Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гостиничный бизнес / культурный туризм / средства размещения / факторы изменения / hotel business / cultural tourism / accommodation facilities / factors of change

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жариков Г. Н., Каурова О. В.

Статья посвящена экономической оценке культурного туризма в Московской области на фоне последних изменений в туристической индустрии России, вызванных экономической нестабильностью, изменением политической ситуации и введением санкций. Авторы исследуют влияние внутренних туристических потоков на развитие регионов и улучшение инфраструктуры, подчеркивая роль культурного туризма как ключевого драйвера региональной экономики. Показано, что культурный туризм способствует росту доходов, созданию рабочих мест, улучшению инфраструктуры и привлечению инвестиций, а также сохранению культурного наследия и поддержке местных традиций. В статье рассматриваются различные аспекты развития культурного туризма, включая социально-экономическое влияние, укрепление международных связей и улучшение имиджа региона на международной арене. Методы исследования включают анализ отечественных и зарубежных публикаций, статистических данных, отчетов и стратегий. В результате анализа выявлены ключевые факторы, влияющие на развитие культурного туризма в Московской области: богатое культурное наследие, наличие базовой инфраструктуры, охрана культурного наследия. Предложены стратегии для дальнейшего роста сектора культурного туризма: маркетинг территорий, создание туристических кластеров, организация культурных мероприятий, содействие внедрению информационных технологий. Исследование восполняет существующие пробелы в научных знаниях о культурном туризме, предлагая конкретные рекомендации по его развитию с учетом региональных особенностей. Включение сравнительного анализа с международным опытом помогает выявить лучшие практики, способствующие повышению конкурентоспособности российского культурного туризма на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC EVALUATION AND STRATEGIC DEVELOPMENT OF CULTURAL TOURISM IN THE MOSCOW REGION

The article is devoted to the economic assessment of cultural tourism in the Moscow region against the background of recent changes in the Russian tourism industry caused by economic instability, changes in the political situation and the imposition of sanctions. The authors explore the impact of domestic tourist flows on regional development and infrastructure improvement, emphasizing the role of cultural tourism as a key driver of the regional economy. It is shown that cultural tourism contributes to income growth, job creation, infrastructure improvement and investment attraction, as well as preservation of cultural heritage and support of local traditions. The article examines various aspects of the development of cultural tourism, including socio-economic impact, strengthening international relations and improving the image of the region in the international arena. Research methods include the analysis of domestic and foreign publications, statistical data, reports and strategies. As a result of the analysis, the key factors influencing the development of cultural tourism in the Moscow region are identified: rich cultural heritage, availability of basic infrastructure, protection of cultural heritage. Strategies for further growth of the cultural tourism sector are proposed: marketing of territories, creation of tourist clusters, organization of cultural events, promotion of the introduction of information technologies. The study fills in the existing gaps in scientific knowledge about cultural tourism, offering specific recommendations for its development, taking into account regional peculiarities. The inclusion of comparative analysis with international experience helps to identify the best practices that contribute to increasing the competitiveness of Russian cultural tourism at the international level.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

Международный научно-исследовательский журнал

«Прогрессивная экономика»

№ 9 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_1/ekonomicheskaya-oczenka-istrategicheskoe-razvitie-kulturnogo-turizma-v-moskovskoj-oblasti/

Научная статья / Original article

Шифр научной специальности ВАК: 5.2.3

УДК 338.48

DOI: 10.54861/27131211_2024_9_60

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Жариков Г.Н., аспирант, Российский университет кооперации, г. Мытищи,

Россия

Каурова О.В., доктор экономических наук, профессор, Российский

университет кооперации, г. Мытищи, Россия

Аннотация. Статья посвящена экономической оценке культурного туризма в

Московской области на фоне последних изменений в туристической индустрии России,

вызванных экономической нестабильностью, изменением политической ситуации и

введением санкций. Авторы исследуют влияние внутренних туристических потоков на

развитие регионов и улучшение инфраструктуры, подчеркивая роль культурного туризма

как ключевого драйвера региональной экономики. Показано, что культурный туризм

способствует росту доходов, созданию рабочих мест, улучшению инфраструктуры и

привлечению инвестиций, а также сохранению культурного наследия и поддержке местных

традиций. В статье рассматриваются различные аспекты развития культурного туризма,

включая социально-экономическое влияние, укрепление международных связей и

улучшение имиджа региона на международной арене. Методы исследования включают

анализ отечественных и зарубежных публикаций, статистических данных, отчетов и

стратегий. В результате анализа выявлены ключевые факторы, влияющие на развитие

культурного туризма в Московской области: богатое культурное наследие, наличие базовой

инфраструктуры, охрана культурного наследия. Предложены стратегии для дальнейшего

роста сектора культурного туризма: маркетинг территорий, создание туристических

кластеров, организация культурных мероприятий, содействие внедрению информационных

технологий. Исследование восполняет существующие пробелы в научных знаниях о

культурном туризме, предлагая конкретные рекомендации по его развитию с учетом

региональных особенностей. Включение сравнительного анализа с международным

опытом помогает выявить лучшие практики, способствующие повышению

конкурентоспособности российского культурного туризма на международном уровне.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, культурный туризм, средства размещения,

факторы изменения.

60

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

ECONOMIC EVALUATION AND STRATEGIC DEVELOPMENT OF

CULTURAL TOURISM IN THE MOSCOW REGION

Zharikov G.N., graduate student, Russian University of Cooperation,

Mytishchi, Russia

Kaurovа O.V., Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian University of

Cooperation, Mytishchi, Russia

Abstract. The article is devoted to the economic assessment of cultural tourism in the

Moscow region against the background of recent changes in the Russian tourism industry caused

by economic instability, changes in the political situation and the imposition of sanctions. The

authors explore the impact of domestic tourist flows on regional development and infrastructure

improvement, emphasizing the role of cultural tourism as a key driver of the regional economy. It

is shown that cultural tourism contributes to income growth, job creation, infrastructure

improvement and investment attraction, as well as preservation of cultural heritage and support of

local traditions. The article examines various aspects of the development of cultural tourism,

including socio-economic impact, strengthening international relations and improving the image

of the region in the international arena. Research methods include the analysis of domestic and

foreign publications, statistical data, reports and strategies. As a result of the analysis, the key

factors influencing the development of cultural tourism in the Moscow region are identified: rich

cultural heritage, availability of basic infrastructure, protection of cultural heritage. Strategies for

further growth of the cultural tourism sector are proposed: marketing of territories, creation of

tourist clusters, organization of cultural events, promotion of the introduction of information

technologies. The study fills in the existing gaps in scientific knowledge about cultural tourism,

offering specific recommendations for its development, taking into account regional peculiarities.

The inclusion of comparative analysis with international experience helps to identify the best

practices that contribute to increasing the competitiveness of Russian cultural tourism at the

international level.

Keywords: hotel business, cultural tourism, accommodation facilities, factors of change.

JEL classification: Z32, L83, O18.

Для цитирования: Жариков Г.Н., Каурова О.В. Экономическая оценка и

стратегическое развитие культурного туризма в Московской области // Прогрессивная

экономика. 2024. № 9. С. 60–74. DOI: 10.54861/27131211_2024_9_60.

Статья поступила в редакцию: 05.09.2024 г. Одобрена после рецензирования:

12.09.2024 г. Принята к публикации: 14.09.2024 г.

For citation: Zharikov G.N., Kaurovа O.V. Economic Evaluation and Strategic

Development of Cultural Tourism in the Moscow Region // Progressive Economy. 2024. No. 9.

pp. 60–74. DOI: 10.54861/27131211_2024_9_60.

The article was submitted to the editorial office: 05/09/2024. Approved after review:

12/09/2024. Accepted for publication: 14/09/2024.

61

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

Введение

В последние несколько лет туристическая отрасль в России столкнулась

с серьезными трудностями, вызванными экономическими колебаниями,

политическими изменениями и международными санкциями. Негативное

влияние данных факторов потребовало от регионов гибкости в привлечении

внутренних туристов через модернизацию туристической инфраструктуры и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

расширение предложения в области культурного и событийного туризма,

включая организацию уникальных мероприятий. Особую роль в развитии

региональной экономики играет культурный туризм.

Московская область, с ее разнообразным культурным наследием,

историческими монументами, музейными комплексами и мероприятиями

международного масштаба, выделяется как регион с великим потенциалом

культурного туризма. Данный вид туризма вносит значимый вклад в

экономику через увеличение доходов от туристической деятельности,

стимулирование развития отельного бизнеса, питания, транспортных и услуг

сопутствующих секторов, поскольку приток туристов стимулирует создание

новых рабочих мест, совершенствование туристической инфраструктуры и

увеличение инвестиций в регион [2]. Дополнительно, активное развитие

культурного туризма способствует сохранению и восстановлению

культурного наследия, а также поддержке местных традиций и обычаев.

Формирование и развитие сферы культурного туризма оказывает

значительное влияние на социально-экономическое процветание регионов,

открывая перед ними новые возможности для устойчивого роста и

стабильного благосостояния. Культурный туризм способствует не только

укреплению международных связей и активному обмену культурными

ценностями, но и играет важную роль в повышении образовательного уровня

и культурной осведомленности населения, стимулируя интерес к истории и

традициям как своей страны, так и других народов. В условиях глобализации

культурный туризм приобретает особую значимость. Он становится

ключевым элементом для формирования положительного имиджа региона на

мировой арене, что, в свою очередь, привлекает инвестиции и способствует

развитию инфраструктуры [4]. Культурный туризм также помогает усилить

конкурентные позиции территории на глобальном рынке, делая ее

привлекательной как для туристов, так и для бизнеса, создавая тем самым

благоприятные условия для долгосрочного экономического развития и

социальной стабильности, становясь важным инструментом в стратегическом

планировании регионального развития [9].

Статья направлена на детальное исследование экономических аспектов

туристической отрасли, с упором на анализ состояния и возможности для

расширения культурного туризма в Московской области. Основные задачи

включают в себя исследование действующего состояния рынка культурного

туризма, выявление потенциально выгодных направлений развития,

предложение усовершенствований для туристической инфраструктуры и

услуг. Кроме того, в статью включен анализ последствий изменений в

62

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

политическом ландшафте на развитие культурного туризма, включая рисканализ и выявление новых возможностей, а также разработку стратегий для

преодоления возникающих проблем и эффективного использования

положительных изменений. Цель исследования заключается в предложении

авторских рекомендаций для разработки эффективных мер стимулирования

сферы культурного туризма в Московской области на фоне меняющейся

политической обстановки.

Обзор литературы

В статье Г.А. Карповой, А.В. Кучумова и А.М. Благовой, анализируется

роль глубокой интеграции в евразийском пространстве для прогресса

туристической индустрии РФ. Авторы указывают на необходимость

внедрения тактик стратегического планирования для улучшения глобального

положения российского туризма на фоне геополитических колебаний.

Согласно подходу исследователей, инновационные подходы, такие как

методы бенчмаркинга, развитие туристического сегмента в арктических зонах

и принципы социальной ответственности – могут существенно повысить

качество управления в сфере туризма [7]. Научные результаты, изложенные в

статье О.С. Бедокуровой, акцентирует внимание на фундаментальном

значении культурного туризма для социально-экономического развития

общества. Культурный туризм не только способствует развитию

инфраструктуры, увеличению занятости и экономическому росту, но и

выполняет важную роль в укреплении социальной сплоченности, а также

стимулирует обмен культурными ценностями и способствует формированию

толерантного отношения к разнообразию культур, что крайне важно в

условиях глобализации [3].

Исследование, проведенное А. Архиповым и В. Музычуком, затрагивает

важную тему культурного туризма как двигателя развития туристической

отрасли в Российской Федерации, акцентируя на его экономической выгоде и

потребности в инвестициях [2]. К аналогичному выводу приходит и О.И.

Литвинова, в статье которой показано, что культурный туризм повышает

уровень жизни населения: за счет привлечения туристов развиваются местные

ремесла, творческие индустрии, гастрономия и другие секторы, тесно

связанные с культурным наследием [10]. В целом, развитие сферы туризма

создает новые возможности для малого и среднего бизнеса, способствует

появлению инновационных продуктов и услуг, что в итоге отражается на

повышении качества жизни как местных жителей, так и гостей региона.

Статья О.В. Симоновой, Г.В. Руденковой и И.Е. Некрасовой посвящена

детальному анализу сильных и слабых сторон Московской области, а также

возможностям и угрозам для ее устойчивого развития. Авторы применяют

секторный подход и SWOT-анализ для оценки ситуации, отмечая

стратегическое положение и развитую инфраструктуру региона наряду с

нехваткой ресурсов и квалифицированных кадров. В статье предлагается

разделение области на три специализированных сектора, а также даются

рекомендации по модернизации промышленности и внедрению социально

63

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

ориентированных инициатив [14]. Исследование А.В. Лузянина акцентирует

значимость культурно-исторического и экологического наследия местности

для стимулирования развития туристической отрасли. Автор выявляет

критическое состояние архитектурных памятников и предлагает

стимулировать культурный туризм как способ привлечения инвестиций для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реставрации [11]. На основе проведенного обзора научных источников моно

сделать выводы о высокой значимости сферы туризма в контексте социальноэкономического развития. Научные статьи также подчеркивают важность

стратегического планирования и внедрения инновационных подходов, таких

как развитие арктического туризма и бенчмаркинг, для повышения

конкурентоспособности российского туризма на фоне глобальных

политических изменений.

Материалы и методы

В ходе исследования культурного туризма в Московской области был

проведен всесторонний анализ, включающий обзор отечественных и

международных публикаций, сбор и изучение статистических данных, отчетов

о развитии туристической сферы, а также стратегических документов.

Исследование базировалось на информации из официальных интернетисточников и специализированных баз данных. В качестве первоисточников

использовались научные труды, актуальные публикации Росстата,

аналитические материалы Министерства культуры и Министерства

экономического развития Российской Федерации, а также официальные

документы и отчеты Всемирной туристической организации (UNWTO).

В исследовании применены такие методы научного познания как

контент-анализ документов, связанных с формированием туристической

политики, статистический анализ данных о туристических потоках и

ключевых экономических показателях. Сравнительное исследование

ситуации в Московской области в контексте других российских и

международных регионов дало возможность выявить успешные механизмы и

стратегии, которые могут быть адаптированы для повышения

привлекательности региона. Применение SWOT-анализа позволило глубже

оценить сильные и слабые стороны, а также выявить возможности и угрозы,

что стало основой для выработки стратегических рекомендаций по

дальнейшему развитию культурного туризма.

Результаты и обсуждение

Подмосковье, окаймляющее столичный регион России, служит ярким

примером туристического направления, насыщенного культурными и

историческими памятниками, а также живописными ландшафтами. Данный

регион знаменит своим богатством объектов культурного наследия,

предоставляя обширные возможности для туризма благодаря уникальным

маршрутам и развлечениям. Подмосковье выделяется на фоне других

регионов своим культурным многообразием и природными красотами,

привлекая тем самым энтузиастов истории, культурных путешествий,

активного отдыха и экотуризма [15].

64

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

Таким образом, Московская область играет значимую роль в развитии

внутреннего туризма России, благодаря уникальной совокупности культурноисторических ценностей, выгодному расположению, благоприятным

погодным условиям и разнообразию природных ландшафтов, что

способствует процветанию разнообразных форм туристической деятельности.

SWOT-анализ развития внутреннего туризма в Московской области

представлен в табл. 1.

Таблица 1

SWOT-анализ развития внутреннего туризма в Московской

области

Преимущества

Недостатки

− высокий

потенциал

развития

− ограниченное

развитие

внутрирегионального

туризма,

благодаря инфраструктуры вдоль дорог и

уникальным

природным,

экологическим, дефицит мест для стоянок;

историческим и культурным объектам, а также

− невысокое качество услуг на

разнообразным рекреационным ресурсам;

дорожных объектах и завышенные

− активное внедрение местных инициатив, стоимости проживания;

направленных на стимулирование внутреннего

− невысокая

интенсивность

туризма;

рекламных кампаний по промоции

− ориентация туристических агентств на туристических объектов региона на

развитие внутреннего туризма;

локальном рынке;

− устойчивый рост в различных сегментах

− ограниченная

туризма, включая короткие поездки (уикенд- информационная

поддержка

туры), сельский и экотуризм;

внутренних

туристических

направлений;

− присутствие крупных консалтинговых и

инвестиционных

компаний,

способных

− сформиовавшиеся в России

поддерживать развитие малого и среднего бизнеса представления о притягательности

в туристическом секторе;

зарубежных путешествий;

− активное внедрение цифровых технологий

− недостаточно

высокий

в сферу туристических услуг.

уровень безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможности

− приток финансирования и улучшение инфраструктуры для туризма;

− повышение уровня обслуживания, расширение перечня услуг, формирование

конкурентоспособной атмосферы;

− стимулирование внутреннего туризма через государственные и местные

инициативы;

− эволюция цифровых платформ в индустрии путешествий;

− промоция туристических достопримечательностей района для местных

потребителей;

− усиленное внимание правительства к сектору.

Угрозы

− поддержание разрыва между стоимостью и уровнем качества предоставляемых

туристических услуг.

Источник: составлено авторами по данным [5; 8]

65

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

SWOT-анализ показал, что развитие внутреннего туризма в Московской

области обладает значительными преимуществами, у региона имеется

высокий потенциал роста внутреннего туристического потока благодаря

богатым природно-экологическим, историко-культурным и рекреационным

ресурсам, а также расширению ассортимента туристических продуктов и

реализации региональных программ по развитию внутреннего туризма.

Однако на основе анализа также выявлены и недостатки, такие как

слабая придорожная инфраструктура, нехватка мест для размещения (миниотели, кемпинги, мотели, отели, организованные места отдыха, стоянки),

низкое качество придорожного сервиса и высокие цены на размещение. Также

отмечается недостаточный уровень маркетингового продвижения объектов

Московской области на внутреннем рынке, недостаток информационного

обеспечения объектов внутреннего туризма, сложившийся имидж

международного туризма как более привлекательного, и низкий уровень

безопасности.

Экономический прогресс Подмосковья обладает перспективами для

оперативного устранения имеющихся дефектов через привлечение

инвестиций и усиление инфраструктурного потенциала, улучшение уровня

сервиса, расширение сети услуг, формирование конкуренции, а также

активизацию внутрирегионального туризма под эгидой государственных и

местных властей. Эффективное использование информационных технологий

и стратегии маркетинга для продвижения объектов в регионе на национальном

уровне, в тандеме с повышенным контролем и интересом со стороны

государственного аппарата, будет способствовать положительным

изменениям в сфере [6]. Несмотря на опасность нарушения баланса между

стоимостью и качеством предоставляемых сервисов, заложение основ

конкурентоспособной среды и государственная поддержка регионального

туризма должны минимизировать этот риск.

Стимулирование культурного туризма охватывает ряд критически

важных

компонентов,

ключевые

из

которых

направлены

на

привлекательность региона для путешественников и формирование надежной

сферы туризма. На первом плане стоит задача модернизации транспортной

сети, включая обновление автомобильных трасс, железнодорожных

сообщений и аэровокзалов. Параллельно, критично важно развивать сферу

гостиничного сервиса для высококачественного размещения гостей [16].

Ключевую роль в развитии потенциала региона играет также доступность

культурных памятников для посетителей с инвалидностью. Охрана

культурных ценностей занимают центральное место и охватывает

поддержание сохранности исторических сооружений, монументов и музейных

коллекций, а также разработку мероприятий для защиты нематериальных

культурных активов, включая обычаи, ручные навыки и народное творчество.

Стратегический подход к маркетингу и продвижению в сфере

культурного туризма включает в себя формирование и реализацию

комплексных маркетинговых планов, направленных на привлечение

66

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

внутренних и международных туристов. Это означает не только разработку и

запуск целенаправленных рекламных акций, но и активное участие в

профильных выставочных мероприятиях. Ключевую роль играет и брендинг

территорий, который должен тесно ассоциироваться с их уникальным

культурным и историческим наследием. Образовательные инициативы и

программа повышения квалификации охватывают подготовку специалистов в

туристической сфере, создание учебных курсов для местного населения по

сохранению культурного наследия, а также финансирование научноисследовательских проектов, направленных на развитие культурного туризма.

Цифровая трансформация и инновационные подходы значительно

обогащают туристический опыт. Так, виртуальные экскурсии и

функциональные мобильные приложения, разработка удобных онлайнплатформ для резервации услуг и доступа к информации о культурных местах

интереса – играют ключевую роль в привлечении представителей молодого

поколения [16]. К тому же, активное использование социальных сетей и

стратегий интернет-маркетинга эффективно способствует привлечению

внимания к культурным мероприятиям и знаковым достопримечательностям.

Реализация культурных проектов, включая фестивали, экспозиции и

музыкальные представления, а также составление привлекательного для

туристов сезонного календаря активностей, играет ключевую роль в

стимулировании культурного туризма. Активизация местных инициатив и

программ, направленных на укрепление культурного туризма, становится

критически важным элементом в данном контексте.

Экологически устойчивый туризм и экотуризм направлены на

интеграцию методов устойчивого развития для сокращения негативного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

влияния туристической деятельности на природу, формирование поддержки

экотуристических предприятий и проектов по охране природных

уникальностей в рамках развития культурного туризма. Включение сообществ

в процессы туристического развития обеспечивает экономическое

благополучие местных жителей за счет вовлечения их в туристический бизнес.

Многогранное взаимодействие между правительственными учреждениями,

предприятиями частного сектора, НПО, а также с международными

структурами и учреждениями культуры оказывает ключевое влияние.

Создание и реализация обменных программ, нацеленных на распространение

передового опыта и эффективных методик в сфере культурного туризма,

вносит значительный вклад в усиление его потенциала.

Разработка специализированных маршрутов и формирование

туристических кластеров, включающих в себя культурно-исторические

маршруты и гастрономические путешествия, а также создание сетей,

объединяющих множество культурных достопримечательностей и объекты

инфраструктуры, способны обогатить и укрепить сектор культурного туризма.

Эти меры не только способствуют экономическому прогрессу территорий, но

и играют важную роль в сохранении и передаче культурного наследия

регионов.

67

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

Согласно информации, предоставленной Федеральной службой

государственной статистики (Росстат) и аналитическим институтом «Центр

экономики рынков», туристическая сфера в России демонстрирует

динамичное развитие, преимущественно за счет фокуса на локальные

маршруты, что стало особенно актуальным в условиях, сформированных

глобальной коронавирусной пандемией, оказавшей глубокое воздействие на

все аспекты туристической отрасли. Информация, распространенная

Росстатом в сотрудничестве с «Центром экономики рынков», подтверждает,

что стратегия развития туристического сектора РФ на период до 2035 года

ориентирована на стимулирование и поддержку внутреннего туризма.

К 2023 году в России зафиксирован рост количества объектов

коллективного размещения (гостиниц, хостелов и других типов размещения)

до 44 393, что на 6,6% превышает показатели предыдущего года. За период с

2018 по 2023 год наблюдался стабильный среднегодовой рост этих объектов

на 2,8%, в то время как их общая вместимость (номерной фонд) увеличилась

на 16,9%, достигнув около 1,2 миллиона номеров. Больше половины

предложения на рынке (54%) приходится на объекты без звездной

категоризации, в то время как 22,5% объектов оценены в три звезды, что

говорит о широком спектре услуг и уровней комфорта. Вместимость в плане

койко-мест увеличилась на 24,6%, составив 3,3 миллиона к 2023 году. Средняя

заполненность номеров достигла отметки в 87,8%, отражая высокий уровень

спроса на рынке размещения и указывая на ощущаемую нехватку

предложения [12].

В 2023 году количество гостей, останавливающихся в объектах

коллективного размещения (ОКР) России, достигло 83,6 миллиона человек,

что представляет собой увеличение на 16,8% по сравнению с показателями

2018 года. Стоимость проживания в среднем достигла 2 514 рублей за сутки

на одного человека, что на 21,9% выше, чем было зафиксировано пять лет

назад. Преимущественно туристский поток состоял из россиян, поскольку

доля иностранных гостей составила лишь 4,7%, что указывает на сильную

ориентацию на внутренний туризм. Выручка отелей и других средств

размещения в России в указанный период достигла приблизительно 900

миллиардов рублей, что в полтора раза превышает показатели 2018 года. При

этом средняя прибыльность одного гостиничного номера в год оценивалась в

805 тысяч рублей. В списке лидеров отрасли по общему доходу находится

НАО «Красная Поляна», демонстрирующее впечатляющий финансовый

результат с оборотом в 11,1 миллиарда рублей [12].

Потребность в размещении в отелях и других средствах проживания в

России увеличивается быстрее, чем количество доступных мест, вызывая

недостаток в наличии номеров. Преимущественно россияне предпочитают

отдыхать в Краснодарском крае, который выделяется ведущими позициями по

количеству разнообразных объектов размещения и вместимости. В городе

Москва наибольшее число посетителей обусловлено большим количеством

хостелов и востребованностью проживания среди рабочих мигрантов.

68

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

Реабилитация и энергичное продвижение сектора гостеприимства

формируют оптимальный климат для прогресса туристической индустрии и

роста числа путешественников, что, в свою очередь, стимулирует

экономическое процветание региона. Внимание к Московской области

обусловлено впечатляющим подъемом в сфере гостеприимства. В 2024 году

рынок гостиниц в Москве и прилегающих территориях показывает уверенное

возрождение и развитие, спровоцированные ростом числа посетителей и

развитием внутреннего туристического движения [12].

Согласно аналитике от Центра международной торговли Москва, число

туристов в столице в 2023 году выросло на 37% по сравнению с прошлым

годом, составив 24,5 млн человек, включая 2,3 млн иностранных гостей. В

2023 году гостиницы Москвы испытали впечатляющую заполняемость в

среднем на 73%, что свидетельствует о неуклонном повышении интереса к

размещению в столице. Средний уровень цен на номера в этих отелях

поднялся на 16%, при этом наибольший прирост цен, достигший 25%,

наблюдался в предложениях отелей категории «три звезды» [13].

Аналитический обзор также демонстрирует тенденции роста на

рыночном пространстве в интервале с января по август 2023 года. Самый

заметный подъем наблюдался в сегменте отелей категории «три звезды», где

зафиксировано увеличение средней стоимости размещения на 26,3% в

сравнении с данными за первое полугодие предыдущего 2022 года. Между

тем, сектор гостиниц высшего класса («пять звезд») продемонстрировал

стабильность как в плане занятости номерного фонда, так и в уровне

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ценообразования [1]. Основные причины увеличения включают ограничения

на международные поездки для граждан России, способствующие

активизации внутреннего туризма, а также эффективные рекламные стратегии

и улучшение уровня обслуживания в отелях Москвы.

В свете наложенных международных ограничений на РФ, сектор

туризма в Подмосковье переживает всплеск развития, усиленный

массированными маркетинговыми усилиями, целящимися в стимулирование

внутреннего турпотока. С учетом препятствий для международных

путешествий, россияне повысили свой интерес к путешествиям внутри

страны, в том числе к исследованию культурных и природных

достопримечательностей своего региона. Прорыв в продвижении состоялся за

счет акцентирования на уникальности и исторической значимости локаций

Московской области [17]. Инновационные технологии, включая VR-туры и

приложения для смартфонов, предлагающие подробные данные о маршрутах

и достопримечательностях, сыграли существенную роль в повышении

доступности и привлекательности региона для посетителей [16].

Маркетинговые инициативы были усилены для формирования

привлекательного образа региона, акцентируя на разноплановых рекламных

акциях, включая распространение информации через традиционные массмедиа и интенсивное вовлечение социальных медиаплатформ для

демонстрации ярких изображений, видео и положительных откликов

69

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

посетителей. Активный маркетинг способствовал расширению знаний среди

населения России о малоизвестных местах Московской области и

спровоцировало интерес к их исследованию. Дополнительно, организация

разнообразных событий и фестивалей стимулировала туристический интерес.

В частности, проведение культурных, гастрономических и спортивных

событий привлекло множество посетителей, оказав положительное влияние на

экономическое благосостояние территории.

Власти Московской области задействовали стратегию, направленную на

усиление ее привлекательности как центра туризма, реализуя широкую

программу мероприятий, включая культурные фестивали, спортивные

состязания и иные массовые события. Ключевым примером является «Золотая

осень» в Коломне – это фестиваль, который ежегодно собирает

многочисленную аудиторию благодаря уникальной программе, включающей

в себя ярмарки, музыкальные выступления и гастрономические праздники

[15]. Следовательно, благодаря эффективной маркетинговой стратегии,

население Подмосковья стало более вовлеченным в изучение исторического и

культурного наследия своего края. Это, в свою очередь, привело к увеличению

числа посетителей в муниципальные музеи, галереи и на разнообразные

культурные события.

В результате введения экономических санкций и ограничений на

международные путешествия, интерес российских граждан к отдыху в

пределах страны значительно увеличился. Подмосковье, находящееся в

непосредственной близости от столицы, привлекло внимание огромного

количества отдыхающих. Это, в свою очередь, стимулировало разработку

новых туристических маршрутов и повышение качества обслуживающей

инфраструктуры.

Примерами

популярных

достопримечательностей

Московской области являются Сергиев Посад, где расположена всемирно

известная Троице-Сергиева Лавра, и Коломна, привлекающая внимание

историческим центром и уникальным музеем пастилы [11], что делает данные

населенные пункты более привлекательными для туристических посещений.

С развитием внутреннего туристического движения стало очевидно, что

существует потребность в расширении и модернизации инфраструктуры для

путешественников. Это предполагало как модернизацию существующих

дорожных сетей для облегчения доступа, так и возведение новых объектов

гостеприимства, включая гостиницы, рестораны и центры развлечений. В

ответ на эти потребности, в области вокруг Москвы были построены

современные гостиничные комплексы, например, «Radisson Blu Hotel» в

Зеленограде и «Hilton Garden Inn» в Сергиевом Посаде [13], что существенно

улучшило уровень услуг и комфорт для посетителей.

С ростом туристического потока появилась актуальность улучшения

качества обслуживания в туристической индустрии. Это привело к созданию

специализированных обучающих программ для персонала в секторе

гостеприимства и имплементации сервисных стандартов. Программы,

направленные на обучение персонала отельного и ресторанного бизнеса,

70

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

например, проект «Welcome! Московская область» [15], способствовали

эффективному

повышению

качества

обслуживания

и

уровня

удовлетворенности потребителей услуг.

С ростом внутреннего туризма ощутимо увеличился интерес к

экотуризму. В Подмосковье появились новые экологические тропы, а также

произведено улучшение инфраструктуры уже имеющихся заповедных зон и

национальных парков. Национальный парк «Лосиный Остров», размещенный

в пригороде столицы, привлек значительные финансовые вложения,

направленные на развитие туристической сферы, что позволило создать новые

экомаршруты и запустить обучающие программы для посетителей [17].

Промышленность туризма в Подмосковье, на фоне международных

ограничений, требует применения гибких и новаторских стратегий.

Акцентирование внимания на привлечение путешественников из внутренних

регионов страны позволяет активизировать интерес к национальному

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культурному наследию через реализацию туров к значимым историческим

локациям и памятникам архитектуры. Важно также уделять внимание

развитию сельского туризма, предлагая посетителям ознакомиться с жизнью

на фермерских хозяйствах, где они могут принять участие в аграрных работах

и окунуться в атмосферу сельской идиллии. Реализация культурных

фестивалей, тематических ярмарок и музыкальных концертов также

способствует активизации интереса к мероприятиям, направленным на

развитие событийного туризма.

Формирование услуг и пространств для экологически устойчивого и

динамичного досуга играет ключевую роль. Расширение сети национальных

парков и природных резерватов, установка маршрутов для пеших экскурсий,

создание мест для кемпинга и центров экологического образования станет

притягательным для энтузиастов природы. Поддержка и развитие

инфраструктуры для пешего туризма, велосипедных поездок, активностей на

воде и зимних спортивных мероприятий необходимы для поощрения

активного образа жизни.

Усовершенствование инфраструктуры в сфере туризма способствует

увеличению комфорта и гарантии безопасности путешественников.

Оптимизация и развитие сети транспортных маршрутов, а также

строительство новых и модернизация действующих дорожных артерий

являются ключевыми аспектами. Расширение гостиничного фонда и эволюция

качества обслуживания, включая поддержку бутик-отелей и B&B, обеспечат

высокий уровень удобства пребывания. Внедрение информационных пунктов

для путешественников, предоставляющих всестороннюю информационную

поддержку и консультации, также играет значительную роль.

Запуск масштабных рекламных проектов эффективно повысит интерес

к туристическим направлениям. Эффективное применение платформ

социальных медиа, разработка интерактивных сайтов и приложений,

предоставляющих обширные данные о местах для путешествий, ключевые для

маркетинга региона. Внедрение эксклюзивных акций и скидок для

71

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

привлечения путешественников, а также коллаборации с известными

блогерами и мнениями лидерами, усилит привлекательность Московской

области.

Создание образовательных туров, включая посещение значимых

исторических и культурных объектов, научных институтов, а также участие в

познавательных мероприятиях, способствует развитию образовательного

туризма среди молодежи. А разнообразие кулинарных экспериенсов, в том

числе участие в гастрономических фестивалях, экскурсиях по продуктовым

рынкам и посещение заведений, предлагающих блюда местной кухни,

позволяет активно развивать гастрономический туризм.

Содействие привлечению гостей с помощью организации культурных

событий, разработка новаторских арт-проектов и запуск современных

музейных комплексов, реализация выставочных проектов, музыкальных и

театральных представлений, а также проведение кинофестивалей являются

ключевыми аспектами для стимулирования туристической привлекательности

региона. Такие меры будут способствовать гибкой адаптации к изменяющимся

рыночным условиям и станут катализатором развития туристической отрасли

в Московской области, адаптируя ее к новым реалиям.

Заключение

Расширение сектора культурного туризма в Подмосковье может стать

ключевым двигателем для стимулирования экономического развития и

повышения социального благосостояния в регионе. Исследовательские

данные подтверждают, что активизация посещений культурных объектов

стимулирует рост в сегментах гостиничного хозяйства, ресторанного бизнеса,

транспортных услуг и сферы обслуживания, что влечет за собой создание

дополнительных рабочих мест и способствует усовершенствованию

инфраструктурных возможностей. Более того, стимулирование культурного

туризма играет важную роль в сохранении и пропаганде культурного

наследия, поддержании местных обычаев, а также в укреплении

межкультурного диалога и международного сотрудничества.

Для гарантированного прогресса в сфере культурного туризма

Подмосковья решающее значение имеют модернизация транспортного узла и

совершенствование гостиничного сервиса, расширение доступа к культурным

ценностям для разнообразных групп населения включая инвалидов.

Принципиально важны активное участие в восстановлении и сохранении

культурного достояния, также как и формирование инициатив по охране

нематериального наследия. В этом контексте значимы разработка и

имплементация стратегий маркетинга для усиления позиций культурного

туризма на внутреннем и внешнем рынках, проведение PR-акций и участие в

специализированных мероприятиях. Ключевую роль играет повышение

профессионализма

сотрудников

туристического

сектора

через

образовательные мероприятия и просветительскую деятельность среди

населения о значимости культурного наследия.

72

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

Применение передовых технологий, в частности виртуальных экскурсий

и разработка мобильных приложений, способствуют повышению качества

туристического сервиса, а также эффективному распространению

информации о культурных мероприятиях и значимых объектах. Организация

культурных фестивалей, арт-выставок, музыкальных концертов, и других

событий на протяжении всего года активизирует приток туристов,

способствуя развитию культурно-исторического туризма. Ключевое значение

имеет принятие мер по устойчивому туризму и развитие экологического

туризма, что предотвращает негативное влияние на экосистемы и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

способствует сохранению биологического и ландшафтного разнообразия.

Стратегическое взаимодействие между правительственными структурами,

бизнес-сектором, НПО и международными культурными учреждениями,

нацеленное на обмен знаниями и передовыми методиками, является

необходимым условием для достижения поставленных задач в области

культурного туризма.

Внедрение предложенных стратегий позволит Подмосковью привлекать

больше посетителей, создавая при этом устойчивую и конкурентоспособную

сферу туризма, которая будет способствовать экономическому прогрессу и

охране культурных ценностей региона. В эпоху глобализации, культурный

туризм выступает ключевым фактором для улучшения репутации Московской

области на мировой арене и стимулирования притока инвестиций.

Литература

1.

Арсений Р.М. Особенности классификации гостиниц в России в

2021 г. // Стратегические векторы развития туризма и индустрии

гостеприимства: мировое, национальное, региональное измерение :

Материалы

Международной

научно-практической

конференции.

Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет,

2021. С. 16–22.

2.

Архипов А., Музычук В. Культурный туризм в стратегии развития

отечественного туризма // Вестник Института экономики Российской

академии наук. 2011. № 4. С. 209–223.

3.

Бедокурова

О.С.

Развитие

культурно-просветительского

потенциала через сферу туризма // Мировая наука. 2023. №10 (79). С. 103–108.

4.

Галимова Л.И., Галимов Ш.Ш., Зиннуров И.Н. Туризм и

геополитика: взаимодействие на современном этапе // Прогрессивная

экономика. 2022. № 4. С. 5–17.

5.

Делия В.П., Кульгачев И.П. Московская область: реанимация

сферы туризма и ее состояние в эпоху пандемии коронавируса (2000-2021

ГОДЫ) // Вестник Академии права и управления. 2021. №3 (64). С. 76–81.

6.

Зевеке О.Ю. Некоторые аспекты оценки туристских потоков в

Московской области // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2019. № 10.

С. 33–40.

73

Прогрессивная экономика

Progressive economy

2024, № 9.

2024, Iss. 9.

ISSN 2713-1211 (online)

https://progressive-economy.ru/

7.

Карпова Г.А., Кучумов А.В., Благова А.М. Безопасное и

устойчивое развитие сферы туризма в России в контексте активизации

процессов евразийской интеграции // ТТПС. 2019. № 3 (49). С. 52–54.

8.

Корюкова С.А. Современное состояние и перспективы развития

внутреннего туризма в России // Прогрессивная экономика. 2023. № 2. С. 57–

69.

9.

Корюкова С.А. Современное состояние и перспективы развития

внутреннего туризма в России // Прогрессивная экономика. 2023. № 2. С. 57–

69.

10. Литвинова О.И. Актуальные тенденции в инвестиционных

процессах индустрии туризма и гостеприимства // Прогрессивная экономика.

2023. № 11. С. 85–103.

11. Лузянина А.В. Культурное и природное наследие московской

области как фактор развития туризма в современной России // Культура:

теория и практика. 2022. № 1 (46). С. 43–48.

12. Обзор гостиничного рынка Москвы 2024 в цифрах // Центр

международной

торговли

Москва.

URL:

https://wtcmoscow.ru/company/news/5432/.

13. Рынок гостиниц в Подмосковье // Центр экономики рынков. URL:

https://research-center.ru/rynok-gostinic-v-podmoskove/.

14. Симонова О.В., Руденкова Г.В., Некрасова И.Е. Возможности и

перспективы социально-экономического развития Московской области //

Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 6–2. С.

94–96.

15. Туризм в Московской области // Правительство Московской

области. URL: https://mosreg.ru/seychas-v-rabote/proekty/turizm-v-moskovskoioblasti.

16. Gregoric M. Post-Covid transformation of cultural tourism // Croatian

Regional Development Journal. 2022. № 3. С. 161–180.

17. Moscow tourism: how the pandemic affected the industry // Made in

Russia. URL: https://madeinrussia.ru/en/news/2893.

74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.