Научная статья на тему 'Экономическая оценка затрат на рабочую силу в регионе'

Экономическая оценка затрат на рабочую силу в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ЗАТРАТЫ / РАБОЧАЯ СИЛА / МЕТОДИКА / АНАЛИЗ / ФУНКЦИЯ / СМЕТА / РЕАЛИЗАЦИЯ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тихомирова Т.П.

В статье представлена методика экономической оценки затрат на рабочую силу с позиции реализации ими воспроизводственной и стимулирующей функций. По материалам статистических обследований организаций Свердловской области выполнен анализ и дана экономическая оценка затрат на рабочую силу в регионе, необходимая для их регулирования и оптимизации. Рассмотрены возможные направления ее совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка затрат на рабочую силу в регионе»

46 (253) - 2011

Вопросы управления

УДК 331.5.133.8

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗАТРАТ НА РАБОЧУЮ СИЛУ В РЕГИОНЕ*

Т. П. ТИХОМИРОВА,

кандидат экономических наук,

профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита Е-mail:titapav@e1.ru Уральский государственный лесотехнический университет

В статье представлена методика экономической оценки затрат на рабочую силу с позиции реализации ими воспроизводственной и стимулирующей функций. По материалам статистических обследований организаций Свердловской области выполнен анализ, и дана экономическая оценка затрат на рабочую силу в регионе, необходимая для их регулирования и оптимизации. Рассмотрены возможные направления ее совершенствования.

Ключевые слова: экономическая оценка, затраты, рабочая сила, методика, анализ, функция, смета, реализация, регион.

Для нормального функционирования рынка труда и разработки социальной политики в регионе необходима объективная информация о затратах на рабочую силу.

На современном рынке труда наблюдается дефицит квалифицированных кадров рабочих и специалистов, которые кроме документов об уровне образования и степени подготовки имеют практические навыки. Работодатели вынуждены принимать на работу рабочих и специалистов, компетенция и навыки которых ниже, чем требуется

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» при Уральской академии государственной службы.

для определенных рабочих мест или выполнения конкретной работы, и нести затраты по их дополнительной подготовке и адаптации. Предоставление социального пакета, оплата обучения кадров и повышения их квалификации стали обычной практикой для многих российских предприятий и организаций.

Предпринимая эти затраты, предприятия преследуют, как правило, цели, обусловленные повышением эффективности производства и увеличением конечных результатов экономической деятельности, а также обеспечением работоспособности рабочей силы и стимулированием ее труда.

Затраты на рабочую силу рассматриваются как сумма денежных средств, предназначенная для обеспечения использования рабочей силы на предприятии в течение отчетного периода. Эти средства формируются на предприятиях в составе совокупных затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), не обобщаются по функциональному назначению и не выделяются в отчетности.

Увеличение затрат на рабочую силу объективно требует их экономической оценки для регулирования и рационального использования, но в экономической науке и практике этому вопросу не уделяется должного внимания, методические разработки не проводятся.

Методика экономической оценки затрат на рабочую силу, по мнению автора, должна включать ряд разделов.

Первый - установление цели оценки, которая заключается в выявлении степени реализации затратами на рабочую силу своих основных функций: воспроизводственной и стимулирующей, которые раскрывают их содержание и назначение и составляют основу регулирования и оптимизации.

Второй - определение содержания и последовательности проведения исследования, которое предусматривает три этапа. Первый этап - анализ и оценка общего уровня затрат на рабочую силу в регионе в динамике по годам статистических обследований. Второй этап - исследование состава и структуры затрат на рабочую силу. В соответствии с мировыми стандартами затраты на рабочую силу, классификация которых используется при обследовании органами государственной статистики, включают заработную плату, расходы на обеспечение жильем, социальную защиту, профессиональное обучение, культурно-бытовое обслуживание, налоги и сборы, прочие расходы [1]. Эти затраты при анализе подразделяют на прямые и косвенные. К прямым затратам относят расходы, направленные организациями непосредственно на удовлетворение потребностей работников (заработная плата, расходы на жилье, выплаты социального характера, расходы на культурно-бытовое обслуживание). Остальные расходы - косвенные. Это налоги и сборы, связанные с использованием рабочей силы, обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды и прочие расходы [3, 5]. Для оценки выполнения затрат на рабочую силу воспроизводственной и стимулирующей функций предлагается прямые затраты подразделить на две группы: первая -затраты на содержание рабочей силы (заработная плата и расходы на социальную защиту); вторая -затраты на развитие рабочей силы (обеспечение работников жильем, профессиональное обучение, культурно-бытовое обслуживание как расходы на удержание работников и замещение их). Третий этап - оценка степени реализации затратами на рабочую силу воспроизводственной и стимулирующей функций. Воспроизводственная функция этих затрат заключается в обеспечении работника необходимыми благами для восстановления его рабочей силы, удовлетворения основных жизненных потребностей его и его семьи. Затраты, обеспечивающие реализацию воспроизводственной функции,

осуществляются предприятием в виде заработной платы, социально-трудовых льгот и компенсаций, оплаченных им услуг. Они необходимы для обеспечения работоспособности кадров, создания нормальных условий труда, воспроизводства рабочей силы. Работник оценивает затраты предприятия, формирующие его личный доход, и, исходя из этого, принимает решение о своем трудовом вкладе. Затраты на рабочую силу должны гарантировать предприятию получение нужного экономического результата, побуждая работника к определенной трудовой активности и оказывая на него стимулирующее воздействие. Однако разные виды затрат на рабочую силу имеют разное стимулирующее воздействие. Это объясняется тем, что любые затраты на персонал неизменно являются расходами предприятия, но не всегда становятся доходами работника, так как могут принимать различные формы, не всегда очевидные для работника [2]. Степень реализации воспроизводственной функции зависит от абсолютного размера прямых затрат на рабочую силу, а стимулирующей - от меры соответствия этих затрат экономическим интересам работника.

Третий - выбор показателей экономической оценки затрат на рабочую силу. Анализ и оценка затрат на рабочую силу предусматривают использование абсолютных и относительных показателей, дифференцированных по этапам проводимого исследования и основным функциям: воспроизводственной и стимулирующей. К абсолютным показателям отнесены среднемесячные номинальные затраты на рабочую силу в расчете на одного работника, абсолютный прирост этих затрат, прямые и косвенные затраты, затраты на содержание и развитие рабочей силы, потребительские расходы на душу населения. Относительные показатели - это индексы потребительских цен, темпы роста затрат, процентное соотношение между отдельными видами затрат и различными показателями. Все показатели рассматриваются по годам статистических обследований затрат на рабочую силу организаций Свердловской области.

Четвертый - методы экономической оценки затрат на рабочую силу в регионе - это экономико-статистические методы: сравнения, относительных величин, индексный метод и метод рядов динамики, которые дают возможность исследовать затраты на рабочую силу в соответствии с поставленной целью с количественной стороны, обосновать выявленные тенденции изменений и оценить уровень их проявления.

Пятый - информационная база исследования. Для анализа и оценки затрат на рабочую силу в регионе использованы материалы статистических обследований организаций относительно уровня и состава затрат на рабочую силу в Свердловской области, периодически проводимых органами государственной статистики [5], и основные социально-экономические показатели Свердловской области [4].

Шестой - результаты. На основе тенденций изменения показателей и их взаимосвязей, выявленных в процессе анализа затрат на рабочую силу, дается оценка полноты реализации ими воспроизводственной и стимулирующей функций в регионе в современных экономических условиях. В качестве критериев оценки воспроизводственной функции использовано соотношение между прямыми затратами на рабочую силу и потребительскими расходами. По мнению автора, прямые затраты на рабочую силу должны вдвое превышать потребительские расходы в связи с тем, что на практике они возмещают не только расходы самого работника, но и его семьи. Кроме того, темпы роста потребительских расходов не должны превышать темпов роста прямых затрат, а доля прямых затрат в общей их величине должна составлять не менее 85 %. Критериями оценки реализации стимулирующей функции являются увеличение прямых реальных затрат и опережающие темпы их роста по сравнению с ростом индекса потребительских цен. Расходы на развитие рабочей силы должны составлять не менее одной четверти прямых затрат.

Показатели затрат на рабочую силу рассматриваются в динамике по годам проведенных статистических обследований с 2000 по 2009 г.

Среднемесячные затраты на рабочую силу в регионе в расчете на одного работника в 2009 г. превысили уровень 2000 г. в 5,8 раза. В среднем за один год обследования затраты на рабочую силу выросли в 1,55 раза, но темпы их роста по годам анализируемого периода были неравномерными (табл. 1). В

Динамика среднемесячных затрат на

2009 г. наблюдается значительное снижение роста затрат на рабочую силу, что обусловлено кризисными явлениями в экономике страны и региона.

Однако следует отметить, что абсолютное значение одного процента прироста затрат имеет устойчивую тенденцию роста, его величина в 2009 г. в 10,1 раза превысила уровень 2000 г., и средний ежегодный прирост составил 46 руб. на 1 %. В этот же период в регионе наблюдается значительное движение рабочей силы на предприятиях: в среднем за год увольняется до 30 % среднесписочной численности работников, что превышает долю вновь принятых. Замена кадров приводит к увеличению расходов на рабочую силу.

Экономическая оценка затрат на рабочую силу предусматривает выполнение анализа их состава и структуры.

Прямые затраты в 2009 г. составили в среднем на одного работника 20 426 руб. /мес., что в 6,7 раза больше, чем в 2000 г. Удельный вес прямых затрат по годам анализируемого периода постоянно увеличивался и составил в 2005 г. 82,7 % общей величины затрат на рабочую силу (табл. 2). Этот уровень практически сохранился в 2007 и 2009 гг. Удельный вес косвенных расходов, соответственно, снижался и в 2009 г. составил 17,9 % общей суммы затрат на рабочую силу, хотя в 2000 г. он достигал 28,9 %.

В составе прямых затрат преобладают расходы на содержание рабочей силы (более 80 %), которые персонифицированы и используются для удовлетворения потребностей работников, для сохранения и воспроизводства рабочей силы. Эти расходы в 2009 г. превысили уровень 2000 г. в 6,9 раза, что обусловлено прежде всего выполнением мероприятий, направленных на увеличение заработной платы, удельный вес которой в прямых расходах достигает 93,5 % (2009 г.). Расходы, направленные на развитие рабочей силы, в 2009 г. почти в три раза превысили уровень 2000 г., но их доля в общей величине затрат на рабочую силу в течение анализируемого периода снизилась с 2 % (2000 г.)

Таблица 1

*бочую силу в регионе в 2000-2009 гг.

Показатель 2000 2002 2005 2007 2009

Среднемесячные затраты на рабочую силу, руб./чел. 4 280 8 226 12 663 20 592 24 879

Темпы роста затрат к предыдущему периоду, % 209,5 192,2 153,9 162,6 120,8

Абсолютный прирост затрат к уровню предыдущего периода, руб./чел. 2 237 3 946 4 437 7 929 4 287

Абсолютное значение одного процента прироста затрат на рабочую силу, руб. 20,4 42,8 82,3 126,7 206,1

Таблица 2

Затраты на рабочую силу в расчете на одного работника в месяц в 2000-2009 гг.

Виды затрат Затраты на рабочую силу, руб. К итогу, %

2000 2002 2005 2007 2009 2000 2002 2005 2007 2009

Прямые затраты, всего 3 041 6 265 10 472 17 030 20 426 71,1 76,2 82,7 82,7 82,1

В том числе:

а) на содержание, всего 2 919 6 117 10 188 16 641 20 079 68,2 74,4 80,4 80,8 80,7

Из них:

- заработная плата; 2 777 5 820 9 611 15 681 19 102 64,9 70,7 75,9 76,2 76,8

- расходы на социальную защиту 142 297 577 960 977 3,3 3,7 4,5 4,6 3,9

б) на развитие, всего 122 148 284 389 347 2,9 1,8 2,2 1,9 1,4

Из них:

- затраты на обеспечение жильем; 34 29 27 75 41 0,8 0,4 0,2 0,3 0,2

- затраты на профессиональное 12 21 59 97 97 0,3 0,3 0,5 0,5 0,4

обучение;

- расходы на культурно-бытовое 76 98 198 217 209 1,8 1,2 1,5 1,0 0,8

обслуживание

Косвенные затраты 1 239 1 961 2 191 3 562 4 453 28,9 23,8 17,3 17,3 17,9

Всего... 4 280 8 226 12 663 20 592 24 879 100 100 100 100 100

до 1,4 % (2009 г.). Это свидетельствует о том, что предприятия и организации региона не принимают во внимание объективную необходимость регулирования и оптимизации расходов на развитие персонала, обусловленную потребностью модернизации экономики. Часть этих затрат перекладывается на самих работников и возмещается за счет увеличения расходов на заработную плату.

Экономическая оценка затрат на рабочую силу предусматривает выявление и определение степени выполнения ими воспроизводственной и стимулирующей функций.

Для оценки воспроизводственной функции затрат на рабочую силу используются такие показатели, как среднемесячные прямые затраты на рабочую силу в расчете на одного работника, потребительские расходы на душу населения в месяц, их соотношение и темпы роста (табл. 3).

За анализируемый период прямые затраты на рабочую силу увеличились в 6,7, раза или на 17 385 руб. Прирост затрат на один процент составил в среднем 30,4 руб. За этот же период потребительские расходы возросли в 6,8 раза, или на 11

Анализ реализации воспроизводственной ф

860 руб., но прирост потребительских расходов на один процент составил в среднем только 20,4 руб., или на 10 руб. меньше, чем прирост прямых затрат. Темпы роста потребительских расходов с 2005 г. опережают темпы роста затрат на рабочую силу. Доля потребительских расходов в затратах на рабочую силу устойчиво растет, составив в 2009 г. 68 %. Это означает, что фактические затраты на рабочую силу обеспечивают в основном восстановление и поддержание работоспособности самого работника. Для содержания семьи и детей, повышения образовательного, профессионального и культурного уровня этих средств недостаточно. Это свидетельствует о том, что прямые затраты на рабочую силу не способны в полной мере выполнять воспроизводственную функцию и обеспечивать расширенное воспроизводство рабочей силы региона в современных условиях.

Оценка реализации стимулирующей функции проводится с позиции материальной заинтересованности работников в более высоком уровне затрат на рабочую силу и постоянном их увеличении. Показатели оценки реализации стимулирующей функции

Таблица 3

кции затрат на рабочую силу в 2002-2009 гг.

Показатель 2002 2005 2007 2009

Среднемесячные прямые затраты на рабочую силу, руб./чел. 6 265 10 472 17 030 20 426

Потребительские расходы на душу населения в месяц, руб. 2 740 5 995 10 077 13 890

Темпы роста к предыдущему периоду, %:

- среднемесячных прямых затрат на рабочую силу 206 167,2 162,7 119,9

- потребительских расходов на душу населения 135 218,8 168,1 137,9

Коэффициент опережения 1,52 0,76 0,97 0,87

Доля потребительских расходов в прямых затратах на рабочую 43,7 57,2 59,2 68

силу, %

рассмотрены в динамике по годам статистических обследований (табл. 4).

Средние реальные затраты на рабочую силу по годам статистических обследований росли неравномерно. Если в 2005 г. они значительно снизились к уровню 2002 г., то в 2007 г. возросли вновь, а в 2009 г. значительно упали. Эти изменения обусловлены колебаниями средних номинальных затрат на рабочую силу и индексов цен.

За анализируемый период средние реальные затраты на рабочую силу выросли в 1,85 раза, а потребительские цены увеличились в 3,2 раза. Рост цен, если их рассматривать к уровню 2000 г., опережал рост средних реальных затрат на рабочую силу, к 2009 г. превышение составило 3,4 раза. Опережающий рост потребительских цен по сравнению с увеличением прямых реальных затрат на рабочую силу приводит к снижению заинтересованности работников в результатах труда, в повышении образовательного и профессионального уровней. Это свидетельствует о том, что прямые затраты на рабочую силу не выполняют в полной мере своей стимулирующей функции.

На основе результатов анализа можно сделать следующие выводы из экономической оценки затрат на рабочую силу:

- уровень затрат на рабочую силу, который сложился на предприятиях региона, не обеспечивает воспроизводство качественной рабочей силы и не стимулирует заинтересованности работников в производительном труде;

- темпы роста затрат на рабочую силу в условиях опережающего роста цен не обеспечивают их увеличения до размеров, реально необходимых для воспроизводства рабочей силы и стимулирования труда в современных условиях развития области;

Анализ реализации стимулирующе

- затраты на рабочую силу, не выполняющие своих основных функций, не обеспечивают работнику возможности образовательного, профессионального и культурного развития и не стимулируют заинтересованности в труде;

- количественная оценка и анализ затрат на рабочую силу только на основе фактических данных периодических обследований не позволяют выявить реальные потребности предприятий в этих затратах, определить уровень их достаточности и оптимальности. Необходима разработка нормативных показателей и соответствующих методических положений.

Для оценки затрат на персонал, как отмечает М. И. Бухалков, нужны не только фактические, но и плановые, нормативные и расчетные показатели

[1]. Кроме того, на отечественных предприятиях отсутствует постоянная практика учета, анализа и планирования затрат на рабочую силу по методике, отражающей рыночную специфику [3].

Для анализа, регулирования, оптимизации и оценки затрат на рабочую силу необходимо выделить из из состава затраты на производство и реализацию продукции и составлять на основе данных учета соответствующую смету, в которую можно включить такие направления формирования затрат, как отбор и наем рабочей силы, адаптация, обслуживание, развитие и высвобождение, и по каждому направлению предусмотреть определенный перечень затрат

[2]. Кроме того, можно акцентировать внимание на затратах, направленных на закрепление рабочей силы и на замещение кадров в связи с их текучестью. Смета затрат на рабочую силу даст возможность предприятию иметь четкое представление о размерах затрат, их составе, направлениях расходования и порядке формирования и позволит при необходимости группировать их в соответствии с международной

Таблица 4

функции затрат на рабочую силу, %

Показатель 2002 2005 2007 2009

Средние реальные затраты на рабочую силу:

- к уровню предыдущего периода 132,9 111 134,5 93,2

- к уровню 2000 г. 132,9 147,5 198,4 184,9

Индекс потребительских цен:

- к уровню предыдущего периода 145 139 121 130

- к уровню 2000 г. 145 202 244 317

Соотношение темпов роста прямых реальных затрат на рабочую силу и индекса потребительских цен:

- к уровню предыдущего периода - к уровню 2000 г. 0,92 0,92 0,80 0,73 1,11 0,81 0,72 0,58

Удельный вес прямых затрат в общих затратах на рабочую силу 76,2 82,7 82,7 82,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стандартной классификацией и классификацией, применяемой органами государственной статистики. Это упростит и расширит границы сбора информации о затратах на рабочую силу в регионе, необходимой для функционирования рынка труда.

Для более глубокой и качественной оценки затрат организаций на рабочую силу необходимо разработать нормативы затрат по основным направлениям расходов на уровне региона или рекомендации по их разработке, на основе которых предпри-

Список литературы

ятия и организации могли бы устанавливать свои нормативы с учетом конкретных условий экономической деятельности. Эти нормативы могут стать основой планирования затрат на рабочую силу, что позволило бы более обоснованно анализировать и регулировать фактические расходы.

Своевременная и качественная оценка затрат на рабочую силу - основа их регулирования и оптимизации, улучшения организации труда и преодоления конфликтов в сфере трудовых отношений.

1. Бухалков М. И. Управление персоналом. М.: ИНФРА-М, 2007.

2. КапустинаЮ. А., КорноваГ.Р. Управление затратами на персонал: теоретико-методический подход. Екатеринбург: УГЛТУ, 2008.

3. Мазманова Б. Г. Управление оплатой труда. М.: Финансы и статистика, 2001.

4. Основные социально-экономические показатели Свердловской области. Свердлоблстат - http: //www. sverdl.gks.ru.

5. Формирование затрат на рабочую силу в Свердловской области в 2009 г.: экономический обзор. Екатеринбург: Свердлоблстат, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.