Научная статья на тему 'Экономическая политика Алексея Кудрина в период нахождения его на посту министра финансов'

Экономическая политика Алексея Кудрина в период нахождения его на посту министра финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / АЛЕКСЕЙ КУДРИН / КРИЗИС / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ОТСТАВКА / ECONOMIC POLICY / ALEXEY KUDRIN / CRISIS / ANTI-RECESSIONARY MEASURES / RESIGNATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Саттарова А. А.

В статье рассматривается экономическая политика, проводимая Алексеем Кудриным на посту министра финансов Российской Федерации. Констатируется, что для осуществления модернизации российской экономики необходимо улучшить инвестиционный климат в стране, ограничить поддержку неэффективных предприятий, а также повысить качество государственных институтов и эффективность государственных расходов. Также в статье обозначена отставка Алексея Кудрина и ожидаемые последствия этого шага для страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher and children interaction in preschool educational institution

The article discusses the economic policies pursued by Alexei Kudrin, as Minister of Finance of the Russian Federation. It is noted that for the Russian economy modernization it is necessary to improve the investment climate in the country, to limit the inefficient enterprises support and improve the public institutions quality and the public spending efficiency. The article also indicates the Alexei Kudrin's resignation and the expected consequences of this step for the country.

Текст научной работы на тему «Экономическая политика Алексея Кудрина в период нахождения его на посту министра финансов»

А. А. Саттарова, аспирант, кафедра микроэкономики, Институт экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия, sattarova.alsu@gmail.com

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСЕЯ КУДРИНА В ПЕРИОД НАХОЖДЕНИЯ ЕГО НА ПОСТУ МИНИСТРА ФИНАНСОВ

С сентября 2008 г. Россия оказалась втянутой в мировой экономический кризис, отчасти спровоцированный финансовым кризисом в США. Несмотря на многочисленные предупреждения российских экономистов, Правительство Российской Федерации отрицало возможность возникновения сложной экономической ситуации в стране.

На пленарном заседании XII Международного экономического форума, прошедшего в Санкт-Петербурге 6-8 июня 2008 г., Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил, что Россия является одним из мировых центров экономического развития и «в ближайшее время будет принят план превращения российской столицы в миро- -вой финансовый центр, а рубля — в одну из ведущих резервных валют»1.

Таким образом, еще летом 2008 г. сама возможность кризиса в России официально отвергалась и тому были свои основания. В течение нескольких лет до кризиса Россия проводила сравнительно сдержанную фискальную политику, что позволило в период благоприятных внешних условий создать бюджетные резервы в Стабилизационном, а затем

В течение нескольких лет до кризиса Россия проводила сравнительно сдержанную фискальную политику, что позволило в период благоприятных внешних условий создать бюджетные резервы в Стабилизационном, а затем в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.

в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния. В результате к концу 2008 г. суммарные резервы бюджетной системы России в нефтегазовых фондах достигли 7,8 трлн. руб. (18,8 % ВВП).

Благодаря длительному благоприятному периоду Россия смогла также погасить большую часть государственного долга (он снизился до 6,5 % ВВП к концу 2008 г.). Это один из самых низких уровней госдолга в мире: его средний уровень по странам ОЭСР* составлял в 2007 г. 73 % ВВП, по странам еврозоны — 71 % ВВП2.

Как федеральный бюджет, так и бюджет расширенного правительства несколько лет подряд до кризиса исполнялись с существенным профицитом.

Тем не менее, кризиса России избежать не удалось и к концу сентября 2008 г. о нем заговорили открыто. На встрече с активом партии «Единая Россия» 25 сентября 2008 г. премьер-министр Российской Федерации В. В. Путин заметил, что «Россия подошла к этому кризису окрепшей, с большими резервами, с хорошо и эффективно работающей экономикой».

* ОЭСР — организация экономического сотрудничества и развития.

№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ ^

журнал научных публикаций V

Следует заметить, что в большинстве развитых стран в этот период наблюдался дефицит бюджета. В среднем по ОЭСР в 20062007 гг. он бьш равен 1,2 % ВВП, в 2007 г. дефицит бюджета США составлял 2,8 % ВВП, Великобритании — 2,7 %, стран евро-зоны - 0,6 % ВВП3.

Несомненно, благоприятная ситуация в экономике России в докризисные годы была достигнута во многом благодаря политике министра финансов Российской Федерации А. Л. Кудрина.

Алексея Кудрина можно охарактеризовать как политика с самостоятельными и либеральными экономическими взглядами. Прежде всего, это выражается в его отношении к частному предпринимательству и бизнесу в целом.

В своей статье «Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России», опубликованной в журнале «Вопросы экономики» за март 2011 г., А. Л. Кудрин отмечает: «Следует развивать партнерские отношения между государством, обществом и бизнесом. Современные подходы к проведению промышленной политики ставят во главу угла не поддержку государством определенных "перспективных" отраслей (поскольку в современном мире все труднее точно их выявить), а формирование продуктивных отношений с бизнесом, получение от него сигналов о препятствиях для развития производства и устранение их» 4.

Кудрин неоднократно говорил о том, что необходимо активизировать усилия по созданию комфортных условий для инвестиций и ведения бизнеса.

Свою точку зрения политик объясняет тем, что негосударственные компании имеют большую эффективность, поскольку они действуют в рыночной среде, механизмы которой обеспечивают более высокую производительность труда, отбор лучших инвестиционных проектов, активизацию инновационных процессов.

Исходя из этих соображений, в период руководства Кудриным министерством финансов Российской Федерации была

проведена масштабная налоговая реформа: введена «плоская шкала» подоходного налога в 13 %, ликвидированы налоги с оборота и налог с продаж, снижены ставки НДС и налога на прибыль.

Общее число налогов, таким образом, было сокращено в три раза. В результате проведенных налоговых реформ налоговая нагрузка сократилась почти на все виды бизнеса.

Тем не менее, А. Л. Кудрина можно охарактеризовать также как приверженца консервативной бюджетной политики. Большую часть периода его руководства министерством финансов, федеральный бюджет России сводился с профицитом. Это явилось результатом того, что Кудрин стремился всеми возможными способами снизить бюджетные расходы, не повышая при этом налоговой нагрузки, т. е. не вводя в действие политику так называемой «фискальной консолидации».

В обозначенной выше статье Кудрин писал: «...инфраструктурные и другие проблемы не решены, однако необходимо существенно сократить бюджетные расходы. Чтобы фискальная консолидация была успешной и безболезненной, экономические агенты должны быть уверены, что в дальнейшем не возникнет необходимости ее повторения. Сокращение расходов и рост доходов в текущий момент воспринимаются легче, если есть уверенность, что это действительно позволит решить бюджетные проблемы, избежать дефолта и предотвратить еще более существенное повышение налоговой нагрузки или снижение расходов в будущем».

Именно при А. Л. Кудрине был создан Стабилизационный фонд, позволивший несколько сдержать обрушившийся в 2008 г. мировой экономический кризис. Благодаря проводимым Кудриным бюджетным рефор-

мам удалось резко снизить государственный внешний долг. Если в конце 1990-х государственный внешний = долг России превышал 100 % ВВП, то к 2011 г. его объем опустился до одного из самых низких в Европе.

Алексей Кудрин отмечал, что необходимо не просто вводить антикризисные меры, а полностью модернизи- =

ровать существующее государство, так как без модернизации ускорить экономический рост не удастся.

Он предлагал сократить государственный сектор за счет перехода части бюджетных организаций в частный сектор при сокращении бюджетной составляющей их финансирования (касается, прежде всего, отраслей социальной сферы, особенно образования и здравоохранения). Оставшиеся бюджетные организации должны потерять финансовую самостоятельность и финансироваться из бюджета строго по фиксированной смете.

Кудрин выделял также сильную зависимость экономики России от нефтегазового сектора. Так, в 2011 г. на Красноярском экономическом форуме он описал свое видение экономических проблем страны и перспектив ее развития, указав среди рисков именно зависимость экономики от нефтегазового сектора.

Нельзя не отметить и его стремление добиться вступления России в ВТО и ОЭСР. Он отмечал, что данный шаг поможет улучшить инвестиционный климат в России и оздоровить экономику страны, поскольку эти организации помогают отстаивать верховенство закона в интересах отечественных и зарубежных инвесторов.

Необходимо заметить, что как экономист и политик А. Л. Кудрин известен не только в России, но и в большинстве развитых стран мира. В 2003 г. по результатам опроса, проведенного среди инвесторов и банкиров британским изданием Emerging Markets, Кудрин был назван лучшим министром финансов года

В 2011 г. на Красноярском экономическом форуме Алексей Кудрин описал свое видение экономических проблем страны и перспектив ее развития, указав среди рисков именно зависимость экономики от нефтегазового сектора.

в Центральной и Восточной Европе. Издание отметило, что своим умением направлять экономику страны по правильному пути он внес значительный вклад в экономические успехи, достигнутые Россией за последние годы: стабильный экономический рост на уровне 5 % в год, бюджетный профицит, привлечение крупных инвесторов.

Также крайне положительно в 20042011 гг. его отмечали такие британские издания, как «The Banker», «Emerging markets».

В 2010 г. британский журнал «Euro-money» назвал Алексея Кудрина лучшим министром финансов года. По словам издателя журнала Падраика Фэллона, Кудрин был отмечен наградой в первую очередь за то, что «преодолев ощутимое политическое давление, добился создания Резервного фонда, который позволил России выйти из глобального финансового кризиса в гораздо лучшей форме, чем ожидали эксперты». В сопроводительной статье «Euromoney» говорилось, что его правомерно называют менеджером высшего разряда и правомерно хвалят за его «приверженность налоговой и бюджетной реформам в России, стремлению России присоединиться к Всемирной торговой организации и продолжению прогресса в области приватиза-ции»5.

Отставка А. Л. Кудрина — случайность или запланированный шаг?26 сентября 2011 г. Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал указ об отставке

№ 10 (18) ДЕКАБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

вице-премьера — министра финансов Алексея Кудрина. Причиной такого решения главы государства стало высказывание министра, которое он сделал во время рабочей поездки в США, где вице-премьер сказал, что не будет работать в Правительстве России, если его после президентских выборов в марте 2012 г. возглавит Дмитрий Медведев. Причиной данного решения вице-премьер назвал ряд разногласий, прежде всего по поводу роста государственных расходов.

Нельзя дать однозначную оценку отношениям действующего Президента Д. А. Медведева и А. Л. Кудрина. С одной стороны, Кудрин пользовался непререкаемым авторитетом в Правительстве. С его мнением всегда считались, он завоевал репутацию министра, имеющего независимую позицию в отношении бюджетной политики, способного противостоять лоббистскому давлению и готового реализовы-вать непопулярные политические решения. Многие публичные выступления Президента в сфере экономики и финансов были сделаны с подачи именно Алексея Кудрина. В качестве примера можно привести вышеупомянутые слова Дмитрия Медведева на XII Международном экономическом форуме об укреплении рубля, получении им статуса международной резервной валюты, а также о создании в Москве современного финансового центра. Те же самые слова приведены и в статье Алексея Кудрина.

С другой стороны, во многих вопросах бюджетной политики между Дмитрием Медведевым и министром финансов наблюдались существенные разногласия.

Одним из примеров является их «противостояние» в отношении социального налога, когда предложение Президента снизить налог на 8 процентных пунктов (п. п.) до 26 % было сначала изменено Кудриным до 4 п. п. (30 %), а затем экономи

Россия в результате кризиса столкнулась с серьезной проблемой: новый уровень бюджетных доходов не позволяет финансировать достигнутый в «спокойные» докризисные времена уровень расходов.

Кризис показал, что степень внешней зависимости экономики и бюджетной системы России, в частности в период благоприятной конъюнктуры, была недооценена, рост расходов был чрезмерным, а их эффективность - чрезвычайно низкой.

ческий эффект предложения был подорван введением социального налога 10 % на высокие зарплаты.

Кроме того, Алексей Леонидович публично критиковал программу Медведева по мод ер -низации вооруженных сил стоимостью 20 трлн. рублей, утверждая, что она не имеет источников финансирования. Кудрин отмечал, что после создания Стабилизационного фонда в 2004 г. темп роста расходов стал отставать от темпа роста доходов, однако этот разрыв к 2007 г. начал сокращаться из-за смягчения бюджетной политики в части расходов.

По словам вице-премьера, Россия в результате кризиса столкнулась с серьезной проблемой: новый уровень бюджетных доходов не позволяет финансировать достигнутый в «спокойные» докризисные времена уровень расходов. Даже при восстановлении темпов роста разрыв между доходами и расходами, увеличившийся в период кризиса, требует серьезных мер по бюджетной консолидации.

«Кризис показал, что степень внешней зависимости экономики и бюджетной системы России, в частности в период благоприятной конъюнктуры, была недооценена, рост расходов был чрезмерным, а их эффективность — чрезвычайно низкой» — отмечал министр финансов.

Кудрин был недоволен также антикризисными мерами Правительства в целом. Он отмечал, что такие меры Правительства, как программа дискреционной поддержки экономики, повышение пенсий, государственные инвестиции в инфраструктуру, помогли смягчить влияние кризиса в период его активной фазы. Одновременно существенно возросли посткризисные средне- и долгосрочные риски, как для бюджетной системы, так и для экономики в целом.

Для того чтобы уменьшить расходы бюджета, вице-премьер предлагал предпри-

нять ряд мер. Одной из них выступал отказ от субсидирования стратегически важных, но не самых эффективных предприятий. Он отмечал, что финансовая помощь данным предприятиям не эффективна, поскольку их производственные возможности несколько устарели, и нет смысла направлять бюджетные средства на их восстановление. Его предложением была реорганизация либо переориентация указанных предприятий.

Отставка министра финансов взволновала экономическую общественность. Последовало много комментариев данному событию — практически все они сводились к тому, что данный шаг грозит излишним ростом расходов и увеличением дефицита бюджета.

«Главная угроза на ближайшее время заключается в том, что излишние расходы будут планироваться, увеличиваться дефицит бюджета, будут создаваться большие риски для нашего будущего», — отметил научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики», экс-министр экономики РФ Евгений Ясин6.

Согласно проекту закона о федеральном бюджете РФ на ближайшие три года, дефицит бюджета в 2012 г. составит 869,2 млрд. рублей (1,5 % ВВП), в 2013 г. -1,005 трлн. рублей (1,6 % ВВП), а в 2014 г. -478,5 млрд. рублей (0,7 % ВВП).

Возможно, Алексей Кудрин не просто не видел себя в Правительстве нынешнего Президента - его уход в отставку был продуманным шагом. Политика постоянного увеличения доходов за счет увеличения налоговой нагрузки, рост расходов, угнетение бизнеса, повышение пенсий - все это, так или иначе, должно привести к «перегреву» экономики и очередному витку экономического кризиса, а возможно - даже к девальвации рубля. Причем на этот раз девальвация будет не постепенной, как в 2008 г., а резкой, быстрой и глубокой, так как будут отсутствовать сдерживающие факторы, которые были применены в минувший кризис. Возможно, он не пожелал в оче-

редной раз «выводить» страну из кризиса, желая остаться лишь сторонним наблюдателем.

Кудрин А. Л. является одним из наиболее видных и выдающихся экономистов нашего времени. Его уход из Правительства России, по мнению многих аналитиков, является невосполнимой утратой для страны, поскольку присутствие Кудрина на посту министра финансов ассоциировалось с низкими макроэкономическими рисками России.

Хотя динамика российского рынка сейчас определяется более глобальными трендами, это внутреннее событие является сильным негативным сигналом с точки зрения инвестиционной привлекательности России. Ведь основным достижением Алексея Леонидовича было создание стабилизационного фонда, который, хотя и не пользовался популярностью на момент создания, доказал свою своевременность и эффективность и помог России сохранить низкие макроэкономические риски даже после кризиса 2008 года. И наконец, он всегда отстаивал жесткий подход к исполнению бюджета и противостоял предложениям значительно увеличить расходы. ^

1. План по превращениям. URL: http://www.interfax. ru/print.asp?sec=1447&id=16668 (дата обращения: 24.10.2011).

2. Кудрин А., Сергиенко О. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. 2011. № 3. С. 4-19.

3. Экономика Великобритании. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Кудрин,_Алексей_Леонидович (дата обращения: 24.10.2011).

4. Там же. С. 4-19.

5. Кудрин Алексей Леонидович. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/Кудрин,_Алексей_Леонидович (дата обращения: 24.10.2011).

6. Отставка Кудрина грозит ростом расходов и дефицита бюджета РФ — Ясин. URL: http://ria.ru/ economy/20110928/445377034.html (дата обращения: 24.10.2011).

Политика постоянного увеличения доходов за счет увеличения налоговой нагрузки,

рост расходов, угнетение бизнеса, повышение пенсий - все это, так или иначе, должно привести к «перегреву» экономики и очередному витку экономического кризиса, а возможно -даже к девальвации рубля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.