Научная статья на тему 'Экономическая среда деятельности корпораций'

Экономическая среда деятельности корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая среда деятельности корпораций»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Долгопятов Т. Г. Становление корпоративного сектора и эволюции акционерной собственности - М. : ГУ ВШЭ, 2003. - 235 с.

2. Генкина А. Система экономических интересов и социальной гармонии // Вопросы экономики. - 1993. -№ 6. - С. 147.

3. Овсянко Д. В. Интересы - цели - показатели: взаимосвязи и согласование / Овсянко Д. В., Чернова Г. В., Воронцовский А. В. - СПб.: Изд-во С. Петербург, 1992. - 204 с.

4. Хаустов Ю. И. Собственность и экономические интересы / Ю. И. Хаустов, С. П. Клинова, В. Н. Просянников. - Воронеж : Воронеж гос. ун-т, 2000. - 302 с.

©М.П. Овчинников, 2015

УДК 33

М.П. Овчинников, асп.

НГАСУ (СИБСТРИН) Ул. Ленинградская 113, Новосибирск 630008, Каф. ЭСИ, E-mail:139556@ngs.ru

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАЦИЙ

Любой хозяйствующий субъект, осуществляет свою деятельность под воздействием внешней среды. Как указано в толковом словаре Ожегова "среда - окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организма". Внешняя (макроэкономическая или макро) среда, в условиях которой функционирует хозяйствующий субъект, представляет собой совокупность экономической, правовая среда и институциональных сред деятельности.

Наибольшее влияние на деятельность корпораций оказывают следующие факторы:

• динамика валового внутреннего продукта (ВВП) страны;

• динамика валютного курса;

• уровень спроса на производимую продукцию;

• динамика фондовых индексов;

• уровень ставок банковского кредитования;

• налоговое окружение;

• динамика и структура зарубежных инвестиций в экономику страны.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в целом экономическая среда характеризуется как умеренно благоприятная. Это подтверждается прогнозируемыми изменениями основных макроэкономических показателей, относительно низкими ставками кредитов. Вместе с тем, привлечение иностранных инвестиций остается больным местом отечественной экономики.

Правовая среда деятельности корпораций.

Деятельность корпораций в России регулируется целым рядом нормативно-правовых актов. Область регулирования широка: от правил учреждения и регистрации корпорации (Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах") до порядка уплаты корпорациями различных налогов (например, Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и др.). Структурно правовое поле можно представить следующей схемой (рис. 1).

103

международный научный журнал «инновационная наука»

№10/2015

ISSN 2410-6070

Основываясь на международном опыте, можно утверждать, что главная функция корпоративного управления - обеспечить работу корпорации в интересах акционеров, предоставивших ей свои финансовые ресурсы. Хотя данное положение и представляется достаточно простым, оно скрывает в себе целый ряд сложных и важных вопросов акционерного права и корпоративного управления.

Однако, как показывает анализ действующей нормативно-правовой базы, в Российском законодательстве отсутствует системность, то есть некоторые вопросы регулируются несколькими равными по силе документами, причем, зачастую, положения этих документов взаимоисключают друг друга. В других случаях регулирование отсутствует вообще, порождая различные толкования и порядок исполнения норм.

Институциональная среда деятельности корпораций.

В процессе функционирования корпораций в ее институциональную среду (ИС) (рис. 2) вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории людей. Поэтому руководство корпорации в процессе принятия решений должно учитывать интересы экономических составляющих общества.

Рисунок 2 - Институциональная среда корпоративных образований

Все это составляет весьма важную часть корпоративного управления, представляющую интерес для формирующейся системы корпоративных взаимоотношений, складывающихся в России.

Институциональная среда любой корпорации уникальна, однако можно выделить наиболее стандартные типы, являющиеся основой для "корпоративного творчества". Корпорация, как правило, представляет собой

104

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

объединение нескольких компаний, осуществляющих деятельность в рамках общей стратегии и консолидации финансовых потоков. По результатам обследования субъектов хозяйственной деятельности была составлена многопараметрическая классификация отечественных корпораций.

В различные периоды развития экономики России закладывались предпосылки создания эффективной институциональной среды, но в то же время возникали определенные противоречия в системах управления деятельностью корпораций. Каждый период олицетворял новую стадию понимания руководством страны экономических проблем и выработки путей их решения.

Разработка сценария макроэкономической среды

При разработке стратегии корпорации одновременно учитывать сценарии развития всех компонентов макроэкономической среды. Реализация такого комплексного подхода позволит, более адекватно определять будущие действия корпорации и избегать нелепых ошибок и случайностей.

В каждом из предлагаемых сценариев в качестве информационно-аналитической базы используется набор характеристик. В частности, для прогноза деятельности в макроэкономической среде может быть составлена матрица тенденций (табл. 1), в которой могут быть запланированы несколько вариантов изменения макроэкономической среды и мероприятия реакции корпорации.

Таблица 1

Матрица тенденций

Среда Тенденция Экономическая Правовая Институциональная

Позитивная +1 +1 +1

Стабильность 0 0 0

Негативная -1 -1 -1

В общем виде, наиболее вероятная интегральная тенденция изменения макроэкономической среды (TPmax) может быть представлена в следующем виде:

Tp

max

N / \ Z(ai*xi),

i=1

где

ai - удельный вес показателя, учитывающий его влияние на изменение макросреды, а также синрегический эффект от совместного воздействия на корпорацию (^ ai — 1);

xi - показатель, характеризующий одну из тенденций.

N - число рассматриваемых составляющих макроэкономической среды.

В частности, для рассмотренного выше случая наиболее вероятная интегральная тенденция будет иметь следующий вид:

Tpmax = Z(ai*Xi).

i=1

На основе предложенного инструментария был проведен анализ складывающего к настоящему времени сценария развития макроэкономической среды в России. Как показывает проведенный анализ, макроэкономический сценарий 2013 г. можно для большинства корпораций оценить как умереннопозитивный. Это подтверждается следующими фактами:

1. В экономической среде:

0 повышение объемов иностранных инвестиций в российскую экономику;

0 снижение инфляционных ожиданий и повышение индекса спроса;

0 предсказуемый валютный курс.

2. В правовой среде:

0 в связи с сохранением Президента Российской Федерации и прежним составом Государственной Думы позитивные ожидания усилились;

105

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

0 законы, вступающие в действие до 2009 г. в целом имеют позитивный характер.

3. В институциональной среде предполагается, что ситуация останется стабильной, поскольку каждая корпорация имеет самостоятельную институциональную среду, хотя возможны варианты, что среды пересекаются, а в рамках холдингов и объединяются.

На основе вышесказанного можно заключить, что в складывающейся обстановке отечественным корпорациям необходимо реализовать имеющийся потенциал роста объемов производства, эффективнее использовать имеющиеся ресурсы, а также определить новые направления диверсификации деятельности.

Для повышения эффективности деятельности корпорации необходимы управляющие воздействия со стороны менеджмента, осуществляемые в рамках общей стратегии и в соответствии с поставленной акционерами целью. Эта задача усложняется тем, что корпорации, именно в силу своих организационноправовых особенностей, имеют определенные потребности при осуществлении управления.

Список использованной литературы:

1. Макекадыров А.С. Тарханов А.В. Научные основы национальной экономике 1999г.

2. Смирнов Э.А. Основы теории организации. Москва; Инфра-М, 2001г.

3. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоратив. Упр. Науч.-практ.изд. \ И.С. Шиткина. -М.:Волтерс Клувер, 2006.

©М.П. Овчинников, 2015

УДК 33

М.П. Овчинников

НГАСУ (Новосибирский Государственный Архитектурно-строительный университет)

КОРПОРАТИВНЫЕ ПРИЕМУЩЕСТВА В УПРАВЛЕНИИ КОРПОРРАЦИЯМИ

Аннотация

Формирование корпоративных структур в экономике России является объективной закономерностью концентрации капитала. Общей проблемой становится поиск наиболее совершенных моделей совместной деятельности разнообразных юридических лиц. Эти модели должны учитывать как общие требования, так и специфические требования современных крупных корпораций, деятельность которых нуждается в особых способах планирования, координации и контроля со стороны акционеров.

Ключевые слова

Корпорации, интерес, модели, деятельность, координация, контроль, совершенствование.

Различие экономических интересов, согласованное поведение субъектов или их противоречие остается очень актуальной проблемой в корпоративной экономике. Если теоретическая основная проблема корпоративных отношений сводится к разделению собственности и управления, то практическая сводится к установлению баланса интересов между всеми субъектами корпорации в процессе их взаимодействия.[1]

Система экономических интересов и взаимодействие субъектов корпорации исследуется многими экономистами. В работах В. В. Баюкова, М. К. Басоква, Н. Н. Бека, Т. Г. Любимовой и других [2] достаточно подробно дана их характеристика.

В рамках обозначенной структуры взаимодействия, субъектов корпорации можно формализовать в виде следующей таблицы[4]:

106

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.