Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КНР "НОВЫЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ" И ОСНОВНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ РОССИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КНР "НОВЫЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ" И ОСНОВНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

72
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ КНР / CHINESE STRATEGY / ПРОЕКТЫ "НОВЫЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ" И "МОРСКОЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ" / ПРОЕКТ ТРАНСГРАНИЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ / THE PROJECT OF CROSS-BORDER RAILWAY / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КНР / ECONOMIC COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA / АРКТИКА / ARCTIC / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL ECONOMIC LAW / МЕЖДУНАРОДНОЕ ТОРГОВОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL TRADE LAW / АРБИТРАЖ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / SPECIAL ECONOMIC ZONE / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ / AREA OF ADVANCED DEVELOPMENT / СВОБОДНЫЙ ПОРТ ВЛАДИВОСТОК / FREE PORT OF VLADIVOSTOK / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / PROJECTS "NEW SILK ROAD" AND "MARINE SILK ROAD" / ARBITRAGE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Курилов Владимир Иванович, Попова Юлия Юрьевна

Осенью 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин объявил два масштабных внешнеэкономических проекта: «Новый Шёлковый путь», который свяжет Китай с Европой через Россию и страны Средней Азии, а также «Морской Шёлковый путь», объединяющий инфраструктурные проекты в странах Юго-Восточной, Южной Азии и Восточной Африке - по пути следования китайских грузопотоков в Европу. О намерении участвовать в реализации стратегии уже заявили более 60 стран. Это обусловило необходимость сопряжения законодательства стран-участниц, породило новую потребность сравнительного изучения их законодательства, вызвало к жизни новые проекты международного публичного и частного права. Финансовым инструментом стратегии станет Фонд Шёлкового пути с капиталом 40 млрд долл. США. Однако этих средств недостаточно для реализации столь масштабного проекта. По оценке Азиатского Банка Развития, к 2020 г. создание новой инфраструктуры в Азии потребует 8 трлн долларов США [5, p. 142]. Основными задачами Нового Шёлкового пути обозначены следующие: 1) не вступая в прямой конфликт с США, создать пояс дружественных государств; 2) расширить пространство для коммерческой деятельности китайских предприятий, прежде всего занятых в сфере инфраструктурного строительства, что позволит использовать избыточные производственные мощности; 3) способствовать социально-экономическому развитию государств Центральной и Южной Азии, ослабляя тем самым базу для распространения терроризма и экстремизма; 4) стимулировать развитие западных регионов КНР, существенно отставших по сравнению с прибрежными провинциями [2, p. 17]; 5) решить проблему нехватки энергоресурсов. Добавим, что создание новых шёлковых путей, помимо вышеназванного, будет мощным средством экономического развития и ресурсопроизводящих стран, а значит - будет способствовать развитию мировой экономики в целом. 8 мая 2015 г. Президенты России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин объявили о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса шёлкового пути. Таким образом, РФ выразила готовность поддержать новую внешнеэкономическую стратегию КНР. Главной целью такой кооперации является качественное изменение характера сотрудничества России и КНР, необходимого для развития Евразийского региона и Мира в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Курилов Владимир Иванович, Попова Юлия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECONOMIC STRATEGY OF CHINA "NEW SILK ROAD" AND MAIN RUSSIAN TRANSPORT CORRIDORS

In the autumn of 2013 the Chairman Xi Jinping announced two large-scale foreign trade projects "New Silk Road" that will connect China with Europe through Russia and Central Asia, as well as the "Marine Silk Road", combining infrastructure projects in the South-East, South Asia and East Africa - on the way of Chinese freight traffic in Europe. The new incarnation of the Great Silk Road has no clear geographical framework, starting and end points. The most important global idea: East and West once again are trying to get closer. The intention to participate in the implementation of the strategy already was announced by nearly 60 countries. Financial instruments strategy will include the Silk Road Fund with a capital of 40 billion US dollars. However, these funds are not sufficient for the realization of this large-scale project. According to the Asian Development Bank, in 2020 creation of a new infrastructure in Asia will require US $ 8 trillion. The main objectives of the New Silk Road are designated as follows: 1) without coming into direct conflict with the United States, to create a belt of friendly states; 2) to expand the space for commercial activities of Chinese enterprises, mainly engaged in infrastructure construction (which will use excess capacity); 3) to promote social and economic development of Central and South Asia, thereby weakening the basis for the spread of terrorism and extremism; 4) to promote the development of China's western regions that are significantly behind in comparison with the coastal provinces; 5) to solve the problem of shortage of energy resources. Creation of new silk routes, in addition to the already mentioned ones, will be a powerful tool for economic development of the countries that produce resources, and consequently - will promote development of the world economy as a whole. The presidents of Russia and China, Vladimir Putin and Xi Jinping announced the pairing of the Eurasian Economic Union and the Economic Belt Silk Road. Thus, the Russian Federation expressed its willingness to support the new China's foreign economic strategy. The main objective of this cooperation is a qualitative change in the nature of the cooperation between Russia and China, necessary for the development of the Eurasian region and the world as a whole.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КНР "НОВЫЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ" И ОСНОВНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ РОССИИ»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

REGIONAL INTERNATIONAL RELATIONS

УДК 339.56:656(5:265)

В.И. Курилов1

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: kurilov.vi@dvfu.ru

Ю.Ю. Попова2

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия

E-mail: popova.yuyu@dvfu.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КНР «НОВЫЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ» И ОСНОВНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ РОССИИ

Аннотация. Осенью 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин объявил два масштабных внешнеэкономических проекта: «Новый Шёлковый путь», который свяжет Китай с Европой через Россию и страны Средней Азии, а также «Морской Шёлковый путь», объединяющий инфраструктурные проекты в странах Юго-Восточной, Южной Азии и Восточной Африке - по пути следования китайских грузопотоков в Европу.

О намерении участвовать в реализации стратегии уже заявили более 60 стран. Это обусловило необходимость сопряжения законодательства стран-участниц, породило новую потребность сравнительного изучения их

1 Владимир Иванович Курилов, доктор юридических наук, профессор, проректор по международным отношениям ДВФУ директор Юридической школы ДВФУ г. Владивосток, Россия.

2 Юлия Юрьевна Попова, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Юридической школы ДВФУ, г. Владивосток, Россия.

Для цитирования: Курилов В.И., Попова Ю.Ю. Экономическая стратегия КНР «Новый Шёлковый путь» и основные транспортные коридоры России // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. - 2016. - № 3. - С. 9-23.

© Курилов В.И., Попова Ю.Ю., 2016

9

законодательства, вызвало к жизни новые проекты международного публичного и частного права.

Финансовым инструментом стратегии станет Фонд Шёлкового пути с капиталом 40 млрд долл. США. Однако этих средств недостаточно для реализации столь масштабного проекта. По оценке Азиатского Банка Развития, к 2020 г. создание новой инфраструктуры в Азии потребует 8 трлн долларов США [5, р. 142].

Основными задачами Нового Шёлкового пути обозначены следующие:

1) не вступая в прямой конфликт с США, создать пояс дружественных государств;

2) расширить пространство для коммерческой деятельности китайских предприятий, прежде всего занятых в сфере инфраструктурного строительства, что позволит использовать избыточные производственные мощности;

3) способствовать социально-экономическому развитию государств Центральной и Южной Азии, ослабляя тем самым базу для распространения терроризма и экстремизма;

4) стимулировать развитие западных регионов КНР, существенно отставших по сравнению с прибрежными провинциями [2, р. 17];

5) решить проблему нехватки энергоресурсов.

Добавим, что создание новых шёлковых путей, помимо вышеназванного, будет мощным средством экономического развития и ресурсопроизво-дящих стран, а значит - будет способствовать развитию мировой экономики в целом. 8 мая 2015 г. Президенты России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин объявили о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса шёлкового пути. Таким образом, РФ выразила готовность поддержать новую внешнеэкономическую стратегию КНР. Главной целью такой кооперации является качественное изменение характера сотрудничества России и КНР, необходимого для развития Евразийского региона и Мира в целом.

Ключевые слова: стратегия КНР, проекты «Новый Шёлковый путь» и «Морской Шёлковый путь», экономическое сотрудничество России и КНР, проект трансграничной железной дороги, Арктика, международное право, международное экономическое право, международное торговое право, арбитраж, особая экономическая зона, территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, инфраструктура, инвестиции.

10

Vladimir I. Kurilov1

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: kurilov.vi@dvfu.ru

Julia Yu. Popova

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

E-mail: popova.yuyu@dvfu.ru

THE ECONOMIC STRATEGY OF CHINA "NEW SILK ROAD" AND MAIN RUSSIAN TRANSPORT СORRIDORS

Abstract. In the autumn of 2013 the Chairman Xi Jinping announced two large-scale foreign trade projects "New Silk Road" that will connect China with Europe through Russia and Central Asia, as well as the "Marine Silk Road", combining infrastructure projects in the South-East, South Asia and East Africa -on the way of Chinese freight traffic in Europe.

The new incarnation of the Great Silk Road has no clear geographical framework, starting and end points. The most important global idea: East and West once again are trying to get closer. The intention to participate in the implementation of the strategy already was announced by nearly 60 countries.

Financial instruments strategy will include the Silk Road Fund with a capital of 40 billion US dollars. However, these funds are not sufficient for the realization of this large-scale project. According to the Asian Development Bank, in 2020 creation of a new infrastructure in Asia will require US $ 8 trillion.

The main objectives of the New Silk Road are designated as follows:

1) without coming into direct conflict with the United States, to create a belt of friendly states;

2) to expand the space for commercial activities of Chinese enterprises, mainly engaged in infrastructure construction (which will use excess capacity);

3) to promote social and economic development of Central and South Asia, thereby weakening the basis for the spread of terrorism and extremism;

1 Vladimir I. Kurilov, Doctor of Law, Professor, Vice-Rector for International Relations Far Eastern Federal University, Director of School of Law Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

2 Julia Yu. Popova, PhD, Associate Professor, Department of Constitutional and Administrative Law, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia.

For citing: Kurilov Vladimir I., Popova Julia Yu. The economic strategy of China "New Silk road" and main Russian transport corridors // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law, 2016, no. 3, p. 9-23.

11

4) to promote the development of China's western regions that are significantly behind in comparison with the coastal provinces;

5) to solve the problem of shortage of energy resources.

Creation of new silk routes, in addition to the already mentioned ones, will be a powerful tool for economic development of the countries that produce resources, and consequently - will promote development of the world economy as a whole. The presidents of Russia and China, Vladimir Putin and Xi Jinping announced the pairing of the Eurasian Economic Union and the Economic Belt Silk Road. Thus, the Russian Federation expressed its willingness to support the new China's foreign economic strategy. The main objective of this cooperation is a qualitative change in the nature of the cooperation between Russia and China, necessary for the development of the Eurasian region and the world as a whole.

Keywords: Chinese strategy, projects "New Silk Road" and "Marine Silk Road", economic cooperation between Russia and China, the project of cross-border railway, the Arctic, international law, international economic law, international trade law, arbitrage, special economic zone, The area of advanced development, Free port of Vladivostok, infrastructure, investment.

Великий Шёлковый путь имеет долгую историю. Известно, что в 121 г. до Рождества Христова первый караван поставил товары из Китая на Запад. Шёлковый путь сыграл важную роль в развитии государственности Китая, Индии, Персии, Европы, Африки, Аравии и др. По сути, он положил начало политическим и экономическим отношениям между цивилизациями.

Не только шёлк был главным товаром Китая. Он распространял по всему миру представления о праве, религии, философии, а также различные технологии [4]. Таким образом, благодаря Великому шёлковому пути устанавливались политические и экономические связи. К тому же он служил средством продвижения культурных и научных идей. Нет необходимости доказывать, что Великий шёлковый путь уже в те далёкие годы способствовал развитию правового сопровождения экономических и политических проектов, дал начало сравнительному правоведению.

Осенью 2013 г. Председатель КНР Си Цзиньпин объявил два масштабных внешнеэкономических проекта: «Новый Шёлковый путь», который свяжет Китай с Европой через Россию и страны Средней Азии, а также «Морской Шёлковый путь», объединяющий инфраструктурные проекты в странах Юго-Восточной, Южной Азии и Восточной Африке - по пути следования китайских грузопотоков в Европу (рис. 1).

12

У нового воплощения Великого Шёлкового пути нет чётких географических рамок, отправных и конечных пунктов. Важнее глобальная идея: Восток и Запад снова предпринимают попытку к сближению. О намерении участвовать в реализации стратегии уже заявили более 60 стран. Это обусловило необходимость сопряжения законодательства стран-участниц, породило новую потребность сравнительного изучения их законодательства, вызвало к жизни новые проекты международного публичного и частного права.

COUNCILon. FOREIGN RELATIONS

Рис. 1. Масштабные внешнеэкономические проекты КНР «Новый Шёлковый путь и «Морской Шёлковый путь» Источник: http://aea-al.org/chinas-belt-and-road-reaches-europe/

Финансовым инструментом стратегии станет Фонд Шёлкового пути с капиталом 40 млрд долл. США. Однако этих средств недостаточно для реализации столь масштабного проекта. По оценке Азиатского Банка Развития, к 2020 г. создание новой инфраструктуры в Азии потребует 8 трлн долларов США [5, p. 142].

Основными задачами Нового Шёлкового пути обозначено следующее:

1) не вступая в прямой конфликт с США, создать пояс дружественных государств;

2) расширить пространство для коммерческой деятельности китайских предприятий, прежде всего занятых в сфере инфраструктурного строительства, что позволит использовать избыточные производственные мощности;

13

3) способствовать социально-экономическому развитию государств Центральной и Южной Азии, ослабляя тем самым базу для распространения терроризма и экстремизма;

4) стимулировать развитие западных регионов КНР, существенно отставших по сравнению с прибрежными провинциями [2, р. 17];

5) решить проблему нехватки энергоресурсов.

Добавим, что создание новых шёлковых путей, помимо вышеназванного, будет мощным средством экономического развития и ресурсопроизводящих стран, а значит - будет способствовать развитию мировой экономики в целом.

8 мая 2015 г. Президенты России и Китая Владимир Путин и Си Цзинь-пин объявили о сопряжении Евразийского экономического союза и Экономического пояса шёлкового пути. Таким образом, Российская Федерации выразила готовность поддержать новую внешнеэкономическую стратегию КНР. Однако до сих пор ни Россия, ни Китай не имеют четких представлений о том, каким образом могут быть учтены интересы обоих государств [3].

Главной целью такой кооперации является качественное изменение характера сотрудничества России и КНР, необходимого для развития Евразийского региона и Мира в целом.

По мнению руководства Российской Федерации и Китая, вышеназванные цели могут быть достигнуты путём принятия следующих мер:

1) расширение торгово-экономических отношений и создание благоприятного инвестиционного климата;

2) совершенствование взаимодействия в области производства;

3) способствование увеличению роста взаиморасчёта в национальных валютах;

4) создание условий для появления малых и крупных предприятий.

Уже после первого Восточно-экономического форума, состоявшегося

3 сентября 2015 г. в г. Владивостоке, был заключен ряд соглашений в области науки, образования, технологий, налогового и финансового права.

Стоит отметить, что новая экономическая стратегия КНР является не единственной формой кооперации для двух государств. Взаимодействие осуществляется и в рамках существующих международных ассоциаций, таких как: БРИКС, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Евразийское экономическое сообщество.

Почему Россия должна быть основным партнером Китая в реализации новой экономической стратегии? Ответ на этот вопрос достаточно ясен.

Перечислим основные риски, подтверждающие, что партнерство с Россией необходимо для Китая:

1) климатические характеристики Центральной Азии, а также возможные чрезвычайные ситуации природного характера;

14

2) огромная территория Азии не обустроена необходимой инфраструктурой;

3) военные конфликты и терроризм в Центральной Азии и Ближнем Востоке;

4) высокий уровень коррупции в Центральной Азии и утечка капитала, в результате - низкая доходность инвестиций;

5) резкое снижение доходности в экономике европейских стран;

6) нерешённые территориальные споры между странами Юго-Восточной Азии;

7) экономическая конкуренция с Транс-Тихоокеанским партнерством и др.

Реализация экономической стратегии проекта Нового Шёлкового пути

должна основываться на системном подходе; для достижения независимости от экономических и геополитических факторов должна быть разработана гармоничная система социально-экономических мер; все маршруты должны работать как единая система; они должны решать разные стратегические задачи при создании, например, обеспечения доступа к ресурсам Арктики, Сибири и Дальнего Востока России; целесообразно не только создавать новую, но и опираться на существующую инфраструктуру.

Стоит отметить, что одной из приоритетных задач для Китая в реализации новой стратегии является борьба с терроризмом и экстремизмом. Новый Шёлковый путь декларируется КНР не как геополитический инструмент, а как стремление внести свой вклад в наведение международного порядка [6]. Китай испытывает трудности, связанные с нестабильной обстановкой в Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР), где большинство населения исповедует ислам. На территории СУАР, по данным правительства КНР, действует незаконная вооруженная организация Исламское движение Восточного Туркестана, которую Пекин подозревает в связях с международными террористическими организациями, в частности с Аль-Каидой. Создание в СУАР инфраструктуры, ликвидация безработицы и, как следствие, рост благосостояния населения должны способствовать ликвидации угроз террористического характера [8]. Таким же образом проект Нового Шёлкового пути должен влиять и на другие проблемные территории.

Участие России в новом проекте КНР может укрупнить проект, ввести в него новые транспортные коридоры, привести в более полное соответствие с трендами развития экономики мира: сотрудничество с Россией снижает политические и экономические риски путем создания альтернативных торгово-экономических маршрутов; облегчается доступ к ресурсам Дальнего Востока России, Сибири и Арктики. Российской Федерации принадлежит более 20% мировых запасов природных ресурсов. Она занимает первое место в мире по запасам газа (32% мировых запасов, 30% мирового

15

производства), второе - по добыче нефти (10% - доля мирового производства), третье - по запасам угля (22 угольных бассейна, в том числе в европейской части России - около 15,6% в Сибири - 66,8%, на Дальнем Востоке - 12,9%, на Урале - 4,3%). По запасам железных руд Россия занимает первое место, олова - второе, свинца - третье. Россия также занимает лидирующие позиции в мире в области поставок древесины;

Россия уже развивает сеть портов в Арктике; Транссибирская магистраль может стать высокоскоростным транспортирным коридором - самым быстрым и безопасным путём из Азии в Европу.

Транссиб был основан в 1881 г. императором Николаем II. Протяженность Транссибирской железной дороги составляет 9298,2 км. Предполагаемый годовой объем трафика - 100 миллионов тонн грузов, в том числе 250300 тысяч контейнеров в ДФЭ. Расчётное время доставки грузов - 14 дней.

Неоспоримым преимуществом Транссиба является то, что он проходит по территории одной страны, то есть без пересечения национальных границ. В то же время современная Транссибирская магистраль требует серьёзной модернизации, включая строительство высокоскоростных железных дорог. Одним из таких проектов может стать Евразийская высокоскоростная железная дорога Владивосток - Роттердам с предполагаемым объёмом грузового потока 13 920 000 ДФЭ из Азии в Европу (рис. 2).

Рис. 2. Предполагаемый проект «Евразийская высокоскоростная железная дорога Владивосток - Роттердам» Источник: http://010-vladok.reitsma.ru/album/

16

Россия и Китай уже начали проект трансграничной железной дороги. Первая в нашей стране высокоскоростная железная дорога между Москвой и Казанью будет построена к 2021 г. как часть высокоскоростного пути, соединяющего Пекин и Москву (рис. 3).

/ MpeCSwPN.

\Kazar¡VsYeka te ri n bu rg

----^^^^^ Krasnoyarsk Lake Baikal

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Novosibirsk Irkutsk^-« Ulan-Ude

Ulan BatorV. Erlian

c ^Gobi Deserlm'ч,.

i .'-'/.V Beijing

Рис. 3. Проект высокоскоростного пути, соединяющего Пекин и Москву Источник: http://www.rg.ru/2015/05/08/proekt-anons.html

Северный морской путь (СМП) может также рассматриваться как потенциал российской и китайской экономической стратегии. Он имеет временн0е преимущество по сравнению с другими морскими путями из Азии в Европу. Путь из Даляня в Норвегию по Северному морскому пути занимает 35 дней, в то время как проход через Суэцкий канал занимает 48 дней (рис. 4).

Правовой режим СМП регулируется законодательством Российской Федерации с учётом современных принципов права и международных соглашений, связывающих Россию. Навигационный маршрут официально определен Кодексом торгового мореплавания РФ как проходящий от Карского моря до Тихого океана. В будущем благодаря таянию Арктических льдов СМП обеспечит круглогодичное судоходство для всего Северного полушария.

КНР крайне заинтересована в развитии российских арктических проектов. Освоение Северного морского пути способствовало бы активизации торгово-экономических связей Китая с Европой. Освоение этого маршрута даст значительную экономию времени и финансовых ресурсов КНР как крупнейшему мировому экспортёру. Более того, Арктика интересует Китай

17

и как кладовая природных ресурсов, а также богатый рыбным промыслом регион [11, с. 226].

Рис. 4. Северный морской путь и традиционный маршрут Источник: http://ajw.asahi.com/article/business/AJ201308130047

Не случайно КНР уже осуществила более десяти экспедиций в Арктику и строит новые мощные ледоколы.

С 1970-х до 2010-х годов площадь льда в Арктике уменьшилась почти в два раза (рис. 5). Суммарные извлекаемые ресурсы в российской Арктике оцениваются в 13 млрд тонн нефти и 87 трлн кубических метров газа. При этом пока разведано не более 158 % российского арктического шельфа.

Важнейшей долгосрочной проблемой китайской экономики является относительная нехватка энергоресурсов [9, с. 9]. Строительство новой инфраструктуры Нового Шёлкового пути увеличит их потребление в разы.

«Ямал СПГ» считается одним из самых успешных проектов в Арктике и является связующим звеном между Россией и Китаем в реализации стратегии Великого шёлкового пути. Проект предусматривает ежегодное производство около 16,5 млн тонн сжиженного природного газа и до 1,2 млн тонн газового конденсата для поставок на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. 20% акций этого проекта уже находились в собственности корпорации «China National Petroleum». А 3 сентября 2015 г. NOVATEC и Silk Road Foundation подписали рамочное соглашение о при-

18

обретении последним 9,9% акций «Ямал СПГ» в присутствии Президента России Владимира Путина и Президента Китая Си Цзиньпина. Таким образом, 29,9% акций проекта находится в собственности КНР.

Рис. 5 Уменьшение площади льда в Арктике Источник: http://www.iapjournals.ac.cn/aosl/article/2015/1674-2834-8-4-215.html#

В настоящее время Россия разрабатывает конкретные проекты сопряжения Дальнего Востока и концепции Нового Шёлкового пути.

Традиционно Дальний Восток России является площадкой взаимодействия России и Китая.

В целях интеграции с Азиатско-Тихоокеанским регионом Правительство Российской Федерации приняло решение о создании на Дальнем Востоке специальных экономических зон. Среди них Территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток. Их статус регламентируется Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» и Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

По сути, Свободный порт Владивосток представляет собой территорию, объединяющую несколько муниципальных образований Приморского края, на которой устанавливаются особые меры государственной поддержки предпринимательской деятельности. Общая площадь территории, которую охватывает экономическая зона, составляет 28,4 тыс. кв. км. На ней проживает 1,4 млн человек (75% населения региона). Свободный порт создаётся на 70 лет с возможностью продления этого срока.

Очевидны преимущества порта Владивосток перед другими портами Дальнего Востока. К ним относится наличие закрытого рейда и глубоких

1970.9 180

2012.9 180

90\Л/

90 Е

19

бухт, пригодных для стоянки судов с большой осадкой. Порт имеет развитую железнодорожную сеть, он является конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали.

Получив специальный правовой статус, отдельные территории Приморского края стали привлекательнее для инвестиций, а следовательно - и для стратегии Нового Шёлкового пути.

Среди целей придания территории Приморского края особого правового и экономического режима законодатель выделил использование географических и экономических преимуществ Приморья как восточных морских ворот Российской Федерации для интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона; развитие международной торговли с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона; создание и развитие производств, основанных на применении современных технологий и ориентированных на выпуск в свободном порту Владивосток продукции, конкурентоспособной в государствах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Резидентом территории может стать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, если они официально зарегистрированы на территории Свободного порта Владивосток.

Учитывая сложившиеся геополитические условия, России и КНР необходимо обеспечить все возможные меры по взаимодействию в рамках реализуемых ими двух масштабных проектов. Для этого в первую очередь следует устранить конкуренцию Евразийского экономического союза и Нового Шёлкового пути и в качестве начальной точки соприкосновения стратегий определить созданную Россией зону свободного экономического развития.

Основные преференции, которые даёт статус резидента Свободного порта Владивосток.

1) преференции в отношении налогов (0% налог на прибыль в течении первых пяти лет);

2) понижение страховых взносов с 30% до 7.6% на 10 лет;

3) возмещение НДС в течение 10 дней;

4) значительное ускорение бюрократических процедур в сфере строительства;

5) снижение проверочной нагрузки на бизнес;

6) создание Управляющей компании Свободного порта, которая будет защищать интересы резидентов;

7) режим единого окна при прохождении контроля на границе, круглосуточный режим работы пунктов пропуска;

8) режим свободной таможенной зоны для резидентов (беспошлинный и безналоговый ввоз, хранение, потребление (использование) иностранных товаров, вывоз товаров (оборудования), ввоз иностранных товаров (оборудования);

20

9) упрощённый визовый режим (получение 8-дневной визы на границе).

Следует отметить, что в 2015 г. в своём ежегодном послании Федеральному Собранию России глава государства Владимир Путин ещё раз высказался в пользу распространения режима свободного порта на большинство основных портов Дальнего Востока.

Глава государства считает, что либерализация правил пользования дальневосточными портами станет мощным импульсом к развитию Северного морского пути перевозчиками всего мира. Он намного ближе и безопаснее, чем традиционные маршруты транспортировки грузов из Азии в Европу через политически нестабильные районы Ближнего Востока.

Согласно предложенному Минвостокразвития законопроекту «О Свободном порте Дальнего Востока», льготный режим должен появиться в портах Хабаровского края (Ванинского, Советско-Гаванского, Ульчского, Николаевского и Охотского районов, в том числе на территории и акватории морских портов Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Николаевск-на-Амуре и Охотск).

Помимо Хабаровского края свободные порты должны появиться на Камчатке (Петропавловск-Камчатский, Вилючинск, Елизовский район), на Сахалине (Корсаков, Холмск, Невельск), на Чукотке (Анадырский, Иуль-тинский, Провиденский и Чаунский районы).

Следует обратить внимание, что Новый Шёлковый путь представляет интерес не только для политиков. Научное сообщество также старается дать объяснение и предсказать возможные перспективы и риски участия государств в столь амбициозном проекте КНР.

По инициативе крупнейших университетов Китая уже созданы специализированные центры и академии, привлекающие ведущих исследователей мира для изучения того, каким образом будет применяться международное экономическое, инвестиционное, торговое право при взаимодействии государств - участников стратегии. Немаловажной проблемой также является и то, каким образом будут разрешаться правовые споры и будет ли создан специализированный международный арбитражный орган.

Одним из примеров такого исследовательского центра можно назвать созданную на базе Университета Гонконга Академию «International Academy of the Belt and Road», президентом которой является профессор, руководитель института изучения ВТО при Университете Гонконга Гуйгуо Ванг. Между Академией и Правительственными учреждениями Китая в апреле 2016 г. были заключены соглашения о сотрудничестве, обеспечивающие государственную поддержку проводимых Академией исследований. Членами названного исследовательского центра являются ведущие учёные Китая, России, Республики Корея, Японии - всего 35 стран. Дальний Восток России представлен в Академии директором Юридической школы ДВФУ, д.ю.н., профессором В.И. Куриловым.

21

Таким образом, перед современной Россией поставлена серьёзная задача: в условиях современных глобальных вызовов нашему государству предстоит продолжить обозначенное Президентом В.В. Путиным новое, эффективное выстраивание отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Главным партнёром России в АТР является Китай. В связи с этим одной из первостепенных задач нашего государства является решение вопроса о необходимости сопряжения политики России и новой экономической стратегии КНР «The Belt and Road».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. «Экономический пояс Шёлкового пути» - какими конкурентными преимуществами обладает Китай в Центральной Азии? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31518/8420265.html.

2. Sarvari, B. The Political Economics of the New Silk Road / B. Sarvari, A. Szedovits // Baltic Journal of European Studies. - 2016. - No. 6 (1). - P. 3-27.

3. Wilson, J. L. The Eurasian Economic Union and China's silk road: implications for the Russian-Chinese relationship // European Politics and Society. -2016. - No. 17. - P. 112-132. - DOI: 10.1080/23745118.2016.1171288.

4. Urscheler, L. H. Potential Implications of the One Belt One Road Initiative for Legal Cultures: Reflections of a Comparative Lawyer // International Law : Perspective of the Belt and Road Initiative. - Hong Kong, 2015. - P. 110-111.

5. Fallon, T. The New Silk Road: Xi Jinping's Grand Strategy for Eurasia // American Foreign Policy Interests. - 2015. - No. 37 (3). - P. 140-147.

6. Summers, T. China's 'New Silk Roads' sub-national and networks of global political economy // Third World Quarterly. - 2016. - Vol. 37, iss. 9. -P. 1628-1643. - DOI: 10.1080/01436597.2016.1153415.

7. Ван, Шуцунь. На пути к взаимовыгодному сотрудничеству [Электронный ресурс] / Шуцунь Ван, Чинсун Вань. - Режим доступа: http://svom.info/entry/478-na-puti-k-vzaimovygodnomu-sotrudnichestvu/.

8. Денисов, И. Е. Шёлковая безопасность: новая китайская концепция развития и правила игры в Евразии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pircenter.org /articles/1973-shelkovaya-bezopasnost-novaya-kitajskaya-koncepciya-razvitiya-i-pravila-igry-v-evrazii.

9. Островский, А. В. Итоги экономики КНР в 2014 году: спад или структурные реформы? // Китай на новом этапе экономической реформы. -М. : Ленанд, 2016. - С. 8-25.

10. Ремыга, В. Н. Новая глобальная стратегия Китая - экономический пояс шёлкового пути [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ic-ie.com/press-tsentr/novosti-mkpp/830-uvazhaemye-chleny-i-

22

partnery-mezhdunarodnogo-kongressa-promyshlennikov-i-predprinimatelej-uvazhaemye-posetiteli-ofitsialnogo-sajta-mkpp.html.

11. Тимофеев, О. А. Арктический фронтир Китая: геополитические и экономические измерения // Современный Китай и его окружение. - М.,

2015. - С. 225-238.

REFERENCES

1. «The economic zone of the Silk Road» - What competitive advantages China has in Central Asia». Available at: http://russian.people.com. cn/31518/8420265.html (accessed 12 December 2015). (In Russian).

2. Sarvari B., Szeidovits A. The Political Economics of the New Silk Road. Baltic Journal of European Studies, 2016, no. 1, pp. 3-27.

3. Wilson J.L. The Eurasian Economic Union and China's silk road: implications for the Russian-Chinese relationship. European Politics and Society,

2016, no. 17, p. 112-132. DOI: 10.1080/23745118.2016.1171288.

4. Urscheler L.H. Potential Implications of the One Belt One Road Initiative for Legal Cultures: Reflections of a Comparative Lawyer. International Law Perspective of the Belt and Road Initiative. Hong Kong, 2015, pp. 110-111.

5. Fallon T. The New Silk Road: Xi Jinping's Grand Strategy for Eurasia. American Foreign Policy Interests, 2015, no. 37 (3), pp.140-147.

6. Summers T. China's 'New Silk Roads' sub-national and networks of global political economy. Third World Quarterly, vol. 37, iss. 9, pp. 1628-1643. DOI: 10.1080/01436597.2016.1153415.

7. Wang Cun, Chin Han Sung. On the way to mutually beneficial cooperation. Available at: http://svom.info/entry/478-na-puti-k-vzaimovygodnomu-sotrudniche stvu/ (accessed 16 March 2015).

8. Denisov I.E. Silk security: a new concept of development of the Chinese and the rules of the game in Eurasia. Available at: http://www.pircen ter.org/articles/1973-shelkovaya-bezopasnost-novayakitajskaya-koncepciya-razvitiya-i-pravila-igry-v-evrazii (accessed 18 May 2016). (In Russian).

9. Ostrovsky A. The results of China's economy in 2014: recession or structural reform? China is at a new stage of economic reform. Moscow, 2016, pp. 8-25.

10. Remyga V.N. The new global strategy in China - the Silk Road Economic Belt. Available at: http://www.ic-ie.com/press-tsentr/novosti-mkpp/830-uvazhaemye-chleny-i-partnery-mezhdunarodnogo-kongressa-promyshlennikov-i-predprinimatelej-uvazhaemye-posetiteliofitsial nogo-sajta-mkpp.html (accessed 16 March 2015). (In Russian).

11. Timofeev O.A. China's Arctic frontier: geopolitical and economic dimensions. Modern China and its environment. Moscow, 2015, pp. 225-239.

23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.