Научная статья на тему 'Экономическая модернизация и инфраструктура: опыт Объединенных Арабских эмиратов'

Экономическая модернизация и инфраструктура: опыт Объединенных Арабских эмиратов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1983
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / СТРАНЫ-ЭКСПОРТЕРЫ НЕФТИ / НЕНЕФТЯНЫЕ СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукасян Г. Л., Разин А. Д.

В настоящее время актуален вопрос о действенных направлениях экономической модернизации в странах с переходной экономикой, включая страны экспортеры нефти и газа. Некоторые образцы модели модернизации в этих странах уже сложились. Одним из примеров, несмотря на трудности и уникальность местных условий, стала модель модернизации Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). стартовые условия развития которых опирались на узкую основу сырьевого экспорта. Анализ истории и механизма экономической модернизации в ОАЭ показывает, что здесь в формировании сильных сторон процесса экономической модернизации важнейшую роль сыграло создание инфраструктуры, как производственной, так и транспортной, коммерческой, сервисной, технологической. В ОАЭ действенный вклад инфраструктуры был достигнут путем четкой увязки стратегических областей повышения конкурентоспособности экономики страны с приоритетами развития инфраструктуры. Это позволило ОАЭ обрести новые факторы конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая модернизация и инфраструктура: опыт Объединенных Арабских эмиратов»

Экономическая модернизация и инфраструктура: опыт Объединенных Арабских Эмиратов

о

см

см

О!

о ш т

X

<

т О X X

Гукасян Гурген Левонович

к.э.н., старший научный сотрудник, ФГБУН Институт востоковедения Российской академии наук, Центр арабских и исламских исследований; доцент ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», [email protected]

Разин Андрей Дионисович

кандидат архитектуры, доцент, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, Россия. Инженерная академия. Департамент «Архитектуры и строительства», [email protected]

В настоящее время актуален вопрос о действенных направлениях экономической модернизации в странах с переходной экономикой, включая страны - экспортеры нефти и газа. Некоторые образцы модели модернизации в этих странах уже сложились. Одним из примеров, несмотря на трудности и уникальность местных условий, стала модель модернизации Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). стартовые условия развития которых опирались на узкую основу сырьевого экспорта. Анализ истории и механизма экономической модернизации в ОАЭ показывает, что здесь в формировании сильных сторон процесса экономической модернизации важнейшую роль сыграло создание инфраструктуры, как производственной, так и транспортной, коммерческой, сервисной, технологической. В ОАЭ действенный вклад инфраструктуры был достигнут путем четкой увязки стратегических областей повышения конкурентоспособности экономики страны с приоритетами развития инфраструктуры. Это позволило ОАЭ обрести новые факторы конкурентоспособности.

Ключевые слова: экономическая модернизация, страны-экспортеры нефти, ненефтяные сектора экономики, стратегия развития, инфраструктура, конкурентоспособность

Введение. Выявление действенных направлений экономической модернизации в странах с переходной экономикой, в том числе в странах - экспортерах углеводородного сырья, заставляет многих авторов искать образцы экономической модели указанных стран. Одним из примеров реализации таких направлений модернизации, несмотря на определенные трудности и уникальность национальных условий, является модель экономической модернизации Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ). Она воплощается в стратегии модернизации ОАЭ, стартовые условия развития которых опирались на крайне узкую экономическую основу и узкую природно-ресурсную базу, а развитие экономики осуществляется в сложных природно-климатических условиях. Фактором конкурентоспосмобности ОАЭ вначале выступали только большие доходы от экспорта нефти. Стратегия модернизации ОАЭ основывалась на целеустремленном проведении в жизнь заявленных там принципов экономической политики, краеугольным камнем которой стал курс на максимально возможное замещение нефтедолларов другими источниками дохода. Подобное замещение было бы невозможно без формирования принципиально новой хозяйственной структуры, фундаментом которой выступило создание инфраструктуры ненефтяной экономики.

При этом модель модернизации ОАЭ, являясь одним из самых успешных образцов экономической модернизации в арабском мире, демонстрирует вариант активного включения в глобальное мировое хозяйство и повышения конкурентоспособности национальной экономики, когда базой модернизации выступает постоянная диверсификация экономической структуры. Проблемы роли инфраструктуры в хозяйственном развитии рассматривались авторами, в частности, в сравнении ОАЭ и Республики Северная Осетия - Алания [1]. Рассматривались также проблемы экономической модернизации в ОАЭ [2]. Также рассматривались вопросы развития инфраструктуры территориальных систем [3].

Целью исследования является проведение комплексного анализа роли и путей использования стратегии создания экономической инфраструктуры в модернизации и экономической диверсификации на примере страны - экспортера нефти, с изначально монокультурным экспортно-сырьевым характером хозяйства. Для достижения цели исследования был проведен комплексный анализ важнейших составляющих стратегии хозяйственной модернизации ОАЭ в части ее опоры на создание и развитие экономической инфраструктуры. Было проанализировано и обобщено влияние наиболее

важных компонентов создаваемой в ОАЭ экономической инфраструктуры на трансформацию структуры экономики ОАЭ и ее модернизацию с акцентом на повышение конкурентоспособности в мировой экономике.

Методы исследования. В работе использовался метод теоретического анализа литературных источников и статистических обзоров, а также рейтингов экономического и инфраструктурного развития стран, публикуемых статистикой и международными экономическими организациями и исследовательскими центрами. Важное место занимает опора на метод экономического анализа, особенно в части изучения влияния отдельных факторов или мероприятий экономической модернизации на общее функционирование и на трансформацию национальной экономки на примере ОАЭ.

Результаты. Стремительное экономическое преображение ОАЭ - страны, старшее поколение которой помнит, что лишь несколько десятилетий назад основным занятием населения были кустарное рыболовство, добыча жемчуга и кочевое животноводство, выразилось в построении экономики, по ряду показателей сопоставимой с экономиками развитых и ведущих новых индустриальных стран. Способом претворения в жизнь стратегии экономической модернизации ОАЭ стало вкладывание средств в новую экономику, базой функционирования которой являлось строительство передовой экономической инфраструктуры, «покупка», в положительном смысле слова, новых факторов развития. При этом для ОАЭ особую роль сыграло инвестирование в развитие разных компонентов инфраструктуры (не только производственной, но и транспортной, коммерческой, социальной). Это отвечает тренду мирового хозяйственного развития (снижение доли промышленного производства в валовом продукте при росте доли сферы услуг).

Если обратиться к важнейшим вехам движения к достигнутой на сегодня ОАЭ роли мирового коммерческого, транспортно-логистического, туристического и, отчасти, инновационного государства в рамках мирового хозяйства, то анализ стратегических мер руководящих кругов ОАЭ в сфере развития позволяет судить о тех преимуществах и результатах для модернизации хозяйства ОАЭ, которые были обеспечены инициированными государством вложениями в инфраструктуру. Реализация планов экономической модернизации через создание инфраструктуры в ОАЭ особенно ярко проявилось на примере одного из эмиратов Федерации - Дубая. В Дубае, эмирате с намного меньшими запасами нефти, чем крупнейший эмират ОАЭ - Абу Даби (Абу Даби занимает 85% территории ОАЭ, имея 9% мировых запасов нефти), и меньшей, чем Абу Даби территорией, раньше чем в Абу Даби увидели необходимость разворота к ненефтяной модели развития. Премьер ОАЭ, Правитель Дубая шейх Рашид аль-Мактум пришел к выводу, что нужно указать обществу в ОАЭ путь развития «после нефти», об исчерпаемости которой он заявлял. Ключом к вступлению в ненефтяное развитие шейх Рашид аль-Мактум избрал план быстрого строительства деловой и хозяйственной инфраструктуры для новых секторов экономики, с целью их скорейшего открытия инвесторам и деловым потокам мирового масштаба, отчасти на льготных условиях. Ассигнования на объекты инфраструктуры в ОАЭ были целенаправленными вложениями в то, чтобы в условиях пустыни с нефтяными залежами могла возникнуть новая экономика.

Рассматривая пример Дубая, можно утверждать, что здесь (как и в целом в ОАЭ) наблюдается едва ли не важнейшая для модернизации страны роль транспортной, коммерческой инфраструктуры и инфраструктуры недвижимости (к которой относятся коммерческие и инженерные объекты, объекты муниципальной недвижимости и коммунального сектора). Так в Дубае создание крупнейших мирового масштаба транспортных узлов, привязанных к создаваемым около них же свободным экономическим зонам, выступило инфраструктурными «воротами» в мировые коммерческие и финансовые потоки, и способом наиболее быстрого расширения не нефтяной экономической активности. Первым комплексным районом развития деловой и транспортной инфраструктуры в Дубае стал порт Мина (порт Рашид), построенный в 1972 г., и уже к 1978 г. принимавший крупнейшие контейнеровозы.

К 1979 г. в 35 километрах к юго-западу от Дубая был возведен крупнейший в мире рукотворный порт Джебель-Али - сооружение, по своим масштабам сопоставимое с Великой китайской стеной. Он стал штаб квартирой третьей в мире компании - портового оператора "Dubai Ports", а Дубай к 2004 г. стал третьим по величине реэкспортным центром в мире, конкурируя с Гонконгом и Сингапуром.

Другой пример подключения ОАЭ к международным деловым и туристическим потокам с помощью новой транспортной инфраструктуры - это создание инфраструктуры воздушного транспорта. В 1985 г. первые 10 млн. долл. были инвестированы властями Дубая в создание авиакомпании Emirates, которая обеспечила возможность доставлять иностранных туристов в ОАЭ, причем эта компания стала рентабельной и крупнейшей в мире (так, уже в 2004-2005 г. Emirates выплатила правительству Дубая дивиденды в размере 100 млн. долл.) [4, с. 2-3]. На примере функционирования Emirates налицо пример диверсификации зависимой от нефти экономики с помощью транспортной инфраструктуры: в 2016 г., когда продолжалось сильнейшее падение цен на нефть, компания Emirates завершила год с рекордным показателем прибыли в 2,2 млрд. долл., что было больше, чем в 2015 г. на 50%. Тогда же общие мощности Emirates по перевозке пассажиров и грузов достигли 56,4 млрд. тонно-километров, и только за один этот год было закуплено 29 новых самолетов, включая 16 А380 и 12 Боингов 777-300ER. Это позволило компании расширить географию пассажиропотока, добавив к уже существующим 150 направлениям новые (в частности Bali, Bologna, Cebu, Кларк на Филиппинах, Стамбул, Mashad, Multan, Orlando). Компания имеет коммерческие центры в Нью Дели, Лондоне, Москве, Нигерии и других странах. Планируемый Emirates пассажиропоток в период 2016-2020 гг. заявлен в не менее 70 млн. пассажиров в год. За счет снижения издержек Emirates предлагает клиентам самые выгодные условия. Очень важно, что две авиакомпании ОАЭ - Emirates и Fly Dubai сыграли большую роль в развитии туризма в ОАЭ, так, в 2015 г. число туристов возросло в сравнении с 2014 г. на 75%, до 14,5 млн. [5].

ОАЭ - крупнейший на Ближнем Востоке инвестор в инфраструктуру авиации. В 2018 г. власти ОАЭ заявили об инвестировании более 23,16 млрд. долл. на развитие инфраструктуры воздушного транспорта, что даст 4 национальным авиакомпаниям (с парком 502 лайнера на 2018 г.) возможность перевозить более 75 млн. пассажиров в год, но общие мощности авиационной инфраструктуры ОАЭ превысят 300 млн. пассажиров в год.

X X

о го А с.

X

го m

о

ю 2

М О

о

CS

CS Ol

о ш m

X

<

m О X X

Естественно, что ОАЭ развивают инфраструктуру аэропортов. Имеется 14 аэропортов, число взлетов и посадок составило 540 тыс. в год. На сегодня 8 млрд. долл. инвестиций направляется в развитие аэропорта Аль Мактум, 7,6 млрд. - на четвертую фазу развития аэропорта Дубая, 6,8 млрд. - на развитие аэропорта Абу Даби и 400 млн. долл. на аэропорт эмирата Шарджа. При этом в ОАЭ развивается коммерция в сфере авиации, витриной которой стало Авиашоу в Дубае, на котором обычно подписывается контрактов на более чем 100 млрд. долл.[6]. Также в ОАЭ развиваются метро, скоростные железные дороги, автодороги. В одно лишь улучшение дорожной сети в районе организации Всемирной выставки Expo 2020 Dubai инвестируется более 4,3 млрд. долл.

Транспортная инфраструктура как ключ к диверсификации экономики страны в условиях глобализации неразрывно связана с развитием коммерческой инфраструктуры. В этом отношении нельзя не упомянуть еще одну инфраструктурную инициативу развития шейха Ра-шида - создание в Дубае Всемирного торгового центра. Для этого центра за 1975-1979 г. было возведено наибольшее по своим размерам здание на всем Ближнем Востоке. Здесь образовался крупнейший в регионе выставочный комплекс, была образована Дубайская школа государственного управления, по аналогии с Гарвардской школой бизнеса. Таким образом, архитектурно-инфраструктурная эволюция эмирата прошла этапы от первых значительных проектов до самых последних, таких как подготовка к Expo 2020, технологический кластер Dubai Pearl в свободной экономической зоне TECOM (Dubai Technologyand Media Free Zone), рекордное по высоте здание — 828-метровое Бурдж Халифа, открытое в 2010 г. и другие.

Всемирный торговый центр стал кластером для превращения Дубая в международный торгово-коммерче-ский и финансовый центр, но, одновременно, и туристический. Дубай смог прочно занять место всемирного центра туристического шопинга, что было достигнуто посредством строительства множества торговых центров (более 40 крупнейших и 3 тыс. обычных) и предоставления льгот торговым компаниям, благодаря чему удалось обеспечить приток сюда товаров со всего мира, причем с заметными скидками. Был открыт крупный торговый фестиваль в Дубае [7]. По данным за 2018 г. Всемирный торговый центр Дубая генерировал доход в 3,5 млрд. долл. (3,3% ВВП Дубая), в 2018 г. в проведении выставок, ярмарок, конференций и других деловых мероприятиях в этом центре было занято 87,861 работающих [8].

Взаимосвязь сектора розничной торговли и услуг ОАЭ с туризмом на примере Дубая проявляется и в том, что по данным статистики добавленная стоимость туристического сектора в части услуг отелей и ресторанов возросла с 2006 по 2016 гг. на 110% (с 9 до 19,5 млрд. дирхам ОАЭ, причем в постоянных ценах). Также добавленная стоимость в секторе розничной торговли Дубая за эти 10 лет возросла на 47%, с 72 до 107 млрд. дирхамов. Очевидная корреляция между туризмом и сектором торговли Дубая подтверждается тем, что, если в 2012 г. расходы туристов в Дубае достигли 5,5 млрд. долл. (20,4% розничных продаж), то в 2017 эти расходы достигли уже 8,9 млрд. долл. (25% продаж) [9, с. 92]. В целом по ОАЭ расходы иностранных туристов, посещающих страну, увеличились с 75,5 млрд. дирхамов в 2012 г. до 132,9 млрд. дирхамов в 2018 г., а число занятых в туристическом секторе - с 440,4 тыс. чел. до 604,3 тыс.

чел. [10]. Благодаря инфраструктурному развитию в ОАЭ каждый девятый занятый работает в туристическом секторе, не только иммигранты, но и представители коренного населения.

Надо отметить, что вообще в ОАЭ, в разных эмиратах, но в наибольшей степени в Абу Даби и Дубае, для максимального развертывания коммерческих, сервисных секторов экономики и экономики туризма был осуществлен целый ряд инфраструктурных проектов. Среди них есть и проекты, обеспечивающие сочетание облика ОАЭ как современной передовой урбанистической и в то же время экзотической страны с колоритом древнего арабского Востока, такие как «Медина Джу-мейра» в Дубае - воссоздание традиционного арабского города с рынками, дворцами, каналами. Здесь возведены роскошные отели, жилые кварталы, построенные в традиционном стиле, традиционные ветряные башни для охлаждения, форты, зеленые сады, арабский рынок, театр на 1000 мест, множество ресторанов, прорыты каналы, по которым курсируют деревянные лодки «абра» (водные такси).

Среди других уникальных проектов с особым колоритом - создание курорта Bab al-Shams - рукотворного оазиса в пустыне, строительство рукотворного острова Palm. В еще одном эмирате ОАЭ - Шардже Управление этого эмирата по инвестициям и развитию приступило к осуществлению крупного проекта «Сердце Шарджи» в рамках усилий по охране культурного наследия эмирата. Данная инициатива является крупнейшей в своем роде и предполагает полное восстановление и возрождение исторических районов Шарджи к 2025 году. Целью проекта является создание новой туристической и торговой достопримечательности (где будут отели, рестораны, кафе, магазины, художественные галереи, традиционные и современные рынки, археологические памятники, музеи, парки, торговые представительства). «Сердце Шарджи» должно олицетворять культурное наследие эмирата [11]. Что касается проектов, связанных с уже упомянутым мероприятием Expo Dubai 2020, по оценкам экспертов, принесут ОАЭ добавленную стоимость в размере 33,3 млрд. долл. (122,6 млрд. дирхамов ОАЭ), из которых 7,3 млрд. долл. относится на строительство объектов инфраструктуры. Но данная инфраструктура станет базой, без которой невозможно проведение мероприятий Expo Dubai 2020, в т.ч. подписание контрактов, создание рабочих мест, эмиссия ценных бумаг и другая деятельность [12].

Однако, несмотря на создание во всех эмиратах ОАЭ передовой коммерческой, туристической и коммунальной инфраструктуры, ориентированной на привлечение бизнеса и населения космополитического характера в стратегии ОАЭ огромное внимание уделено развитию также и ненефтяной производственно-экспортной инфраструктуры (помимо масштабной инфраструктуры добычи и переработки нефти, которая была создана в ОАЭ прежде других, во время национализации нефтегазовой индустрии и обеспечила основу для развития экономики ОАЭ, но здесь не является предметом рассмотрения) [13].

Ядром стратегии превращения ОАЭ в производственно-технологический, а также инновационный сегмент мировой экономики выступило создание свободных экономических зон (СЭЗ) различной направленности. В ОАЭ развивается более 45 СЭЗ. В частности, правительство Абу Даби было уверено в необходимости стратегии развития обрабатывающей промышленности

как важной основы сбалансированного роста экономики и повышения вклада в ВВП ненефтяных секторов. Поэтому создавалась масштабная промышленная инфраструктура, способная обеспечить стимулы для привлечения иностранных инвесторов в промышленность ОАЭ. В 2004 г. правительством Абу Даби была учреждена «Корпорация экономических зон» как крупнейший девелопер и оператор индустриальных СЭЗ для всей территории ОАЭ, которая сразу же инвестировала более 1 млрд. долл. в инфраструктуру. Корпорация подготавливает площади для промышленного использования, включая необходимую инфраструктуру, начиная с транспортной для поставок и отправки продукции в порты и аэропорты, а также инженерной. Площадь развиваемых корпорацией индустриальных зон превысила 48 млн. кв. км., они привлекли более 8 млрд. инвестиций местных и международных компаний. В этих зонах предоставляются первоклассная инфраструктура и транспортное сообщение, упрощенные режимы регистрации компаний, лучшие жилищные условия для работающих, налоговые льготы. Корпорация инвестировала более 3 млрд. долл. в строительство жилищного сектора в этих СЭЗ для менеджеров и персонала компаний, открывающих бизнес в СЭЗ, в котором могут проживать сотни тысяч человек (планируется размещение до более 1 млн. занятых). Надо сказать, что строительство в ОАЭ ведется в соответствии с экологически передовыми стандартами, что отвечает принятым на государственном уровне в ОАЭ Стратегии «зеленого роста» и «Зеленой повестке 2030» [14, с. 30].

СЭЗ развиваются во всех эмиратах ОАЭ. Здесь приведем примеры только по двум из 7 эмиратов - Абу Даби и Дубаю. Так, в Абу Даби наиболее развиты такие СЭЗ как Abu Dhabi Airport Free Zone (СЭЗ аэропорта), Abu Dhabi Global Market (международный финансовый центр), промышленная зона Khalifa Industrial Zone (KIZAD), зона Twofour54 (для развития медиа индустрии), зона Industrial City of Abudhabi (промышленный город Абу Даби). Развиваются проекты различных новых индустриальных СЭЗ, например, в соответствии со стратегией развития «Видение Абу Даби 2030» одной из новых зон станет СЭЗ Rahayel City, которая войдет в строй в 2020 г.: на площади 12,3 кв. км. создается мировой авто «хаб», в котором разместится проектирование и производство автомобилей, нацеленное на экспорт, а также будут развиваться отрасли, поставляющие комплектующие [15].

СЭЗ The Industrial City of Abu Dhabi (ICAD), расположенная вблизи г. Абу Даби на площади 40 кв. км., имеет множество кластеров, отведенных для отраслей как тяжелой, так и легкой промышленности (металлургия, нефтехимия, производство пластмасс, строительных материалов, фармацевтика, производство высокотехнологичной продукции и прочие).

В Дубае, как и в ОАЭ в целом, продолжается создание грандиозной инфраструктуры современной экономики с развитием новых секторов хозяйства, включая как отрасли обрабатывающей промышленности, так и технологические кластеры для «экономики знаний», к которой стремятся в ОАЭ. Развиваются новые проекты инфраструктуры: строительство дорог, отелей, торговых и туристических центров, жилых кварталов, для того, чтобы дать новый импульс экономическому развитию. В этом немалую роль играет политика нынешнего правителя Дубая, вице-президента и председателя пра-

вительства ОАЭ с 2006 г., шейха Мухаммеда бин Ра-шида аль-Мактума, который открыл новую фазу развития, включив данные направления в «Видение Дубая 2010», а затем в «Стратегический план Дубая до 2015 г.» и в «Индустриальную стратегию Дубая 2030», одной из целей которых выступила стратегия создания в Дубае «экономики знаний» [16].

Для этого также был использован механизм создания свободных экономических зон как в целом в ОАЭ, так и в Дубае, а в Дубае одним из таких инновационных проектов выступило учреждение в 1999 г. СЭЗ - технопарка Dubai Internet City, где на площади 30 млн. кв. футов за один год было привлечено 118 компаний в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), включая Mikrosoft, Oracle, IBM, Dell, Siemens, Sony Ericson. Их деятельность необходима для инновационного развития ОАЭ согласно. Этот кластер в середине 2000-х гг. привлек более 600 компаний, также создающих между собой совместные предприятия. В ОАЭ гордятся тем, что кластер имеет характеристики более интегрированного территориально-производственного комплекса, чем Силиконовая долина в США [4, с. 3].

Помимо данной зоны, создан ряд других, таких как Jebel Ali Free Zone (в районе порта), Dubai Media City, Dubai Studio City, Dubai Health Care City (здравоохранение, медицинский туризм), Dubailand, Dubai Humanitarian City, Dubai Knowledge Park, Dubai Biotech Research Park (биотехнологии), Dubai Industrial City, Dubai World Trade Centre, Dubai Silicon Oasis (научно-внедренческая), Dubai Car & Automotive City Free Zone, Dubai Design District, Gold and Diamond Park (торговля ювелирными изделиями, ювелирное ремесло) и другие [17].

Примером уникальной, едва ли не единственной в мире СЭЗ, является зона Dubai Knowledge Park, которая специализируется на разработках, консультировании и программах обучения в сфере управления человеческими ресурсами, здесь имеются институты и центры профессиональной подготовки, партнерами которых выступают известные мировые бренды в данной сфере [18].

Другая, научно-внедренческая зона Dubai Silicon Oasis предназначена для развития высокотехнологичной индустрии в сфере коммунального хозяйства, строительства, услуг и т.п. Она полностью принадлежит правительству, предоставляет 20 000 кв.м. различных помещений для деятельности.

Целесообразно привести некоторые показатели, которые иллюстрируют роль инфраструктуры в развитии ненефтяной экономики для оАэ. В 2016 г. был подготовлен глобальный рейтинг инфраструктурного инвестирования, оценивающий рынки более 40 стран с точки зрения привлекательности и возможностей для инвесторов, компаний - участников контрактов, в котором ОАЭ заняли 3 место в мире (поднявшись с 4 места в 2012 г.). Как отмечено, ОАЭ успешно опирались на механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) и сохранили курс на осуществление новых проектов, особенно в Дубае, несмотря на сильнейшее падение мировых цен на нефть в 2014 - 2016 годах. Высокий уровень краткосрочных рисков (R) присвоен ОАЭ из-за привязанности экономики к экспорту нефти (G означает низкий уровень, А - средний), но не помешал занять высокое место (Табл. 1) [19].

В Глобальном рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума 2019 года ОАЭ заняли 25 место среди 141 страны, поднявшись по сравнению с

X X

о

го А

с.

X

го m

о

ю 2

M О

о

CS

CS Ol

о ш m

X

<

m О X X

2018 г. на 2 позиции [20, с. хш.]. Кроме того, в рейтинге легкости (условий) ведения бизнеса Всемирного банка 2020 г. ОАЭ находятся на 16 месте среди всех стран мира [21, с.4].

Таблица 1

Первые 10 стран в рейтинге инфраструктурного

Страна рейтин г 2016 г. Измене ние курса валюты к долл. США с 2014 г. Измене ние в кредитн ом рейтинг е за 12 месяце в Ресурс ная зависи мость (% сырья в экспорт е) Угроза террор изма Общая безопа сность (% измен ение) Кратк осроч ные риски

Сингап ур 1 13 0 32,6 0 -1 G

Катар 2 0 -1 57,3 0 7 A

ОАЭ 3 0 -4 45,0 1,045 5 R

Канада 4 24 -1 6,0 2,297 2 R

Малайз ия 5 25 -3 9,0 3,579 0 R

Норвег ия 6 29 0 21,1 2,738 3 R

Швеци я 7 20 -1 -1,8 3,083 2 G

США 8 0 0 -1,6 4,613 -2 G

Велико британ ия 9 16 1 -2,8 5,613 -8 G

Нидерл анды 10 19 1 1,0 0,429 0 G

Надо отметить, что в 2009 г. ОАЭ были на 46 месте в этом рейтинге. В ОАЭ функционирует 400 тысяч малых и средних предприятий, вклад которых в создание ненефтяной части вВп ОАЭ составил 60%, а к 2021 г. его планируется поднять до 70% [22].

О вкладе в развитие ненефтяной экономики ОАЭ созданной индустриальной, коммерческой и транспортной инфраструктуры можно судить и по показателями внешней торговли. По данным Федеральных таможенных органов ОАЭ за 2018 г. ненефтяной внешнеторговый оборот ОАЭ составил 1628 млрд. дирхамов, из которых 592,4 млрд. пришлось на оборот СЭЗ и таможенных складов. В общем обороте ненефтяной торговли ОАЭ объем ненефтяного экспорта возрос на 1.8%, составив 212 млрд. дирхамов, а объем реэкспорта в 2018 г. составил 478,4 млрд., что подтверждает значение ОАЭ как международного коммерческого центра [23].

При этом экспорт из СЭЗ ОАЭ возрос со 173 млрд. дирхамов (47 млрд. долл.) в 2017 до 225,6 млрд. дирхамов (61,4 млрд. долл.) в 2018, составив около 46,2% от общей величины экспорта и реэкспорта ОАЭ [24]. Среди товарных групп экспорта ОАЭ после нефти и минерального топлива (121,59 млрд. долл. в 2018 г. и 31% экспорта ОАЭ) и группы неспецифицированных товаров (97,12 млрд. долл.) основными выступают: драгоценные камни и металлы (45,9 млрд. долл.), электрические машины и оборудование, электроника (27,3 млрд. долл.), машины и оборудование, включая компьютеры (17,6 млрд. долл.), автомобили (12,9 млрд. долл.), алюминий (6,38 млрд. долл.), пластик и пластические компоненты (5,49 млрд. долл.), табак (4,53 млрд. долл.), авиационная техника (4,19 млрд. долл.), парфюмерия, косметика (3,49 млрд. долл.), изделия из железа и стали (3,38

млрд. долл.), предметы одежды (1,61 млрд. долл.), резина (1,41 млрд. долл.), фармацевтическая продукция (1,35 млрд. долл.), соль, сера, земля, камень, гипс, известь и цемент (1,34 млрд. долл.), съедобные фрукты, орехи, кожура цитрусовых, дыни (1,2 млрд. долл.), мебель, световые вывески, сборные дома (948,97 млн. долл.), молочные продукты, яйца, мед, пищевые продукты (945,66 млн. долл.), обувь (918,59 млн. долл.). ОАЭ входят в двадцатку стран - крупнейших мировых экспортеров [25].

Выводы. Стратегию создания современной хозяйственной инфраструктуры для осуществления модернизации зависимой от экспорта нефти экономики, которая осуществляется в ОАЭ, можно рассматривать как воплощение на практике теории конкурентоспособности Портера, в которой факторы конкурентоспособности страны не предопределены, но могут быть приобретены, в немалой мере с помощью активной роли государства в экономике. В современных условиях в ОАЭ создана и продолжает наращиваться инфраструктура, позволяющая осуществлять производительные рентабельные инвестиции в передовые виды экономической деятельности.

В этой связи можно констатировать, что в формировании сильных сторон модернизации экономической системы ОАЭ создание инфраструктуры сыграло по сути определяющую роль, Подобное повышение вклада инфраструктуры в модернизацию в ОАЭ было достигнуто посредством четкого увязывания приоритетов развития инфраструктуры с важнейшими сферами развития и повышения конкурентоспособности экономики ОАЭ. При этом инфраструктура выступила едва ли не первичным звеном (после, разумеется, финансовых ресурсов для инвестирования), в цепи обретения и наращивания факторов конкурентоспособности данной страны в глобальной мировой экономической системе.

Литература

1. Гукасян Г.Л., Каменцева К.С. Оценка потенциала развития и хозяйственной инфраструктуры региона (на примере зарубежных стран (ОАЭ) и региона Российской Федерации). // Экономика и предпринимательство. № 2 (91), 2018. С. 237-247.

2. Гукасян Г.Л. Политика модернизации Объединенных Арабских Эмиратов. Сборник статей: Ближний Восток и современность. Вып. 46. М. Институт востоковедения РАН. Институт Ближнего Востока. 2012. С. 4-23.

3. Разин А.Д. Проблемы управления инфраструктурой территориальных систем. Серия. Государственное и муниципальное управление. Вестник рудн. М. Изд-во РУДН.№1. 2015. С. 29-34.

4. M. Matly, L. Dillon. Dubai Strategy: Past, Present, Future. Harvard. Harvard Business School. 27.02.2007. [Электронный ресурс]. - URL: https://docplayer.net/21425093-Dubai-strategy-past-present-future.html (дата обращения 10.09.2018)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. The Emirates Success Story. The First Group. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.thefirstgroup.com/en/news/the-eiTiirates-success-story/ (дата обращения 15.11.2019)

6. UAE Investing $23.16 bn in airports Infrastructure. Arabian Business. 9.07.2018. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.arabianbusiness.com/transport/400247-uae-investing-2316bn-in-airports-infrastructure (дата обращения 15.11.2019)

7. "Dubai Shopping Festival 2006-07, a 45 day long event". [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gowealthy.com/realestate/news/1757/detail.asp Accessed on December 2, 2006. Дата обращения 20. 11.2016.

8. Dubai World Trade Centre generates $3.5bn business. Arabian Business. 27.07/2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.arabianbusiness.com/politics-economics/424246-dubai-world-trade-centre-generates-35bn-in-2018 (дата обращения 10.11.2019)

9. Dubai Economic Report 2018. - The Department of Economic Development. Dubai, United Arab Emirates, 2018.

10. Statista. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.statista.com/statistics/734537/uae-visitor-export-contribution-to-gdp/ (дата обращения 15.11.2019)

11. Русские эмираты. [Электронный ресурс]. - URL: https://russianemirates.com/news/uae-news/vlasti-emiratov-vosstanavlivayut-serdtse-shardzhi/ (дата обращения 15.11.2019)

12. Construction Week Online. 03.11.2019 [Электронный ресурс]. - URL:

https://www.constructionweekonline.com/260227-expo-2020-buzz-adds-to-positive-traction-in-uae-realty-market (дата обращения 19.11.2019)

13. Abu Dhabi-UAE Petrochemical Cluster. Harvard Business School. Microeconomics of Competitiveness: Firms Clusters and Economic Development. May 4th, 2012. 31 p.

14. UAE State of Green Economy Report 2017. United Arab Emirates Ministry of Climate Change and Environment. Dubai. United Arab Emirates.

15. ZonesCorp. Abu Dhabi, UAE. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zonescorp.com/en/about-us/chairmans-message (дата обращения 19.11.2019)

16. The Dubai Strategic Plan 2015. [Электронный ресурс]. - URL: Amelnfo. www.ameinfo.com. 109572.html (дата обращения 10.08.2018)

17. UAE Freezones. UAE Free Zones Call Centre. Dubai - UAE. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.uaefreezones.com/ (дата обращения 19.11.2019)

18. 45 free zones in the UAE: Find the right one for your new business. Gulf News.15.08.2017. [Электронный ресурс]. - URL: https://gulfnews.com/lifestyle/community/45-free-zones-in-the-uae-find-the-right-one-for-your-new-business-1.1716197 (дата обращения 19.11.2019)

19. Third Global Infrastructure Investment Index 2016. ARCADIS. Р. 9, 22 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.arcadis.com/media/3/7/E/%7B37E96DF6-82D5-45A6-87D8-

5427637E736D%7DAG1015_GIII%202016_0NLINE%20F INAL_SINGLE%20PAGES.pdf (дата обращения 19.11.2019)

20. The Global Competitiveness Report 2019, World Economic Forum.

21. Doing Business 2020. World Bank Group. Washington.

22. GCC diversification drive on track, 80% UAE exports non-oil. Arabian Gazette. 24.09.2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://arabiangazette.com/gcc-diversification-drive-on-track-80-uae-exports-non-oil/ (дата обращения 20.11.2019)

23. Emirates' non-oil foreign trade reaches Dhs1.628 trillion in 2018. Gulf Today. 28.05.2019. [Электронный ресурс]. - URL:

https://www.gulftoday.ae/business/2019/05/28/emirates-non-oil-foreign-trade-reaches-dhs1-628-trillion-in-2018. (дата обращения 20.11.2019)

24. Dubai's initiative to boost export and re-export trade. 18.04.2019. [Электронный ресурс]. - URL: https://oxfordbusinessgroup.com/news/dubai%E2%80%99 s-initiative-boost-export-and-re-export-trade. (дата обращения 20.11.2019)

25. United Arab Emirates Exports By Category. Trading Economies. [Электронный ресурс]. - URL: https://tradingeconomics.com/united-arab-emirates/exports-by-category (дата обращения 21.11.2019)

Economic modernization and infrastructure: the experience of the United Arab Emirates

Gukasyan G.L., Razin A.D.

Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, RUDN University)

The issue of effective directions of economic modernization in countries with transitional economies, including countries - oil and gas exporters, is relevant today. Some examples of modernization models in these countries have already taken shape. One example, despite the difficulties and uniqueness of local conditions, was the model of modernization of the United Arab Emirates (UAE), which starting conditions for the development were based on the narrow basis of raw material export. An analysis of the history and mechanism of economic modernization in the UAE shows that here, in the formation of the strengths of the process of economic modernization, the most important role was played by the creation of infrastructure, both industrial and transport, commercial, service, technological. In the UAE, the effective contribution of infrastructure was achieved by clearly linking the strategic areas of increasing the competitiveness of the country's economy with infrastructure development priorities. This allowed the UAE to gain new competitiveness factors.

Keywords: economic modernization, oil exporting countries, non-oil sectors of the economy, development strategy, infrastructure, competitiveness

References

1. Ghukasyan G.L., Kamentseva K.S. Assessment of the development potential and economic infrastructure of the region (on the example of foreign countries (UAE) and the region of the Russian Federation). // Economics and entrepreneurship. No. 2 (91), 2018.S. 237-247.

2. Ghukasyan G.L. The policy of modernization of the United Arab

Emirates. Collection of articles: the Middle East and the present. Vol. 46. M. Institute of Oriental Studies, RAS. Institute of the Middle East. 2012.S. 4-23.

3. Razin A.D. Problems of managing the infrastructure of territorial

systems. Series. State and municipal government. Bulletin of the RUDN University. M. Publishing House of the RUDNAM. No. 1. 2015.S. 29-34.

4. M. Matly, L. Dillon. Dubai Strategy: Past, Present, Future. Harvard. Harvard Business School. 02/27/2007. [Electronic resource]. - URL: https://docplayer.net/21425093-Dubai-strategy-past-present-future.html (accessed September 10, 2018)

5. The Emirates Success Story. The First Group. [Electronic resource]. - URL: https://www.thefirstgroup.com/en/news/the-emirates-success-story/ (accessed 11/15/2019)

6. UAE Investing $ 23.16 bn in airports Infrastructure. Arabian

Business. 07/09/2018. [Electronic resource]. - URL: https://www.arabianbusiness.com/transport/400247-uae-investing-2316bn-in-airports-infrastructure (accessed

11/15/2019)

7. "Dubai Shopping Festival 2006-07, a 45 day long event." [Electronic resource]. - URL: http://www.gowealthy.com/realestate/news/1757/detail.asp Accessed on December 2, 2006. Date of access 20. 11.2016.

X X О го А С.

X

го m

о

ю 2

М О

8. Dubai World Trade Center generates $ 3.5bn business. Arabian

Business. 07/27/2019. [Electronic resource]. - URL: https://www.arabianbusiness.com/politics-economics/424246-dubai-world-trade-centre-generates-35bn-in-2018 (accessed 10.11.2019)

9. Dubai Economic Report 2018. - The Department of Economic

Development. Dubai, United Arab Emirates, 2018.

10. Statista. [Electronic resource]. - URL: https://www.statista.com/statistics/734537/uae-visitor-export-contribution-to-gdp/ (accessed 11/15/2019)

11. Russian emirates. [Electronic resource]. - URL: https://russianemirates.com/news/uae-news/vlasti-emiratov-vosstanavlivayut-serdtse-shardzhi/ (accessed 11/15/2019)

12. Construction Week Online. 11/03/2019 [Electronic resource]. -URL: https://www.constructionweekonline.com/260227-expo-2020-buzz-adds-to-positive-traction-in-uae-realty-market (accessed 11/19/2019)

13. Abu Dhabi-UAE Petrochemical Cluster. Harvard Business School. Microeconomics of Competitiveness: Firms Clusters and Economic Development. May 4th, 2012.31 p.

14. UAE State of Green Economy Report 2017. United Arab Emirates Ministry of Climate Change and Environment. Dubai United Arab Emirates.

15. ZonesCorp. Abu Dhabi, UAE. [Electronic resource]. - URL: http://www.zonescorp.com/en/about-us/chairmans-message (accessed 11/19/2019)

16. The Dubai Strategic Plan 2015. [Electronic resource]. - URL: Amelnfo. www.ameinfo.com. 109572.html (accessed date 08/10/2018)

17. UAE Freezones. UAE Free Zones Call Center. Dubai - UAE. [Electronic resource]. - URL: https://www.uaefreezones.com/ (accessed 11/19/2019)

18. 45 free zones in the UAE: Find the right one for your new business. Gulf News. 08/15/2017. [Electronic resource]. - URL: https://gulfnews.com/lifestyle/community/45-free-zones-in-the-uae-find-the-right-one-for-your-new-business-1.1716197 (accessed 11/19/2019 )

19. Third Global Infrastructure Investment Index 2016. ARCADIS. R. 9, 22 [Electronic resource]. - URL: https://www.arcadis.com/media/3/7/E/%7B37E96DF6-82D5-45A6-87D8-

5427637E736D%7DAG1015_GIII%202016_0NLINE%20FINA L_SINGLE%20PAGES.pdf (accessed 11/19/2019)

20. The Global Competitiveness Report 2019, World Economic Forum.

21. Doing Business 2020. World Bank Group. Washington.

22. GCC diversification drive on track, 80% UAE exports non-oil. Arabian Gazette. 09/24/2019. [Electronic resource]. - URL: https://arabiangazette.com/gcc-diversification-drive-on-track-80-uae-exports-non-oil/ (accessed 11/20/2019)

23. Emirates 'non-oil foreign trade reaches Dhs1.628 trillion in 2018. Gulf Today. 05/28/2019. [Electronic resource]. - URL: https://www.gulftoday.ae/business/2019/05/28/emirates-non-oil-foreign-trade-reaches-dhs1-628-trillion-in-2018. (circulation date 11/20/2019)

24. Dubai's initiative to boost export and re-export trade. 04/18/2019. [Electronic resource]. - URL: https://oxfordbusinessgroup.com/news/dubai%E2%80%99s-initiative-boost-export-and-re-export-trade. (circulation date 11/20/2019)

25. United Arab Emirates Exports By Category. Trading Economies. [Electronic resource]. - URL: https://tradingeconomics.com/united-arab-emirates/exports-by-category (accessed 11/21/2019)

o

CS

CS Ol

O HI

m

X

<

m

o

X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.