3. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М-ИНФРА-М, 2013. - 576 с. - (Серия «Высшее образование»).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. - Официальный текст. - М.: «Проспект», 2015. - 828 с.
© М.М. Саакян, Н А. Гончарова 2015
УДК 338.5 С-17
А.Самаликова
старший преподаватель Экономический факультет Международный Казахско-Турецкий университет г.Туркестан, Республика Казахстан Р.М.Тажибаева К.э.н.,Экономический факультет Международный Казахско-Турецкий университет г.Туркестан, Республика Казахстан
ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В КАЗАХСТАНЕ
Аннотация
Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) на данный момент времени в Казахстане признаются как один из векторов развития энергетического комплекса. Наблюдается усиление внимания к процессу их внедрения со стороны государства и ряда бизнес структур. Формирование устойчивого комплекса ВИЭ в Казахстане обуславливает значительные финансовые и технологические вливания при непосредственном участии государства, без которых возобновляемая энергетика останется на фактически нулевом уровне. Развитие возобновляемой энергетики в Казахстане требует осуществления ряда мер по поддержке этой деятельности.
Ключевые слова
возобновляемые источники энергии (ВИЭ), альтернативная энергетика, ветроэлектростанция,
электроэнергия, гидроэнергетика.
Интерес к альтернативным источникам энергии в последнее время стал особенно высоким в мире. Это обусловлено возрастающей потребностью глобальной экономики в энергии, ограниченностью запасов углеводородных ресурсов и все более осознаваемая необходимость поиска других новых источников.
Главными причинами, обусловивших развитие альтернативной энергии, выступают обеспечение энергетической безопасности, сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, завоевание мировых рынков возобновляемых источников энергии, сохранение запасов собственных энергоресурсов для будущих поколений, а также увеличение потребления сырья для неэнергетического использования топлива.
Основная задача альтернативной энергетики - увеличение доли возобновляемых источников энергии (малые гидроэлектростанции, солнечные установки) в энергобалансе страны.
Казахстан обладает значительными ресурсами возобновляемой энергии, по экспертным оценкам, потенциал ресурсов, куда входят гидроэнергия, ветровая и солнечная энергия, в Казахстане весьма значителен и оценивается величиной свыше 1 трлн кВт/ч. Неиссякаемые возможности содержит в себе ветроэнергетика. Наиболее известны в этом плане ресурсы Джунгарских ворот и Шелекского комплекса, находящиеся в Алматинской области. Их возможности для использования в генерации электроэнергии воздушных потоков уникальны. Но этим казахстанские ресурсы не исчерпываются, за исключением ряда регионов на юге и юго-западе, в Казахстане практически повсюду имеется хороший ветровой потенциал.
В программе по развитию электроэнергии РК на 2010-2014 годы, разработанной Министерством индустрии и новых технологий отмечено, что главным препятствием к развитию ветроэнергетики являются высокие удельные капитальные затраты на строительство и как следствие, высокий тариф на электроэнергию. Однако, в условиях постоянного роста цен на энергоносители, привлечения инвестиций в модернизацию и обновление генерирующих мощностей, разница между ценой на электроэнергию от традиционных источников и ветроэлектростанций будет сокращаться. [1, с. 14]
В рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан, по итогам 2014 года объем вырабатываемой электрической энергии возобновляемыми источниками достиг 1 миллиарда кВтч в год.
В соответствии со Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2020 года доля альтернативных источников энергии в общем объеме электропотребления должна составить 1,5% к концу 2015 года, и более 3% - к 2020 году (для сравнения, в ЕС - 20%, в России - 4,5%). Определенные надежды можно связывать с принятием в течение последних нескольких лет законодательной базы и ряда отраслевых программ, которые нацелены на поддержку ВИЭ. [2, с.24]
Планируется реализация проектов по строительству первых ВЭС. К предполагаемым районам размещения относятся г. Астана, Акмолинская область, Джунгарские ворота и Шелекский коридор - в Алматинской области. Предполагаемая мощность вырабатываемой электрической энергии на первом этапе может составить 50-100 МВт. [2, с 28]
К концу 2015 года предполагается строительство ветроустановок установленной мощностью 125 МВт с выработкой электрической энергии 400 млн. кВт.ч. В 2015 году в Республике вводятся в эксплуатацию новые малые ГЭС с общей установленной мощностью свыше 100 МВт, с намечаемой выработкой электрической энергии - 300 млн. кВт.ч. В рамках проекта «Казахстан — инициатива развития рынка ветроэнергетики» была проделана определенная работа, направленная на развитие ветроэнергетики в Республике Казахстан, в том числе, был изучен ветропотенциал на различных площадках в областях Республики. По восьми из них были проведены прединвестиционные исследования. На всех из них было подтверждено наличие среднегодовой скорости ветра (около 5-6 м/с) пригодной для успешной реализации проектов. В рамках проекта был разработан Ветровой атлас Казахстана. Проект программы развития Организации Объединенных Наций (далее — ПРООН) «Казахстан — инициатива развития рынка ветроэнергетики» разработал облегченную веб - версию Ветрового атласа Казахстана, с помощью которого пользователь может определить среднегодовую скорость ветра в выбранной точке, расстояние до ближайшей линии электропередач, расстояние до других объектов, а также выбирать нужные слои карты. Для ряда районов областей Республики Казахстан подготовлены ветровые карты со степенью разрешения 100м. Главная цель Ветрового Атласа — создание основы для системного подхода по изучению ветровых ресурсов станы, их качественному анализу и подготовке рекомендаций по выбору мест размещения ветроэлектростанций для получения электроэнергии. Алматинская область обладает самыми уникальными в мире площадками потенциального строительства ВЭС. Это Джунгарские ворота и Шелекский коридор. Так, в Джунгарских воротах: среднегодовая скорость ветра на высоте 50 м. — 9,7 м/с, плотность потока — 1050 Вт/м2, количество часов работы ВЭС с полной нагрузкой — 4400 ч/год. Соответственно, в Шелекском коридоре: среднегодовая скорость ветра на высоте 50 м. — 7,7 м/с, плотность потока — 310 Вт/м2, количество работы ВЭС с полной нагрузкой — 3100 ч/год. [3, с 7.]
Вторым направлением ВИЭ в РК является развитие гидроэнергетики. На горных реках южных областей страны сосредоточено около 65% гидроэнергоресурсов. Согласно полученным исследованиям, потенциал малых ГЭС ориентировочно можно оценить величиной около 8,0 млрд. кВтч.
На сегодняшний день доля ГЭС в структуре генерирующих мощностей Казахстана составляет только около 12,3%. Этот показатель значительно отстает от экономически развитых стран. Более того, 68% генерирующих мощностей гидроэлектростанций отработали более 30 лет. Определенные подвижки принесет реализация в ближайшие годы нескольких крупнейших проектов ГЭС: Мойнакской ГЭС установленной мощностью 300 МВт, Кербулакской ГЭС - 49,5 МВт, Булакской ГЭС - 68,25 МВт.
Несмотря на значительный потенциал развития крупных ГЭС, Казахстан может успешно перенять опыт освоения мини-ГЭС, который был частично апробирован в советский период. Показательно, что экономический потенциал малых ГЭС, по оценкам, достигает около 7,5 млрд кВт/ч в год.
Развитие возобновляемой энергетики в Казахстане требует осуществления ряда мер по поддержке этой деятельности: предусматривается проработка вопросов по поддержке возобновляемых источников энергии, в том числе: резервирование и приоритет при предоставлении земельных участков для строительства объектов возобновляемых источников энергии; обязательства энергопередающих организации по покупке электроэнергии, произведенной с использованием возобновляемых источников энергии; освобождение возобновляемых источников энергии от платы за транспорт электроэнергии по сетям; поддержка при подключении объектов по использованию возобновляемых источников энергии к сетям энергопередающей организации.
Список использованной литературы:
1.Беккер Н.А. Оценка экономической эффективности использования возобновляемых источников энергии: на примере ветроэнергетики Германии // Дис. канд. эконом, наук. - М., - 2007. - С. 26.
2.Ульянов И.А., Гребенщикова П.И., Малышев А.Г. Уголь в народном хозяйстве. - М.: Недра, - 1982. - С. 112.
3.Козлов В.А. Потребительский рынок и конкуренция // Энергорынок. -2000.-№10.-С9-12.
4.Школьник. В.С. Казахстан в глобальном энергоэкологическом пространстве XXI века // Доклады IV Международной научно-практической конференции. - Алматы, - 2008. - С.3-5.
© Р.М.Тажибаева, А.М.Самаликова, 2015
УДК 338.001.36
Е.В. Свиридова
студент 4 курса экономического факультета Томский государственный университет систем управления
и радиоэлектроники E-mail: [email protected] Научный руководитель: Р.В. Черская старший преподаватель кафедры «Экономика» Томский государственный университет систем управления
и радиоэлектроники г.Томск, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБОСНОВАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧИСЛЕННОСТИ ГОСАППАРАТА НА ОСНОВЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РФ И США
Аннотация
Статья посвящена вопросам эффективности работы государственного аппарата России. Результат анализа показал, что с наиболее развитой державой США эффективность труда чиновников РФ по показателям ВВП, заработной платы плюс расходы на содержание госаппарата, численности госаппарата в 2,6 раза ниже, т.е. численность госаппарата в России должна соответствовать 587 633 человека.
Ключевые слова
ВВП, экономически активное население, среднегодовая заработная плата, численность госаппарата, консолидированный бюджет, расходы на содержание госаппарата.
«В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение, и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики, реализация государством политических целей, свободное развитие общества, правовой порядок... ». [1]
Ст. 71 Конституции РФ, гласит, к ведению России относится: е) установление основ федеральной политики, федеральные программы в области государственного, экономического, социального, культурного