Научная статья на тему 'Экономическая политика в системе национальной безопасности Российской Федерации'

Экономическая политика в системе национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анисимов Евгений Георгиевич, Анисимов Владимир Георгиевич, Сауренко Татьяна Николаевна, Чварков Сергей Васильевич

В статье дан анализ роли и места экономической безопасности в общей системе национальной безопасности Российской Федерации и предложен подход к математической формализации оценки влияния экономической политики на уровень национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Анисимов Евгений Георгиевич, Анисимов Владимир Георгиевич, Сауренко Татьяна Николаевна, Чварков Сергей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC POLICY IN THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the role and place of economic security in the general system of the Russian Federation's national security. The authors suggest the approach to the mathematical formalization of the valuation problem of the economic policy impact on the national security level.

Текст научной работы на тему «Экономическая политика в системе национальной безопасности Российской Федерации»

ПОЛИТИКА.

ЭКОНОМИКА.

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 338.22.021.4/-351.863 ГРНТИ 11.15.25

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Е.Г. Анисимов1, В.Г. Анисимов2, Т.Н. Сауренко3, С.В. Чварков1

1 Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Россия, 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 100

2Санкт-Петербургский государственный технический университет

Россия, 195251, Санкт-Петербург, Политехническая, 29

3Российского университета дружбы народов

Россия, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6; http://www.rudn.ru

В статье дан анализ роли и места экономической безопасности в общей системе национальной безопасности Российской Федерации и предложен подход к математической формализации оценки влияния экономической политики на уровень национальной безопасности.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, экономическая политика.

ECONOMIC POLICY IN THE NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

E.G. Anisimov1, V.G. Anisimov2, T.N. Saurenko3, S.V. Chvarkov1

1 Millitary Academy of the General Staff of Armed Forces of the Russian Federation Russia, 119571, Moscow, prospekt Vernadskogo, d. 100

2 St. Petersburg State Technical University Russia, 195251, St. Petersburg, ul. Politehnicheskaya, 29

3 Peoples' Friendship University of Russia Russia, 117198, ul. Mikluho-Maklaya, d. 6

The article analyzes the role and place of economic security in the general system of the Russian Federation's national security. The authors suggest the approach to the mathematical formalization of the valuation problem of the economic policy impact on the national security level.

Keywords: national security, economic security, economic policy.

© Е.Г. Анисимов, В.Г. Анисимов, Т.Н. Сауренко, С.В. Чварков, 2016_

Национальная безопасность государства представляет собой его состояние, характеризуемое способностью в достаточно длительной исторической перспективе защищать национальные и государственные интересы в мире, предотвращать внутренние и противодействовать внешним воздействиям, направленным на изменение конституционного строя; нарушение конституционных прав и свобод граждан, достойного качества их жизни; целостности и неприкосновенности территории [1]. Требуемый уровень безопас-

ности достигается в результате целенаправленного формирования и применения государством политических, экономических и силовых инструментов для обеспечения конституционных прав, свобод и достойного качества жизни населения; сохранения целостности и неприкосновенности территории государства; обеспечения экономической безопасности и роста экономики.

Обобщенная структура системы обеспечения национальной безопасности представлена на рисунке 1.

I °

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПОЛИТИКА В СФЕРЕ НАЦИОНАЛЬНОМ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

/ \

Внешнеполитиче

ские

инструменты

обеспечения

безопасности

государства

Внешнеэкономич

еские

инструменты

обеспечения

безопасности

государства

Силовые

инструменты

противодействия

внешним

угрозам

безопасности

государства

ЖЕ

х

НАСЕЛЕНИЕ

Обеспеченность конституционных прав и свобод, достойного качества жизни

ЭКОНОМИКА

т

Территория и природные ресурсы А

Территориальная целостность и неприкосновенность

Внутриполитические инструменты обеспечения безопасности государства

Экономические инструменты обеспечения безопасности государства

Силовые инструменты противодействия внутренним угрозам безопасности государства

ЖЕ

Суверенитет, территориальная целостность, социально-экономическое развитие

Рис. 1. Обобщенная структура системы обеспечения национальной безопасности государства

Ключевое место в национальной безопасности занимает экономическая безопасность. Она составляет основу других видов безопасности и состоит в способности экономики обеспечить экономические условия территориальной целостности государства, самосохранения, самовоспроизводства и сохранения уклада жизни населения и экономические потребности вооруженной защиты государства.

Эти условия заключаются в удовлетворении потребностей в необходимых для национальной безопасности экономических благах

при любых изменениях внешнеэкономической и политической ситуации [2]. Для формального описания модели оценки экономической безопасности объемы этих благ, имеющиеся в государстве в каждый момент времени, представим вектором:

X (0 = К (/)}, п = 1,2,..., N, (1)

где хп (?) - объем имеющихся в государстве в момент времени t экономических благ п-го вида.

Изменение компонентов вектора (1) осуществляется вследствие национального производства, импорта, экспорта, потребления

и преднамеренного уничтожения в ходе военных действий. Полагая эти процессы непрерывными, динамику изменения объемов экономических благ представим дифференциальным уравнением:

(К (о

л

= в(Х, о +1 (0 - Эп (I) - Н (0 - 7 (0, X (0) = X 0

(2)

где а(Х,0 = {£п(X,0), п = 1,2,...,N - вектор ин-тенсивностей gn (Х, ¿) (п = 1,2,..., N) национального производства экономических благ п-го вида в момент времени V,

I(г) = {1п (¿)}, п = 1,2,...,N - вектор ин-

тенсивностей 1п (?) импорта экономических благ п-го вида в момент времени V,

Эп (*) = К (')}, п = 1,2,..., N - вектор ин-

тенсивностей эп (?) экспорта в момент времени t экономических благ п-го вида;

Н^) = {кп^)}, п = 1,2,...,N - вектор ин-тенсивностей хп (t) потребления в момент времени t экономических благ п-го вида;

7(^ = {уп(t)}, п = 1,2,..., N - вектор ин-

тенсивностей уп (t) преднамеренного уничтожения в момент времени t экономических благ п-го вида;

Xо = {*!(0), х2(0),...,XN(0)} - вектор объемов экономических благ п-го вида, имеющихся в государстве в начальный момент времени t=0 (государственные запасы).

Необходимые для обеспечения экономической безопасности государства объемы рассматриваемых благ могут быть представлены вектором

* * * * X = {х1 , Х2 ,...,},

(3)

где Хп - объем экономических благ п-го вида, необходимый для обеспечения экономической безопасности.

Компоненты вектора (3) для обеспечения необходимого качества жизни населения определяются на основе научно обоснованной потребительской корзины [3, 4]. В части потребностей для поддержания обороноспособности государства и ведения военных действий компоненты вектора определяются, исходя из анализа внешних и внутренних угроз конституционному строю, целостности и неприкосновенности территории государства.

С учетом (3) экономическая безопасность государства в момент времени t может быть обеспечена, если

Щп = (1,2,...,N)}->{хи(/)-х* >0}. (4)

Экономическая безопасность на отрезке времени [0, Т] может быть обеспечена, если

е (0, Т), п = (1,2,...,N)}->{хп(0 - х'„ > 0}. (5)

Соотношения (4) и (5) отражают необходимые условия экономической безопасности государства в момент времени t и на отрезке времени [0, Т].

Следовательно, если решение дифференциального уравнения (2) обеспечивает выполнение условия (5), то необходимые условия экономической безопасности государства на отрезке времени [0, Т] полагаются выполненными. Если же имеется некоторое не пустое подмножество и видов экономических благ, для которых условие (5) не выполняется, то экономическая безопасность не обеспечивается. При этом степень нарушения экономической безопасности возрастает с ростом мощности множества и и величин дефицита национального производства относящихся к нему экономических благ.

В случае нарушения экономической безопасности государство должно принимать меры по ее восстановлению. Система этих мер в обобщенном виде приведена на рисунке 2 [5, 6].

Применение указанных мер приводит к изменению интенсивностей национального производства, импорта и экспорта рассматриваемых благ, а также к изменению их текущих объемов. Формально это отражается установлением в каждый момент времени конкретных значений векторов

0(Х, t), I), ЭП ), Н ), 7(0, X (0) в соотношении (2) и является результатом реализуемой государством экономической политики.

Она представляет собой формируемую и проводимую государством систему внутри-экономических и внешнеэкономических мер, направленных на обеспечение его эффективного экономического роста и экономической безопасности. Причем эффективный экономический рост далеко не всегда повышает экономическую безопасность. Он обеспечивается реализацией абсолютных и сравнительных (относительных) экономических преимуществ государства [6]. Степень реали-

зации преимуществ, а, следовательно, и эффективность экономики, как правило, возрастает с ростом ее открытости. Однако присущее открытой экономике «вымывание» ряда товаров национального производства и

замена их импортом ведет к повышению уровня импортозависимости и, как следствие, снижению экономической безопасности государства, поскольку импорт является наиболее уязвимым звеном экономического процесса.

Рис. 2. Обобщенная структура системы мер по сохранению или восстановлению экономической безопасности государства

С другой стороны, снижение открытости экономики повышает ее безопасность за счет наращивания объемов национального производства экономических благ, но ведет к снижению эффективности. Поэтому государство, формируя экономическую политику, балансирует между Сциллой и Харибдой, то есть между эффективной, но небезопасной и безопасной, но неэффективной экономикой. Обеспечение рационального баланса составляет важнейшую задачу экономической политики государства. В характерных для современного состояния экономики Российской Федерации условиях превалирования частной собственности в основных отраслях экономики (см. табл. 1 [7]) формирование инструментов реализации указанного баланса представляет собой далеко не тривиальную задачу. Это обусловлено рядом обстоятельств:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Частный сектор экономики прежде всего заинтересован в максимизации прибыли и в интересах ее максимизации в существенной мере интегрирован в мировой (глобализированный) экономический процесс. В то же время обеспечение экономической безопасно-

сти требует развития внутреннего производства экономических благ и, следовательно, в определенной степени препятствует такому интегриров анию.

2. Государство, обладая незначительной долей в отраслях экономики, не может достаточно эффективно управлять ими на основе прямых экономических мер (рис. 3).

3. В распоряжении государства в основном остаются административные и косвенные экономические меры.

На практике эти меры проявляются в установлении барьеров для импорта и стимулов для отечественного производства экономических благ. Причем «высота» барьеров и интенсивность стимулов должны обеспечивать рациональные для сложившейся ситуации уровни собственного производства, экспорта и импорта рассматриваемых благ.

Формирование и реализация указанных мер представляет собой циклический процесс. В каждом его цикле выполняются следующие функции [8, 9]:

1) мониторинг и анализ текущей экономической ситуации;

2) формирование целей экономической политики государства;

3.) формирование (уточнение) системы прямых и косвенных мер государственного

Доля государства в основ]

управления экономикой, обеспечивающих достижение целей;

4) реализация мер управления экономикой.

Таблица 1

х отраслях экономики РФ

№ п/п Отрасль промышленности Доля участия государства %

1 Транспорт 73

2 Производство судов, летательных и космических аппаратов 57

3 Добыча газа 48

4 Электроэнергетика 35

5 Производство оборудования для радио и телевидения 27

6 Добыча нефти 23

7 Транспортная обработка грузов и организация перевозок 19

8 Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 17

9 Производство машин и оборудования (кроме продукции ВПК) 15

10 Телекоммуникации 14

11 Целлюлозно-бумажная промышленность 12

12 Строительство 9

13 Производство алкогольных напитков 9

14 Нефтеперерабатывающая промышленность 8

15 Фармацевтическая промышленность 4

16 Производство основных химических веществ 4

17 Цветная металлургия 3

18 Производство электрических машин и электрооборудования 3

19 Производство неметаллических минеральных продуктов 3

20 Производство готовых металлических изделий 1

21 Черная металлургия 1

22 Пищевая промышленность 0

23 Добыча руд металлов 0

24 Угледобывающая промышленность 0

25 Легкая промышленность 0

Взаимосвязь этих функций отражает рисунок 4. При этом мониторинг текущей экономической ситуации состоит в выявлении конкретных значений векторов

в(Х,0,1(0, Эп(0, Н(0, X(0), учитываемых в

соотношении (2), а анализ заключается в установлении фактов нарушения экономической безопасности в текущий момент времени t, или угрозы ее нарушения в обозримом будущем, то есть в некоторый момент времени

Наряду с рассмотренным мониторингом и анализом общей экономической ситуации в интересах оценки экономической безопасности государства должен осуществляться и анализ отдельных составляющих экономической политики: кредитно-денежной, налоговой, таможенной и др. - с точки зрения их соответствия интересам обеспечения национальной безопасности. Этот анализ мо-

жет носить как микро-, так и макроэкономический характер.

В качестве примера рассмотрим методику макроэкономического анализа стратегической направленности таможенной политики государства [10].

Общая стратегическая направленность таможенной политики проявляется в приоритетах государства, реализованных в результате ее осуществления. Одним из основных вопросов выбора приоритетов является ориентация во внешнеторговой деятельности на преимущественно протекционистские, либо фискальные цели. Такая ориентация для каждого государства может быть установлена на основе сравнения средневзвешенных тарифов ввозных таможенных пошлин по структуре импорта и по структуре собственного производства [10].

Средний таможенный тариф ТЦ1 государства, взвешенный по структуре импорта, определяется соотношением

лг

Мп

Т _х 1 т С-Л

и~п-1 п и',

(6)

где Тп - ставка единого таможенного тарифа на товар п-го вида, ввозимый на таможенную территорию государства;

ц„ - объем импорта (в стоимостном выражении) товара п-го вида;

и - общий объем в стоимостном выражении импорта.

Рис. 3. Обобщенная характеристика основных методов государственного управления экономикой

Средний таможенный тариф Тп, взвешенный по структуре собственного производства государства, определяется соотношением

Т _ ^Т п " ^ " ф ,

(7)

где Тп - ставка единого таможенного тарифа на товар п-го вида, ввозимый на таможенную территорию государства;

фп - объем собственного производства (в стоимостном выражении) товара п-го вида в государстве;

Ф — общий объем в стоимостном выражении собственного производства товаров в государстве.

Если для средневзвешенных тарифов, определяемых соотношениями (6), (7), выполняется соотношение

Т > Т , (8)

то таможенная политика государства либо имеет преимущественно фискальную направленность, если средний тариф высок, либо сконцентрирована на протекционизме для относительно узкого спектра производимых товаров, если этот тариф низок.

Если для средневзвешенных тарифов, определяемых соотношениями (6), (7), выполняется соотношение, то таможенная политика

рассматриваемого государства препятствует поступлению на внутренний рынок продукции, конкурирующей с продукцией национальных производителей, то есть носит преимущественно протекционистский характер.

Т > Тп ,

(9)

Соотношения (8), (9) позволяют ввести количественные показатели уровня протекционизма и фискальности таможенной политики государства.

Уровень ип протекционизма таможенной политики государства определяется соотношением

Т

и =-

Т + т

(10)

Рис. 4. Взаимосвязь основных функций государственного управления экономикой

Уровень иф фискальности таможенной политики государства определяется соотношением

Т

и ф =-

(11)

Тп + Т

Полученные показатели (10), (11) составляют основу для классификации типов таможенной политики. Так, если уровень протекционизма таможенной политики государства превышает уровень ее фискальности,

то рассматриваемая политика является преимущественно протекционистской. В противном случае эта политика является преимущественно фискальной. В случае равенства уровней протекционизма и фискальности таможенную политику можно полагать нейтральной.

В таблице 2 приведены полученные на основе соотношений (6)—(11) обобщенные характеристики таможенной политики ряда государств [11].

Анализ этих данных показывает, что таможенная политика Российской Федерации направлена на получение максимальных отчислений с ввозимых на территорию России товаров, а не на защиту товаров, производимых внутри страны, то есть носит преимущественно фискальный характер. Из государств БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай) фискальная направленность таможенной политики

присуща только России. Более того, уровень фискальности таможенной политики России превышает уровни фискальности таможенных политик развитых государств. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что сформированная в «досанкционный» период таможенная политика не нацелена на непосредственное стимулирование импортозаме-щения.

Таблица 2

Обобщенные характеристики стратегической направленности таможенной политики

ведущих государств мира

Средний тариф, Средний тариф, Уровень фис- Уровень про-

№ п/п Государство взвешенный по структуре про- взвешенный по структуре им- кальности таможенной текционизма таможенной Тип таможенной политики

изводства, % порта, % политики политики

1 Россия 8.5 12.5 0.60 0.40 Фискальная

2 Китай 10.7 4.1 0.28 0.72 Протекционистская

3 США 2.1 2.0 0.49 0.51 Протекционистская

4 Япония 2.5 2.0 0.45 0.55 Протекционистская

5 Бразилия 10.1 8.1 0.45 0.55 Протекционистская

6 Индия 26.5 8.5 0.24 0.76 Протекционистская

7 Южная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корея 6.3 4.0 0.39 0.61 Протекционистская

8 Канада 2.1 1.1 0.35 0.65 Протекционистская

9 Италия 1.5 2.0 0.57 0.43 Фискальная

10 Франция 1.5 2.0 0.57 0.43 Фискальная

11 Германия 1.5 2.0 0.57 0.43 Фискальная

Аналогичный анализ кредитно-денежной и валютной политики показывает, что в настоящее время они также направлены на повышение вовлеченности национальной экономики в международное разделение труда и в ряде случаев недостаточно способствуют развитию производства внутри страны [12].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анисимов Е.Г., Анисимов В.Г., Сауренко Т.Н., Богоева Е.М. Концептуальные аспекты стратегической аналитики для формирования таможенной политики Таможенного союза // Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы: материалы Первой Всерос. конф. «Интеллектуальный потенциал общества - на благо развития и безопасности России». М.: Общественная палата Российской Федерации. 2014. С. 148-157.

2. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Сауренко Т.Н. Проблемы управления обеспечением национальной безопасности Российской Федерации // Сборник статей по материалам общественных слушаний и заседаний «круглых столов» Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам национальной безопасности и социально-

Все это в условиях углубления мирового экономического кризиса и обострения политических противоречий России с ведущими мировыми державами определяет необходимость углубленного анализа и, возможно, пересмотра ряда положений реализуемой в настоящее время экономической политики.

REFERENCES

1. Anisimov E. G., Anisimov V. G., Sauren-ko T.N., Bogoyeva E. M Conceptual aspects of strategic analytics for formation of customs policy of the Customs union//Analytics of development and safety of the country: realities and prospects: materials of the First Vseros. oonf. "Intellectual potential of society - for the benefit of development and safety of Russia". M.: Public chamber of the Russian Federation. 2014. Page 148-157.

2. Anisimov V.G., Anisimov E.G., Saurenko T.N. Problems of ensuring national security management of the Russian Federation//the Collection of articles on materials of public hearings and meetings of "round tables" of the Commission of Public chamber of the Russian Federation on problems of national security and social and economic living conditions of the mili-

экономическим условиям жизни военнослужащих, членов их семей и ветеранов / под общей редакцией д.ф.н. А.Н. Каньшина. М.: Общественная палата Российской Федерации. 2013. С. 13—17.

3. Анисимов В.Г., Горбатов М.Ю., Сауренко Т.Н. Модель динамики показателей экономического развития взаимодействующих государств// Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 2. С. 033-044.

4. Блау С.Л. Продовольственная безопасность: модель измерения потребности населения в продовольствии // Аналитика развития и безопасности страны: реалии и перспективы: материалы Первой Всерос. конф. «Интеллектуальный потенциал общества - на благо развития и безопасности России». М.: Общественная палата Российской Федерации. 2014. С. 119-125.

5. Анисимов Е.Г., Сауренко Т.Н. Методологические основы создания экономических объединений государств// Вестник Донского государственного технического университета. 2013. Т. 13. № 5-6 (74). С. 168-174.

6. Анисимов В.Г., Анисимов Е.Г., Капитонен-ко В.В. Экономико-математические методы и модели в мирохозяйственных связях: учебник. М.: Изд-во Российской таможенной академии. 2011.179 с.

7. Промышленность России. 2014: стат. сб. / Росстат. М.: 2014. 326 с.

8. Анисимов Е.Г., Анисимов В.Г., Сауренко Т.Н. Таможенная политика в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Российской таможенной академии. 2015. № 1 (30). С. 14-19.

9. Сауренко Т.Н. Таможенная политика как инструмент обеспечения эффективного экономического взаимодействия государств - участников Таможенного союза// Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2013. № 5 (83). С. 74-79.

10. Анисимов Е.Г., Манчу Я.А., Сауренко Т.Н. Методика оценки общей стратегической направленности таможенной политики государства// Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2015. № 2 (19). С. 5-8.

11. Анисимов Е.Г., Богоева Е.М., Манчу Я.А., Сауренко Т.Н. Количественная оценка направленности таможенной политики государства // Актуальные проблемы теории, практики и образования в сфере таможенного дела: сб. материалов VII Международной молодежной науч.-практ. конф. Федеральная таможенная служба, Российская таможенная академия. 2015. С. 167-169.

12. Катасонов В.Ю. О проценте: ссудном, подсудном, безрассудном. «Денежная цивилизация» и современный кризис. М.: Изд. Дом Кислород, 2014. 704 с.

Анисимов Евгений Георгиевич — д-р техн. и д-р воен. наук, профессор Военного института управления национальной обороной ВАГШ ВС РФ.

Анисимов Владимир Георгиевич — д-р техн. наук профессор, профессор Санкт-Петербургского

tary personnel, members of their families and veterans / under the general edition d.p.n A. N. Kan'shina. M.: Public chamber of the Russian Federation. 2013. Page 13-17.

3. Anisimov V.G., Gorbatov M.Yu., Sauren-ko T.N. Dynamics model of economic development indicators of the interacting states// Bulletin of the Russian customs academy. 2013. No. 2. Page 033-044.

4. Blau S.L. Food security: measurement model of the population food need // Development and safety analytics of the country: realities and prospects: materials of First Vseros. koh$. "Intellectual potential of society - for the benefit of development and safety of Russia". M.: Public chamber of the Russian Federation. 2014. Page 119-125.

5. Anisimov E.G., Saurenko T.N. Methodological bases of the states' economic associations creation //Bulletin of Donskoy State Technical University. 2013. T. 13. No. 5-6 (74). Page 168-174.

6. Anisimov V.G., Anisimov E.G., Kapitonen-ko V.V. Economic-mathematical methods and models in world economic communications: textbook. M.: Publishing house of the Russian customs academy. 2011. 179 page.

7. Industry in Russia. 2014: stat. sb. / Rosstat. M.:

2014. 326 p.

8. Anisimov E.G., Anisimov V.G., Saurenko T.N. Customs policy in the national security system of the Russian Federation//Bulletin of the Russian customs academy. 2015. No. 1 (30). Page 14-19.

9. Saurenko T N. Customs policy as an instrument of ensuring effective economic interaction of the states - participants of the Customs union//News of the St. Petersburg State Economic University. 2013. No. 5 (83). Page 74-79.

10. Anisimov E.G., Manchu Ya.A., Saurenko T.N. Estimation technique of the general strategic orientation of customs policy of the state//Academic bulletin of the Rostov branch of the Russian customs academy.

2015. No. 2 (19). Page 5-8.

11. Anisimov E.G., Bogoeva E.M., Manchu Ya. A., Saurenko T. N. Quantitative estimate of the customs policy orientation of the state / In the collection: Urgent problems of the theory, practice and education in the sphere of customs affairs: the Collection of materials VII of the International youth scientific and practical conference. Federal Customs Service, Russian customs academy. 2015. Page 167-169.

12. Katasonov V.Yu. About percent: loan, jurisdictional, reckless. "Monetary civilization" and modern crisis. M.: Prod. House Oxygen, 2014. 704 pages.

Anisimov Evgeniy Georgievich - Doctor of Engineering Science and Doctor of Military Science, Professor of the Military Institute of National Defense Agency of VAGSh of the Russian Armed Forces.

Anisimov Vladimir Georgievich - Doctor of Engineering Science, Professor of St. Petersburg State Technical University; e-mail: an-33@yandex.ru

государственного технического университета; e-mail: an-33@yandex.ru

Сауренко Татьяна Николаевна - д-р экон. Наук, заведующая кафедрой Российского университета дружбы народов; e-mail: Tanya@saurenko.ru

Чварков Сергей Васильевич - д-р воен. наук профессор, заместитель начальника ВАГШ ВС РФ по научной работе.

Saurenko Tat'yana Nikolaevna - Doctor of Economic Science, Head at the Department of Peoples' Friendship University of Russia; e-mail: Tan-ya@saurenko.ru

Chvarkov Sergey Vasil'evich - Doctor of Military Science, Head at the Department of the Military Institute of National Defense Agency of VAGSh of the Russian Armed Forces.

Статья поступила в редакцию 28 мая 2016 г.

УДК 629.488 ГРНТИ 73.29.75

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

А.Н. Головаш, Н.Б. Куршакова*

Производственное конструкторско-технологическое предприятие «Транспорт» Россия, 644023, г. Омск, ул. Баранова, 2а; Оо1оуси,Иап1951@таИ.ги Омский государственный университет путей сообщения Россия, 644046, г. Омск, пр. К. Маркса, д.35; пЬк2004@таИги

В статье дан анализ состояния и проблем локомотивного комплекса ОАО «Российские железные дороги», выделены причины сложившейся ситуации, обосновано применение вида ремонта оборудования локомотивов по техническому состоянию для повышения эффективности железнодорожного транспорта, предложены решения по внедрению этого вида ремонта.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, локомотивы, система технического обслуживания и ремонта подвижного состава, ремонт по техническому состоянию, экономический эффект.

PROMISING DIRECTIONS OF RAILWAY TRANSPORT UPGRADING

A.N. Golovash, N.B. Kurshakova

Industrial Design and Technology Enterprise "Transport" Russia, 644023 Omsk, ul. Baranova 2a Omsk State Railway University Russia, 644046, Omsk, pr. K. Marksa, 35

The article analyses performance review and issues of the locomotive system of OAO "Russian Railways". The authors emphasize causes of the current situation, validate the application of the repair type of the locomotive equipment according to its technical state for the railway transport efficiency upgrading and come up the decisions for the implementation of that repair type.

Keywords: the railway transport, locomotives, the rolling stock maintenance system, on-condition repair, benefits case.

© А.Н. Головаш, Н.Б. Куршакова, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.