Экономическая сущность сбытовой деятельности предприятия
Ха Ань Туан,
магистрант, Институт экономики финансов и бизнеса, Башкирский государственный университет E-mail: [email protected]
Дальнейшая институционализация рыночных отношений в России, развитие рынков и высокая конкуренция ставит перед предприятиями важную проблему реализации товара, что обуславливает актуальность настоящего исследования. Деятельность организаций по сбыту продукции непосредственно связана с реализацией совокупности экономических отношений, таких как маркетинг, логистика, сервис и так далее, в целях товарного обмена и удовлетворения нужд потребителей. Для осуществления деятельности по сбыту продукции в условиях конкуренции на рынке, предприятия различными способами добиваются потребления своих товаров в целях получения экономической выгоды. Вместе с тем модель сбытовой деятельности организации во многом зависит от экономического и политического устройства страны. В целях преодоления возникающих в отрасли сбыта проблем в России возникла необходимость в формировании концепции сбыта продукции отечественных производителей.
Ключевые слова: сбыт, экономика предприятия, экономическая сущность, товарные отношения, динамика затрат.
Экономическая сущность сбытовой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики является одной из самых важных категорий, как в теоретическом, так и в практическом плане. До настоящего времени единой точки зрения к ее пониманию выработано не было, вместе с тем, данная категория привлекает внимание как ученых-теоретиков, так и практикующих специалистов. Для формирования представления об экономической сущности сбытовой деятельности предприятия важно рассмотрения определения каждого из понятий.
Во-первых, экономическая сущность - это совокупность экономических отношений, реализуемых при помощи объекта исследования. В данном случае исследованию подлежат экономические отношения, которые реализуются при помощи сбытовой деятельности предприятия [8, с. 43].
Во-вторых, предприятие - это независимый субъект, ведущий хозяйственную деятельность и обладающий правами юридического лица. Данный субъект производит продукцию (работы, услуги) посредством использования трудовых, производственных и иных ресурсов [9, с. 119].
Сбыт, согласно большому экономическому словарю - это реализация готовой продукции; функция предприятия по продаже его продукции; включает логистику, взаимоотношения с внешней сбытовой сетью и формирование отношений с покупателями [1, с. 160]. При этом сбытовая деятельность является более широким понятием, поскольку помимо сбыта включает в себя систему сбыта (меры организационного и управленческого характера в области сбыта).
Формирование понятия сбыта в экономической теории к 2021 году неоднократно преобразовывалось. Ф. Котлер определяла сбыт как продажу произведенной продукции, цель которой заключается в изменении материального товара в деньги, а также удовлетворении запросов покупателей [6, с. 413].
Д. Баркан считает, что сбыт - это системная деятельность предприятия- изготовителя, располагающая своей целью реализацию продукции на соответствующих рынках [2, с. 54].
Говоря о сбытовой деятельности, М.Ф. Гонча-ренко описывает сбыт как товарные отношения, основывающие инфраструктуру рынка, основными функциями которых - образовать продажи и осуществлять в этой сфере процесс поступления товаров от производителя к потребителю. В качестве основных целей автор определяет полное удовлетворение желаний покупателей и обеспечение прибыли производителей [4, с. 425-426].
Понимание современных экономических суждений позволяет сделать вывод, что сбыт как си-
сз о
со £
m Р
сг
от А
=Е
стема обмена создает сложности в определении эквивалентности (ценовую проблему) товарного обмена прошлого и настоящего.
Рыночный механизм по определению цены формируется благодаря определению количества потраченных ресурсов, качества товаров и услуг, затраченного труда, конъюнктуры рынка и спроса потребителей, что отображается в цене.
Именно здесь существует пересечение интересов и реальных возможностей собственников бизнеса.
Принципы распределения и потребления в обществе формируются на основании ряда факторов, основным из которых является право собственности на средства производства, ресурсы, продукты труда. Потребление выступает последней стадией процесса воспроизводства и без него производство не является целесообразным.
Для осуществления деятельности по сбыту продукции в условиях жесткой конкуренции на рынке, предприятия различными способами добиваются потребления своих товаров в целях получения экономической выгоды. Но такая модель сбытовой деятельности не всегда справедлива, поскольку различные экономические системы придают системе сбыта различное экономическое значение.
Например, в России в период военного коммунизма насильственно внедрялось прямое распределение продуктов, мера эквивалентности была упразднена. Таким образом, происходил прямой обмен продуктов труда на карточное обеспечение продукцией, поэтому сбыт являлся лишь атрибутом физической передачи продукта (ресурсов). Можно сказать, что он не имел под собой экономической составляющей. Внутренний рынок существовал лишь номинально, ограничивая свои функции рамками принятого централизованного планового распределение.
С начала 30-х годов XX века в странах с развитыми рыночными отношениями на смену массовому производству пришла эпоха сбыта. Указанный период характеризовался активацией борьбы за потребителей, появления разнообразных видов продукции.
Формирование маркетинговой концепции в данный период положило необходимость производителям изучать и удовлетворять желания потребителей в процессе производства. Общество достигло того уровня, когда процесс традиционной индустриализации уже не мог обеспечить высокую экономическую эффективность, что обусловило переход к постиндустриальной эпохе. При этом обеспечить гармонию в общественных отношениях, в перераспределении общественных благ и обеспечить экономическую стабильность стало сложнее. В современном обществе равновесие общественных систем может обеспечиваться разными путями: через государственную политику, когда государство регулирует рынок, поддерживает необеспеченные слои населения и перераспределяет богатства (социальный путь, или через воспроизведение рациональной производственно-сбытовой деятельности[2, с. 158-160].
В современной России сбыт отражает физическое протекание обменных процессов и материализует рынок. Товарные процессы в их совокупности являются непрерывными: проданное сырье перерабатывается в отдельный элемент, проданный элемент в конкретный предмет, а проданный предмет удовлетворят потребностям конечного потребителя, который его непосредственно использует. Так товар переходит от собственника к собственнику, стимулируя развитие общественных отношений в экономической отрасли. При этом, по мере рыночных процессов все больше углубляется проблема реализации товаров.
Исследуя экономическую сущность сбытовой деятельности предприятия важно отметить, что ее организация и планирование осуществляется через формирование стратегии. Апробация сбыта в основном происходит временем, но основной целью планирования и оптимизации является максимальная эффективность сбыта. При исследовании сбыта в организации занчимо анализировать несколько экономических категорий и составляющих, которые отражены на рис. 1.
Рис. 1. Исследование политики сбыта на предприятии
Реализация стратегии сбыта, и достижение прогнозируемого результата свидетельствуют об эффективности деятельности предприятия. Если напротив, показатели сбыта не были реализованы, стратегию сбыта следует пересмотреть. Организация сбыта на предприятии - это динамичный процесс, который включает регулярный ана-
лиз потребителей, поиск новых клиентов и удовлетворение их потребностей, соответственно, и выявление потребностей для произведения товарного обмена.
Товарный обмен в классическом понимании отражает принципы товарных взаимоотношений как явления в экономике, включая форму соблю-
дения эквивалентности и объектные рамки товарного обмена. Такое положение соответствуют концептуальным экономическим категориям в части формирования рыночных отношений и сбыта.
После определения экономической сущности понятия «сбыт», необходимо провести анализ сбытовой деятельности на примере России. Особый интерес для нас представляет деятельность промышленных предприятий, которые в связи с производством продукции сталкиваются с необходимостью ее сбыта, а также организацией хранения запасов.
В табл. 1 отражена доля затрат на функционирование сбытовой системы в общих затратах промышленных предприятий в период с 2017 по 2020 год. Из указанных в табл. 1 данных можно отметить, что доля затрат на функционирование сбыта понижалась и росла, но колебания являлись незначительными. В 2017 году затраты предприятий на сбытовую деятельность составляли 9,9%, а к 2020 году они снизились на 1%. Это
может быть вызвано активной оптимизацией организации сбыта на предприятии, широким распространением сервисов, облегчающих сбыт продукции. Исследуем указанные факторы, рассмотрев структуру затрат на промышленных предприятиях.
Таблица 1. Динамика затрат на систему сбыта в общих затратах промышленных предприятий в России
Годы
2017 2018 2019 2020
Доля затрат на систему сбыта в общих затратах промышленных предприятий 9,9% 8,7% 9,7% 8,9%
Изменение,% 0 -1,2 +1 -1,6
Отметим динамику структуры затрат промышленных предприятий на производство и продажу продукции в России с 2017 по 2020 год, отраженных в табл. 2 и на рис. 2.
Таблица 2. Динамика структуры затрат промышленных предприятий на производство и продажу продукции в России, 2017-2020 гг. [12]
Год Все затраты В том числе
Материальные затраты Из них Затраты на оплату труда Страховые взносы Амортизация Прочие затраты
Сырье и материалы Топливо Энергия
2017, млрд руб. 48793 31281 20608 1991 1772 4530 1269 3121 8594
2017,% 40,0 25,6 16,8 1,6 1,4 3,7 1,0 2,5 7,0
2018, млрд руб. 54260 33940 22555 2267 1852 4892 1364 3307 10780
2018,% 40,1 25,1 16,6 1,5 1,3 3,6 1,0 2,4 8
2019, млрд руб. 55345 34616 23073 2181 1878 4990 1391 3373 1098
2019,% 40,2 25 16,7 1,6 1,4 3,5 1,0 2,0 7,9
2020, млрд руб. 48833 30543,21 20296,8 1923,8 1665,9 4402,62 1227,24 2976,39 9684
2020,% 40,1 25,1 16,6 1,5 1,3 3,6 1,0 2,4 7,9
70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
■ Прочие затраты
■ Амортизация
■ Страховые взносы
■ Затраты на оплату труда
■ Энергия
■ Топливо
■ Сырье и материалы
Рис. 2. Динамика структуры затрат промышленных предприятий на производство и продажу продукции в России, 2017-2020 гг.
Из указанных данных мы видим, что основными затратами на предприятии выступают затраты на сырье и материалы, а также на амортизацию фондов, при этом доля затрат на сбыт продукции остается достаточно высоким показателем. Сокращение издержек данной категории позволит увеличить прибыль предприятия. При этом такое
сокращение возможно только при формировании эффективной системы сбытовых служб промышленных предприятий и использование услуг служб логистики [7, с. 12].
Важно отметить, что согласно исследованию индекса эффективности логистики ^Р1) в разных странах, проведенного Т. Зориной и Ю. Трухан [5, с. 26], на 2018 год Россия занимала 75 место в рейтинге эффективности логистики.
На основании изложенного, можно отметить, что эффективность сбытовой деятельности выражается в снижении удельных сбытовых затрат на единицу общих затрат. То есть, чем меньше предприятие тратит на сбыт продукции, тем эффективнее оно реализует сбытовую политику. При этом в России не созданы достаточные условия для минимизации расходов предприятий по статье сбыта продукции. По своей сути сбытовая деятельность обеспечивает около 80-90% выручки предприятия, поскольку основная прибыль поступает в организацию после реализации продукции. При этом в затратах указанная деятель-
Q. в
СМ
u?
ность на 2021 год в России составляет около 10%. В то же время, затраты на сбыт составляют около 3-5%, обеспечивая при этом также высокий процент получения прибыли предприятием[10].
В 2020 году из-за пандемии коронавируса COVID-19 в большинстве стран многие сферы бизнеса не могла осуществлять экономическую деятельность в полном обьеме[11]. Если предприятия и могли производить продукцию, соблюдая противовирусные меры, то с непосредственной реализацией продукции, а также запасов возникли институциональные ограничения. В наиболее выигрышном положении оказались предприятия, которые реализовали сбытовую деятельность онлайн. Использование Интернет-технологий стимулировало развитие электронной торговли, позволив совершать сделки дистанционно, а также расширил возможности для сбора обратной связи и анализа потребительских нужд.
На 2021 год сбытовая деятельность предприятий в России имеет недостаточную эффективность с экономической точки зрения, нуждается в совершенствовании и реформировании.
В рамках исследования важно предложить способы решения указанной проблемы, а именно мероприятия по повышению общей эффективности функционирования систем сбыта на предприятиях:
1. в целях управления сбытом на предприятии необходимо внедрение отделов исследования потребительских инноваций с внедрением критериев потребительской эффективности;
2. расширение продаж в режиме онлайн, формирование специализированных торговых площадок в сети Интернет, что позволит снизить затраты на проведение торговых и прочих сделок, а также затраты на маркетинг, логистику и сервисные службы.
Таким образом, экономическая сущность сбытовой деятельности предприятий заключается в реализации совокупности экономических отношений, таких как маркетинг, логистика, сервис и так далее, в целях товарного обмена и удовлетворения нужд потребителей.
Литература
1. Азрилиян. А.Н. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики. 1997. -С,275.
2. Баркан Д.И. Управление сбытом: учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 2014. - С. 174.
3. Беляев С.Г., Лебедев С.К., Лукоянов И.В., Ялбулганов А.А. Управление финансами в России (XVII в. - 1917 г.): учебное пособие. М.: Институт публично-правовых исследований, 2016. С. 193.
4. Гончаренко М.Ф. Организация системы сбыта продукции на промышленных предприятиях с учетом отраслевых особенностей рынка. Сту-
денческая наука и XXI век. 2017. № 14. С. 425426.
5. Зорина Т., Трухан Ю. Логистический рейтинг 2018: лидеры и аутсайдеры // Наука и инновации. 2019. № 2. С. 51-55. 4 [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://doi. org/10.29235/1818-9857-2019-2-51-55 (дата обращения: 21.05.2021).
6. Котлер Ф. Основы маркетинга Краткий курс: пер с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2017. - 656 с.
7. Севиян А.М. Исследование экономической сущности сбытовой деятельности на промышленном предприятии // ТДР. 2019. № 4 [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-ekonomicheskoy-suschnosti-sbytovoy-deyatelnosti-na-promyshlennom-predpriyatii (дата обращения: 21.05.2021).
8. Семенов В.М. Экономика предприятия: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2017. - С. 371.
9. Тертышник, М.И. Экономика предприятия: учебное пособие. М.: Инфра-М, 2016. - С. 289.
10. Бюллетень о текущих тенденциях мировой экономики. 2019. № 47 // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https:// ac.gov.ru/files/publication/a/23715.pdf (дата обращения: 21.05.2021).
11. Каким был 2020-й для бизнеса в России // Журнал «Forebs» [электронный ресурс] - Режим доступа. - uRl: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/417655-ne-god-katastrofa-kakim-byl-2020-y-dlya-biznesa-v-rossii (дата обращения: 21.05.2021).
12. Статистика и показатели [электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://rosinfostat. ru (дата обращения: 21.05.2021).
THE ECONOMIC ESSENCE OF THE MARKETING ACTIVITIES OF THE ENTERPRISE
Kha Anh Tuan
Bashkir State University
The deepening of market relations in Russia, the development of markets and high competition pose an important problem for enterprises in the sale of goods, which determines the relevance of this study.
The activities of marketing organizations are directly related to the implementation of a set of economic relations, such as marketing, logistics, service, and so on, in order to exchange commodities and meet the needs of consumers. To carry out activities for the sale of products in a highly competitive market, enterprises in various ways achieve the consumption of their goods in order to obtain economic benefits. At the same time, the sales model of the organization largely depends on the economic and political structure of the country. In order to overcome the problems arising in the sales industry in Russia, there is an urgent need for the formation of a clear concept for the sale of products of domestic manufacturers.
Keywords: sales, enterprise economics, economic essence, commodity relations, cost dynamics.
References
1. Azriliyan A.N. Big Dictionary of Economics. Moscow: Institute of New Economy. 1997. - C, 275.
2. Barkan D.I. Sales management: textbook. allowance. SPb.: Publishing house of St. Petersburg University, 2014. - P. 174.
3. Belyaev S.G., Lebedev S.K., Lukoyanov I.V., Yalbul-ganov A.A. Financial management in Russia (XVII century -1917): textbook. M.: Institute of Public Law Research, 2016. C. 193.
4. Goncharenko M.F. Organization of a product sales system at industrial enterprises, taking into account the sectoral characteristics of the market. Student science and the XXI century. 2017. No. 14. S. 425-426.
5. Zorina T., Trukhan Y. Logistic rating 2018: leaders and outsiders // Science and innovations. 2019. No. 2. S. 51-55. 4 [electronic resource] - Access mode. - URL: https://doi. org/10.29235/1818-9857-2019-2-51-55 (date of access: 21.05.2021).
6. F. Kotler Fundamentals of Marketing Short Course: Translated from English. - M.: Publishing house "Williams", 2017. - 656 p.
7. Seviyan A.M. Research of the economic essence of marketing activities at an industrial enterprise // TDR. 2019. No. 4 [elec-
tronic resource] - Access mode. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/issledovanie-ekonomicheskoy-suschnosti-sbytovoy-deyatelnosti-na-promyshlennom-predpriyatii (date of access: 05/21/2021).
8. Semenov V.M. Enterprise economics: textbook. allowance. SPb.: Peter, 2017. - p. 371.
9. Tertyshnik, M.I. Enterprise economics: textbook. M.: Infra-M, 2016. - p. 289.
10. Bulletin on current trends in the world economy. 2019. No. 47 // Analytical Center for the Government of the Russian Federation [electronic resource] - Access mode. - URL: https://ac.gov.ru/ files/publication/a/23715.pdf (date of access: 05/21/2021).
11. What was the 2020th for business in Russia // Forebs magazine [electronic resource] - Access mode. - URL: https://www. forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/417655-ne-god-katastrofa-kakim-byl-2020-y-dlya-biznesa-v-rossii (date of access: 21.05. 2021).
12. Statistics and indicators [electronic resource] - Access mode. -URL: https://rosinfostat.ru (date of access: 05/21/2021).