Научная статья на тему 'Экономическая подготовка как фактор социально-трудовой адаптации учащихся'

Экономическая подготовка как фактор социально-трудовой адаптации учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
324
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алижанова Хаписат Алижановна

В статье анализируется проблема подготовки к социально-трудовой, педагогической, психологической адаптации учащихся и выпускников учебных заведений. Прежний опыт подготовки учащихся школ к трудовой деятельности не годится, так как учебно-воспитательная работа была направлена на подготовку выпускников к труду в обществе централизованно планируемой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая подготовка как фактор социально-трудовой адаптации учащихся»

УДК 371.04

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ

° 2013 Алижанова Х.А. Дагестанский государственный педагогический университет

В статье анализируется проблема подготовки к социально-трудовой, педагогической, психологической адаптации учащихся и выпускников учебных заведений. Прежний опыт подготовки учащихся школ к трудовой деятельности не годится, так как учебно-воспитательная работа была направлена на подготовку выпускников к труду в обществе централизованно планируемой экономики.

The article analyzes the problem of students and graduates’ training for the social and labour, pedagogical, psychological adaptation. The previous experience of schoolchildren’s training for the labour activity doesn’t do, because the educational work was aimed at graduates’ training for the social labour with the centrally planned economy.

Ключевые слова: модель, экономическое мышление, экономическое воспитание, экономическое образование, экономическая подготовка, социально-трудовая адаптация, деловая игра.

Keywords: model, economic thinking, economic education, economic training, economic preparation, socio-labor adaptation, business game.

Рыночная экономика предполагает экономический и социальный суверенитет личности, свободу выбора, полную личную ответственность за благополучие свое и своей семьи. Вместо главного принципа советской педагогики (воспитания в коллективе, через коллектив, для коллектива) выдвинут постулат индивидуальности, расчета человека на собственные силы и способности, проявление инициативы, творчества и упорства в достижении личных и общественных целей.

Происходящие социальные изменения ставят личность в сложные условия, связанные с изменением общественного сознания, что влияет на мотивацию труда, оценку человеком собственного положения, что требует дополнительных педагогических средств, направленных на приобретение умений и навыков самостоятельного действия и принятия решений в условиях альтернативных вариантов.

При этом важное значение приобретает подготовка к социально-трудовой деятельности, поскольку опыт подготовки учащихся школ к трудовой деятельности сегодня неприменим по причине обоснования и смены трудовых умений и навыков.

С целью выяснения представления учащихся о рыночной экономике проведено анкетирование учащихся сельских и городских школ, профучилищ г. Махачкалы.

На вопрос: «Знакомы ли Вы с программами перехода страны к рыночным отношениям?» положительно ответили лишь 14,7% респондентов, а на вопрос «Хотели бы Вы получить дополнительные знания по вопросам рыночной экономики?» положительно ответили 72% опрошенных. При этом 44% респондентов считают, что информация по вопросам рыночной экономики, полученная из газет, радио, телепередач, недостаточна. 89% учащихся считают, что в школах мало внимания уделяется экономическому воспитанию и образованию, что позволяет говорить о недостаточности представлений учащихся о рыночной экономике.

На вопрос “Сформировано ли у Вас экономическое мышление, соответствующее новым экономическим отношениям в обществе?” положительно ответили 7% учащихся, 68% ответили отрицательно, 25% затруднились ответить. При этом большинство респондентов считают, что

формированию экономического мышления способствуют уроки экономики, внеклассные часы (10%), кружковая работа (5%), семья и средства массовой информации (15%).

На вопрос “Достаточно ли Вы подготовлены к труду в условиях рыночной экономики?” положительно ответили 6%, отрицательно - 80%, а 14% затруднились ответить. На вопрос “Определили ли Вы направление будущей деятельности?” положительно ответили 70% старшеклассников, отрицательно - 20% и затруднились ответить 10%. При этом 65% респондентов отмечают, что им помогли в этом родители, друзья (10%), средства массовой информации (10%). 15% называют другие пути.

Сегодня подготовка личности, адаптированной к труду в условиях рыночных отношений, приобретает значение, поскольку социальный заказ направлен на адаптацию выпускника к условиям сред, где превалируют рыночные отношения.

В этих условиях определение направлений подготовки учащихся к труду в условиях рыночной экономики требует создания модели выпускника, способного адаптироваться к условиям социальной среды.

С учетом сказанного структура модели выпускника школы, способного адаптироваться к новым экономическим условиям, зависит от пути, по которому идут выпускники школы. Некоторые оставят школу после 9-ти классов, другие после 11-ти, часть школьников поступает учиться в техникумы, профессиональные училища, высшие учебные заведения. Приведенные группы мы не учитываем, поскольку они продолжают учёбу и не готовы к производственным отношениям. При построении модели выпускника, способного к адаптации, представим как идеальный конечный результат таким, где необходимые качества, знания, умения, навыки востребованы обществом, где выделены показатели: теоретические знания, практические умения и навыки, социальные качества.

С учетом сказанного в качестве направлений работы педагогического коллектива, ориентированных на подготовку учащихся школ к труду в условиях рыночной экономики, нами выделены: формирование нового экономического мышления, нового отношения к труду; экономическое образование и воспитание учащихся; повышение качества подготовки в образовательных учреждениях (уроки общеобразовательного цикла, технологии и т. д.); организацию предпринимательской деятельности учащихся во внеурочное время; подготовка учащихся к управленческой деятельности; развитие индивидуальных качеств личности для вхождения в социум; проведение деловых игр на уроках и во внеурочной деятельности; профессиональная ориентация учащихся; подготовка к адаптации во время изучения основ наук.

Рассмотрим содержание деятельности педагогических коллективов школ по этим направлениям. В связи с возникновением особой социально-экономической ситуации, связанной с переходом к рыночной экономике, появляется необходимость в формировании экономического мышления, соответствующего изменённым условиям жизни. Говоря о структуре экономического мышления, Л. С. Бляхман выделяет три составляющие: познание экономической действительности; усвоение обобщённой информации о явлениях, категориях и законах общественного производства; претворение мыслей в действия, реализация мышления в экономическом поведении [ 1 ].

Участие в реальных ситуациях трудовой и предпринимательской деятельности создаёт условия для реального проявления деловитости, расчётливости, оперативности, то есть качеств, которые представляют основу экономического мышления, складываемого из информации из средств массовой информации, представлений о западном рынке и реалий сегодняшней экономической действительности.

Важными условиями формирования экономического мышления, на наш взгляд, являются владение системой экономических знаний, умение применить их в практической деятельности, информативность, юридическая подготовка. В связи с развитием рыночной экономики и всё большим интересом к экономике вообще некоторые исследователи рассматривают как обязательный компонент воспитания школьников экономическое образование.

Вопросы экономического образования и экономического воспитания в качестве самостоятельных направлений работы стали разрабатываться в 60-е годы XX столетия. При этом вопрос ставился не об экономическом воспитании школьников, а об экономической подготовке всех трудящихся (Л. Н. Пономарёв, Л. Е. Эпштейн).

Поэтому проблемы экономического воспитания получили освещение прежде всего в научно-популярной литературе по экономике, обращённой к широкой молодёжной аудитории (А. М. Бирман, В. П. Гранев, В. П. Локтев, А. П. Пономарёв и др.).

Рассмотрим некоторые пути экономического обучения и воспитания в школах. Это, в первую очередь, курс “Основы рыночной экономики”, основы наук, уроки трудового обучения, занятия в учебных комбинатах, на предприятии, внеурочная трудовая деятельность, работа на малых предприятиях, в ученических ателье, во внеклассной работе, во время проведения научно-практических конференций по экономическим вопросам, деловых игр. На совершенствование работы педагогических коллективов с учащимися в этих направлениях должны быть направлены усилия педагогических коллективов школ.

Большое значение имеет, на наш взгляд, практическое внедрение элементов предпринимательской деятельности в учебный процесс. Это может достигаться как с помощью деловых игр непосредственно на занятиях, так и при обучении в ходе выпуска полезной продукции, которая может быть реализована покупателю, и во внеурочное время - во время работы в различных коммерческих структурах. Деловые игры являются педагогическим средством, интенсифицирующим учебную деятельность. Они проводятся с целью моделирования определённых управленческих, экономических, психологических, педагогических ситуаций, их анализа и выработки оптимальных действий в дальнейшем.

Деловые игры могут проводиться как на уроках общеобразовательных дисциплин и технологии в школе, так и во внеклассной работе. Они могут проходить в виде конкурсов, в которых принимают участие несколько человек, арбитром выступает жюри, а зрителями - зал. Можно включить в игру всех учащихся и устроить соревнование между классами. Участие в таких мероприятиях служит большому взаимопониманию, укреплению добрых взаимоотношений между педагогами и учениками, способствует отработке операционных умений и навыков коммерческой деятельности.

В настоящее время следует отказаться от валовой профориентации, выраженной в зазывании молодёжи на вакантные, непрестижные трудовые посты: обобщённой модели подготовки учащихся к выбору профессии, профессиональной карьере, не учитывающей индивидуальные запросы личности, игнорирующей средства дифференцированного индивидуального подхода.

Рассмотрим модель выпускника школы, адаптированного к труду в условиях рыночной экономики. На первом уровне модели находятся выпускники, которые получили хорошие практические навыки и могут качественно, на высоком профессиональном уровне выполнять определённую работу. Они будут успешно трудиться и найдут своё место в новых экономических условиях, заняв низшую, первую, ступеньку нашей модели. Занять эту ступеньку помогут им компетентность в деле, которым они занимаются, профессионализм и хорошая работоспособность в выполнении своей работы.

На втором уровне находятся выпускники, обладающие предпринимательскими качествами, врождёнными или приобретёнными, интуицией, уверенностью в своих силах, стремлением делать всё качественно. Если они будут повышать свою теоретическую подготовку, закончат техникумы, высшие учебные заведения, то могут стать руководителями малых предприятий, частных фирм.

На третьем уровне нашей модели расположим выпускников, наиболее успешно адаптировавшихся в новых экономических условиях и твёрдо стоящих на ногах. Кроме качеств, которые мы выделили для выпускников школы, занявших вторую ступеньку модели, они должны, на наш взгляд, обладать ещё и следующими качествами: умением увидеть идею, обдуманным расчётливым риском, порядочностью в делах и отношениях с людьми, большой работоспособностью, постоянной работой мысли, расчетливостью при разрешении различных ситуаций. К этим качествам необходима хорошая теоретическая подготовка, только в этом случае успех может быть полным.

Чтобы модель давала отдачу, считаем, что вместе с социальным заказом государства должен прийти профессиональный заказ отраслей, предприятий, организаций, производств, коммерческих структур на подготовку специалистов. Это будет для

системы “приводной ремень”, который позволит модели действовать в полную силу. Высшие учебные заведения тоже будут работать над выполнением этой задачи, поддерживая тесный контакт со школами, набирая себе студентов из учащихся школ с высокой подготовкой по их профилю. Будут создаваться специализированные классы, заработает цепочка: школа - вуз - предприятие.

Несмотря на усилия педагогических коллективов школ, семьи, общественных организаций, некоторая часть выпускников по ряду причин не смогут адаптироваться к труду в условиях рыночной экономики, их мы отнесём к нулевому уровню адаптированности.

Говоря о модели социально-трудо-вой адаптации выпускника, мы не отделяем её от системы воспитания в школе, а, наоборот, пытаемся использовать всё, что имеется положительного в концепции воспитания школьников в современных условиях, вводим некоторые, на наш взгляд, существенные направления педагогического воздействия на учащихся, способствующие их подготовке к труду и помогающие нашей модели заработать.

Учитывая вышеизложенное, берём за основу модели теоретические знания, практические умения и навыки, формируемые в школе, социальные качества. Осуществлять воздействие на личность учащегося педагогические работники школы могут с помощью вышеназванных направлений, способствующих социально-трудовой адаптации. Вместе с тем учащийся формирует определённые качества не только в школе, но и дома, и во внешней среде. Чтобы составить более полную модель выпускника, адаптированного к труду в условиях рыночных отношений, учитываем и эти факторы.

При работе с моделью мы пришли к выводу, что для более глубокой проработки вопроса адаптации учащихся в условиях рыночной экономики необходимо разработать критерии адаптации. Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки. Нами были разработаны критерии адаптации, включающие в себя:

1. Подготовленность к труду. Сущность его заключается в том, что выпускник школы готов трудиться дальше. Он или продолжает учёбу в высшем учебном заведении, что тоже является трудом, или сразу начинает самостоятельно зарабатывать на жизнь, имеет достаточный объём знаний, умений и навыков, повышая свою квалификацию.

2. Психологическая устойчивость для включения в систему социальных отношений. Включает в себя умение общаться с людьми, противостоять трудным жизненным обстоятельствам.

3. Самостоятельность в суждениях и действиях. Самостоятельно принимает важные для себя решения и действует согласно своим жизненным планам.

4. Социальная активность. Активно участвует в жизни общества, интересуется событиями, происходящими в стране и за рубежом, думает о будущем, предпринимает попытки для повышения своего жизненного уровня.

5. Стремление к учёбе, самообразованию. Выпускник школы постоянно повышает свой образовательный и культурный уровень, читает художественную литературу, периодическую печать.

Лучшей проверкой подготовленности к труду в новых экономических условиях будет трудоустройство выпускника с учётом его желания, возможностей.

Примечания

1. Бляхман Д. С. Перестройка экономического мышления. М. : Политиздат, 1990. 271 с. 2. Введение в научное исследование по педагогике / под ред. В. И. Журавлёва М. : Просвещение, 1988. 239 с. 3. Медведев Г. П., Рубин Б. Г., Колесников Ю. С. Адаптация - важная проблема высшей школы // Советская педагогика. 1969. № 3. С. 64-71. 4. Мороз А. Г. Профессиональная адаптация выпускника педагогического вуза: Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. Киев : КТУ, 1983. 50 с. 5. Ольшанский Д. В. Адаптация социальная: Философский энциклопедический словарь. М. :

Советская энциклопедия, 1983. 6. Сидельковский А. П. Формирование у школьников

экономической культуры // Советская педагогика. 1987. № 1. С. 20-23.

Статья поступила в редакцию 14.01.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.