Научная статья на тему 'Экономическая идеология: опыт интерпретации'

Экономическая идеология: опыт интерпретации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2770
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА / ECONOMIC SCIENCE / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ECONOMIC IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орехов Андрей Михайлович, Ахмедов Фахраддин Насраддин Оглы

Статья посвящена анализу экономической идеологии как научного концепта социальных наук. Экономическая идеология – это система утверждений и убеждений относительно экономических фактов и явлений, выражающих отношение людей к различным хозяйственным процессам. Существует два типа экономических идеологий: «экономизированные» версии политических идеологий и собственно экономические идеологии, вырастающие из конкретных экономических учений. Структурно экономическая идеология складывается из шести основных элементов: экономические теории и гипотезы; псевдонаучное экономическое знание; экономические ценности; эмоции и убеждения; практические ориентиры и алгоритмы действий; образ экономического будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC IDEOLOGY: THE EXPERIENCE OF INTERPRETATION

The article is devoted to the analysis of economic ideology as a scientific concept of social sciences. Economic ideology is a system of statements and convictions concerning economic facts and phenomena, expressing the attitude of people to different economic processes. There are two types of economic ideologies: “economized” versions of political ideologies and proper economic ideologies, rising from concrete economic doctrines. Structurally economic ideology embraces six main elements: economic theories and hypotheses; pseudoscientific economic knowledge; economic values; emotions and convictions; practical orientations and algorithms of actions; image of economic future.

Текст научной работы на тему «Экономическая идеология: опыт интерпретации»

УДК 330.101.2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ: ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Орехов Андрей Михайлович,

Российский университет дружбы народов, доцент кафедры социальной философии, доктор философских наук, г. Москва, Россия. E-mail: orekhovandrey@yandex.ru

Ахмедов Фахраддин Насраддин оглы,

Российский университет дружбы народов, доцент кафедры финансов и кредита, кандидат экономических наук, г. Москва, Россия. E-mail: akhemedov@mx.rudn.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу экономической идеологии как научного концепта социальных наук. Экономическая идеология - это система утверждений и убеждений относительно экономических фактов и явлений, выражающих отношение людей к различным хозяйственным процессам. Существует два типа экономических идеологий: «экономизированные» версии политических идеологий и собственно экономические идеологии, вырастающие из конкретных экономических учений. Структурно экономическая идеология складывается из шести основных элементов: экономические теории и гипотезы; псевдонаучное экономическое знание; экономические ценности; эмоции и убеждения; практические ориентиры и алгоритмы действий; образ экономического будущего.

Ключевые понятия: экономическая наука, экономическая идеология.

Никакая экономическая идеология не вечна, и с вероятностью, близкой к единице, мы в конечном итоге отбрасываем каждую из них.

Й. Шумпетер

Развитие экономической теории, методологии и философии экономической мысли настоятельно диктует необходимость последовательного упорядочения экономических категорий и понятий. Ясность, точность и однозначность экономического языка являются важнейшими составляющими современного экономического знания. Мы даже полагаем, что в рамках экономической методологии и философии экономики имеет право на существование целое направление, занимающееся подобным анализом, -мы бы обозначили его как «экономическая концептология» или «категориальный анализ в экономической науке».

Именно в рамках такого анализа и необходимо, на наш взгляд, провести исследование концепта «экономическая идеология». Однако для начала мы должны вспомнить, что есть идеология сама по себе как социальный институт.

Идеология - это система утверждений и убеждений относительно каких-либо значимых социальных ценностей и фактов, чаще всего - политических и экономических; субъектом идеологии, как правило, является класс или общественная группа.

Идеология выполняет в обществе две основных функции.

Во-первых, она выражает различные групповые интересы, включая интересы классов и иных больших, массоподобных социальных групп.

Во-вторых, идеология придает смысл действиям индивидов, входящих в эти группы. Во имя победы некоторых идеологий (особенно политических) люди порой готовы пожертвовать собственной жизнью, и это правило является верным абсолютно для всех исторических эпох.

Британский исследователь Л.Барадат выделяет пять ключевых характеристик идеологии.

1) Термин идеология многозначен, -первоначально он, как известно, обозначал «ложное, иллюзорное сознание», но сейчас он употребляется в основном в его политическом значении.

2) Все идеологии интерпретируют настоящее и направляются желания людей в отношении строго определенного будущего, причем это будущее представляется ими как лучшее состояние по отношению к данному настоящему.

3) Каждая из идеологий предлагает проделать ряд специфических шагов по достижению этого будущего.

4) Все идеологии ориентированы на внедрение в массовое, коллективное сознание.

5) Идеологии тем или иным образом выражают мотивы и цели людей [8, P. 1].

К идеологиям могут быть применены различные критерии классификаций. Тот же Л. Барадат предлагает три основных способа классификации идеологий.

По первой из них, все идеологии ведут счет от левых идеологий к правым идеологиям: соответственно - радикальная левая, либеральная, умеренная, консервативная, радикальная правая.

По второму из них, классификация проводится от апологии прогрессивных изменений в направлении ретрогрессив-ных (retrogressive) перемен: радикальная либеральная, умеренная, консервативная, реакционная; существующее положение вещей защищает, как правило, умеренная идеология.

Третий способ акцентирует внимание на принципе двух экстремумов: здесь экстремальные (радикальные) желания групп и классов выражают радикальная и реакционная идеологии, между ними расположены либеральная, умеренная и консервативная идеологии, причем статус-кво отстаивает консерватизм [8, P. 13-17].

Однако все эти классификации относятся в первую очередь к политической идеологии. Но идеологии также могут быть религиозными, национальными, научными*(и т.п.) и, разумеется, экономическими.

Идеологии также можно классифицировать по их субъекту, носителю: пролетарская идеология, буржуазная идеология, православная идеология, институциона-листская идеология, монетаристская идеология и т.п.

Еще один важнейший признак идеологии - это ее таинственность, неразла-гаемость на чисто рациональные начала. Идеология всегда апеллирует к некой таинственной экзистенции, которую нельзя до конца выразить языком и перевести на рациональные понятия и доказательства; принцип «наши - не наши», определяющий суть самой идеологии и разделения на «своих» и «чужих», никогда до конца не разлагается на рациональные начала, он

как бы вырастает из «инстинкта», «интуиции», «бессознательного».

Н. Луман в связи с этим подчеркивает: «Опора всякой идеологии состоит, прежде всего, в некоммуницируемости той проблемы, с которой она связана, в зашифровке того, что ее вдохновляет, в невидимости ее исходного пункта» [4, с.199].

Экономическая идеология - это система утверждений и убеждений относительно экономических фактов и явлений. Или, немножко иначе: экономическая идеология - это система утверждений и убеждений, выражающих отношение людей к различным хозяйственным процессам.

Помимо концепта «экономическая идеология», в употреблении у экономистов находится также термин «хозяйственная идеология», - его можно считать синонимом «экономической идеологии». Вот, к примеру, какое определение «хозяйственной идеологии» дает И.И. Агапова:

«Что представляет собой хозяйственная идеология? В общем виде - это система взглядов, представлений, означающая внесение в экономические рассуждения определенной системы ценностей, определенное представление о социально-экономическом идеале, достижение которого выступает как цель экономического развития» [3, с.160].

Можно также привести определение А.И. Самсина:

«Экономическая (хозяйственная) идеология представляет собой более или менее упорядоченный взгляд на экономику, системное мировоззрение, в котором сплетаются познавательные, нормативные и символические элементы. Экономическая идеология включает в себя особые представления о ценностях, об общественно-экономическом идеале (например, об экономической свободе, материальном равенстве, трудовой солидарности). Нельзя забывать, что эти ключевые ценности понимаются и обосновываются разными хозяйственными субъектами, исходя из их интересов. ... Экономическая идеология, как правило, выступает в форме программ, проектов деятельности в разных областях хозяйства. В них находят выражение определенные цели, направления и способы их реализации» [6, с. 215].

Следовательно, выражая различные утверждения и убеждения, экономическая

* Термин «научный» нами употребляется в широком смысле: антисциентизм, к примеру, это тоже «научная» идеология, поскольку так или иначе выражает отношение к науке; но по своей сущности антисциентизм - это антинаучная идеология.

идеология затрагивает не все социальные факты, а лишь экономические, хозяйственные факты и процессы. Однако это только первый признак экономической идеологии. Следующим признаком должно быть следующее: экономическая идеология системна, она не просто совокупность идей, она есть система идей, ныне часто излагаемых в форме определенного научного учения. Современная экономическая идеология не может не апеллировать к научным аргументам, иначе ее просто не примут всерьез.

Третий признак экономической идеологии - это ее способность быть элементом «пропаганды и агитации», возможность быть доступной, легко внедряться в массовое сознание. Экономическая идеология, если она хочет быть таковой, должна быть популярной, и всякий «идеолог» должен быть способен ее изложить в двух-трех фразах для непонимающего избирателя*.

Однако именно этот момент ведет к тому, что экономическая идеология в значительной степени упрощает и вульгаризирует сами научные учения, на которых она основывается, а зачастую и искажает их. Ленинско-сталинская идеология Советской России или маоистская идеология Китая - классические примеры вульгаризации искажения классического марксизма К.Маркса и Ф.Энгельса.

Следующий вопрос, - и вопрос во многом ключевой,- это вопрос о классификации экономических идеологий. Здесь возможно идти двумя путями: либо классифицировать экономические идеологии подобно политическим идеологиям, либо вводить собственно экономическую типологию, непосредственно вырастающую из господствующих на данный момент экономических учений.

«Экономизированные» версии политических идеологий позволяют нам утверждать существование следующих экономических идеологий (разумеется, эта классификация в любой момент может быть изменена или дополнена):

1) праворадикальная (фашистская, расистская и т.п.) экономическая идеология;

2) консервативная экономическая идеология;

3) либеральная экономическая идеология;

4) социал-демократическая (социалистическая) экономическая идеология;

5) леворадикальная (коммунистическая, анархистская и т.п.) экономическая идеология;

Второй путь - это классификация экономической идеологии в зависимости от господствующих в настоящий момент экономических учений**. Здесь, например, можно предложить следующий вариант типологии:

1) монетаристская экономическая идеология;

2) неоклассическая экономическая идеология;

3) кейнсианская экономическая идеология;

4) институционалистская экономическая идеология;

5) леворадикальная (главны/м образом, марксистская, но также и ины/е анархистская и т.п.) экономическая идеология.

Между этими двумя типами экономических идеологий - «экономизированными» политическими и собственно экономическими, т.е. вытекающими из конкретных экономических учений, - существует тесная взаимозависимость. Причем мы бы не стали здесь определенно утверждать, что есть следствие, а что есть причина, - ситуация может быть различной.

В первом случае изначальная политическая ориентация экономиста диктует ему выбор «собственно экономической» идеологии. Политические ценности и политическое «видение» экономиста диктуют ему выбор того или иного конкретного экономического учения, а вместе с ним и «собственно экономической» идеологии [7]. Например, для экономиста леворадикальной политической ориентации характерен выбор в пользу марксизма или модного нынче институционализма.

Другой путь, противоположный, - когда экономист делает выбор в пользу «эко-номизированной» политической идеологии исходя из имеющегося у него научного вектора в пользу конкретного экономического учения. Например, сторонник неоклассического анализа чаще всего делает выбор в пользу либеральной или консервативной экономической идеологии.

В целом связь между двумя типами экономических идеологий - «экономизи-рованной» политической и «собственно экономической» может быть отражена в следующих двух таблицах:

*Вспомним потрясающие по краткости и емкости смысла ленинские лозунги эпохи большевистской революции: «Вся власть - Советам!», «Земля - крестьянам!», «Фабрики - рабочим!» и т.п.

**Мы их будем обозначать далее как «собственно экономические» идеологии.

Таблица 1

«Экономизирован-ная» политическая идеология Выбор «собственно экономической» идеологии

праворадикальная монетаризм, неоклассика

консервативная монетаризм, неоклассика

либеральная неоклассика, кейнсианство, институционализм

социал-демократическая кейнсианство, институционализм. марксизм

леворадикальная институционализм, марксизм

Например, согласно Й. Шумпетеру, исходной предпосылкой кейнсианской экономической идеологии стал взгляд на капитализм как на стагнирующую экономическую систему, которую необходимо периодически «приводить в порядок» государственным интервенционизмом:

Таблица 2

«И снова [в случае Кейнса] именно идеология - видение приходящего в упадок капитализма, которое определяло (видело) причину упадка в одной из множества особенностей современного капитализма, и одерживала победу, а не аналитическая реализация в книге 1936 года, которая сама по себе, без защиты в виде широкого принятия идеологии, значительно сильнее пострадала бы от критики, направлявшейся в ее адрес почти с самого начала» [7, с. 260-261].

Итак, у нас существуют не только две разновидности экономических идеологий («экономизированные» политические идеологии и собственно экономические идеологии), но и также два пути их возникновения: в первом случае экономист располагает уже сформировавшимися политическими взглядами, и на их основе он выбирает собственно экономическую идеологию (или даже конструирует ее,-случай Кейнса и Маркса), а во втором случае экономист-исследователь, экономист-теоретик, экономист-ученый сначала делает выбор в пользу собственно экономической идеологии и уже на основе этого выбора определяет свои предпочтения в пользу той или иной версии «экономизи-рованной» политической идеологии. Смеем предположить, что второй случай все же встречается реже, чем первый.

Возможно существование на практике комбинации этих идеологий и других убеждений, концепций в зависимости от решаемых глобальных задач: «Исход будет зависеть от довольно неопределенных перспектив многофакторного развития глобальной экономики, синтезирующей экономические, политические, идеологические, культурные и ментальные компоненты» [2, с. 53].

Теперь к вопросу о структуре экономической идеологии. На наш взгляд, экономическая идеология включает в себя шесть основных элементов:

а) экономические теории и гипотезы;

б) псевдонаучное экономическое знание;

в) ценности;

г) эмоции, убеждения;

д) практические ориентиры, алгоритмы действий;

е) образ экономического будущего [1, с. 210].

Экономические теории и гипотезы являются своего рода «фундаментом» экономической идеологии - фундаментом, который порой недоступен обозрению из-за надстроенных над ним нескольких этажей.

«Собственно экономическая» идеология Выбор «эконо-мизированной» политической идеологии

монетаристская праворадикальная, консервативная политическая идеология

неоклассическая консервативная, либеральная, социал-демократическая политическая идеология

кейнсианская либеральная, социал-демократическая политическая идеология

институционалист-ская либеральная, со-циал-демократиче-ская, леворадикальная политическая идеология

марксистская социал-демократическая, леворадикальная политическая идеология

Функция теорий и гипотез в экономической идеологии - объяснительная: при их помощи объясняются различные хозяйственные факты и феномены; однако вследствие специфики самого института идеологии эта функция чаще всего трансформируется в функцию, так сказать, «ссылочную»: хозяйственные факты и феномены в большей степени не объясняют посредством теорий и гипотез, а просто ссылаются на них, наделяя их порой «магической», «волшебной» объяснительной силой. Идеальный случай для всякой экономической идеологии: чтобы лежащие в ее основании экономические теории и гипотезы объясняли «весь хозяйственный мир» и желательно как можно проще и доступнее. Сложные качественные интерпретации, метафизический и вообще всякий спекулятивный философский дискурс, математический аппарат, громоздкие статистические калькуляции отбрасываются экономической идеологией как ненужный объяснительный элемент.

Псевдонаучное экономическое знание выступает в качестве следующего важнейшего компонента экономической идеологии, -причем это знание может быть различного происхождения: социально-мифологическое (т.е. базирующееся на так называемых «социальных мифах»), религиозное, обыденно-житейское и т.п. [5, гл. 2]. Главная функция этого знания - медиаторная: связать между собой в единый узел, с одной стороны, экономические теории и гипотезы как фундамент экономической идеологии, а с другой - последующие элементы этой идеологии - ценности, практические ориентиры и образ экономического будущего.

Псевдонаучное экономическое знание можно сравнить со связующей остаточной жидкостью, заполняющей собой все свободные «поры» и «полости» экономической идеологии, - его используют тогда, когда нельзя использовать все остальные элементы этого института, и идеологу остается только один выход - подключить экономическую псевдонауку для обоснования своих выводов. Часто к этому присоединяются эмоции и убеждения, которые дополняются примитивными алгоритмами действий и практических ориентиров, - например, «догоним и перегоним Америку», «поднимем в два раза производство мяса и молока» и т.п.

Ценности (их также можно обозначать как «экономические ценности») являются еще одним компонентом экономической

идеологии. Задача ценностей в экономической идеологии - показать преимущество данных целей, смыслов и мотивов поведения перед всеми иными целями, смыслами и мотивами.

Эмоции, убеждения являются неотъемлемым звеном экономической идеологии. Функция экономической идеологии -убеждать людей, и делать это страстно и эмоционально, как бы вести людей за харизматическим политическим лидером, проводником данной идеологии. Здесь очень многое зависит от харизмы самого лидера, от его умения быть популярным и доступным для электората.

Практические ориентиры, алгоритмы действий должны продемонстрировать способность экономической идеологии решать назревшие экономические проблемы, причем во многих случаях это решение должно стать подобием «разрубания» сверхзапутанного гордиева узла. Там, где необходимы сложные и тонко просчитанные экономические действия, экономическая идеология традиционно предлагает свое топорное решение, некую «универсальную отмычку» для всех хозяйственных проблем; и, если вдруг такое решение будет когда-нибудь проведено в жизнь, оно неминуемо повлечет за собой цепь экономических потрясений и катастроф.

Образ экономического будущего как компонент экономической идеологии играет в ней роль волшебного зеркала, в которое всматриваются все приверженцы данной идеологии, и должны видеть в нем «идеальную хозяйственную реальность», к которой их ведет данная идеология*.

Итак, мы живем в мире, где помимо политических идеологий весьма значимую роль играют экономические (хозяйственные) идеологии. Эта роль не всегда заметна при беглом взгляде на социальную реальность, но при анализе собственно экономических явлений и феноменов она должна, безусловно, браться в расчет и всячески учитываться. Здесь мы исследовали вопрос только о двух типах экономических идеологий: «экономизированных» политических и «собственно экономических». Вероятно, этот анализ можно в дальнейшем еще больше углубить и расширить и выявить новые, пока неизвестные виды экономического «знания», способного принимать форму идеологий. Роль экономических идеологий в принятии различных

"Например, в советской идеологии роль такого «зеркала» выполнял образ коммунизма с его непрерывно льющимся потоком «источников общественного богатства».

теорий и гипотез, а также конкретных хозяйственных решений ни в коем случаев не должна недооцениваться и принижаться, иначе мы можем легко попасть в ситуацию Алисы из известной сказки Льюиса Кэрролла, которая однажды ехала в поезде и получила следующее замечание от Контролера, проверявшего билеты:

«И вообще ты/ едешь не в ту сторону!»

Так вот, экономисту знание экономической идеологии как раз и нужно для того, чтобы ехать в «ту сторону».

1. Ананьин, О.И. Структура экономико-теоретического знания [Текст] / О.И. Ананьин. М., 2005. 243 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ахмедов, Ф.Н. Финансовая система как детерминант экономического роста России в условиях мирового кризиса [Текст] / Ф.Н. Ахмедов. Материалы V Международной научно-практической конференции «Современная экономическая теория и реформирование экономики России (Москва -Ницца). М., «Экономика», 2010.

3. Агапова, И.И. Экономика и этика: аспекты взаимодействия [Текст] / И.И. Агапова. М., 2002.

4. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социологос, вып.1, М., 1991.

5. Орехов, А.М. Философия экономики в России: рождение традиции [Текст] / А.М. Орехов. М., 2011.

6. Самсин, А.И. Основы философии экономики [Текст] / А.И. Самсин. М., 2003.

7. Шумпетер, Й. Наука и идеология [Текст] / Й. Шумпетер / Философия экономики: Антология. М., 2012. 520 с.

8. Baradat L. Political Ideologies: their Origins and Impact. London, 1997.

1. Anan'in, O.I. Struktura jekonomiko-teoreticheskogo znanija [Tekst] / O.I. Anan'in. M., 2005. 243 s. (Russian).

2. Ahmedov, F.N. Finansovaja sistema kak determinant jekonomicheskogo rosta Rossii v uslovijah mirovogo krizisa [Tekst] / F.N. Ahmedov. Materialy V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii «Sovremennaja jekonomicheskaja teorija i re-formirovanie jekonomiki Rossii (Moskva-Nicca). M., «Jekonomika», 2010. (Russian).

3. Agapova, I.I. Jekonomika i jetika: aspekty vzaimodejstvija [Tekst] / I.I. Agapova. M., 2002. (Russian).

4. Luman N. Tavtologija i paradoks v samo-opisanijah sovremennogo obshhestva // Sociologos, vyp.1, M., 1991. (Russian).

5. Orehov, A.M. Filosofija jekonomiki v Rossii: rozhdenie tradicii [Tekst] / A.M. Orehov. M., 2011. (Russian).

6. Samsin, A.I. Osnovy filosofii jekonomiki [Tekst] / A.I. Samsin. M., 2003.

7. Shumpeter, J. Nauka i ideologija [Tekst] / J. Shumpeter / Filosofija jekonomiki: Antologija. M., 2012. 520 s. (Russian).

8. Baradat L. Political Ideologies: their Origins and Impact. London, 1997. (English).

UDC 330.101.2

ECONOMIC IDEOLOGY: THE EXPERIENCE OF INTERPRETATION

Orekhov Andrey Mihailovich

Peoples' Friendship University of Russia, Associate Professor of the Chair of Social Philosophy, Doctor of Philosophy, Moscow, Russia.

E-mail: orekhovandrey@yandex.ru

Akhmedov Fahraddin Nasraddin ogly,

Peoples' Friendship University of Russia, Associate Professor of the Chair of Finance and Credit, Candidate of Economic Sciences, Moscow, Russia. E-mail: akhemedov@mx.rudn.ru

Annotation

The article is devoted to the analysis of economic ideology as a scientific concept of social sciences. Economic ideology is a system of statements and convictions concerning economic facts and phenomena, expressing the attitude of people to different economic processes. There are two types of economic ideologies: "economized" versions of political ideologies and proper economic ideologies, rising from concrete economic doctrines. Structurally economic ideology embraces six main elements: economic theories and hypotheses; pseudoscientific economic knowledge; economic values; emotions and convictions; practical orientations and algorithms of actions; image of economic future.

Key concepts: economic science, economic ideology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.