Тхаровская Ольга Юрьевна
Краснодарский университет МВД России (e-mail: [email protected])
Экономическая форма реализации государством антитеррористической функции
В статье анализируется применение государственного экономического прогнозирования и финансового планирования в виде целевых программ, направленных на противодействие терроризму. Финансово-плановые акты, применяемые на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, закрепляют объемы финансирования по определенным направлениям деятельности государства и обеспечивают возможность реализации основных мер по профилактике и пресечению терроризма. Использование указанных экономических форм обеспечивает необходимое финансирование и техническое оснащение субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
Ключевые слова: терроризм, государство, экономическое прогнозирование, бюджет, целевая программа, финансовое планирование.
O.Yu. Tkharovskaya, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: tkhora@ rambler.ru
Economic form of implementation by the state anti-terrorism functions
This article analyzes the use of the state of economic forecasting and financial planning in the form of targeted programs aimed at countering terrorism. Financial plan documents that apply at the municipal, regional and federal levels securing funding for certain activities of the state and provide the ability to implement basic measures for the prevention and suppression of terrorism. The use of these economic forms provides the necessary financing and technical equipment of actors engaged in the fight against terrorism.
Key words: terrorism, state, economic forecasting, budget, target program, financial planning.
Антитеррористическая функция государства, выступающая предметом исследования автора, реализуется, как и иные функции государства, в различных правовых и организационных формах. Одной из основных организационных форм деятельности государства выступает организационно-хозяйственная форма, включающая материально-техническое и финансовое обеспечение органов государственной власти [1, с. 92], занимающихся вопросами реализации деятельности государства по противодействию терроризму. Еще в 2002 г. в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ говорилось о необходимости дополнительного рассмотрения вопросов финансирования антитеррористической деятельности, включая улучшение материально-технического обеспечения подразделений, занимающихся антитеррористической деятельностью [2]. Потребность в серьезном укреплении материально-технической базы антитеррористических органов позже обозначил В.В. Путин [3].
Как правило, государственное регулирование экономических вопросов при реализации деятельности по противодействию терроризму не связано с созданием дополнительных мате -риальных стимулов для их реализации, они базируются на силе и авторитете государственной власти.
В структуру организационно-хозяйственной формы реализации антитеррористической функции государства входит экономическая форма деятельности государства, элементом которой выступает государственное экономическое прогнозирование, основанное на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов, на учете тенденций развития науки, техники, интеллектуального потенциала. Это позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях, а исследование вариантов развития помогает осознанно форми-
193
ровать финансовое обеспечение деятельности государства по противодействию терроризму, определять совокупность рычагов, обеспечивающих ее эффективную реализацию. Реализация Концепции общественной безопасности в Российской Федерации [4], Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации [5] возможна только при использовании всего комплекса элементов государственного регулирования экономики.
В настоящее время применяется использование программно-целевого метода финансирования, что является относительно новым в бюджетном процессе России [6]. Различные экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Такие федеральные органы исполнительной власти, как МВД России, Министерство обороны РФ и ФСБ России, выступают в качестве госзаказчиков целого ряда федеральных целевых программ. Программы носят комплексный и преимущественно межведомственный характер, в связи с чем необходим контроль за своевременным и полным решением поставленных в них задач со стороны всех госзаказчиков и по всем программным мероприятиям.
Еще в 2008 г. В.В. Путин отмечал, что «речь идет о десятках миллиардов рублей на эти цели, на эту программу» [3], и это действительно так. Федеральная целевая программа «Антитеррор (2005-2007 годы)» предусматривала финансирование в размере 717700,0 тыс. руб. [7]. Положительным является то, что на «капитальные расходы» по программе на борьбу с терроризмом в 2006 г. было запланировано в пять раз больше средств, чем в предыдущем, - 3,7 млрд руб. Действительно, это самое значительное увеличение финансирования в сравнении с иными федеральными целевыми программами, что еще раз свидетельствует о значимости антитеррористической деятельности. При этом основным распорядителем средств по этой программе выступает ФСБ [6]. Более подробная структура федеральной целевой программы не раскрывается - она секретна [8]. Реализация федеральной целевой программы «Антитеррор 2009-2012 годы» была направлена на обеспечение сотрудников спецслужб и правоохранительных органов самыми передовыми техническими средствами выявления террористической деятельности на ранних стадиях [9].
В настоящее время реализуется подпрограмма «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и финансированию терроризма» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение государственной безопасности», предусматривающая на 2015 г. расходы в размере 289590,4 тыс. рублей на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных [10], а в 2016 г. на эти цели запланировано 660332,6 тыс. рублей [11].
В качестве подобного документа на региональном уровне можно привести Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Тюменской области на 2013-2018 годы [12], утвержденный решением антитеррористической комиссии Тюменской области от 30 декабря 2013 г. В ст. 5.5 предусматривается финансирование мероприятий Комплексного плана, реализуемых уполномоченными субъектами, за счет бюджетных средств, выделяемых на их основную деятельность, а также в рамках действующих областных, муниципальных целевых программ и за счет привлечения средств из внебюджетных источников. Целевая программа «Антитеррор» на 2009-2012 гг. администрации городского округа Спасск-Дальний [13] -пример муниципальной целевой программы, предусматривающей реализацию таких задач, как развитие наиболее эффективных направлений деятельности по повышению антитеррористической защищенности; выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности; оснащение необходимой специальной техникой; укрепление технической оснащенности объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и мест массового скопления граждан; совершенствование антитеррористической пропаганды. При этом финансирование данной программы предусматривается исключительно за счет бюджета городского округа. Из этого следует, что задачей государственного программирования при реализации антитеррористической функции государства выступает комплексное использование различных источников финансирования.
Применение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ, связанных с деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложены функции по реализации мер по противодействию терроризму, как одной из экономических форм реализации антитеррористической функции государства способно существенно повысить эффективность управления деятельностью уполномоченных субъектов и усилить контроль за ее результатами. При этом, к сожалению, в процессе составления и реализации целевых программ выяв-
194
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2016 • № 3 (33)
ляются существенные недостатки, снижающие эффективность управления государственными финансами в целом, устранение которых требует совершенствования как нормативной правовой базы (регламентирующей вопросы финансовой и служебной деятельности), так и практической работы по утверждению и реализации целевых программ [6].
Необходимо учитывать, что в процессе финансовой деятельности государство в качестве основы принимает и реализует финансово-плановые акты, содержащие конкретные задания в области финансов на определенный период, являющиеся планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов. Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета (см., например: [7]), бюджетов субъектов Российской Федерации (см., например: [4]), местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов [5, ст. 40], в качестве таких финансово-плановых актов выступают федеральный бюджет Российской Федерации, государственные бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Указанные финансово-плановые акты юридически оформляются в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом Российской Фе-
1. Цыганкова Д.Ю. Правовая идеология и информационная функция государства: теоретико-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012.
2. О неотложных мерах по улучшению финансового обеспечения антитеррористической деятельности: постановление СФ ФС РФ от 30 окт. 2002 г. № 417-СФ // Ведомости ФС РФ. 2002. № 31. Ст. 1700.
3. Президиум Правительства России рассмотрит новую ФЦП «Антитеррор». URL: http://vpk. name/news/19615_prezidium_ pravitelstva_rossii_rassmotrit_novuyu_fcp_ antiterror.html (дата обращения: 10.11.2015).
4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 14 нояб. 2013 г. № Пр-2685. Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».
5. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // Рос. газ. 2009. 20 окт.
6. Берладир Ю.В. Значение программно-целевого планирования при финансировании
дерации, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - соответственно законами субъектов России и постановлениями глав муниципальных образований. Данные финансово-плановые акты, утвержденные в установленном порядке, регулируют финансовые отношения и вызывают юридические последствия как любой финансово-правовой акт. Финансирование указанных выше программ на различных уровнях производится в размерах, определенных в нормативном правовом акте, утвердившем бюджет соответствующего уровня на определенный период.
Таким образом, можно говорить о том, что применение государственного экономического прогнозирования и финансового планирования в виде целевых программ, целями которых выступает реализация мер по противодействию терроризму, и финансово-плановых актов, применяемых на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, закрепляющих объемы финансирования по определенным направлениям деятельности государства, обеспечивает возможность реализации основных мер [5, ст. 21] по предупреждению (профилактике), пресечению терроризма, обеспечивает адекватное и своевременное финансирование и техническое оснащение субъектов борьбы с терроризмом.
1. Tsygankova D.Yu. Legal ideology and information function of the state: theoretical-legal aspect: diss.... Master of Law. Moscow, 2012.
2. On urgent measures to improve the financial security of anti-terrorist activities: resolution of the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation d.d. Oct. 30, 2002 № 417-SF // Bull. of the Federal Assembly of the Russian Federation. 2002. № 31. Art. 1700.
3. The Russian Government Presidium will consider a new Federal target program «Antiterror». URL: http://vpk.name/news/19615_ prezidium_pravitelstva_rossii_rassmotrit_novuyu_ fcp_antiterror.html (date of access: 10.11.2015).
4. The Concept of public security in the Russian Federation: approved by the President of the Russian Federation on Nov. 14, 2013 № PR-2685. Access from legal reference system «ConsultantPlus».
5. The Concept of counter terrorism in the Russian Federation // Rus. newsp. 2009. Oct. 20.
6. Berladir Yu. V. Importance of program planning when funding some of the costs of providing national defence and security of the
195
ряда расходов на обеспечение национальной обороны и безопасности Российской Федерации (правовой аспект). URL: www. voenprav.ru/docs/20-1850.doc (дата обращения: 10.11.2015).
7. О федеральном бюджете на 2005 год: федер. закон от 23 дек. 2004 г. № 173-Ф3 (ред. от 4 нояб. 2005 г.) // Собр. законодательства РФ. 2004. № 52, ч. 1. Ст. 5277.
8. Госкорпорация «Антитеррор». URL: http:// www.gazeta.ru/politics/2008/08/04_a_2801115. shtml (дата обращения: 10.11.2015).
9. Программа «Антитеррор 20092012» повысит уровень защищенности россиян. URL: http://ria.ru/defense_ safety/20080805/150113517.html#14471921522 504&message=resize&relto=login&action=remo veClass&value=registration (дата обращения: 10.11.2015).
10. О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»: федер. закон от 20 апр. 2015 г. № 93-Ф3 // официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.11.2015).
11. О федеральном бюджете на 2016 год: федер. закон от 14 дек. 2015 г. № 359-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 08.11.2015).
12. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Тюменской области на 2013-2018 годы. URL: https://admtyumen. ru/ogv_ru/gov/administrative/military_adm/ directions/more.htm?id=11283368@cmsArticle (дата обращения: 10.11.2015).
13. Целевая программа «Антитеррор» на 2009-2012 гг. администрации городского округа Спасск-Дальний. URL: http://spasskd.ru/ index.php?option=com_content&task=view&id=2 190&Itemid=314
14. О краевом бюджете на 2009 год: закон Камчатского края от 17 дек. 2008 г. № 190, предусматривающий расходы на краевую целевую программу «Антитеррор в Камчатском крае на 2009 год». Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 10.11.2015).
Russian Federation (legal aspects). URL: www. voenprav.ru/docs/20-1850.doc (date of access: 10.11.2015).
7. On the Federal budget for 2005: fed. law d.d. Dec. 23, 2004 № 173-FL (as amended on Nov. 4, 2005) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2004. № 52, pt. 1. Art. 5277
8. The State Corporation «Antiterror». URL: http:// www.gazeta.ru/politics/2008/08/04_a_2801115. shtml (date of access: 10.11.2015).
9. The program «Antiterror 20092012» will improve the level of protection of Russians. URL: http://ria.ru/defense_ safety/20080805/150113517.html#144719215 22504&message=resize&relto=login&action=re moveClass&value=registration (date of access: 10.11.2015).
10. On amendments to the Federal law «On the Federal budget for 2015 and on planning period 2016 and 2017»: fed. law d.d. Apr. 20, 2015 № 93-FL // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pravo.gov.ru (date of access: 08.11.2015).
11. On the Federal budget for 2016: fed. law d.d. Dec. 14, 2015 № 359-FL // Official Internet portal of legal information. URL: http://www.pmvo. gov.ru (date of access: 08.11.2015).
12. A comprehensive plan of counteraction to ideology of terrorism in the Tyumen region for 2013-2018. URL: https://admtyumen.ru/ogv_ru/ gov/administrative/military_adm/directions/more. htm?id=11283368@cmsArticle (date of access: 10.11.2015).
13. The target program «Antiterror» on the 2009-2012 of the administration of city district Spassk-Dalny. URL: http://spasskd.ru/index. php?option=com_content&task=view&id=2190&It emid=314
14. About the regional budget for 2009: law of Kamchatka Region d.d. Dec. 17, 2008 № 190, providing for the expenditures on the regional target program «Antiterror in Kamchatskiy Region for 2009». Access from legal reference system «ConsultantPlus» (date of access: 10.11.2015).
196
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 201б • № 3 (33)