Научная статья на тему 'Экономическая реформа 1965 г. И перемены в работе МФИ'

Экономическая реформа 1965 г. И перемены в работе МФИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
671
104
Поделиться

Текст научной работы на тему «Экономическая реформа 1965 г. И перемены в работе МФИ»

Е.И. Нестеренко,

доцент кафедры истории

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕФОРМА 1965 г.

И ПЕРЕМЕНЫ В РАБОТЕ МФИ

^Зесь путь становления Академии был связан с поиском оптимальных форм учебно-воспитательного процесса. Значительным рубежом на этом пути явилась экономическая реформа 1965 г., известная также как "косыгинская" — по имени тогдашнего председателя Совета Министров СССР.

Реформа началась в соответствии с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и предполагала радикальное изменение всей системы планирования и экономического стимулирования. В качестве ориентира для ее проведения была взята система, существовавшая в годы НЭПа — ставка делалась на расширение экономических прав и самостоятельности предприятий, на внедрение в практику хоздоговорных отношений.

Для начала предлагалось усовершенствовать и систему ценообразования — вводился хозяйственный расчет, а вместе с ним возвращалось исходное значение таких инструментов, как цена, прибыль, премия, кредит и т.п. Перевод предприятий на принципы хозрасчета заметно изменил их отношения с государством, совершенно по-иному встал вопрос о денежном контроле со стороны государства за использованием материальных, финансовых и трудовых ресурсов. При работе в новых хозяйственных условиях заметно увеличился спрос на грамотных специалистов-экономистов широкого профиля, что в свою очередь потребовало изменений в системе высшего финансово-экономического образования в стране.

Реформирование финансово-экономических вузов предполагало перевод их на новую структуру в целях подготовки высококвалифицированных кадров экономистов широкого профиля: финансистов, бухгалтеров банков, предприятий и организаций.

Коллектив Московского финансового института (так именовалась в те годы наша Академия) благодаря точной стратегии и умелому руководству ректора Владимира Васильевича Щербакова — талантливого организатора и решительного администратора — успешно справился с поставленной задачей и перешел на новую

структуру. В немалой степени успех реорганизации был предопределен и благоприятными в то время условиями для развития науки и образования, а также значительно более высокими, по сравнению с последующими временами, расходами государства на развитие и укрепление высшей школы.

В связи с реформой в октябре 1966 г. МФИ был передан из республиканского в подчинение Министерства высшего и среднего специального образования СССР, а в следующем году перешел с четырехгодичного на пятилетний срок обучения. Соответственно, менялась и структура вуза: создавались новые факультеты, кафедры, подразделения, вводились новые учебные дисциплины. Так, в 1966 г. в институте появилась новая кафедра "Экономика и организация промышленного производства", в 1967 г. кафедра "История КПСС, философия и научный коммунизм" была разделена на две самостоятельные кафедры ("История КПСС" и "Философия и научный коммунизм"). Образовались новые факультеты: в

1969 г. — "Международные экономические отношения" (МЭО), в

1970 г. — "Факультет повышения квалификации преподавателей вузов" по специальностям "Финансы, денежное обращение и кредит" и "Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности".

В совокупности в ходе структурной перестройки наш институт значительно укрепился и расширился. К 1970 г. он насчитывал 5 факультетов (ФЭФ, УЭФ, КЭФ, МЭО, ФПКП), 18 кафедр, 3 учебные лаборатории. К 1974 г. обучение в вузе велось по трем специальностям ("Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет", "Международные экономические отношения") и восьми специализациям1.

Динамику структурных изменений за 1965-1970 гг. можно проследить по следующей таблице:

1965 г. 1966 г. 1967 г. 1968 г. 1969 г. 1970 1

Всего студентов 2707 2834 281 1 2978 3023 31 03

дневное отделение 1274 1 480 1471 1 680 1 789 1 933

вечернее отделение 1433 1 354 1 340 1 298 1 234 1170

в том числе

иностранцев 31 29 22 20 18 8

Кол-во выпуска 530 673 498 500 592 604

в том числе

с отличием 21 43 36 41 68 81

Всего аспирантов 127 137 140 145 152 146

очная аспирантура 60 68 75 91 87 96

1 Архив Финансовой академии (далее — АФА), ф. 991, оп. 1, д. 1708, л. 1.

заочная аспирантура 67 69 65 54 65 50

Кол-во факультетов 3 3 3 4 4 5

Кол-во кафедр 16 17 17 18 18 18

Всего преподавателей 171 170 185 205 213 200

в том числе

с ученой степенью 68,6 68,1 67,9 68,2 67,6 68,9

(%)

Книжный фонд (число то- 182 227 179 302 188 075 193 912 214 500 218 863

мов)

Центральное место в учебном процессе занимали общетеоретические вопросы экономической политики государства, актуальные проблемы совершенствования финансово-кредитного механизма, учета и экономического анализа хозяйственной деятельности, работа финансово-хозяйственных органов, промышленных предприятий и объединений в новых экономических условиях.

В конце 60-х годов в институте активизировалось внедрение научной организации в учебный процесс. Приказом ректора была создана специальная группа по выработке плана мероприятий. В рамках этого плана предусматривалось оснащение учебного процесса современными техническими средствами обучения (ТСО), введение по ряду дисциплин программированных методов обучения, применение научной методики при составлении учебных планов, изучении загрузки студентов и преподавателей различными видами работ.

В связи с переходом института на пятилетний срок обучения подготовка специалистов на дневном и вечернем отделениях стала проводиться по новым учебным планам, утвержденным Минвузом СССР в сентябре 1967 г. В частности, по новым планам втрое увеличивалось число часов на специальные дисциплины, высшую математику, а также общественные науки (около 600 часов). Эти изменения потребовали и разработки новых, и корректировки имеющихся учебных программ и методических пособий по всем читаемым курсам.

Первостепенное внимание обращалось на совершенствование преподавания финансово-банковских дисциплин, поэтому эти кафедры находились под особым контролем ректората. Преподаватели профилирующих кафедр следили за новейшими достижениями экономической науки, систематически обсуждали проблемы хозяйственной реформы на своих заседаниях. С научными докладами перед педагогическим коллективом выступали ведущие ученые

нашего института и других вузов, руководящие работники министерств и ведомств. Свидетельства этого сохранились в архиве.

Например, кафедра народнохозяйственного планирования и отраслевых экономик на своих заседаниях регулярно рассматривала вопросы усиления связи учебного процесса с практикой осуществления хозяйственной реформы 1965 г., цель которой — повышение эффективности общественного производства. Кафедра провела теоретическую конференцию со студентами дневного и вечернего отделений по проблемам планирования народного хозяйства в свете решений сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС1. А в 1966/67 учебном году на заседаниях кафедры были заслушаны и обсуждены доклады на такие важные темы, как "Вопросы оптимального планирования народного хозяйства" (профессор

М.З. Бор), "Экономическая реформа и проблемы технико-экономического обоснования проектов строительства" (доцент Ф.Т. Добрынин), "Некоторые проблемы современного развития сельского хозяйства на основе обобщения опыта СССР и отдельных зарубежных стран" (доцент В.Н. Лаврентьев) и т.д.2 Созданная на кафедре творческая обстановка отражала общую научно-поисковую атмосферу всего коллектива института.

Стремясь к развитию у студентов навыка технико-экономических расчетов при различных изменяющихся условиях, специальные кафедры работали над совершенствованием форм преподавания профилирующих курсов. Например, кафедра бухгалтерского учета ввела в 1966 г. семинарские занятия, а практические занятия максимально приблизила к современной практике учета. Работа студентов сопровождалась заполнением бланков документов установленной формы, журналов-ордеров, форм отчетности и прочей документации, применяемой в финансово-банковских учреждениях и на промышленных предприятиях3. Кафедра народнохозяйственного планирования и отраслевых экономик пристальное внимание уделяла усилению во всех формах учебной работы проблемных вопросов, способствовавших развитию у студентов экономического мышления; вопросов экономического анализа и методик техникоэкономических расчетов. Для закрепления теоретических знаний и выработки практических навыков банковской работы организовывались занятия во Внешторгбанке, Краснопрудном и Тимирязев-

1 Центральный муниципальный архив Москвы (далее — ЦМАМ), ф. 991, оп. 1, д. 961, л. 8.

2 Там же, л. 39, 44, 63, 81.

3 ЦМАМ, ф. 991, оп. 1, д. 938, л. 27.

ском отделениях Госбанка. Эти занятия проводились по курсам "Организация и планирование кредита", "Учет в банках" и др.

Практические занятия студентов профилирующих кафедр проходили также в Политехническом музее, на ВДНХ, Строительной выставке, промышленных предприятиях города и области. В частности, кафедра нархозпланирования и отраслевых экономик практиковала при изучении курса "Экономика, организация и планирование сельскохозяйственного производства" выезды в совхозы Московской области. Например, в мае 1968 г. успешно прошли занятия в совхозах "Кастровском" Истринского района и "Сафоновском" Раменского района Московской области. А в связи с изучением курса "Экономика, организация и планирование строительства" кафедра организовала занятия на стройках Москвы1. Это вполне себя оправдывало, так как помогало студентам в приобретении специальных знаний.

Кроме того, в курсовых и дипломных работах, основанных на результатах производственной практики, высказывались конкретные предложения по совершенствованию финансовой деятельности банков и предприятий города и области. Например, по отзыву МГК Стройбанка за 1967 г., практические предложения студентки М. Березиной, изложенные в дипломной работе "Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы и пути их совершенствования", направлены на дальнейшее упорядочение расчетов в капитальном строительстве; "эта работа является, по существу, монографическим исследованием, основанным на большом фактическом материале и имеющим большую ценность"2.

Структурные изменения в институте и введение новых учебных дисциплин требовали совершенствования методической работы преподавателей. В МФИ был хорошо организован обмен опытом учебной и методической работы кафедр. Учебно- и научнометодические конференции регулярно проводились в институте. При этом важнейшее место занимали проблемы функционирования финансово-банковской системы в условиях хозяйственной реформы. Например, на состоявшейся в 1966 г. научно-методической конференции было заслушано 19 докладов по вопросам экономической реформы, имевших большое теоретическое и практическое значение3. А в 1973 г. значительным событием в научной жизни

1 Там же, д. 1003, л. 26.

2 Там же, д. 938, л. 56.

3 ЦМАМ, ф. 991, оп. 1, д. 877, л. 26.

института стало проведение Всесоюзной научно-методической конференции по преподаванию дисциплины "Анализ хозяйственной деятельности", в которой приняли участие 266 преподавателей из 80 вузов страны1.

В том же году успешно прошла научно-методическая конференция по вопросам преподавания общественных наук. Вообще в те годы преподавание общественных дисциплин занимало особое место в учебном процессе. ЦК КПСС и Минвуз СССР требовали от высшей школы постоянного повышения идейно-теоретического уровня и совершенствования методики преподавания дисциплин, объединяемых кафедрами общественных наук (история КПСС, марксистско-ленинская философия, научный коммунизм, политическая экономия).

Тогда преподавание общественных наук было предельно политизировано, связывалось с незыблемостью коммунистических идей, обострением идеологической борьбы между социализмом и капитализмом. Об открытой критике политической системы в стране и речи не было. Так, в 1966 г. МГК КПСС провел очередное специальное совещание идеологического актива с приглашением преподавателей общественных наук, которое было посвящено "повышению политической бдительности в борьбе с буржуазной филосо-фией"2. Преподаватели-обществоведы четко нацеливались на активизацию идеологической работы среди студентов для формирования у них марксистско-ленинского мировоззрения, убежденности в правоте политики КПСС.

Вместе с тем и в эти годы жесткого идеологического давления ученые института стремились творчески подходить к проблемам марксистско-ленинской теории и практики социалистического строительства. Своеобразной отдушиной, глотком свежего воздуха были для преподавателей научные дискуссии на заседаниях кафедр, теоретических конференциях, где обсуждались острые проблемы развития общественных наук. Свидетельства таких дерзновений сохранились в архиве. Вот некоторые темы научных докладов и выступлений 1973 года: "Критика маоизма по экономическим проблемам" (Е.А. Коновалов), "О критериях развитого социализма", "Соотношение исторического материализма и научного коммунизма" (И.А. Верховский), "Основное противоречие социализма"

1 АФА, ф. 991, оп. 1, д. 1607, л. 54.

2 ЦМАМ, ф. 991, оп. 1, д. 916, л. 35-36.

23

(С.И. Крупнов)1 и др. Широко практиковались и конференции-дискуссии в студенческих научных кружках. Так, в ноябре-декабре того же года преподаватели кафедры политэкономии провели на МЭО конференции-дискуссии на темы: "Причины сохранения товарно-денежных отношений при социализме" (на 2-м курсе), "Кейнсианство и его особенности в разных странах" (на 3-м курсе)2.

В эти годы наряду с традиционными, положительно зарекомендовавшими себя формами учебно-методической работы находили применение и новые, более эффективные. Среди них следует выделить написание рефератов, привлечение студентов к работе над комплексными и хоздоговорными темами и т.д. В конце 60-х-начале 70-х годов новинкой стало и широкое внедрение в учебный процесс технических средств обучения.

В области научно-исследовательской работы основное внимание коллектива ученых МФИ было направлено на повышение научнотеоретического уровня и эффективности проводимых научных исследований, особенно по крупным проблемам, связанным с проведением экономической реформы. Многие известные ученые страны, среди которых были наши преподаватели: профессора И. Д. Злобин, М. Р. Азарх, М. М. Усоскин, И. Д. Шер, Г.А. Шварц, Ф.В. Коньшин, В.С. Геращенко, доценты Д.С. Моляков,

А.М. Савкин, Р.Д. Винокур и др. принимали активнейшее участие в разработке мероприятий, проводимых Минфином СССР и Правлением Госбанка по осуществлению реформы 1965 г.3. Уже в ноябре этого года на базе нашего института прошла научная конференция Госбанка СССР и научных работников вузов на тему "Повышение роли кредита в развитии промышленности СССР в связи с решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС". В резолюции конференции были изложены предложения, позволяющие "создать более совершенную систему кредитных отношений между банком и про-мышленностью"4. Конференция рекомендовала Госбанку учесть предложения и замечания по организации кредитования и расчетов, а Минвузу СССР — принять меры к значительному увеличению приема в экономические вузы по специальности "Финансы и кредит" и повышению уровня теоретической и практической подготовки. Работа конференции была положительно оценена Правлением Госбан-

1 АФА, ф. 991, оп. 1, д. 1607, л. 24, 16.

Там же, л. 32-33.

ЦМАМ, ф. 991, оп. 1, д. 877, л. 79; д. 882, л. 35.

4 Там же, д. 882, л. 39-40.

ка и в значительной мере способствовала укреплению научных связей кафедр института с Госбанком.

В ряде случаев преподаватели МФИ выполняли важные правительственные задания. Так, в 1965 г. по поручению Управления МИД СССР профессор В.И. Лисовский и доцент В.П. Копняев проанализировали бюджет ООН и представили экспертные заключения в МИД и Минфин СССР1.

Некоторые предложения ученых по результатам научных исследований были внесены на рассмотрение заинтересованных министерств и ведомств и нашли отражение в изданных документах. К таким относятся, например, предложения, выдвинутые в 19641966 гг.: профессором И. Д. Шером — о повышении эффективности использования капитальных вложений и новых основных промышленно-производственных фондов (докладная записка была направлена А.Н. Косыгину); профессором Г.А. Шварцем и доцентом Б. К. Шуровым — о совершенствовании дифференцированного режима кредитования; профессором Г.А. Шварцем — о наблюдении за оборачиваемостью банковских кредитов (предложения направлены Госбанку) и др.2

В правительственных решениях были использованы и предложения доктора экономических наук В.С. Геращенко, изложенные в его докторской диссертации: а) об оставлении части выручки от продажи машин и оборудования в распоряжении предприятий; б) об изменении действующего порядка использования денежных средств из фонда предприятий; в) о переводе всех несезонных отраслей промышленности на кредитование по обороту материальных ценностей; г) о переходе к кредитованию затрат на покупку машин и оборудования; д) о предоставлении промышленным предприятиям денежных средств на затраты по реконструкции и расширению действующих предприятий исключительно в виде долгосрочного банковского кредита и др.3

Большую научную помощь в переходе на новую систему планирования и материального стимулирования оказывал институт и промышленным предприятиям Москвы. Например, в 1968 г. за разработку и внедрение системы экономических показателей работы на заводе "Калибр" доцент А.М. Савкин был награжден серебряной медалью ВДНХ и денежной премией, а доцент Н.С. Шумов — бронзо-

1 Там же, л. 4.

2 ЦМАМ, ф. 991, оп. 1, д. 830, л. 11.

3 Там же, д. 882, л. 3.

вой медалью и денежной премией1. Подобных примеров можно привести много.

Преподаватели института на протяжении ряда лет участвовали в подготовке хоздоговорных комплексных тем. Некоторые из них имели научно-теоретическое значение, но большинство тем было направлено на решение практических задач хозяйственной реформы. Например, тема "Улучшение использования основных производственных фондов и повышение рентабельности производства на новых и реконструированных предприятиях" была выполнена в 1966/67 учебном году коллективом кафедры ФОНХ под руководством профессора И.Д. Шера. Она разрабатывалась на материалах четырех предприятий: трикотажной фабрики и электролампового завода г. Смоленска, Кимрского механического завода и Михайловского цементного завода. Результаты работы коллектива кафедры были рассмотрены и одобрены Моссовнархо-зом. Реализация предложений, разработанных по исследованию темы, давала солидную экономию средств в сумме 2500 тыс. руб. в год2. Преподаватели кафедр общественных наук свои исследования стремились более тесно увязывать с жизнью, производственной деятельностью трудовых коллективов. Например, в 1967-

1971 гг. работа велась над такими комплексными темами, как "Роль первичных парторганизаций на предприятиях в осуществлении новой экономической реформы", "Ленинское учение о НЭПе и современность". Весом был вклад преподавателей кафедры политэкономии; эта кафедра являлась головной в разработке целого ряда комплексных тем: "Прибыль и рентабельность в условиях экономической реформы" (1968-1969 гг.), "Рынок капиталов и валютные проблемы современного капитализма" (1973-1974 гг.) и др.3

Особенность и одновременно сложность работы МФИ во второй половине 60-х годов состояла в том, что, являясь базовым финансово-экономическим вузом Советского Союза, он обязан был оказывать помощь другим однопрофильным вузам в организации учебного процесса. И надо сказать, коллектив института успешно справлялся с этой задачей. На его базе регулярно проводились научные и научно-методические конференции, семинары, совещания по вопросам преподавания экономических дисциплин, повышения квалификации преподавателей специальных кафедр.

1 Там же, д. 1003, л. 87.

2 Там же, д. 877, л. 74-75.

3 ЦМАМ, ф. 991, оп. 1, д. 1183, л. 14.

Например, в июне-июле 1969 г. был проведен специальный семинар преподавателей экономических дисциплин вузов страны по вопросам хозяйственной реформы 1965 г. В нем участвовало около 190 преподавателей МФИ и других экономических вузов СССР1. Программа работы семинара включала не только рассмотрение теоретических основ экономической реформы, но и ознакомление с ходом ее осуществления на ВДНХ. Участники семинара заслушали 24 доклада (из МФИ выступали профессора В.И. Лисовский, В.С. Геращенко, И.Д. Шер, С.Б. Барнгольц, М.С. Атлас, И.Д. Злобин, доценты Л.Н. Красавина, П.В. Тальмина, Н.С. Шумов). Среди докладчиков следует назвать прежде всего профессора Мариам Семеновну Атлас, которая выступила с двумя докладами: "В.И. Ленин о роли товарно-денежных отношений" и "Прибыль и рентабельность в социалистическом обществе". Впоследствии доклады и выступления Мариам Семеновны — талантливого ученого и педагога, человека удивительной искренности и тепла — будут постоянно включаться в работу различных научных и учебно-методических форумов МФИ и других вузов страны.

Для оказания научной и методической помощи периферийным вузам ученые института выезжали с лекциями и консультациями. В свою очередь многие преподаватели этих вузов приезжали к нам и кроме консультаций получали необходимые лекционные и методические материалы. Только в 1968 г. более 60 преподавателей других вузов смогли ознакомиться с учебной и научной работой кафедр института2.

Помощь финансово-экономическим вузам страны оказывалась и в форме разработки учебных программ по различным курсам, особенно после структурной перестройки вузов в 1967 г., а также ряда приказов Минвуза СССР, которые влекли за собой изменения рас-часовки учебных дисциплин и требовали переработки программ. Только в 1970 г. преподаватели МФИ работали над совершенствованием 57 учебных программ для однопрофильных вузов3. Методический кабинет института проводил в этой связи консультации по составлению планов семинарских и практических занятий, проведению производственной практики, применению технических средств в обучении и другим вопросам учебной и научнометодической работы.

1 Там же, л. 38.

2 Отчет МФИ за 1968 г. С. 37.

3 ЦМАМ, ф. 991, оп. 1, д. 1282, л. 94.

Действенной формой методической помощи экономическим вузам была подготовка преподавателями института научно-методических сборников и методических рекомендаций. В частности, в 1968 г. кафедрой политэкономии был подготовлен сборник "О методике преподавания политической экономии" (2,5 печ.л.), а кафедрой финансов — "Сборник по методике преподавания финансовых дисциплин" (7 печ.л.)1.

Являясь базовым вузом страны, наш институт оказывал значительную помощь другим вузам в подготовке квалифицированных кадров финансово-экономического профиля. Решение этого вопроса было возложено на факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП), который был организован в 1970 г. в соответствии с приказом Минвуза СССР. Первым деканом ФПКП стал профессор О.И. Лаврушин, а в последующем это подразделение возглавляли профессор Л.И. Колычев, доцент В.С. Волынский и профессор Б.Е. Ланин.

Институт оказывал через ФПКП разностороннюю помощь в повышении квалификации преподавателей не только отечественных, но и зарубежных вузов. Только за 1970-1974 гг. на факультете прошли подготовку 485 преподавателей из разных вузов СССР, Народной Республики Болгарии и Монгольской Народной Республики2. В целом же за все годы существования ФПКП (в январе 1993 г. он был преобразован в ИПКП) здесь повысили квалификацию около 4000 преподавателей из почти 200 вузов нашей страны и ряда зарубежных госу-дарств3.

Важной сферой деятельности института в содействии хозяйственной реформе было повышение экономической квалификации практических работников (финансовых работников промышленных предприятий, ведомств, министерств, финансово-кредитной системы). Эта работа рассматривалась руководством МФИ как одна из важных форм связи института с производством и оказания помощи предприятиям и организациям в правильной постановке экономической деятельности. Поэтому уже в 1965 г. по инициативе наших профессоров и преподавателей были созданы экономические школы — при Дзержинском РК КПСС (с двухгодичным сроком обучения), на заводе "Калибр", в Министерстве автомобильной промыш-

1 Отчет МФИ за 1968 г. С. 37.

2 АФА, ф. 991, оп. 1, д. 1708, л. 100.

3 См.: Институт повышения квалификации преподавателей: Листая страницы истории. М., ФА, 1998. С. 2.

ленности СССР, на Московском нефтемаслозаводе1. Для руководящих работников Российской республиканской конторы Госбанка СССР была также создана школа повышения экономической квалификации.

Итоги разноплановой работы коллектива института по оказанию помощи предприятиям Дзержинского района Москвы в связи с экономической реформой были подведены на экономической конференции района в ноябре 1966 г. Эту конференцию на тему "Хозяйственная реформа и экономика предприятий" провела кафедра политэкономии совместно с РК КПСС и районным отделением общества "Знание". С докладами на ней выступали не только ученые кафедры (профессор М.С. Атлас, доцент А.М. Савкин, доцент Д.М. Моляков), но и практические работники — директор завода "Калибр", ответственный работник Госкомитета по труду при СМ СССР и др.2

Кроме участия в работе экономических школ ученые института проводили занятия на различных краткосрочных курсах повышения квалификации. В частности, в 1968 г. институтом и Московской областной конторой Госбанка СССР были организованы курсы для управляющих отделениями Госбанка Московской области. Всего прошло обучение 490 человек. Помимо этого при институте работали курсы повышения квалификации руководящих финансовых работников, главных и старших бухгалтеров промышленных предприятий Москвы. К проведению занятий на этих курсах привлекались квалифицированные экономисты — профессора В.С. Геращенко, Г.А. Шварц, А.А. Додонов; доценты Н.С. Шумов,

В.П. Копняев, А.М. Савкин и др.3 И это далеко не весь перечень объема работы преподавателей МФИ по пропаганде и разъяснению положений экономической реформы, ибо многие из них были задействованы еще на различных городских курсах повышения квалификации, а также на курсах руководящих работников других областей РСФСР.

Читая архивные материалы тех лет, диву даешься, как успевали наши педагоги справляться с такой нагрузкой, сколько сил, энер-

1 ЦМАМ, ф. 991, оп. 1, д. 938, л. 65.

2 ЦМАМ, ф. 991, оп. 1, д. 938, л. 163-164.

3 Там же, д. 877, л. 54-55.

гии, души и труда вкладывали они в свою работу! И всегда отмечалось исключительно добросовестное отношение сотрудников института к своим обязанностям — преподаватели дорожили своим институтом и всемерно заботились о его престиже.

Таким образом, к началу 70-х годов в институте сложилась целостная концепция учебно-воспитательного процесса, в которой все формы деятельности: научная, методическая, педагогическая, воспитательная и др. были подчинены одной сверхзадаче — подготовке высококвалифицированных специалистов экономического профиля.