© В.Н. Синьчковский, Е.В. Ерёменко, 2006
УДК 622.257.1:622.273
В.Н. Синьчковский, Е.В. Ерёменко
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ГРУЗОПОТОКОВ
Семинар № 12
~И~Г ри разработке месторождений
1-1 полезных ископаемых открытым способом важное значение занимает один из основных производственных процессов
- транспортирование горной массы. В себестоимости продукции горнодобывающего предприятия транс-портная составляющая занимает от 50 до 60 %. В связи с ухудшающими геологическими условиями из-за понижения горных работ эта часть себестоимости может достигать 70-75 %.
По предварительным данным на Кан-ско-Ачинском бассейне (КАБа) за 2004 г. добыто 35,2 млн т угля. Специфической особенностью открытой разработки угольных месторождений КАБа является низкий коэффициент вскрыши -менее 1 м3/т и объем перевозимых пустых пород составил порядка 16,5 млн м3. Это связано с наличием в продуктивной толще угольного пласта большой мощности слабонаклонного залегания. При разработке месторождения от выходов пласта под наносы длительный период времени эксплуатации карьера, мощность вскрыши в 2-3,5 раза меньше мощности добычи. Данная особенность приводит к формированию избыточного выработанного пространства (ИВП), которое невозможно заполнить, используя традиционный подход.
Угольные месторождения занимают обширные площади до 300 км2, и как правило, разрабатываются смежными блоками. Эксплуатационные блоки закладывают последовательно, хотя при строительстве второго (отстающего) блока, пустые породы располагают на нерабочем борту.
Наличие и использование ИВП в опережающем блоке позволяет транспортировать вскрышу из отстающего блока по короткому плечу откатки. Существует реальная возможность - заданный объем пустых пород перевозить меньшим количеством транспортных средств.
Сложность заключается в том, что высотные отметки транспортных площадок в смежных блоках, из-за использования различных технологических схем существенно отличаются. Данный фактор и наличие ИВП в опережающем блоке можно использовать для транспортировки вскрыши из отстающего блока по горизонтали. В отдельные периоды, при заполнении нижних ярусов отвала существует возможность организовать движение груженых транспортных средств под уклон.
Данные Комитета по землеустройству и земельным ресурсам Красноярского края свидетельствуют о неудовлетворительном проведении восстановительных работ на изымаемых площадях под горные работы. В настоящее время в крае по сводному отчету этого Комитета зарегистрировано 238 предприятий, отчуждаемых для своего производства земельные ресурсы. Предприятия угольной промышленности составляют 8 % от числа землепользователей.
Предварительные сведения за 2004 г. свидетельствуют о рекультивации земель по видам и доли предприятий угольной промышленности: под пашню 24 %, под кормовые угодья 11 %, под лес и водоемы восстановления не проводилось.
Вместе с тем для продвижения фронта горных работ в этот период было снято и помещено на склад 48 тыс. м3 с 54 га.
Существует отставание рекультиваци-онных работ на угольных разрезах. Этому способствует и ряд объективных причин:
• Высотные отметки площадок отвалов ниже господствующего уровня дневной поверхности, поэтому отсутствует возможность проводить восстановительные работы;
• Сформированное ИВП не используется, при заполнении которого появляется возможность располагать снятый почвенно-растительный слой не в буртах, на уже подготовленных к рекультивации площадках.
В государственном университете цветных металлов и золота на кафедрах «Открытые горные работы» и «Мировая экономика и маркетинг» проводятся исследования по экономической оценке формирования транспортных грузопотоков вскрыши с использованием избыточного выработанного пространства в смежных блоках при разработке обширных, мощных месторождений слабонаклонного залегания.
Стоимость земель в регионе относительно невелика. Единовременная плата за 1 га составляет 154 тыс. руб., ежегодная плата - 9,8 тыс. руб. за 1 га. Поэтому, на чистый дисконтированный доход (ЧДД), величина восстановленных и списанных с баланса предприятия земель большого влияния не оказывают. Транспортирование вскрыши по короткому плечу откатки, наоборот существенно повышает данный экономический показатель.
В зависимости от местоположения горнодобывающего предприятия це-
лесообразно определить критические факторы, влияющие на основные экономические показатели, по ниже приведенной схеме (рис. 1).
В районах с высокой стоимостью отчуждаемых земель под горное производ-
ство необходимо учитывать площадь восстановленных земель и объем сохраненного почвенно-растительного слоя. В районах с низкой стоимостью изымаемых земель под горные работы, при расчете общепринятых критериев оценки инвестиционных проектов, целесообразно учитывать минимальное расстояние транспортирования и коэффициент использования транспортных средств.
Обоснование и экономическую оценку технических мероприятий в горной промышленности целесообразно рассматривать с учетом следующего подхода: расчет общепринятых критериев эффективности для отрасли и для общества в целом. В 2003 г. на разрезе «Березовский-1» было сокращено 1053 рабочих места. Представители администрации разреза объяснили это падением производства и невозможностью проведения горных работ. Начатое в 2002 г. техническое перевооружение и переход от транспортно- отвальной технологии к транспортной с использованием автосамосвалов, позволило добывать запланированные 6053 тыс. т угля в год и уменьшить производство вскрышных работ с 3000 тыс. м3 до 648 тыс. м3. Это привело к увеличению ЧДД на 21 млн. руб. При сокращении рабочих мест, наоборот проигрывает всё общество в целом, так как создание одного рабочего места в этом регионе составляет более 62 тыс. руб.
Для сравнения варианта (В1) с сокращением рабочих мест и варианта (В2) с развитием горных работ на основании формирования ИВП, использовался индекс доходности [2] в связи с большой разностью в рассматриваемых вариантах капитальных вложений и большим различием по срокам оценки.
Индекс доходности реализации конкретного проекта определялся по следующей формуле:
Рис. 1. Схема определения критических факторов для проведения экономической оценки
£ (НДС + Р + А - С - И ± СЭП) + Е *-1> ИД = —____________________________I1 + Еы>щ >
г общ т 1
£ К' 1 + Е
/-1 ^ + Еобщ >
где НДС - налог на добавленную стоимость в 1-м году периода Т, руб.; Р - стоимость реализованной продукции в 1-м году периода Т, руб.; А - величина амортизационных отчислений в 1-м году , руб.; С -издержки предприятия на добычу в 1-м году за вычетом отчислений на социальные нужды, платы за кредит, руб.; И - прочие издержки горнодобывающего предприятия, не учтенные в себестоимости и производимые за счет прибыли, руб.; К - капитальные вложения в 1-м году периода Т, руб.; СЭП - денежная оценка социально -экономических последствий реализации рассматриваемого инвестиционного проекта для народного хозяйства страны в 1-м году, руб.; Еобщ - установленная прави-
тельством РФ социальная норма дисконта; (1-1) - принятый для расчета момент приведения разновременных затрат и эффектов.
Денежная оценка социально-экономических последствий реализации ранее рассмотренных вариантов (В1 и В2) инвестиционного проекта составила СЭПВ1= -21 млн. руб., СЭПВ2 = +65,3 млн. руб.
Дополнительно рассмотрены варианты первоначального положения смежного блока от выходов пласта под наносы в зависимости от применяемой технологии:
к
н
о
о
К
«
о
к
о
«
о
и
и
«
К
к
2,0' 1,81,61,4 1,2* 1,00,8 0,6 0,4- -0,2 0,0
Этапы заложения смежного блока
Рис. 2. Величина индекса доходности от места заложения смежного блока с использованием различных технологий
- транспортно-отвальная технология;
- транспортная технология с использованием железнодорожного средств;
- транспортная технология с использованием автосамосвалов.
Этап составляет 200 м. На четвертом этапе величина индекса доходности составляет 0,97 по варианту с транс-портно-отвальной технологией. Для схем предусматривающих использование транспортной технологии, индекс доходности 1,42 и 1,84 при железнодорожном транспорте и автотранс-порте соответственно (рис. 2).
Результаты расчетов показывают, что вариант с первоначальным расположени-
ем смежного блока на расстоянии 8001000 м от выходов пласта под наносы и с применением автосамосвалов наиболее предпочтителен.
Таким образом, в настоящее время при экономической оценке технических предложений по формированию транспортных грузопотоков по традиционной схеме и с учетом избыточного выработанного пространства необходимо определять общепринятые экономические критерии как для горнодобывающей отрасли, так и для общества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Моссаковский Я.В. Экономическая оценка инвестиций в горной промышленности: Учебник для вузов.-М.: Издательство Московского государственного горного университета. 2004. - 323 с.
2. Хохряков В.С. Оценка эффективности
инвестиционных проектов открытых горных разработок: Учебное пособие. - Екатеринбург. Издательство УГГГА. 1996. - 180 с.
— Коротко об авторах -----------------------------------------------------------
Синьчковский В.Н., Ерёменко Е.В. - Государственный университет цветных металлов и золота.