Ирина Игоревна Просвирина
Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Южно-Уральского государственного
Экономическая природа неосязаемых активов и проблема раскрытия информации
Рост корпоративной стоимости в современной экономике происходит за счет создания компаниями конкурентных преимуществ. Это возможно только тогда, когда компания создает и использует знания, информацию и другие неосязаемые активы. В стоимости бизнеса доля материальных активов, отражаемых в финансовой отчетности, становится все меньше. По словам одного из руководителей компании Microsoft, менеджерам следует остерегаться ситуации, когда они остаются с «неликвидными активами и бесполезными основными средствами» [1. С. 322].
Однако интеллектуальные активы, составляющие иногда большую часть рыночной капитализации компаний, не отражаются в балансах, и информирование инвесторов о таких активах представляет собой одну из проблем финансового рынка. Часто данная проблема рассматривается как результат неспособности бухгалтерского учета отражать современные потребности менеджмента в экономической информации [2]. В настоящей статье излагается иная позиция: основной причиной несопоставимости современной модели финансовой отчетности с информацией о неосязаемых активах являются не недостатки баланса как устаревшего инструмента управления финансами, а экономическая природа неосязаемых активов, обусловливающая особый характер их вовлечения и использования в производстве. С точки зрения экономической теории, это противоречия между неоклассическими финансами и неоинституциональными (по Р. Коузу) подходами к сущности фирмы.
Состав активов, оказывающих влияние на результаты
деятельности компании и относящихся к неосязаемым, перечислен в Международных стандартах финансовой отчетности (IAS 38): научные или технические знания, новые процессы или системы, лицензии, интеллектуальная собственность, знания рынка и товарных знаков, программное обеспечение, патенты, авторские права, списки клиентов, права обслуживания ипотеки, импортные квоты, франшизы, отношения с клиентами или поставщиками, лояльность клиентов, доля рынка и права на сбыт. Далее из этого списка выделяются те ресурсы, которые удовлетворяют определению и критериям признания нематериальных активов, остальные активы попадают в особый неидентифицируемый и не отделяемый от компании неосязаемый актив - деловую репутацию. При этом нематериальным активом становится только приобретенная деловая репутация, внутренне же созданная деловая репутация не должна признаваться как актив в связи с тем, что она не является идентифицируемым ресурсом, контролируемым компанией, который может быть надежно оценен по себестоимости.
Активы, являющиеся основными элементами интеллектуального капитала (знания, внутренняя организация, лояльность клиентов и др.), как указано в МСФО, удовлетворяют не всем критериям, поэтому не признаются в качестве нематериального актива, отражаемого в финансовой отчетности. Так, рыночные и технические знания принесут в будущем экономические выгоды, которые будут контролироваться компанией только в случае их юридического оформления в виде авторского права, ограничений в контрактах и др. Знания, не оформленные юридически, не могут быть признаны активом. Квалификация персонала также ведет к получению будущих экономических выгод. Однако работники компании обычно не соответствуют определению нематериального актива, поскольку их знания неотделимы от их носителей и не могут быть использованы без них, если только их использование не защищено соответствующими юридическими правами компании.
Таким образом, возможность идентифицировать профессиональные навыки, полученные в результате подготовки персонала, и приносимые ими экономические выгоды существует. Однако в МСФО указано, что у компании, как правило, нет достаточного контроля за ожидаемыми экономическими выгодами, получаемыми в результате хорошей подготовленности персонала, чтобы этот актив соответствовал критериям признания. Аналогичная ситуация с портфелем клиентов или долей рынка: будущие экономические выгоды ожидаются, но нет достаточной степени контроля, требуемой стандартами отчетности. Следовательно, значительная часть неосязаемых активов остается вне системы бухгалтерского учета и не попадает в отчетность. Эти активы проявляют себя в случае превышения рыночной капитализации над стоимостью активов по балансу (для компаний, котирующих акции на биржах) или в случае возникновения гудвилла во время сделки купли-продажи бизнеса.
Исследование экономической природы неосязаемых ресурсов приводит к следующему выводу. Причиной, обусловливающей отсутствие этих ресурсов в финансовом балансе компаний, является особенность экономической природы этих активов, которая проявляется в противоречии между краткосрочным характером их финансирования и долгосрочным характером самих активов.
В настоящее время в финансовой науке преобладают классические представления о финансировании ресурсов, привлекаемых для обеспечения предпринимательской деятельности. Суть этих представлений заключается в том, что для формирования долгосрочных активов должны привлекаться долгосрочные источники финансирования, для формирования краткосрочных активов - краткосрочные источники [3. С. 321-325]. В связи с этим в балансе правильно отражается стоимость материальных активов с длительным сроком службы (если не принимать в расчет возможные расхождения между исторической и рыночной стоимостью активов). Основные активы приобретаются на длительное время, и за право их использования в течение длительного срока компания платит деньги вперед (за исключением случаев аренды и лизинга). Это означает, что для финансирования основных активов (в первую очередь, недвижимости и оборудования) компания вынуждена привлекать долгосрочный капитал в полной стоимости этих активов. Как известно, этот капитал представлен инвестициями акционеров и долгосрочными заемными средствами.
Неосязаемые активы приобретаются и создают прибыль для компании в течение длительного времени. Однако от
основных активов их отличает то, что их невозможно приобрести в готовом для использования виде. Внутрифирменные структуры, информация, знания, квалификация и т.д. накапливаются в течение длительного времени, постепенно, с учетом специфических требований компании. Поэтому в силу названной особенности их экономического поведения неосязаемые активы оплачиваются не до начала их использования, а после выполнения работы или услуги (рис. 1).
(1) Долгосрочные инвестиции в основные средства 1 (2) Участие в создании новой стоимости ::::: Новая стоимость
а) внеоборотные материальные активы (земля, здания, оборудование)
(1) Приобретение предметов труда (сырья и материалов) югпся с (2) Перенос стоимости сырья в цену готовой продукции с выплс Новая стоимость
(1) актив г (2)
Участие в со здании ютсяс Новая стоимость Ыплат< Выплата заработной
новой стоимости платы, оплата услуг
в) труд, предпринимательская способность, услуги
(потребляемые в момент их предоставления) вначале потребляются в процессе создания стоимости, затем оплачиваются регулярными платежами (в виде заработной платы) или одним платежом (за услуги)
Рис. 1. Экономическое поведение активов
в процессе создания стоимости нового продукта
Для финансирования в этом случае достаточно привлечь сумму, равную не полной стоимости этих активов, а стоимости их содержания в течение одного операционного цикла. Поэтому, несмотря на длительный характер их использования, инвестиции в неидентифицируемые неосязаемые активы признаются инвестициями в оборотные, или краткосрочные, активы, как и инвестиции в основные средства в случае их аренды. Оплата затрат по использованию неосязаемых активов производится за счет многократного использования этих инвестиций. Списание затрат в расходы по созданию продукта или услуги является операцией по восстановлению первоначальной суммы инвестиций с тем, чтобы в следующем цикле снова использовать эти инвестиции на цели продолжения производства.
Таким образом, неадекватное, с точки зрения критиков, отражение неосязаемых активов в бухгалтерском учете возникает не по вине
бухгалтерского учета, а по причине использования в учете методологии составления традиционного статическо-динамического бухгалтерского баланса, основанной на неоклассической экономической теории. Целью такого баланса является получение информации о движении и приумножении инвестированного в бизнес капитала, включая собственный и заемный. В связи с этим в балансе отражаются активы, созданные за счет реально привлеченного капитала инвесторов: средств акционеров и кредиторов. Любой рост продаж всегда требует дополнительных инвестиций в оборотные активы (а также в основные средства, если их резервы исчерпаны). Пропорционально росту объема продаж (за исключением случаев повышения оборачиваемости оборотных активов) происходит рост инвестиций в неосязаемые активы, как и в другие оборотные активы [4. С. 206-211]. Соответственно увеличивается и сумма неосязаемых активов, отраженная в балансе. Особенностью неосязаемых активов является то, что, в отличие от материальных оборотных активов, они не потребляются в процессе создания продукта (услуги), а накапливаются. Так происходит с опытом, квалификацией, знаниями в целом, внутрифирменной организацией управления, базами данных и т.д. Возникает противоречие с традиционной системой бухгалтерского учета, поскольку списание активов в расходы означает потребление этих активов. А как быть, если актив списывается в расходы, но при этом одновременно сохраняется у компании? Очевидно, проблема заключается в несоответствии долгосрочного характера неосязаемых активов и способа их отражения в балансе как оборотных активов, по определению потребляемых в течение одного операционного цикла (оборота). Это происходит в связи с особенностью финансирования неосязаемых активов: в отличие от основных средств они могут
финансироваться только на один операционный цикл. Это, в свою очередь, происходит в связи с особенностью экономического поведения неосязаемых активов: плата за использование соответствующих ресурсов может быть (и, как правило, производится) после их использования, а не до начала, как в случае с внеоборотными материальными активами. Так, квалификацию и знания не нужно оплачивать вперед на несколько лет, хотя работник может работать в компании очень продолжительное время. Аналогично не требуется оплата вперед всех расходов, связанных с созданием структур управления, баз данных, товарного знака и т.д.
Большая часть неосязаемых активов является продуктом знаний. Знания материализуются в процессе труда работников компании или оказания услуг людьми, не работающими в компании. В любом случае оплата по общему правилу производится после потребления услуги или труда. При этом, пока не выполнена работа, т.е. не получен результат, у компаний не возникает обязательства перед работником или партнером, оказывающим услугу, в отличие от передачи материального актива. В последнем случае, даже если имеет место отсрочка платежа, у компании возникает кредиторское обязательство перед поставщиком. Причиной такой ситуации является специфичность выполняемой работы или оказываемой услуги: работа или услуга не может быть произведена заранее и продана в виде готового результата, поскольку выполняется только для данной компании, по ее индивидуальному заказу и с учетом ее специфики. Исключением является
продажа результатов интеллектуальной деятельности в виде готовых патентов, товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности. В остальных случаях приобрести готовые неосязаемые активы невозможно, их необходимо создавать для конкретной компании и конкретных целей. Таким образом, результат труда или услуги (часто это промежуточный результат) вначале создается для компании, потом оплачивается.
120 дн. 240 дн. 1 год 120 дн. 240 дн. 2 года
цикла (принят - сумм
б) изменение стоимости материальных оборотных активов в течение операционного
длительность оперативного'' [цикла в 120 дней):
а Обитала, инвестированного в материальные оборотные активы;
и материальна оборотных активов по балансу рационного цикла; - расходование\ денег на материальные оборотные
120 дн. 240 дн.
1 год
120 дн. 240 дн.
2 года
в) накопление стоимости неосязаемых активов
(принята длительность оперативного цикла в 120 дней):
- сумма капитала, инвестированного в неосязаемые оборотные активы;
, - изменение стоимости неосязаемых активов по балансу
в течение операционного цикла; - накопление стоимости неосязаемых активов
с каждым операционным циклом, не отражаемое в балансе
Рис. 2. Изменение стоимости активов в балансе
Эта особенность неосязаемых активов используется инвесторами: инвестирование происходит в сумме, учитывающей возможность финансирования неосязаемых активов на период, не превышающий один операционный цикл. Никакой инвестор не будет вкладывать в бизнес больше средств, чем необходимо для обеспечения его деятельности. Таким образом, на этапе создания бизнеса неосязаемые активы, с точки зрения их финансирования, рассматриваются однозначно как оборотные активы. В процессе их накопления (поскольку неосязаемые активы не потребляются, в отличие от материальных оборотных активов) начинает проявляться указанное нами противоречие: по характеру финансирования неосязаемые активы продолжают отражаться в балансе как оборотные, но по своей экономической природе являются внеоборотными. На рис. 2 показано, в какой сумме отражаются в балансе различные виды активов: материальные внеоборотные, материальные оборотные и неосязаемые. Сумма, в которой отражается в балансе стоимость неосязаемых активов, с течением времени все в большей степени расходится с их накопленной (капитализированной) стоимостью.
Таким образом, неосязаемые активы не идентифицируются в системе бухгалтерского учета в связи с тем, что их природа противоречит его методологии, основанной на неоклассической экономической теории. Специфические активы, которые образуются в силу возникновения фирмы как особой организации, признаются институциональной теорией. Однако институты в целом, как и институт фирмы, не имеют денежных оценок, поскольку их роль и значение для общества гораздо шире, чем только участие в экономических, в частности производственных, процессах. Следовательно, попытки включить в традиционный баланс
активы, существование которых не признается неоклассическими теориями, целесообразно признать бесплодными, а способы отражения информации о неосязаемых активах искать в иных моделях, соответствующих, во-первых, стоимостной концепции целей деятельности (в отличие от концепции прибыли как основной цели деятельности фирм), во-вторых, иным представлениям о составе факторов (ресурсов), участвующих в создании новой стоимости.
Литература
1. Кляйн Н. N0 Logo. Люди против брэндов: Пер. с англ. М.: ООО «Добрая книга», 2003.
2. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
3. Ришар Ж. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия: Пер. с франц. / Под ред. Л.П. Белых. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
4. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. М.: Дело, 2000.
■к -к -к -к -к