъектов к проблеме существования трансакционных издержек [4]. Р. Коуз подчеркивает, что «фирма не уничтожает трансакционные издержки вообще,— внутри нее есть также трансакционные издержки административного (бюрократического) управления, издержки измерения выполняемых работниками функций, издержки по защите от оппортунистического поведения работников после заключения с ними трудового соглашения». Речь, по сути, идет о взаимоотношениях принципала и агента (доверителя и исполнителя), а если обобщать — о роли мотивов в экономической теории фирмы. Доминирующими из них следует считать доход, статус, власть и безопасность предпринимательской деятельности в форме ухода от неопределенности управляющих при взаимоотношениях с персоналом фирмы (Р. Гордон, Р. Маррис,

О. Уильямсон).

Предметом изучения экономики фирмы обычно называют хозяйствование или саму предпринимательскую деятельность. Речь при этом обычно идет о принятии решений об использовании ограниченных ресурсов. Одним из них является труд наемных работников, которых обычно и называют агентами (а фирмы — хозяйствующими субъектами).

Принятие решений, сопровождающихся ростом эффективности, нами определяется в качестве высокого уровня культуры управления предпринимательской деятельности. Последняя имеет выход на взаимоотношения принципалов и агентов двух видов: 1) менеджеров и работников; 2) акционеров и менеджеров.

С точки зрения А. Алчиана и Г. Демсетца [1], исследовавших проблему данных взаимоотношений, агент имеет стимул к «отлыниванию» — приложить меньше усилий без соответствующего уменьшения своего дохода (так называемая проблема безбилетника или доверительности внутрифирменных отношений). Ее решением, по мнению тех же авторов, может являться найм «центрального агента» с предоставлением ему права нанимать и увольнять членов команды, осуществлять надзор над ними (стимулом для центрального агента является право на остаточный доход).

О. Уильямсон под фирмой понимает экономический институт, предпринимательская деятельность которого определяется наличием определенной совокупности долгосрочных

контрактов между собственниками производственных ресурсов. Стимулы к их заключению связаны с наличием таких явлений, как специфичность ресурсов, оппортунистическое поведение, присвоение квазиренты и зависимость. Все эти явления опять же определяются тем или иным уровнем доверительности внутрифирменных отношений.

Ведя речь об эволюции понятия «фирма» в экономической науке, обратимся к ее определениям, которые мы нашли в экономической науке. Эти определения, по сути, являются интеграторами экономической мысли известных ученых-экономистов за более чем столетний отрезок времени.

1. Фирма — обособленный участник товарного производства, альтернативой которому является натуральное хозяйство (основное назначение последнего — собственное потребление). Фирма дополняет рынок, являясь производителем экономических благ. Это хозяйствующий субъект, который можно представить в виде производственной функции. В процессе преобразования «входа» в «выход» он принимает решение о том, какие продукты (и в каком количестве) производить, какие факторы должны быть при этом задействованы в конкретный плановый период времени.

2. Фирма — альтернативный рынку способ осуществления экономических трансакций, касающихся собственников производственных ресурсов с центральным агентом, ответственным за доверительность рыночных (в том числе — внутрифирменных) отношений. Возможность замещения рынка фирмой определяется величиной трансакционных издержек предпринимательской деятельности (и в этом плане она является кластером взаимозависимых активов).

3. Фирма — экономический институт, представленный в виде долгосрочного договора между собственниками производственных ресурсов, заключаемый с целью предотвращения изъятия квазиренты. Фирма при этом не только замещает рынок, но и является его естественным дополнением, так как ее функция — поиск рентабельных направлений предпринимательской деятельности в условиях неопределенности внешней среды.

На рис. 1. показаны отличия этих определений. В их основе лежат понятия «дополнение» и «замещение» рынка. Подчеркнем, что при рассмотрении данного вопроса мы использовали

Рис. 1. Эволюция понятия «фирмы» в экономической науке:

1 — классическая и неклассическая теория, 2 — неоинституциональная экономическая теория, 3 — современная институциональная экономическая теория

коллективную работу, посвященную теоретическим основам деятельности фирмы [5].

Определенную роль при написании работы сыграл также научный доклад «Соперничество теорий как основа генезиса политической экономии» [2]. В докладе подчеркивается мысль, что любая новая теория обычно бывает противоположна старой. Построение экономической теории при этом опирается на следующую форменно-логическую структуру: предпосылки — исходные данные (факты действительности, результаты наблюдений, цифры) — логика и методология исследования (анализа) — выводы основных положений теории. Также отмечается, что экономическая теория как система взглядов представляет собой «многомерную логическую конструкцию, отдельно элементы которой подтверждаются общественной практикой, а другие точно так же — нет» [2]. И далее: «следует отметить исторический аспект, связанный с признанием того, что экономическая теория не стоит на месте, а перманентно изменяется, что сопровождается появлением новых представлений, концепций, наконец, гипотез, которые в процессе своей эволюции определенным образом взаимодействуют между собой». Отмеченое, как нам представляется, имеет непосредственное отношение и к экономической теории фирмы. Некоторым исключением являются взгляды неоклассиков и неоинституционалистов на природу фирмы, которая в первом случае — дополняет, а во втором — замещает рынок. Однако далее институциональная теория объединяет оба названных подхода к сущности фирмы как феномену рыночной экономики.

О современном его представлении можно судить по рис. 2, где выделены четыре основных подхода к определению фирмы, каждый из которых во главу угла ставит разные стороны ее хозяйствования (предпринимательской деятельности):

1. Технологический. Строится на представлении фирмы как основного фактора координации деятельности по производству товаров и услуг. Объясняет особенности поведения фирм мотивами их ориентации на оптимизацию издержек при данном выпуске продукции... Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы [9].

2. Функциональный. Имеются в виду такие ее направления деятельности, как экономика производства, логистика, сбыт, маркетинг, финансирование, управление производством. К отмеченному следует добавить и функцию экономической безопасности предпринимательской деятельности.

3. Стратегический. Мы ранее уже указывали на наличие такого подхода к пониманию «экономика фирмы». «С позиции данного подхода место обычных простых реакций на конъюнктурные, социальные, технологические, институциональные и прочие изменения во внешней среде занимает сознательное и системное управление стратегическими изменениями с учетом обоснованных процедур их предвидения, регулирования и приспособления к практическим задачам фирмы. Важным инструментарием, который используется для того, чтобы фирма могла адекватно реагировать на изменения во внешней среде и, более того, стремиться к предвосхищению новых возможностей, являются целеполагание, разработка стратегий» [9].

Технологический Функциональный

Стратегический Социально-

культурный

Методологическая основа тезауруса экономической теории фирмы

Основные теоретические подходы к пониманию «экономики фирмы» как науки

Рис. 2. Современные подходы к пониманию и тезаурусу экономической теории фирмы

4. Социально-культурный или доверительный. С позиций данного подхода фирма предстает как совокупность отношений типа «принципал-агент» (о чем также уже шла речь выше). Здесь важно подчеркнуть наличие внутри фирмы формальных и неформальных договоров, целью которых является поддержание на определенном уровне доверительности внутрифирменных отношений. Неформальные «договоры», определяемые организационной (корпоративной) культурой, играют важную роль в минимизации трансакционных издержек, издержек контроля за деятельностью агентов.

На рис. 3 экономическая теория фирмы представлена в форме тезауруса — толкователя и классификатора экономических понятий с указанием взаимосвязей между ними, дающего системное представление об экономике фирмы [6]. За основу классификации взяты рассмотренные выше подходы к ее пониманию. Стрелки, представленные на рис. 3, означают, что технологический подход входит составной частью в функциональный и т. д. И только в совокупности все эти подходы дают комплексное представление о современной экономической теории фирмы.

Классификатор основных понятий экономической теории построен с учетом мнений известных зарубежных и российских ученых-экономистов. К их числу мы прежде всего относим сотрудников Института экономики УрО РАН и Уральского государственного экономического университета (некоторые из их работ названы ниже в списке использованной литературы). Судя по наименованию понятий

можно судить о том, что фирма является чрезвычайно сложным для экономического анализа явлением.

В соответствии с представленным тезаурусом одним из центральных понятий является «рути-низированная процедура принятия решений». Принятие решений, в свою очередь, связывает экономику фирмы с системой менеджмента современного акционерного предприятия, его когнитариатом, благодаря которому достигается синергический эффект от ведения предпринимательской деятельности. Отмеченое касается также внутрифирменной этики.

«В экономике фирмы,— подчеркивают авторы уже цитированной работы,— внутрифирменная этика исследуется как с точки зрения ее экономической функции (в рамках внутрифирменной институциональной инфраструктуры), так и в качестве объекта экономического решения (в рамках анализа выгод и издержек). Фундаментом для реализации внутрифирменной этики выступает культура. В отличие от специфических, но локальных норм и правил внутрифирменной этики культура является по большей части следствием эволюции конкретного социума. Нормы, табу и коды культуры укоренены и в массовом, и в индивидуальном сознании членов данного общества. Их трудно достоверно идентифицировать, еще сложнее их менять или ими управлять. Задача менеджмента фирмы заключается в знании и учете культурного фактора, адаптации управленческих функций и стратегий к той культуре (культурам), которая определяет деятельность людей, как внутри организации,

1. Технологический подход

- рутинизированная процедура принятия решений

- предпринимательский доход

- мотивационная модель поведения

2. Функциональный подход

- системный подход

- специфическая процедура координации и контроля

- максимизация стоимости фирмы

- организационный порядок

3. Стратегический подход

- сложная открытая система

- целевая функция

- долгосрочные контракты

- уставные решения

- квазирента

■> 3 4

4. Социально-культурный подход

- доверительность отношений

- специфичность активов

- трансакционные издержки

- наличие когнитивных ограничений

- деловой успех

- интересы в процессе хозяйствования

4

Рис. 3. Представление экономической теории фирмы в форме тезауруса: 1-4 — основные подходы к пониманию экономики фирмы

так и в отношениях с внешней средой» [9]. И именно благодаря этому фирма и добивается успеха, поскольку «считается, что общественное развитие определяется не трудолюбием или предприимчивостью отдельного индивида, а его способностью к коллективному действию, к работе в группе. На этом основании делается заключение о том, что вклад культуры в экономику тем значительнее, чем выше степень свободы индивидов в организации взаимодействий. И чем она выше, тем больше, при прочих равных условиях, объем доступных индивидам трансакций, тем больше возможностей для кооперации и обмена» [5].

Таков социально-культурный подход к пониманию «фирмы» как рыночному феномену. Ее изучением занимаются разные науки: история, социология, психология, право, управление (менеджмент), экономика. Именно с позиций последней и представлена в данной работе «теория фирмы» — ее генезис и тезаурус, построение которого определяет принципы систематизации соответствующих понятий (организации научного знания, что особенно важно при подготовке специалистов с высшим экономическим образованием).

Список литературы

1. Алчиан, А. Затраты и выпуск // Теория фирмы. СПб. : Экон. шк., 1995.

2. Берсенев, В. А. Соперничество теорий как основы генезиса политической экономии / В. А. Берсенев, А. И. Татаркин, А. Г. Шеломен-цев. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2005. 81 с.

3. Дятел, Е. П. Экономика предприятия : тезаурус. Екатеринбург : УрГЭУ, 2000. 190 с.

4. Коуз, Р. Фирма, рынок и производство : пер. с англ. М. : Экономика, 1993. 270 с.

5. Пишулов, Г Введение в теорию производства / Г Пишулов, К. Рихтер, Е. Дятел. Екатеринбург : УрГЭУ, 2003. 161 с.

6. Леготин, Ф. Я. Управленческая экономика фирмы / Ф. Я. Леготин, А. Н. Попов. Екатеринбург : УрГЭУ, 2005. 320 с.

7. Попов, А. Н. Фирма: экономика и безопасность деятельности / А. Н. Попов, Т. И. Бухтиярова, С. М. Золотухин. Екатеринбург : УрГЭУ, 2005. 110 с.

8. Экономика фирмы : учеб. пособие / под ред. О. И. Волкова, В. К. Скляренко. М. : ИНФРА-М, 2000. 280 с.

9. Экономика фирмы. Ч. 1. Теоретические основы деятельности фирмы. Екатеринбург : УрГЭУ, 2005. 158 с.

10. Alchian, A. Production, Information Costs and Economic Organization / А. Alchian, H. Demsetz // American Economic Rev. 1972. P. 777-795.

11. Alchian, A. The Property Rigts Paradigm / А. Alchian, H. Demsetz // J. of Economic History. 1973. P. 16-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.