Научная статья на тему 'Экономическая социология в Китае'

Экономическая социология в Китае Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1309
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ / КИТАЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Е Чжаося, Петров Александр Викторович

Рассматривается история становления и современная проблематика исследований в области экономической социологии в Китайской Народной Республике. Обращается внимание на то, что китайские социологи рассматривают экономическую социологию как направление социологических исследований, ориентированное на изучение социальных аспектов радикальных экономических изменений, которые произошли в Китае в последние десятилетия. Подчеркивается, что китайские ученые, адаптируя зарубежные теории, модели, концепции к объяснению особенностей китайского общества и экономики, ориентированы на создание собственного, специфического подхода к изучению проблем и перспектив социально-экономического развития Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая социология в Китае»

ФЕНОМЕНЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

УДК 316 ББК 60.5

Е Чжаося, А.В. Петров

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ в КИТАЕ*

Рассматривается история становления и современная проблематика исследований в области экономической социологии в Китайской Народной Республике. Обращается внимание на то, что китайские социологи рассматривают экономическую социологию как направление социологических исследований, ориентированное на изучение социальных аспектов радикальных экономических изменений, которые произошли в Китае в последние десятилетия. Подчеркивается, что китайские ученые, адаптируя зарубежные теории, модели, концепции к объяснению особенностей китайского общества и экономики, ориентированы на создание собственного, специфического подхода к изучению проблем и перспектив социально-экономического развития Китая.

Ключевые слова:

история социологии, Китай, социологические теории, экономическая социология.

Е Чжаося, Петров А.В. Экономическая социология в Китае // Общество. Среда. Развитие. - 2017, № 1. - С. 33-38. © Е Чжаося - Ph. D., Тяньцзинский педагогический университет, Бюро переводов при ЦК КПК, Тяньцзинь, Китайская Народная

Республика; e-mail: petroval4@yandex.ru © Петров Александр Викторович - доктор социологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет; исполнительный директор, Российско-Китайский Центр сравнительных социальных, экономических и политических исследований факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург; e-mail: petroval4@yandex.ru

Экономическая социология - актуальное, проблемно-ориентированное направление социальных исследований, в качестве своего предмета рассматривающее изучение экономики и общества, исследование взаимодействия и взаимовлияния процессов социального и экономического развития. Основная задача экономической социологии заключается в расширении знаний о жизни общества, о законах и закономерностях протекания общественных процессов в хозяйственной сфере, о взаимодействии экономики с другими сферами социальной жизни, и, в конечном счете, практической целью экономической социологии, как научного направления, является оптимальное, с точки зрения эффективности, функционирование экономики в определенной социальной системе [3, с. 11; см., также: 25, с. 8-27]. Именно поэтому экономическая социология представляет большой интерес для исследования процессов социально-экономического развития в разных странах с разным

хозяйственным, политическим, культурным укладом и традициями. И в России, и в Китае современную экономическую социологию рассматривают как отрасль социологии, призванную дать ответы на животрепещущие вопросы, связанные с изучением социальных аспектов радикальных экономических преобразований, с анализом социальных проблем развития национальных и мировой хозяйственных систем и поиском приемлемых для наших обществ способов их решения [19, с. 63].

В Китае, как и в России, история становления экономической социологии неразрывно связана с историей обществоз-нания и во многом является отражением социальной истории наших стран. Несомненно, и китайская, и российская экономическая социология сформировались под влиянием западных социологических теорий. Но потребности в изучении особенностей социально-экономического развития, ярко проявляющаяся цивили-зационная, социокультурная и социаль- о

I—

* Материалы статьи подготовлены при содействии Фонда гуманитарных наук Тяньцзинского педагогического университета, 52WW1412, КНР

но-политическая специфика наших стран задали собственный вектор развития этой отрасли социологии.

Как справедливо отмечает Пан Давэй, китайская социологическая мысль развивается по своему историческому пути, но с учетом важности «адаптации опыта и знаний» пришедших из-за рубежа. С конца XIX века до революции 1911-1913 гг., на фоне необходимости поиска путей модернизации Китая, шло пробуждение интереса к социологии под влиянием деятельности реформаторов-неоконфуцианцев, тогда же начали появляться первые переводы трудов классиков западной социологии, а несколько позже и классиков экономической социологии. Получила распространение «марксистская социология», термин, ставший синонимом исторического материализма. До 1940-х гг. была создана учебная и научная база для развития социологического образования в китайских вузах и проведения первых эмпирических социологических исследований. Однако с середины 1950-х гг. вплоть до начала реализации политики реформ и открытости в 1978 г., подчеркивает Пан Давэй, «лишь исторический материализм считался подлинно научной социологией». Начало существенных социально-экономических преобразований, необходимость изучения и поиска путей разрешения проблем китайского общества пробудили интерес к возрождению социологии, изучению теоретических и прикладных вопросов, в том числе непосредственно касающихся взаимодействия экономики и общества (аграрные реформы, процесс урбанизации, регулирование отношений собственности, развитие рыночной экономики и др.) [18, с. 130-134].

Социальная история Китая в XX веке оказала влияние на формирование как теоретико-методологических основ, так и основной проблематики китайской социологии и экономической социологии на начальном этапе реформ. Вопросы развития промышленного производства и обеспечения населения товарами широкого потребления приобрели первостепенное значение. В 1985 г. социолог Ян Цзимин опубликовал одну из первых статей по экономической социологии, где были затронуты эти темы [30]. В течение 30 лет китайская экономическая социология, развиваясь постепенно, приобрела статус одной из базовых отраслей социологии. Хотя подобная точка зрения на ее статус встречается, например, у известного социолога Фи Сяотун еще в период возрождения социологии в Китае [12].

Историю современной экономической социологии в Китае можно условно разделить на два основных этапа. За первые 15 лет её развития (1985-2000 гг.) китайские экономсоциологи обратились, прежде всего, к переводу иностранных учебных пособий, трудов по теории и методологии, зарубежных научных статей, одновременно изучая социальные стороны экономических процессов в Китае, пытаясь анализировать их в основном в русле западных объяснительных конструкций. В течение следующих 15 лет на основе предыдущего опыта и достигнутых успехов китайская экономическая социология сделала большой шаг вперед: исследователи стали более сдержанно и рационально относиться к иностранным экономико-социологическим теориям, начали вступать во все более активные научные дискуссии с их зарубежными сторонниками. Это стало возможным благодаря существенному развитию социологии в КНР, системы подготовки профессиональных социологов и росту популярности разноплановых экономико-социологических исследований.

В последние годы в Китае растёт количество публикаций в области экономической социологии. В экономических и социологических журналах появились специальные рубрики по данному направлению. С 2014 г. издается первое периодическое издание по экономической социологии - ежегодник «Исследования по экономической социологии в Китае» (

Труды классиков западной социологии К. Маркса, Г. Зиммеля, Э. Дюркгейма, М. Вебера изучаются китайскими учёными - специалистами в сфере экономической социологии. Эти исследования оказывают значительное влияние на формирование теории и методологии современной экономической социологии в Китае. Например, особый интерес у современных китайских исследователей вызывают труды М. Вебера, методология понимающей социологии, изучение с ее помощью мотивов экономической деятельности в рамках определенных социальных институтов, исследования предельной полезности [22]. Проанализировав представления М. Вебе-ра о рационализации и иррационализации социального действия, его представления о ценностях, Ван Нань сделал вывод о том, что великий немецкий экономсоциолог попытался создать специфическую и весьма продуктивную методологию, базирующуюся на анализе системы ценностей, с помощью которой можно решать проблемы,

заключающиеся в противоречиях между теорией и практикой, субъективным и объективным, рациональным и иррациональным в объяснении ряда сложных явлений в истории, культуре, социальных и экономических отношениях [1]. Хань Сюц-зи подробно проанализировал результаты веберовских теоретических изысканий, направленных на постижение сущности взаимовлияния трансформации социально-политического порядка и развития рыночных отношений [21].

Что касается современных экономико-социологических теорий, то китайские исследователи уделяют значительное внимание возможностям их использования для объяснения актуальных проблем экономического развития страны. Например, изучая особенности общественного сознания и коллективного поведения в рамках крестьянских хозяйств, института семьи, государства в восточных обществах Ли Пэйлинь подтвердил ограниченность объяснительных возможностей теории рационального выбора при анализе социальных явлений [10]. Лю Шаоцзе же полагает, что модель рационального выбора, примененная для изучения структуры социально-экономических коммуникаций, может все же служить прочной методологической основой в исследованиях в рамках новой экономической социологии. Проанализировав плюсы и минусы теории рационального выбора, он подробно исследует логику и социальные основания самого процесса осуществления выбора в хозяйственной жизни общества [13; 14]. Исследования на основе применения теории рационального выбора продолжаются в современной китайской экономической социологии, хоть и не без методологических сложностей.

В новом веке китайские экономсоци-ологи уделяют все больше внимания теории «новой экономической социологии», особенно идеям, связанным с «социальной включенностью» экономики, которые используются М. Грановеттером для изучения, к примеру, рынка труда посредством применения сетевого подхода. В современном мире экономические отношения, обретая самостоятельность, всё же связаны с социальными структурами. Китайские экономсоциологи, изучая эту связь, разделяют идею об их «включенности» в сеть социальных коммуникаций, анализируют их содержание, изучая погруженность рыночных отношений в социальные. На понятие «включенности» и возможности его использования, в том

числе, для изучения социальных аспектов экономических отношений обращает внимание Лю Шидин [17]. Следует отметить, что изучение «включенности» отражено также во множестве работ сугубо прикладного характера, результаты которых уже выходят за рамки экономической социологии. Эти исследования включают не только изучение традиционных объектов экономико-социологических исследований, таких как экономические действия, структуры управления разного уровня на предприятиях, различные бизнес-группы, развитие рынков, но и правовых и политических институтов, образовательных структур и т.п. Использование концепции «включенности» хозяйства в социальные отношения приобретает все большую популярность среди современных китайских социологов, изучающих вопросы экономического развития страны.

Теория социального и культурного капитала П. Бурдье также привлекает внимание китайских экономсоциологов. Изучая посредством этой теории структуру социальных коммуникаций в китайском обществе они делают вывод о том, что социальный капитал приобрел свое значение в современном гражданском обществе. Однако методы его изучения и измерения требуют существенной доработки. Теория социально-символического капитала активно используется в изучении социальных аспектов функционирования рынка труда, особенностей хозяйственной деятельности различных социальных групп и предприятий, функционирования бизнес-структур в современном Китае. Понятие «культурный капитал» применяется, например, для объяснения причин и последствий неравенства в уровне образования представителей разных социальных групп, обладающих разным социальным статусом в китайском обществе.

Вообще экономико-социологическая проблематика, связанная с изучением социального капитала, за последние годы приобрела в Китае широкую популярность. Например, за 14 лет (2001-2014 гг.) в журнале «Социологические исследования» ( ), который имеет сравнительно небольшой объем, было опубликовано 26 статей на темы, связанные с изучением социального капитала. Таким образом, данная тема и данный термин по количеству статей и упоминаний заняли первое место, даже если не учитывать работы, где используются другие сходные термины вроде «сетевого капитала» или «капитала отношений».

г^-о

о

Одним из важнейших объектов исследования китайских экономсоциологов также являются взаимоотношения между государством и рыночной экономической системой, между структурами управления и бизнесом.

В социоинституциональных исследованиях взаимоотношений государства и рынка в китайской экономической социологии превалирует концепция государственного регулирования хозяйственных отношений, направленного на поддержание стабильности для устойчивого экономического роста. Например, известный исследователь Гао Бэй разделяет точку зрения американских неоинституциона-листов, заключающуюся, по его мнению, в необходимости рационального вмешательства государства в рыночную экономику, особенно в периоды структурных преобразований хозяйственной системы [4; 5]. Собственно, именно благодаря подобной стратегии рационального институционального регулирования китайское руководство смогло сформировать и реализовать долгосрочную политику реформ и открытости, оказавшую определяющее влияние на позитивные для китайского общества результаты экономического развития.

Но преобразования в Китае вовсе не ограничиваются институциональным, макросоциальным уровнем. На уровне конкретных региональных и локальных сообществ также осуществляются перемены. В регионах местная власть играет важнейшую роль в регулировании отношений между властью и бизнесом. С одной стороны, местная власть, создав благоприятные условия для привлечения инвестиционного капитала, принимает различные регулирующие меры для того, чтобы содействовать развитию локальных бизнес-структур, отвечающих экономическим и социальным потребностям регионов. С другой стороны, местная власть способствует благоприятному инвестиционному климату за счет более эффективного использования региональных ресурсов, тем самым адаптируя стратегию устойчивого экономического развития государства к конкретным социальным и экономическим условиям каждого региона. Отличным примером бурного развития экономики является юго-западный регион Китая, где местная власть оказала немало помощи конкретным предприятиям и бизнес-группам. Это доказывает, что отношения между правительством и бизнесом становятся все более эффективными, рациональными

не только на макро-, но и на микросоциальном уровне.

Кроме вопросов рационального институционального регулирования в прикладных экономико-социологических исследованиях значительное место занимают социокультурные исследования. Особое внимание уделяется изучению влияния культуры на производительность и рациональную организацию труда конкретных предприятий. Например, большое внимание уделяется изучению влияния повышения комфорта на рабочем месте, повышению уровня образования персонала на развитие высокотехнологичных производств.

В последние годы китайские экономсо-циологи обращают пристальное внимание на изучение вопросов реализации права собственности, сформировался оригинальный социологический взгляд на эти вопросы, который отличается от подхода экономистов [23]. Исследования на подобную тему проводятся на стыке интересов политической социологии, социологии деревни, экономической социологии. В первом выпуске ежегодника «Исследования по экономической социологии в Китае», опубликован ряд статьей, посвященных исследованиям реализации права собственности. Эти статьи освещают как абстрактные теоретические вопросы, так и конкретные примеры из хозяйственно-правовой сферы современного Китая [7]. Особое внимание уделяется теории «владения» и «права собственности», которые характеризуются социальной спецификой, особенно в китайской деревне [16]. На основе логики объяснения институциональной школы развивается теория отношений собственности [24].

Управление предприятиями и создание эффективной системы социальной ответственности бизнеса также находятся в фокусе внимания китайских экономсо-циологов. Китайские социологи уделяют внимание не только изучению отношений между работниками и работодателями, но и обращают внимание на социальные потребности трудящихся, а также на умение бизнеса учитывать эти потребности в целях повышения производительности труда, сохранения трудового потенциала предприятий и снижения издержек, вызываемых возможными производственными конфликтами [2; 31].

Одним из объектов прикладных исследований по экономической социологии в КНР является изучение функционирования рынков - тема, которая находится в центре внимания западной экономичес-

кой науки и экономической социологии. При этом китайские экономсоциологи стараются анализировать не только структуру рынков, но и социально-исторические особенности их формирования. Сам рынок представляется ядром современной экономики, осью экономической структуры современного Китая. А поскольку рыночные отношения давно изучаются западными специалистами по экономической социологии, то с 1990-х гг. результаты их исследований активно исследуются и китайскими социологами. Китайские эко-номсоциологи уделяют много внимания эволюции рыночных отношений, развитию теории и практики предпринимательства. Ключевым понятием становится понятие «отношения» различных субъектов рынка, исследуются особенности этих отношений [8]. Одновременно уделяется внимание самобытным характеристикам китайской рыночной экономики и предпринимательства, организации сетевых структур, конкуренции [20].

Исследования условий конкуренции на рынках также является важной задачей экономической социологии. Правила игры на рынке определяются государственными мерами и стандартами, цель существования которых - поддержание стабильности и снижение транзакцион-ных издержек, связанных с отклоняющимся поведением участников рыночных сделок. Однако иногда вмешательство местных властей в развитие социальных связей бизнесом может изменить условия конкуренции. Именно поэтому важно создать условия для развития этического бизнеса в Китае [15]. Несовершенство условий рыночной среды, их учет в каждом конкретном случае, зависит также от стратегии развития предприятий и от умелой интеграции социальных и организационных факторов хозяйственного развития [29]. Более эффективной адаптации китайских предприятий к рыночным условиям способствуют современные информационные технологии, использование которых расширяет возможности управления и во многом определяет корпоративную культуру труда, влияя на повышение производительности [6].

В сферу интересов китайских эконом-социологов включаются малые, средние

список литературы:

[1]

и крупные частные предприятия, государственные и общественные организации, и предприятия центрального подчинения. Они, например, давно заметили, что в современной китайской экономике стратегия развития предприятий разных типов характеризуется стремлением к слиянию. Высокий уровень конкуренции, информированности и объединенности интересов представителей бизнес-групп влияет на этот процесс [9; 11]. Ян Дянь, подробно изучив крупные предприятия эмпирическими методами, пришел к выводу, что диверсификация китайских предприятий определяется социально-правовым порядком и логикой распределения власти, а не экономическим режимом и логикой эффективности. А лучшей стратегией управления крупным китайским предприятием является его интеграция в существующую социальную, политическую и культурную среду [26-28]. Исследования, связанные со стратегиями поведения предприятий на рынках, становится одним из направлений развития китайской теоретической и прикладной экономической социологии.

С начала реализации политики реформ и открытости Китай удивляет весь мир быстро развивающейся рыночной экономикой и своими достижениями во многих областях. Стремительное экономическое развитие стало бы невозможным, если бы китайское общество не поддерживало его. Китайская экономическая социология стремиться к комплексному изучению разных социальных аспектов реализации стратегии устойчивого экономического развития страны, возможностей и перспектив создания гармоничного общества. Несмотря на свою молодость, экономическая социология в КНР, адаптируя зарубежные теории, модели, концепции к объяснению особенностей китайского общества и экономики, ориентирована на создание собственного, специфического взгляда на проблемы и перспективы социально-экономического развития. Наглядным подтверждением тому служат результаты осуществленных китайскими специалистами теоретических и прикладных экономико-социологических исследований по разным направлениям и значительное число публикаций в различных, в том числе специализированных, изданиях.

Ван Нань. Наука о ценности: методология М. Вебера в общественных науках // Общество. - 2014, № 6. - С. 140-164. (На китайском языке) [2] Ван Хэцзянь. Достоинство, трансформация отношений и управление в бизнесе: открытие «Фуши-кан» // Общественные науки Китая. - 2014, № 1. - С. 107-120. (На китайском языке)

r^-o

3] Веселов Ю. В., Петров А. В. Экономическая социология : Уч. пос. - СПб.: Астерион, 2005. - 109 с.

4] Гао Бэй. Глобализация и структурный кризис модели экономического развития в Китае // Социологические исследования. - 2005, № 4. - C. 172-188. (На китайском языке)

5] Гао Бэй. Трансформация модели экономического развития в Китае и институциональная школа // Социологические исследования. - 2008, № 4. - C. 1-30. (На китайском языке)

6] Жэнь Минь. Применение информационной техники и эволюция культуры предприятия // Социологические исследования. - 2013, № 3. - С. 101-124. (На китайском языке)

7] Исследования по экономической социологии в Китае. 1-й том. - Пекин: Изд. Литература общественных наук, 2014. - 234 с. (На китайском языке)

8] Ли Линьянь. Отношения власти и рынка: социология о китайской рынке недвижимости. - Пекин: изд-во Литература общественных наук, 2008. - 229 с. (На китайском языке)

9] Ли Пэйлинь, Чжан И. Социальная ценность государственных предприятий. - Пекин: Изд. Литература общественных наук, 2000. - 393 с. (На китайском языке)

10] Ли Пэйлинь. Проблемы рационального выбора и их решения // Социологические исследования. -2001, № 6. - C. 43-55. (На китайском языке)

11] Ли Пэйлинь, Лян Дун. Слияния: новая тенденция развития компаний // Социологические исследования. - 2003, № 2. - С. 43-53. (На китайском языке)

12] Лу Сюйи. Пятьдесят лет развития социологии в новом Китае / Под ред. Бюро китайских общественных наук. - Пекин: Изд. Китайские общественные науки, 2 0 00. - 673 с. (На китайском языке)

13] Лю Шаоцзэ. Смысл и суть модели рационального выбора в экономической социологии // Социологические исследования. - 2003, № 6. - C. 24-32. (На китайском языке)

14] Лю Шаоцзэ. Новые горизонты экономической социологии: рациональный выбор и аффективный выбор. - Пекин: Изд. Литература общественных наук, 2005. - 301 с. (На китайском языке)

15] Лю Шаоцзе. Социальный базис рыночного порядка в Китае: знакомое или незнакомое общество // Социологическое обозрение. - 2014, № 2. - С. 28-34. (На китайском языке)

16] Лю Шидин. Владение, сознание и отношения между людьми: анализ эволюции деревни с точки зрения экономической социологии. - Пекин: Изд. Хуася, 2003. - 167 с. (На китайском языке)

17] Лю Шидин. Концепции, логика социальных отношений и исследования включенности / Исследования по экономической социологии в Китае. 2-ой том. - Пекин: Изд. Литература общественных наук, 2015. - 276 с. (На китайском языке)

18] Пан Давэй. К истории социологии в Китае // Социологические исследования. - 2009, № 4. - С. 130136.

19] Петров А. В. О некоторых перспективных направления современной экономической социологии // Общество. Среда. Развитие. - 2016, № 3. - С. 63-66.

20] Фу Пин. Социальная логика на рынке. - Шанхай: Изд. Саньлянь, 2013. - 285 с. (На китайском языке)

21] Хань Сюцзи. Наследие Макса Вебера: традиция анализа в современной экономической социологии // Вестник колледжа аспирантов при Институте общественных наук Китая. - 2011, № 5. - C. 138-144. (На китайском языке)

22] Хэ Жун. Экономика и социология: Макс Вебер и основные проблемы общественных наук. - Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2009. - 191 с. (На китайском языке)

23] Цао Чжэнхань. Логика формирования права собственности: исследования права собственности в Китае с точки зрения логики в играх // Социологические исследования. - 2008, № 1. - C. 200-216. (На китайском языке)

24] Чжоу Сюйгуан. Отношения собственности: социальный анализ реализации права собственности // Социологические исследования. - 2005, № 2. - С. 1-31. (На китайском языке)

25] Экономическая социология: теория и история / Под ред. Ю.В. Веселова и А.Л. Кашина. - СПб.: Нестор-История, 2012. - 760 с.

26] Ян Дянь. Государство, рынок капитала и диверсификация в Китае: анализ деятельности предприятий // Социологические исследования. - 2011, № 6. - С. 102-131. (На китайском языке)

27] Ян Дянь. Логика эффективности или логика власти: стратегия развития предприятия // Общество. - 2012, № 5. - С. 151-178. (На китайском языке)

28] Ян Дянь. Управление предприятием и его эффективность: социальный анализ на примере Китая // Китайские общественные науки. - 2013, № 1. - С. 72-94. (На китайском языке)

29] Ян Линли. Новая школа экономической социологии в Европе: перформативная школа // Экономика и менеджмент за рубежом. - 2009, № 12. - С. 8-15. (На китайском языке)

30] Ян Цзимин. Индустриализация и модернизация в развивающейся стране: коротко об экономической социологии // Тяньцзинские общественные науки. - 1985, № 3. - С. 53-57. (На китайском языке)

31] Янь Вэйши. Взаимовыгодные действия и утрата навыков: экономико-социологический анализ рынка труда // Вестник Чжэцзянского университета (Серия: Гуманитарные науки). - 2012, № 2. - С. 191-197. (На китайском языке)

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.