Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 3 (69). 2017 г. № 1. С. 92-103.
УДК 336.14.01
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ БЮДЖЕТА Харченко В. А.
Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация
E-mail: [email protected]
В данном исследовании рассмотрены и обобщены трактовки сущности понятия «бюджет», что позволило определить бюджет как систему отношений, централизованный фонд денежных средств, главный финансовый план страны, центральное звено финансовой системы государства. В ходе анализа подходов ученых-экономистов к выделению функций и целей бюджета и их содержательному наполнению, были выделены первичные (базовые) и вторичные (производные) функции бюджета, цели и конкретизирующие их задачи. Также были выявлены принципы, лежащие в основе определения бюджета как процесса и как системы отношений; определены базовые признаки классификации видов бюджета.
Ключевые слова: бюджет, функции бюджета, роль бюджета, цели бюджета, задачи бюджета, принципы бюджета, виды бюджета.
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе бюджет - это ключевое звено государственных финансов. Посредством бюджета в руках государства аккумулируется значительная часть созданного в стране ВВП, распределяемого и перераспределяемого для решения тактических и стратегических задач по обеспечению стабильных темпов экономического роста, инновационному развитию и регулированию пропорций общественного производства.
Посредством распределения бюджетных средств государство регулирует хозяйственную жизнь страны, тем самым целенаправленно усиливая или сдерживая темпы роста производства, ускоряя или снижая рост капиталов и частных сбережений, изменяя структуру спроса и предложения, регулируя социальное обеспечение членов общества.
В научной и учебной экономической литературе бюджет традиционно рассматривается как сложная экономико-правовая категория, эволюция которой происходила одновременно с развитием общества, государства и товарно-денежных отношений. Поскольку термин «бюджет» используется для обозначения различных по своей природе явлений и процессов, его содержание должно трактоваться одновременно в историческом, экономическом и правовом аспекте (табл. 1).
Как экономическая категория, бюджет представляет собой систему экономических (денежных) отношений между государством и хозяйствующими субъектами (предприятиями и организациями) различных организационно-правовых форм хозяйствования и видов экономической деятельности, общественными организациями, населением, а также другими государствами и межправительственными организациями (при заимствовании извне финансовых ресурсов для покрытия бюджетного дефицита и обслуживании возникшего в связи с этим государственного долга). Предметом этих отношений является создание
централизованного фонда денежных средств, а целью - своевременное и полное финансовое обеспечение реализации функций государства на всех уровнях управления. В этой связи бюджет является экономическим базисом государства.
Таблица 1
Аспекты рассмотрения понятия «бюджет»
Категория Сущность категории Бюджет как категория
Историческая научное понятие, характеризуемое высоким уровнем абстрагирования и отражающее наиболее существенные связи и отношения прошлого и процесса исторического познания бюджет - центральное звено финансовой системы государства, его форма унифицирована (два раздела: расходы по основным четырем направлениям и доходы, формируемые за счет налоговых и неналоговых платежей). Содержание этих базовых экономических категорий меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой
Экономическая важнейшее понятие экономической науки, отражающее существенные стороны экономических процессов и явлений совокупность экономических отношений, которые возникают в связи с формированием, распределением и использованием бюджета -централизованного фонда денежных средств
-финансово-организационная содержит основные характеристики финансовых отношений и организационные принципы каких-либо явлений или процессов утвержденная в особом порядке роспись доходов и расходов государства
- материальная охватывает значимые отношения, признаки, свойства и формы движения множества существующих субъектов и их систем обособленная совокупность денежных средств, распределенных по некоторым группам, имеющим свое целевое назначение, свой порядок использования и орган, который распоряжается этими денежными средствами
Правовая характеризует совокупность общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения основным признаком бюджета как правовой категории является его документальное представление, поскольку это финансово-правовой акт, посредством которого утверждается план формирования и распределения денежного фонда, предназначенного для финансирования задач и функций субъекта хозяйствования
Источник: составлено автором на основе [5, с. 22-23; 17, с. 150; 23, с. 100-101].
Будучи экономической категорией, бюджет объединяет в себе такие базовые финансовые категории, как налоги, государственный кредит, государственные доходы и расходы в их действии. В финансово-организационном аспекте бюджет -это систематизированная роспись доходов и расходов государства на определенный
срок, детализация которых позволяет координировать деятельность государства; а в материальном - роспись материальных носителей бюджетных отношений (уполномоченных государством держателей и распорядителей денежных средств на макро-, мезо- и микроуровне). Утверждение парламентом бюджета как главного финансового плана страны, показатели которого охватывают и характеризуют реальное состояние всех подсистем социально-экономической системы общества, придает ему форму закона.
Несмотря на длительный период изучения понятия «бюджет», его толкование до настоящего времени носит дискуссионный характер; остаются нерешенными проблемы грамотного планирования и рационального использования бюджетных средств на уровне государства (макроуровень), регионов (мезоуровень) и территориальных образований (микроуровень).
Учитывая вышесказанное, целью данного исследования является уточнение сущности бюджета как экономической категории и построение схемы классификации его видового состава. Для реализации данной цели необходимо: рассмотреть и обобщить трактовки сущности понятия «бюджет»; проанализировать подходы к определению его функций, целей и задач; выявить основополагающие принципы бюджета и базовые признаки классификации его видов.
ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ
Рассмотрев наиболее значимые точки зрения отечественных и зарубежных авторов, изучающих экономическую сущность бюджета, нами выделены несколько
подходов (табл. 2).
Таблица 2
Современные подходы к определению понятия «бюджет»
Источник | Определение
Бюджет - роспись доходов и расходов, представленная в форме таблицы
Словарь современных экономических терминов «сумка, мешок (от нормандского bougette - рюкзак) эволюционировало до определения "портфель, содержащий счета государственных доходов и расходов" от английского budget - кожаный мешок)» [16, с. 40].
Словарь современных экономических терминов «таблица, в одной части которой указаны денежные доходы, а в другой -расходы за тот же период времени. Так что бюджет - это роспись, смета денежных расходов и доходов, составляемая для того, чтобы заранее знать источники доходов и направления расходов денег и достичь соответствия, баланс» [16, с. 38].
Бюджет - система отношений
Э. В. Рогатенюк, И. М. Пожарицкая «является формой существования реальных, объективно обусловленных парораспределительных отношений, выполняющих специфическое назначение - удовлетворение потребностей общества в целом и его административно-территориальных единиц в финансовых ресурсах» [19, с. 69].
Б. М. Сабанти «представляет собой систему денежных отношений, имеющих императивную форму и выражающих движение главным образом чистого дохода общества, в процессе которого образуется и используется централизованный фонд государства в целях выполнения им своих функций» [21, с. 99].
Источник Определение
С. И. Юрий «является экономической категорией и отображает денежные отношения между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу создания централизованного фонда денежных средств государства и его использования на расширенное воспроизводство, повышение уровня жизни населения и удовлетворения других общественных потребностей» [27, с. 139].
Бюджет - централизованный фонд денежных средств
Бюджетный кодекс РФ «форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1, ст. 6].
Г. Б. Поляк «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [15, с. 6].
В. В. Ковалев «централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной)» [12, с. 184].
В. А. Федосов представляет собой «универсальную форму образования и расходования денежных средств (общественных фондов) для финансового обеспечения задач и функций государства, регулирования секторов экономики и социальной сферы» [24, с. 12-22].
Бюджет - финансовый план
И. А. Бланк «оперативный финансовый план краткосрочного периода, разрабатываемый обычно в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления финансовых средств в процессе осуществления конкретных видов хозяйственной деятельности» [6, с. 58-65].
Дж. Бримсон «количественное выражение плановых показателей предприятия на определенный период. Под количественным выражением плана понимается определенный набор цифр, задающих организации конкретные параметры производственно-хозяйственной деятельности» [2, с. 32-40].
В. Б. Ивашкевич «количественное и стоимостное выражение планов деятельности и развития организации, координирующее и конкретизирующее в цифрах проекты руководителей» [11, с. 455].
А. Д. Шеремет «совокупность взаимосвязанных планов, представленных в виде финансовых и/или натуральных показателей, для предприятия в целом или его подразделения на определенный период времени» [25, с. 214-224].
Финансово-кредитный энциклопедический словарь «одна из форм планирования в государстве, которая представляет собой бюджетный процесс, позволяющий согласовать деятельность государственных органов внутри государства и подчинить их общей стратегической цели» [5, с. 113].
Бюджет - звено бюджетной системы
Л. А. Дробозина «главное звено бюджетной системы, выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон» [8, с. 310-330].
Е. О. Шобухова «главное звено бюджетной системы государства, представляющее собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [26, с. 166-168].
Источник: составлено автором на основе изученной литературы.
Рассматривая бюджет как экономическую категорию, Э. В. Рогатенюк и И. М. Пожарицкая [19] подчеркивают объективность возникающих при его
формировании отношений, обусловленных наличием института государства, а Б. М. Сабанти [21] подчеркивает их императивный (от лат. «трегайуш» -повелительный) характер. По его мнению, бюджет является орудием вмешательства государства в экономику, поскольку «концентрация огромной части национального дохода в руках государства позволяет последнему осуществлять стимулирование развития наиболее перспективных отраслей экономики, финансировать программы по энергетическому развитию, поддерживать на достаточно высоком уровне темпы научно-технического прогресса, в том числе и через финансирование науки».
Характеризуя бюджет как общественный денежный фонд, Г. Б. Поляк [15], В. В. Ковалев [12] и В. А. Федосов [24] акцентируют внимание на его роли в урегулировании финансовых отношений между секторами экономики и социальной сферой. При этом подчеркивается, что характерными чертами бюджета как централизованного фонда денежных средств являются значительные размеры, маневренность средств и наличие резервных фондов.
И. А. Бланк [6] и Дж. Бримсон [2] указывают на объективную необходимость разработки бюджета, характеризуют его количественные выражения, акцентируют внимание на необходимости централизации денежных средств преимущественно в фондовой форме. Л. А. Дробозина [8] и Е. О. Шобухова [26] подчеркивают важность бюджета как главного звена финансовой системы государства, предназначенного для финансового обеспечения реализаций функций государства и органов местного самоуправления.
Исходя из цели данного исследования, предлагается под бюджетом понимать главное звено бюджетной системы страны, выражающее экономические (денежные) отношения, опосредующие процесс формирования и использования централизованного фонда денежных средств как финансового обеспечения реализации функций государства на всех уровнях управления, принимающего форму закона.
Сущность бюджета как экономической категории проявляется в его функциях (от лат. «&псйо» - исполнение, осуществление) - внешнем проявлении его свойств в определенной системе отношений. Подытоживая результаты исследования (табл. 3), отметим неоднозначность трактовки содержания функций бюджета, выделения их числа и иерархии, что объясняется многоаспектностью данного понятия.
Таблица 3
Функции бюджета, выделяемые учеными-экономистами
Функции бюджета
Автор / источник Распреде- Фискаль Контроль Регули- Стимули Социаль- Информа-
лительная ная ная рующая рующая ная ционная
И. А Бланк [6, с. 58-65] + + + + + +
Л. А. Дробозина [8, с. 310330] + + + + +
В. Б. Ивашкевич [11, с. 455456] + + + + + +
В. В. Ковалев [12, с. 184-186] + + + + +
Г. Б. Поляк [15, с. 6-8] + + + + +
В. А. Федосов [24, с. 12-22] + + + + + +
А. Д. Шеремет [25, с. 214224] + + + + + +
Е. О. Шобухова [26, с. 166168] + + + + +
С. И. Юрий [28, с. 139-141] + +
Источник: составлено автором на основе изученной литературы.
Так, практически все авторы в качестве приоритетной выделяют распределительную функцию бюджета. Второй по значимости является контрольная функция, логически вытекающая из распределительной. Содержание этих функций трактуется всеми авторами в одном русле.
Что касается регулирующей и стимулирующей функций, то зачастую некоторые авторы разграничивают их по содержанию. По нашему мнению, это одна функция: аккумулируя налоговые доходы и перераспределяя расходы в пользу стратегически важных и социально-значимых проектов, государство поддерживает пропорциональность и обеспечивает эффективность развития социально-экономической системы.
Фискальную функцию в качестве самостоятельной выделяют не все авторы. Так, Л. А. Дробозина Г8], Е. О. Шобухова Г26] и С. И. Юрий утверждают, что принудительный характер сбора налогов обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. То есть фискальная функция как бы находится внутри распределительной, не отделима от нее.
Ряд авторов [8; 24; 26] выделяют особую функцию бюджета - социальную, подразумевая под ней аккумуляцию средств и использование их на осуществление различных социальных программ. Социальная направленность бюджета является приоритетом бюджетной политики России, несмотря на внешние вызовы и угрозы.
Особое внимание информационной функции бюджета уделяют в своих работах И. А. Бланк [6], Л. А. Дробозина [8] и А. Д. Шеремет [25]. По их мнению, важность данной функции проявляется в необходимости обеспечения прозрачности и гласности бюджетного процесса и повышении финансовой грамотности населения.
Обобщив результаты исследования, нами предлагается в составе функций бюджета выделять первичные (базовые) и вторичные (производные) (табл. 4).
Таблица 4
Функции и роль бюджета
Функции Содержание функций бюджета Роль бюджета
Первичные (базовые) функции
Фискальная Образование государственных денежных фондов и создание материальных условий для функционирования государства Аккумулирование денежных средств для создания финансовой базы государства
Распределительная Формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням органов власти государственного и местного управления Формирование фондов денежных средств на уровне государства, региона, муниципалитета
Контрольная Предполагает возможность и обязательность органов государственного и местного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств Формирование финансовой базы для функционирования органов государства и местного самоуправления
Вторичные (производные) функции
Регулирующая Налоговые доходы и бюджетные расходы выступают в качестве инструмента регулирования и стимулировани; экономики и инвестиций, повышая эффективность производства Равномерное распределение финансовых ресурсов между капитальными и текущими расходами бюджета
Социальная Аккумуляция средств в бюджете и использование их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих. Обеспечение конституционных гарантий через бюджет государства
Информационная Обеспечивает граждан государства информацией о процессе планирования, исполнения и контроле за использованием финансовых ресурсов государства. Определение перспектив дальнейшего развития государства.
Источник: составлено автором на основе изученной литературы.
В мировой практике бюджеты государств разрабатываются, утверждаются и исполняются для достижения определенных целей - стратегических ориентиров, достижение которых необходимо в перспективе. Цели и мотивы бюджета определяющим образом влияют на выбор источников и методов финансирования, определяют размеры и направления бюджетных ассигнований, влияют на характер бюджетного контроля.
Однако также, как и по отношению к функциям бюджета, среди ученых-экономистов нет единства мнений по поводу выполняемых им целей и задач (табл. 5). Правовая, регулирующая и контрольная цели бюджета выделены во всех рассмотренных нами работах, фискальная и конституционная - не во всех. Кроме этого, правовая и конституционная функции часто приравниваются по содержанию и рассматриваются как идентичные.
Таблица 5
Цели бюджета, выделяемые учеными-экономистами_
Автор / источник Цели бюджета
Конституционная Правовая Контроль ная Регулирующая Фискальная
И. А. Бланк [6, с. 58-65] + + +
Л. А. Дробозина [8, с. 310330] + + + + +
В. Б. Ивашкевич [11, с. 455456] + + + + +
В. В. Ковалев [12, с. 184-186] + + +
Г. Б. Поляк [15, с. 6-8] + + +
В. А. Федосов [24, с. 12-22] + + + + +
А. Д. Шеремет [25, с. 214-224] + + + + +
Е. О. Шобухова [26, с. 166168] + + + + +
Источник: составлено автором на основе изученной литературы.
По мнению автора, стратегической (генеральной) целью бюджета является обеспечение устойчивости бюджетной системы страны и безусловное исполнение принятых государством обязательств наиболее эффективным способом. Структурирование стратегической цели позволяет выделить ряд подцелей и конкретизирующих их задач (табл. 6).
Таблица 6
Цели и задачи бюджета
Цели | Содержание целей | Задачи, конкретизирующие цели
Первичные цели
Конституционная Обеспечение устойчивости бюджетной системы РФ и безусловное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджета
Правовая Законодательное разграничение бюджетных полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления в вопросах всего цикла бюджетного процесса Разработка и реализация норм и порядков бюджетного права
Контрольная Контроль за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на социально-экономическое развитие на любом уровне бюджетной системы Повышение эффективности оказания государственных услуг
Вторичные (производные) цели
Фискальная Бездефицитность бюджетов любого уровня бюджетной системы за счет изменения налоговой системы, регулирования поступлений доходов в бюджеты от налоговых и неналоговых источников доходов Распределение и перераспределение в бюджет и во внебюджетные фонды части создаваемого национального продукта, достаточного для выполнения соответствующими уровнями управления возлагаемых на них функций
Регулирующая Сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы путем согласования между звеньями бюджетной системы принципов, методов, показателей и нормативов перераспределения бюджетных средств Повышение эффективности финансовых взаимоотношений с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами.
Источник: составлено автором на основе изученной литературы.
Специальным научным основанием, определяющим исходные начала бюджета как процесса (регламентированной деятельности государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов), являются принципы. В научной литературе выделяют четыре базовых принципа бюджета:
1) полнота - включение в бюджет доходов и расходов государства (бюджет брутто - все валовые доходы и расходы государства, бюджет нетто - только чистые доходы и расходы государства);
2) единство - предполагает, во-первых, единообразный порядок составления бюджета; во-вторых, наличие единого бюджетного документа, в котором отражаются все доходы и расходы государства;
3) реальность, то есть правдивость бюджета, что предполагает обоснованность всех доходов и расходов;
4) гласность - открытое обсуждение бюджета и утверждение его законодательным органом [21, с. 103-105].
Согласно теории систем и системного анализа, принципы бюджета следует разделять на две группы - структурно-функциональные, определяющие
архитектонику бюджетных отношений, и совершенствующе-перспективные, определяющие направление и характер развития бюджетных отношений (табл. 7).
Таблица 7
Принципы бюджета
Группы Подгруппы Характеристика
Структурно-функциональные 1.1. Обоснованность построения Предполагает обязательность применения научных методов и подходов при организации бюджетного процесса
1.2. Стабильность Изменение трудоемкости функций бюджета не должно отражаться на структуре связей всех участников процесса
1.3. Эффективность Означает необходимость формирования структур, в максимальной степени способствующих выполнению заданных функций
Совершенству- юще-перспективные 2.1. Совершенствование Означает, что при формировании органа управления бюджетным процессом в нем должны быть заложены возможности повышения качества их выполнения
2.2. Перспективность построения системы бюджета Означает необходимость планирования изменений в его организации с учетом будущих модификаций в деятельности государства
Источник: составлено автором на основе [6, с. 123-129].
Сложность и многоуровневость бюджетных отношений сказываются на наличии множества классификационных признаков, используемых для определения видового состава бюджета как главного финансового плана страны, принимающего форму закона. Обобщив результаты исследования по данному вопросу, нами предлагается следующая схема классификации видов бюджета (табл. 8).
Таблица 8
Схема классификации видов бюджета
Классификационный признак Виды бюджета Определение (характеристика)
1. По методике формирования бюджета 1.1. Линейно-объектный (постатейный) бюджет Применяется с целью усиления ответственности фавительственных учреждений за осуществленные ими атратами путем установления последовательного перечня этих ;атрат (по статьям или по объектам затрат)
1.2. Исполнительный бюджет Базируется на принципе сравнения затрат с реализацией 'осударственных функций. Распределение средств осуществляется по направлениям и видам деятельности, а не по сдельным статьям затрат
1.3. Программный бюджет Сориентирован на планирование бюджетных затрат по фограммам или функциональным направлениям для рзстижения общих целей
2. По видам затрат 2.1. Текущий бюджет Форма представления результатов текущего или оперативного плана финансового обеспечения деятельности государства в разрезе отдельных аспектов этой деятельности или отдельных хозяйственных операций
2.2. Бюджет капитальный Форма представления результатов текущего финансового плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления мероприятий социально-экономического
Классификационный признак Виды бюджета Определение (характеристика)
развития государства
2.4. Бюджет развития Часть бюджета органов государственной власти или местного ;амоуправления любого уровня, в который входят ассигнования 1а инновационную и инвестиционную деятельность как в фоизводственную, так и в непроизводственную сферы
3. По непрерывности планирования 3.1. Самостоятельный бюджет Изолированный бюджет, не зависящий от других бюджетов
3.2. Скользящий бюджет Документ, к которому по мере того, как заканчивается месяц ши квартал, добавляется новый бюджет
4. По степени отображения информации 4.1. Публичный бюджет Представляет собой документ для официального раскрытия шформации о бюджетном процессе, росписи доходов и исходов государства или муниципалитета
4.2. Непубличный бюджет Представляет собой документ с закрытой информацией в целом ши постатейно в процессе исполнения бюджета государства ши муниципалитета
5. По видам юсударственного устройства 5.1. Унитарный бюджет Это финансовый план государства, состоящий лишь из административно-территориальных единиц - областей, гровинций, губерний, которые не имеют собственной осударственности или автономии
5.2. Федеративный бюджет Это часть бюджета государства с федеральной формой осударственного устройства, которым распоряжается [ентральное правительство
5.3. Конфедеративный бюджет Это бюджет стран содружества на основании их взносов, »стоящих из налоговых и неналоговых поступлений
6. По целям планирования 6.1. Фактический бюджет Это бюджет, представляющий действительные расходы и [оходы правительства
6.2. Структурный бюджет Бюджет, показывающий, какими были бы расходы и доходы фавительства при естественном уровне ВНП в условиях ;стественного уровня занятости, который определяется ;труктурной безработицей
6.3. Циклический бюджет Это разница между структурным и действительным бюджетами, которая показывает степень влияния громышленного цикла на бюджет, а также насколько доходы и >асходы правительства страны во время спада или подъема жономики отличаются от доходов и расходов, присущих для жономики, которая находится на уровне естественного иционального продукта
7. По территориальном у признаку 7.1. Государственный бюджет Финансовый план государства, состоящий из росписи расходов I доходов
7.2. Бюджет субъекта Федерации Это экономические отношения, опосредующие процесс бразования, распределения и использования [ентрализованного денежного фонда субъекта федерации, иходящегося в распоряжения соответствующего органа власти, вляющегося его основным финансовым планом, 'тверждаемым законодательным органом
7.3. Бюджет муниципального образования Форма образования и расходования денежных средств, федназначенных для обеспечения задач и функций, )тнесенных к предметам ведения местного самоуправления
Классификационный признак Виды бюджета Определение (характеристика)
7.4. Консолидированный бюджет Объединенный бюджет территориальных единиц, регионов, )бразующих единую административно-территориальную совокупность
Источник: составлено автором на основе [13, с. 123-129; 23, с. 123-129; 7, с. 213-219; 18, с. 26, 38-39].
ВЫВОДЫ
Подытоживая результаты исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Рассмотрение теоретических подходов к трактовке сущности понятия «бюджет» позволило уточнить его содержание как формы существования реальных, объективно обусловленных распределительных и парораспределительных отношений, выполняющих специфическое назначение - удовлетворение потребностей общества в целом и его административно-территориальных единиц в финансовых ресурсах.
2. Проанализировав подходы к определению функций бюджета, обоснована необходимость выделения первичных (базовых, сущностных) и вторичных (производных) целей, что позволило уточнить роль бюджета - обеспечение устойчивости бюджетной системы страны и безусловное исполнение принятых государством обязательств наиболее эффективным способом. То есть бюджет по своей природе является экономическим базисом государства. Любые колебания или изменения этого базиса приводят к нарушению экономической, хозяйственной и социальной жизни общества.
3. Проанализировав теоретические подходы к определению целей бюджета, в их составе мы выделили первичные и вторичные, что позволило конкретизировать их содержание посредством задач. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы через процесс функционирования его функций.
4. Рассмотрев принципы бюджета, мы выделили те, которые лежат в основе определения его как процесса - полноты, единства, реальности, гласности, и те, которые используются в системном анализе - обоснованности, стабильности, совершенствования, перспективности, эффективности. Соблюдение данных принципов является неукоснительным условием его безопасности.
5. Многообразие видового состава бюджета обусловлено целым рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития общества, разветвленностью связей бюджета с национальным хозяйством, административно-территориальным устройством государства, формами предоставления бюджетных средств и т. п.
Список литературы
1. Бланк И. А. Стратегия и тактика управления финансами. Киев: МП «ИТЕМлтд»: СП «АДЕФ-Украина», 1996. 534 с.
2. Бримсон Д., Антос Д. Процессно-ориентированное бюджетирование: внедрение нового инструмента управления стоимостью компании / пер. с англ. В. Д. Горюновой; под общ. ред. В. В. Неудачина. СПб.: Вершина, 2007. 332 с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. URL: http://base.garant.ru/12112604/ (дата обращения: 19.11.2016).
4. Грязнова А. Г., Маркина Е. В., Седова М. Л. Финансы: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2012. 496 с.
5. Грязнова А. Г. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. М.: Издательство «Финансы и статистика», 2004. 1166 с.
6. Данилов И. А. Теоретические аспекты бюджетирования // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 9 (147). Экономика. Выпуск 20. С. 123-129.
7. Долан Э. Дж., Домненко Б. И. Экономикс: Англо-русский словарь-справочник = Economics. Магадан, 2006. 542 с.
8. Дробозина Л. А. Финансы: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 527 с.
9. Золотарева Г. И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. Москва: КноРус, 2014. 400 с.
10. Иванова Ю. Б. Налоговая политика: теория, методология, инструментарий: учебное пособие. М.: ИД «ИНЖЕК», 2010. 492 с.
11. Ивашкевич В. Б. Бухгалтерский управленческий учет: учебник для вузов. М.: Юристъ, 2006. 618 с.
12. Ковалев В. В. Финансы: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. 610 с.
13. Кураков Л. П., Кураков В. Л., Кураков А. Л. Экономика и управление, финансы и право. Словарь-справочник. Москва, Чебоксары: Вуз и школа, 2004. 1288 с.
14. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - 10-е изд., испр. и доп. М.: Дашков и Ко, 2012. 336 с.
15. Омирбаев С. М. Государственный бюджет: учебник. М., 2014. 632 с.
16. Поляк Г. Б. Бюджетная система России: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 550 с.
17. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш. Словарь современных экономических терминов. М., 2008. 480 с.
18. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007. 495 с.
19. Рогатенюк Э. В., Пожарицкая И. М. Финансы: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. -Симферополь: «Национальная академия природоохранного и курортного строительства», 2007. 280 с.
20. Сабанти Б. М. Теория финансов: учебное пособие. - 2-е изд. М.: Издательство «Менеджер», 2000. 192 с.
21. Словари и энциклопедии на Академике. URL: http://dic.academic.ru.
22. Федосов В. А. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие. СПб.: Питер, 2012. 280 с.
23. Финансы: учебник / Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В., Сабанти Б. М. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2010. 462 с.
24. Фшанси: вишкш студи: навчальний поабник / За ред. д.е.н., проф. С. I. Юрiя. Тернопшь: Карт-бланш, 2002. 357 с.
25. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. М.: ИНФРА-М, 2006. 411 с.
26. Шобухова Е. О. Функции и роль бюджетной системы РФ // Научный журнал «NovaInfo.Ru». 2016. № 45. URL: http://novainfo.ru/article/5891/pdf (дата обращения: 05.08.2017).
27. Юрш С. I., Федосов В. М. Фшанси: тдручник. К.: Знання, 2008. 611 с.
28. Юридическая энциклопедия / Под ред. Тихомирова М. Ю. - 5-е изд., перераб. и доп. М.: Изд. Тихомиров М. Ю., 2014. 972 с.
Статья поступила в редакцию 04.09.2017