Научная статья на тему 'Экономическая информатика в университетском образовании России'

Экономическая информатика в университетском образовании России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1109
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА / ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА / ИТ-ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лугачев Михаил Иванович

Статья посвящена описанию эволюции дисциплины «Экономическая информатика» в университетах России. Обсуждаются основные источники становления экономической информатики: создание вычислительных машин, становление вычислительной математики и математической экономики. Показана принципиальная интегрирующая роль академиков Л.В.Канторовича и А.Н.Тихонова в создании фундаментальных основ ИТ-образования в России. Отмечается неоднозначность последствий перехода отечественной вычислительной техники на единую серию ЭВМ «Ряд», создававшейся на базе IBM-360 с точки зрения экономических и технических результатов проведенной трансформации. Особое внимание в работе уделено подготовке ИТ-специалистов в рамках стандартов «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика» и показана недостаточность этой подготовки для решения современных задач экономики информационных систем, которая является предметом экономической информатики. Именно классическая университетская ИТ-подготовка экономистов лежит в основе логики изложения материала этой статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая информатика в университетском образовании России»

Лугачев М.И.

МГУ им. М.В.Ломоносова, д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической информатики экономического факультета, тП@ econ . гши . ш

Экономическая информатика в университетском

образовании России

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Информатика, экономическая информатика, прикладная информатика, бизнес-информатика, ИТ-образование.

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена описанию эволюции дисциплины «Экономическая информатика» в университетах России. Обсуждаются основные источники становления экономической информатики: создание вычислительных машин, становление вычислительной математики и математической экономики. Показана принципиальная интегрирующая роль академиков Л.В.Канторовича и А.Н.Тихонова в создании фундаментальных основ ИТ-образования в России. Отмечается неоднозначность последствий перехода отечественной вычислительной техники на единую серию ЭВМ «Ряд», создававшейся на базе IBM-360 с точки зрения экономических и технических результатов проведенной трансформации. Особое внимание в работе уделено подготовке ИТ-специалистов в рамках стандартов «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика» и показана недостаточность этой подготовки для решения современных задач экономики информационных систем, которая является предметом экономической информатики. Именно классическая университетская ИТ-подготовка экономистов лежит в основе логики изложения материала этой статьи.

Мы попробуем представить картину развития экономической информатики в России, рассматривая динамику университетских структур, обеспечивающих широкую подготовку специалистов в области информатики вообще. Экономическую информатику создавали два тесно связанных потока знаний, сформировавшихся в недрах математики и экономики. Появившиеся в ответ на потребности науки и оборонных ведомств вычислительные машины, очевидно имели огромный потенциал их использования и в традиционных (невоенных) отраслях науки и народного хозяйства. Для реализации этого потенциала нужны были специалисты нового типа, способные эффективно использовать и развивать появляющиеся вычислительные возможности. Готовить таких

специалистов были способны только новые институты и факультеты, учебные планы которых соединяли бы компетентности математиков, физиков, экономистов, специалистов в области программирования -сформировавшие фундаментальные основы для развития информационных технологий. Забегая вперед, можно отметить, что такие институты и факультеты были созданы и успешно решают поставленные задачи по подготовке специалистов в области ИТ и ИС. Дело здесь лишь в том, что экономисты в этой деятельности пока не проявили себя в достаточной степени.

Начало компьютерной эры в СССР. Математика, технология и экономика.

Как известно, работы по созданию первой в СССР ЭВМ — малой электронной счетной машины (МЭСМ) — были начаты в Киеве коллективом под руководством С. А. Лебедева в 1948 году. МЭСМ была сдана в эксплуатацию в декабре 1951 года.

4 декабря 1948 г. Государственный комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал за № 10475 изобретение И. С. Брука и Б. И. Рамеева «Автоматическая цифровая электронная машина». Это изобретение было воплощено в жизнь в Энергетическом институте АН СССР в Москве, в лаборатории, руководимой И. С. Бруком в виде вычислительной машины М-1. В январе 1952 году М-1 была запущена в опытную эксплуатацию. Одной из первых М-1 решала задачи по ядерным исследованиям группы академика С. Л. Соболева, в институте И. В. Курчатова. Она была изготовлена в единственном экземпляре, однако ее архитектура и многие принципиальные решения были приняты в дальнейшем за основу при разработке серийных машин «Минск», «Раздан» и др.

Но математика жила не только в традиционных научных и инженерных расчетах. В 1923-24 годах В.В.Леонтьев сформулировал задачу построения межотраслевого баланса, требовавшего больших вычислительных мощностей18. В конце 30-х годов появились работы Л.В.Канторовича, создавшие основу для проникновения математики в экономические расчеты. Была сформулирована знаменитая задача о «фанерном тресте», ставшая основой для формирования оптимизационного подхода в экономическом планировании. В 1937 г. Л.В.Канторович по просьбе инженеров местного фанерного треста решил задачу нахождения наилучшего способа обработки 5 видов материала на 8 станках с определенной производительностью каждого из них по каждому виду материала [1]. В простой с виду задаче Л.В Канторович увидел и впервые сформулировал задачу линейного программирования и предложил способ ее решения, значительно сокращавший перебор при поиске оптимальных решений и предполагавший необходимое применение

18 В 1973 году за разработку метода «Затраты - выпуск» построения межотраслевого баланса В.В.Леонтьеву была присвоена Нобелевская премия по экономике.

вычислительной техники.19

Важным этапом творчества Л.В. Канторовича стала опубликованная в "Успехах математических наук" в 1948 году его большая статья "Функциональный анализ и прикладная математика"[2], а затем - в 1956 году «Функциональный анализ и вычислительная математика» [3], которые сделали функциональный анализ естественным языком вычислительной математики. По выражению академика С.Л. Соболева, уже через несколько лет представить вычислительную математику без функционального анализа было, так же невозможно, как и без вычислительных машин.

Эти идеи единства функционального анализа и вычислительной математики, а также связи с экономикой последовательно воплощалась Л.В. Канторовичем в жизнь: при организации в 1948 г. подготовки специалистов по "вычислительной математике" на математико-механическом факультете ЛГУ и позднее - в 1958 году - при создании специальности "экономическая кибернетика" на экономическом факультете ЛГУ В 1959 г. Л.В.Канторович стал одним из организаторов (и преподавателей) знаменитого "шестого курса" экономического факультета ЛГУ. На "шестой курс" были зачислены и выпускники обычного пятого курса и ряд молодых экономистов для углубленного изучения математических методов и ЭВМ. Следует отметить, что некоторые выпускники этого курса оказали заметное влияние на развитие советской и российской экономической науки, в частности - это академики АН СССР: А.Г. Аганбегян, А.И.Анчишкин, Н.Я.Петраков, С.С.Шаталин.

Естественно, что процессы развития подготовки специалистов и в области вычислительной математики и экономико-математических методов не были изолированы. Одновременно аналогичные процессы формирования основы применения вычислительной техники в науке и экономике шли в Москве и МГУ В 1949 году на механико-математическом факультете МГУ была создана кафедра вычислительной математики, которую в 1952 -1960 годах возглавлял уже цитированный нами выше академик С. Л. Соболев. В то время на кафедре преподавали такие выдающиеся специалисты, как А. А. Ляпунов, М. В. Келдыш, М. Р. Шура-Бура и др.

В 1958 году выдающимся экономистом и статистиком академиком АН СССР В.С.Немчиновым в академии наук была создана лаборатория экономико-математических методов, а в 1962 году - на экономическом факультете МГУ - кафедра "Математических методов анализа экономики" (ММАЭ). В работе новой кафедры активное участие принимали знаменитые выпускники 6 курса Л.В.Канторовича - С.С.Шаталин (заведовал кафедрой в

19 В 1965 году Л.В.Канторович вместе с В.С. Немчиновым и В.В. Новожиловым получил Ленинскую премию «за научную разработку метода линейного программирования и математических моделей экономики». В 1975 году Л.В.Канторовичу и Т.Купмансу за создание основ линейного программирования была присвоена Нобелевская премия по экономике.

1970 -1983 годах) и Н.Я.Петраков - директор Института проблем рынка РАН (с 1990 по 2014). Сам Л.В.Канторович в течение ряда лет вел на этой кафедре научный семинар в 70-е годы ХХ века. Необходимость в выпускниках этой кафедры во многом формировалась и созданным в 1963 году на основе одноименной лаборатории Центральным экономико-математическим институтом АН СССР (ЦЭМИ АН СССР), служившим много лет профессиональным питомником для подготовки специалистов кафедрой ММАЭ МГУ. ЦЭМИ АН СССР, конечно, был создан по инициативе и при участии В.С.Немчинова. Первым директором института стал академик Н.П.Федоренко, а в 1985 году его сменил академик В.Л.Макаров -ближайший ученик Л.В.Канторовича.

1950-е и 60-е годы много добавили осознанию необходимости расширения подготовки специалистов в области программного обеспечения не только технологических, но и экономических процессов. Прежде всего, этому способствовали порожденные вычислительной математикой задачи новой науки «Исследование операций», алгоритмы решения задач управления запасами, а также - формулирование научных принципов управления предприятием. Появляется опыт применения первой информационной бизнес-системы Material Resource Planning (MRP), разработанной в 1950-х годах в США, но заработавшей на реальных задачах бизнеса в 1960-х. Даже сомневавшиеся окончательно убедились в огромных возможностях применения в экономике электронных вычислительных машин (ЭВМ).

Важным этапом развития данного направления в МГУ стала организация под руководством профессора И.С.Березина в 1955 году вычислительного центра, первого на вузовском пространстве СССР. ВЦ МГУ стал базовым для подготовки специалистов на кафедре вычислительной математики. Вычислительный центр создал научно-техническую платформу для существенного расширения контингента подготовки специалистов в области математического обеспечения ЭВМ. На основе кафедры вычислительной математики механико-математического факультета и вычислительного центра (ВЦ МГУ) был организован факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ. Создателем нового факультета и первым его деканом стал академик А.Н.Тихонов, научный руководитель ВЦ МГУ и заведующий кафедрой вычислительной математики мехмата. Андрей Николаевич был первым, кто не только осознал потребности науки и народного хозяйства в специалистах нового типа, но и сумел добиться создания в стране системы подготовки кадров в области вычислительной математики и программирования [4]. В феврале 1970 года вышел приказ Минвуза СССР № 114 об утверждении структуры факультета ВМК МГУ. Факультет ВМК МГУ стал первым в списке почти 50 вновь созданных в начале 1970-х подобных факультетов в крупных университетах СССР. Появилась целая отрасль подготовки специалистов в области математического обеспечения ЭВМ,

которая должна была поддержать крупные изменения в советской политике создания и использования вычислительной техники. Речь шла о переходе страны на новые стандарты информационных технологий -введения "Единой Системы" - линии ЭВМ, копировавшей архитектуру американских компьютеров серии IBM-360. Потребность же в таком решении уже сформировалась: она диктовалась разрабатывавшейся под руководством В.М.Глушкова концепцией Общегосударственной Автоматизированной Системы (ОГАС). ОГАС была призвана решить общенациональную проблему учета и контроля для беспрепятственного применения методов социалистического планирования и управления в СССР,

Компьютерная революция по-советски

18 марта 1968 года вышел приказ Министра радиопромышленности СССР № 138 о создании НИЦЭВТ и назначении его головной организацией по разработке Единой системы ЭВМ (ЕС ЭВМ) «Ряд». С тех пор не утихают споры и дискуссии о целесообразности решения выпускать машины ЕС путем копирования архитектуры мейнфреймов IBM S/360.

Следует отметить, что до 1968 года создание ЭВМ в СССР достаточно слабо координировалось. Существовали несколько конструкторских бюро в разных точках СССР, которые разрабатывали замечательные ЭВМ второго поколения, работавшие в различной математике и удовлетворявшие собственным технологическим стандартам. Безусловным лидером являлась мощная БЭСМ-6 конструкторского бюро С.А.Лебедева, использовавшего 6-битное слово. В народном хозяйстве популярными были ЭВМ Минск с 7-битным байтом (только ЭВМ Минск-32 конструктора В.В.Пржиялковского в итоге было выпущено около 3000 штук). Очень прогрессивным было выпускавшееся в Пензе семейство машин серии «Урал», разработки Б.И.Рамеева. Свои преимущества имели украинская «Мир», ереванская «Наири», вильнюсская «Рута-110», московская «Сетунь». (Отметим, что уникальная ЭВМ «Сетунь», использовавшая троичную систему счисления, была разработана в МГУ под руководством Н.П.Брусенцова). Не надо добавлять, что каждое семейство обеспечивалось собственной периферией и оригинальным матобеспечением. Это талантливое и интересное многообразие ЭВМ могло решать локальные задачи различной природы, но создать с их помощью национальную инфраструктуру для организации информационных процессов - было невозможно. Таким образом, весьма актуально звучал вопрос о перспективах развития отечественного электронно-вычислительного машиностроения. В 1966 году в народнохозяйственном плане упоминается, что новые ЭВМ третьего поколения должны быть построены на «единой структурной и микроэлектронной технологической базе и совместимых системах программирования для вычислительных центров и автоматизированных систем обработки информации».

В официальном отчете ИТМиВТ, в середине 1966-го ясного ответа, как

же строить «Ряд», С.А.Лебедев не дал. Однако вместе с академиком В. М. Глушковым выразил мнение, что копирование ЭВМ третьего поколения IBM S/360 означало бы отставание от мировых стандартов на несколько лет, поскольку серия S/360 начала выпускаться еще в 1964 году. Знали бы эти выдающиеся ученые, насколько оптимистичной была их оценка.

В существовавшем в СССР многообразии - ЭВМ семейства «Урал» были наиболее близки к требованиям третьего поколения. Башир Искандерович Рамеев сформулировал и реализовал идею семейства ЭВМ на принципе программной и конструктивной совместимости независимо и раньше IBM серии S/360. Однако при выработке решения Государственной комиссии министерства радиопромышленности СССР 1968 года отечественный вариант вообще не рассматривался. В обсуждении участвовали только американская IBM и британская ICL. Сделанный комиссией выбор до сих пор не оставляет равнодушным специалистов в области вычислительной техники. Спор о том, было ли это решение стратегической ошибкой и кто в этом виноват продолжается. Протоколы заседаний госкомиссий фиксируют возражения отечественных разработчиков Лебедева, Рамеева, Глушкова, других - но твердая позиция президента АН СССР М.В.Келдыша и министра радиопромышленности СССР

B.Д.Калмыкова решили вопрос в пользу копирования IBM S/360 [5].

Это было трагическое для советской отрасли ЭВМ решение, разрушившее стратегические ориентиры ее развия. Гигантский интеллектуальный капитал отечественных разработок в виде производившейся и перспективной вычислительной техники, а также -соответствующего программного обеспечения - становился ненужным вместе с его носителем - большим отрядом высококвалифицированных специалистов. Кто-то был способен переучиться, но ориентир был взят на подготовку новых профессионалов. Правда, остался серьезный контингент разработчиков для военных целей, возглавлявшийся учеником

C.А.Лебедева - академиком В.С.Бурцевым. Разработанное под руководством В.С.Бурцева компьютерное обеспечение ракетных комплексов С-300 до сих пор успешно решает поставленные задачи. Кроме того, оставленное им научное наследие и сейчас питает идеями разработчиков суперкомпьютерной техники.

Однако с точки зрения экономики можно с уверенностью сказать, что принятые в 1968 году Госкомиссией министерства радиопромышленности СССР решения судьбоносной силы национального масштаба для народного хозяйства страны все-таки не имели. Никакой, даже самый лучший с точки зрения технологий вариант развития отечественного компьютеростроения не смог бы исправить неэффективную социалистическую систему народного хозяйства. Идеалистическое плановое хозяйство было обречено и в том случае, если бы был успешно реализован проект ОГАС, поскольку в этом хозяйстве отсутствовали естественные рыночные механизмы управления экономикой. Элементы планирования могут быть хороши и

полезны, если не претендуют на универсальное применение всегда и везде. Западные экономисты, в частности - Л.фон Мизес [6] еще 1920-е годы доказывали невозможность рационального экономического расчета в системе, где отсутствует частная собственность на ресурсы производства и нет реальных (рыночных) цен (теорема фон Мизеса) [7]. До технологического перевооружения в СССР необходимо было заняться реформированием экономики - созданием условий для появления реальных экономических инструментов саморегулирования. Так что в 1968 году в СССР вполне можно было забыть об IBM, положиться на перспективное семейство ЭВМ «Урал» или оставить все существующие -отрицательных последствий для народного хозяйства могло быть меньше. Вместе с тем, трудно отрицать появившийся значительный прогресс в развитии национальной отрасли программирования, специалисты которого при переходе на международные стандарты приобрели новые возможности организации работы и получили доступ к накопленным мировым библиотекам программ. Подготовка и принятие решений в конкретных областях, в том числе и народного хозяйства - при этом обогатилась доступом к уже сформировавшимся базам отраслевых приложений.

Новая эра подготовки ИТ-специалистов

Итак, единая политика компьютерного обеспечения научных разработок и народного хозяйства СССР требовала адекватной массовой кадровой поддержки. Методические работы по организации всесоюзной подготовки необходимых специалистов фактически возглавил факультет ВМК МГУ опиравшийся на авторитет и знания высочайших профессионалов АН СССР. «Академическому» обеспечению методики подготовки ИТ-специалистов мог бы позавидовать любой научный центр мира. Нормативную составляющую обеспечивало министерство образования СССР.

Можно отметить, что в мире контроль за созданием методических основ для подготовки ИТ-специалистов традиционно является зоной интереса профессиональных общественных организаций. В США эту роль взяли на себя Ассоциация компьютерной техники (Association for Computing Machinery, ACM) и Компьютерное сообщество Института инженеров по электронике и электротехнике (Computer Society of the IEEE или IEEECS),

которые ведут данную работу, начиная с 60-х гг. прошлого века [8,9]. В 1965 году комитетом по образованию организации АСМ был разработан первый проект типовой программы курсов бакалавриата по компьютерным наукам (Computer Science), который после доработки был опубликован в 1968 г. в окончательном виде, получив известность как Curriculum 68. Нормативной составляющей в разработанном документе не было, он имел рекомендательный характер для американских университетов, но де-факто довольно быстро превратился в международный стандарт подготовки ИТ-специалистов «Computing Curriculum (СС)». Под эгидой ACM и IEEE-CS

группа Питера Деннинга в 1989 г. подготовила доклад «Computing as a Discipline». В новой дисциплине «Computing» выделялись две составляющие: «Computer Science» и «Computer Engineering», Это нашло методическое воплощение в дальнейшем в фундаментальном куррикулуме СС2001 [9], получившем свое развитие в версиях СС2005 [10]. Но СС2005 уже содержал принципиально отличие от предыдущих вариантов - в нем явно указывается на необходимость подготовки специалистов для прикладных отраслей. Мировые профессиональные организации AIS (Association of Information Systems) и AITP (Association for Information Technology Professionals) - создают IS2002 [11]. В семье компьютинга появляется новый полноправный член - информационные системы. СС2005 «Computing» включает в себя следующие направления: Вычислительная техника (Computer Engineering - CE), Компьютерные науки (Computer Science - CS), Программная инженерия (Software Engineering - SE), Системы информационных технологий (Information Technology - IT), Информационные системы (Information Systems - IS). Российское высшее образование также реагирует на потребности в специалистах для подготовки, развития и эксплуатации приложений в профессиональной вузовской подготовке в 2000 году появляется новый государственный образовательный стандарт специальности 351340 «Прикладная информатика (по областям)» (приказ Минобразования России от 14.03.2000).

Документ уточняет: « Выпускник - информатик (с квалификацией в области) должен иметь специализацию, определяемую областью применения методов информатики и профессионально-ориентированных информационных систем, перечнем изучаемых дисциплин в конкретной области, информационных дисциплин и выпускной квалификационной работой». При этом определяется и область приложения квалифицированных знаний: «Информатик (с квалификацией в области) в большей степени имеет дело с профессионально-ориентированной оболочкой (которую он проектирует, создаёт и применяет), состоящей из специальных программных средств, информационного обеспечения и организационных мероприятий поддержки функционирования конкретных процессов в области применения, и в меньшей степени имеет дело с ядром информационной системы (разработкой комплекса вычислительных средств, операционной системы, систем управления базами данных и др.)».

Чуть позже, в 2003 году открывается еще один стандарт специальности 080500 «Бизнес-информатика» (приказ Минобразования РФ от 8.07.2003) для подготовки специалистов область профессиональной деятельности которых «включает: Проектирование архитектуры предприятия, Стратегическое планирование развития ИС и ИКТ управления предприятием, Организацию процессов жизненного цикла ИС и ИКТ управления предприятием, Аналитическую поддержку процессов

принятия решений для управления предприятием».

Таким образом, экономика России получает специалистов по «Прикладной информатике» для обеспечения ИТ-поддержки информационных процессов в отраслях: «экономика, юриспруденция, политология, психология, социология, политология, психология, экология, гуманитарно-социальные и других, в которых применяются профессионально-ориентированные информационные системы ...», а также -специалистов по «Бизнес-информатике» для обеспечения информационных процессов внутри предприятий.

Сейчас де-факто мировым методическим стандартом подготовки ИТ-специалистов для прикладных отраслей является учебный план Information Systems 2010 (IS2010) [12,13], созданный всем профессиональным ИТ-миром с использованием Wiki-ресурса. Наиболее полно профессиональная область выпускников этого направления описана в СС2005. Здесь также проводится разграничения целевых областей подготовки специалистов ИС и ИТ: «Профессионалы этой специальности (Информационные Системы) главным образом имеют дело с информацией, которую компьютер может дать предприятию, чтобы оно могло лучше определить и достичь свои цели, а также - с процессами, которые предприятие внедряет или улучшает с помощью информационных технологий. ... Информационные Системы фокусируются на информационных аспектах информационных технологий. Информационные Технологии являются такого рода комплементом: сферой их интересов являются технологии сами по себе, но не информация, которую они обрабатывают. ИТ-Программы создаются для подготовки выпускников, обладающих правильным сочетанием теоретических знаний и практических навыков, позволяющих управлять информационными технологиями организации, и людьми, которые эти технологии используют».

Дидактическая роль экономической информатики

Представленное описание учебных планов для национальной подготовки специалистов в области «Прикладная информатика», «Бизнес-информатика» и близкого к ним американского куррикулума «Информационные системы - IS 2010» позволяет ввести в рассмотрение новое направление: «Экономическая информатика», чтобы проанализировать общее и различное и оценить его перспективы.

Во-первых, следует отметить, что «Экономическая информатика» не входит в национальный перечень специальностей профессиональной подготовки и одной из целей настоящего исследования является доказательство целесообразности рассмотрения этого вопроса, быть может - в контексте с другими направлениями, о чем пойдет речь ниже.

Экономическая информатика - это наука об информационных системах, применяющихся в экономике и бизнесе, а также - об экономике этих систем.

В этом определении содержится указание на различие областей

применения: экономическая информатика занимается сопоставлением затрат и выгод от применения информационных систем в традиционной схеме экономического анализа. И «Прикладная информатика», и «Бизнес -информатика» и «IS -2010» ориентированы на подготовку специалистов в области применения информационных технологий для решения задач предметной области. Оценка же эффективности таких решений остается предметом классической экономики. Кроме того, требует экономического описания и изучения информационный продукт, обладающий многими нетривиальными свойствами ценообразования, потребления и развития. Есть традиционные вопросы экономики: производство и распределения информационного продукта. Требует экономической интерпретации закон Мура, согласно которому более производительный информационный продукт обладает меньшей себестоимостью. Рынок информационных продуктов формируется и развивается по своим законам: на нем циркулируют и реальные материальные сущности, но главный двигатель этого рынка - неосязаемый сервис или услуга, обладающие свойством неисчерпаемости и стремящимися к нулю предельными издержками. Здесь из «информационного воздуха» создаются новые отрасли (игровые), «из ничего» возникают гигантские состояния. Наконец, сама информация становится товаром, для описания которого не годятся классические экономические модели: спрос не порождает предложения. Появляются информационные продукты, экономические свойства которых требуют современной интерпретации: неограниченность доступа к облачным сервисам, предоставляемым конечным пользователям бесплатно, рост рост потребительских свойств информационно-технологических продуктов без повышения их цены. Необычна и структура цены информационного продукта, в которой предельные издержки стремятся к нулю.

В наше время экономика информационных систем выглядит также естественно, как экономика любой отрасли народного хозяйства -например, экономика сельского хозяйства или экономика промышленности. Но рынок информации имеет мало общего с рынком зерна, а для описания рынка информационных продуктов нужны новые исследования.

Вообще, при обсуждении вопросов общего экономической информатики с компьютингом [10] надо заметить, что прямая связь у этих наук есть только в случае рассмотрения информационных технологий (IT) и информационных систем (IS). При этом, для экономистов в термине «информационные технологии» - на первом месте «информационные», «информация», сервисы, обеспечивающие информационные процессы, а уж потом - «технологии». Как уже отмечалось выше, информационные системы являются объектом изучения экономической информатики и в самом названии характерно наличие определения «информационные», а не «вычислительные» - прямо следующее из базового направления «computing», поскольку современные прикладные задачи, в том числе и

экономического содержания - связаны прежде всего с обработкой и анализом содержательной информации, рассматривая собственно расчеты, как необходимый доступный инструмент.

Говоря об эффективности ИС, можно отметить объективную актуальность появления «Экономической информатики»: сегодня качественно изменилась среда применения информационных систем. По мнению некоторых экспертов практически исчез традиционный консалтинг в области использования ИС, направленный на формулировку целей и задач внедрения и выбор наилучшего варианта ИС для конкретного предприятия. За десятилетия активного вхождения ИС в практику планирования, управления и принятия решений организаций -сформировался достаточно квалифицированный контингент пользователей, способный самостоятельно ответить на исходные вопросы формулировки технического задания. Кроме того, стандартизация в области ИТ обеспечила процессы конвергенции, которые на практике минимизировали последствия ошибки выбора типа ИС. Главным вопросом консалтинга стала проблема эффективности функционирования ИС, ее влияния на процессы добавления стоимости предприятия. Ответить на этот вопрос можно только одним способом: дать подходы к оцениванию затрат и выгод от применения ЭВМ.

Очевидно, что экономической области деятельности для ИТ-специалистов, готовящихся по рассмотренным выше учебным планам и куррикулумам, не предусмотрено. Это не удивительно: сфера деятельности ИТ-специалистов носит характер инженерного, технологического сервиса для бизнеса. Тонкости выявления и оценивания затрат и выгод относятся к области экономики и традиционно не представляют интереса для студентов ИТ-направлений. Тем более, что работа по такому оцениванию не имеет структурированного характера, не может быть сведена к привычному бизнес-процессу или известному алгоритму с фиксированным числом итераций. Это - дело для экономистов.

Каков же итог обучения в области экономической информатики? Что будут знать и уметь выпускники, прошедшие полный цикл подготовки?

Принципиальным в организации ИТ-подготовки экономистов является формулировка двух важных положений [14].

Первое, - это правильное определение «точки входа» ИТ и ИС в конкретную предметную сферу экономики и бизнеса. Для экономики и бизнеса эту роль играет бизнес-процесс и обеспечивающие ИТ-сервисы, для образования - учебный процесс, для здравоохранения - лечебный процесс и т.д. Отличительной чертой главной сущности конкретного приложения является ее процессная природа, массовое распространение в предметной области, повторяемость во времени и пространстве. Спецификация главной сущности - задача специалистов - экономистов. Цель подготовки этих специалистов в области ИТ и ИС состоит в предоставлении им знаний, умений и навыков описания ИТ-сервисов, применяющихся для

автоматизации бизнес-процессов.

Второе положение - это четкое определение целей подготовки будущих специалистов в области ИТ и ИС[15]. На наш взгляд, хорошие знания, умения и навыки в области ИТ и ИС позволяют выпускнику получить конкурентное преимущество на профессиональном рынке. Для классических университетов и современных НИУ представляется естественным сформулировать роль ИТ и ИС, как инструментов повышения эффективности основных бизнес-процессов: научной и образовательной деятельности. Главная цель применения этих инструментов - повышение качества подготовки специалистов и обеспечение высокого управленческого уровня операционной деятельности и конкурентоспособности организации. Достижение университетами высшего профессионального уровня в экономике и бизнесе возможно только путем построения логической цепи подготовки собственных ИТ-специалистов. Элементы или этапы этой цепи известны: бакалавриат - магистратура - аспирантура. Условно можно считать, что каждому этапу соответствует свой уровень ИТ-подготовки. Базовый - для бакалавра, профессиональный - для магистра, исследовательский - для аспиранта. Успех подготовки будет более заметным и для молодых специалистов, и для вуза, и для всей отрасли, если результатом каждого этапа будет специалист именно в конкретной предметной, а не технической области. Для этой цели необходимо создать соответствующую институциональную среду, элементом которой будет национальная система образования с образовательными стандартами и соответствующей специальностью - экономической информатикой.

Подобные предложения были бы справедливы и для других специальностей: историческая информатика, биологическая, медицинская, ... Представляется, что в списке вузовских специальностей они должны быть представлены все. Но по проекту нового приказа минобразования в этом списке значатся лишь бизнес-, био-, гео- и прикладная информатики [16].

Фактически, подготовка таких специалистов идет, она осуществляется зачастую интуитивно, существенно зависит от субъективных факторов. Однако десятилетия широкого использования информационных технологий и систем уже создали достаточный профессиональный задел отраслевых компетенций, есть представления о профессиональных стандартах - все это должно привести к официальному созданию соответствующих предметных специализаций и специальностей высшего образования.

Заключение

В мире и России уже сформировались профессиональные группы, занимающиеся проблемами экономики информационных систем. В современных условиях эти вопросы становятся ключевыми при решении вопросов выбора, внедрения и эксплуатации информационных систем на

предприятиях и в организациях.

В настоящее время не существует системы подготовки специалистов, способных анализировать экономические последствия внедрения информационных систем. Действующая система ИТ-образования решает, в основном, проблему подготовки технических специалистов.

Обеспечение инновационного развития конкретных прикладных отраслей высшего образования требует создания системы подготовки ИТ-специалистов внутри прикладных гуманитарных и социально-экономических отраслей. Для этого необходимо создание специальностей не только по прикладной (технической), но и по предметной информатике.

Литература

1. Канторович Л.В., «Математические методы организации и планирования производства», Л.: Издание Ленинградского государственного университета, 1939. — 67 с.

2. Канторович Л.В. Функциональный анализ и прикладная математика. "Успехи математических наук" 1948

3. Канторович Л.В. Функциональный анализ и вычислительная математика, 1956. http://en.cs.msu.ru/node/62 - история ВМК до 2000 г.

4. Максон: Две трагедии советской кибернетики. ОКО ПЛАНЕТЫ информационно-аналитический портал^М, 29-02-2012.

5. Ludwig von Mises. Die Wirtschaftsreсhnung im sozialistischen Gemeinwesen", Archiv fuer Sozialwissenschaften und Sozialpolitik, Vol. XLVII, No. 1 (April, 1920).

6. Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М., Экономика, 2000.

7. «Эффективность инвестиций в ИТ», М., СоДИТ, 2013, 194с.. ISBN 978-5-4465-0104-5.

8. Сухомлин В.А. Международные образовательные стандарты в области информационных технологий. Прикладная информатика, №1 (37), 2012.

9. Computing Curricula 2001 (CC2001). Computer Science, Final Report, (December 15, 2001). The Joint Task Force on Computing Curricula, IEEE Computer Society, Association for Computing Machinery.

10. Computing Curricula 2005 (CC2005). The Overview Report, covering undergraduate degree programs in Computer Engineering, Computer Science, Information Systems, Information Technology, Software Engineering. The Association for Computing Machinery (ACM), The Association for Information Systems (AIS), The Computer Society (IEEE-CS), 30 September 2005.

11. J.T. Gorgone, G.B. Davis, J.S. Valacich, H.Topi, D.L. Feinstein, H.E. Longenecker, Jr. IS 2002, Model Curriculum and Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Information Systems. Association for Computing Machinery (ACM), Association for Information Systems (AIS), Association of Information Technology Professionals AITP.

12. H.Topi, J.S.Valacich, R.T.Wright, K.M.Kaiser, J.F.Nunamaker, Jr., J.C.Sipior, G.J. de Vreede. IS 2010, Model Curriculum and Guidelines for Undergraduate Degree Programs in Information Systems. Association for Computing Machinery (ACM), Association for Information Systems (AIS).

13. Лугачев М.И., Абрамов В.Г., Скрипкин К.Г., Тихомиров В.В. Методика разработки программ дисциплины «Информатика» для направлений непрофильного образования. Макс Пресс, М., 2006.

14. Лугачев М.И., Скрипкин К.Г., ИТ-компетентности как часть экономического образования. Вестник МГУ. Серия 6, «Экономика», №4, 2009.

15. Проект Приказа Минобрнауки России "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" http://www.consultant.ru/law/hotdocs/26905.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.