Научная статья на тему 'Экономическая психология: определение предмета и метода'

Экономическая психология: определение предмета и метода Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4997
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЭКОНОМИКА / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / ECONOMIC PSYCHOLOGY / ECONOMY / METHODS OF RESEARCH / OBJECT OF RESEARCH / HISTORY OF ECONOMIC PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шульгина Лариса Владимировна

В статье предлагается видение взаимосвязи экономики и психологии как основ для развития новой науки экономической психологии. Автор делает попытку определить предмет и метод экономической психологии как науки, опираясь на ее экономические характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая психология: определение предмета и метода»

УДК 330.16

ББК 88.4

л.в. шульгина

Доктор экономических наук, доцент, профессор ВГТА,

г. Воронеж [email protected]

экономическая психология:

определение предмета и метода

Аннотация: В статье предлагается видение взаимосвязи экономики и психологии как основ для развития новой науки - экономической психологии. Автор делает попытку определить предмет и метод экономической психологии как науки, опираясь на ее экономические характеристики.

Ключевые слова: экономическая психология, экономика, психология, методы исследования, предмет исследования, история экономической психологии.

Любая наука является лишь инструментарием для того, чтобы объяснить мир вокруг человека. Достаточно долго экономика была оторвана от психологии, это до конца не преодолено и сегодня. Считается, что экономика рассматривает объективные закономерности существующих в обществе различных экономических систем: командной, рыночной, смешанной или индустриальной и постиндустриальной. Как наука экономика классифицирует явления в области имущественных отношений и определяет объективные причинно-следственные связи между ними. Однако с древнейших времен исследователи экономики признавали, что все, созданное в сфере человеческих отношений, является продуктом осознания жизни и деятельности самим человеком. То есть носит субъективный характер. Иначе говоря, в объективности экономической науки присутствует субъективность психологического знания.

Кроме того, если экономика исследует отношения людей и закономерности, связанные с получением доходов и расходованием средств любым экономическим агентом, будь то государство, фирма, домохозяйство, то психология более всего исследует эмоциональный и когнитивный мир отдельных личностей, а также - социальных групп, в которые они объединяются. В то же время, в самом понимании

предмета экономики заложен субъективизм: отношения людей в воспроизводственном процессе. Ведь отношения всегда личностны и психологичны.

ХХ столетие подвело черту под исследованиями социальных систем и институтов вокруг человека и заставило исследователей сосредоточиться на самом человеке. Уже в начале ХХ века появляются представления о том, что в основе всех институциональных явлений лежат человеческие ценности, определяющие конкретные действия людей, заставляющие людей как объединяться в коллективы, так и дифференцироваться (обособляться) от других, решая собственные задачи и достигая собственные цели. Человек взаимодействует с другими людьми, испытывает эмоции, имеет собственные мотивы и экономические интересы, постоянно меняет свои социальные роли, и, следовательно, действует при этом как сознательно, так и бессознательно. Поэтому для исследования поведения человека в экономике необходимы выводы таких наук, как экономика и психология. Экономическая психология - новое направление в современных исследованиях как психологов, так и экономистов. Эта наука более 100 лет развивалась за рубежом и около 30 лет - в России. Частью этой науки является психология предпринимательства и бизнеса. Эта дисциплина стала осо-

бенно актуальной при вхождении нашей страны в рыночную экономику.

Экономика определяет объективной целью рынка получение прибыли. Однако человек не может жить и действовать только ради прибыли. Всем известны случаи, когда человек предпочитает высокой оплате любимую, но низкодоходную работу. Или: часть предпринимателей стремится именно к быстрому росту прибыли, а другая часть, достигнув определенного уровня прибыльности, сокращает свои усилия. Почему предприниматель принял именно такое решение? Как добиться эффективности своих действий в экономической сфере? Чем объясняется успех одних предпринимателей и проигрыш других? Почему у одного бизнесмена магазин работает эффективно, а у другого на этом же самом месте магазин разорился? Действия людей в сфере экономики часто субъективны, имеют свои цели и закономерности, которые необходимо изучать и применять на практике. И знаний только объективных экономических закономерностей явно недостаточно. Необходимо изучение субъективных особенностей человека как участника экономических отношений.

Поэтому экономическая психология должна стать составной частью образовательного стандарта для изучающих экономические, гуманитарные и даже технические дисциплины.

В американских и западноевропейских исследованиях экономическая психология включает:

• психологию человека в области домашнего хозяйства и потребления;

• психологию поведения человека в сфере бизнеса;

• психологию поведения гражданина в рамках государства и проводимой им государственной экономической политики.

В российских исследованиях нет единой точки зрения на предмет и метод экономической психологии, может быть, потому, что исследованиями в этой науке занимаются прежде всего психологи, а не экономисты. А психология, как известно, имеет множественное определение собственного предмета в зависимости от направленности исследований и школы самого психолога.

Как можно было бы определить предмет эконо-

мической психологии?

С точки зрения «Психологической энциклопедии», экономическая психология — это «отрасль психологии, изучающая психические особенности субъекта экономической деятельности, формы психического отражения экономических явлений в сознании индивидов, групп, слоев, классов, народов, а также экономическое поведение, основанное на них». Однако у исследователей существуют и другие определения самой науки и ее предмета. Например:

• наука о психологических условиях эффективного хозяйствования;

• наука об индивидуальных вариациях экономического поведения человека или группы людей;

• наука об экономико-психологических стереотипах и установках людей, семей, групп;

• наука о типическом отношении групп людей к экономическим ценностям (связанным с хозяйственной деятельностью) и экономическое поведение, основанное на такой системе ценностей.

Из этих определений следует, что экономическая психология изучает, прежде всего, особенности экономического поведения человека (сознательного или бессознательного). Что мы понимаем под экономическим поведением? Обобщим мнения различных авторов.

Под поведением понимается активность, деятельность, действие, функционирование.

Под поведением человека понимается система взаимосвязанных реакций, осуществляемых живыми организмами, в том числе человеком, для приспособления к среде.

В психологии поведение рассматривается как вид человеческой активности, как субъектно-объектное отношение, в котором субъект определенным образом относится к объекту, овладевает им.

Поведение человека - это форма деятельности, ее внешняя сторона.

Мы будем считать экономическим поведением человека его осознанную деятельность в сфере хозяйствования. Сфера бессознательного, безусловно,

влияет на действия человека, однако мы исходим из задачи изучить влияние сознания на принятие решений и экономическую деятельность. Экономическое поведение предполагает также наличие потребностей у человека и наличие у него ограниченных экономических ресурсов в виде собственных способностей, капитала и запасов.

Таким образом, экономическая психология - это психология экономического поведения субъекта хозяйственных отношений, в качестве которого может выступать человек как отдельный индивид или как персонифицированный представитель предприятия, семьи, государства и т. д. На экономические законы при этом накладывается действие психологических законов.

Субъектами экономической психологии с точки зрения исследователей являются хозяйствующие субъекты на микро-, макро- и мегауровнях,

причем исследуется присущий данному субъекту феномен экономического сознания, а также - основанное на нем экономическое поведение субъекта.

Нам хотелось бы дать следующее уточнение: в качестве хозяйствующего субъекта могут выступать безличные абстракты, то есть социальные институты: государство, муниципалитет, предприятие и пр. Сами по себе они не обладают волей, а следовательно, - собственной психологией. Поэтому волеизъявление социального института всегда будет нести отпечаток личности, управляющей им.

Поэтому следует уточнить, что объектом исследования в экономической психологии является экономическое сознание хозяйствующего человека в соответствии с его ролью в экономической среде.

С этой позиции предметом экономической психологии является осознанное поведение человека в любой экономической сфере. Например, в области заключения сделок, достижения конкурентоспособности, ведения переговоров, преодоления экономических рисков, инвестирования денежных средств и пр.

Методология экономической психологии еще не сложилась. Главная проблема состоит в том, что в исследованиях должны соединяться как экономические, так и психологические методы. Разница в методах и терминологии заставила экономистов

изучать психологическую экономику, а психологов - экономическую психологию. Экономисты используют абстрактно-дедуктивные методы (т.е. от построения теоретических конструкций - к практике), а психологи - конкретно-индуктивные методы (т.е. от эксперимента - к теории). Тем не менее обе науки часто изучают аналогичный предмет. Мы обходим теоретические дискуссии о методах экономической психологии и построим наиболее общую картину методологии курса. Ясно, что в ее основе лежат всеобщие, общие и частные методы исследования.

Рассмотрим два всеобщих научных метода, наиболее известных в науке. Первый - диалектический, рассматривающий явления экономической психологии в динамике, во взаимосвязях с другими явлениями и системами и в процессе непрерывных изменений. Этот метод используется большинством экономических школ. Второй - метафизический, вычленяющий рассматриваемый объект из системы взаимосвязей и зависимостей, рассматривающий его изолированно, вне исторического процесса, в состоянии статики. Этот метод используют, в частности, маржиналисты, рассматривая фирму как отдельно взятый объект. Этот же метод используется психологами при изучении поведения отдельного индивидуума.

Общими методами исследования являются: системный, анализа и синтеза, индукции и дедукции, от абстрактного к конкретному, метод исторического и логического и пр. Некоторые исследователи считают, что в качестве важного методологического может выступать историко-генетический подход.

На уровне исследования экономического поведения хозяйствующих субъектов применимы также такие частные психологические методы, как метод психоанализа и статистико-психологический. Применение этих методов направлено на изучение реакций отдельного человека. В то же время сфера экономики включает групповые предпочтения, поэтому психологические методы предполагают использование данных как бихевиористского (поведенческого, зависящего от внешней среды), так и когнитивного (познавательного, внутреннего) характера. Хотя в области социальной психологии продолжаются дискуссии о совместимости этих методов, с точки зрения множественности подходов

можно признать их право на существование.

Экспериментальные данные экономическая психология получает путем индивидуальной работы с небольшими группами или отдельными предпринимателями с целью проверки гипотез и построения научных предсказаний. То есть применяются социологические подходы, которые применимы в экономике и психологии и относятся к частным методам.

Проблема надежности изучаемой информации о групповом поведении связана с ее обоснованностью и точностью. При этом имеет значение форма сбора экономической и психологической информации: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, данные документов.

История развития экономической психологии как науки отчасти связана с историей экономики.

Экономисты, начиная с Адама Смита, исследовали «экономического человека», то есть действующего рационально, логично и предсказуемо. Такое поведение объяснялось объективными экономическими законами, существующими как бы вне отдельной личности, в некоей отдельной сфере

- экономике. Однако синтез экономических и психологических представлений о действующем человеке, в том числе в сфере предпринимательства, всегда существовал в исследованиях экономистов. Адам Смит, рассуждая о поведении экономического человека, сделал вывод о том, что его действия в экономике связаны с психологическими особенностями именно человека, так как, например, «собаки ... никогда не обмениваются костями...».

Термин «экономическая психология» был впервые применен Г. Тардом в работе «Экономическая психология», написанной в 1902 году. Экономико-психологические реалии, особенно нормы и ценности в обществе, часто ложились в основу законодательства в хозяйственной жизни. Но книга Г. Тарда стала интересна исследователям лишь сто лет спустя, ведь его современники книгу почти не заметили.

Представления о психических особенностях «экономического человека» эволюционировали. В ХШ1-ХУШ в. Т. Гоббс, К. Гельвеций, Р. Камберленд, Б. Мандевиль вслед за А. Смитом рассматри-

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ психология

Экономическое Экономическое Экономическое

поведение в условиях поведение в бизнесе: поведение гражданина

рынка: человек- государства:

человек в домашнем предприниматель, человек-

хозяйстве, человек- человек-инвестор, налогоплательщик;

потребитель человек-продавец человек-руководитель

властных структур

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Схема 1. Взаимосвязи экономической психологии с другими науками

вали побуждения субъекта экономической деятельности как результат «экономического эгоизма», «личного интереса» человека.

В Х1Х в. основоположники маржинализма У.С. Джевонс, Л. Вальрас и К. Менгер использовали психологические аспекты личности при экономических исследованиях. У. Джевонс опирался на психологическую теорию Дж. Бентама о наслаждении и страдании как двух побудительных элементах для деятельности человека. На этом основании он сформулировал закон убывающей предельной полезности, доказывая, что выбор «экономического человека» часто основан не на стремлении к прибыли, а на эмоциях. У. Джевонс пытался применить психологические выводы Фехнера о том, что при повторении раздражающего фактора сила реакции человека на него сокращается.

Л. Вальрас создал теорию общего экономического равновесия, применив математику к функции полезности У. Джевонса.

К. Маркс, А. Вагнер, К. Книс, Ю. Гильденбранд, рассматривали классовую принадлежность экономического человека, зависимость от социального слоя, группы, нации, народа в их историческом развитии (и др.). В качестве мотивации действий человека в экономике часто принималась этническая принадлежность и особенности национального менталитета. В России это же направление развивали такие деятели науки как Н.Г. Чернышевский, Н.А. Бердяев, К.М. Бэр, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский.

Еще одним направлением исследования «экономического человека» является раскрытие морально-ценностных аспектов его сознания. В современных работах предметом исследования является этика предпринимательства, этические аспекты собственности (А. Риан, Д. Холлуэлл). Начиная с середины ХХ в. собственно психологическое направление исследований «экономического человека» приобретает особый размах благодаря работам зарубежных и отечественных исследователей: К.Е. Варнери-да, П. Вебли, Д. Канемана, В. Смита, Дж. Катоны, А. Китова, С. В. Малахова и др. Современная российская психологическая наука выделяет сегодня экономическую психологию в отдельную отрасль (работы Журавлева А.Л., Дейнеки О.С.).

Однако надо иметь в виду, что межпредметная

интеграция экономической психологии очень существенна. Особенно тесно прослеживаются ее связи с культурологией, этнографией, историей и философией. Поэтому можно сказать, что исследователи этнических особенностей нации, стереотипов поведения предпринимателей внесли свой вклад в развитие экономической психологии (А.Д. Карнышев, Винокуров М.А., Позняков В.П., Китова Д.А. и другие).

1. Андреева ГМ.Социальная психология. Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - С. 47-68.

2. Гринберг Р. Рубинштейн А. Социальная экономика: введение в новую аксиоматику // Российский экономический журнал. - 1997. - № 1.

3. Дейнека О.С. Экономическая психология. СПб: Изд-во СпбГУ, 1999.

4. Дорин А.В. Экономическая социология: Учеб.пособие. мн.: ИП «Перспектива», 1997. - С. 29-35.

5. Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д. Экономическая психология собственности. - Иркутск: ИГЭА, 2004 г.

6. Китов А.И. Введение в экономическую психологию. М., 1983. - С. 5, 20.

7. Полякова Н.В. «Экономическое поведение». - Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1998. - С.7-9.

8. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1979. - С.10

9. Шульгина Л.В. Личное потребление и его формы (экономический и психологический аспекты)/ Воронеж: Воронеж. гос. технол. акад., 2002 -240 с.

10. Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы девятой Всероссийской научно-практической конференции/ под общ. ред. д-ра психол. наук, профессора Карнышева А.Д. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2008 - 398 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.