Научная статья на тему 'Экономическая роль образования в условиях научho-технической революции'

Экономическая роль образования в условиях научho-технической революции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая роль образования в условиях научho-технической революции»

Том 273

197']

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Л. И. КУРИЛЕНКО

XXIV съездом КПСС поставлена задача повышения эффективности общественного производства. Ее выполнение связано прежде всего с реализацией достижений научно-технической революции, которая коренным образом изменяет материальные условия производства и тем самым способствует росту его эффективности. Но этим ее влияние на производство не ограничивается. Научно-техническая революция, предъявляя все новые требования к субъективному фактору производства — рабочей силе, приводит к росту значения образования для развития производства. Поэтому анализ вопросов экономической роли образования, его влияния на главную производительную силу общества, а через нее— на эффективность производства является важным и актуальным.

Рост экономического значения образования является сравнительно новым явлением, характерным преимущественно для XX века. Он связан с повышением роли умственного и прежде всего инженерного труда в общественном производстве, что в свою очередь объективно обусловлено развитием производительных сил. Возникновение инженерного труда произошло на стадии машинного производства и означало, с одной стороны, отделение интеллектуальных сил процесса производства от физического труда, а с другой — приближение науки к производству. Но поскольку техническая база производства и науки были слабо развиты, то роль инженерного труда не была столь большой, как в настоящее время. Так, в царской России в 1913 году насчитывалось всего 25 тыс. специалистов с высшим техническим образованием. Образование в силу этого носило в основном общекультурный характер и являлось привилегией господствующих классов.

Но классики политической экономии еще в свое время отмечали большую роль образования в экономическом развитии. Так, А. Смит писал: «Когда сооружается какая-нибудь дорогая машина, обыкновенно рассчитывают, что большое количество работы, которое она выполнит, пока не износится, возместит капитал, затраченный на нее по меньшей мере с обычной прибылью. Человек, изучивший с затратой большог© труда и продолжительного времени какую-либо из тех профессий, которые требуют чрезвычайной ловкости и искусства, может быть сравнен с такою дорогою машиною»1. К. Маркс отмечал особо важную роль образования в подготовке человека к труду: «Для того, чтобы преобразовать

1 А. Смят. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., Соцэкгиз, 1935, стр. 92.

общечеловеческую природу так. чтобы она получила подготовку и навыки в. определенной отрасли труд а.; стала развитой и специфической рабочей силой, требуется определенное образование или воспитание, которое, в свою очередь, стоит большей или меньшей суммы товарных эквивалентов»2.

Мысль о том, что одной из основ прогресса производства является

развитая производительная сила человека, подчеркивал и Ф. Энгельс: «Недостаточно, — писал он, — одних только механических и химических вспомогательных средств. Нужно также соответственно развить и способности людей, приводящих в движение эти средства»3.

Но образование воздействует на производительные силы не только через развитие субъективного фактора производства — человека. Воздействуя на человека, образование косвенно воздействует и на объективный фактор производства, так как именно образование обусловливает технологическое применение в производстве новейших достижений науки и техники. К. Маркс, подчеркивая эту функцию образования, писал, что природа не строит машин, паровозов, станков, железных дорог и т. д. «Все это—продукты человеческого труда, природный материал, превращенный в органы человеческой воли, властвующий над природой, или человеческой деятельности в природе. Все это—созданные человеческой рукой органы человеческого мозга, овеществленная сила знания»4.

Развитию образования в нашей стране уделялось большое внимание буквально с первых дней Советской власти. И в этом огромная заслуга принадлежит В. И. Ленину. В своих работах, связанных с решением конкретных хозяйственных задач строительства социализма, В. И. Ленин постоянно подчеркивал мысль, что «только преобразуя коренным образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое, т. е. коммунистического общества5. Причем, В. И. Ленин придавал большое значение не только профессиональному образованию, но и общему. Он предвидел будущие тенденции в развитии производства, которые потребуют не только профессиональной подготовки рабочего, но и теоретической, политехнической подготовки; «Нам нужны столяры, слесаря, тотчас .безусловно. Все должны стать столярами, слесарями и проч., но с таким-то добавлением общеобразовательного и политехнического минимума»6.

Но все же никогда экономическая роль образования не была столь высокой, как в настоящее время. Это вызвано объективными причинами и прежде всего совершающейся в настоящее время научно-технической революцией. Однако вопросы воздействия научно-технической революции на личный фактор производства, то есть на рабочую силу, вопросы развития и эффективности сложной системы, готовящей квалифицированные кадры, вопросы роли образования в экономическом развитии и экономической эффективности образования начали привлекать внимание экономистов недавно и поэтому изучены далеко недостаточно.

Как известно, совокупная рабочая сила, наряду со средствами труда, является важнейшим фактором создания материальных благ. Но совокупная рабочая сила выступает также и как главный субъект производственных отношений. Поэтому важно проследить, как под влиянием изменений в материально-вещественной структуре производства происходят изменения в совокупной рабочей силе, и каким образом это определяет изменение роли образования в производстве.

2 К. МарксиФ. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 182--183.

3 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 335.

4 К. МарксиФ. Энгельс. Соч., т. 46, ч. II, стр. 215.

5 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 41, стр. 301.

6 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 420.

Возрастающие масштабы и усложнение производства обусловили численное увеличение совокупности рабочей силы. По данным Всесоюзной переписи населения 1970 года из 130,5 млн. человек в трудоспособном возрасте занятые в народном хозяйстве, а также учащиеся составили 120,6 млн. человек, или 92,4% этого населения против 82% в 1959 году. Но главное заключается в том, что меняется качественная характеристика как индивидуальной, так и совокупной рабочей силы. Характеристика рабочей силы обычно сводится к определению ее как способности к труду участвующих в производстве людей, обладающих определенным опытом и навыками. Хотя такое определение и является верным, но оно недостаточно полно дает характеристику рабочей силе.

Такое определение не соответствует современному уровню развития производства и научно-технической революции. К. Маркс писал: «Как в самой природе голова человека и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда соединяется умственный и физический труд»7. Но все дело в том, что соотношение между умственной и физической деятельностью динамично, оно постоянно меняется вследствие изменений в материально-вещественной структуре производства. Поскольку в связи с научно-технической революцией изменение производства идет в направлении его усложнения, то в общих трудовых затратах растет доля умственного труда. В реальной действительности умственный труд обычно сопутствует физической деятельности и определить долю каждого практически невозможно. Однако к функциям преимущественно умственного труда относят такие действия рабочего, которые сопряжены с повышенным расходованием умственной энергии, а косвенным признаком этих функций является зависимость их выполнения от наличия у рабочего глубоких знаний, а не только опыта, сноровки, навыков. То есть качественная характеристика рабочей силы в настоящее время обязательно должна включать в себя не только опыт и навыки, но и знания — общие и научно-технические. Это привело к признанию необходимости получения человеком среднего образования в качестве фундамента для получения специальности. Так, по расчетам В. А. Жамина, при росте уровня общего образования тарифный коэффициент увеличивается с 1,23 до 1,56, т. е. на 26,9%. Нарастание же квалификации происходит неравномерно: 5—7-е классы дают прибавку квалификации в размере 0,02 в среднем за один год обучения; 8—9-е классы обеспечивают намного больший прирост за год —■ 0,065, самый крупный прирост дает десятый год обучения — 0,14. Причем, прибавка квалификации за счет образования самая большая — она в 4 раза превосходит прирост, обусловленный возрастом и профессиональным стажем8. Традиционное представление об образовании, как имеющем чисто культурное значение, уже не соответствует действительности. Общее образование становится все более экономически необходимым элементом воспроизводства рабочей силы, неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки работников. В развитом капиталистическом обществе эта новая значимость образования получает соответствующее классовое преломление. Образование, даже при капитализме ,в какой-то мере стало выступать как социальный институт отбора и распределения членов общества по различным отраслям деятельности, но это вызвано только изменившимися условиями производства. Высказывание Ф. Энгельса о том, что «если буржуазия заботится о существовании рабочих лишь постольку, поскольку ей это необходимо, то не приходится удивляться, если она и образование дает им лишь в той мере, в какой это

7 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 516.

А- ^ а м и н> Е г и а 3 а Р я н- Эффективность квалифицированного труда. М, «Экономика», 1968, стр. 171, 173.

отвечает ее интересам»-9, остается верным и для настоящего времени, Только при социализме уровень и характер образования выступают в качестве главного критерия определения места человека в обществе.

Некоторые экономисты считают, что в настоящее время общеобразовательный уровень промышленных рабочих в нашей стране опережает требования современного производства, и в ближайшем будущем такое положение сохранится. А общее среднее образование, не подкрепленное серьезной профессиональной подготовкой, приводит ко многим отрицательным последствиям10. Конечно, в связи с переходом на всеобщее среднее образование возникает много новых сложнейших проблем подготовки, распределения и использования рабочей силы (например, дефицит неквалифицированной рабочей силы). Но, очевидно, эти проблемы нужно решать методами, соответствующими современному уровню развития науки и техники, а не торможением развития образования.

К. Маркс, писал: «...уже самый кооперативный характер процесса труда неизбежно расширяет понятие производительного труда и его носителя, производительного рабочего. Теперь для того, чтобы трудиться производительно, нет необходимости непосредственно Прилагать свои руки; достаточно быть органом совокупного рабочего, выполнять одну из его подфункций»11. То есть в состав совокупного рабочего входят не только те, кто непосредственно воздействует на предмет труда, но и ИТР, работники научных, конструкторских, проектных организаций, работники аппарата управления. Научно-техническая революция изменила структуру и характер труда совокупного рабочего. Возросла доля умственного труда в трудовых затратах каждого рабочего. Этот факт связан с ростом экономического значения общего образования. В ходе научно-технической революции особенно возрастает экономическое значение высшего образования.

В процессе развития научно-технической революции особое место принадлежит процессу превращения науки в непосредственную производительную силу. Этот процесс заключается не только в познании и открытии закономерностей развития окружающего нас мира, но и в использовании, применении этих законов на практике, в производстве. Это потребовало развития сети научно-исследовательских учреждений НИИ, проблемных лабораторий и др. Поэтому темпы роста численности научных сотрудников долгое время значительно превышали темпы роста всех других категорий работников общественного производства, в том числе и темпы выпуска специалистов. Такая тенденция является вполне закономерной. В основе образованности людей, в данном случае научных работников, лежит знание научных достижений. Но, с другой стороны, развитие науки и использование ее достижений невозможно без подготовки хорошо знающих принципы развития современной науки ученых. Если раньше мы говорили о развитии цикла «наука—техника—производство», то теперь составным элементом сюда необходимо включить и образование. Именно деятельность сферы образования создает объективные условия для превращения развития науки в процесс научно-технической революции.

Повышение экономической роли образования связано не только с тем, что наука выделяется в самостоятельную отрасль, но и с тем, что в ходе научно-технического прогресса повышается роль труда специалистов и прежде всего инженерно-технических работников. Проявлением этой закономерности выступает то обстоятельство, что темпы роста численности ИТР в последние годы все время опережали темпы роста чис-

9 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. II, стр. 343.

10 См.: В. А. Креневич. Влияние научно-технического прогресса на изменение структуры рабочего класса СССР. М., «Наука», 1971.

11 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23 стр. 516—-517.

ленности рабочих и служащих, а это сопровождалось повышением насыщенности производства специалистами. Если инженерно-технические работники составляли в 1928 году .в общем числе промышленно-произ-водственного персо-нала 3%, то эта доля увеличилась к 1960 г. до 9%, к 1966 г. — до 11%, а в настоящее время она составляет 12,1 %12.

Как показывают данные статистики, численность специалистов как во всем народном хозяйстве, так и в промышленности возрастает почти прямо пропорционально росту основных производственных фондов. Так, если все производственные основные фонды народного хозяйства с 1960 по 1970 г. возросли в 2,2 раза, то численность специалистов — в .1,9 раза, основные фонды промышленности выросли в 2,5 раза, численность ИТР в промышленности — в 2,3 раза13.

Влияние технической оснащенности производства на рост потребности в специалистах определяется многими обстоятельствами. Прежде всего это вызвано тем, что на предприятиях в связи с внедрением новой техники, технологии возрастает значение проектных и конструкторских бюро, экспериментальных цехов, технических и технологических служб, то есть возрастает удельный вес специалистов высшей квалификации, занятых совершенствованием производства. Во многих отраслях около 30—40% инженерно-технических работников являются конструкторами, технологами, исследователями.

Впрочем, уровень насыщенности производства специалистами больше как раз в тех отраслях, где выше уровень механизации и технической оснащенности производства. И в настоящее время выпуск специалистов для высокомеханизированных отраслей производства осуществляется в более широких масштабах. Так, если за 1950—1970 гг. численность выпускаемых специалистов во всем народном хозяйстве возросла в 3,5 раза, то специалистов по энергетике ■— в 4,3 раза, машиностроению и приборостроению — в 7,5 раза, радиотехнике и связи—.в 14 раз14.

На XXIV съезде КПСС были намечены перспективы развития общественного производства именно на базе технического совершенствования и обновления. Отсюда следует, что народное хозяйство страны в дальнейшем будет предъявлять повышенный спрос на специалистов, а это, в свою очередь, обусловливает еще большее возрастание экономического значения высшего образования.

Следует также иметь в виду еще и то обстоятельство, что в настоящее время усложняется организация и управление производственным процессом. В связи с чем и в этой сфере деятельности тоже повышается значение высококвалифицированного труда, что также способствует росту экономического значения высшего образования.

Предшествующие современному периоду изменения техники и технологии производства, как правило, не предъявляли высоких требований к интеллекту человека, мало зависели от творческих интеллектуальных способностей рабочей силы. Сейчас положение коренным образом меняется. Еще В. И. Ленин подчеркивал, что «ни обучение и образование без производительного труда, ни производительный труд без параллельного обучения и образования не могли бы быть поставлены на ту высоту, которая требуется современным уровнем техники и состоянием научного знания».

Масштабы и темпы развития научно-технической революции требуют в настоящее время использования труда высокой квалификации. Образование в связи с этим становится неотъемлемым элементом экономики, что определяет как его развитие, так и рост экономического значения.

12 Народное хозяйство СССР в 1970 г. Статистический ежегодник, М., «Статистика», 1971, стр. 158.

13 Там же, стр. 60, 150, 522, 525.

14 Т а м же, стр. 646,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.