Научная статья на тему 'Экономическая проблематика на страницах массовых печатных СМИ'

Экономическая проблематика на страницах массовых печатных СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1818
426
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА / AN ECONOMIC PROBLEMATICS / МАССОВЫЕ ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ / MASS PRINTING EDITIONS / ГАЗЕТА "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА" / THE NEWSPAPER "KOMSOMOL TRUTH" / ЖЕНСКИЕ ЖУРНАЛЫ / FEMALE MAGAZINES / "ЖЕЛТАЯ" ПРЕССА / A PENNY PRESS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коломийцева Елена Юрьевна

В статье рассматриваются особенности подачи экономической проблематики в различных видах печатных изданий: в массовых газетах, женских журналах, «желтой» прессе.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article features of giving of an economic problematics in various kinds of printing editions are considered: in mass newspapers, female magazines, a penny press.

Текст научной работы на тему «Экономическая проблематика на страницах массовых печатных СМИ»

Экономическая проблематика

на страницах массовых печатных сми

Е. Ю. Коломийцева

Московский государственный университет культуры и искусст

В статье рассматриваются особенности подачи экономической проблематики в различных видах печатных изданий: в массовых газетах, женских журналах, «желтой» прессе.

Ключевыеслова:экономическаяпроблематика,массовыепечатныеиздания,газета «Комсомольская правда», женские журналы, «желтая» пресса.

In article features of giving of an economic problematics in various kinds of printing editions are considered: in mass newspapers, female magazines, a penny press.

Key words: an economic problematics, mass printing editions, the newspaper «Komsomol truth», female magazines, a penny press.

Первое проникновение экономических сведений в прессу осуществилось довольно давно. Многие первые информационные издания, как в России, так и за рубежом, часто носили именно экономический характер. Так называемая экономическая информация содержалась еще в рукописных «Курантах». Например, в 1649 году купцы просили правительство запретить английскую торговлю в Москве и других городах, мотивируя это тем, что англичане «государя своего Карлуса короля до смерти убили». Позже, в связи с активным развитием рыночных отношений, появились специальные издания: в Европе - издания банкирского дома Фуггеров, в России - «Труды императорского Вольного экономического общества» (1765-1915). Начиная с 1780 года и вплоть до 1789 года Н.И. Новиков выпускал специальный «Экономический магазин» - приложение к издаваемой им же газете «Московские ведомости», которое выходило дважды в неделю и содер-

жало сообщения о различных открытиях, опытах в сельском хозяйстве, наставления, полезные рецепты. Уже это издание имело своеобразную «популяризаторскую» направленность, поскольку Н.И. Новиков и редактор журнала помещик-агроном А.Т. Болотов не только стремились расширять кругозор подписчиков, но и давать им практические советы для повседневной жизни, основанные на серьезных научных изысканиях того времени. Весьма показательно, что такой журнал за время своего издания составил сорок томов, причем первые восемь вскоре после выхода были переизданы.

С тех пор экономическая информация, то есть сведения из сферы экономики, понимаемой, прежде всего, как совокупность общественных отношений в области производства, обмена и распределения продукции, а также прикладные ее аспекты, неизменно находилась в фокусе внимания СМИ.

222 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (45) январь-февраль 2012 222-226

И

г

В данной работе мы не ставим своей задачей анализ качественной деловой прессы, традиционно именуемой экономической журналистикой («Коммерсант», «Эксперт» и т.п.) и неоднократно рассматриваемой в специальных исследованиях, а хотим обратиться к современным массовым изданиям, популяризирующим сведения из области экономики.

В массовой прессе, универсальной по характеру информации, такой как «Комсомольская правда», «Аргументы и факты», в развлекательных изданиях типа «Тайны звезд» и т.д., в изданиях для женщин разных ценовых сегментов («Лиза», «Glamour» и т.п.), экономические рубрики давно получили постоянную «прописку».

Газета «Комсомольская правда» начала свой путь в 1924 году, когда на 13-м съезде РКП было решено выпускать всесоюзную молодежную газету как орган и, соответственно, рупор ЦК ВЛКСМ. 24 мая 1925 года вышел первый номер «Комсомолки» общим тиражом 31 тысяча экземпляров. История газеты интересна и своеобразна. Всегда немедленно откликаясь на партийные нужды и призывы и последовательно проводя советскую идеологию, газета, вместе с тем, умела в разное время собирать вокруг себя самых талантливых авторов эпохи (Владимир Маяковский, Аркадий Гайдар, Михаил Шолохов, Инна Руденко, Василий Песков и многие другие) и писать на самые разные темы. Газета выстояла в «смутные» перестроечные и постперестроечные времена, уверенно и стремительно двигаясь от общественно-политического издания к таблоиду, и полностью перестроила свою структуру и систему подачи материалов.

Сегодня «Комсомольская правда» имеет ряд специальных приложений, среди которых значимое место занимает приложение «Личные деньги», выходящее совместно с самой газетой один или два раза в неделю. В нем содержатся различные материалы, посвященные экономической проблематике, рассмотренной сквозь призму полезности и применимости этой информации в повседневной жизни большинства читателей.

^ Экономика и управление в сфере культуры

Это статьи на актуальные темы (инфляция, повышение пенсий, потребительские и ипотечные кредиты и т.д.). Основной акцент ставится на то, что большинство людей в нашей стране, как правило, в детстве не научились грамотно обращаться с деньгами - в силу разных причин: от финансовой безграмотности их родителей или неимения денежных средств и до идейных представлений о том, что советскому человеку неприлично заострять внимание на материальном благополучии. Поэтому газета пытается формировать полезные экономические навыки у читателей, например: 5 полезных финансовых привычек, которые пригодятся в новом году (1), 10 финансовых навыков, которым стоит обучить ребенка (4), как не стать жертвой финансовой пирамиды (2), коллективные покупки по оптовой цене (3) и т.д. Параллельно даются короткие советы в рубрике «Вырежи и сохрани», составленные на основе книг известных экономистов и представленные в доступном виде, осуществляется анализ доходности инвестиций для обывателя и разъясняется, что такое вообще инвестиции и их основные виды (банковские вклады, паи в ПИФах, недвижимость, «металлические» счета и т.п.). Регулярно публикуются сообщения о различных инициативах правительства, касающихся достаточно большого количества граждан (например, новый налог на недвижимость). Такие сообщения в обязательном порядке сопровождаются комментариями специалистов, причем не только финансистов и экономистов, но и психологов. Приложение «Личные деньги» имеет достаточно высокий читательский рейтинг как в своем печатном виде, так и в сетевом аналоге.

Подобные публикации присутствуют практически во всех современных изданиях, универсальных по характеру информации, вне зависимости от идейной направленности (газеты «Труд», «Аргументы и факты», «Новая газета» и т.п.). Формат: либо специальные постоянные рубрики, либо регулярные одиночные материалы.

Феномен журналистики периода экономического кризиса 2008-2010 годов - жур-

нал «Тайны звезд». Недорогое массовое развлекательное издание появилось практически накануне финансового кризиса и смогло в короткое время довести тираж до 500 тыс. экземпляров. Во многом этому способствовала концепция издания, обозначенная емким слоганом «Ваш антикризисный журнал № 1» . Несмотря на название («Тайны звезд»), это издание содержит информацию самого разного характера, в том числе и экономическую. Так, в рубрике «Добрые советы. Деньги» еженедельно предлагаются различные способы сэкономить, оптимизировать личный бюджет, разъясняются экономические права граждан. Советы экономистов, юристов, самих читателей, как правило, актуализируются привязкой к праздничным датам (например, «10 способов сэкономить на покупках! Как не разориться на подготовке к Новому году», «Выгодный Дед Мороз»), временам года («Готовимся к лету!»), популярным для определенного сезона мероприятиям (работа на даче, заготовки на зиму, дешевые турпутевки, пляжный отдых и т.п.). Материалы пишутся простым, понятным языком, часто в виде пошаговых инструкций, подробно и в наиболее оптимальной последовательности описывающих порядок действий в тех или жизненных иных ситуациях: получение материнского капитала, налогового вычета, оформление претензии по поводу качества товара, ипотечного кредита и т.д. Каждая тема сопровождается ссылками на соответствующие статьи законодательства и полезными адресами и телефонами. Думается, востребованность такого формата подачи разного рода информации, в том числе и экономической, как и собственно необходимость ее присутствия, подтверждается уверенно растущими тиражами журнала, в принципе, в уже давно плотно населенной рыночной «нише» массовых развлекательных изданий.

Как известно, женщины - самая активная в покупательском отношении часть населения. Не случайно львиная доля потребительской рекламы адресована именно женщинам. Закономерно и активное появ-

ление разного рода экономической информации в женских изданиях разных ценовых сегментов.

Здесь вновь надо вспомнить об «Экономическом магазине» Н.И. Новикова, куда включались особые страницы для женщин с различными полезными рекомендациями. В XIX веке выходил журнал «Ваза» (18311884), иллюстрированное издание, открывшееся как «журнал шитья, вышивания, домашней экономии, сельского и городского хозяйства». В 1850 году появилось женское издание «Лучи» с образовательной направленностью, что было обусловлено личностью редактора - переводчицы, детской писательницы и учительницы А.О. Ишимовой, которой в свое время предлагал сотрудничать в «Современнике» А.С. Пушкин. Журнал был ориентирован на молодых женщин из светского общества и целевым назначением полагал, во-первых, развлекать и приносить удовольствие, во-вторых, нести просвещение и обогащать знания читательниц, в-третьих, воспитывать нравственные устои. Этим обусловлена особая универсальность тематики: издание объединяло литературное и хозяйственно-практическое направление.

Во второй половине XIX века изменившиеся условия жизни, когда экономика стала опираться на наемный труд, заставили женщин из разорившихся дворянских семей и разночинской среды искать себе заработков в литературной, преподавательской, медицинской сфере, швейном деле. Это тоже способствовало насыщению изданий для женщин экономической информацией, имеющей, прежде всего, прикладное значение.

Современная женская пресса сохранила интерес к такого рода информации. Практически в каждом издании, с учетом его целевой аудитории и ценового сегмента, присутствуют соответствующие рубрики.

Так, в глянцевом издании с самоговорящим названием «Glamour» существует постоянная рубрика «^1атденьги». Она содержит советы по оптимизации расходов как на крупные покупки, так и на бытовые и повседневные мелочи типа обеда или рас-

ходов на транспорт. «Глянец» по определению не может пропагандировать широкую экономию, поскольку сам относится, как минимум, к среднему ценовому сегменту (а часто и к сегменту премиум) и продвигает соответствующие товары и образ жизни. Поэтому речь идет о планировании бюджета, о том, «как выглядеть на миллион» и сохранить высокий уровень жизни при небольших затратах или замене одного мероприятия/продукта другим, о разборе различных финансовых привычек психологами и экономистами. Даются советы по поводу покупок в кредит, в Интернете, при помощи пластиковых карт и т.д. В рубрике «Счетная палата» наглядно показывается, как из экономии на ежедневных ненужных, а иногда и вредных тратах (покупка жевательной резинки, шоколадного батончика, баночки энергетика и т.п.) может к концу месяца или года сложиться сумма, достаточная для крупной нужной и полезной покупки. В соответствии с типологическим интересом журнала к жизни известных людей советы в рубрике «Деньги» часто основываются на примерах из опыта знаменитостей. Тем самым, с одной стороны, «звезды» становятся ближе и понятнее, а с другой стороны, срабатывает механизм подражания: откладывайте деньги на старость, как Бритни Спирс, внимательнее относитесь к финансовым документам, чтобы не попасть впросак, как Мадонна при разводе, ходите в магазин со списком продуктов, как Виктория Дайнеко и т.д. Для целевой аудитории издания эти примеры, видимо, достаточно убедительны и репрезентативны.

Часто читателям предлагают адаптированный пересказ различных полезных книг по экономическим вопросам: от серьезных научных до популярных. Так, на основе книги американца Зака Биссонета «Без долгов» были сформулированы пять ключевых идей, как стать богатым и счастливым: «начните думать о завтра уже сегодня», «не покупайте автомобиль в кредит», «научитесь составлять семейный бюджет» (5) и т.д. Здесь, скорее всего, одновременно осуществляется рекламная «раскрутка» книги и собственно наполнение регу-

^ Экономика и управление в сфере культуры

лярной рубрики.

В журналах для домохозяек, типа «Лиза» и других, экономическая информация имеет другую акцентировку: оптимизация домашних расходов, способы сэкономить, домашние заготовки, получение качественного результата за меньшие деньги и т.д.

Таким образом, в современных популярных изданиях экономическая информация подается, прежде всего, в ее сугубо прикладном, практическом применении, причем, преимущественно, в тех аспектах, которые так или иначе касаются каждого (возможности инвестирования и преумножения капитала, планирование семейного бюджета, получение дополнительного дохода, домашняя экономия, возврат налогового вычета и т.д.).

С одной стороны, появление подобных рубрик связано с возросшим интересом аудитории, с ее потребностью в полезной информации из области экономики. С другой стороны, в связи с набирающим обороты развитием рыночной экономики все очевиднее становится вопиющая экономическая безграмотность большей части российского населения, способствующая процветанию финансовых пирамид, попаданию в «кредитную кабалу», отсутствию достойного уровня жизни.

Экономисты давно говорят о необходимости практически поголовного экономического «ликбеза»: «Я бы сравнил этот ликбез с ликбезом 20-30-х годов прошлого столетия, когда поголовно учили читать и писать. Все, от школьника до пенсионера, должны иметь базовые финансовые знания», - пишет Николай Берзон, заведующий кафедрой фондового рынка и рынка инвестиций Высшей школы экономики (4, с. 19). Об этом же задумываются в правительстве, предполагая в ближайшее время дать старт программе по ликвидации финансовой безграмотности россиян.

Вне всякого сомнения, огромную, если даже не определяющую роль могут сыграть в этом средства массовой информации, способные доступным языком рассказать о сложных экономических вопросах.

Примечания

1. Беляков, Е. 5 полезных финансовых привычек, которые пригодятся в новом году / Е. Беляков // Комсомольская правда. - 2010. - № 21 (28 декабря). - С. 17-18.

2. Беляков, Е. Как не стать жертвой финансовой пирамиды / Е. Беляков // Комсомольская правда. -2011. - № 5 (8 февраля). - С. 17-18.

3. Беляков, Е. Коллективные покупки / Е. Беляков // Комсомольская правда. - 2011. - № 8 (2 марта). - С. 16.

4. Бероева, Н. Что делать, если ваш ребенок тайно взял кредит / Н. Бероева // Комсомольская правда. - 2010. - № 45 (16 ноября. - С. 19-20.

5. Как стать богатым и счастливым // Glamour. - 2010. - № 11. - С. 104.

6. Прохоров, Е. П. Исследуя журналистику / Е.П. Прохоров. - М., 2006.

7. Средства массовой информации России / [под ред. проф. Я.Н. Засурского]. - М., 2005.

8. Тайны и советы. 2008-2011.

9. Типология периодической печати. - М., 2007.

10. Glamour. 2010-2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.