Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 338.23
М. В. Кольяк Научный руководитель - Ю. А. Анищенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫМИ КОМПЛЕКСАМИ
Рассматриваются значение минерально-сырьевой базы для перевода России на инновационный путь развития и сохранения ее национальной безопасности, проблема не эффективной экономической политики в области управления минерально-сырьевыми комплексами.
Создание и расширение минерально-сырьевой базы является одной из основных предпосылок успешного роста экономики любой страны, как на этапе индустриального становления, так и в период инновационного развития. То есть, минерально-сырьевые ресурсы являются источником экономического процветания и прогресса для многих стран мира.
Минерально-сырьевой комплекс - это совокупность всех горнодобывающих и перерабатывающих минеральное сырье предприятий (горнопромышленный комплекс), минерально-сырьевая база, а также обслуживающая горнопромышленный комплекс геологоразведочная отрасль. Минерально-сырьевой комплекс России (МСК) - это около 40 % основных фондов промышленных предприятий, 13 % - балансовой стоимости основных фондов, он обеспечивает создание примерно трети ВВП, а его продукция составляет более 70 % объема экспорта страны.
Сегодня МСК, обладающий высокой устойчивостью к выживанию в условиях реформирования по сравнению с другими отраслями экономики, оказался в критическом состоянии. В ведении Министерства природных ресурсов и экологии находилось 193 предприятия, но из них по разным причинам прекратили существование 82. В настоящее время в ведении Роснедр находится всего 22 предприятия и 4 учреждения с численностью около 30 тыс. человек.
В качестве примера бездарного обращения со стратегическими сырьевыми ресурсами следует указать непродуманную политику в отношении кобальта. ОАО «Норильский никель» заключил сделку с американским химическим гигантом «ОМ Групп». Благодаря этому контракту «ОМ Групп», уже владевшая рядом кобальтовых предприятий, поглотила треть мирового рынка этого металла, и, естественно, цены на кобальт тут же пошли вверх. Если в начале 2006 года фунт кобальта на мировом рынке стоил 17 долларов, то в первом полугодии 2011 года за него давали уже 54 доллара [1]. В результате упомянутой сделки России придется теперь покупать кобальт по рыночной цене, которая после концентрации его основных ресурсов у «ОМ Групп» уже подскочила на 70 %. Причем вовсе не факт, что американская компания будет продавать металл своему стратегическому конкуренту.
Следует отметить, что в США и Китае к минерально-сырьевому комплексу допущены только национальные компании. Это обусловлено стратегической значимостью для безопасности страны результатов геологоразведочных работ, сейсморазведки,
бурения, геофизических исследований скважин на суше и море. Здесь многое зависит от законодательной базы.
Разрушительное воздействие на национальное производство оказывают и энергетические монополии, сужающие внутренний рынок, что компенсируется усиливающейся ориентацией топливно-сырье-вого комплекса на внешних потребителей, причем как в прямой, так и в косвенной формах. За период с 2000-го по 2010 год из нашей страны было вывезено
1 трлн 917,8 млрд кубометров природного газа,
2 млрд 236,8 млн тонн сырой нефти и 917 млн тонн нефтепродуктов. Это общенациональное богатство потянуло на 1 трлн 390 млрд 642 млн долларов, причем без учета серых схем, позволяющих экспортерам существенно занижать реальные доходы.
Учитывая стратегическое значение минерально-сырьевой базы для экономического развития России и ее национальной безопасности, необходимо понимать, что существенными угрозами для нашей страны являются: гипертрофированное развитие экспорта топливно-энергетических ресурсов; экспансия на внутренний рынок зарубежного оборудования, товаров и услуг; рост экспорта стратегических видов сырья; исчерпание сравнительно легко доступных и богатых по минеральному содержанию месторождений полезных ископаемых и др. [2].
Уже сейчас мы на 15-20 лет отстаем от развитых горнодобывающих государств в научно-технических и технологических разработках в важнейших направлениях - дегазация угольных шахт и утилизация метана в промышленных целях; создание технических и технологических комплексов с дистанционным управлением - горная робототехника, микробиологическое обогащение полезных ископаемых и др. Поэтому для модернизации структуры промышленного производства и экспорта необходимо стимулировать глубокую переработку и комплексное использование природных ресурсов.
Освоение территориальной совокупности полезных ископаемых (крупных ресурсных сочетаний) возможно через организацию сконцентрированных в рамках единого производственного процесса групп предприятий смежных отраслей. К перспективным направлениям относится организация горнометаллургических и химико-металлургических комплексов, станций подземной газификации угля для выработки тепловой и электрической энергии, жидкого топлива и дефицитных химических продуктов.
Секция «Экономика и бизнес»
Также необходим новый федеральный орган, который будет осуществлять такие важные функции, как восстановление системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела обеспечения страны важнейшими видами полезных ископаемых; научно-аналитическая разработка минерально-сырьевой политики; анализ и оценка перспектив потребления экспорта и импорта минерального сырья и разработка предложений по покрытию дефицита; разработка предложений по созданию запасов минерального сырья и материалов для обеспечения государства в особых условиях [2].
Развитие минерально-сырьевого комплекса России играет ключевую роль в решении поставленных руководством нашего государства задач по увеличению темпов экономического роста, переводу страны на инновационный путь развития. Достижение намеченных целей в определяющей степени будет зависеть от внедрения технологий глубокой переработки и эффективного использования природных ресурсов.
Основной тенденцией должно стать внедрение технологий глубокой переработки сырьевых ресурсов и создание новых материалов, а также новых видов продукции на их основе. В частности, следует учитывать возросший интерес в мире к редкоземельным металлам - РЗМ.
Для России необходима «догоняющая» модель общественного развития. Такую модель успешно реализовала в свое время Япония, а вслед за ней Южная Корея и ряд других азиатских стран.
Библиографические ссылки
1. Официальный сайт ФГУП Государственной комиссий по запасам [Электронный ресурс]. URL: http://www.gkz-rf.ru.
2. Россия в тисках минерально-сырьевого экспорта //Промышленные Ведомости. 2011. № 11.
© Кольяк М. В., 2012
УДК 658.3
М. Б. Конева Научный руководитель - М. А. Рагозина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
Оборонно-промышленный комплекс России в настоящее время испытывает дефицит молодых кадров. В связи с этим правительство проводит активную работу, направленную на повышения престижа профессий, связанных с обороной, улучшение качества образования в этой сфере, а так же стимулирование активной научной и производственной деятельности молодых специалистов.
Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации относится к числу высших приоритетов государства. В настоящее время перед ОПК поставлена задача обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны, обеспечения технического уровня, качества и конкуренте -способности военной и гражданской продукции
Состояние и уровень развития оборонных отраслей промышленности имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и во многом определяют технологический прогресс в производстве наукоемкой высокотехнологичной продукции в таких областях, как авиационная техника, ракетно-космическая промышленность, сложная медицинская техника, машиностроение, приборостроение, транспорт, связь и здравоохранение.
Кадровый потенциал и его состояние является одним из важнейших направлений развития ОПК. Недостаток стимулов для развития новых идей, утрата связей между вузами, отраслевыми институтами и предприятиями ОПК приводит к отставанию в области оборонно-промышленных исследований, разрушению наукоёмких отраслей.
При высоких требованиях к уровню квалификации работников ОПК и сохранении определенных ограничений, престиж работников комплекса значительно снизился, что нашло отражение как в уровне их зара-
ботной платы, так и уровне социальной обеспеченности. В связи с этим, к настоящему времени произошло значительное сокращение количественного и качественного состава таких работников в отраслевых организациях, что в отсутствии возможности их восполнения на рынке труда привело к кадровому дефициту.
Преподаватели технических вузов часто жалуются на недобор студентов по специальностям, близким к обороне. Овладевать профессиями, связанными, к примеру, с ракетной техникой, объективно тяжело. Идти на такие жертвы, чтобы затем работать на предприятии за сравнительно небольшую зарплату, готовы немногие. В результате недобор студентов по специальностям, востребованным предприятиями оборонного комплекса и ракетно-космической отрасли, в текущем учебном году достиг 40 % [1].
Еще одна проблема обеспечения оборонно-промышленного комплекса кадрами заключается в том, что современное состояние системы многоуровневого образования и реализуемый комплекс мер по закреплению кадров в ОПК не в полной мере отвечают потребностям высокотехнологичных отраслей. Кроме того, теоретические знания, полученные по оборонным специальностям, во многом определяются практическими навыками, приобретаемыми при работе с широко используемыми в системе вооружения устройствами. В настоящее время образовательные