Научная статья на тему 'Экономическая политика государства как основа обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции'

Экономическая политика государства как основа обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1493
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / CORRUPTION / SHADOW ECONOMY / ECONOMIC POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрьев Владислав Михайлович, Степичева Ольга Александровна

В статье производится ретроспективный анализ формирования коррупции и теневого сектора экономики в национальном хозяйстве. Описываются ключевые моменты неэффективной государственной экономической политики, способствующие формированию коррупционной составляющей в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC POLICY OF THE STATE AS BASIS OF ENSURING ECONOMIC SAFETY AND CORRUPTION COUNTERACTION

In article the retrospective analysis of formation of corruption and shadow sector of economy in national economy is made. The key moments of inefficient state economic policy promoting formation of a corruption component in the Russian Federation are described.

Текст научной работы на тему «Экономическая политика государства как основа обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

В. М. ЮРЬЕВ, О. А. СТЕПИЧЕВА

В статье производится ретроспективный анализ формирования коррупции и теневого сектора экономики в национальном хозяйстве. Описываются ключевые моменты неэффективной государственной экономической политики, способствующие формированию коррупционной составляющей в РФ.

Ключевые слова: коррупция, теневая экономика, экономическая политика.

Значительный ресурсный потенциал России, превышающий 1/5 мировых ресурсов, призван обеспечить экономическую безопасность страны. Однако, на сегодняшний день проблема заключается в их рациональном использовании в интересах народов страны. Так, например, одним из основных показателей, характеризующих состояние экономической политики страны, является общий уровень экономической свободы. В глобальном рейтинге экономической свободы, публикуемого журналами Wall Street Journal и Heritage Foundation, Россия находится в нижней части категории «В основном несвободные экономики». Согласно экспертным оценкам, экономическая свобода в России оценивается в 50,5 балла, который все еще ниже среднемирового, равного 59,5 и среднеевропейского в 66,1 из 100 возможных баллов. Как отмечают эксперты проведенного исследования, правительство России не показало практически никакой приверженности экономическим реформам в последние годы. Хотя колоссальные доходы от экспорта сырья до сих пор являются поддерживающей линией национальной экономики, при этом как отмечается многими зарубежными и российскими исследованиями, перспективы ее роста и устойчивой диверсификации в долгосрочном периоде остаются неясными. А повсеместное проявление коррупции, несоблюдение прав собственности, общинное функционирование сегментов теневой экономики, подрывают принципы верховенства закона, повышают неопределенность и инвестиционные риски в экономической системе [2; 3].

Сегодня, стабильный уровень коррупции и развитие секторов теневой экономики являются

неразделимыми элементами, порождают друг друга и являются основными угрозами экономической безопасности национального хозяйства. Можно сказать, что теневая экономика и коррупция - сиамские социально-экономические близнецы. Теневая экономика порождает коррупцию, а коррупция, в свою очередь, создает основу для процветания теневой экономики [1]. В таких условиях для эффективного реформирования национальной экономики необходимо быстро выявлять и разрешать возникающие проблемы, постоянно улучшать курс экономических реформ с целью обеспечения экономической безопасности. Реализация данных задач полагает анализ пройденного экономикой пути трансформации, поиск эффективной конструкции российской экономической системы и ее отдельных составляющих, выявление внешних и внутренних угроз. Поэтому воплощение в жизнь политики экономической безопасности является одной из главных функций государства, предусматривающей обеспечение политической и социальной стабильности, сохранение страны от саморазрушения и последствий экономических кризисов. Данная проблема является производной от эффективности экономики, задачи обеспечения экономического роста, повышения ее конкурентоспособности. Заметим, что конкретное ее содержание изменяется в зависимости от сложившихся внешних и внутренних условий. И все же, будучи главным субъектом обеспечения национальной безопасности в сфере экономики, государство реализует свои главные функции через систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти во взаимодействии с другими институтами гражданского общества.

Отметим что, вступление России в новое тысячелетие связанно с радикальными перестройками во всех сферах жизнедеятельности общества. Неблагоприятная, а иногда и вовсе криминогенная обстановка, в конце последнего десятилетия XX в. существенным образом изменила мировоззрение и менталитет граждан страны. В этот период уровень теневой экономики и коррупции имели колоссальные масштабы, что спровоцировало отрицательное понимание сущности власти в общества. Следует отметить, что развитие теневой экономики и коррупции являются наиболее ярким проявлением деформации системы экономических отношений, когда господствующее положение занимают интересы частных лиц или их групп, а не общенациональные интересы.

И все же, несмотря на сложившееся мнение и отношение общества к институту власти, на то время государству удалось выровнить данную ситуацию, однако власть не смогла коренным образом избавиться от данной ржавчины в национальной экономики, что существенным образом сказывалось и сказывается по сей день на национальной безопасности. Стоит отметить в данном контексте отношение Президента РФ В. В. Путина, который в своем Послании Федеральному Со-

бранию РФ в 2006 г. отметил, что уровень коррупции и теневой экономики в стране представляет угрозу национальной экономической безопасности [11].

В разрезе становления и влияния теневой экономики и коррупции на государственную политику и, соответственно, на экономическую безопасность целесообразно привести историческую справку о том, каковы же данные проявления были в прошлом, а точнее в СССР. Первые предпосылки становления теневого сектора экономики и дальнейшее ее проявление характеризуется 70-ми гг. XX в. Если в начале 1970-х гг. советский теневой сектор оценивали цифрами порядка 3 % от ВВП, то в конце 1980-х гг. его объем составлял уже 10-15 % национального продукта. Последующая быстрая коммерциализация постсоветской России сопровождалась не менее быстрой криминализацией [6].

В СССР теневой сектор экономики был незначительным, и вдруг за 15 лет он превратился в один из ведущих секторов современной российской экономики (по разным оценкам, он достигал от 30 до 50 % официального ВВП). Причинами столь бурного расцвета теневой экономики стали обстоятельства, приведенные в таблице 1.

Таблица 1

Факторы, способствующие развитию коррупции росту теневого сектора в национальной экономике [1; 2]

Факторы

Характеристики

- развал финансовой системы (запредельный дефицит бюджета, гиперинфляция, пирамида государственных заимствований, переход в расчетах на наличные деньги, в том числе в иностранной валюте, и денежные суррогаты);

- обнищание большинства населения на фоне баснословного неправедного обогащения группы;

- разрушение всей системы народного хозяйства в 1990-1992 гг. (разрыв кооперационных связей, затоваривание и дефицит, неплатежи, бартер, массовые хищения);

- установление запредельного (до 50 % ВВП) налогового бремени;

- ликвидация государственной системы экономического и финансового администрирования и контроля_

ы в о в

а р

п

- коррупционное использование законодательных, исполнительных и правоохранительных органов в интересах теневой экономики;

- разрушение правоохранительной системы;

- возникновение правового вакуума (ошибочное введение в правоприменительную практику принципа «разрешено все, что не запрещено» в условиях, когда старые законы уже не работали, а новых еще не было);

- формирование у граждан правового нигилизма (нарушение законов стало повсеместной практикой, в том числе со стороны представителей власти);

- формирование в экономике значительного криминального сектора (масштабные хищения собственности всегда объективно порождают криминальную систему ее перераспределения)_

- формирование мировоззрения вседозволенности и продажности;

- разрушение идеологических основ общественной жизни (вместе с мутной водой коммунистической пропаганды выплеснули всю систему государственной идеологии);

- откровенная борьба за власть ради личных корыстных интересов (крупномасштабные процессы конвертации власти в собственность и собственности во власть);

- исповедование власть имущими двойных моральных стандартов;

- отношение к государству как к источнику зла (на что имелись серьезные объективные причины, о которых было сказано выше)_

По данным МВД РФ, в 1990-1991 гг. в теневом секторе производилось 10-11 % валового

внутреннего продукта, в 1993 г. - 27 %, в 1994 г. -39 %, в 1995 г. - 45 %, в 1996 г. - 46 %, а в начале

2000-х гг. - примерно половина всего ВВП [12]. Это значит, что теневая экономика в России находится на среднем уровне для развивающихся стран, примерно в 2 раза превосходит другие

Как уже отмечалось выше, уровень коррупции и теневой экономики в стране представляет

страны с переходной экономикой, и более чем в 3 раза - страны OECD. Кроме того, с каждым годом число коррупционных преступлений в стране только увеличивается (рис. 1).

угрозу национальной экономической безопасности. Поэтому, согласно концепции национальной

70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000

♦ ♦

♦ ♦

♦ ♦ ♦ ♦ ♦

X X X

х X X X X

X X •X

ж ж II 1 ▲ к ▲ ш ▲ i ▲ ж ▲ А ■ ▲ ▲

♦ Присвоение или растрата

Преступления против интересов в комм, орг-ях

В т.ч.: коммерч. подкуп X Преступления против власти В т.ч.: взятничество

1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008

Рис. 1. Динамика коррупционных преступлений [8]

Рис. 2. Экспертные оценки теневой экономической деятельности в отраслях экономики (в текущих ценах соответствующего года; в долях к объему отраслевого производства) [8]

безопасности Российской Федерации [4], коррупция как явление названа одной из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на противодействие коррупции, является одной из мер обеспечения национальной безопасности страны [11]. Заметим, что коррупция ставит под угрозу и сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью [4]. Рост коррупции в стране - один из первостепенных сдерживающих факторов на пути привлечения современных технологий и иностранных инвестиций в экономику. Также данное явление негативно сказывается на внешнем имидже и инвестиционном рейтинге страны.

Следует заметить, что экономический вред от проявлений коррупции связан, прежде всего, с тем, что коррупция служит значительным ограничителем для осуществления макроэкономической политики страны. В результате проявления факторов коррупции низших и средних звеньев системы управления правительство перестает получать объективную и достоверную информацию о действительном положении дел в экономике и не может полноценно осуществить намеченных целей. Главным отрицательным проявлением экономического воздействия коррупции является повышение затрат для бизнес-структур. Кроме того, теневая экономика и коррупция, как правило, сопровождаются активным вывозом капитала (по экспертным оценкам, в 2011 г. отток капитала составил рекордную величину в 85 млрд долл.), что также не способствует устойчивому росту экономики. Заметим, что коррупция стимулирует необъективное перераспределение средств в пользу отдельных агентов экономической системы за счет уязвимых социальных слоев страны. Малоимущая часть населения не имеет возможностей полноценно противостоять проявлениям вымогательства и другим видам коррупционных злоупотреблений. Следовательно, исходя из выше-описанного, формируется масштабное вытеснение граждан из сферы бесплатных обязательных государственных услуг (прежде всего, из образования и медицины). Опираясь на факты, можно сказать, что преодоление коррупционных проявлений и нивелирование теневой экономики в стране возможно лишь при полноценной, последовательной и системной государственной политики.

Однако сегодня экономическая политика в стране продолжает оставаться значительным фактором, воздействующим на формирование и ви-

доизменение коррупции и теневой экономики. В последние годы федеральные органы власти проводили планомерную политику по уменьшению внешнего государственного долга, накоплению финансовых и валютных резервов. Это позволило сформировать необходимый запас устойчивости на случай неблагоприятной внешней конъюнктуры. Но стоит заметить, что на этом фоне значительно выросла задолженность коммерческого сектора. При этом значительная часть этой задолженности принадлежит государственным корпорациям.

Нынешнее состояние национальной экономики таково, что созданные резервы позволяют справиться с относительно краткосрочными колебаниями внешнеэкономической конъюнктуры. Национальные валютные резервы, уровень стабилизационного фонда позволяют адаптироваться к краткосрочным колебаниям мировой конъюнктуры, которые обычно оказывают влияние в течение одного, максимум трех лет [4].

Поэтому, опираясь на вышеописанное, сделаем вывод о том, что проводимая государством экономическая политика показывает смешанность и неодинаковую степень чувствительности теневых рынков, что влечет необходимость применения в каждом конкретном случае отдельных методов и процедур. В свою очередь, масштабы коррупционных проявлений и их услуг в стране связаны со сложившейся структурой экономики, а также итогами внерыночной приватизации в последнем десятилетии XX в. По размерам своего ВВП Россия в 2008 г. занимает 5,6 % объема мирового производства. Это восьмое место в мире после Китая, США, и Японии и т. д. А вот по расчетам ВВП на душу населения Россия занимает только лишь 52 место в мире из 146 стран, охваченных сопоставлением ООН [9].

Таким образом, неэффективность реализации государственной экономической политики провоцирует становление коррупционных экономических отношений и усиление объемов теневой экономики. С другой стороны, одной из причин незначительной ее эффективности является именно факторы коррупции, которые приводят к уменьшению результатов от реализуемых мер, и по мере продвижения в регионе эффект от их реализации становится минимальным. При этом заметим, что борьба с коррупцией не может происходить лишь в органах государственной власти, необходимо нейтрализовать коррупционные проявления и в среде делового общения.

В заключение необходимо отметить, что в рамках перехода к рыночной экономике и даль-

нейшего движения по пути рыночных трансформаций теневая экономика в России выступала и как опережающая, и как замещающая. Так, если по данным МВД РФ в 1990-1991 гг. в теневом секторе производилось 10-11 % валового внутреннего продукта, то к 1995 г. - 45 %, а к началу 2000-х гг. - примерно половина всего ВВП [12]. Ежегодные убытки от коррупции в стране составили в 1999 г. 25-35 млрд долл. [5].'

Отметим, что в начале 2000-х гг. коррупция как фактор, тормозящий развитие экономики и рост теневого сектора, превратилась в системную проблему, сдерживая положительные тенденции, и препятствуя притоку инвестиций (причем как внешних, так и внутренних) в экономику страны. В исследовании коррупции Всемирного банка в 2002 г. Россия занимала 47-е место из 50-ти стран (более низкий рейтинг лишь у Колумбии, Боливии и Нигерии).

Однако к 2006 г. российская экономика подошла с критическими результатами. Так, например, в 2005 г., по данным Всемирного банка, взятки давали 40 % российских предприятий; по данным Росстата, за тот же период, доля скрытой оплаты в 2006 г. составляла около четверти от общего фонда зарплаты.

И все же, начиная с конца 2006 г., в России предпринимаются попытки сформировать целостный системный инструментарий ликвидации коррупции и теневых секторов экономики, однако накопленные многочисленные пробелы в экономической политике, сформированное негативное мнение к органам власти со стороны российских граждан в сочетании с терпимым отношением к коррупции не позволяют говорить о коренном изменении ситуации.

Литература

1. Газма В. А. Что такое российская теневая экономика и как с ней бороться // Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: мат-лы Всерос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.) М., 2007. С. 168-177.

2. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России: мат-лы Все-рос. науч. конф. (Москва, 6 июня 2007 г.) М., 2007.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 // Сборник законодательства РФ. 2000 г. № 2. ст. 170.

4. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества / под ред. М. Б. Горного. СПб., 2000.

5. Латов Ю. В., Ковалев С. Н. Теневая экономика: учеб. пособие. М., 2006.

6. Малько А. В. Коррупция как основная честь теневой юридической жизни общества: методология исследования. URL: http://sartraccc. sgap.ru

7. Мухин А. А. Российская организованная преступность и власть. История взаимоотношений. М., 2003.

8. Россия в цифрах. М., 2008г. С. 505-510.

9. URL: http://2001.isras.ru

10. URL: http://www. kremlin.ru

11. URL: http://2001.isras.ru

12. URL: http://www.finmarket.ru

* * *

ECONOMIC POLICY OF THE STATE AS BASIS OF ENSURING ECONOMIC SAFETY

AND CORRUPTION COUNTERACTION

V. M. Yuryev, O. A. Stepicheva

In article the retrospective analysis of formation of corruption and shadow sector of economy in national economy is made. The key moments of inefficient state economic policy promoting formation of a corruption component in the Russian Federation are described.

Key words: corruption, shadow economy, economic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.