Научная статья на тему 'Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм'

Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
431
153
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ECONOMIC INTEGRATION / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / REGIONAL INTEGRATION / СОДРУЖЕСТВО / АССОЦИАЦИЯ / ASSOCIATION / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Аносова Людмила Александровна, Кабир Людмила Сергеевна

В статье представлен обзор процесса экономической интеграции в мировом масштабе. Дается оценка его характера, форм и моделей развития. Обосновываются понятие экономического регионализма, причина его появления и условия формирования. Рассматриваются результаты интеграционного процесса в мире. Его специфика заключается в том, что первичным звеном являются приграничные связи двух и более стран, имеющих общую границу. Процесс экономической интеграции связан с перемещением основных факторов производства, что приводит к «расшатыванию » национального суверенитета, поскольку организованные государством хозяйственные связи по вертикали власти дополняются более естественными горизонтальными связями между хозяйствующими субъектами в границах государства и за их пределами. Он характеризуется по меньшей мере тремя векторами развития стремлением к закрытому регионализму в интересах группы определенных государств посредством протекционизма, продвижением к субрегиональному сотрудничеству, охватывающему части стран двух и более континентов, и стремлением к глобализации, когда к экономическому сотрудничеству привлекается большинство стран мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Integration and Economic Regionalism: Two Types of Global Movements

The article gives an overview of the global economic integration (EI) process, assessing its nature, developmental patterns and different forms. The critique initially discusses the world's EI process, calling it primarily a function of cross-border relations between two or more countries sharing a common border. The paper relates at this stage that the EI process is related to the movement of major production factors. The review claims that this procedure leads to a 'loosening of national sovereignty' as state-organized economic ties (vertical power) are supplemented by 'more natural' horizontal links between entities within national (or international) boundaries. Subsequently, the commentary refocuses on economic regionalism (ER), listing the key causes behind its development and its formation conditions. The blueprint indicates, in closing, that ER is characterized by three developmental vectors: closed regionalism, promoted by groups of states relying on protectionism and similar measures; sub-regional cooperation, covering segments of two or more continents; and globalization (most recent form of economic cooperation), adopted by most of the world community.

Текст научной работы на тему «Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм»

Экономическая интеграция в современном мире и экономический регионализм

Economic Integration and Economic Regionalism: Two Types of Global Movements

<

Аносова Людмила Александровна

начальник отдела — заместитель академика-секретаря Отделения общественных наук РАН (Москва), доктор экономических наук, почетный профессор СПбУУиЭ 119991, Москва, Ленинский пр., д. 32А

Anosova Lyudmila Aleksandrovna

Social Sciences Division of Russian Academy

of Science (Moscow)

Leninskiy Ave 32A, Moscow, RF, 119991

В статье представлен обзор процесса экономической интеграции в мировом масштабе. Дается оценка его характера, форм и моделей развития. Обосновываются понятие экономического регионализма, причина его появления и условия формирования. Рассматриваются результаты интеграционного процесса в мире. Его специфика заключается в том, что первичным звеном являются приграничные связи двух и более стран, имеющих общую границу. Процесс экономической интеграции связан с перемещением основных факторов производства, что приводит к «расшатыванию» национального суверенитета, поскольку организованные государством хозяйственные связи по вертикали власти дополняются более естественными горизонтальными связями между хозяйствующими субъектами в границах государства и за их пределами. Он характеризуется по меньшей мере тремя векторами развития — стремлением к закрытому регионализму в интересах группы определенных государств посредством протекционизма, продвижением к субрегиональному сотрудничеству, охватывающему части стран двух и более континентов, и стремлением к глобализации, когда к экономическому сотрудничеству привлекается большинство стран мирового сообщества.

The article gives an overview of the global economic integration (EI) process, assessing its nature, developmental patterns and different forms. The critique initially discusses the world's EI process, calling it primarily a function of cross-border relations between two or more countries sharing a common border. The paper relates at this stage that the EI process is related to the movement of major production factors. The review claims that this procedure leads to a 'loosening of national sovereignty' as state-organized economic ties (vertical power) are supplemented by 'more natural' horizontal links between entities within national (or international) boundaries. Subsequently, the commentary refocuses on economic regionalism (ER), listing the key causes behind its development and its formation conditions. The blueprint indicates, in closing, that ER is characterized by three developmental vectors: closed regionalism, promoted by groups of states relying on protectionism and similar measures; sub-regional cooperation, covering segments of two or more continents; and globalization (most recent form of economic cooperation), adopted by most of the world community.

Ключевые слова: экономическая интеграция, глобализация, региональная интеграция, содружество, ассоциация, интернационализация

Кабир Людмила Сергеевна

главный научный сотрудник Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов РФ (Москва), доктор экономических наук, профессор 127006, Москва, Настасьинский пер., д. 3, стр. 2

Kabir Lyudmila Sergeevna

Scientific-Research Institute of Finance by the Ministry of Finance of the Russian Federation (Moscow)

Nastas'inskiy Lane 3/2, Moscow, RF, 127006

Keywords: economic integration, globalization, regional integration, community, association, internationalization

Формирование и реализация эффективной государственной экономической политики невозможны без учета внешнеэкономического аспекта экономической политики, поскольку существует ряд стратегических направлений, которые в настоящее время и определяют ее фундамент. В качестве таких направлений следует выделить:

1)роль государства в политике экономической глобализации;

2) национальную стратегию в глобализирующемся пространстве;

3) политику в сфере формирования административных, общественных и информационных механизмов, с помощью которых должна осуществляться национальная стратегия;

4) подходы к учету специфики, роли и влияния объединений стран на различных платформах.

В связи с этим особую актуальность приобретает изучение процесса экономической интеграции в контексте задач, решаемых различными странами:

1) формирования новых форм координации экономической, финансовой, инвестиционной деятельности стран;

2) развития производственных кооперационных связей;

3) разработки моделей сотрудничества в экологической и социальной областях, а также в сфере коллективной безопасности.

Кроме того, большое значение придается поиску ответа на вопрос о приоритетности экономических союзов и сообществ в сравнении с национальными государственными интересами отдельной страны.

Исследование обозначенных направлений важно само по себе, но особый интерес представляет изучение специфики регионального среза экономической интеграции посредством оперативного анализа интеграционных процессов (с учетом хронологии их развития), для того чтобы разработать практические рекомендации по оптимизации российской экономической политики и формированию политики принятия

Хронология создания организаций глобального характера (доминирование США)

Наименование организации Период функционирования Цель создания Страны-участницы Специфика организационного построения

Организация Объединенных Наций (ООН) 1945 г. — настоящее время Поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами 193 страны (с 14 июля 2011 г.) В формате форума миролюбивых государств, являющихся субъектом международного права, которые принимают на себя содержащиеся в Уставе обязательства и могут и желают эти обязательства выполнять

Международный валютный фонд (МВФ) (International Monetary Fund, IMF) 1945 г. — настоящее время Содействие международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере с целью расширения и сбалансированного роста международной торговли в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов 188 стран Специализированное учреждение ООН

Всемирный банк (ВБ) (The World Bank) 1945 г. — настоящее время Восстановление экономики и устройства мирового хозяйства после Второй мировой войны. Позже — организация финансовой и технической помощи развивающимся странам 184 страны Специализированное учреждение ООН. Представляет собой акционерное общество, акционерами которого являются 184 страны — члена этой организации. Условием членства является членство в МВФ

Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organization, WTO) 1947 г. — настоящее время Установление общих принципов международной торговли посредством институциона-лизации внешней торговли стран и наднационального регулирования в признанных международно-правовых рамках 159 стран (со 2 марта 2013 г.) Специализированное учреждение ООН. Функционировала до 1 января 1995 г. в форме Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT)

m <

< >

решений российскими бизнес-структурами. В настоящем исследовании представлена оценка характера, форм и перспектив развития процесса экономической интеграции на региональном уровне (так называемый экономический регионализм), идущего параллельно с процессом глобализации.

Причины, вызвавшие необходимость изучения региональной экономической интеграции

Во второй половине XX в. изменения мировой экономической среды привели к возникновению и развитию таких международных организаций глобального характера, как ООН и ее институты МВФ, Всемирный банк и ВТО (табл. 1). Участвовавшие во Второй мировой войне в качестве союзников Англии и СССР и избежавшие боевых действий на своей территории США смогли наиболее эффективно использовать послевоенный период для развития национальной экономики и укрепления своей роли в международных организациях глобального характера, поскольку взяли на себя роль ключевого инвестора в мировом масштабе [1].

Более высокие темпы развития США способствовали их быстрому (в сравнении с другими странами мира) выходу на постиндустриальный уровень, что позволило сформировать мощную ресурсную базу для проведения своей политики. Геополитические амбиции в свою очередь привели к формированию

парадигмы развития, которая предусматривает распространение национальных интересов США на все регионы мира. Ключевой особенностью интеграционных процессов в регионах мира на этом этапе являлось лидерство США, когда окончательное решение региональных проблем (даже в случае территорий, расположенных далеко за пределами Северной Америки) в своей завершающей стадии исключительно оставалось за американской администрацией.

По мере дальнейшего развития и роста экономик стран мира происходили усиление их конкуренции на международном уровне и формирование новой группы ведущих стран. Наиболее интенсивно процесс протекает в Европе, где возникли три конкурировавших объединения. Два из них были сформированы на базе послевоенного восстановления капиталистических стран Европы, а один союз объединял страны социалистического блока. Он включал не только СССР и страны Восточной Европы, но и азиатские (Монголия, Вьетнам), а также американское государство (Куба) (табл. 2).

Далее, по мере развития экономик стран мира, процесс распространяется за пределы Европы (табл. 3), что придало новый импульс региональной экономической интеграции как процессу, развивающемуся параллельно с глобализацией. Суть его заключалась в том, что экономически развитая страна региона брала на себя роль ключевого инвестора и локомотива развития региона (перехватывая инициативу в случае

Хронология создания международных объединений стран в Европе

Наименование международной организации Период функционирования Цель создания Страны-участницы Специфика организационного построения

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) (The Council for Mutual Economic Assistance, Comecon) 19491991 гг. Экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. Разработка единых стандартов и норм СССР, социалистические страны Европы, социалистические страны Азии (Монголия, Вьетнам); социалистическая страна Америки (Куба) Межправительственная организация, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС; Общий рынок) (European Economic Community, EEC, Common Market) 19571993 гг. Экономическая интеграция стран-членов (создание таможенного союза, единая сельскохозяйственная политика, свободное движение капитала, рабочей силы и услуг между странами-членами), включая создание общего рынка Страны-учредители: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Далее присоединились: Великобритания, Дания, Ирландия (1973), Греция (1981), Испания и Португалия(1986) Региональное интеграционное объединение, созданное на основе договора (Римского) о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. После создания Европейского союза ЕЭС было переименовано в Европейское сообщество, став основным сообществом Евросоюза

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) (European Free Trade Association, EFTA) 1960 г. — настоящее время Создание зоны свободной торговли. Инструменты: заключение соглашений о свободной торговле со странами Европы (торговля промышленными товарами и продукцией сельхоз-переработки) Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария, Португалия (1960). Финляндия (1986;1961-1986 — ассоциированный член); Исландия (1970); Лихтенштейн (1991). Сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн Заключение конвенции и либерализация на ее основе торговли среди стран-членов путем снижения таможенных пошлин и свертывания количественных ограничений. Сохранение национальных таможенных пошлин

Таблица 3

Хронология создания международных объединений стран (формирование новой группы ведущих стран в Европе,

Азии, Африке, Латинской Америке, Австралии и Океании)

Наименование международной организации Период функционирования Цель создания Страны-участницы Специфика организационного построения

1 2 3 4 5

Организация африканского единства (ОАЕ) 1963 г. — настоящее время (Африканский союз — с 2002 г.) Укрепление сотрудничества между странами Африки, урегулирование территориальных конфликтов, споров и разногласий между ними, сотрудничество в социально-экономической и политической сферах жизни 48 стран Создана на основе Хартии африканского единства в целях укрепления единства и солидарности африканских государств, защиты их суверенитета, территориальной целостности и независимости и поощрения международного сотрудничества

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Association of SouthEast Asian Nations, ASEAN) 1967 г. — настоящее время Установление мира и стабильности в регионе; ускорение экономического, социального и культурного развития государств-членов на основе сотрудничества и взаимопомощи; поддержание взаимовыгодного сотрудничества с общими и региональными международными организациями, имеющими сходные цели Образовали: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Присоединились: Бруней-Даруссалам (1984), Вьетнам (1995), Лаос и Мьянма (1997), Камбоджа (1999). Статус наблюдателя — Папуа-Новая Гвинея. Также существует формат АСЕАН + 1 (Китай) и АСЕАН + 3 (Китай, Япония, Южная Корея) Политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. Высшим органом является саммит лидеров (глав государств и правительств) стран-членов

Окончание табл. 3 s

_ v

1 2 3 4 5

Андское сообщество (исп. Сomunidad andina, CAN) 1969 г. — настоящее время Создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизация внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза Боливия, Колумбия, Перу, Чили (1969-1976) и Эквадор; Венесуэла (1973-2011) На основе соглашения стран. Имеет консультативные органы управления и координации действий, совместные институты развития

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) 1980 г. — настоящее время Развитие регионального экономического сотрудничества и торговли; создание общего рынка Страны-члены разделены на три группы: более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика), среднего уровня (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили) и менее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор) Объединение экономического сотрудничества 11 государств Латинской Америки на основе договора

МЕРКОСУР (общий рынок стран Южной Америки) (исп. Mercado Común del Sur) 1985 г. — настоящее время Содействие свободной торговле, гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников объединения Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай Основной принцип деятельности высших органов — консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) (Asia-Pacific Economic Cooperation, APEC) 1989 г. — настоящее время Повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества 21 страна (большинство стран с береговой линией у Тихого океана) Форум для сотрудничества в области региональной торговли и облегчения и либерализации капиталовложений

образования новой структуры или часть инициатив у США), помогающего в индустриальном развитии отстающим государствам, способствуя экономическому развитию региона [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что специфика процесса региональной интеграции на рубеже ХХ-ХХ1 вв. заключалась в наличии двух векторов развития. Первый вектор — «открытый регионализм» — был направлен на становление и развитие формата субрегионального сотрудничества стран выходящего за пределы одного географического региона. Второй вектор — формирование объединений стран в формате «закрытый регионализм» — предполагал, что к сотрудничеству привлекаются страны одного региона.

Процесс региональной экономической интеграции продолжается. Он превратился в ведущую тенденцию современного хозяйства, которая углубляется, приобретает новые формы и охватывает все больше стран в различных регионах мира (табл. 4). Возникнув как результат развития международного разделения труда и международной кооперации производства, региональная экономическая интеграция вылилась в образование обширных зон влияния той или иной державы или группы государств. Эти регионы (группы государств) становятся своеобразными интегра-

ционными центрами, вокруг которых группируются другие страны. На процесс оказывают влияние такие тенденции, как сокращение объема вмешательства государства в экономику в промышленно развитых странах, устранение многими развивающимися странами национальных ограничений по регулированию финансовой и экономической деятельности, предоставление возможности финансовым структурам, рынкам и инструментам влиять на их экономику. Сюда следует отнести и переход стран социалистического блока к рыночной экономике, их стремление интегрироваться в мировое хозяйство и адаптироваться к происходящим вовне изменениям, которое реализуется одновременно с процессом внутреннего реформирования.

Поскольку экономической интеграции в современном мире отводится все большее значение, постольку поиск модели интеграции России в систему международного разделения труда на условиях полноправного участника невозможен без анализа истории развития и перспектив дальнейшего функционирования сложившихся в настоящее время региональных объединений стран. Это особенно актуально еще и потому, что региональные объединения объективно демонстрируют интенсивность развития и активную экспансию как

Хронология создания международных объединений стран (формирование новых зон взаимодействия и углубление интеграции союзов стран)

Наименование международной организации Период функционирования Цель создания Страны-участницы Специфика организационного построения

Содружество Независимых Государств (СНГ) 1991 г. — настоящее время Регулирование отношений сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Туркмения (ассоциированный член), Украина (не ратифицировала устав) Международный договор. Не является надгосудар-ственным образованием и функционирует на добровольной основе

Центрально-европейская ассоциация свободной торговли (ЦЕАСТ) 1992 г. — настоящее время Стимулирование странами бывшего социалистического блока развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2002 г. зоны свободной торговли; промежуточный этап вступления в ЕС Польша, Венгрия, Чехословакия (затем Чехия и Словакия) (1992-2004); Словения (1996-2004); Румыния (1997-2007); Болгария (1999-2007); Хорватия (2002-2013); Македония (2006); Албания, Босния и Герцеговина, Молдавия, Черногория, Сербия, Республика Косово — 2007 г. Региональная организация, не предусматривающая создания постоянных органов

Европейский союз (ЕС) 1993 г. — настоящее время Интеграция стран 28 стран Европы Концепции федеральной политики с распределением власти между общими органами — Советом, Комиссией, Парламентом и Судом правосудия с одной стороны и государствами-членами с другой

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) (North American Free Trade Agreement, NAFTA) 1994 г. — настоящее время Устранение барьеров в сфере торговли и инвестиций между США, Канадой и Мексикой США, Канада, Мексика Интеграция на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) 2000 г. — настоящее время Формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства, углубление интеграции в экономической и гуманитарной областях Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан. Наблюдатели: Молдавия, Украина, Армения Международный договор. Надгосударственное образование, организующее и координирующее деятельность стран-членов

Боливарианский альянс для народов нашей Америки (АЛБА) (исп. Alianza Bolivaria-na para los Pueblos de Nuestra América, ALBA) 2004 г. — настоящее время Содействие торговле и кооперации между ее участниками (страны с социалистическими и социал-демократическими правительствами) Восемь стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Боливия, Венесуэла, Куба, Эквадор, Никарагуа, Доминика, Антигуа и Барбуда, Сент-Винсент и Гренадины) В форме альянса

Союз южноамериканских наций (англ. Union of South American Nations, исп. Unión de Naciones Suramericanas, UNASUR) 2004 г. — настоящее время В течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли. Противодействие геополитическим интересам США Объединение стран-членов МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Парагвай и Уругвай) и Андского сообщества (Боливия, Колумбия, Перу и Эквадор), Чили, Гайаны и Суринама План: первое время сообщество будет развиваться путем политической координации действий стран-участниц. Далее создаются общеамериканские институты — совет министров, Южноамериканский парламент и суд

в пространстве, так и в плане расширения предметов регулирования, охватываемых соглашениями, заключаемыми в системе объединяющихся групп стран.

Для России чрезвычайно важно учитывать эти обстоятельства, так как ей приходится выбирать приоритетные векторы участия в международной экономической интеграции. Оценивая перспективы развития российской экономики, следует учитывать весь комплекс исторических, экономических, торговых и геополитических факторов. Учитывая тенденции к регионализации мирового хозяйства и руководствуясь собственными интересами, России необходимо выстраивать экономическое взаимодействие так, чтобы наиболее эффективно использовать свое трансконтинентальное положение. Таким образом, изучение теоретических концепций и анализ политики развития экономических интеграционных процессов в мире являются первым шагом на пути разработки практических рекомендаций в сфере внешнеэкономической политики России.

Понятие и основные концепции экономической интеграции

Термин «интеграция» (лат. 1г^едга^о) означает «восстановление, объединение в целое частей» [3, с. 703]. Существует мнение, что применительно к анализу экономических процессов это понятие стало широко использоваться во второй половине ХХ в., отражая начавшийся процесс объединения Западной Европы. В естественных науках интеграция как конечный результат ведет к формированию новой сущности взамен первоначальных сущностей, которые исчезают, постепенно трансформируясь. В связи с этим представляется чрезмерным упрощением понимать под экономической интеграцией простое объединение стран в единый союз. Экономическая интеграция — это процесс взаимного сближения хозяйственных структур стран через переплетение производственно-экономических, финансовых, трудовых и иных связей [Там же, с. 704]. Согласно другому широко используемому определению под экономической интеграцией подразумевают меры по стиранию различий между экономическими субъектами, относящимися к разным государствам [4, с. 300].

Интенсивное изучение различных концепций интеграции относится ко второй половине ХХ в., когда возникла практическая необходимость теоретического осмысления объединительных процессов в Европе. Следует иметь в виду не только положительный опыт Европейского союза (ЕС), но и опыт Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), созданного странами социалистического блока. Объединяя множество точек зрения, касающихся объяснения процесса развития экономической интеграции в разных регионах мира и его перспектив, попытаемся выдвинуть несколько теоретических представлений о природе экономической интеграции.

Для теоретического осмысления интеграционных экономических процессов важным является то, что они базируются на непрерывно развивающейся интернационализации факторов производства, одним из главных направлений которой выступает международная кооперация производства. Интернационализация факторов производства (товар, труд, капитал, технологии и знания) представляет естественное развитие международного разделения труда. Таким образом, интернационализация факторов производства формирует базу роста процессов международного раз-

деления труда, который в свою очередь реализуется ^ в том числе в форме международной кооперации ^ производства. о

Интернационализация является объективным и за- ^ кономерным результатом технико-экономической эво- ^ люции общества. Она позволяет способствует между- к народной миграции торговли, услуг, рабочей силы, ^ капиталов, экономически объединяет страны и тем ^ самым устанавливает определенную ступень эконо- " мической интеграции. Развивается автономный про- ^ цесс сближения экономических систем государств, ^ вырабатываются общие правила, необходимые для ш упорядочения движения непрерывно увеличивающих- из ся в объемах факторов производства, получает раз- 2 витие интенсивное международное и региональное ' сотрудничество. Последнее признается первым шагом з на пути к глобальной интеграции, поскольку торговое, ^ экономическое и прочее взаимодействия в первую < очередь осуществляются с территориально близкими н государствами. <

Процессы региональной экономической интеграции закладывают базу для субрегиональной и далее — глобальной интеграции. Всемирная, глобальная интеграция как высшая ступень интеграции представляет собой процесс, который развивается в соответствии с действием законов международного разделения труда и интернационализации факторов производства под непосредственным влиянием научно-технологической революции.

Региональная интеграция как первичная форма интеграции демонстрирует другое ее направление, когда соседние страны вступают в одну интеграционную группу независимо от уровня развития некоторых из них. В начальный период интеграционный процесс охватывает страны с примерно равным уровнем экономического развития. В последующие периоды группы стран, уже интегрировавшиеся в устойчивое экономическое сообщество, вовлекают в него страны, находящиеся на качественно более низком уровне. Такое развитие интеграционной группы возможно, когда наднациональные органы власти форсируют процесс «подтягивания» экономически слабых членов к общему экономическому уровню интеграционного образования. Впрочем, подобное развитие не предполагает обязательного выравнивания стран с точки зрения задач и интересов интеграционного сообщества. Объективные тенденции развития международного разделения труда заключаются в том, чтобы использовать преимущества каждой из стран.

Основной задачей, решаемой при изучении структуры любой объединившейся группы стран, является выяснение того, составляют ее члены содружество или ассоциацию наций. Принципиальность ответа на этот вопрос объясняется разной сущностью процессов построения содружества или управленческого построения [5, с.5]. Первый процесс осуществляется в течение длительного времени (десятилетия), протекает постепенно, а его главными инициаторами являются люди, но не правительства. Он происходит благодаря общей истории и географии, образующим фундамент, на котором строится содружество. Конечной точкой этого процесса предполагается формирование «транснациональных отношений» [6, с.6], способствующих смешению народов и размыванию национальных границ и достигаемых при высоком уровне развития технологий. Это процессно-ориентированный подход к интеграции в границах группы стран.

Второй процесс проявляется в создании институциональной структуры, с помощью которой государ-

^ ства (политическая власть) сознательно устанавлива-^ ют рамки или систему для достижения какого-либо о результата. Это образование является сознательным ^ ответом на определенные потребности общества (вза-^ имная защита от угрозы нападения врага или форми-к рование торговой организации по устранению силь-¡Е ных экономических соперников). Это результативно-^ ориентированный подход к сотрудничеству.

В свою очередь построение институционального ^ механизма интеграционного процесса может быть ^ осуществлено как минимум по двум направлениям. ш Первое из них (европейский подход) имеет в своей ш основе развитие межнациональных органов управле-

2 ния. Второе направление (североамериканский под-~ ход) предполагает формирование институционального

3 построения для выгоды наиболее развитой страны без ^ приоритета в оказании поддержки сообщества.

< Если концептуальные положения первого (про-н цессно-ориентированного) подхода, объясняющего

< стремление стран к экономической интеграции, пока не находят своего завершения на практике, то концептуальные положения второго подхода представлены целым рядом существующих ныне объединений стран, в первую очередь инициированных странами Западной Европы и США. В связи с этим западные школы интеграции аппелируют к двум типам экономической интеграции [3, с.709].

1. Рыночная (либеральная) школа была популярна среди экономистов США и Канады, анализировавших опыт интеграционного процесса между США и Канадой, когда оба государства лоббировали интересы национального бизнеса. Сам процесс опирался на объединенный рынок, создаваемый мощной корпоративной экономикой обеих стран при доминировании сегмента США. В связи с этим в тех случаях, когда имеются основания признать доминирование корпоративного сектора экономики как инициатора интеграционного процесса, подобный тип интеграции характеризуют как частно-корпоративную модель.

2. Институциональная (дирижистская, неокейнсиан-ская) школа исходила из необходимости государственного вмешательства в интеграционный процесс и создание наднациональных институтов. Наибольшее распространение эта концепция получила в Европе, в которой в отличие от стран Северной Америки в конце 1940-1950-х гг. существовало множество мелких государств, а корпоративная экономика была слаба. В результате в Европе доминировали прагматические идеи интеграции, включая и желание создать объединенную коалицию против советского восточного блока. Таким образом, в тех случаях, когда имеются основания признать доминирование стремления придать правовой статус процессам экономической интеграции, создавая наднациональные органы власти, сознательно стимулируя процессы интеграционного сближения экономических структур вплоть до их полного взаимного поглощения и создания единых региональных экономических систем с едиными правилами для субъектов объединенного рынка, подобный тип интеграции характеризуют как межгосударственную модель интеграции.

В последнее время получает распространение еще один (третий) подход к объяснению процесса интеграции, опирающийся на концепцию экономической кооперации. В рамках парадигмы, формируемой этой концепцией, интеграционный процесс направлен на соседние регионы, местную общественность и более

крупную региональную промышленность, а не на государства. Этот тип интеграции не всегда требует инициатив центральных правительств и часто представляет собой связи между местным правительством и частым бизнесом.

Данный подход (известный так же как «план поэтапной экономической интеграции» [7, с.26]) превалировал в Восточной Азии. По своей сути, он стал реакцией на признаваемые в странах Азии ортодоксальными условия интеграции, основанные на многосторонности, в политических рамках которой заключаются многосторонние договоры, продвигаемые странами ЕС и Северной Америки в Восточной Азии [8]. Его цель заключается в противостоянии протекционистской политике развитых стран Запада. Феномен интеграции в Восточной Азии обозначается сегодня в дискуссиях терминами «региональная экономическая интеграция» или «экономический регионализм».

Стратегия подобной экономической интеграции опирается на призыв к центральным правительствам участвующих государств интенсифицировать двустороннее и многостороннее сотрудничество, направленное на создание социального и делового климата в регионе в целях стимулирования преодоления стагнационного периода в развитии экономики региона и способствования развитию торговли, что должно в итоге привести к улучшению благосостояния населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этот призыв указывает на форму регионального сотрудничества, инициатором которого выступили местные правительства, поставив первоочередной задачей стимулирование процветания жителей сообщества, которое коренным образом отличается от традиционного многостороннего регионального сотрудничества. Его актуальность определяется двумя аспектами.

Во-первых, страны Восточной Азии в отличие от стран Европы и Северной Америки характеризуются значительно большими этническими, лингвистическими, культурными и экономическими отличиями. Помимо этого имеет место огромная разница в экономическом и социальном развитии. С точки зрения развития сотрудничества в таком регионе принципиально важным является исключение принуждения к интеграции, которая неизбежно распространит внушительные богатства экономически развитых стран на регион, что вынудит других участников процесса подстраиваться под культурные и экономические стандарты. Принципиальное значение имеют уважение региональных различий, восприятие региональными государствами друг друга как равных, уважение к культуре и цивилизации каждого.

Во-вторых, низкая степень сотрудничества стран региона объясняется наличием большого количества правительственных правил и инструкций, ограничивающих торговлю соседствующих стран. Предлагается, что главным приоритетом для них должно стать формирование жизнеспособного (конкурентоспособного) социального и делового окружения:

1) правительства должны направить усилия на устранение торговых барьеров и инвестиционных рисков;

2)действия организаций, которым поручено претворять в жизнь согласованные стратегию, цели и перспективу развития, должны быть одобрены, профинансированы и взяты на контроль соответствующими властями;

3) широкомасштабный план действий, охватывающий региональное развитие, торговлю, промышлен-

ность, вклады в защиту окружающей среды, телекоммуникации, туризм, должен быть реализован исполнительным органом, который включает представителей местных правительств;

4) инфраструктурные проекты необходимо реализо-вывать с использованием двусторонних и многосторонних финансовых источников, включая официальную помощь развитию;

5) национальные правительства должны демонстрировать приверженность к прогрессу действиями, направленными на укрепление социального и делового климата, способствующих углублению доверия среди инвесторов частного сектора и снижению инвестиционных рисков.

Таким образом, экономический регионализм обращен к содействию, сотрудничеству и политической координации между странами, находящимися в географической близости друг от друга, в то время как глобализм вызывает необходимость создания гибкой системы, способной встретить вызовы, находящиеся за пределами региона, т. е. в глобальной перспективе.

Проведенный нами анализ позволил сформулировать следующие выводы.

1) Специфика экономической интеграции заключается в том, что ее первичным звеном являются приграничные связи двух и более стран, имеющих общую границу (границы).

2) Процесс экономической интеграции связан с перемещением основных факторов производства: товара (внешняя торговля), труда (рабочая сила) и капитала (инвестиции), которые в совокупности с технологической революцией вызывают необходимость отработки адекватных современным условиям форм организации производства и способствуют его интернационализации. Это приводит к «расшатыванию» национального суверенитета, поскольку организованные государством хозяйственные связи по вертикали власти дополняются более естественными горизонтальными связями между хозяйствующими субъектами как в границах государства, так и за их пределами.

3) Процесс экономической интеграции сегодня имеет как минимум три вектора своего развития. Во-первых, это стремление к закрытому регионализму, стремящемуся обеспечить узкие интересы группы определенных государств посредством протекционизма. Во-вторых, это продвижение к субрегиональному сотрудничеству, охватывающему части стран двух и более континентов. И, в-третьих,

стремление к глобализации, когда к экономиче- g скому сотрудничеству привлекается большинство ^ стран мирового сообщества. 0

Литература ®

к

1. Кабир Л. С. Влияние регионализации на межгосударствен- ^ ный механизм регулирования экономических отношений // s Безопасность Евразии. 2004. № 4 (18). С.495-499. ™

2. Аносова Л. А. Азиатско-европейские экономики: новые g формы интеграции // Безопасность Евразии. 2004. № 2 3 (16). С. 325-329. s

3. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика: Учебник для бака- ^ лавров. М.: Юрайт, 2012. 884 с. ш

4. Дэниелс Дж. Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: q_ внешняя среда и деловые операции / Пер. с англ. 6-е изд. с М.: Дело Лтд, 1998. 784 с. ^

5. Akio Watanabe. What is Asia-Pacific regionalism? // Japan =c Review of International Affairs. Vol. 9, N 3. Summer 1995. ^ Р. 189-194. <

6. Deutsch K. W. Nationalism and social communication. Cam- ^ bridge, Mass.: MIT Press Publ., 1953. 304 p. <

7. Shiro Saito. Fast Asian Regionalism a Plan for Phased Economic Integration. Japan Review of International Affairs. Vol. 9, N 3. Summer 1995. Р.252-258.

8. Аносова Л. А., Шагалов Г.Л. Проблемы региональной интеграции // Экономика и управление. 2011. № 12. С.7-14.

References

1. Kabir L. S. Vliyanie regionalizatsii na mezhgosudarstvennyy mekhanizm regulirovaniya ekonomicheskikh otnosheniy [How the regionalization influences inter-state mechanism of economic relations regulation]. Bezopasnost' Evrazii, 2004, no. 4 (18), pp. 495-499.

2. Anosova L. A. Aziatsko-evropeyskie ekonomiki: novye formy integratsii [The Asian-European economics: New forms of integration]. Bezopasnost' Evrazii, 2004, no.2 (16), pp.325-329.

3. Khasbulatov R. I. Mirovaya ekonomika [World economy]. Moscow, Yurayt Publ., 2012. 884 p.

4. Daniels J.D., Radebaugh L. H. International business environments and operations. Reading, Mass., Addison-Wesley Publ., 1994. 805 p. (Russ. ed.: Deniels Dzhon D., Radeba Li Kh. Mezhdunarodnyy biznes: vneshnyaya sreda i delovye oper-atsii. Moscow, Delo Publ., 1998. 784 p.).

5. Akio Watanabe. What is Asia-Pacific regionalism? Japan Review of International Affairs, 1995, vol. 9, no.3, pp.189194.

6. Deutsch K. W. Nationalism and social communication. Cambridge, Mass., MIT Press Publ., 1953. 304 p.

7. Shiro Saito. Fast Asian regionalism: A plan for phased economic integration. Japan Review of International Affairs, 1995, vol.9, no.3, pp.252-258.

8. Anosova L.A., Shagalov G.L. Problemy regional'noy integratsii [Problems of regional integration]. Ekonomika i upravlenie, 2011, no. 12 (74), pp.7-14.

В следующем номере

Рекомендуем в следующем номере российского научного журнала «Экономика и управление» в рубрике «Актуальные проблемы повышения качества трудового потенциала регионов»

ознакомиться с публикацией:

Порфирьева Б. Н., Макаровой Е. А. Природные и техногенные катастрофы: последствия для населения и экономики

Порфирьев Борис Николаевич Макарова Елена Александровна

заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН, почетный профессор СПбУУиЭ ассистент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.