Научная статья на тему 'Экономическая подготовка бакалавров по инфокоммуникационным технологиям и системам связи'

Экономическая подготовка бакалавров по инфокоммуникационным технологиям и системам связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузовкова Т. А.

Рассматриваются принципы формирования экономической подготовки бакалавров по инфокоммуникационным технологиям и системам связи в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, рынка труда, спецификой деятельности в области инфокоммуникаций. Содержание и набор дисциплин социально&экономической подготовки бакалавров определяется компетенциями будущих специалистов, объектом и областью их профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая подготовка бакалавров по инфокоммуникационным технологиям и системам связи»

Экономическая подготовка бакалавров по инфокоммуникационным технологиям и системам связи

Рассматриваются принципы формирования экономической подготовки бакалавров по инфокоммуникационным технологиям и системам связи в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения, рынка труда, спецификой деятельности в области инфокоммуникаций. Содержание и набор дисциплин социально-экономической подготовки бакалавров определяется компетенциями будущих специалистов, объектом и областью их профессиональной деятельности.

Кузовкова Т.А.,

Декан ФЭУ, зав. кафедрой Экономики связи

В условиях рыночных принципов хозяйствования при подготовке специалистов со степенью бакалавра по направлению "Инфокоммуникационные технологии и системы связи" (ИКТ и СС) важное значение имеет формирование компетенций в области организационно-экономических дисциплин [1]. Несмотря на то, что на изучение дисциплин "Гуманитарного, социального и экономического цикла" (цикла ГСЭ) в учебном плане отведено всего 34 зачетные единицы или 13,65% общей трудоемкости, набор дисциплин этого блока должен дать возможность реализовать предъявляемые рынком труда требования к компетенциям в области экономической деятельности бакалавров по инфокоммуникационным технологиям и системам связи.

Трансформация объекта и области деятельности бакалавров по направлению "Инфокоммуникационные технологии и системы связи", обусловленная как закономерностями научно- технического прогресса, так и характером развития рыночных отношений в сфере инфокоммуникаций, диктует необходимость существенной адаптации профессиональных компетенции к специфике данного сектора национальной экономики.

Для развития связи и информатики характерны не только высокие темпы смены поколений технических средств и топологии построения сетей, но и взаимное проникновение и слияние, т.е. конвергенция. При этом конвергенция происходит как в глубину (технологии), так и в ширину (сети, виды связи, услуги). Конвергенция связи и информатики ведет не только к сближению этих двух сфер деятельности, но и приобретению общих признаков и слиянию в новую отрасль экономической деятельности — инфокоммуникации.

Под инфокоммуникациями следует понимать деятельность по приему, отработке, накоплению, распределению и передаче информации посредством совокупности аппаратно-программных средств, вычислительных и телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов. По сути инфокоммуникации объединяют в себе отрасль связи и сектор информационных технологий. Конечным продуктом инфокоммуникаций являются инфокоммуникационные услуги (ИКУ), создаваемые на инфокоммуникационных сетях с помощью ИКТ приема, обработки, накопления, распределения и передачи информации.

Распространение ИКТ ведет к интеграции бизнеса и альянсам организационных структур как внутри отрасли инфокоммуникаций, так и в других сферах производства услуг. Конвергентный характер развития инфокоммуникаций, проявившийся в создании конвергентных сетей (NGN, IMS), контентных и конвергентных услуг (Triple Play

— голос, данные, видео, Quad Play — голос, данные, видео, мобильная связь), конвергентных терминалов (смартфон, беспроводной шлюз, многомодовой терминал), способствует интеграции операторов, производителей оборудования, организаций сервиса в сфере предоставления услуг и доступа к сетям, а также пересмотру рыночной и бизнес-стратегий.

Конвергентная среда инфокоммуникационного бизнеса создает предпосылки включения услуг других секторов экономики в пакет ИКУ (электронные расчеты, телебанкинг, телемедицина) и создания новых участников инфокоммуникационного рынка (контент, сервис-провайдер, системный интегратор). С другой стороны, отдельные отрасли не только используют ИКТ в своем производстве, но и создают свои сети с оказанием услуг связи клиентуре (ОАО 'Транстелеком"). Таким образом, конвергенция в сфере инфокоммуникаций стирает границы отраслей, формируя в рыночном пространстве интегральный сектор.

Обобщая индивидуальные особенности услуг связи и информационных услуг по видам и формам, можно утверждать, что до эпохи конвергенции они являлись монопродуктом, а распределение производственных ресурсов было одномерным (почтовые сети — для пересылки почтовых отправлений, телефонные сети — для передачи телефонных сообщений, телерадиовещательные сети — программ радио и телевидения, информационные сети — передачи информации).

В условиях конвергенции связи и информатики, распространения ИКТ, цифровых систем передачи информации по IP-протоколу процесс производства и использования ресурсов становится многомерным, а продукт — мультиуслугой, интенсивность сетевых ресурсов повышается за счет их использования не собственниками сетей, а другими операторами. Таким образом, бакалавр по инфокоммуникационным технологиям и системам связи должен не только хорошо разбираться в технике и технологиях инфокоммуникаций, но и понимать особенности производства и реализации инфокоммуникационных услуг на рынке с множеством участников и высокой конкуренцией и знать, какими способоми можно продвигать на рынок разрабатываемые технологии, оборудование, стандарты и продукты.

В цикле ГСЭ в базовую часть (17 зач. ед.) входят дисциплины История, Философия, Иностранный язык, в вариативную часть (17 зач. ед. с учетом дисциплин по выбору студентов) - Экономика отрасли инфокоммуникаций, Производственный менеджмент, Маркетинг в отрасли инфокоммуникаций, Русский язык и культура речи. Дисциплины по выбору (7 зач. ед.) представлены тремя дисциплинами: Нормативно-правовая база деятельности в инфокоммуникациях, Экономика организации сферы инфокоммуникаций и третья — Делопроизводство или Социология (на усмотрение вузов).

При разработке содержания и набора дисциплин цикла ГСЭ подготовки бакалавров по данному направлению мы исходили из следующих принципов:

— во-первых, учет специфики подготовки по направлению инфокоммуникационных технологий и систем связи, особенностей научной школь и потребностей рынка труда в области инфокоммуника-ций, формируемого как нового сектора национальной экономики;

— во-вторых, реализация требований ФГОС ВПО по формированию у слушателей необходимых компетенций;

— в-третьих, обеспечение взаимосвязи преподаваемых дисциплин по циклу ГСЭ.

Область профессиональной деятельности бакалавров техники и технологии по направлению 210700 "Инфокоммуникационные технологии и системы связи" включает: совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии по проводной, радио, оптической системам, ее обработки и хранения.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров в соответствии с Федеральным законом "О связи" являются области науки и техники, которые включают совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии, ее обработки и хранения, в том числе — технологические системы и технические средства, обеспечивающие надежную и качественную передачу, прием, обработку и хранение различных знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводной, радио, оптической системам.

К таким системам относятся: сети связи и системы коммутации; сигнализации и синхронизации; многоканальные телекоммуникационные системы; телекоммуникационные системы оптического диапазона; системы и устройства радиосвязи, спутниковой и радиорелейной связи, подвижной радиосвязи; интеллектуальные сети и системы связи; информационные системы в услугах, сервисах связи и системах управления объектами связи; системы централизованной обработки данных в инфокоммуникационных сетях; системы и устройства звукового проводного и эфирного радиовещания и телевизионного вещания, электроакустики мультимедийные технологии, системы и устройства передачи данных; методы передачи и распределения информации в телекоммуникационных системах и сетях; средства защиты информации в телекоммуникационных системах, объектов информатизации; средства метрологического обеспечения телекоммуникационных систем и сетей; методы и средства энерго- и ресурсосбережения и защиты окружающей среды при осуществлении телекоммуникационных процессов; методы эффективного управления эксплуатационным и сервисным обслуживанием телекоммуникационных систем, сетей и устройств, методы и средства защиты от отказов в обслуживании в инфокоммуникационных сетях; методы управления локальными и распределенными системами обработки и хранения данных; менеджмент и маркетинг в телекоммуникациях.

В результате изучения всех циклов учебного плана выпускник должен обладать общекультурными (с ОК-1 по ОК-12) и профессиональными компетенциями (с ПК-1 по ПК-22), в том числе: в организационно-управленческой деятельности с ПК-17 по ПК-22.

В соответствии с ФГОС ВПО [2] по данному направлению в результате изучения дисциплин цикла ГСЭ слушатель должен получить следующие профессиональные компетенции:

— способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (ПК-1);

— готов и умеет использовать нормативную и правовую доку-

ментацию, характерную для области инфокоммуникационных технологий и систем связи (законы РФ, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации МСЭ, стандарты связи, протоколы, терминологию, нормы ЕСКД и т.д., а также документацию по системам качества работы предприятий) (ПК-3);

— готовностью к созданию условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными сетями связи; готовностью содействовать внедрению перспективных технологий и стандартов (ПК-6);

—уметь составлять нормативную документацию (инструкции) по эксплуатационно-техническому обслуживанию сооружений, сетей и оборудования связи, по программам испытаний (ПК-9);

— уметь организовать и осуществить проверку технического состояния и оценить остаток ресурса сооружений, оборудования и средств связи, применить современные методы их обслуживания и ремонта; обладать способностью осуществить поиск и устранение неисправностей, повысить надежность и готовность сетей, осуществлять резервирование; уметь составить заявку на оборудование, измерительные устройства и запасные части, подготовить техническую документацию на ремонт и восстановление работоспособности оборудования, средств, систем и сетей связи (ПК-10);

—уметь организовать доведение услуг до пользователей услугами связи; быть способным провести работы по управлению потоками трафика на сети (ПК-11);

— готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике инвестиционного (или иного) проекта; уметь собирать и анализировать информацию для формирования исходных данных для проектирования средств и сетей связи и их элементов (ПК-13);

— уметь проводить расчеты по проекту сетей, сооружений и средств связи в соответствии с техническим заданием с использованием как стандартных методов, приемов и средств автоматизации проектирования, так и самостоятельно создаваемых оригинальных программ; уметь проводить технико-экономическое обоснования проектных расчетов с использованием современных подходов и методов (ПК-14);

— способностью к разработке проектной и рабочей технической документации, оформлению законченных проектно-конструк-торских работ в соответствии с нормами и стандартами; готовностью к контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ПК-15);

— готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-16);

— способен и готов понимать и анализировать организационно-экономические проблемы и общественные процессы в организации связи и ее внешней среде; готов к участию в достижении корпоративных целей и становлению организации связи как активного субъекта экономической деятельности (ПК-20);

— способен понимать сущность основных экономических и финансовых показателей деятельности организации связи, особенности услуг как специфического рыночного продукта; готов организовать бизнес-процессы предоставления инфокоммуникационных услуг пользователям, нацеленные на наиболее эффективное использование ограниченных производственных ресурсов; готов к обеспечению эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи (ПК-21);

— готов и способен участвовать в процессе управления организацией связи в соответствии с занимаемой должностью; готов к организационно-управленческой работе с малыми коллективами исполнителей; способен организовывать работу исполнителей, нахо-

Т-Сотт, #12-2011

63

дить и принимать управленческие решения в области организации, мотивации и нормирования труда (ПК-22).

Бакалавр по направлению ИКТ и СС готовится к таким видам профессиональной деятельности как сервисно — эксплуатационная; расчетно-проектная; экспериментально-исследовательская и организационно-управленческая. Выделение среди четырех видов профессиональной деятельности организационно-управленческой деятельности накладывает весомый отпечаток на цели и профессиональные задачи социально-экономической подготовки, а также формирование соответствующих компетенций бакалавра техники и технологии в рамках цикла ГСЭ.

В области организационно-управленческой деятельности бакалавр должен решать целый комплекс профессиональных задач по организации и разработке оперативных планов работы малых коллективов исполнителей, составлению технической документации и заявительной документации в надзорные государственные органы инфокоммуникационной отрасли, планированию работы персонала и фондов оплаты труда, проведению анализа затрат и результатов деятельности производственных подразделений, а также по подготовке исходных данных для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений, принимаемых с использованием экономических критериев.

При этом он должен быть способен понимать сущность основных экономических и финансовых показателей деятельности организации связи, особенности услуг как специфического рыночного продукта; готов организовать бизнес-процессы предоставления ин-фокоммуникационных услуг пользователям, нацеленные на наиболее эффективное использование ограниченных производственных ресурсов; готов к обеспечению эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи.

Изучение предлагаемого набора дисциплин организационно-экономического характера позволяет обеспечить формирование у студентов-бакалавров следующих компетенций, знаний, умений и навыков:

Экономика отрасли инфокоммуникаций — умения широко ориентироваться в системе экономических отношений, сложившихся на отраслевом рынке инфокоммуникаций и смежных рынках национальной экономики, и обоснованно принимать экономические решения по развитию отрасли инфокоммуникаций.

Производственный менеджмент — умения широко ориентироваться в состоянии, проблемах и перспективах эффективного управления и организации производственных процессов в организациях сферы инфокоммуникаций; теоретических знаний и практических навыков по вопросам управления производственными процессами.

Маркетинг в отрасли инфокоммуникаций — умения широко

ориентироваться в вопросах маркетингового подхода к управлению деятельностью отраслевых организаций с учетом особенностей производственных процессов и конечных продуктов — инфокомму-никационных услуг и получении практических навыков использования инструментов маркетинга.

Нормативно-правовая база деятельности в инфокоммуникаци-ях—умения ориентироваться в нормативно-правовом поле деятельности отрасли инфокоммуникаций и ее хозяйствующих субъектов, представления о теоретических основах обращения информации и ее правового регулирования в РФ, основных положениях институтов информационного права, отраженных в нормативно-правовых актах.

Экономика организаций сферы инфокоммуникаций — умения ориентироваться в экономических аспектах производственно-коммерческой деятельности инфокоммуникационных компаний и решать задачи повышения их эффективности в соответствии с требуемым уровнем компетентности.

Разработанный комплекс дисциплин вариативной части цикла ГСЭ имеет существенную взаимосвязь по разделам и глубине раскрытия содержания дисциплин (таблица). Ведущей дисциплиной в этом комплексе является дисциплина "Экономика отрасли инфокоммуникаций", содержание которой включает 7 тем, которые используются при изучении последующих дисциплин и подготовке ВКР

Таким образом, системный и упреждающий подход к формированию набора и содержания дисциплин вариативной части "Гуманитарного, социального и экономического цикла" подготовки бакалавров по направлению 210700 "Инфокоммуникационные технологии и системы связи", а также учет специфики объекта и области профессиональной деятельности и реализация требований к ФГОС ВПО третьего поколения позволяет нам подготовить компетентных специалистов — бакалавров техники и технологий, способных эффективно реализовывать полученные знания, умения и навыки в любых сегментах инфокоммуникационного пространства в условиях высокого динамизма НТП и изменений на рынке инфокоммуникаци-онных услуг и технологий.

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от

14.02.2008 г. №71 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)".

2. Постановление Правительства Российской Федерации от

24.02.2009 №142 "Об утверждении Правил разработки и утверждении федеральных государственных образовательных стандартов".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.