Научная статья на тему 'Экономическая сущность интеграции науки и высшего образования в условиях инновационной экономики'

Экономическая сущность интеграции науки и высшего образования в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / DISTRIBUTION RELATIONS / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / REAL SECTOR OF ECONOMY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / FEDERAL BUDGET / SCIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акулич В.Г.

В статье рассматривается интеграция науки и высшего образования как средства превращения науки в доминирующую производительную силу общества. Обосновывается необходимость совершенствования распределительных отношений для эффективного взаимодействия вузовской науки и производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Essence of Integrating Science and Higher Education in the Innovation Economy

The article considers integration of science and higher education as a means of turning the science into the dominant productive force of the society. The author proves the necessity of improving distribution relations for the effective interaction between the university science and production.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность интеграции науки и высшего образования в условиях инновационной экономики»

инновационная экономика,, наука,, образование

и бюджет

экономическая сущность интеграции науки и высшего образования

в условиях инновационной экономики

_Аннотация

В статье рассматривается интеграция науки и высшего образования как средства превращения науки в доминирующую производительную силу общества. Обосновывается необходимость совершенствования распределительных отношений для эффективного взаимодействия вузов -ской науки и производства.

Среди российских экономистов и политиков остро обсуждается проблема перехода отечественной экономики на инновационный путь развития. Актуальность проблемы обосновывается тем, что устойчивое развитие любой экономической системы и экономики России в целом немыслимо без инновационных процессов. Высокий уровень функционирования инновационной сферы не возможен без развития образовательного комплекса.

Акулич В.Г.

доцент кафедры экономики и менеджмента Красноярского филиала МЭСИ vakulich@kfmesi.ru

Интеграция науки и высшего образования

Мировой финансовый кризис изменил для вузов, особенно государственных, экономические условия деятельности. С одной стороны, перед вузами стоят проблемы поддержания жизнеспособности учебных заведений, то есть обеспечения необходимого финансового состояния. С другой стороны, сам выход

из кризиса возможен посредством внедрения инноваций, прокладывающим дорогу новым технологиям, формирующим ниши для последующей деятельности. Решение этих проблем предполагает развитие инновационной деятельности вузов. Одним из существенных средств базисного основания, обеспечивающего эффективность вышеназванного процесса, выступает интеграция науки и высшего образования.

Традиционно под интеграцией науки и высшего образования понимается объединение, взаимодействие научной деятельности и образовательного процесса в высшем учебном заведении. Осуществляемый в настоящее время переход к регулируемой рыночной экономике, построенной на многообразии форм собственности, требует не только этого простого взаимодействия, а глубокого взаимопроникновения научного и образовательного процессов, т.е. приоритетного влияния их интеграции на показатели экономического роста страны. Поэтому современное видение процесса интеграции науки и высшего образования предполагает его рассмотрение как средства превращения науки в доминирующую производительную силу общества. Другими словами, вузовская наука, должна заниматься фундаментальными исследованиями и способствовать наукоемкому развитию производства.

Связи вузовской науки с реальным сектором экономики

Несмотря на то, что государством уже делаются попытки интеграции этого процесса (создание новых крупных университетов и научно-исследовательских центров в Российской Федерации) многие существующие сейчас университеты носят отраслевой характер, в котором преобладает химическая, лесоперерабатывающая, нефтегазовая и др. промышленность.

Поэтому высшие учебные заведения должны включать в свои образовательные программы результаты инновационной деятель-

сотрудничество вуза

и инновационных

объединений

(фирм,

предприятий) в рамках образовательных программ позволит подготовить компетентного специалиста с качественно новым

инновационным мышлением

Ключевые слова:

наука,

высшее образование, интеграция, распределительные отношения, реальный сектор экономики, федеральный бюджет

ности этих отраслей, а значит изменить не только стандарты обучения, но и выстроить совершенно новые процессы взаимодействия с инновационной активностью предприятий. Сотрудничество вуза и инновационных объединений (фирм, предприятий) в рамках образовательных программ позволит подготовить компетентного специалиста с качественно новым инновационным мышлением, которое будет способствовать превращению науки в доминирующую производительную силу общества. При таком подходе альянс научной и образовательной составляющей вуза должен осуществляться на основе совершенствования распределительных отношений в сфере высшего образования. Необходимость таких преобразований вызвана тем, что Россия не конкурентоспособна на мировом уровне по таким показателям как -качество образования; обеспеченность экономики страны кадрами высокой квалификации; внедрением научно-исследовательских зработок, проводимых научными организациями и вузами.

равнения необходимо констатировать, о достижения в области фундаментальной и прикладной науки в зарубежных странах официально признаны в качестве основы экономического роста. В США на 1 доллар, вложенный в НИОКР, приходится 9 долл. роста ВВП. [1] Доля американской промышленности на рынках наукоемкой продукции составляет 36%, что обеспечивает лидирующую позицию этой страны в мировом рейтинге, Японии -30%, на долю России приходится всего лишь 1% [2]

Такой процент России на мировом рынке наукоемкой продукции обусловлен в том числе и тем, что в систему распределительных отношений высшего образования практически включено только государство, а другие субъекты рыночных отношений в значительной степени представляющие реальный сектор экономики, остаются в стороне. Чтобы вузовская наука превратилась в производительную силу общества в условиях инновационного

развития экономики, ее интеграция должна быть опосредована многосторонними связями с реальным сектором экономики.

Изменение приоритетов государства

Возникает необходимость, во-первых, предоставления производственным отраслям новых возможностей стимулирования финансовых отношений с высшими учебными заведениями. Это предполагает совершенствование налогового законодательства, то есть частичное освобождение от налогообложения части прибыли предприятий, направляемой на развитие производства или освоение новой техники, а так же научных исследований и разработок, ведущих к повышению экономической эффективности производства. Использование стимулирующей роли налогов предоставит высшим учебным заведениям совместно с реальным сектором экономики страны возможность финансового и производственного сотрудничества в области разработки и применения инноваций.

Во-вторых, следует радикально изменить финансирование научно-образовательной деятельности со стороны бюджета (не по остаточному принципу, а по приоритетной востребованности общества), так как большинство вузов России не имеют необходимой научно-исследовательской базы. Изменив приоритеты государства и реального сектора экономики, правительство не должно допускать риска приостановления научной деятельности высшего учебного заведения в случае финансового кризиса и банкротства предприятия его субсидирующего. Следовательно, основная доля расходов на вузовские фундаментальные исследования должна принадлежать государственному бюджету.

Структура и качество экономической системы реального сектора экономики должны отражать не только развитие наукоемких отраслей, но и реализацию достижений социальных целей. Акцент должен быть сделан на научное развитие и финансирование обрабатывающих

Keywords:

science,

higher education, integration, distribution relations, real sector of economy, federal budget

вложенный _в НИОКР,

9 долл. роста ВВП

ггг

отраслей, преимущественно производящих жизненные средства, так как прежнее развитие этих отраслей на традиционной технической основе экономически нецелесообразно.

Государственный бюджет и приоритетность образования и науки

Рассматривая реальный сектор экономики, мы приходим к выводу, что без значительных инвестиций и их равномерного распределения между отраслями (на данный момент до 50% всех инвестиций в России приходится на сырьевые отрасли), невозможно изменить соотношение внутри совокупного спроса в пользу российских производителей и, как ствие, уменьшить зависимость от импорта мирового рынка. необходимо изменить структуру льзу развития научно-образовательной деятельности высшего образования в результате роста ВВП, а, соответственно, и ционального дохода за счет развития обрабатывающих отраслей экономики России.

бходимо уточнить, что формирование сударственного бюджета образуется после вторичного распределения национального дохода и увеличивается по мере его роста. Таким образом, механизм распределения средств должен имеет следующую логическую зависимость:

- финансирование фундаментальных исследований в вузах для обрабатывающих отраслей, в том числе и для отраслей, производящих жизненные средства;

- развитие указанных отраслей, производящих тот объем стоимости жизненных средств, который подлежит конечному потреблению и распределению;

- увеличение доли фонда заработной платы в ВВП;

- рост национального дохода;

- увеличение государственного бюджета;

- увеличение доли бюджета, используемой на финансирование научно образовательной сферы.

Только при использовании такого распределительного механизма можно увеличивать долю бюджета на интеграцию науки и образования до 7%, как в развитых странах мира, и утвердить сферу образования и науки в качестве приоритетной. Конечно, по поводу конкретной цифры (7%) можно дискутировать, но сама идея увеличения доли бюджетного финансирования при применении вышеизложенных мероприятий вряд ли будет оспариваться. Таким образом, все вышеуказанные мероприятия могут быть реализованы при условии изменения концептуального отношения к проблеме интеграции науки и высшего образования.

Литература

1. Емельянов С.В. Инновационная стратегия правительства США в XXI веке // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 3. - [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://mevriz.rU/articles/2002/3/1008. html.

2. Нешитой А. Необходимость роста на базе развития // Экономист. - 2008. - № 2. - С. 17.

доля американской промышленности на рынках наукоемкой продукции составляет 36%, что обеспечивает лидирующую позицию этой страны в мировом рейтинге, Японии -30%, на долю России приходится всего лишь 1%

Akulich V.G. _

Associate professor, Chair of Economics and Management, _

Krasnoyarsk Branch of Moscow State University of Economics, _

Statistics and Informatics (MESI) _

Economic Essence of Integrating Science and Higher Education _ in the Innovation Economy _

_Abstract _

The article considers integration of science and higher education as a _ means of turning the science into the dominant productive force of _ the society. The author proves the necessity of improving distribution _ relations for the effective interaction between the university science and _ production. _

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.