Научная статья на тему 'Экономическая психология человека и управление социально-экономическими процессами'

Экономическая психология человека и управление социально-экономическими процессами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
432
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ / ECONOMIC PSYCHOLOGY / ECONOMIC BEHAVIOUR / HUMAN RESOURCES / PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF BEHAVIOUR REGULATIONS / SOCIAL MANAGEMENT / HUMAN RESOURCES MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Забродин Юрий Михайлович

В статье излагаются некоторые значимые направления развития экономической психологии в период социальных и экономических трансформаций, показано реальное содержание тех практических задач, с которыми имеет дело экономическая психология. Обсуждаются возможные перспективы развития экономико-психологических исследований, разрабатываемых в последнюю четверть века на стыке психологии личности, социальной психологии, психологии труда и управления, организационной психологии. Намечены наиболее важные, по мнению автора, области и «точки роста» экономической психологии как науки о закономерностях и механизмах регуляции поведения человека в экономических ситуациях, обозначены возможные приложения результатов этих исследований в реальной жизни сообществ и организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic psychology of personality and the management of socio-economic processes

The article is devoted to some significant trends of economical psychology development in the period of social and economical transformations and indicates the practical matter of the real-world problems, which the economic psychology deals with. The possible outlook of the development of economical and psychological investigations that have been elaborated during the last quarter of the century on a joint of personal psychology, social psychology, work and management psychology, and organizational psychology are submitted for a discussion. According to the author's opinion, the most important areas and "growth point" of the economic psychology as a science of patterns and mechanisms of regulating personality behaviour in economic situations are performed in the article; the possible application of the results of these investigations in real life of communities and organizations is indicated as well.

Текст научной работы на тему «Экономическая психология человека и управление социально-экономическими процессами»

Экономическая психология

Забродин Ю.М.

Экономическая психология человека и управление социально-экономическими процессами

В статье излагаются некоторые значимые направления развития экономической психологии в период социальных и экономических трансформаций, показано реальное содержание тех практических задач, с которыми имеет дело экономическая психология. Обсуждаются возможные перспективы развития экономико-психологических исследований, разрабатываемых в последнюю четверть века на стыке психологии личности, социальной психологии, психологии труда и управления, организационной психологии. Намечены наиболее важные, по мнению автора, области и «точки роста» экономической психологии как науки о закономерностях и механизмах регуляции поведения человека в экономических ситуациях, обозначены возможные приложения результатов этих исследований в реальной жизни сообществ и организаций.

Ключевые слова: экономическая психология, экономическое поведение, человеческие ресурсы, психологические механизмы регуляции поведения, социальное управление, управление человеческими ресурсами.

Социальные процессы и общественное производство с психологической точки зрения. Наше сознание настолько привыкло к постоянному употреблению ряда идеологизированных клише, что каждый раз, когда речь идет об анализе и оценке крупных социальных (политических, экономических и т.п.) явлений или государственных решений, определяющих судьбы страны, - в каждом случае для чистоты анализа приходится начинать с переопределения некоторых понятий, важных для последующего изложения. При этом тривиальность вытекающих из такого переопределения высказываний, как и прежде, оказывается не более, чем очередной психологической иллюзией. Отход от этих клише предполагает пересмотр логической структуры и связей базовых понятий гуманистической ориентации, оценки их реального "содержания" и объема: взаимоотношений с другими, смежными понятиями, формирующими область гуманитарного знания;

взаимосвязи их с объектами и событиями объективного мира (отражением в структуре понятий предметной реальности).

При этом необходимо отчетливо понимать тот факт, что структура и формирование знания совсем не обязательно совпадают со структурой и содержанием процесса отражения реальной действительности, хотя, вероятно, общим следствием того и другого является организация личного опыта, определяющего закономерности поведения человека.

Начнем с самого, казалось бы, простого примера. Когда мы произносим слова "общественное производство", в сознании наших сограждан возникает великое множество самых разнообразных определений и ассоциаций. Но, как показывают проведенные нами опросы, среди них нет самого главного и самого существенного: точного и адекватного понимания смысла этого словосочетания.

Ни один из опрошенных не сказал нам, что общественное производство - это производство Общества. Другими словами - что оно предполагает поддержание жизни определенной человеческой организации и продолжение этой жизни. Но тогда общественное производство предполагает как минимум ^ производство самого человека; ^ производство условий человеческой жизни; ^ производство и воспроизводство человеческих отношений. Очень похоже, что именно такое понимание было само собой разумеющимся для философов, гуманистов и обществоведов девятнадцатого столетия. И в этом понимании человеческая составляющая, человеческое измерение всегда занимали первое место, ибо для них было совершенно ясно, что без человека нет и не может быть никакого человеческого Общества [1, 2].

Вполне естественно, что в таком понимании фундаментальными вопросами становятся следующие два. Во-первых, что собой представляет, какими законами определяется и по какой технологии осуществляется упомянутое производство человека? Во-вторых, что собой представляет, какими законами определяется и по какой технологии реализуется производство и воспроизводство человеческих отношений?

Оба эти вопроса относятся к области социологии, экологии и психологии человека, изучающих законы человеческого поведения в Мире и законы развития человека, а ответы на них становятся фундаментом научно обоснованных решений практических проблем культуры, образования и экономики, поскольку очевидно, что производство лишь условий человеческой жизни никак не гарантирует их эффективного разрешения (хотя и является их предтечей).

Аналогичные вопросы возникают в сфере социально-трудовых отношений, и они точно так же могут быть рассмотрены в русле вышеизложенной схемы на разных уровнях этих отношений.

В обществе, в человеческой организации, на уровне индивида мы снова обнаруживаем ту же самую триаду: условия жизни и деятельности, человеческие отношения, производство самого субъекта [3, 4].

Легко увидеть, что эта триада существует в сферах Образования, Труда и Отдыха; общественно-необходимого ("занятого") и свободного времени человека, и тогда мы сталкиваемся с классическим проблемами условий труда, образования и свободного времени; поддержания и развития человеческих отношений в труде, образовании и в свободном времени; производства человека как субъекта труда, образования и собственной жизни.

При этом, естественно, возникает проблема управления социальными процессами со стороны общества и государства на всех этапах гражданского и профессионального становления человека.

Важнейшим элементом социального управления процессом общественного производства человека как гражданина и профессионала становится государственное управление социальными процессами в системах образования и занятости, и особенно - процессами и механизмами перехода от образования к труду и обратно. Результатом такого управления должно стать создание развернутого во всем профессиональном спектре контингента хорошо подготовленных специалистов, включающихся в процесс производства общества во всем его объеме: от ремесленника, предпринимателя до наемного работника и государственного служащего (чиновника). И хотя все они, так или иначе, включаются в управление социальными процессами, тем не менее, структура их социальных ролей и содержание управляющих действий может различаться (и в ряде примеров действительно различается) радикальным образом.

Так, в отличие классического "руководителя", который осуществляет управление "действиями" людей разного уровня профессионализма и основной задачей которого является согласование интересов и функций профессионалов в производственной организации (в широком смысле), государственный чиновник осуществляет управление "на территории" и в этом смысле управляет "частью жизни" других людей, а не "частью их деятельности", за счет:

^ влияния и "власти" над условиями и обстоятельствами жизни людей;

^ влияния и "власти" над самими людьми, их отношениями и нормами поведения.

С этой точки зрения государственное управление становится в действительности управлением социальными процессами "жизни" людей на той или иной территории, в той или иной эконише, а не "деятельности" профессионалов в той или иной организации, в том или ином учреждении. При этом и социальная функция, и социальный результат такого управления, его субъект и объект могут различаться весьма существенным образом, включая такие аспекты, как:

^ "производство и потребление" условий жизни; ^ "производство и потребление" отношений Sb; ^ "производство и потребление" самого Sb.

Следовательно, в данном отношении приходится довольно строго различать: Общество (как систему "жизни людей") и Государство, как механизм управления Обществом; систему "жизни людей" и систему их деятельности; управление в организациях и управление "жизнью" (социальными процессами) людей с помощью и "через" организации.

Таким образом, социальная практика включает в себя несколько важнейших направлений деятельности членов данного сообщества, а также те реальные отношения и системы отношений, которые складываются в рамках этих направлений. Среди них наибольшее значение в настоящее время приобретают проблемы, связанные с определением путей цивилизованного развития страны: модели и цели общественного устройства, определяющие основные системы ценностей, приоритетов, принимаемых решений и осуществляемых действий. Сюда относятся, в первую очередь, вопросы взаимосвязи и взаимоотношений

^ Человека, Государства и Общества;

^ Человека и Природы;

^ Человека и Рынка;

^ Человека и Культуры (включая Образование и Развитие человека).

В этой связи перед психологической наукой, в частности, и перед человековедением вообще [5, 6] возникают новые проблемы:

^ анализ процессов жизни (не совпадающих с процессами

деятельности и не исчерпываемых ими): ^ развития человека;

^ появления и удовлетворения потребности; ^ производства и развития отношений в множестве субъектов ^Ь} и в множествах "субъект - объект";

^ выяснение того, как из "жизней" множества субъектов

(БЬ) "складываются" социальные процессы:

- "массовые" процессы;

- соотношение "индивидуального" и "общественного" сознания;

- процессы производства;

- процессы обмена (как реализация рыночных отношений);

- формы и процессы потребления.

^ определение структуры и факторов управления социальными процессами:

- взаимодействиями и отношениями субъекта;

- "семьей" (отношениями полов);

- производством Sb;

- производством отношений;

- производством условий жизни;

- распределением собственности и продукта деятельности;

- "общественным" потреблением.

Развитие политических, социальных и экономических реформ ставят новые проблемы государственного регулирования (в том числе, прямого управления) меняющихся по своему содержанию и качественно отличных от прежнего времени социальных процессов в названных выше сферах.

Возникают новые социальные феномены, новые принципы организации жизни и деятельности людей в условиях перехода к рынку, к правовому государству, к росту значимости человеческой личности и ее ответственности в определении собственной судьбы. Появляется необходимость осознанного управления и самоуправления развитием человека как гражданина и профессионала, то есть Управления Человеческим Ресурсом в системе его взаимодействий (в отличие от прежней концепции прикладной психологии - концепции Учета Человеческого Фактора).

Управление человеческим ресурсом [6,7] , развиваясь на трех разных уровнях - общества в целом (уровень населения), организации как социального института (уровень персонала) и на уровне отдельного индивида (уровень личности), - предполагает, прежде всего, управление его "качеством", в том числе:

культурным, профессиональным и интеллектуальным потенциалом Общества;

рациональной организацией и использованием накопленного потенциала человеческих способностей в разных секторах общественного производства;

развитием самого человека как гражданина и профессионала. Какова роль государства и негосударственных структур в указанных процессах? Какова в них роль науки? Ответ на эти вопросы предполагает разработку и реализацию активной социальной политики государства и общественных объединений граждан, а значит: оценку смысла, положения дел в данной сфере, прогноз развития социальных явлений как на макро, так и на микро уровнях, определение условий, механизмов и факторов управляемости в социальной сфере [6,7].

Для эффективной активной социальной политики необходимы, по крайней мере [7]:

^ анализ прошлых и текущих социальных ситуаций; ^ определение реальных проблем, приоритетов и действующих факторов (в том числе, переход к построению каузальных моделей микросоциальных процессов); ^ определение принципов и критериев эффективности

различных социальных систем; ^ проектирование и создание механизмов действия указанных систем;

^ определение структуры и эффектов вертикальных и

горизонтальных взаимодействий в этих системах; ^ оценку ресурсного обеспечения и при необходимости -

создание такого ресурса; ^ материально-техническое и финансовое обеспечение разработанного механизма, научно-методическое обеспечение его действия; ^ кадровое обеспечение и разработку механизма "управления персоналом".

Разрешение отмеченных выше проблем невозможно без оценки состояния и динамики:

социально-экономического фона и условий жизни общества; потребностей общества и его воспроизводства; развития и функционирования организаций как человеческих объединений и места человека в них;

интересов и законов поведения отдельной личности; возможностей личностного развития;

вариативности судьбы отдельного человека и возможностей компенсации, компромисса в решении его жизненных проблем.

Обращаясь в свете предложенного подхода к вопросам профессионального образования, труда и занятости населения

России, его осознанного и эффективного участия в реализации проводимых государством реформ, мы обнаруживаем множество не только новых, неизученных, но даже плохо осознанных человеческих проблем, которые стали прямым следствием осуществляемых преобразований.

В области собственности: "на равных" в ближайшем будущем в общественных процессах будут сосуществовать три совершенно разных формы собственности - государственный сектор, общественная ("публичная") форма собственности и собственно "частный сектор".

В сфере трудовых отношений: начинают активно взаимодействовать, - и это взаимовлияние усилится в будущем, -отношения наемного труда (в системе имеющихся рабочих мест); предпринимательство - как создание новых рабочих мест в негосударственном секторе экономики; самозанятость как индивидуальное освоение "пространства жизни" человека.

В сфере профессионального развития: возникают и будут развиваться альтернативные, в том числе, негосударственные, формы профессионального образования, создавая особую "нетрудовую" область в сфере профессиональных занятий населения.

В этой связи возникает необходимость специальных исследований и сравнительной оценки возможностей государственного (на разных уровнях - федеральном и региональном) и негосударственного управления рынком труда и профессий, как в направлении создания и сравнительной оценки рабочих и учебных мест, их социального значения и полезности, так и в направлении изучения и сравнительной оценки структуры самого этого рынка.

Речь идет о "внешнем" и "внутреннем" рынках труда (вне и внутри действующих социальных организаций, предприятий, учреждений и других социальных институтов); о спектре и перспективах развития "рынка профессий" (с учетом новых, нарождающихся профессий, а также конверсионных процессов в связи с научно-техническим прогрессом и изменением соотношения военного и гражданского секторов в структуре общественной жизни); о рациональном соотношении и связи систем профессионального образования и занятости и т.д., и т.п. [ 7 ].

Процесс реформ, изменяя социальную ответственность государства перед гражданами, создавая новую систему государственных гарантий и социальных защит, породил новые проблемы социальной и профессиональной адаптации, реадаптации и реабилитации населения России к условиям переходного периода. Эти проблемы определяют разные уровни и разную степень

"активности" в социальной политике государства и различный вес государственных и негосударственных структур в их разрешении.

Так, социальная и профессиональная реабилитация и защита граждан может включать:

^ социальную помощь (в том числе, помощь безработным) на

минимальном прожиточном уровне; ^ создание и помощь в поиске свободных (и подходящих) рабочих мест;

^ создание "свободных" учебных мест, профессиональную

переподготовку и переквалификацию специалистов; ^ создание возможностей для повышения профессионального мастерства и роста профессиональной (а значит - и социальной) устойчивости человека; ^ создание возможностей профессионального

самоопределения и самозанятости и т.д. Развитие активной социальной политики на рынке труда (в широком смысле) потребует создания специальных систем социального мониторинга рынка труда регионов и страны в целом, а также - создания системы сопровождения гражданской и профессиональной карьеры человека.

Необходимы оценки и прогноз, а значит - и новая классификация,- контингента потенциально и реально занятого населения; оценка и прогноз ближайших, в том числе, скрытых и резервных возможностей потенциально работоспособного населения; возможностей повышения качества профессионального контингента, его рационального воспроизводства и развития; структурное распределение этого контингента в разных секторах экономики и анализ его намерений как основы структурных перестроек рынка труда (в том числе за счет миграционных процессов).

Одним из главных результатов упомянутого мониторинга должна стать реальная оценка качества рабочей силы страны и прогноз его изменения. Другим главным результатом должно стать развитие системы сопровождения профессиональной карьеры, которая должна прийти на смену прежним механизмам жесткого государственного распределения профессиональных кадров на переходах из общеобразовательной и профессиональной школы в социально - трудовую сферу, сферу экономической деятельности [6,7].

Таким образом, в условиях российских реформ радикально меняются условия жизни, среда обитания и система отношений человека, создавая принципиально новые обстоятельства жизни, в которых осуществляется экономическое поведение субъекта.

В последние десятилетия активно формируется сравнительно новая область психологического анализа, которая сделала предметом своего исследования социально - трудовую сферу в целом, изучая особенности разных форм экономического поведения человека, а также законы существования и деятельность таких специфических социальных институтов, как производственные и посреднические организации национальной экономики. В этом контексте основной акцент ставится на выявлении закономерностей, а также -социальных и психологических регуляторов «экономического» поведения человека.

Современная экономическая психология развивается на стыке и на основе психологии личности, психологии труда, социальной психологии, психологии рекламы, психологии управления и организационной психологии, и это определяет особенности ее метода и ее предметную область. В настоящее время сферу ее интереса входят, как минимум, следующие три класса проблем.

1. Психологический анализ феноменологии, законов и механизмов регуляции поведения участников экономического процесса: управленцев (в том числе тех, кто создает, применяет и охраняет социальные нормы экономического поведения), производителей полезного продукта (товаров и услуг, формирующих общественное предложение), посредников (в частности, социальных институтов, организующих транспорт, обмен, торговлю, рекламу и т.п.), потребителей (создающих общественные потребности, формирующих спрос и моду на жилье, одежду, поведение, досуг и т.д.).

2. Изучение личности в экономических процессах вместе с психотехнологиями ее развития (формирования, сопровождения и реализации профессиональной карьеры, движения в социальных институтах, освоения и исполнения норм социального и организационного поведения, замещения и исполнения основных экономических ролей - предпринимателя, администратора -менеджера, наемного работника).

3. Исследование движения продуктов экономической деятельности человека - от производителя (со своей миссией, социальной функцией, рабочими местами и организацией, технологиями и персоналом) в систему предложения через отчуждение и самостоятельное движение продукта (со своими организациями, персоналом, рекламой, механизмами распределения и обмена) и до потребителя (с социальными регуляторами качества товаров и услуг и качества потребления как индикаторами качества жизни).

Таким образом, в поле анализа попадают основные процессы, связанные с формированием, структурированием и удовлетворением потребностей членов социума, а также - производством и движением предметов удовлетворения этих потребностей. В условиях социальных и экономических трансформаций исследование фундаментальных аспектов психической регуляции человеческого поведения (в первую очередь, экономического поведения человека) становится одной из важнейших задач психологической науки, имеющих прямое (непосредственное) приложение в деятельности практических психологов, в создании рынка психологических услуг, адекватного условиям переходного периода.

Литература

1. Проблемы человека в западной философии. Сб.: М., Наука, 1989.

2. Фролов И.Т.. Перспективы человека. М., Наука, 1983;

3. Печчеи А.. Человеческие качества. М., 1985;

4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сб.: М., Наука, 1990.

5. Ананьев Б.Г.. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977; 2е издание, СПб., Питер, 2000.

6. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. Сб.: Ю.М. Забродин, Н.А. Носов (ред.), М., Магистр, 1997.

7. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М., Финстатинформ, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.