Научная статья на тему 'Экономическая оценка отдельных видов чистых рисков (на примере политических рисков)'

Экономическая оценка отдельных видов чистых рисков (на примере политических рисков) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ РИСК / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ОЦЕНКА РИСКА / ИНТЕГРАЦИЯ ГОСУДАРСТВА В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОНЪЮНКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ / ПОСЛЕДСТВИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА / КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ СТРАНОВОГО РИСКА / QUANTITATIVE APPROACH TO VALUATION OF COUNTRY''S RISK / POLITICAL RISK / SOCIAL AND ECONOMIC FACTORS / VALUATION OF RISK / INTEGRATION OF A STATE INTO WORLD ECONOMY / CONJUNCTURE OF MARKET ECONOMY / CONSEQUENCES OF POLITICAL RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлев А. А.

Рассматривается один из важных аспектов современной предпринимательской деятельности в рамках мирового экономического пространства, а именно особенности экономической оценки политических рисков. Особое внимание уделено подробной характеристике факторов, определяющих политические риски. Описываются основные последствия влияния политических рисков на осуществление любой экономической деятельности. Рассматриваются основные методы анализа политических рисков в контексте учета странового фактора деловой активности (на примере России).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC VALUATION OF SEPARATE KINDS OF CLEAR RISKS (CONCERNING POLITICAL RISKS)

In this article one of significant aspects of nowadays business operations in limits of world economic sphere (special features of economic valuation of political risks) is considered. Special attention is granted to detailed description of factors, which determine political risks. Also in this article general consequences of influence of political risks on realization of any economic activities are described. Besides that, basic methods of analysis of political risks in context of consideration of country's factor of business activities (concerning Russia) are considered.

Текст научной работы на тему «Экономическая оценка отдельных видов чистых рисков (на примере политических рисков)»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЧИСТЫХ РИСКОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ)

А.А. ЯКОВЛЕВ,

кандидат экономических наук, доцент Московского университета МВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: alex@mail.ru

Рецензент: доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ А.Е. Суглобов

Аннотация. Рассматривается один из важных аспектов современной предпринимательской деятельности в рамках мирового экономического пространства, а именно особенности экономической оценки политических рисков. Особое внимание уделено подробной характеристике факторов, определяющих политические риски. Описытаются основные последствия влияния политических рисков на осуществление любой экономической деятельности. Рассматриваются основные методы анализа политических рисков в контексте учета странового фактора деловой активности (на примере России).

Ключевые слова: политический риск, социально-экономические факторы, оценка риска, интеграция государства в мировое хозяйство, конъюнктура рыночной экономики, последствия политического риска, количественный подход к оценке странового риска.

ECONOMIC VALUATION OF SEPARATE KINDS OF CLEAR RISKS (CONCERNING POLITICAL RISKS)

A.A. YAKOVLEV,

candidate economics science, assistant professor of the Moscow university

of Ministry of internal affairs of Russia

Annotation. In this article one of significant aspects of nowadays business operations in limits of world economic sphere (special features of economic valuation of political risks) is considered. Special attention is granted to detailed description of factors, which determine political risks. Also in this article general consequences of influence of political risks on realization of any economic activities are described. Besides that, basic methods of analysis of political risks in context of consideration of country's factor of business activities (concerning Russia) are considered.

Keywords: political risk, social and economic factors, valuation of risk, integration of a state into world economy, conjuncture of market economy, consequences of political risk, quantitative approach to valuation of country's risk.

Чистые риски фактически означают возможность получения отрицательного (ущерб, убыток) или нулевого результата. Политические риски (в зависимости от возможного экономического результата) относятся к категории чистых рисков. Политический риск есть риск имущественных (финансовых) потерь в связи с возможным изменением политической системы, перераспределением определенных политических сил в обществе, политической нестабильностью. Политический риск целесообразно считать одним из элементов демократического процесса, связанным с оценкой и выбором альтернатив, а также воплощением принятого решения. Он характеризует политическую деятельность как тип предпринимательства с неполной предсказуемостью будущих результатов. Этот вид риска, с одной стороны, основан на возможности выбора, что является подтверждением некой свободы и самостоятельно-

сти политического субъекта, а с другой — сопряжен с системой политической ответственности, т.е. должен не только опираться на объективные предпосылки, но и преследовать реальные цели.

Риск практически всегда является неотъемлемым элементом принятия политического решения, а поскольку оно принимается субъектом, его оформление и реализация во многом зависят от социально-психологических характеристик последнего. Политические решения, как правило, осложнены определенными социально-экономическими факторами. Так, только к настоящему времени выявляется вся глубина рискового решения, связанного с отказом от устоявшейся политической системы в условиях СССР. Но в любом случае это решение привело к образованию новых моделей политической активности на уровне как руководства, так и массового политического поведения.

Политический риск может проявляться в форме обусловленного политическими соображениями и событиями изменения условий хозяйственной деятельности, создающего неблагоприятный для предпринимательской сферы фон и тем самым способного привести к резкому увеличению затрат ресурсов и соответственно потере прибыли. К основным источникам этого риска относятся увеличение налоговых ставок, введение определенных принудительных отчислений, изменение отдельных договорных условий, трансформация форм в сфере отношений собственности, отчуждение имущества и денежных средств по определенным политическим мотивам. Величину возможных потерь и соответствующую степень риска трудно спрогнозировать.

Оценку риска можно считать теоретической базой для принятия решений и в политике, и в экономике. Для преодоления неопределенности, с которой сталкиваются инвесторы за рубежом, следует проводить общий анализ странового риска, определяющего вероятность того, что суверенное государство или некие независимые кредиторы в конкретной стране не будут иметь либо возможности, либо желания выполнить свои обязательства по отношению к иностранным кредиторам или инвесторам. В рамках общего странового риска различают некоммерческий, или политический, и коммерческий риски.

Определенный успех любых деловых операций за рубежом в той степени, в какой он может быть определен политическими факторами, не зависит только от рисков, которые способны разрушить либо нанести серьезный ущерб конкретным ожиданиям. Значительные успехи в бизнесе могут быть достигнуты благодаря не только предвидению и избежанию риска, но и предвидению и оптимальному использованию всех политических возможностей.

Значительная часть специалистов по политическому риску придерживается мнения, что политические события необязательно несут риск для бизнеса, но могут также означать новые возможности. Они предлагают понимать под термином «политический риск» неопределенность среды, в которой действуют все нерыночные силы. Это означает, что при прогнозировании риска необходимо учитывать не только негативные изменения, но и позитивные, представляющие дополнительные возможности для бизнеса. В финансовом анализе базовый риск яв-

ляется нейтральным, предполагающим как отрицательные, так и положительные отклонения. Некоторые исследователи политического риска (С. Робок, С. Корбин, Д. Саймон) выделяют макро- и микрориск в зависимости от уровня экономических субъектов, на который они распространяются. Макрориск ассоциируется с вероятностью политических событий, отражающихся на всех иностранных субъектах в стране размещения. К микрорискам относятся риски, специфичные для отрасли, фирмы1.

Некоторые исследователи считают, что в оценке политического риска основное внимание следует уделять динамике политического действия, из которого возникают события, поскольку можно точнее спрогнозировать действия политических сил, чем предсказать общий результат.

Как правило, политические риски возникают при нарушении условий единого производственно-торгового процесса, непосредственно не зависящего от конкретного хозяйствующего субъекта. К политическим рискам ведут:

♦ невозможность осуществления предпринимательства вследствие каких-либо военных действий, революции, обострения политической ситуации в стране, отчасти национализации, конфискации товаров и предприятий, введения эмбарго из-за отказа руководства государства выполнять принятые обязательства;

♦ введение отсрочки на совокупность внешних платежей на определенный срок в связи с наступлением чрезвычайных обстоятельств (забастовка, война);

♦ неблагоприятное изменение комплекса налогового законодательства;

♦ запрет (или ограничение) конверсии национальной валюты в валюту платежа (обязательства перед экспортерами могут быть выполнены лишь в национальной валюте, имеющей ограниченность в применения).

Одним из важнейших условий укрепления позиций нашей страны на международной арене и ее интеграции в международные экономические отношения является нормализация политической обстановки. Для зарубежных партнеров, прежде всего очередь бизнесменов наша страна представляется относительно перспективным, но рискованным

1 Тэпман Л.Н. Риски в экономике: учеб. пособие / под ред. В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 61.

партнером. При этом политический фактор является потенциальной угрозой экономической стабилизации — долгосрочные инвестиции в российскую экономику, являющиеся необходимым условием экономического процветания, становятся затруднительными из-за высокого уровня риска, инициируемого отдельными элементами политической среды.

На уровень политического риска оказывают влияние законодательство и государственные органы. На результаты предпринимательской деятельности влияют как экономическая ситуация в стране производства, так и экономическое положение отрасли. Так как конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию к периодам депрессии (когда предпринимателю становится труднее реа-лизовывать произведенные продукты по приемлемым ценам), определенные фирмы чувствительны к спадам и подъемам, потому кризисы перепроизводства автоматически приводят к увеличению степени предпринимательского риска.

Значительное влияние в этой сфере оказывает уровень инфляции в стране. Эти процессы уменьшают значение стимулов экономического роста, повышают эффективность производства на основе веяний научно-технического прогресса, так как внедрение новой техники обходится все дороже; при этом выгоднее сохранять устаревшее, но более дешевое оборудование и старую трудоемкую технологию. Инфляция ведет к обесцениванию ресурсов амортизационных фондов организаций, поэтому изношенное оборудование не оснащается из-за нехватки средств. Инфляция дестабилизирует экономические расчеты, делает неопределенными перспективы развития, усиливает риск (прежде всего связанный с новыми инвестициями).

Политическая нестабильность вызывает повышенную неуверенность субъекта предпринимательской деятельности не только в успешности результатов конкретной деятельности, но и в возможности ведения бизнеса. Она не всегда позволяет установить надежные и значительные по времени связи с партнерами, что является одним из ключевых условий успеха любого бизнеса. Низкий уровень договорной дисциплины, усиливаемый разрушением сформированного единого экономического пространства, внутри- и межгосударственных связей, приводит к возникновению рисков срыва договоров, нарушению конкретных

сроков поставок, что в условиях недостаточности ресурсов может привести и к нарушению циклов производства, и к ряду других рисков. Политическая нестабильность усиливает общий уровень предпринимательского риска, причем как для отечественных предпринимателей, так и для иностранных партнеров.

Политический риск наряду с другими рисками порождает последствия, носящие, как правило, негативный характер. Часто из него могут вытекать такие события, как забастовки и рабочие волнения; рост транспортных тарифов и пошлин; рост цен на энергоносители; изменение системы налогообложения; официальное разрешение или запрещение движения капиталов. Причем как государство, так и предпринимательская среда не могут решить возникшие проблемы в короткие сроки. Необходим определенный промежуток времени для принятия оптимального решения и предотвращения возможных убытков и потерь.

До конца 1970-х гг. большинство международных фирм ограничивали анализ политического климата в стране качественными оценками с использованием методов «старых знакомств» и «больших туров». Анализ проводился не регулярно, а лишь в тех случаях, когда решался вопрос о новых инвестициях. Если политический риск представлялся слишком высоким, то инвестиции либо не размещались, либо к стоимости проекта добавлялась «премия за риск» для учета высокой вероятности потерь. До тех пор пока не происходило крупной катастрофы, политический рейтинг страны не переоценивался. Оценки политического риска по методу «старых знакомств» представляют собой традиционные отчеты, составленные специалистами, обладающими знаниями о соответствующей стране и поддерживающими контакты с влиятельными и хорошо информированными лицами — учеными, дипломатами, журналистами, бизнесменами. Главным недостатком этого метода является то, что компании в большей степени приходится полагаться на суждения аутсайдеров. Метод «больших туров» предполагает посещение группой экспертов исследуемой страны и налаживание там контактов с местными лидерами, правительственными чиновниками и бизнесменами. Отрицательной чертой этого метода является возможное приукрашивание собираемой информации и излишне оптимистичный прогноз2.

Наиболее систематичным методом является метод Дельфи, согласно которому на первом этапе аналитики компании разрабатывают систему переменных для конкретного случая, а впоследствии привлекают широкий круг экспертов, определяющих вес каждой переменной по соответствующей стране. Качественный подход позволяет оценить специфику каждой конкретной ситуации. В некоторых случаях подробное исследование разных специфических элементов, определяющих ситуацию, может быть более важным, чем проведение систематической количественной оценки. Однако основным недостатком этого метода является чрезмерная субъективность оценок.

Количественный подход к оценке странового риска позволяет сравнивать разные страны по степени риска, используя унифицированный числовой фактор риска, суммирующий относительное влияние определенного количества социально-политических факторов посредством разных политических и социальных индикаторов. Главным недостатком всех количественных методов являются использование частного определения политического риска и концентрация на ограниченном количестве подвидов риска, таких, как политическая нестабильность, валютный контроль, экспроприация.

Наряду с экспертными оценками для исследования внутриполитической нестабильности как ключевого фактора политического риска применяется эконометрическое моделирование. В основе базовой эконометрической модели лежат уравнения множественной регрессии. В их модели политическая нестабильность рассматривается как некое явление политической жизни определенной (конкретной) страны, характеризующееся широким применением давления по отношению к правительству в виде заговоров, государственных переворотов, гражданских войн, межнациональных конфликтов. Различаются нестабильность в правящих кругах, связанная с борьбой за власть внутри правящего слоя, и социальная, возникающая как результат активной деятельности оппозиционных социальных и политических сил. Иным методом анализа с последующей оценкой политического риска является составление рейтинга стран по уровню риска на основе структурированного и стандартизированного списка вопросов.

Множество подходов выявляет сложность и многоразмерность проблемы анализа и оценки по-

литического риска. Все модели, конечно, имеют определенные преимущества и недостатки. Экспертные системы можно критиковать за то, что в них не всегда можно проследить причинные отношения. Эконометрические модели, как правило, характеризуются сложностью обеспечения текущими источниками данных большинства независимых переменных, требуемых для анализа. Встроенные модели могут быть продолжительны во времени и географически ограничены. Таким образом, оптимальный подход должен сочетать положительные стороны каждого из методов и давать определенную возможность измерять макрориски и интерпретировать их применительно к проектным (специфическим) условиям.

Анализ политического риска в нашей стране имеет специфику. Во-первых, политическая традиция, несовершенство демократических институтов и переломный момент исторического развития обусловили ключевую роль личностного фактора, которому при оценке политического риска необходимо уделять требуемое внимание. Во-вторых, существенным фактором неопределенности является наличие множества политико-территориальных образований, обладающих неодинаковым экономическим потенциалом и опирающихся на разные исторические, политические, культурные и религиозные традиции. Как правило, избежать политического риска практически нельзя и трудно его предугадать, так как все зависит от государственной стабильности и экономики. В этих условиях, стремясь избежать потерь, предприниматель как субъект способен снизить их угрозу и уменьшить действие неблагоприятных факторов.

Литература

1. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: учеб. пособие. М., 1998.

2. Дегтярева О.И. Управление рисками в международном бизнесе: учеб. пособие. М., 2006.

3. Федосеев В.В., ЭриашвилиН.Д. Экономико-математические методы и модели в маркетинге: учеб. пособие / под ред. В.В. Федосеева; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

4. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Л.П. Гончаренко. М., 2007.

2 Там же. С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.