Научная статья на тему 'Экономическая сущность прогноза и плана деятельности предпринимательских структур строительной отрасли'

Экономическая сущность прогноза и плана деятельности предпринимательских структур строительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность прогноза и плана деятельности предпринимательских структур строительной отрасли»

• предоставить соглашениям о МЧП реальную юридическую силу с тем, чтобы положения данных документов были обязательны для исполнения в части, касающейся субсидирования и определения размеров тарифов;

• прояснить ситуацию с правами собственности на объекты соглашений о МЧП, поскольку отсутствие ясности в данных вопросах существенно снижает степень надежности реализуемых схем МЧП: необходимо внедрить гибкий механизм передачи во владение объектов соглашений, не забывая о защите права собственности на имущество со стороны органов власти;

• создать в администрациях города орган, отвечающий за муниципально-частное партнерство.

Литература

1. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»

2. Закон от 25.12.2006 №627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах»

3. Закон Ленинградской области от 14.10.2011 N 78-ОЗ «Об участии Ленинградской области в государственно-частных партнерствах» (принят ЗС ЛО 28.09.2011)

4. Бабун Р. В. Организация муниципально-частного партнерства. Местное самоуправление в современной России: состояние и тенденции. Сборник статей под ред. Э. Маркварта, Е.С. Шугриной, М.А. Якутовой. М., 2011. 282 с.

5. Жиль ЛеШателье. Новости государственно-частного партнерства в России. Журнал «Право и инвестиции» Номер 2 (47), Ноябрь 2011. Материалы российско-французского форума «Государственно-частное партнерство в развитии региональной и муниципальной инфраструктуры»

6. Захарова Ж.А., Шаломенцева Е.Г. Оценка практики регламентирования механизмов управления муниципальным имуществом органами местного самоуправления. Журнал «Экономика образования» г. Кострома №5 2012 г.,219 с., с. 176-183 ISSN 2072-9634

С.Г. Калинин

экономическая сущность прогноза и плана деятельности предпринимательских СТРУКТУР строительной отрасли

Ключевые слова: предпринимательство, прогнозирование, стратегический подход, стратегическое планирование, строительное предприятие.

Новым явлением в управлении отечественными строительными предпринимательскими структурами в рыночной экономике становится возможность самостоятельной разработки долгосрочной стратегии развития на уровне предприятия, так как функции министерств и других государственных органов перешли в

© С.Г. Калинин, 2013.

настоящее время непосредственно предприятию. Таким образом, внутрифирменное планирование претерпело эволюцию принципов и форм планирования. В этих условиях предпринимательская структура должна своевременно определять будущие научно-технические, организационно-экономические, социально-политические и другие воздействия внешней среды (как негативные, так и позитивные) и принимать соответствующие плановые решения. Это требует творческого подхода, научного поиска и исследований и творческого изучения зарубежного опыта управления.

Необходимость перехода строительных предприятий к внедрению стратегического планирования обусловлена потребностью в объединении различных направлений деятельности, т.е. к стратегическому подходу. Особенность его заключается в том, что строительная фирма рассматривается как открытая система, и эффективность функционирования ее связана с адекватным приспособлением к внешней среде. Поэтому ставится задача вовремя распознать угрозы для существования и получить максимум выгод из имеющихся возможностей. Эффективность решения этих проблем не обеспечивается только личными качествами и профессиональной подготовкой руководителя, она требует формирования соответствующего механизма, ориентированного на функционирование и внедрение в практику целостной системы стратегического управления.

В условиях работы предпринимательской структуры как «открытой» система планирование деятельности осуществляется в виде взаимосвязанной совокупности перспективных и текущих планов. Перспективное планирование включает формирование долгосрочных планов, направленных на решение стратегических задач. Система стратегического планирования представляет собой структурированный процесс организации и координации служб, занимающихся планированием. Текущее планирование включает в себя совокупность планов по различным видам деятельности предприятия и охватывает годичный период.

В общем виде стратегическое планирование как последовательный процесс заключается в выборе основных направлений производственной деятельности, приемов и методов, обеспечивающих достижение долгосрочных целей предприятия в изменяющихся условиях внешней среды, и состоит из следующих взаимосвязанных этапов. Во-первых, это постановка целей. Во-вторых, это определение стратегий и средств по их осуществлению. В-третьих, это прогнозирование последовательности действий на протяжении длительного времени и закрепления его в проектах планах, и программах разного типа, которые являются инструментами достижения целей и реализации стратегий. В-четвертых, это организация выполнения плановых заданий. И наконец, это - учет, контроль и анализ их выполнения.

Стратегическое планирование направлено на определение лучших направлений и траекторий развития, то есть на те меры, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ. При этом особое внимание необходимо уделять такой основной функции планирования, как определение перспективных направлений развития строительной предпринимательской структуры, от которых напрямую зависит минимизация возможных потерь от потенциально упущенной выгоды.

Для обоснования направлений развития строительных предпринимательских структур необходимо комплексно учитывать всю совокупность элементов, оказывающих влияние на решение поставленной задачи. Определение целей развития строительных предприятий базируется на двух основных факторах - существующей и прогнозируемой рыночной ситуации и стадии жизненного цикла предприятия. Кроме того, на этапе определения основной цели развития устанавливаются количественные критерии ее достижения, которые используются при выборе перспективных направлений развития.

На втором этапе планирования - анализе проблем - в первую очередь необходимо выявить общесистемные факторы, которые могут повлиять на траекторию развития фирмы на мезо- и микроуровне. Особенности подходов к стратегическому планированию и прогнозированию деятельности предпринимательских структур представлены на рисунке.

Рис. Особенности подходов к стратегическому планированию и прогнозированию деятельности на мезо - уровне и на микроуровне предпринимательских структур

Далее определяются компоненты непосредственного окружения предприятия, взаимосвязь с которыми необходимо развивать для достижения поставленной цели. На следующем этапе планирования осуществляется поиск альтернативных путей развития по каждому из элементов, требующих развития. При этом возможны два типа развития -экстенсивный и интенсивный.

Для осуществления прогнозирования направлений развития строительных предпринимательских структур необходимо обосновать модели развития каждого альтернативного пути развития рассматриваемого элемента. По полученным результатам строятся многофакторные модели, включающие в себя ряд рассмотренных элементов на базе различных типов развития. Таким образом, осуществляется формирование наилучших направлений развития путем моделирования взаимосвязи наиболее значимых компонентов. Если же положительный результат не достигнут, необходимо продублировать весь процесс планирования. При этом реализация каждого этапа предложенного алгоритма осуществляется с учетом конкретных условий деятельности строительных предпринимательских структур.

На мезоуровне представляется возможным выделить два взаимодополняющих подхода к выработке стратегии:

- оптимизационный, предложенный, например, в диссертационных исследованиях A.B. Руцкого [5] и Н.В. Банниковой [1]. Согласно этому подходу, стратегия отрасли рассматривается как оптимальный план достижения целей отрасли, а выработка стратегии - как решение задачи выбора оптимальной стратегии развития из ряда альтернативных стратегий;

- контрактный подход, предложенный А.Б. Руновым. Стратегию отрасли он предлагает рассматривать как контрактное соглашение между бизнесом и властью, а выработку стратегии - как переговорный процесс [4].

Несмотря на то, что данные подходы являются взаимодополняющими, при разработке стратегии может наблюдаться преобладание одного из них. Это определяется рядом факторов, но основным из них является наличие в отрасли предприятий, находящихся в государственной собственности. Чем больше таких предприятий и чем выше доля производимой ими продукции, тем меньшее значение при разработке стратегии отраслевого развития имеет контрактный подход, и наоборот.

Преобладание одного из подходов оказывает существенное влияние на следующие параметры:

- организационный механизм разработки стратегии;

- содержание стратегии.

Изменения в организационном механизме разработки стратегии выражаются в роли, которую будут играть представители предприятий отрасли в процессе разработки стратегии её развития. Так, в отрасли, в которой присутствие частного капитала незначительно, специалисты предприятий могут участвовать в процессе проработки стратегии в качестве экспертов, однако их голос может не учитываться в процессе принятия решения по выбору окончательного варианта стратегии развития. В данном случае важное место в разработанной стратегии должны составлять меры по стимулированию организаций отрасли по достижению её стратегических целей. В отраслях, характеризуемых преобладанием частного капитала, процесс разработки стратегии может быть передан представителям бизнеса. Влияние на содержание стратегии наличия частного бизнеса в отрасли объясняется возникающими в данном случае проблемами получения информации о стратегических планах частных предприятий.

Рассмотрим данные различия на примере содержания программ разного типа, касающихся развития строительного комплекса [3]. Если в Республике Беларусь сохранилась система государственного управления строительным комплексом, то основное содержание создаваемых программ его развития (см. табл.) составляют количественные цели строительного комплекса, а также инвестиционные и научные проекты, которые должны быть реализованы для достижения данных целей. Такое содержание стратегии невозможно в Российской Федерации уже в силу ее размеров, однако оно в принципе возможно на региональном уровне. Как видно из данных табл., содержание проекта программы развития предприятий промышленности строительных материалов коренным образом отличается от содержания белорусских программ. Оно не включает в себя инвестиционных проектов, которые должны быть реализованы в планируемом периоде, а касается лишь общих вопросов функционирования предприятий, производящих строительные материалы, что обусловлено преобладанием частного сектора на строительном рынке Санкт-Петербурга.

Таблица

Содержание программ развития строительного комплекса Республики Беларусь и проекта программы развития промышленности строительных материалов в

Санкт-Петербурге [2]

Программы развития строительного комплекса Республики Беларусь Проект программы развития предприятий, производящих строительные материалы (г. Санкт-Петербург)

1. Целевые ориентиры развития строительного комплекса: объем ввода жилья, структура жилья по применяемым архитектурно-строительным системам, объём производства строительных материалов; 2. Требуемые к реализации инвестиционные проекты, объём их финансирования и источники финансирования; 3. Энергосбережение в строительном комплексе; 4. Научная поддержка реализуемой стратегии. 1. Организация мониторинга потребности в строительных материалах, производства и ввоза основных строительных материалов, конструкций и изделий; 2. Стимулирование внедрения экономичных, ресурсосберегающих и экологически безопасных проектов, конструктивных решений, эффективных строительных материалов; 3. Развитие транспортной инфраструктуры строительного комплекса; 4. Повышение эффективности использования бюджетных средств в строительстве; 5. Меры государственного влияния при ценообразовании на продукцию стройиндустрии; 6. Решение кадровой проблемы, создание и использование возможностей «кадровых» технопарков.

Поэтому можно сделать вывод, что содержание стратегии при преобладании частного бизнесавотрасли корректируется в сторону информационной, инфраструктурной, кадровой и правовой поддержки функционирования предприятий отрасли, направленной на повышение их конкурентоспособности. В Республике Беларусь для большинства отраслей характерно преобладание государственного капитала, что предопределяет больший интерес к первому из представленных подходов - оптимизационному.

Подведя итоги, отметим, что в условиях деятельности предприятия как «открытой» системы, планирование осуществляется в виде взаимосвязанной совокупности перспективных и текущих планов. Учитывая взаимосвязь форм планирования предстоящих работ, можно разделить все виды перспективной плановой деятельности в рамках стратегического планирования на перспективный (стратегический) план развития предпринимательской структуры и план текущей (тактической) деятельности. Первый план объединяет проекты и целевые программы изменения научно-производственной и маркетинговой деятельности, второй - предусматривает финансовое и материальное обеспечение текущей деятельности.

Сущности стратегического планирования и прогнозирования деятельности на мезоуровне - отрасли экономики (для всех предпринимательских структур одной отрасли

деятельности и отдельного региона) и на микроуровне предпринимательских структур (для отдельных предпринимательских структур любых форм - крупных, средних и малых) различаются, что проявляется в следующем: на мезоуровне (в строительной отрасли) цели стратегического планирования и прогнозирования различаются тем, что стратегическое прогнозирование осуществляется как по направлениям развития (сценариям), так и по отраслевым показателям, а стратегическое планирование осуществляется по показателям; на микроуровне уровне отдельной предпринимательской структуры - прогнозирование и планирование осуществляется только по показателям, и поэтому методически они совместимы, различаясь по целям.

Литература

1. Банникова Н.В. Формирование системы стратегического планирования аграрного производства / Н.В. Банникова. [Электронный ресурс НБРБ]: теория, методология, практика: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05.

2. Прилуцкий И.В. Стратегическое планирование на мезоуровне: проблемы, подходы, инструменты // Экономика и управление. - 2009. - № 4.

3. Румянцева С. Программное заявление. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stroypuls.ru/vipusk/detail.php?article_id=30470 (дата обращения 30.09.2012)

4. Рунов А.Б. Консолидация и развитие национальной промышленности в свете эволюции контрактных соглашений между властью и бизнесом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/16207534/print.html (дата обращения 30.09.2012)

5. Руцкой A.B. Стратегическое планирование развития агропромышленного комплекса [Электронный ресурс НБРБ]: Проблемы теории и практики: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05

В.В. Каштанов УПРАВЛЕНИЕ ХОЗЯйСТВЕННЫмИ РИСКАмИ

муниципальных предпринимательских структур

Ключевые слова: риск, механизм, учет, регулирование, управление.

Управленческие решения принимаются в условиях неопределенности, когда в полной мере невозможно оценить вероятностные исходы при реализации альтернативных вариантов хозяйственной деятельности. Подобные ситуации возникают чаще всего в быстро меняющейся предпринимательской среде, при нарушении установившихся закономерностей из-за влияния новых или сложных факторов.

Можно выделить три основных механизма управления рисками:

- учет риска в деятельности, заключающейся в принятии разумных предосторожностей, осуществляемый на основе принципа оправданного риска;

- регулирование рисков, выполняемое в соответствии с принципом нормирования;

© В.В. Каштанов, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.