5. Сельское хозяйство как объект государственного регулирования /Белова Л.А., Мкртычян Э.А./ Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-2 (86). С. 686-690.
6. Тюпаков К. Развитие рынка сельскохозяйственной продукции /Фоменко Б., Сидоренко В., Тюпаков К./, Международный сельскохозяйственный журнал. 1996. № 5. С. 14.
7. Тюпаков К.Э. Особенности эффективного формирования и воспроизводства технико-технологической базы растениеводства: монография/ Краснодар, 2016.
8. Тюпаков К.Э., Курносов В.С. Приоритетные направления развития племенного коневодства //Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2010. № 23. С. 70-74.
9. Формы и источники финансирования воспроизводства материально-технической базы отечественных сельхозтоваропроизводителей /Тюпаков К.Э., Папахчян И.А./ Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. № 2. С. 142-150.
10. Экономическая эффективность технико-технологической модернизации производства продукции растениеводства сельскохозяйственных организаций: монография / А.И.Трубилин [и др.].- Краснодар : КубГАУ, 2017.-302 с.
Sources:
1. Kumosov V.S. agricultural organizations of Krasnodar Region / V.S. Kumosov // West nick of the Academy of Knowledge. 2018. No. 4 (27). Pp. 149-153.
2. Kurnosov V.S. Investments as a factor in the development of the livestock industry of agricultural organizations / V.S. Kurnosov // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. No. 3 (26). Pp. 332-337.
3. Kurnosov V.S. The effectiveness of investment in improving the feeding of breeding horses in the Krasnodar Territory // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2011. No. 29. P. 39-42.
4. Problems and prospects for the development of apk and rural areas / Bodrova EV, Bugara A.N., Kalinov V.V., Kambarova E.A., Kulebyakina O.A., Lysochenko A.A., Sayfetdinov A. R., Saifetdinova NR, Sannikova AB, Smirnov PA, Tyupakov KE, Shevtsov VV / Novosibirsk, 2015. Volume. Book 2.
5. Agriculture as an object of state regulation / Belova, LA, Mkrtychyan, EA / Eco-nomics and entrepreneurship. 2017. No. 9-2 (86). Pp. 686-690.
6. Tyupakov K., Development of the Agricultural Market / Fomenko B., Sidorenko V., Tyupakov K. /, International Agricultural Journal. 1996. № 5. S. 14.
7. Tyupakov K.E. Features of the effective formation and reproduction of the technical and technological base of crop production: monograph / Krasnodar, 2016.
8. Tyupakov K.E., Kurnosov V.S. Priority directions of development of horse breeding // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2010. No. 23. P. 70-74.
9. Forms and sources of financing the reproduction of the material and technical base of domestic agricultural producers / Tyupakov KE, Papakhchyan IA / Bulletin of Adygeya State University. Series 5: Economy. 2012. № 2. S. 142-150.
10. Economic efficiency of technical and technological modernization of crop production of agricultural organizations: monograph / A.I. Trubilin [and others] .- Krasnodar: KubSAU, 2017. - 302 p.
УДК 378.147
Е.В. Фешина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры компьютерных технологий и систем, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г.
E. V. Feshina
Candidate of pedagogical sciences, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban
State Agrarian University named after I. T. Trubilin (8-918-341-34-99, e - mail: fev59@mail.ru)
T.A. Анищик
старший преподаватель кафедры компьютерных технологий и систем, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
T.A. Anishchik
Senior Lecturer, Department of Computer Technologies and Systems, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin (8-918-341-34-99, e - mail: fev59@mail.ru)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБУЧЕНИЯ И ПОДХОДЫ К ИХ РЕШЕНИЮ
Аннотация. Социально-экономические изменения в мире и в стране способствуют формированию нового подхода к образовательной системе вуза, к ее экономическим аспектам.
Современные реформы в образовании направляют деятельность преподавателей на поиск и применение новых форм, методов, подходов в образовательном процессе, поскольку подготовка грамотного специалиста экономически обоснована. Адаптированный к изменяющемуся миру выпускник вуза, готовый к стремительным изменениям и вызовам, станет востребованным на рынке труда, будет экономически выгодным для предприятия специалистом.
Без формирования и развития мыслительной деятельности невозможно воспитать будущих инженеров, готовых к обучению в течение всей своей жизни, способных к освоению новых научных знаний, имеющих нестандартное мышление, способных быстро принимать решения и решать сложные инженерные задачи, нести ответственность за выполнение порученного дела. Специалист с такими способностями, знаниями и умениями будет востребован в своей профессии и будет приносить прибыль на своем рабочем месте. Уровень сложности жизненных задач потребует от выпускников вуза не шаблонных действий и подходов, а большой мыслительной работы в решении нетиповых задач.
Подготовка квалифицированных специалистов в условиях перестройки системы образования требует от вуза обеспечивать качественное образование. Но в трудных экономических условиях возникает ряд проблем, которые могут повлиять на качество подготовки выпускников и развитие их мыслительной деятельности.
В работе авторы предлагают для развития мыслительной деятельности использовать системы информационных моделей, применять на занятиях ролевое информационное моделирование, развивать технологию проектной деятельности, вести поиск новых методов, средств и форм представления учебной информации, способствующей развитию умственной деятельности.
Annotaion. Socio-economic changes in the world and in the country contribute to the formation of a new approach to the educational system of the university, to its economic aspects.
Modern reforms in education direct teachers to search for and apply new forms, methods, approaches in the educational process, since the training of a competent specialist is economically justified. Adapted to the changing world, a university graduate, ready for rapid changes and challenges, will be in demand on the labor market, will be economically profitable for the enterprise specialist.
Without the formation and development of thinking, it is impossible to educate future engineers who are ready to learn throughout their life, capable of learning new scientific knowledge, having non-standard thinking, able to quickly make decisions and solve complex engineering problems, be responsible for the execution of the assigned work. A specialist with such abilities, knowledge and skills will be in demand in his profession and will bring profit in his workplace. The level of complexity of life tasks will require from university graduates not standard actions and approaches, but a lot of mental work in solving atypical tasks.
The training of qualified specialists in the conditions of the restructuring of the education system requires the university to provide quality education. But in difficult economic conditions, a number of problems arise that can affect the quality of training of graduates and the development of their mental activity.
In this paper, the authors propose to use information model systems for the development of mental activity, to use role information modeling in classes, to develop the technology of project activity, to search for new methods, means and forms of presentation of educational information that promotes the development of mental activity.
Ключевые слова: мыслительная деятельность, образование, самостоятельное обучение, информационные модели, проектная деятельность, личностный подход.
Keywords: mental activity, education, independent learning, information models, project activity, personal approach.
Происходящие в нашей стране и в мире социально-экономические изменения способствуют формированию нового подхода к образовательной системе вуза, к ее экономическим аспектам. Для формирования грамотного специалиста, обладающего деловой активностью, экономически подкованного, умеющего быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, всесторонне развитого, умеющего хорошо ориентироваться в условиях интенсивного роста научно-технической информации, самостоятельно разбирающегося в профессиональной литературе, необходимо развивать мыслительную деятельность. «От специалиста в любой профессиональной сфере требуются определенные профессиональные качества, поскольку от них зависит не только личная успешность, но и развитие той организации, в которой трудится данный специалист» [12].
Современные реформы образования направлены на оптимизацию учебного процесса, в связи с чем остро встал вопрос о качественном образовании как в средней, так и в высшей школе. Хохлова С.В. отмечает: «Под образованием следует понимать овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных и творческих способностей, а также мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, вследствие чего они приобретают определенный личностный облик (образ) и индивидуальное своеобразие» [13].
Качество образования М.М. Поташник определяет, как соотношение цели и результата, как меру достижения целей, которые заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития обучаемого [7].
Образовательный процесс не может успевать за стремительно изменяющимся миром, за новыми открытиями и теориями, отвечать новым требованиям вуза, если он не будет опираться на самостоятельность личности студента. В процессе обучения необходимо не только предоставлять студентам возможность интенсивно и целенаправленно участвовать в учебном процессе и самостоятельно им управлять, но и развивать мыслительную деятельность и мыслительную активность.
«Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо» [6]. Основой повышения качества учебно-воспитатель-
ного процесса является активизация мыслительной деятельности студентов, т. е. управление их активной умственной деятельностью, направленной на получение результата. Активность умственной деятельности студентов проявляется, например, в готовности к осознанному и систематичному выполнению учебных заданий; стремлением к повышению интеллектуального уровня и способностью к самостоятельной работе. Уровнем развития интеллекта считают способность человека к использованию умственных способностей для понимания, наблюдения, мышления, самостоятельного принятия решений. Мышление рассматривают как сложный познавательный мыслительный процесс. «Если будущих инженеров не обучать мыслительной деятельности, то получим бездумных исполнителей, не способных к исследовательскому и творческому труду» [2, с. 26].
В результате развития мыслительной деятельности в процессе обучения в вузе у выпускников инженерных направлений должны быть сформированы знания, умения и навыки не только профессионального, но и универсального характера (компетентностный подход):
- готовность к обучению в течение всей своей жизни;
- стремление к самостоятельному получению и усвоению новых научных знаний и готовность к исследовательской работе;
- потребность в познавательной деятельности и творческом подходе к решению задач;
- наличие нестандартного мышления, позволяющего формулировать и решать сложные инженерные
задачи;
- способность к быстрому и взвешенному принятию решений в условиях быстро изменяющейся действительности с высокой степенью ответственность за выполнение порученного дела.
Требования к профессиональным качествам инженера XXI века сформулировали в ЮНЕСКО (При участии FEANI (Европа) и ABET (Америка), ассоциаций инженерного образования и обществ инженеров.). К ним в т. ч. отнесли сформированную высокопрофессиональную компетентность и стремление к развитию своего интеллектуального потенциала: личностному и профессиональному совершенствованию.
Исследованиями мыслительной деятельности человека занимались известные ученые психологи и педагоги, например, А. Валлон, Ж. Пиаже, Ю.К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Сахаров, А.А. Смирнов. «Не отрицая высокого качества фундаментального российского инженерного образования, приходится констатировать, что, по оценке специалистов, лидерами в области инновационного инженерного образования в мире, а также основными реформаторами в этой области являются Великобритания, США и Германия» [4]. «Актуальной задачей отечественной высшей школы в условиях перестройки систем образования во всем мире является повышение качества образования и обеспечение соответствия образовательных программ, реализуемых в вузах страны, международным критериям качества» [5].
Для стимулирования мыслительной деятельности и ее активности необходимо создавать такие условия обучения, в которых студент в значительной мере будет участвовать в освоении содержания учебного процесса.
В процессе обучения будущих специалистов аграрного сектора экономики возникают проблемные ситуации, которые могут отразиться на качественной подготовке:
- внедрение современных аппаратно-программных технологий;
- обновление учебной литературы и поиск новых методов, форм и средств представления учебной информации;
- использование в учебно-воспитательном процессе методов повышения мыслительной активности обучаемых, мотивирующих их к восприятию новых знаний;
- разработка и обновление познавательных и мыслительных заданий для самостоятельного осваивания;
- подходы и методы взаимодействия педагогов с обучаемыми;
- осваивание и применение личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе;
- мотивация преподавателей к качественному проведению учебных занятий.
Формирование и развитие мыслительной деятельности и интеллектуальных способностей у человека представляет собой сложный и длительный процесс, происходящий в течение всей его жизни. Определенные представления о жизни: совокупность понятий, суждений, умозаключений и нравственных устоев, т. е. сформированное мировоззрение, характеризует на определенном этапе развитие личности в целом и уровень мыслительной деятельности (таблица 1).
Уровень сложности жизненных задач потребует от выпускников вуза не шаблонных действий и подходов, а большой мыслительной работы в решении нетиповых задач [3]. Мыслительная деятельность формируется в т. ч. выполнением самостоятельной работы, которая является необходимой составляющей частью учебно-воспитательного процесса в подготовке студентов к научной и профессиональной творческой деятельности.
Таблица 1 - Уровни мыслительной деятельности
Уровень Умения Результат
Узнавание Запоминание, воспроизведение изученного материала, припоминание соответствующих сведений Воспроизведение терминов, конкретных фактов, методов и операций, основных понятий, правил, принципов
Понимание Преобразование материала из одной формы выражения в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейших событиях Понимание фактов, правил и принципов, интерпретация словесного материала, схем, графиков, диаграмм, формализация словесных описаний, описание последствий, вытекающих из имеющихся данных.
Применение Использование изученного материала Использование понятий и принципов в новых ситуациях, применение законов в конкретных ситуациях, демонстрация правильного применения методов
Анализ Разбиение материала на составляющие, выявление взаимосвязей между ними Выделение скрытых предположений, констатация ошибок и упущений в логике рассуждений, проведение различий между фактами и следствиями
Синтез Комбинирование элементы Использование знаний из разных областей
Оценка Оценивание материала по определенным критериям Оценивание значимости того или иного продукта деятельности
Современные образовательные стандарты отводят все большую часть учебной нагрузки в вузе на самостоятельную работу обучаемых, что должно, по мнению их авторов, привести к возрастанию степени самостоятельности обучаемых. К сожалению, у многих вчерашних школьников отсутствуют навыки самостоятельной работы и как следствие способность к самообразованию [1, с. 647].
Решение познавательных задач активизирует как познавательные процессы - внимание, восприятие, память, мышление, воображение, речь и т. д., что способствует адаптации человека к окружающему миру, к его изменениям и вызовам, так и мыслительную деятельность.
Для развития мыслительной деятельности в работе [10] предлагается на занятиях использовать системы информационных моделей. А в работах [14,15] раскрывается стратегия ролевого информационного моделирования, что «позволяет не только целенаправленно формировать у студентов общеучебные умения информационного моделирования, но и готовить их к выполнению различных социальных ролей и взаимодействию с людьми, выступающими в различных социальных ролях», но и будет способствовать развитию самостоятельного поиска и отбора материала.
В системе высшего образования переход от знаниевой парадигмы к деятельностной, личностно-ориен-тированной как нельзя лучше способствует развитию мыслительной деятельности, а правильный выбор эффективной технологии, формы, методов и средств педагогической деятельности будут активно воздействовать на развитие студентов. Одной из таких технологий, зарекомендовавшей себя в российском образовании является проектная деятельность [9, 11]: «Роль преподавателя в процессе проектной деятельности студентов должна заключаться в создании мотивации и активизации их познавательной самостоятельности, направлении их деятельности на развитие продуктивного и критического мышления, оказании помощи при выборе направлений исследований, а также рекомендации для выбора компьютерных сред, наиболее эффективно решающих в конкретных условиях поставленную задачу».
Доступность источников информации и уровень информационного обслуживания пользователей неуклонно растет. Современные способы получения информации, в большей мере, связаны с возможностями графического (оконный, WIMP, web -ориентированный) и голосового интерфейсов. Обыденным стало общение в режиме видеоконференции (Skype), обмен G/У-файлами в качестве приветствий и поздравлений, общение голосовыми сообщениями, использование видеохостингов для получения видео -инструкций, -рецептов, -курсов на все случаи жизни.
Применение в учебном процессе мультимедийных презентаций уже считается вчерашним днем, использование обучающих программ затруднено, ввиду отсутствия в свободном доступе качественных экземпляров. В связи с ограниченным финансированием нестоличных вузов пока не получили широкого применения учебные видеокурсы, тем более, компьютерные учебные программно-аппаратные средства - симуляторы [1, с. 649]. Проблема состоит в несоответствии уровней доступа обучаемых к информационным технологиям в быту и оснащенности учебного процесса. Это приводит к снижению интереса у студентов к изучению учебной литературы, представленной в текстовой форме.
Как сказано в работе [8]: «Опыт российских учебных учреждений показывает, что ведение занятий с использованием персонального компьютера способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности обучающихся и интересу к различным образовательным предметам».
По утверждениям ученых темпы роста объемов информации в мире только возрастают, что приводит к прогрессированию процессов перенасыщения информацией и к усложнению работы педагогов. С одной стороны,
не справляющиеся студенты со сверхобъемами информации, а с другой - стремительный рост обновлений предметных знаний. Особенно это актуально для преподавателей информационных технологий. По ряду причин может возникать недопустимая ситуация, когда студент осведомлен в какой-либо области лучше преподавателя [1, с. 652]. Объем знаний, умений и навыков, необходимых человеку в повседневной жизни, постоянно увеличивается, поэтому активная мыслительная деятельность студентов становится необходимым условием их усвоения. Социально-экономическое положение сегодня требует от высшей школы не только кардинально обновить учебную литературу и искать новые методы, формы и средства подачи учебной информации, прививать и удерживать интерес к учебе, но и способствовать развитию у будущих специалистов мыслительной деятельности.
Источники:
1. Анищик Т. А. Проблемы преподавания информационных технологий в аграрном вузе и подходы к их решению / Т. А. Анищик // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2017. - №№07(131). С. 644 - 658. - IDA [article ID]: 1311707055. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2017/07/pdf/55.pdf, 0,938 у.п.л.
2. Анищик Т.А. Методические аспекты преподавания алгоритмизации и программирования на агроинженерных направлениях обучения / Т.А. Анищик, В.С. Маций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2017. -№08(132). С. 23 - 34. - IDA [article ID]: 1321708004. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2017/08/pdf/04.pdf, 0,75 у.п.л.
3. Галиев К.С. Построение логической функции для описания движения лифта / К.С. Галиев, Е.К. Печурина // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - №05(129). С. 714 - 735. - IDA [article ID]: 1291705053. -Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2017/05/pdf/53.pdf, 1,375 у.п.л.
4. Глотова Г.В. Развитие творческого потенциала будущих инженеров в вузах США и Западной Европы : дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Г.В. Глотова. - Казань, 2005. - 209 с. - РГБ ОД, 61:06-13/756.
5. Николаева И.В. Влияние Болонского процесса на Российскую систему образования / И.В. Николаева // Сфера услуг: инновации и качество. 2016. № 22. С. 10.
6. Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 520 с.
7. Управление качеством образования. Практикоориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 448 с.
8. Фешина Е.В. О роли и возможностях современных инструментальных программных средств учебного назначения для организации и проведения учебных занятий по различным дисциплинам. / Е.В. Фешина. Наука Кубани. 2004. - №1, - С. 77-80.
9. Фешина Е.В. Воспитательный потенциал информационной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Кубанский государственный университет. Краснодар, 2012.
10. Фешина Е.В. Конструирование средств ИКТ для развития нравственных качеств личности. / Е.В. Фешина. - Информатика и образование. - 2011. - №3 (221). - С.93-95.
11. Фешина Е.В. О воспитательном потенциале средств ИКТ. / Е.В. Фешина. Стандарты и мониторинг в образовании. - 2011. - №6.- С.56-57.
12. Фешина Е.В. Метод проектов как средство развития личностно профессиональных качеств обучающихся./ Е.В. Фешина. Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества, образования и науки. Материалы межвузовской весенней научной конференции. Составители С.А. Куштанок, Ф.Р. Хагур. - 2018. - С. 348-352.
13. Хохлова С.В. Мониторинг школьного образования: дис. ... канд. пед. наук. - М., РГБ, 2003.
14. Юнов С.В. Воспитательные возможности ролевого информационного моделирования. / Е.В. Фешина, С.В. Юнов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2011. - №2. - С. 60-63.
15. Юнов С.В. Особенности экономического воспитания в процессе информационной подготовки студентов вузов. / С.В. Юнов, Е.В. Фешина. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - №128. - С. 441-454.
Sources:
1. Anishchik T. A. Problems of teaching information technology in an agricultural university and approaches to solving them / T. A. Anishchik // Polythematic Network Electronic Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University (KubSAU Scientific Journal) [Electronic resource]. - Krasnodar: KubSAU, 2017. - №07 (131). P. 644 - 658. - IDA [article ID]: 1311707055. - Access mode: http://ej.kubagro.ru/2017/07/pdf/55.pdf, 0.938 u.
2. Anishchik T.A. Methodical aspects of teaching algorithmization and programming in agroengineering areas of study / TA Anishchik, V.S. Macius // Polytematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University (Scientific journal of KubSAU) [Electronic resource]. - Krasnodar: KubSAU, 2017. - №08 (132). Pp. 23 - 34. - IDA [article ID]: 1321708004. -Access mode: http://ej.kubagro.ru/2017/08/pdf/04.pdf, 0.75 f.u.l.
3. Galiev K.S. Building a logical function to describe the movement of the elevator / KS. Galiev, E.K. Pechurin // Polytematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University (Scientific journal of KubSAU) [Electronic resource]. - Krasnodar: KubSAU, 2017. - №05 (129). P. 714 - 735. - IDA [article ID]: 1291705053. - Access mode: http://ej.kubagro.ru/2017/05/pdf/53.pdf, 1,375 cu.
4. 2. Glotova G.V. Development of the creative potential of future engineers in universities in the US and Western Europe: dis. Cand. ped. Sciences: 13.00.08 / G.V. Glotov. - Kazan, 2005. - 209 p. - RSL OD, 61: 06-13 / 756.
5. Nikolaev I.V. Influence of the Bologna process on the Russian education system / I.V. Nikolaev // Scope of services: innovation and quality. 2016
6. № 22. S. 10.
7. 6. Stupnitsky V.P. Psychology: Textbook for bachelors / V.P. Stupnitsky, O.I. Shcherbakova, V.E. Stepanov. - M .: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and K °", 2013. - 520 p.
8. 7. Quality management education. Practice-oriented monograph and methodic manual / ed. M.M. The potter - M .: Pedagogical Society of Russia, 2000. - 448 p.
9. eshina E.V. Educational potential of information training: dis. ... Cand. ped. sciences. - Kuban State University. Krasnodar, 2012.
10. 10. Feshina E.V. Designing ICT tools for the development of the moral qualities of the individual. / E.V. Fechina. -Informatics and education. - 2011. - №3 (221). - P.93-95.
11. 11. Feshina E.V. On the educational potential of ICT. / E.V. Fechina. Standards and monitoring in education. - 2011. -№6.- P.56-57.
12. 12. Feshina E.V. The method of projects as a means of developing the personal professional qualities of students. / E.V. Fechina. Science of the XXI century: problems, prospects and current issues of the development of society, education and science. Materials interuniversity spring scientific conference. Compiled by S.A. Kushtanok, F.R. Hagur. - 2018. - p. 348-352.
13. Khokhlova S.V. Monitoring School Education: Dis. ... Cand. ped. sciences. - M., RSL, 2003.
14. 14. Yunov S.V. Educational opportunities role information modeling. / E.V. Feshina, S.V. Yunov. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of education. - 2011. - №2. - p. 60-63.
15. 15. Yunov S.V. Features of economic education in the process of information preparation of university students. / S.V. Yunov, E.V. Fechina. Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. - 2017. - №128. - p. 441-454.
В.В. Шевцов
Профессор кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
V. V. Shevtsov
Professor of institutional economy and investment management, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilina (denshevtsov0@ya.ru, 89183833474) В.А. Сироткин
Старший преподаватель кафедры институциональной экономики и инвестиционного менеджмента, Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина
V.A. Sirotkin
Senior lecturer of the Department of institutional economics and investment management,
Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilina (V.A. Sirotkin@mail.ru, 89181468149)
БИЗНЕС-ГРУППЫ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ АГРОЭКОНОМИКИ
Аннотация. Перед агроэкономикой России и сегодня стоит задача выбора приоритетных направлений развития и, в частности, перспективных оргструктур ведения агробизнеса с учетом имеющегося отечественного и мирового опыта в этой сфере. Соглашаясь с тем, что институты оказывают существенное влияние на экономические системы и, что устойчивые различия в функционировании национальных экономических систем формируются, в первую очередь, под влиянием развивающихся институтов, в статье предпринимается попытка на основе реалий современной агрополитики дать оценку перспективности российских агрохолдингов. На примере глубокого экономического анализа основных показателей, характеризующих динамику показателей устойчивости АО «Агрообъединение «Кубань», Краснодарского края в 2013-2017 годах, делается вывод о наличии серьезных оснований не считать агрохолдинги наиболее перспективной формой ведения российского агробизнеса. Проанализировав несомненные достоинства агрохолдингов и оценив суть и характер присущих этой форме ведения агробизнеса недостатков, делается вывод о необходимости, при активном государственном участии, работы по совершенствованию институтов, определяющих характер и суть отечественного агробизнеса. В качестве перспективного направления предлагается создание целого кластера «общественных» агроформирований, способных более устойчиво функционировать и существенно, своим присутствием на российском продовольственном рынке, повысить национальную продовольственную независимость.
Annotation. Before agrojekonomikoj Russia today faces the challenge of selecting priority areas for development and, in particular, the promising branches of reference of agribusiness in the light of national and international experience in this sphere. While agreeing that the institutions have a considerable influence on the economic system and that sustainable differences in the functioning of national economic systems are formed in the first place, under the influence of developing institutions, article an attempt based on the realities of contemporary agrarian policy to assess the prospects of Russian agricultural holdings. For example, the deep economic analysis of the main indicators characterizing the dynamics of sustainability indicators of JSC "Agroobedinenie Kuban, Krasnodar region in 2013 -2017 years, concludes that there are serious reasons to not take it agricultural holdings the most promising form of Russian agribusiness. Analyzing the undoubted merits of farms and appreciating the essence and nature of the inter-bank market.
Ключевые слова: институты, агрохолдинги, устойчивость, развитие, агробизнес, Краснодарский край.