Научная статья на тему 'Экономическая модель оценки эффективности управления жилым фондом, переданным с федерального уровня в муниципальную собственность'

Экономическая модель оценки эффективности управления жилым фондом, переданным с федерального уровня в муниципальную собственность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛОЙ ФОНД / СОБСТВЕННОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ / PROPERTY OF FEDERAL LEVEL / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / MUNICIPAL PROPERTY / ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ECONOMIC AND MATHEMATIC MODELING / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / FACTOR ANALYSIS / УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ / PROPERTY MANAGEMENT / ПУБЛИЧНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / PUBLIC PROPERTY / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ / STATE MONITORING / HOUSING FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Городнова Н.В., Давлашьян Э.Г.

Вопросы передачи ведомственного жилого фонда с федерального уровня в муниципальную собственность в настоящее время являются актуальными для большинства регионов РФ. При этом сам процесс перевода объектов жилого фонда осуществляется только в случае выполнения необходимых требований: наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации, региона, иного юридического лица на объект; необходимость и эффективность использования объекта для решения вопросов местного значения; учет финансово-экономических интересов муниципального образования при принятии объекта в муниципальную собственность. В этой связи авторами была разработана экономико-математическая модель оценки эффективности управления жилым фондом, переданным с федерального уровня в муниципальную собственность, учитывающая такие факторы, как категории жителей, приобретающих жилье; типы объектов жилой недвижимости, год реализации программы передачи жилого фонда; прогнозируемый объем государственного финансирования; увеличение (снижение) объемов жилого фонда и другие. Данная модель может быть использована для получения аналитических данных, пригодных для осуществления государственного мониторинга качества управленческих решений, направленных на обеспечение передачи жилого фонда на иной уровень публичной собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Городнова Н.В., Давлашьян Э.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment economic model of housing fund’s management efficiency transferred from federal level to municipal property

The transferring issues of housing fund from federal level to municipal property are urgent for the most part of Russian regions. The transferring process of housing fund objects are carried out only in the case of all requirements’ fulfillment as: availability of state registration of property rights of the Russian Federation, region, or any other legal entity for an object; necessity and efficiency of object’s use for local needs; accounting of financial and economic interests of municipal establishment in acquiring object to municipal property. In this case the authors have developed an economic and mathematical model of housing fund’ management efficiency’s assessment, transferred from federal level to municipal property, taking into account the factors as: categories of citizens buying dwellings; types of real estate objects, the year of housing fund’s transferring program’s realization; predicted volume of state financing; increase (decrease) of square meters’ volumes of housing fund, etc. This model can be used for getting analytic data suitable for carrying out the state monitoring of managerial decisions’ quality aimed at transferring housing fund to any other level of public property.

Текст научной работы на тему «Экономическая модель оценки эффективности управления жилым фондом, переданным с федерального уровня в муниципальную собственность»

JEL L20, L85, L97, M21

Экономическая модель оценки эффективности управления жилым фондом, переданным с федерального уровня в муниципальную собственность

Городнова Н.В.Давлашьян Э. Г.1

Вопросы передачи ведомственного жилого фонда с федерального уровня в муниципальную собственность в настоящее время являются актуальными для большинства регионов РФ. При этом сам процесс перевода объектов жилого фонда осуществляется только в случае выполнения необходимых требований: наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации, региона, иного юридического лица на объект; необходимость и эффективность использования объекта для решения вопросов местного значения; учет финансово-экономических интересов муниципального образования при принятии объекта в муниципальную собственность. В этой связи авторами была разработана экономико-математическая модель оценки эффективности управления жилым фондом, переданным с федерального уровня в муниципальную собственность, учитывающая такие факторы, как категории жителей, приобретающих жилье; типы объектов жилой недвижимости, год реализации программы передачи жилого фонда; прогнозируемый объем государственного финансирования; увеличение (снижение) объемов жилого фонда и другие. Данная модель может быть использована для получения аналитических данных, пригодных для осуществления государственного мониторинга качества управленческих решений, направленных на обеспечение передачи жилого фонда на иной уровень публичной собственности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Жилой фонд, собственность федерального уровня, муниципальная собственность, экономико-математическое моделирование, факторный анализ, управление имуществом, публичная собственность, государственный мониторинг.

Одной из актуальных проблем управления имуществом является замена формы публичной собственности в результате передачи имущества от федерального собственника на муниципальный уровень.

При этом, как и любое другое изменение статуса публичной собственности, передача объектов жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную требует тщательного контроля эффективности реализации данного процесса со стороны надзорных органов. Следовательно, возникает необходимость в создании инструмента формирования аналитических данных, которые могут быть использованы для оценки качества управленческих решений, направленных на обеспечение передачи жилого

фонда на иной уровень публичной собственности.

В данной статье представлены результаты разработки экономико-математической модели оценки эффективности управления жилым фондом, переданным из федеральной собственности в муниципальную.

На первом этапе необходимо рассмотреть нормативно-правовое обеспечение процесса управления имуществом в рамках объекта, обозначенного в названии статьи.

Итак, согласно ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд (совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации) в зависимости

1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург, Российская Федерация. Почта для связи с авторами: qorodnova243@mail.ru (Г. Н. В.), eduard.d.0409@gmail.com (Д. Э. Г.)

от формы собственности включает в себя [1]:

— государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

— муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Передача недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года № 374 «О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации» [ 2 ].

Необходимыми условиями для принятия объекта в муниципальную собственность являются [ з ]:

— наличие государственной регистрации права собственности Российской Федерации, региона, иного юридического лица на объект;

— необходимость и эффективность использования объекта для решения вопросов местного значения;

— учет финансово-экономических интересов муниципального образования при принятии объекта в муниципальную собственность.

Таким образом, остро встает вопрос создания инструмента оценки эффективности передачи федерального имущества на муниципальный уровень [4].

Для этих целей авторами была предложена экономико-математическая модель оценки эффективности управления жилым фондом, переданным из фе-

деральной собственности в муниципальную.

Постановка задачи экономико-математической модели выглядит следующим образом.

Ь (х) — индекс эффективности управления (передачи) жилым фондом: Ь (х) ^ ех1г, 5 = 1, X,

где 5 = 1, X — номера критериев оптимальности управления жилым фондом.

7l(jc) = '=Л Pß

X^S^f dFijtVt ^

рГ

7=1 (=1 V

\<i<n 1 < j < т 7i(x) —> min

где I (х) — минимизация отклонения реализации проекта развития жилого фонда муниципалитета для г-й группы горожану-го типа жилой недвижимости при передаче жилого фонда с одного на другой уровень публичной собственности;

г = 1, п — группы жителей, проживающих / приобретающих жилье в жилом фонде, передаваемом из федеральной собственности в муниципальную;

у = 1, т — объекты жилой недвижимости (типы и массовые серии), передаваемые из федеральной собственности в муниципальную;

I = 1, Т — номер года реализации программы (проекта) передачи жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную;

dF.. — доля выделенных в рамках государственной программы капитальных вложений для 1-й группы горожану-го типа жилой недвижимости, передаваемой из федеральной собственности в муниципальную в 1-й период времени (0 < dF < 1);

V — прогнозируемый объем государственного финансирования программы передачи жилого фонда из федеральной собственности в муниципальную в 1-й период времени;

Р.( — прогнозируемая стоимость одного квадратного метра у-го типа жилой недвижимости, передаваемой в муниципальную собственность в 1-й период времени;

V — увеличение (снижение) объемов квадратных метров жилого фонда, передаваемого из федеральной собственности в муниципальную.

— доля не переданного в муниципальную собственность по различным причинам жилого фонда для г-й группы горожану-го типа жилого фонда для всех периодов:

т

^ ау = 1, 0 < ащ < 1, г = 1, п,у = 1, т.

у =1

«ДИСКУССИЯ» №1 (86) ЯНВАРЬ 2018

57

Анализ показателей I (х) осуществляется в динамике за ряд лет, в ходе оценки значения независимых переменных делается вывод о степени их влияния на зависимую эндогенную переменную [5]. Кроме того, представленная модель способна стать основой для осуществления государственного мониторинга передачи жилого фонда с одного на другой уровень публичной собственности в том числе и при реализации программ в условия государственно-частного партнерства [6]. Это возможно, если использовать приемы план-факт анализа либо целевое значение зависимой переменной в качестве одного из ключевых показателей эффективности (КР1).

Таким образом, в данной статье была представлена авторская экономико-математическая модель

оценки эффективности управления жилым фондом, переданным из федеральной собственности в муниципальную. Рассмотрен и кратко обозначен существующий нормативно-правовой базис процесса передачи недвижимого имущества из федеральной собственности в муниципальную.

В заключение сделан вывод о том, что авторская модель может стать основой для осуществления государственного мониторинга передачи жилого фонда с одного на другой уровень публичной собственности за счет применения приемов план-факт анализа либо использования целевого значения зависимой переменной в качестве одного из ключевых показателей эффективности.

Список литературы и информация

1. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ (ред.29.07.2017 г.).

2. Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"».

3. Постановление администрации города Сочи от 25.07.2016 г. № 1734 «Об утверждении порядка приёмки объектов

в муниципальную собственность».

4. Заключение по теме: Об основаниях передачи объектов недвижимости (жилищного фонда) из одного уровня публичной собственности на другой. Особенности процедуры безвозмездной передачи земельных участков, находящихся

в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации. Утверждено протоколом № 23 от 22.10.2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rosim.ru/ (дата обращения: 15.11.2017).

5. Давлашьян Э. Г., Городнова Н. В., Баженов О. В. Развитие методики оценки земельно-имущественного комплекса санаторно-курортных учреждений // Экономика

и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 636-639.

6. Городнова Н.В., Давлашьян Э.Г. Прогнозирование имущественного состояния как элемент стратегического управления санаторно-курортными учреждениями РФ // Экономика устойчивого развития. 2014. № 4 (20). С. 52-57.

Дата получения статьи: 11.12.2017 Дата принятия к публикации: 13.01.2018

JEL L20, L85, L97, M21

Assessment economic model of housing fund's management efficiency transferred

from federal level to municipal property

Gorodnova N. V. Davlashyan E. G. 1

The transferring issues of housing fund from federal Level to municipal property are urgent for the most part of Russian regions. The transferring process of housing fund objects are carried out only in the case of all requirements' fulfillment as: availability of state registration of property rights of the Russian Federation, region, or any other legal entity for an object; necessity and efficiency of object's use for local needs; accounting of financial and economic interests of municipal establishment in acquiring object to municipal property. In this case the authors have developed an economic and mathematical model of housing fund' management efficiency's assessment, transferred from federal level to municipal property, taking into account the factors as: categories of citizens buying dwellings; types of real estate objects, the year of housing fund's transferring program's realization; predicted volume of state financing; increase (decrease) of square meters' volumes of housing fund, etc. This model can be used for getting analytic data suitable for carrying out the state monitoring of managerial decisions' quality aimed at transferring housing fund to any other level of public property.

KEY WORDS

Housing fund, property of federal level, municipal property, economic and mathematic modeling, factor analysis, property management, public property, state monitoring.

References and Notes

1. (n.d.). The Housing Code of the Russian Federation of December 29, 2004, No. 188-FZ (as amended on July 29, 2012). (In Russian)

2. (2004, August 22). Federal Law No. 122-FZ of 22.08.2004 "On Amending the Legislative Acts of the Russian Federation and Recognizing the Invalidation of Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Adoption of Federal Laws" On Amendments and Additions to the Federal Law "On General Principles of Organization legislative (representative) and executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation" and

"On general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation". (In Russian)

3. (2016, July 25). Decree of the Administration of the City of Sochi on July 25, 2016 No. 1734 "On Approval of the Procedure for Acceptance of Objects in Municipal Property". Sochi. (In Russian)

4. Conclusion on the topic: On the grounds for transfer of real estate (housing stock) from one level of public ownership to another. Features of the procedure for the non-repayable transfer of land plots in federal ownership, in municipal ownership or in the ownership of the subjects of the Russian Federation. Approved by the protocol №23 of 22.10.2015. (2015, October 22). Retrieved November 15, 2017, from Federalnoe agentstvo po upravleniju gosudarstvennym imushhestvom: www.rosim.ru/Attachment. aspx?Id=48513 (In Russian)

1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg, Russian Federation. Corresponding authors: qorodnova243@mail.ru (G.N.V.), eduard.d.0409@gmail.com (D.E.G.)

Davlashyan, E. G., Gorodnova, N. V., & Bazhenov, O. V. (2014). Development of methods for assessing the land and property complex of sanatorium and resort establishments. Еkonomika i predprinimatelstvo, 10 (51), 636-639. (In Russian)

Davlashyan, E. G., & Gorodnova, N. V. (2014). Forecasting of property status as an element of strategic management of sanatorium establishments of the Russian Federation. Еkonomika ustojchivogo razvitija, 4 (20), 52-57. (In Russian)

Received for publication: 11.12.2017 Accepted for publication: 13.01.2018

6

«ДИСКУССИЯ» №1 (86) январь 2018

s9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.