Научная статья на тему 'Экономическая сущность корпоративного управления'

Экономическая сущность корпоративного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
842
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ / CORPORATE MANAGEMENT / CONTROL MECHANISM / PRINCIPLES OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фролова Валентина Васильевна

В работе раскрываются принципы корпоративного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the principles of corporate management.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность корпоративного управления»

В.В. Фролова

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

V.V. Frolova

ECONOMIC ESSENCE OF CORPORATE MANAGEMENT

Ключевые слова: корпоративное управление, механизм управления, принципы управления.

Keywords: corporate management, control mechanism, principles of management.

Аннотация

В работе раскрываются принципы корпоративного управления.

Abstract

The article reveals the principles of corporate management.

Многие российские компании достигли той стадии развития, на которой недостаточное внимание к вопросам корпоративного управления может обернуться ослаблением их конкурентных позиций. Растущие потребности российского бизнеса в капитале и в качественном менеджменте вряд ли можно будет удовлетворить, не проведя решительных реформ в сфере корпоративного управления.

Практика показывает, что наличие в компании эффективной системы корпоративного управления в большинстве случаев становится основой для улучшения финансовых показателей, повышения качества управленческих решений, получения целого ряда других преимуществ.

Термином «корпоративное управление» принято обозначать разнообразные аспекты управления хозяйствующим сообществом.

По определению П. Кочран и С. Вартик «корпоративное управление - это защитный механизм, который охватывает много аспектов, которые касаются концепций, теорий и практики советов директоров. Это направление, что концентрируется на взаимоотношениях между советом директоров, акционерами, высшим менеджментом, регуляторами, аудиторами и другими стейкхолдерами».

Р. Монкс и Н. Миноу интерпретируют корпоративное управление как отношения между разными участниками в определении направлений развития и деятельности корпорации. По этому определению к группе участников отнесены акционеры, менеджеры, члены совета директоров, работники, покупатели, поставщики, кредиторы и другие заинтересованные группы.

Как допускает Г. Трикер, корпоративное управление может иметь разные определения, которые отображают разные его аспекты. В основу определения корпоративного управления должны быть положены теоретические положения организационного поведения, юриспруденции, финансового менеджмента, бухгалтерии и аудита, а также практика деятельности совета директоров.

П. Моерланд в исследовании понятия «корпоративное управление» отделяет его важный элемент - наличие совета директоров. Хотя А. Демб и Ф. Нойбауер отмечают значимость совета директоров как компоненты корпоративного управления, однако считают, что совет директоров, важен, прежде всего, для ведения отчетности корпорации перед акционерами и подчинения ее деятельности современным этическим и экономическим стандартам.

Некоторые авторы, например, Г. Ванг и X. Девирст провозглашают совет директоров наибольшей инновацией в сфере корпоративного управления.

Разное понимание роли совета директоров в корпоративном управлении предопределенно значительным количеством определений самого корпоративного управления. Совет директоров рассматривают также как механизм, который облегчает

агентскую проблему, связанную с класической дилеммой А. Берла и Дж. Минса. Эти ученые допускают, что понимание акционеров о корпоративном управлении основывается на понимании того, что корпорации - это частная собственность, а внутренние и внешние директора - это защитники акционеров корпорации.

По мнению Дж. Уортий Р. Нейшел корпоративное управление - это, прежде всего совокупность обязательств: «Управление ... в значительной мере, но не исключительно заключается в обеспечении взаимосвязи корпорации с институционной средой, в которой она функционирует. Среди проблем управления - законность корпоративной власти, корпоративная подотчетность, перед кем и за что корпорация имеет ответственность, кто и за какими нормами должен ею управлять».

Наиболее удачным нам представляется определение, сформулированное одним из крупнейших американских институциональных инвесторов TIAA-CREF: «Корпоративное управление - это набор механизмов, используемых для поддержания адекватного баланса между правами акционеров и потребностями совета директоров и менеджмента в процессе управления компанией».

Как правило, корпоративное управление подразумевает взаимодействие трех основных групп интересов - акционеров, совета директоров и топ-менеджеров (рисунок 1).

Граннцы корпоративного руководства

Акционеры

(включая менеджеров

иНстнттцгОнЯльмы* фаздов)

Сон^т директоров (включая председателя)

Генеральный директор

□ СЮ

Рисунок 1 - Границы корпоративного руководства [1]

Основная задача корпоративного управления — поддерживать баланс ответственности между этими группами интересов: совета директоров перед акционерами, менеджмента перед советом директоров, собственников крупных пакетов акций перед миноритариями, наконец, корпорации перед обществом.

Пять главных принципов надлежащего корпоративного управления [2]:

Права акционеров (система корпоративного управления должна защищать права владельцев акций).

Равное отношение к акционерам (система корпоративного управления должна обеспечивать равное отношение ко всем владельцам акций, включая мелких и иностранных акционеров).

Роль заинтересованных лиц в управлении корпорацией (система корпоративного управления должна признавать установленные законом права заинтересованных лиц и поощрять активное сотрудничество между компанией и всеми заинтересованными лицами в целях преумножения общественного богатства, создания новых рабочих мест и достижения

финансовой устойчивости корпоративного сектора).

Раскрытие информации и прозрачность (система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации обо всех существенных аспектах функционирования корпорации, включая сведения о финансовом положении, результатах деятельности, составе собственников и структуре управления).

Обязанности совета директоров (совет директоров обеспечивает стратегическое руководство бизнесом, эффективный контроль над работой менеджеров и обязан отчитываться перед акционерами и компанией в целом).

Совсем кратко базовые понятия корпоративного управления можно сформулировать следующим образом: справедливость (принципы 1 и 2), ответственность (принцип 3), прозрачность (принцип 4) и подотчетность (принцип 5).

На рисунке 2 представлен процесс формирования системы корпоративного управления в развитых странах. В ней отражены внутренние и внешние факторы, которые определяют поведение фирмы и эффективность ее функционирования.

Рис, 1. Формнрпианнс: СЯС1СМЫ кирпер атиынпгп управлении под нощей стисм пн у ірснниі И пне шнт факторев

Внутренние факторы йнтщиацм +

Сйост лщ>ёк.тс|р«н ♦ +

йгчнтьвштм

♦ *

Правлении \

руководит выполнением і

всипиш ашиий кавпммиии

Дяйстиуіоіті&

В чадтнин

МІИДЄ ЗИНОИНИ

Внешние фактаїїьі

Действующие в сфере имнмттмьети и рынвчюге иплииииия

■ЗаИНТерСЕОаЛННЫС ЛНЦЭ

наэнлайт и к;нтрппигу5т

АгснгЫн которые мнлюг на формирование репутации1, действуя В сфсрих:

* бухгвіптіарни; юриспруденции:

* присаоммя г^ойитмьл рейтингов:

- инвастицийнйьії бін наиккй [ив раций;

І ■ финансовой информации и ; прессы,

*цнкстицирннргу

консультирования;

* исследовании.

■ аиапиаа корпоративного управления

Синди рты (например. правила бухучета и аудита)

Эл кино дата пьные акты

Финансовый сектор:

■ привлечение кредитных ресурсов (ссуд и облигационных мймов).

■ размещение и вращение акции Рынн:

■ кднцуренцир нц ТМарны* рынка* и рынках факторов производства ■привлечен ив при мыл иностранных инвестиций;

■ контроль над девтшіиюсп.ю кдрппрзций путем слияний и поглощений

* Агенты, влияющие ка формирование репутации - это организации и специалисты, которые способствуй)т отлаживанию неравномерного распределения информации между участниками рынка, улучшению надзора з я деятель насты* компаний н раскрытии ел уч аеп н ешдиба» щега корпоративного пааадення. источник: Согрсгаїе бтпаяее: А Ргатенвгк Іог ІтрІмюпіШвп. — ШгііВаик, 1335.

Рисунок 2 - Формирование системы корпоративного управления под воздействием внутренних и внешних факторов [3]

Этапы построения системы эффективного корпоративного управления и ее преимущества представлены на рисунке 3.

рис, 3,31 ти спадання тстсиы зффмігівмп ксрпаратиынаго управления и сс потенции льные прсимущссім

Потенциальные преимущества

Этапы издании снывмы Нцдшмитвшжтю

Парма иагштдгмиш кяввдалишгатнивяти

Смяиишшин шитш

Пйоышение лОДшивмы» фунтщйни^аш

Мгсаини нярияпяне.шшвнвыж д»ти

У^пишрин™

Источник: №, 2083,

Рисунок 3 - Этапы создания системы эффективного корпоративного управления и ее потенциальные преимущества [3]

В развитых странах используются две основные модели корпоративного управления. Англо-американская действует, помимо Великобритании и США, также в Австралии, Индии, Ирландии, Новой Зеландии, Канаде, ЮАР. Германская модель характерна для самой Германии, некоторых других стран континентальной Европы, а также для Японии (иногда японскую модель выделяют как самостоятельную).

Англо-американская модель действует там, где сформировалась рассредоточенная структура акционерного капитала, т.е. преобладает множество мелких акционеров. Эта модель подразумевает существование единого корпоративного «штаба» — совета директоров, осуществляющего как надзорные, так и исполнительные функции. Надлежащая реализация обеих функций обеспечивается за счет формирования этого органа из неисполнительных, в том числе и независимых директоров («контролеров»), и исполнительных директоров («управленцев»).

Германская модель развивается на базе концентрированной структуры акционерного капитала, другими словами, когда существуют несколько крупных акционеров. В этом случае система управления компанией является двухуровневой и включает в себя, во-первых, наблюдательный совет (в него входят представители акционеров и сотрудников корпорации; обычно интересы персонала представляют профсоюзы) и, во-вторых, исполнительный орган (правление), членами которого являются менеджеры. Особенность такой системы — четкое разделение функций надзора (отданных наблюдательному совету) и исполнения (делегированных правлению).

В англо-американской модели правление как самостоятельный орган не создается, оно фактически «встроено» в совет директоров. Российская модель корпоративного управления находится в процессе формирования, и в ней проявляются особенности обоих описанных выше образцов.

Таблица 1 - Характеристики основных моделей корпоративного управления [6]

Англо-саксонская Немецкая Японская

Рыночная культура Культура согласия Культура сплоченности

Краткосрочная стратегия Долгосрочная стратегия Долгосрочная стратегия

Относительно большее влияние акционерного капитала Относительно большее влияние заемного капитала Подавляющее влияние заемного капитала

Финансовые системы, основанные на рынке Финансовые системы, основанные на банках Финансовые системы, основанные на банках

Доминирование аутсайдеров Доминирование инсайдеров Доминирование инсайдеров

Акцент на акционерах Акцент на других заинтересованных лицах Акцент на акционерах

На сегодняшний момент времени российские компании отстают от своих «коллег» из-зарубежа в данном вопросе управления. И им предстоит большая работа по повышению уровня корпоративного управления. Те из них, которые сумеют добиться успехов в этой сфере, смогут повысить свою эффективность и инвестиционную привлекательность, снизить расходы на привлечение финансовых ресурсов, а в итоге получить серьезное конкурентное преимущество.

Библиографический список

1. Г азин Г. Корпоративное управление в России // Вестник МсЮшеу. - 2003. - № 3.

2. Грачева М. Корпоративное управление: основные понятия и результаты

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

исследовательской практики // Управление компании. - 2004. - № 2.

3. Карапетян Д., Грачева М. Корпоративное управление: основные понятия и результаты исследовательской практики // Управление компании. - 2004. - № 1.

4. Маннапов Р. Корпоративное управление: сущность, элементы, проблемы

становления // Экономика и управление. - 2002. - № 5.

5. Храброва И.Ю. Корпоративное управление: вопросы интеграции. - М.: АЛЬПИНА, 2000. - С. 15.

6. http://www.msfofm.ru/library/94-corporate-finance - Основы корпоративного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.