ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЦЕНЫ
В.И. Садикова, студент А.А. Шулимова, канд. экон. наук, доцент Кубанский государственный аграрный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2022-284-168-170
Аннотация. В статье рассмотрена цена как ключевой элемент управления рентабельностью и эффективностью хозяйственной деятельности предприятия. Показано, что динамика цен отражает конъюнктуру товарного рынка и закономерности развития национальной и региональной экономики. Проанализированы основные функции цены, важнейшей из которых представляется информационная. Выявлено ведущее значение мониторинга текущих и договорных цен для принятия экономически обоснованных управленческих решений на микро и макроэкономических уровнях.
Ключевые слова: экономическая теория, микроэкономика, рынок, цена, стоимость, полезность, ценовой механизм, функции цены, управление ценами.
Современная рыночная экономика как система взаимовыгодных товарообменных операций предоставляет стимулы и мотивы к прогрессивному изменению экономическим субъектам через изменение уровня и структуры цен. Выбор цены производителем задает параметры конкурентоспособности компании, эффективность ее коммерческой деятельности, возможности производства и сбыта продукции и услуги.
Цена - это базовая категория рыночной экономики, которая отражает влияние политических, социально-экономических, психологических и иных факторов покупателя. Эти факторы необходимо учитывать в ценовой политике фирмы, чтобы повысить рентабельность и конкурентоспособность компании [1, с. 35].
В рыночной экономике цена является ориентиром для производителей. Она находится в основе системы стоимостных категорий, важнейшие среди которых финансы, кредит, зарплата, налоги, прибыль, издержки производства, страхование. Прибыль как компонент цены опосредует экономические отношения на всех этапах воспроизводственного процесса. Она влияет на рентабельность производства, уровень реальной заработной платы, возможность материального стимулирования рабочей силы, себестоимость продукции, труда и услуг, инвестиционную активность и
другие важные показатели. Цена отражает требования ряда экономических законов.
Существует два взаимосвязанных подхода к ценообразованию:
1) цена основана на социально необходимых затратах;
2) цена основана на полезности или стоимости продукта.
Суть первого подхода заключается в том, что цена является денежным выражением стоимости, а движение цен подчиняется закону стоимости [2, с. 8]. Однако в рыночных условиях наблюдается все более значительное отклонение цен от стоимости. Поэтому появилось новое направление, согласно которому полезность продукта для потребителя оценивается в цене. Это второй из этих двух подходов, для которого цена определяется как сумма денег, полученная и выплаченная за продукт. Здесь закон предельной полезности, т. е. проявляется цена зависит от стоимости предельной полезности продукта для покупателя. Однако исследователи поняли, что предельную полезность трудно измерить.
В основе цены находится стоимость и выгода, причем уровень определяется не только этими двумя категориями, но и сочетанием рыночных и нерыночных факторов, степень влияния которых динамически меняется, как и сама цена. При расчетном подходе к затратам цены основаны на
стоимости продукта, которая в основном зависит от технологии его производства.
Используя утилитарный подход, предприниматель, устанавливающий цену, следует за выгодой продукта для потребителя. Таким образом:
- цена, которую покупатель готов заплатить за продукт, определяется в основном степенью его полезности для покупателя;
- цена, которую устанавливает продавец, основана на стоимости;
- продукт признается на рынке как товар, если на него назначена цена;
- цена согласовывает интересы всех участников рынка.
На конкурентном рынке соотношение выгоды и стоимости формирует равновесную цену, в которой помимо стоимости продукта отражается: соотношение спроса и предложения на товар, качество товара, инфляция, степень государственного регулирования цен, условия валютного курса, налоговая политика, конкуренция, другие факторы и их сочетание [3, с. 73].
В соответствии с теорией использования графическое представление кривой спроса определяет количество товаров, которые пользуются спросом по разным ценам. Объем затрат задает конфигурацию кривой предложения, которая определяет количество предлагаемого продукта в зависимости от цены.
Исходя из экономической цели цены, она должна обеспечить:
- покрытие отдельных затрат на производство продукции и стоимость продажи товара;
- нормальную рентабельность для обеспечения расширенного воспроизводства.
Цены выполняют различные функции в зависимости от их характера и назначения. Различают функцию учета и измерения затрат, балансировки, стимулирования, распределения и другие.
Учетно-измерительная функция состоит в том, что по ценам предприятия учитывают стоимость ресурсов для создания продукта, измеряют себестоимость, следят за соблюдением стандартов затрат и выявляют экономию или превышение. Цена используется в анализе, прогнозировании, планировании, она измеряет все основные
категории, количественно характеризующие рынок. Благодаря своей измерительной способности цена становится инструментом, который позволяет конвертировать количество физических единиц продукта в денежные единицы.
Распределительная функция цены проявляется в наличии надбавок к цене в виде акцизов, налога на добавленную стоимость и иных компонентов, которые можно определить на социальные цели. В современных условиях данная функция дополняется социальной ответственностью бизнеса, связанного с принятием повышенных социальных затрат и обязательств, обусловленных потребностью компании обрести уверенность и безопасность в нестабильной рыночной обстановке [4, с. 3]. По ценовым каналам доход перераспределяется между участниками рынка. Высокие цены на качественные товары и предметы роскоши способствуют перераспределению доходов богатых и зажиточных слоев населения в пользу бедной категории и выполняют социальную цель.
Функция уравновешивания спроса и предложения заключается в регулировании отношений между производством и потреблением. Когда рыночные цены колеблются под влиянием различных факторов, капитал перетекает из одной отрасли производства в другую. Производство продукции, уже не пользующейся спросом, полностью прекращается, а высвобождаемые ресурсы направляются на получение продукции, более выгодной производителю, на которую существует спрос.
Функция стимулирования предпочтительно используется для улучшения качества или увеличения выпуска новых продуктов. Ее позитивная роль проявляется в следующем:
- цена обеспечивает более высокий уровень рентабельности;
- улучшение качества требуется повышенные затраты;
- изменение качества должно быть экономически эффективным для производителя.
Таким образом, цена в рыночной экономике выступает основным регулятором пропорций общественного
воспроизводства. Коммерческий успех лю- ценовой политики важно различать и выде-бого предприятия зависит от того лять две взаимодействующие структуры. С насколько правильно будут установлены одной стороны, это сама цена, а с другой -цены. Цена может определяться количе- ценообразование как способ формирование ством затрат на производство товара. В новых цен.
Библиографический список
1. Соколова Т.М., Помыткина А.В., Шулимова А.А. Особенности формирования ценовой политики на предприятии // Вестник научно-технического творчества молодежи Кубанского ГАУ. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - С. 35-37.
2. Карпова С.В. Управление ценами: учебник / под ред. С.В. Карповой. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. - 236 с.
3. Микроэкономика: учеб. пособие / под ред. Т.А. Селищевой. - М.: ИНФРА-М, 2018. -250 с.
4. Шулимова А.А. Институты социально-ответственного бизнеса в России: эволюция и перспективы развития. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - 275 с.
ECONOMIC ESSENCE AND SIGNIFICANCE OF PRICE V.I. Sadikova, Student
A.A. Shulimova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The price as a key element in managing the profitability and efficiency of the enterprise's economic activity is considered in the article. It is shown that the dynamics of prices reflects the conjuncture of the commodity market and the patterns of development of the national and regional economy. The main price functions are analyzed, the most important of which is informational. The leading importance of monitoring current and contractual prices for making economically sound management decisions at the micro and macroeconomic levels has been revealed.
Keywords: economic theory, microeconomics, market, price, cost, utility, price mechanism, price functions, price management.